задерацкий в музыкальная форма
Теория музыкальных форм. Краткий конспект лекций и практических упражнений
Настоящий курс лекций и практических упражнений может быть рекомендован учащимся различных специальностей, но, разумеется, не заменяет личного общения с педагогом и практического анализа музыкальной формы и выразительных средств музыкальных произведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория музыкальных форм. Краткий конспект лекций и практических упражнений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
МОДУЛЬ 1. ПОНЯТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ.
ФУНКЦИИ ЧАСТЕЙ В ФОРМЕ.
Понятие музыкальной формы.
Музыкальная форма — лат. forma — вид, образ, очертание, красота. Это понятие имеет несколько значений:
Музыкальная форма вообще (форма как категория, присутствующая в искусстве)
Система музыкальных средств для воплощения содержания произведения: мелодические мотивы, лад, гармония, ритм, фактура, тембр и др.
Исторически сложившийся тип композиции: канон, рондо, фуга, соната, сюита. В этом понятии форма сближается с жанром
Важнейшее значение в искусстве имеет соотношение понятий формы и содержания. Содержание музыки — это внутренний духовный облик произведения, то, что она выражает. Язык музыки часто непереводим на язык слов, но сочинение может сопровождаться развёрнутой программой, данной автором (Г. Берлиоз — «Фантастическая симфония»). Возможна скрытая программа, например в названии (П.Чайковский — симфоническая увертюра «Ромео и Джульетта», Л.Бетховен — Симфония №3 «Героическая»). Многие произведения не имеют программы, но в любом сочинении есть интонационная фабула — развитие и взаимодействие интонаций, музыкально-интонационный сюжет. Содержание подразумевает идею и образ. Например, идея Симфонии №5 Д.Шостаковича — плач по судьбам миллионов людей, погибших в ХХ в. А образы — трагедия в I части, картина «ликования из-под палки» в финале. В сложном взаимодействии формы и содержания последнее является ведущим.
Музыкальная форма любого произведения имеет 2 стороны:
ФОРМА-СХЕМА — структура, композиционный план
ФОРМА-ПРОЦЕСС — слушая произведение, мы как бы участвуем в его создании, наблюдаем за рождением музыкального материала.
исследователей-музыковедов сложились различные способы классификации музыкальных форм. Одна из них — по эпохам:
Музыкальные формы эпохи барокко
Музыкальные формы ХХ века
Также есть деление на инструментальные и вокальные формы.
Независимо от классификаций существуют определённые типы форм:
Циклические формы (сюита, сонатно-симфонический цикл),
Смешанные формы и разновидности перечисленных форм
Музыкальные жанры — это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи с различным жизненным назначением музыки, способом и условиями её бытования, исполнения и восприятия.
В связи с жизненным назначением:
прикладные (бытовые и религиозные обряды, музыка к спектаклям и кинофильмам)
автономные (музыка, предназначенная для концертного исполнения)
духовные (религиозного содержания или исполняемая в церкви)
светские (музыка не связанная с религиозной традицией)
В связи с условиями бытования:
пленэрные (музыка на открытом воздухе)
По способу исполнения жанры бывают:
Музыкальные жанры могут пересекаться. Они имеют национальную характеристику (итальянское каприччио, норвежские танцы…), характеризуется ритмом, метром, фактурой, темпом. Отличительные черты жанра зависят от эпохи и индивидуального стиля композитора.
Музыкальный стиль — это система средств выразительности, которая служит для воплощения определённого содержания и свойственна конкретному историческому периоду, национальной культуре, отдельным направлениям, школам, индивидуальным особенностям композиторского письма. Например: Стиль эпохи — барокко, классицизм, романтизм и др. Национальный стиль — австро-немецкий, русский и др. Стиль направления или школы — Мангеймская школа, Венская школа, «Могучая кучка», французская «Шестёрка». Индивидуальный стиль — стиль В.Моцарта, П.Чайковского, Г.Свиридова…
Книга: Задерацкий В.В. «Музыкальная форма. В 2-х выпусках. Выпуск 2»
|
Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|
Музыкальная форма. В 2-х выпусках. Выпуск 2 | Во 2-м выпуске `Музыкальной формы` автор анализирует проблемы сонатной формы и принципы рондальных композиций в новом аспекте видения этих проблем. Кроме исторических разновидностей сонатной формы… — Музыка, (формат: 60×90/16, 528 стр.) Подробнее. | 2008 | 605 | бумажная книга |
См. также в других словарях:
ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ — гос., церковные и частные орг ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда… … Православная энциклопедия
Ну, погоди! — У этого термина существуют и другие значения, см. Ну, погоди! (значения). Ну, погоди! … Википедия
Спортивная журналистика — (sports journalism) (англ.) одна из форм (типов) журналистики, чьей предметной областью является сбор, обработка, хранение и передача информации о спортивных темах и событиях. Несмотря на «несерьезное» отношение к спортивным отделам в… … Википедия
Поиск материала «Музыкальная форма, Учебник, Способин И.В., 1984» для чтения, скачивания и покупки
Найденные материалы, документы, бумажные и электронные книги и файлы:
Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.
Search results:
Аренский. Руководство к изучению форм Асафьев. Музыкальная форма как процесс Бобровский. Основы музыкальной формы Бусслер. Учебник музыкальных форм в 30 задачах Кюрегян.
Музыкальная форма | Способин И.В. | download | Z-Library. Download books for free. Find books.
Канцтовары. Письменные принадлежности. Бумажные канцтовары. Ранцы, рюкзаки, сумки. Канцелярские мелочи. И многое другое.
Сложные формы Мазель, Цуккерман. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм Ройтерштейн. Основы музыкального анализа Коловский.
Я как-то больше » Музыкальную форму » В.В.Задерацкого уважаю, хоть этот учебник и сложен, потому как для композиторов написан, но мне это спустя 25 лет после получения высшего исполнительского образования и нужно.
И.В. Способин МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА Седьмое издание Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебника для музыкальных училищ и вузов ИЗДАТЕЛЬСТВО « МУЗЫКА > Москва, 1984 78 С 73 Способин И. В. С
Учебник для общих курсов анализа музыкальных произведений, написанный известным советским теоре- теоретиком, профессором Московской консерватории, вот уже более тридцати лет постоянно используется в педаго- педагогической практике Настоящее издание печатается.
Способин И.В. Музыкальная форма (1984): «В предлагаемом учебнике изложению, по возможности, придан теоретический характер, более общий, чем допускает изложение на основе анализа конкретного произведения. Самый типичный образец всегда имеет какие-либо индивидуальные черты и не содержит чего-нибудь такого, что есть в других столь же типичных образцах. И то и другое требует многих специальных оговорок и делает, неизбежно, изложение более пестрым.
И.В. Способин МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА Седьмое издание Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебника для музыкальных училищ и вузов ИЗДАТЕЛЬСТВО « МУЗЫКА > Москва, 1984.
400 с, нот. Учебник для общих курсов анализа музыкальных произведений, написанный известным советским теоретеоретиком, профессором Московской консерватории, вот уже более тридцати лет постоянно используется в педагопедагогической практике Настоящее издание печатается по.
Учебник для общих курсов анализа музыкальных произведений, написанный известным советским теоретиком, профессором Московской консерватории, вот уже более тридцати лет постоянно используется в педагогической практике. Скачать с turbobit. А также: Музыкальная психология.
Бусслер Л. Учебник музыкальных форм в 30 задача..
Крупная одночастная форма в музыке XIX и на рубеже XX века От редактора Введение Основные тенденции развития крупных музыкальных форм в классической музыке Симфонические увертюры Бетховена и некоторые вопросы сонатно-симфонического цикла в его творчестве Взаимодействие сонатной формы и цикла в ранней.
OCR Nina & Leon Dotan ldn-knigi.lib.ru 01.2004. OCR Nina & Leon Dotan ldn-knigi.lib.ru 01.2004. OCR Nina & Leon Dotan ldn-knigi.lib.ru 01.2004. OCR Nina & Leon Dotan ldn-knigi.lib.ru 01.2004. OCR Nina & Leon Dotan ldn-knigi.lib.ru 01.2004. OCR Nina & Leon Dotan ldn-knigi.lib.ru 01.2004. OCR Nina & Leon Dotan ldn-knigi.lib.ru 01.2004. OCR Nina & Leon Dotan ldn-knigi.lib.ru 01.2004. OCR Nina & Leon Dotan ldn-knigi.lib.ru 01.2004. OCR Nina & Leon Dotan ldn-knigi.lib.ru 01.2004. OCR Nina & Leon Dotan ldn-knigi.lib.ru 01.2004.
Музыкальная форма : Учебник для музыкальных училищ и вузов. Способин Игорь Владимирович. Аннотация издательства: Учебник для общих курсов анализа музыкальных произведений, написанный известным советским теоретиком, профессором Московской консерватории, вот уже более тридцати лет постоянно используется в педагогической практике. Настоящее издание печатается по тексту второго, посмертного (М., 1958)..
Способин Игорь Владимирович. Аннотация издательства: Учебник для общих курсов анализа музыкальных произведений, написанный известным советским теоретиком, профессором Московской консерватории, вот уже более тридцати лет постоянно используется в педагогической практике. Настоящее издание печатается по тексту второго, посмертного (М., 1958). Скачати (djvu, 7.94 Mb) | Читати « Музыкальная форма : Учебник для музыкальных училищ и вузов».
И.В. Способин МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА Седьмое издание Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебника для музыкальных училищ и вузов ИЗДАТЕЛЬСТВО « МУЗЫКА > Москва, 1984.
7-е изд. — М.: Музыка, 1984. — 400 с.: нот. Учебник для общих курсов анализа музыкальных произведений, написанный известным советским теоретиком, профессором Московской консерватории, вот уже более тридцати лет постоянно используется в педагогической практике. Настоящее издание печатается по тексту второго, посмертного (М, 1958).
Многие положения И. В. Способина сегодня считаются устаревшими; с современной концепцией музыкальной формы можно ознакомиться по учебнику Т. С. Кюрегян « Форма в музыке XVII-XX веков». Смотреть и скачать книгу с Issuu.
На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «Музыкальная форма, Учебник, Способин И.В., 1984»
Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.
Нашлось 17 млн ответов. Показаны первые 32 результата(ов).
Предмет анализа музыкальных форм входит в программу различных специальностей музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведений. Настоящая методическая разработка по предмету «Анализ музыкальных произведений» адресована учащимся музыкальных ССУЗов по специальности «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты». Она представляет собой тезисное изложение теоретического материала по данному предмету. Может использоваться в самостоятельной работе учащихся параллельно с изучением рекомендованной автором дополнительной литературы, служить пособием для подготовки к зачётам и экзаменам по анализу музыкальных произведений в музыкальных вузах и училищах.
Порядок изложения тем полностью соответствует требованиями учебной программы, а также установившейся практике работы в музыкальных ССУЗах.
Посвящая эту работу своим учащимся, подчеркну, что их пытливость и заинтересованность стимулировали конструктивное совершенствование лекционного и практического курса, а в итоге привели к созданию данной работы.
Настоящий курс лекций может быть рекомендован учащимся различных специальностей, но, разумеется, не заменяет личного общения с педагогом и практического анализа формы и выразительных средств музыкальных произведений.
Музыкальное произведение. Музыкальная форма. Классификация музыкальных форм
Предмет анализа музыкальных произведений играет важную роль в профессиональном музыкально-педагогическом образовании. Он, параллельно с изучением истории музыки, даёт свободу понимания различных стилевых направлений, индивидуальных авторских стилей.
Анализ (с греч. — разделение) — наука о строении музыкальных произведений в связи с их содержанием, а также наука о выразительных средствах музыки. Под содержанием произведения понимается художественное отражение общественно-исторической действительности, типичных человеческих характеров, мыслей, чувств, переживаний.
Предметом анализа занимались Асафьев («Музыкальная форма как процесс»), Способин («Музыкальная форма»), Мазель («Вопросы анализа музыки», «Строение муз. произведений»), Цуккерман, Скребков, Тюлин, Танеев, Яворский, Бобровский, Бонфельд («Анализ музыкальных произведений»), Кюрегян («Форма в музыке XVII — XX веков»), Ручьевская («Классическая музыкальная форма») и др.
Музыкальная форма — лат. forma — вид, образ, очертание, красота. Это понятие имеет несколько значений:
— Музыкальная форма вообще (форма как категория, присутствующая в искусстве)
— Система музыкальных средств для воплощения содержания произведения: мелодические мотивы, лад, гармония, ритм, фактура, тембр и др.
— Исторически сложившийся тип композиции: канон, рондо, фуга, соната, сюита. В этом понятии форма сближается с жанром
— Индивидуальная организация конкретного произведения, неповторимый, единичный «Организм» в музыке
Музыкальная форма любого произведения имеет 2 стороны:
1.ФОРМА-СХЕМА — структура, композиционный план
2.ФОРМА-ПРОЦЕСС — слушая произведение, мы как бы участвуем в его создании, наблюдаем за рождением музыкального материала.
У исследователей-музыковедов сложились различные способы классификации музыкальных форм. Одна из них — по эпохам:
— Музыкальные формы эпохи барокко
— Музыкальные формы ХХ века
Также есть деление на инструментальные и вокальные формы.
Независимо от классификаций существуют определённые типы форм:
Период, Простая 2-частная, Простая 3-частная, Сложная 3-частная, Рондо, Соната, Фуга, Вариации, Циклические формы (сюита, сонатно-симфонический цикл), Смешанные формы и разновидности перечисленных форм.
Музыкальные жанры — это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи с различным жизненным назначением музыки, способом и условиями её бытования, исполнения и восприятия.
— В связи с жизненным назначением:
— прикладные (бытовые и религиозные обряды, музыка к спектаклям и кинофильмам)
— автономные (музыка, предназначенная для концертного исполнения)
— духовные (религиозного содержания или исполняемая в церкви)
— светские (музыка не связанная с религиозной традицией)
— В связи с условиями бытования:
— пленэрные (музыка на открытом воздухе)
— По способу исполнения жанры бывают:
— инструментальные АВТОРСКИЕ ЖАНРЫ:
— оркестровые Шопен — ноктюрны
— ансамблевые Брамс — интермеццо
— сольные и др. Мендельсон — песни без слов
— По типу содержания: Лист — рапсодии
— лирические Рахманинов — этюды-картины
— эпические Метнер — сказки
Музыкальные жанры могут пересекаться. Они имеют нацио нальную характеристику (итальянское каприччио, норвежские танцы…), характеризуется ритмом, метром, фактурой, темпом. Отличительные черты жанра зависят от эпохи и индивидуального стиля композитора.
Музыкальный стиль — это система средств выразительности, которая служит для воплощения определённого содержания и свойственна конкретному историческому периоду, нацио нальной культуре, отдельным направлениям, школам, индивидуальным особенностям композиторского письма. Например: Стиль эпохи — барокко, классицизм, романтизм и др. Нацио нальный стиль — австро-немецкий, русский и др. Стиль направления или школы — Мангеймская школа, Венская школа, «Могучая кучка», французская «Шестёрка». Индивидуальный стиль — стиль Моцарта, Чайковского, Свиридова…
Музыкальные формы
Понятие «музыкальная форма» имеет несколько значений:
Классический период.
Основной тип классического периода представляет квадратный период (4т.+4т.) из двух предложений. Для классического периода характерно точное или видоизмененное повторение материала первого предложения (сходны обычно начала предложений, каденции (окончания), как правило, отличаются). Период, в котором начала предложений сходны, называется периодом повторного строения.
Фраза= 2 такта
Предложение= фраза+фраза= 4 такта
Период= предложение+ предложение= 8 тактов
Примеры периодов повторного строения:
Простая двухчастная форма (АВ)
Простой двухчастной формой называется форма, состоящая из двух частей, первая (А) из который излагает тему (чаще всего в форме периода), а вторая (В) развивает ее и затем завершает в основной тональности. Такая форма часто встречается в вокальных жанрах, в различных танцах (мазурке, вальсе и др.), в пьесах-миниатюрах и т.д..
Простая двухчастная форма делится на два основных вида: репризная и безрепризная. (реприза- это повторение начальной темы или ее части в конце произведения)
Безрепризная простая двухчастная форма состоит из двух разных частей и не имеет репризного замыкания, то есть в ней нет повторения материала первой части.
Репризная простая двухчастная форма также состоит из двух разных частей, но в заключительном построении формы возвращается одно из предложений первой части, чаще первое- возникает реприза.
Одним из ярких примеров двухчастной формы является песня «Пусть всегда будет солнце»:
Простая трехчастная форма (АВА).
Простой трехчастной формой называется форма, состоящая из трех частей, каждая из которых обычно не сложнее периода. Сфера применения такой формы в музыке довольно широка. Её можно встретить в вокальной и инструментальной музыке, в самостоятельных произведениях (например, в инструментальной миниатюре- мазурках, вальсах, польках, прелюдиях, этюдах, ноктюрнах и др.)
Каждая из частей простой трехчастной формы выполняет определенную функцию: в первой части излагается тема, во второй (середина)- происходит развитие темы первой части или (реже) вводится новая тема, в третьей части (реприза)- возвращается основная тональность и почти всегда основная тема.
В качестве примера можно привести Мазурку op.7 №1 Шопена, для которой характерно повторение первой части, а потом второй и третьей вместе:
Сложная трехчастная форма (АBА)
Сложная трехчастная форма— это форма, состоящая из трех частей, изложенных в простой форме, крайние из которых построены на одной теме и контрастируют со средней частью.
Сложная трехчастная форма- самая распространенная из сложных песенных форм. В инструментальной музыке эта форма встречается в маршах, прелюдиях, ноктюрнах, экспромтах и др., в танцах-мазурках, вальсах, полонезах. В сонатно-симфоническом цикле в сложной трехчастной форме сочиняются менуэты, скерцо, а иногда и медленные части.
Вступление и кода (завершение) встречаются в сложной трехчастной форме довольно часто. Они более типичны для самостоятельных пьес и редки для частей сонатно-симфонического цикла, написанных в сложной трехчастной форме. Вступление тематически может быть самостоятельно или связано с одной тем формы. Кода обычно строится на темах первой части или трио. Иногда в ней используется материал и той и другой части (чаще всего это первая часть).
Пример сложной трехчастной формы- Вальс op.69 №2 Шопена:
Сложная двухчастная форма (АВ)
Сложной двухчастной называется форма, состоящая из двух контрастных частей, каждая из которых построена на самостоятельной теме и имеет песенную структуру.
Встречается она довольно редко, преимущественно в вокальной музыке- в романсах и оперных номерах: ариях, дуэтах, ариозо. Изредка форма встречается в инструментальной музыке.
Например, Ноктюрн op.32 №1 Шопена:
Характерные черты формы:
Пример сложной двухчастной формы- Ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из оперы «Пиковая дама» Чайковского:
Вариационная форма (А А1 А2 А3…)
Вариационная форма- это форма, складывающаяся из изложения темы и ее дальнейших видоизмененных повторений, называемых вариациями (вариация-(лат.variatio) изменение).
Вариации могут представлять самостоятельное произведение, но могут также являться частью более крупного сочинения, например, симфонии, сонаты, кантаты, оперы.
В качестве примера вариационной формы можно послушать «Болеро» Равеля:
Форма рондо.
Рондо ( в переводе с французского означает «круг») называется форма, в которой неоднократные проведения главной темы (рефрена) чередуются с несколькими побочными темами (эпизодами).
Одна из самых популярных форм рондо- это форма большого рондо (чередования главной и двух (реже трех) побочных тем, связанных ходами).
Форма рондо: А В А С А.
Рондо может быть регулярным (главная тема возвращается после побочных тем последовательно) и нерегулярным (свободное чередование, возможен пропуск главной или одной из побочных тем).
Форма рефрена может быть простой двухчастной, реже рефрен предстает в форме периода. При повторении рефрен может сокращаться, варьироваться (часто фактурно), разрабатываться.
Эпизоды строятся на самостоятельной теме, излагаются в новой тональности и контрастны по отношению к рефрену.
Связки (ходы)служат для создания непрерывности развития, текучести формы, а также естественным тональным переходам от темы к теме.
Примером формы рондо является рондо «Ярость по поводу потерянного гроша» Бетховена:
- Ящик пандоры что это значит простыми словами
- единичный конкремент правой почки