задачи по художественно эстетическому развитию реализуются через нетрадиционные формы занятий
Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС
Хисматова Валерия
Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС
«Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС»
воспитатель ХисматоваВ. Б.
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене, и в трамвае на окне…
Эта детская песенка в полной мере подтверждает мнение психологов и педагогов, что нет ребенка, который не любил бы рисовать. Действительно, с самого раннего возраста большинство детишек тянется к рисованию, а мы, взрослые, просто обязаны помочь малышам овладеть этим видом деятельности. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, творчески развивает, формирует эстетический вкус, несёт в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает, занимает.
С введением ФГОС ДО одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие (художественно-эстетическая область, как одно из средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования, учили изображать объекты реалистического мира, то сейчас, используя новые, инновационные программы и педагогические технологии, мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, реализовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование. Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?
Не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их оригинальность и неповторимость состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, маленьким детям всегда интересно рисовать пальчиками и ладошкой, ставить на белом листочке кляксы и получать забавные изображения и гадать, на что это похоже? Т. е. тем самым дети достигают быстрого результата.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует всестороннему развитию ребёнка:
— внимания и усидчивости;
— изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
— развитие мелкой моторики.
В НОД по художественному творчеству, рисованию с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.
Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. И далеко не все справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Мне нравится рисовать с детьми нетрадиционными техниками. В таких занятиях есть творческая свобода и радость. Эффектные результаты почти не зависят от умелости и способностей, т. к. такие занятия напоминают игру. На занятиях дети с различными нетрадиционными материалами экспериментируют и создают прекрасные работы
Дети по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, нужно начинать с младшего дошкольного возраста, используя нетрадиционные способы изображения. Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Занятия по рисованию с детьми следует начать со способов, не требующих от маленьких художников профессионально четких линий, несущих важную художественную нагрузку. Сначала следует научиться рисовать пальчиком. Очень интересно маленьким детям рисовать на песке, на крупах.Затем задачу можно усложнить: использовать в процессе рисования тампончики, жесткую кисточку, штампы. Предварительно на листе бумаги простым карандашом нанесите контур. Попросите детей внимательно рассмотреть рисунок и обвести его пальчиком,проговаривая: вот грудка, мордочка, ушки, спинка и т. д. затем сделайте тычки тампоном или кисточкой, не оставляя просвета между ними. Рисунки получаются объемными и живыми, понятными каждому ребенку.
На последующих занятиях подведите детей к решению новых задач и применению различных способов изображения сюжета, пейзажа, натюрморта. Неотъемлемой частью работы должны стать экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.
Какие нетрадиционные способы рисования используются в средней группе? Кляксография, рисование пальцами, ладошкой, оттиск печатками из различных овощей (лук, картофель, капуста, гербарии цветов и листьев и т. д.) Разве не интересно узнать, что получится, если рисовать скомканной бумагой или паролоном, ватными палочками, манной крупой т. п. Рисовать можно чем угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект. Ничем незамутненная радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – это все мое!».
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально-положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Широко используя различные нетрадиционные техники рисования, для себя сделала вывод, что при использовании нетрадиционной техники, у детей возникают положительные эмоции. Дети становятся более эмоциональными, у них формируется эстетическое отношение к окружающему миру, формируются эстетические чувства.
Развитие духовно-нравственной личности через внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук посредством использования нетрадиционных техник рисования» Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук посредством использования нетрадиционных техник рисования» МЕЛКАЯ МОТОРИКА.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования» Мелкая моторика Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще,.
Опыт работы «Развитие эстетического восприятия посредством использования нетрадиционных художественных техник рисования» Содержание Материал по углубленной работе 1. Введение (актуальность, цели, задачи, ожидаемые результаты, этапы работы) 2. Теоретическое.
Опыт работы. Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник и приёмов рисования».
План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования» План по самообразованию воспитателя Ю. С. Сергановой на 2018-2019 учебный год. Тема: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Творчество неразрывно связано с судьбами цивилизации, со смыслом человеческой истории. Оно является источником сил человека и его способности.
Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисования
Анна Лапина
Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисования
Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста «Солнышко»
через нетрадиционные формы рисования.
Выполнила воспитатель Лапина А. Г.
Тип проекта: краткосрочный, творческий.
Участники проекта: дети раннего возраста, педагоги, родители.
Сроки проведения: с 1 октября 2017 по 30 января 2017г.
Условия формирования личного вклада
педагога в развитие образования
Составление перспективного плана работы по художественно-эстетическому развитию (рисованию)
Изучение методической литературы по теме, участие в вебинарах
Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группе
Изготовление (приобретение) необходимого изобразительного материала для рисования
Педагогическое просвещение родителей по теме.
Выступления на мероприятиях различных уровней; публикации в печати о собственном опыте работы, методические, дидактические материалы, размещение методических материалов на сайтах и в сетевых сообществах. Участие в методических объединениях /
Актуальность личного вклада
Традиционный вид детской художественной деятельности – рисование – в предметном его выражении не дает возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития.
Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
Традиционный вид детской художественной деятельности – рисование – в предметном его выражении не дает возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития.
Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
Традиционный вид детской художественной деятельности – рисование – в предметном его выражении не дает возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития.
Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
Теоретическое обоснование личного
вклада педагога в развитие образования
Подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, и о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
Применение разнообразных техник рисования способствует развитию детской художественной одаренности.
Комарова Т. С.
Детей нужно учить с ранних лет жизни, так как они запоминают все почти мгновенно. Не нужно боятся давать им много информации, ребенок запоминает то что ему интересно. Стимулировать интерес поможет повторение. Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.
Фатеева А. А.
Я пробуждаю в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость,веру в то, что творить добро и красоту это значит приносить людям радость.
Задачи:
Создать условия в группе для организации изобразительной деятельности;
Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования;
Привлекать детей к работе с различными материалами, упражняя в применении способов нетрадиционного рисования и развития специальных умений и навыков;
Развивать творческие способности детей;
Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность.
Ведущая педагогическая идея
Разработка и создание таких условий, при которых дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования в нетрадиционной технике.
Рисование нетрадиционными способами
способствует развитию у ребенка:
выражать свои впечатления и эмоции;
различать и называть основные цвета;
мелкой моторики и координации движений рук;
накоплению сенсорного опыта;
умению контролировать себя и свои действия;
наглядно-образного и логического мышления;
зрительного восприятия и произвольного внимания
Результаты проведённой работы на начальном этапе проекта по использованию нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей детей
Обогатилось содержимое уголка по ИЗОдеятельности: соль, песок, разноцветные крупы, печатки,
ватные палочки, поролоновые губки, зубные щеточки, трубочки, воск, восковые карандаши, пальчиковые краски. Созданы новые дидактические и сенсорные игры.
Дети узнали, что рисовать можно не только кисточками и карандашами
Познакомились со свойством песка
Дети чаще стали проявлять самостоятельность и рисовать в свободное время
Познакомились с некоторыми новыми дидактическими и сенсорными играми
Родители начали принимать более активное участие в нетрадиционном творчестве детей дома
Диапазон личного вклада
Взаимодействие с социальными партнерами
Составлен перспективный план
Разработаны конспекты НОД с использованием нетрадиционных техник рисования и ИКТ
Эстетически оформлена РППС, обогащена пособиями и материалами для рисования
Дети используют нетрадиционную технику рисования в самостоятельной деятельности
Родители активно участвуют в творческой деятельности совместно с детьми.
Консультация «Рисуем без кисточки»
Наглядная информация «Рисуем дома»
Родительское собрание «Вместо кисточки – ладошка»
Совместная выставка «Вместо кисточки – ладошка»
Литература
Денисова М. Ю. «Чудесные ладошки»: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: М. : Белый Ветер, 2011.
Жукова О. Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. М. : Айрис дидактика,
Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2 – 3 лет. Конспекты занятий. – М., Мозаика-синтез, 2009.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – М. : Академия Развития, 2004 г.
Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
Иллюстрации использованы из рабочего архива воспитателя
Фотографии детей размещены с разрешения родител ей
Спасибо за внимание!
Прикреплённые файлы:
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста через нетрадиционные формы рисования Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования,.
НОД по художественно-эстетическому развитию в группе раннего возраста. Рисование «В гости к нам пришла Матрешка» НОД по художественно- эстетическому развитию в группе раннего возраста. Цель: развитие эстетических чувств детей. Задачи: учить рисовать.
Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике для детей раннего возраста «Дружные ладошки» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) для детей раннего возраста «Дружные ладошки». Наталья Тарасова Цель: Воспитывать.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми раннего возраста «Зайка беленький» (аппликация) Техника: аппликация из мятой бумаги. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие,познавательное.
ООД по художественно-эстетическому развитию с элементами нетрадиционного рисования в первой младшей группе «Рыбки в домике» Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию с элементами нетрадиционного рисования в 1 младшей группе. Тема: «Рыбки в.
Конспект ООД во второй группе раннего возраста по художественно-эстетическому развитию Программные задачи: учить изображать дождь, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, видеть образ явления, развивать интерес к рисованию.
Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования» Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования. «Истоки способностей и дарования детей.
Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития
Татьяна Белашова
Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития
Доклад на тему: «Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития»
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Чтобы развиваться, дети должны иметь возможность рисовать, лепить, клеить, вырезать, конструировать, результат этой работы проявится в будущем в совершенно разных областях. Научно доказано, что возраст 4–8 лет наиболее благоприятен для развития творческих способностей ребенка.
Изобразительное творчество — своеобразная детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства.
Для чего следует развивать художественно-эстетические способности ребенка? В процессе художественно-эстетической деятельности усваиваются общечеловеческие ценности и нормы, развиваются возрастные личностные качества (восприятие эстетических явлений, образное мышление, продуктивное воображение, соучастие, опережающая эмоциональная оценка) через ознакомление детей с достижениями культуры и собственную творческую деятельность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие является одним из направлений образования, поэтому для развития дошкольника разрабатываются всё новые и новые подходы к эстетическому воспитанию, в том числе нетрадиционное рисование.
Что такое нетрадиционная техника выполнения изображений?
Это такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается своей оригинальностью. Изображение в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы и самое главное, нет места слову «нельзя». Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Основные принципы работы нетрадиционного рисования:
• от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к сложным;
• принцип индивидуализации – обеспечить развитие каждого ребёнка;
• принцип наглядности обусловлен тем, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
• связь обучения с жизнью. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество;
• принцип соразмерности заключается в том, что задания, задаваемые детям, приёмы и методы, используемые в работе, должны соответствовать их возрасту и уровню развития.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, тем самым у детей формируется эмоционально- положительное отношение к процессу рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• Рисование пальчиками или ладошками. Рисование пальчиками, ладошками развивает мелкую моторику, что очень важно для последующего развития. Детям до трех лет еще очень сложно удержать кисточку. Да и хочется постоянно все потрогать и пощупать самим! А тут шлеп-шлеп и из фиолетового отпечатка руки получается осьминог в море. Ребенок учится свободе творчества, абстрактно мыслить, изучает цвета и формы.
• Оттиск печатками (овощи, крышка и т. д). Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• Печать поролоном, пробками. Развивается чувство формы, цвета, композиции. Эта техника побуждает детей вносить дополнения в свою работу (рамка, украшение). Воспитывается аккуратность, эстетический вкус.
• Тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, отпечатками листьев. Развивается тактильное ощущение, наглядно-образное мышление. Воспитывается чувство прекрасного.
А в старшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными и осваивают еще более трудные методы, и техники:
• Рисование песком. Рисование картин песком успокаивает, координация движений становится лучше, развивает образное мышление.
• Рисование мятой бумагой. Работа с мятой бумагой развивает мелкую моторику рук, работа с красками дает представление о колористике, а необычный способ нанесения изображений позволяет в полной мере проявлять фантазию.
• Кляксография обычная или трубочкой. Благодаря данной технике рисования, у ребенка усиленно развивается творческое воображение.Выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
• Печать по трафарету. Развивается чувство формы, цвета, композиции.
• Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
• Монотопия предметная или пейзажная. Развивает фантазию, воображение, пространственное мышление.
При рисовании нетрадиционными материалами дошкольники получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Они с удовольствием рисуют с использованием нетрадиционных техник, ведь это им по силе, и результат своей работы они видят сразу.
Я считаю, что любовь к изобразительному искусству необходимо прививать с младшего дошкольного возраста используя, в том числе и нетрадиционные способы изображения. Такие технологии рисования вызывают у детей море положительных эмоций. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения и именно поэтому в своей работе мне нравиться использовать нетрадиционные техники. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. И в завершение хочется всем пожелать положительных эмоций и успехов в освоении нетрадиционных техник рисования.