задание содержание и формы эстетического воспитания учеников в специальной коррекционной школе

Консультация из опыта работы «Эстетическое воспитание детей в коррекционной школе»

задание содержание и формы эстетического воспитания учеников в специальной коррекционной школе Анна Староверова
Консультация из опыта работы «Эстетическое воспитание детей в коррекционной школе»

Эстетическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса.

При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии, у них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое.

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Эстетическое воспитание умственно отсталых учащихся значительно осложняется в силу присущих данной категории детейс ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие этого, работа по эстетическому воспитанию в специальной школе VIII вида, имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации,предусматривающей:

-более элементарный уровень содержания эстетического воспитания по сравнению с массовой школой;

-рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся;

коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.

Все задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников можно распределить на пять групп.

К первой группе относятся задачи, направленные на коррекцию дефектов психического и физического развития умственно отсталых детей, становление личности каждого ребенка и подготовку его к самостоятельной жизни.

Задачи второй группы направлены на развития у умственно отсталых детей эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать красивое в повседневной жизни, природе, искусстве, обогащение опыта эстетическими впечатления, формирование запаса эстетических образцов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов, приучение к нравственно-этическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.

К четвертой группе относятся задачи, позволяющие приобщить детей к активной эстетическойи художественной деятельности: развитие эстетического и художественного восприятия, формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности, воспитание у детей потребности активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми на основе формирования соответствующих умений и навыков.

К пятой группе задач относят задачи, направленные на формирование у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей (наклонностей).

Можно выделить следующие группы методов эстетического воспитания:

1. Методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений (восприятие и наблюдение за окружающими предметами и явлениями, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их).

2. Методы, направленные на формирование элементов эстетического сознания (беседы, рассказы, экскурсии, прогулки с наблюдениями, игра).

3. Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, развитие у них умений и навыков художественного воспроизведения окружающих форм (показ способа действия, образцов для обследования, тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности в зависимости от вида искусства).

4. Методы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий (создание ситуаций творческого поиска, придумывание вариантов решений, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей, поощрение творческих решений).

Во все названные группы методов следует активно включать игровые ситуации (особенно в младшем школьном возрасте, а также приемы, повышающие интерес умственно отсталых детей к деятельности и способствующие ее усвоению.

Система коррекционно-воспитательной работы предполагает эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего периода обучения. Ряд учебных дисциплин в силу их специфики (изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика, трудовое обучение, физическая культура) обладают большими возможностями для эстетического воспитания, остальные меньшими. Однако очень важно, чтобы каждый учебный предмет был максимально использован в целях эстетического воспитания.

Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, музыки и пения и ритмики, вследствие непосредственного включения умственно отсталого ребенка в определенный вид искусства (живопись, музыка, танец) и формирования у него доступной эстетическо-художественной деятельности в рамках данного вида искусства.

Важным средством эстетического воспитания, особенно учащихся младших классов, являются уроки трудового обучения (ручного труда, на которых учащиеся работают с различными материалами, привлекающими и радующими детей, как во время деятельности, так и в момент, когда работа закончена. В трудовом процессе активно участвуют все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития эстетического восприятия и элементов художественного творчества.

Моя работа с детьми ОВЗ показывает, что рациональная организация внутри школьной работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.

Я считаю, что наиболее результативной работа может стать для детей V-VIII классов, так как они уже в определенной мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих детей более четко определить интересы и наклонности. Но работа по эстетическому воспитанию необходимо начинать с дошкольного возраста, переходя в младший школьный возраст, а затем и в среднее и старшее звено.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.

В ходе работы творческим трудом дети учатся составлять различные орнаменты; выполнять сюжетные аппликации; работать с природным материалами; изготавливать сувениры и украшения.

Во время занятий творческим трудом я воспитываю активное эмоционально-эстетическое отношение к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека; развиваются волевые качества, коммуникативные навыки и способности применять полученные знания в повседневной жизни.

Вся работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным стремлениям учащихся. При организации работыя соблюдаю следующие принципы:

— выдерживать общую направленность занятий;

— обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержания и методов занятий с учетом личных склонностей детей;

— осуществлять массовость, вовлекать в работу большинство учащихся;

— опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей;

— иметь общественно-полезную направленность всех выполняемых работ;

— подчинять все виды работ общим учебно-воспитательным задачам.

В содержание такой работы я включаю изготовление поделок из бумаги, салфеток, цветного песка, различных природных материалов и др.

В труде у детей воспитывается чувство коллективизма, умения трудиться для других и ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно, придавая работе общественно-полезный характер, создавать положительный эмоциональный настрой для такой работы.

Во время работыдолжны четко соблюдаться требования: работу надо выполнять чисто, аккуратно. Следует систематически и последовательно прививать детям вкус к простому, удобному и красивому.

Это работа приносит удовлетворение не только мне, но и моим воспитанникам. Мы находимся в постоянном поиске творческих идей.

В процессе осуществления эстетического воспитаниянеобходимо решить следующие задачи:

— систематически развивать эстетическое восприятие,

эстетические чувства и представления детей,

— формировать основы эстетического вкуса.

Для детей имеющих сложный дефект развития художественно-эстетическое воспитание осуществляется через расширение чувственного опыта:

1. сенсорное развитие;

2. использование сохранных анализаторов;

3. использование наглядности.

В процессе эстетического воспитания у детей удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми. Многие дети, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое.

Сенсомоторное воспитание и развитие – основа эстетического воспитания.

С учетом своеобразия развития детей с сложным дефектом- эстетическое воспитаниеобучения направлено на решение следующих задач:

1. Воспитывать у детей интерес к различным видам изобразительной и художественно-графической деятельности.

2. Побуждать детей к созданию ассоциативных образов, развивать сюжетно-игровой замысел.

3. Поддерживать экспериментирование с красками, изобразительными материалами, аппликативными формами, комками глины и пластилина для создания простых, выразительных композиций.

4. Развивать у детей способность всматриваться в очертания линий, форм, мазков, пятен, силуэтов, находить их сходство с предметами и явлениями.

5. Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми выполнять коллективные работы по рисованию, лепке, аппликации.

6. Воспитывать эмоциональное отношение к природе и дизайну своего быта, формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

7. Учить детей создавать аранжировки из природных и искусственных материалов, использовать их для украшения одежды и комнаты.

8. Развивать художественную культуру ребенка в условиях социокультурной среды музеев, выставок, театров.

Система мероприятий по развитию эстетического восприятия у детей, посещающих коррекционную школу, направлена на преодоление характерных для них дефектов в области эмоций.

Одной из задач эстетического воспитания детей со сложным дефектом, кроме формирования у учащихся определенной эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам эстетического восприятия, а также выработки определенных эстетических взглядов и потребностей, является усвоение детьми навыков культурного поведения (эстетики поведения). Эстетика поведения включает соблюдение правил личной гигиены, культуру речи, вежливость и сдержанность во взаимоотношениях с людьми, аккуратность и обязательность, культуру общения и т. п.

Примером для детей служат отношения взрослых и членов школьного коллектива, создаваемая ими атмосфера доброжелательности и порядка.

Таким образом, формирование умения вести себя, выработка навыков и привычек культурного поведения непосредственно связаны не только с нравственным, но и с эстетическим воспитанием школьников.

Богатейший источник эстетического наслаждения — музыка. Она благотворно влияет на развитие личности ребенка. Музыка предоставляет ребенку богатые возможности для общения как со взрослыми, так и со сверстниками, создавая основу для содержательного взаимодействия между ними.

Умение подражать действиям взрослого формируется постепенно, на протяжении всех этапов обучения, и является одним из основных направлений коррекционной работы, проводимой на музыкальных занятиях. Подражая педагогу, ребенок учится плясать, подпевать, извлекать звуки из элементарных музыкальных инструментов.

Значимость эстетического развития, становления личностных качеств ребенка с нарушением в развитии очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения.

Доклад из опыта работы «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет» «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет» Появившись на свет, ребенок способен воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды (видит,.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности» Актуальность. В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков.

Из опыта работы «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Тема: «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду». Я работаю над темой: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста». (Социально.

задание содержание и формы эстетического воспитания учеников в специальной коррекционной школеИз опыта работы «Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовских традиций» ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ МОРДОВСКИХ ТРАДИЦИЙ Ребёнок с первых дней своей жизни погружается в культуру, в которой.

Консультация для родителей «Влияние народного промысла «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Влияние народного промысла «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (консультация для родителей) Эстетическое воспитание.

Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в ДОО» Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду»предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с разными видами искусства,.

Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ» В программе воспитания и обучения детей в детском саду: предусматривается воспитание.

Консультация из опыта работы «Формы работы с родителями по приобщению детей к графическому искусству» Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть.

Из опыта работы воспитателя детского сада «Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе» Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Цель: развивать у детей познавательный интерес к школьному обучению.

Источник

Доклад на тему: «Эстетическое воспитание детей коррекционной школы средствами изобразительного искусства «

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Эстетическое воспитание детей коррекционной школы средствами изобразительного искусства

Ибраимова Зинаида Ондабаевна

Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют.

Далеко не все дети любят рисовать карандашами, красками и другими обычными инструментами. Куда интересней попробовать себя в нестандартном подходе к рисованию. Ничто так не увлекает ребенка, как рисование, казалось бы, совершенно не предназначенными для этого предметами, такими как, например, ватные палочки, зубочистки, парафиновая свеча, нитки, коктейльные трубочки и другими неожиданными материалами. Поэтому, посещая мой кружок «Цветная палитра», дети не ограничиваются стандартными инструментами для рисования. Здесь дети учатся рисовать в таких интересных техниках как процарапывание, монотипия, рисунки точками, ниткография, жатая бумага, витражная техника и.т. д.

Использование нетрадиционных техник рисования поможет так же педагогу и психологу, ведь с их помощью нетрудно обогатить внутренний мир ребенка, развить и скорректировать эмоциональную сферу: справиться с тревожностью, избавиться от страхов, немотивированной агрессии. Как это сделать? Самое простое, попросить детей нарисовать свое настроение на мокром листе бумаги. Получается здорово и эффективно, так как кроме детской радости, взрослый получает возможность продиагностировать общий эмоциональный настрой каждого ребенка.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения, в разных ситуациях, дает возможность выразить различного рода эмоции, в том числе и отрицательные.

Пальчиковая живопись широко используется для снятия психического напряжения, стресса, координации неврозов страхов, то есть для профилактики и коррекции психического здоровья. Кроме того, нетрадиционные техники рисования оказывают благоприятное воздействие и на физическое развитие:

— развитие мелкой моторики;

— развитие тактильного восприятия;

— увеличение остроты и объема зрительного восприятия;

— развитие моторики крупных движений;

Пальцевая живопись: рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем кисть или карандаш. Хорошо если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми. Рисование пальцевой живописью способствует развитию контроля над мелкой моторикой, увеличению зрительного восприятия. Для выполнения детям предлагаю следующие темы: «Дождик, дождик, кап, кап», «Зеркальное отражение», «Рыбки в аквариуме», «Ветка рябины» и.т. д.

Кляксовая живопись: дает возможность научить ребенка делать кляксы (разноцветные), научить ребенка различать и называть цвета, а затем уже видеть образы, предметы или разные детали. На что похожа твоя клякса? Что она тебе напоминает? – эти вопросы очень полезны т.к. развивают мышление и воображение. После этого следует научить детей складывать лист бумаги пополам и наносить кляксы на одну сторону листа и, прикрыв его другой половиной, прогладить ладошкой. В результате получится целый сюжет, что способствует развитию мелкой моторики и сенсорному воспитанию.

Тренировка движения пальцев рук в изобразительной деятельности является важнейшим фактором развития речи ребёнка, способствует улучшению артикуляционных движении, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребёнка. Мною подобраны такие технологии, которые направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, личностных и поведенческих качеств.

Таким образом, актуальность педагогического опыта по развитию эстетического воспитания посредством различных техник вижу в новых подходах, которые раскрепощают ребёнка, дают возможность реализовывать себя в открытом социуме.

Источник

Обобщение опыта: «Эстетическое воспитание во внеклассной работе в условиях коррекционной школы-интерната»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МО воспитателей младшего звена

«Эстетическое воспитание во внеклассной работе в условиях коррекционной школы-интерната»

Внеклассная работа в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, а особенно в школах-интернатах VIII вида весьма разнообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетического воспитания. В современной практике применяются, как правило, три основные формы такой работы: массовая (общешкольные мероприятия: праздники, утренники, соревнования, концерты и т.п.), групповая (занятия в кружках, студиях, секциях и т.п.) и индивидуальная (обучение отдельных учащихся элементам художественной деятельности в рамках определенного вида искусства). Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию. К основным средствам эстетического воспитания во внеклассной работе относят: устройство быта и создание благоприятных условий для труда; организация творческой и исполнительской деятельности; демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой.

Как правило, главная цель эстетического направления – научить детей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей.

Эстетическое воспитание осуществляется в комплексе с нравственным, трудовым, физическим и экономическим воспитанием. Именно комплексный подход позволяет наиболее эффективно воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы ученика, на формирование его убеждений и чувств.

Известно, что эстетическое воспитание ребёнка, начинается ещё до поступления в школу. С миром звуков и красок ребёнок знакомится дома, в детском саду. Уже тогда он тянется к красивым вещам, игрушкам, картинкам и т. п.

Эстетическое развитие умственно отсталых детей осуществляется намного медленнее по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

Многие дети приходят к нам, в коррекционную школу, не умея играть, обслуживать себя, следовать элементарным правилам поведения в разнообразных ситуациях, у них отсутствуют знания о себе, о близких, об окружающих предметах и явлениях, их свойствах и назначении.

Эстетическое воспитание в нашей школе начинается с чего?

Эстетическое воспитание по существу начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые игрушки, цветы — все это формирует эстетический вкус ребенка. Однако лишь созерцательное отношение к удобствам и красоте окружающего мало способствует воспитанию вкуса человека. Необходимо включать учащихся в активную работу по благоустройству и оформлению помещений — классов, кабинетов, мастерских, рекреаций и т. д. Большое значение придается внешнему содержанию дворов, пришкольных земельных участков, игровых площадок.

Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы дети следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьезные требования предъявляются и к состоянию рабочего места (парте, верстаку, станку), учебных принадлежностей, инструментов, изделиям.

Составной частью эстетики быта являются также поведение учащихся и взаимные отношения. Было бы заблуждением считать, что умственно отсталые школьники не в состоянии понять и соблюдать существующие нормы поведения.

Другими словами, все начинается с красивого оформления комнат, внешнего вида ученика, правил вежливого поведения.

Одно из основных направлений коррекционных школ, и нашей в частности – это формирование эстетического восприятия, развитие творческих способностей в условиях коррекционной школы – интерната.

Организация творческой и исполнительской деятельности в школах осуществляется в разнообразных секциях, кружках, объединяющих детей по склонностям и интересам. Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности. Наиболее часто организуемыми в специальных (коррекционных) школах VIII вида являются следующие виды кружков эстетической направленности: художественно-изобразительные (рисование, лепка, аппликация, выпиливание, выжигание, керамика, чеканка, художественное вышивание, мягкая игрушка и др.); художественно-музыкальные (хор, вокал, музыкальные инструменты, танцы); драматические (пантомима, драма, кукольный театр).

Практика организации подобной работы показывает возможность и целесообразность деятельности данных кружков, их положительного влияния на развитие личности умственно отсталого ребенка, коррекции имеющихся у него недостатков.

Немного из опыта работы…

Методы эстетического воспитания можно разделить на две группы:

Первая группа методов включает разнообразные педагогические приёмы. Это показ, упражнения. Пользуясь этими приёмами, с первых дней объясняю воспитанникам: для того, чтобы школа была красивой, необходимо поддерживать чистоту, красиво заправлять кровать, каждую вещь класть на своё место. Большое внимание уделяю внешнему виду детей. Организую соревнования «Самый аккуратный ученик», «Самая аккуратная полка» и тд.

Провожу беседы: «Правила вежливого поведения со взрослыми и сверстниками», «Культура речи и общения», «Для чего человеку зеркало», «Встречают по одёжке» и др.

В свое время с медицинским работником организовывались встречи «Правила личной гигиены», «Вредные привычки».

В разных ситуациях побуждаю ребёнка поступать так, как принято в обществе: вовремя здороваться и прощаться, благодарить за внимание и услугу, вежливо обращаться к старшим и сверстникам.

Всё это осуществляется путём систематических упражнений.

Вторая группа методов – это беседы, чтение книг, практические занятия.

Особое внимание уделяю культуре общения и этикету. Провожу практические занятия «Мы в столовой», «Сервировка стола»; занятие по речевому этикету «Звонок по телефону». Где главной целью было научить детей правильно пользоваться телефоном, соблюдать культуру речи при разговоре.

При чтении книг, привлекаю внимание детей к поступкам и поведению людей, заслуживающих похвалы, одобрения создавая необходимую систему мотивов поведения.

Богатейший источник эстетического наслаждения – природа. Она пробуждает в детях чувство красоты, стремление познать её законы, обогащает представления об окружающем мире.

Чтобы дети могли понять, почувствовать и представить красочные описания природы в произведениях великих русских писателей и поэтов необходимо научить их видеть и воспринимать красоту реальной природы, а также высказывать свои впечатления о ней.

Задача воспитателя – пробудить у детей эстетические чувства по отношению к природе, научить их не только понимать и любить, но, и постоянно беречь её.

В коррекционной школе эстетическое воспитание осуществляется главным образом в двух направлениях: развитие эстетического восприятия и развитие художественного творчества. Одним из видов художественного творчества является работа с природным материалом, которая способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, эстетического вкуса.

Исходным пунктом при организации такого рода деятельности, является экскурсия, во время которой дети обращают внимание на всё яркое, приметное, испытывая при этом эстетическое удовольствие.

Собирая коллекции даров природы, изготавливая из них различные поделки, дети узнают много нового, учатся любить природу и видеть её красоту.

В процессе изготовления поделок закрепляются знания и умения детей, полученные ими на уроках. Например, умение планировать свою работу, различать цвета, развиваются пространственные представления, фантазия; совершенствуются двигательные процессы. Работа детей с ограниченными возможностями здоровья с природным материалом оказывает положительное влияние на развитие их эмоционально – волевой сферы; они учатся доводить дело до конца, оценивать своё изделие, находить в нём красоту.

Одно из главных мест в эстетическом воспитании принадлежит изобразительному искусству. Мы всегда много рисуем на различные конкурсы, да и так дети часто просто хотят рисовать.

Цель занятий по изобразительному искусству детьми с ограниченными возможностями здоровья – формирование умения воспринимать содержание картин в целом, анализировать отдельные изображённые на ней объекты, а также развитие логического мышления и речи, воспитание интереса к произведениям живописи.

Как самостоятельный вид художественной деятельности, рисование играет большую роль в эстетическом воспитании детей. Основная задача рисования в коррекционной школе – исправление недостатков развития умственно отсталых детей. Следует учесть, что способность к рисованию у учащихся коррекционной школы значительно ниже, чем у их сверстников массовой школе: предметное изображение у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья появляется значительно позднее. Для их рисунков характерны уподобление одних предметов другими, особенно, если они имеют исходную форму, диспропорции в изображении, ассиметричность, использование графических стереотипов, примитивизм. Рисунки этих детей часто бывают невыразительными, не передают движений людей, животных; воспроизведение пространственных отношений сопровождаются ошибками; отличаются нарушениями цветоразличения.

Изобразительная деятельность детей становится более осознанной и целенаправленной, если в процессе работы над рисунком они выполняют ряд интеллектуальных операций. Так, воспитатель, давая ученику, листок для рисования или принимая рисунок, просит его рассказать, что и в какой последовательности будет или было нарисовано.

Воспитатели систематически проводят с учащимися коррекционную работу. На прогулках, экскурсиях они предлагают детям рассматривать различные предметы и сравнивать их по величине и цвету, организуют игры, направленные на преодоление недостатков, характерных для умственно отсталых детей.

Например, игра «Какого цвета не стало?». Она заключается в следующем: показываю шесть небольших кружочков разного цвета; дети называют цвета, а затем закрывают глаза; убираю один из кружочков, а дети определяют, какого цвета не стало.

Очень важная роль в эстетическом воспитании учащихся коррекционной школы принадлежит музыке, которая обладает огромной силой эмоционального воздействия, вызывает яркие переживания, способствует развитию художественного вкуса.

Важным воспитательным средством являются движения под музыку, танцы. Двигаясь под музыку, дети лучше улавливают её ритм, темп, настроение. Музыка способствует улучшению координации движения, выработке правильной осанки, формированию навыков ориентировки в пространстве; побуждает к более красивому и плавному выполнению движений.

Основные методы музыкального воспитания – это беседы с прослушиванием грамзаписей музыкальных произведений.

Для учащихся младших классов лучше всего выбирать произведения звукоподражательного характера с ярко выраженными характеристиками. Перед прослушиванием таких произведений, можно показать детям картинки с изображением животных, голоса которых воспроизводятся в музыке.

В работе с детьми, пение является также средством профилактики и коррекции, поэтому в коррекционной школе большое внимание уделяется выработке у детей вокально – артикуляционных навыков.

Всю работу по музыкальному воспитанию следует вести в тесном контакте со школьным учителем пения и музыки.

Тема эстетики – это вечная тема, она была, есть и будет! Такие чувства, как доброта, любовь, воспитываются именно на прекрасном, а это благотворно влияет на психику ребёнка, делает его более уравновешенным и спокойным.

Некоторые формы внеклассной работы, например, подготовка и участие детей в мероприятиях, праздниках, вечерах помогают решению этой задачи.

Одни дети освобождаются от характерной ранее скованности или хаотичности движений, другие достигают значительных успехов в координации движений, почти все «артисты» вырабатывают у себя простую, непринуждённую и естественную манеру поведения.

Результаты эстетического воспитания больше всего видны в творческой деятельности ребёнка.

Также эстетическое воспитание способствует самостоятельности, развитию навыков коллективного труда, что ведёт к формированию таких черт характера, как чувство товарищества, взаимопомощи, аккуратности, прилежного отношения к труду.

Результативность работы тоже видна. Воспитанники нашей школы принимают участие и становятся призёрами в различных творческих конкурсах, как внутри школы, так и за её пределами.

Таким образом, развиваются в детях художественные способности, музыкальный слух, пластика, чувство ритма, умение работать в коллективе.

Ну и лично в своей работе пытаюсь совмещать строгость, терпение, требовательность, уважение и контроль.

Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на определенную теоретическую разработанность проблемы эстетического воспитания умственно отсталых школьников, отмечается разрыв между целеполаганием, методологией и реализацией процесса эстетического воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида, что обусловлено отсутствием четкой системы организации работы по данному направлению. В этой связи становится актуальной разработка модели эстетического воспитания (образования) умственно отсталых школьников в условиях специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, а также разработка критериев оценки эффективности данного процесса.

Кондакова О.Г. Эстетическое воспитание умственно отсталых школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6

Комарова Т.С.: Школа эстетического воспитания. – М.: Зимородок; Карапуз, 2006.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *