задачи психологической помощи клиенту в случае распада супружеских отношений состоят в
Карабанова О. А. К21 Психология семейных отношений и основы семейного кон- сультирования: Учебное пособие
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
[Семья в психологической консультации, 1989]. В зависимости от преобла- дания мотивации клиента можно также говорить о различных установках, находящих выражение в подтексте жалобы. Наиболее типичными являют- ся следующие установки: 1) установка «потребителя», реализующая стрем- ление переложить груз ответственности на консультанта и получить «гото- вый рецепт»; 2) установка тревожно-неуверенного клиента, выражающая мотив получить эмоциональную поддержку и обратную связь, подтвержда- ющую правомерность и целесообразность своего поведения; 3) установка саморазвития, когда ситуация консультирования используется клиентом как ресурс личностного роста; 4) установка зависимости, когда клиент pea* лизует мотив удовлетворения потребности в безопасности, опеке и уста- новления привязанности. Выявление подтекста обращения — необходимое
296 Глава 5. Основы семейного консультирования
условие для грамотного построения стратегии и тактики проведения кон-
§ 4. Основные этапы психологического консультирования семьи
Можно выделить следующие этапы психологического консультирования семьи: предварительный этап записи; этап первичного приема; диагности- ческий этап; этап составления психологического заключения; этап совме- стного анализа причин возникновения проблемы и определения путей ее разрешения; заключительный этап.
Первичный прием. Знакомство консультанта с клиентом. Установление контакта с использованием техник присоединения — аккомодации как подра- жания консультанта стилю и особенностям поведения членов семьи (С. Ми- нухин), активного эмпатического слушания (К. Роджерс), мимезиса как под- ражания и копирования по типу имитации позы, одежды, мимики и пр. (С. Мйнухин). Конкретными формами мимезиса являются синхронизация дыхания,«отзеркаливание»позы,мимики,жестов,подражаниеречиклиента попараметрамскорости,громкости,интонациилибо,еслиработаидетссемь- ей в целом, речи «идентифицированного пациента», отслеживание глазодви- гательных реакций клиента. Представление консультанта и структурирова- ние позиций в консультативном процессе. Установление атмосферы доверия ибезопасности.Коммуницированиеэмоциональнойподдержкиистабилиза- ция эмоционального состояния клиента. Выявление жалобы и запроса. Пер- вичноеисследованиепроблемы.Наэтойстадиинеобходимополучитьобщую информацию о составе семьи, возрасте, образовании, профессиикаждогоиз членов семьи и выявить особенности их отношений и взаимодействия. Опти- мальным методом здесь является составление генограммы для трех поколе- ний семьи. Если работа идет с семьей в целом, то необходимо выявить пози- цию каждого из присутствующих ее членов в отношении проблемы обращения. Переформулирование запроса. Заключение договора (контракта) на проведение психологического консультирования. В рамках договора со- гласуются цели консультирования и форма психологической помощи, кото- рая будет оказана клиенту. Обсуждаются проблема ответственности клиента и консультанта и их функции в процессе работы. Осуществляется согласова- ние организационных вопросов: количество встреч, их продолжительность и периодичность, состав участников, оплата консультаций.
Диагностический этап. Уточнение проблемы клиента. Направленное ее изучение в соответствии с принципом стереоскопичности диагноза, выяв-
§ 4. Основные этапы психологического консультирования семьи 297
ление ролевой структуры семьи и ее внутренних и социальных ресурсов. Реконструкция истории развития семьи с момента знакомства супругов. Анализ проблемных ситуаций, типовых семейных сценариев, выявление и обсуждение семейных мифов. Формулирование рабочих гипотез о содер- жании и причинах проблемы. Проведение необходимого диагностического обследования с целью проверки выдвинутых гипотез.
Этапсоставленияпсихологическогозаключения. Формулированиепси- хологического диагноза и прогноза. Диагностическое заключение должно содержать описание объективного статуса семьи, вывод о соответствии жа- лобы объективной проблеме семьи и мере ее обоснованности, позитивную оценку функционирования семьи с выделением ее ресурсов, переформули- рованиезначениясимптомовпроблемногоповедениячленовсемьииобъек- тивированиемеханизмасимптомообразования; внемдолжнабытьпоказа- на роль симптома в сохранении семейного функционирования. Разработка общего плана рекомендаций по преодолению проблем семьи. Психологиче- ское заключение может быть составлено консультантом вне времени встре- чи с клиентом, представлять собой результат анализа и интерпретации про- блемы консультантом и основу для проведения последующего этапа. В ряде случаев этап составления психологического заключения может совмещать- ся с этапом совместного анализа проблемы и поиска ее решения.
Этапсовместногоанализапричинпроблемыиопределениепутейеераз- решения. Направленный анализ проблемы, выделение «сильных», ресурс- ных, и «слабых» аспектов семейного функционирования. Выявление причин неэффективного функционирования. Обсуждение основных положений психологического диагноза. Совместная выработка условно-вариантного прогноза. Рассмотрение «веера» возможных решений, всесторонняя оценка
«плюсов» и «минусов» каждого из них. Принятие решения, выработка плана его реализации. Распределение ответственности и функций между членами семьи. Разработка системы «домашних заданий» для воплощения принятого решения в жизнь.
Заключительный этап. Подведение итогов. Контроль и оценка реализа- ции принятого решения. Завершение совместной работы с консультантом, обсуждение форм и сроков дальнейших контактов. Совместная выработка плана профилактических и превентивных мероприятий по предупрежде- нию возникновения трудностей и проблем в семье.
Дажепростоеперечислениеэтаповпсихологическогоконсультирования семьи обнаруживает то, что они эксплицируют не столько временную по- следовательность,сколькосамулогикуипоследовательность разрешения задач, обеспечивающих удовлетворение запроса клиента. Сами же этапы могут перекрываться во времени, допускать нарушение линейности продви- жения и возвращение с последующего на предыдущий этап. Выделенная по- следовательность этапов скорее определяет закономерность перехода от вы- полнения одного вида консультативных работ и процедур к другому.
298 Глава 5. Основы семейного консультирования
При определении содержания психологического консультирования на каждом из этапов были испрльзованы понятия «жалоба», «запрос», «пси- хологический диагноз» и «прогноз». Остановимся более подробно на каж- дом из них.
Запрос конкретизирует ожидания клиента в отношении помощи, кото- рую он предполагает получить в консультации. Можно выделить следую- щие виды запросов клиента о психологической помощи: информационный запрос; запрос о помощи в обучении навыкам общения, взаимодействия, поведения в проблемных ситуациях; о содействии в анализе и интерпрета- ции событий, поведения, особенностей личности; о помощи в выработке позиции в отношении проблемы; об эмоциональной и психологической поддержке; о содействии в анализе проблемы и принятии решения [Там же]. Все перечисленные виды запросов можно квалифицировать как адек- ватные. Вместе с тем консультанту в большинстве случаев приходится сталкиваться с неадекватными ожиданиями клиента. Тогда запросы фор-
§ 4. Основные этапы психологического консультирования семьи 299
мулируютсяпотипуманипулятивногозапросаилизапроса—перекладыва- ния ответственности за решение проблемы на консультанта. Манипуля- тивный запрос состоит в просьбе клиента об оказании влияния на члена се- мьи и его изменении либо в интересах самого члена семьи («муж пьет — повлияйте на него, чтобы не пил»), либо в интересах клиента. В случае пе- рекладывания ответственности за решение проблемы на консультанта кли- ент исходит из мифа о всемогуществе консультанта и «волшебной палоч- ке», по взмаху которой все проблемы могут быть разом решены без какого бы то ни было участия самого клиента. Очевидно, что в случае неадекват- ного запроса должна быть проведена работа по его переформулированию для заключения договора, или так называемого «терапевтического кон- тракта», на проведение консультативной работы.
Понятие психологического диагноза неоднозначно интерпретируется в разных литературных источниках. Первоначально в практической психоло- гии термин «диагноз» получил распространение в самом широком и неопре- деленномзначении — какконстатация количественной или качественной ха- рактеристики признака [Бурменская и др., 2003]. В зарубежной психологии и психометрии понятие «психологический диагноз» является производным от процедур тестового измерения. Если, вслед за А. Анастази [1982], опреде- лять психологическую диагностику семьи как «идентификацию психологи- ческих характеристик индивида/семьи с помощью специальных методов», то такое понимание психологического диагноза оказывается непродуктив- ным для решения задач семейного консультирования. Как указывает Г. В. Бурменская [2003], не случайно в современной зарубежной психологии многие специалисты отвергают термин «диагноз», утверждая, что его следу- етизбегатьиз-замедицинского,т.е.ориентированногонаболезнь,значения. В любом виде психологического консультирования, а уж тем более в семей- ном консультировании, главная задача состоит в том, чтобы помочь семье преодолеть трудности ее функционирования и создать оптимальные усло- вия для личностного роста и развития как каждого ее члена, так и семьи в це- лом. Психологический диагноз должен иметь собственное содержание, вы- ходящее за рамка описания трудностей семьи как симптомов ее «болезни» и объективно установленных особенностей ее функционирования. Необходи- мо выявить механизмы генезиса и формирования трудностей функциониро- вания семьи. Таким образом, этиологическийдиагноз, выступая важным компонентом психологического диагноза, предполагает выделение причин- ных каузально-динамических связей, выявленных в ходе психологического обследования трудностей функционирования и развития семьи, с источни- ками и условиями их образования.
Составление психологического прогноза — главный результат психоло- гического обследования семьи. Важной его характеристикой является сте- пень достоверности. В настоящее время в практике психологического кон- сультирования используются два достаточно близких на первый взгляд
300 Глава 5. Основы семейного консультирования
понятия. Это «вероятностный прогноз» и «условно-вариантный прогноз». Однако, считает Бурменская [2003], при обсуждении проблемы диагности- ки психического развития ребенка понятие вероятностного прогноза пред- ставляется неуместным, поскольку в силу открытого характера развития ребенка в принципе отсутствуют основания для определения вероятности того или иного его хода в будущем. Продолжая мысль о роли активности самого субъекта в проектировании и осуществлении своего развития, мож- но заключить, что делать предсказания относительно вероятности того или иного варианта разрешения семьей своих трудностей и, соответствен- но, относительно перспектив ее дальнейшего функционирования и разви- тия оказывается задачей не просто неблагодарной, но и практически нераз- решимой. В силу этого, по нашему мнению, перспективно и правомерно использоватьпонятие условно-вариантного прогноза, используемоговрам- ках возрастно-психологического консультирования развития ребенка [Там же]. Под условно-вариантным прогнозом следует понимать конструирова- ние основных вариантов развития семьи из множества потенциально воз- можных. Эти варианты определяются с учетом трех возможностей: 1) не- благоприятные условия, ставшие причиной психологических трудностей, сохраняются; 2) причины и факторы неблагополучия семьи будут преодо- лены или существенно ослаблены; 3) причины и факторы дисгармонично- сти, напротив, усугубятся. Прогноз дальнейшего функционирования и раз- вития семьи должен представлять собой «веер» вариантов в диапазоне указанных возможностей, а не предсказание с определенной вероятностью однозначного исхода. Таким образом, условно-вариантный прогноз стано- вится основой для разработки стратегии и тактики «самопомощи» семьи в разрешении возникшей проблемы или кризисной ситуации.
Основные формы семейного консультирования
В настоящее время используются следующие формы семейного консульти- рования: 1) индивидуальное консультирование одного из супругов; 2) парал- лельное индивидуальное консультирование обоих супругов одним консуль- тантом; 3) параллельное индивидуальное консультирование обоих супругов разными, но взаимодействующими консультантами; 4) совместное консуль-‘ тирование обоих супругов либо всех членов семьи одним консультантом.
Индивидуальная форма консультирования одного из супругов являет- ся наименее продуктивной. В ряде случаев отмечается, что при индивиду- альной работе лишь с одним из супругов отношения в семье не только не улучшаются, но значительно дестабилизируются. Эти факты еще раз дока- зывают, что семья представляет собой целостную систему, а потому имен- но она должна быть субъектом обращения за психологической помощью. Параллельное консультирование супругов одним или сотрудничающими консультантами, несомненно, является шагом вперед к достижению цели консультирования — повышения уровня эффективности функционирова-
§ 5. Консультирование по проблемам семьи 301
ния семьи. Однако в этом случае «за кадром» остаются общение и формы взаимодействия и сотрудничества супругов, что значительно ограничивает возможности консультирования и коррекции. Признанным фактом явля- ется максимальная эффективность консультирования при использовании формы совместного консультирования супругов/семьи.
§ 5. Консультирование по проблемам семьи
Консультирование по вопросамвступления в брак
Консультирование по вопросам вступления в брак в нашей стране оказыва- ется относительно редко востребованной формой психологического кон- сультирования. Обычно запрос формулируется клиентом в виде просьбы оценить степень психологической совместимости партнеров как будущих супругов. Выше были определены условия супружеской совместимости, из которых важнейшими для стадии выбора брачного партнера являются сте- пень согласованности семейных ценностей и ролевых ожиданий в отноше- нии целей и ролевых моделей поведения супругов, а также принятие лично- стных и поведенческих особенностей партнера и готовность учитывать их в сотрудничестве. Задачей консультирования в этом случае должно стать про- яснениесемейныхценностейипредставленийопринципахинормахсемей- ного функционирования и ожиданий в отношении ролевого поведения каж- дого из партнеров и их обсуждение. Вопросы распределения функций в семье, главенства, планирования рождения детей, контрацепции и абортов, сексуальных отношений, супружеской измены, финансовых вопросов и се- мейного бюджета должны стать предметом открытого и честного обсужде- ния. Целесообразно использовать формы заданий по характеру распределе- ния бюджета, построению перспективного плана важных жизненных событий семьи с элементами ролевого разыгрывания и творческих заданий проективного типа (например, рисунок «Наша семья через 20 лет») и т.д.
Другим направлением работы с парой, желающей создать семью, долж- на стать диагностика психологической готовности к вступлению в брак, включая уровень соответствия требованиям экономической и финансовой самостоятельности, эмоциональной автономии от прародительской семьи, достижения необходимой личностной зрелости для осуществления выбора и принятия ответственности.
Важное профилактическое значение имеет выработка программ, на- правленных на развитие эмпатии, коммуникативной компетентности, уме- ния разрешать конфликтные ситуации методом «семейного совета».
Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка
Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка, определяется необ- ходимостью реализации главной цели — формирования родительской по-
302 Глава 5. Основы семейного консультирования
зиции матери и отца и подготовке к перестройке семейной системы в свя- зи с рождением ребенка. Основные ее задачи:
• формирование родительской позиции на ценностно-смысловом и мо-
тивационном уровне, включая родительскую ответственность;
• повышение уровня когнитивной осведомленности о внутриутробном развитии ребенка, течении беременности и родов, их психологическом зна- чении для ребенка и матери;
•повышение уровня психолого-педагогической компетентности в во- просах развития и воспитания детей младенческого и раннего возраста;
•формирование навыков саморегуляции функциональных и психичес- ких состояний, поведения в родах, ухода за ребенком;
•оптимизация супружеских отношений, помощь в планировании жиз- ненного стиля семьи, распределении обязанностей после рождения ребенка;
• развитие навыков открытого субъектно-ориентированного эмоцио- нального общения с ребенком в период беременности, помощь в формиро- вании образа ребенка [Ланцбург, 2000; Захарова и др., 2002].
Специальная работа по формированию родительской позиции осуще- ствляется в родительских школах и школах сознательного материнства, где задачи диагностики и коррекции готовности родителей к отцовству и мате- ринству, профилактики деструктивных процессов в семье и развития роди- тельской компетентности могут быть с успехом решены.
Консультирование по проблеме супружеской измены
Приведем схему психологического консультирования супружеской из- мены, предложенную А.Н. Волковой.
1. Формирование картины измены:
§ 5. Консультирование по проблемам семьи 303
•выделение и составление психологической характеристики соперни- ка, руководствуясь которой можно составить представление о возможных причинах супружеской измены;
•определение «нормативности» реакций ревности;
• определение уровня активности поведения ревнующего и преобладаю- щих реакций ревности, их трансформация в более конструктивные формы;
•определение интенсивности реакций, их влияния на жизнедеятель- ность и исход измены.
2. Исследование личностных особенностей участников супружеской измены, в первую очередь ее «жертвы».
3. Выбор методов психологического воздействия с целью оптимизации работы клиента над проблемой преодоления ревности и восстановления супружеских отношений, безусловно, в тех случаях, когда это возможно.
Консультирование по проблеме насилия в семье
§ 5. Консультирование по проблемам семьи
ния семьи. Однако в этом случае «за кадром» остаются общение и формы взаимодействия и сотрудничества супругов, что значительно ограничивает возможности консультирования и коррекции. Признанным фактом является максимальная эффективность консультирования при использовании формы совместного консультирования супругов/семьи.
§ 5. Консультирование по проблемам семьи
Консультирование по вопросамвступления в брак
Консультирование по вопросам вступления в брак в нашей стране оказывается относительно редко востребованной формой психологического консультирования. Обычно запрос формулируется клиентом в виде просьбы оценить степень психологической совместимости партнеров как будущих супругов. Выше были определены условия супружеской совместимости, из которых важнейшими для стадии выбора брачного партнера являются степень согласованности семейных ценностей и ролевых ожиданий в отношении целей и ролевых моделей поведения супругов, а также принятие личностных и поведенческих особенностей партнера и готовность учитывать их в сотрудничестве. Задачей консультирования в этом случае должно стать прояснениесемейныхценностейипредставленийопринципахинормахсемейного функционирования и ожиданий в отношении ролевого поведения каждого из партнеров и их обсуждение. Вопросы распределения функций в семье, главенства, планирования рождения детей, контрацепции и абортов, сексуальных отношений, супружеской измены, финансовых вопросов и семейного бюджета должны стать предметом открытого и честного обсуждения. Целесообразно использовать формы заданий по характеру распределения бюджета, построению перспективного плана важных жизненных событий семьи с элементами ролевого разыгрывания и творческих заданий проективного типа (например, рисунок «Наша семья через 20 лет») и т.д.
Другим направлением работы с парой, желающей создать семью, должна стать диагностика психологической готовности к вступлению в брак, включая уровень соответствия требованиям экономической и финансовой самостоятельности, эмоциональной автономии от прародительской семьи, достижения необходимой личностной зрелости для осуществления выбора и принятия ответственности.
Важное профилактическое значение имеет выработка программ, направленных на развитие эмпатии, коммуникативной компетентности, умения разрешать конфликтные ситуации методом «семейного совета».
Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка
Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка, определяется необходимостью реализации главной цели — формирования родительской по-
Глава 5. Основы семейного консультирования
зиции матери и отца и подготовке к перестройке семейной системы в связи с рождением ребенка. Основные ее задачи:
• формирование родительской позиции на ценностно-смысловом и мотивационном уровне, включая родительскую ответственность;
• повышение уровня когнитивной осведомленности о внутриутробном развитии ребенка, течении беременности и родов, их психологическом значении для ребенка и матери;
•повышение уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах развития и воспитания детей младенческого и раннего возраста;
•формирование навыков саморегуляции функциональных и психических состояний, поведения в родах, ухода за ребенком;
•оптимизация супружеских отношений, помощь в планировании жизненного стиля семьи, распределении обязанностей после рождения ребенка;
• развитие навыков открытого субъектно-ориентированного эмоционального общения с ребенком в период беременности, помощь в формировании образа ребенка [Ланцбург, 2000; Захарова и др., 2002].
Специальная работа по формированию родительской позиции осуществляется в родительских школах и школах сознательного материнства, где задачи диагностики и коррекции готовности родителей к отцовству и материнству, профилактики деструктивных процессов в семье и развития родительской компетентности могут быть с успехом решены.
Консультирование по проблеме супружеской измены
Приведем схему психологического консультирования супружеской из-
1. Формирование картины измены:
§ 5. Консультирование по проблемам семьи
•выделение и составление психологической характеристики соперника, руководствуясь которой можно составить представление о возможных причинах супружеской измены;
•определение «нормативности» реакций ревности;
• определение уровня активности поведения ревнующего и преобладающих реакций ревности, их трансформация в более конструктивные формы; •определение интенсивности реакций, их влияния на жизнедеятель-
ность и исход измены.
2. Исследование личностных особенностей участников супружеской измены, в первую очередь ее «жертвы».
3. Выбор методов психологического воздействия с целью оптимизации работы клиента над проблемой преодоления ревности и восстановления супружеских отношений, безусловно, в тех случаях, когда это возможно.
Консультирование по проблеме насилия в семье
Глава 5. Основы семейного консультирования
Виды семейного насилия:
Консультирование женщин по проблеме семейного насилия в настоящее время осуществляется в специализированных кризисных центрах. Задачи психологического консультирования включают: стабилизацию эмоционального состояния клиентки; исследование проблемы, выявление источников поддержки; организацию принятия решения об изменении ситуации (уход от супруга, временное или постоянное раздельное прожива-
§ 5. Консультирование по проблемам семьи
ние, развод, сохранение статус-кво, переговоры с супругом, совершающим насильственные действия, использование посредничества, обращение в правоохранительные органы для защиты и т.д.) и составление плана действий. Важной составной частью плана действий является «индивидуальный план безопасности». Разработка такого плана подразумевает: обсуждение круга лиц, к которым следует обращаться в случаях насилия (соседи, милиция, свидетели); определение убежища, где можно укрыться и получить необходимые для жизни средства (друзья, родственники, кризисные центры); мобилизацию необходимых ресурсов для экстренной эвакуации в случае насилия (документы, деньги, необходимые вещи, лекарства, детские игрушки); разработку плана превентивной сепарации детей в случае угрозы насилия с тем, чтобы они не стали средством шантажа клиента или объектом агрессии со стороны супруга.
Психологическое консультирование по проблеме семейного насилия должно сопровождаться необходимыми мероприятиями, обеспечивающими правовую, экономическую и социальную поддержку жертв домашнего насилия.
Консультирование по проблеме развода
Говоря о задачах психологического консультирования по проблеме развода, мы имеем в виду лишь случаи, когда решение о разводе супругами уже принять. Более уместно говорить здесь о психологическом сопровождении развода. Необходимость такого сопровождения безусловна, когда в семье есть дети. В значительной степени такое консультирование выполняет информационную функцию [Алешина, 1994].
Основными задачами консультирования в случае развода являются: •посредничество в разрешении проблем экономического развода су-
пругов в режиме ограниченного времени — территориальные споры, раздел имущества, вопросы материально-финансовой поддержки;
•консультирование по проблеме установления опекунства, согласования условий участия родителя, проживающего отдельно, в воспитании ре-
§ 5. Консультирование по проблемам семьи
найти для ребенка возможные объяснения этому факту, не подвергая сомнению чувства к нему такого родителя.
2. Образ каждого из родителей должен быть позитивным. Ребенок должен быть уверен в том, что его мама и папа — достойные люди, заслуживающие любви и уважения.
3. Разведенным супругам нужно принять нынешнее семейной положение как естественное и сформировать такую же установку у ребенка. Не стыдиться развода, не говорить о разводе как постыдной недостойной ситуации и не умалчивать о нем. Объяснить ребенку, что неполная семья — ничем не хуже любой другой семьи, что существуют такие отношения, когда отцы живут отдельно, но продолжают заботиться о детях.
4. Необходимо сохранять доброжелательные отношения между супругами, не ставить ребенка перед необходимостью выбора «он/она или я». Избегать подозрительности, не расспрашивать ребенка о супруге, его новой семье, если она существует, не комментировать поступки, подарки, высказывания бывшей «половины», помнить о том, что бывший партнер — значимый и важный для ребенка человек.
5. Надо работать над тем, чтобы отношения ребенка с родителем, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов. Если невозможно очное общение, можно использовать письма, телефонные переговоры. Родитель, проживающий с ребенком, должен в случае необходимости проявлять инициативу и настойчивость в восстановлении и сохранении контактов ребенка с другим родителем. Если родителя — постоянного воспитателя ребенка что-то не устраивает в форме, содержании и месте общения, он вправе предлагать свои варианты его организации и настаивать на них.
6. Семейная история не только не должна прерываться с разводом, она должна иметь продолжение. Семейные фотографии и видеозаписи, семейные реликвии и рассказы, в том числе «история любви» родителей, должны сохраняться в семье, иметь позитивную эмоциональную окраску, быть для ребенка «лучшими и любимыми страницами» летописи его семьи. Это правило является важной мерой профилактики нарушения семейно-брач- ных отношений в будущей семье самого ребенка.
7. Нельзя ограничивать и прерывать отношения ребенка с бабушками и дедушками из семей обоих родителей. Естественно, что все вышеуказанные правила распространяются и на прародителей.
8. Создание новой семьи ни в коем случае не должно стать основанием для ограничения общения и сотрудничества ребенка с родителем. Отчим или мачеха не должны претендовать на то, чтобы занять в сердце ребенка место отца или матери. Друг, опекун, защитник, доверенное лицо, авторитетный воспитатель — далеко не полный перечень возможных ролей, которые может играть новый член семьи в жизни ребенка.
308 Глава 5. Основы семейного консультирования
Психологические рекомендации супругам во время и после развода