заключается ли с водителем договор о полной материальной ответственности
Суд: водитель не может нести полную материальную ответственность за автомобиль на основании соответствующего договора
billiondigital / Depositphotos.com |
Одним из оснований для привлечения работника к полной материальной ответственности является недостача ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (ст. 243 Трудового кодекса). В силу ст. 244 ТК РФ договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться только с работниками, выполняющими работы или занимающими должности, поименованные в утвержденном Минтрудом России перечне. Должность «водитель» в этом перечне отсутствует, однако упомянуты, например, работники, осуществляющие транспортировку материальных ценностей. Этим и пользуются многие работодатели, заключая с водителями договоры о полной материальной ответственности за сами вверенные им автомобили (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 28 февраля 2019 г. по делу № 33-897/2019).
Однако суды чаще всего признают такую практику незаконной, указывая на тот факт, что автомобиль по своей природе не является транспортируемой материальной ценностью, а представляет собой инструмент, с помощью которого работник выполняет трудовую функцию.
Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца
Очередной подобный пример недавно имел место в практике Омского областного суда. Работник стал виновником ДТП, в результате которого принадлежащий работодателю автомобиль получил повреждения. Водитель обязался добровольно возместить работодателю ущерб и починил автомобиль за свой счет. Однако после этого передумал и решил взыскать потраченные на ремонт средства в судебном порядке. Суд удовлетворил требования работника частично. Судьи установили, что работник действительно должен нести материальную ответственность за причиненный ущерб, однако лишь в пределах своего среднего месячного заработка.
Договор о материальной ответственности с водителем не может заключаться в отношении транспортного средства, поскольку транспортное средство представляет собой материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции водителя. Закрепленный за работником автомобиль был предоставлен ему для выполнения трудовой функции водителя, а не в качестве материальных ценностей под отчет. В связи с этим оснований для возложения на работника полной материальной ответственности не имеется.
В отношении же добровольно взятых на себя работником обязательств по возмещению ущерба суд отметил, что положения ст. 248 ТК РФ (согласно которой работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично) не являются дополнительным основанием для возникновения у работника полной материальной ответственности, а письменное обязательство о возмещении работником ущерба работодателю не должно противоречить требованиям ст. 241 ТК РФ, ограничивающей размер материальной ответственности работника.
Материальная ответственность водителей при перевозке грузов
Водители, работающие на организацию-перевозчика, несут материальную ответственность за груз при перевозке. Каков объем этой ответственности, может ли перевозчик взыскать ущерб с водителя полностью?
Договор и мера ответственности
Очевидно, что перевозчик заинтересован в возмещении нанесенного ему вреда полностью. Заключая трудовой договор и договор о материальной ответственности с водителем, работодатель, как правило, стремится сформулировать его положения соответствующим образом. Однако вопрос этот в правовом поле до конца не отрегулирован.
Вначале определим, что сама по себе должность водителя не подразумевает полной материальной ответственности. Правительственным постановлением № 823 от 14/11/02, постановлением Минтруда № 85 от 31/12/02 установлен перечень должностей и работ, при которых законно заключение договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, установлены их типовые формы. В перечне водители не упомянуты. Следовательно, речь по общему правилу идет о возмещении ущерба в ограниченном размере.
В то же время перечень позволяет заключать такие договоры с экспедиторами (инкассаторами), лицами, занимающимися перевозкой ценностей, груза. Этим часто пользуются наниматели, заключая договор с одним и тем же работником, как с экспедитором, так и с водителем.
Может иметь место договор «перевозчик-водитель», с учетом положений ст. 241 ТК РФ, где средний заработок водителя за месяц указывается как граница материальной ответственности работника по умолчанию.
Находят применение и договоры о коллективной ответственности водителей. Они действуют, если ущерб нанимателю налицо, а определить вину одного из работников достоверно нельзя. Такой документ имеет смысл, например, если два водителя трудятся на одном автомобиле в одну смену. Здесь возникает уже общая ответственность, вступают в действие положения ТК РФ о коллективной ответственности, что учитывается судом. В ст. 245 ТК РФ говорится о группе лиц, на которую ложится материальная ответственность в полном объеме за недостачу ценностей, принадлежавших нанимателю.
Содержание договора
В договор материальной ответственности с водителем включается обычно не только обязанность доставить груз от точки до точки, но и ремонт при необходимости, заправка, контроль загрузки и выгрузки ценностей, товара.
Кроме того, могут включаться такие условия:
Здесь речь идет об элементах договора транспортной экспедиции перевозчика, а водитель принимает на себя обязанности экспедитора, так как является представителем перевозчика. Именно такие контракты чаще всего имеют место.
Важно! Указание в договоре о материальной ответственности с работником конкретной должности обязательно, иначе привлечь его к ответственности проблематично.
Особенно сомнительным, с точки зрения сложившейся судебной практики, выглядит пункт договора с водителем о его полной материальной ответственности за груз. Однако взыскать с работника штрафы, убытки, понесенные в результате нарушения корректно составленного договора, перевозчик может. Ограничение суммой среднемесячного заработка при этом сохраняется.
Правовая практика
Основной вопрос при утрате или порче груза и для перевозчика, и для водителя состоит в объеме материальной ответственности. Ее наличие определяется договором, но величину, как правило, определяет суд. Поскольку профессия в соответствующих документах Правительства и Минтруда отсутствует, полностью отвечать водитель за груз не может. Многие суды придерживаются такой точки зрения.
К примеру, Омский областной суд (аппеляционное определение судебной коллегии по гражданским делам, д. № 33-897/2019 от 28/02/019 г.) при рассмотрении вопроса о привлечении водителя, допустившего аварию служебного автомобиля, к материальной ответственности в полном объеме такую возможность исключил.
При этом отмечено, что:
Суд установил, что водитель обязан компенсировать ущерб только в размере среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Такое положение дел сохраняется, даже если работник ранее взял на себя обязательства полностью возместить ущерб (ст. 248 ТК РФ), а затем изменил свое решение. Подобный подход определяется тем, что работник считается более слабой стороной в трудовых отношениях, по сравнению с работодателем.
Кроме того, водитель может отвечать лишь за реальный ущерб, а не за упущенную выгоду работодателя.
Существенный вопрос – время, за которое определяется средний заработок водителя (момент причинения ущерба, обнаружения или взыскания). Поскольку в законодательстве и разъяснительных документах четких указаний нет, суды принимают различные точки зрения, например:
В некоторых случаях материальный ущерб может взыскиваться по суду с водителей полностью:
По каждому приведенному случаю в РФ существует обширная судебная практика. В одних случаях судьи принимают сторону водителя, а в других – нанимателя.
Горячая линия
Наши Рассылки
Обучающие мероприятия
(347) 291 20 70
Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально?
Трудовое законодательство устанавливает обязанность возместить причиненный ущерб работодателю. Механизм такого возмещения — материальная ответственность сотрудника. Применяется ли данный механизм к профессии водителя? Должен ли заключаться договор материальной ответственности водителя за автомобиль?
Ограничения
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
В соответствии с ТК РФ, письменный договор о полной матответственности заключается, если:
— сотруднику есть 18 лет;
— трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
— должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» (Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85).
Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора. Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы).
Ответственность водителя-экспедитора
Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора. Призвать работника к ответу можно будет только в случае причинения ущерба сопровождаемому экспедитором грузу, кроме случаев:
— форс-мажора, в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы (обычно случаи прописываются в договоре о полной матответственности);
— когда работодатель или сторона, вверяющая груз, не обеспечили условия для хранения груза, др.
Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда.
Образец договора материальной ответственности водителя-экспедитора:
В случае, если доставкой (сопровождением) груза занимается не один, а два шофера, отвечать за причиненный вред вверенному грузу они будут солидарно.
Аналогичный вид ответственности за вверенный груз, товары возлагается на лиц, управляющих грузовыми автомобилями, курьеров, занимающихся перевозкой товаров. Договор о материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль (бланк) можно скачать в конце статьи.
Учитывая, что в Перечне упоминаются прием и выплата платежей при продаже услуг, а таксисты получают денежные средства от пассажиров, следовательно, в обязанности таксиста входит получение от клиентов денежных средств, в том числе наличных, о которых он обязан отчитываться. Следовательно, с таксистом может быть заключен договор о полной матответственности за переданные ему денежные средства, получаемые от клиентов.
Важно! Транспортное средство, используемое при совмещении любых должностей, предметом договора о полной материальной ответственности являться не может.
Механизм взыскания
До принятия решения о наложении взыскания работодатель должен:
— установить причину, величину убытка от действий виновного (ст. 246, ст. 247 ТК РФ), исходя из цен, существующих на рынке на день обнаружения фактов о причиненном вреде;
— запросить письменное объяснение о причинах возникновения ущерба. В случае отказа дать объяснения, составить акт.
Взыскание с виновного суммы причиненных убытков в размере не более среднемесячного заработка осуществляется на основании приказа руководства, составленного в течение месяца со дня определения размера убытка (ст. 248 ТК РФ).
Если водитель передумал исполнять условия соглашения о полной матответственности, работодатель вправе обратиться в суд для возмещения убытков.
В случае отсутствия вины в причиненном ущербе взыскивать с сотрудника ущерб работодатель не вправе (ст. 233 ТК РФ).
Если автомобилю нанесены повреждения
Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.
Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ. Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.
Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.
Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.
Чем я рискую, если подпишу на работе договор о полной материальной ответственности?
Три года работаю менеджером по логистике. Занимаюсь закупкой запчастей, складываю их в шкафы, выдаю инженерам на ремонт. Эти функции выполняю один, то есть, когда я ухожу в отпуск или на больничный, подмены нет.
Работодатель предложил подписать договор о полной материальной ответственности, причем задним числом — с даты устройства на работу. Говорят, что это для налоговой: грядет проверка, а у нас нет материально ответственного лица. Хотелось бы им верить и помочь, но терзают смутные сомнения.
Расскажите, на какие риски я себя обрекаю, если подпишу этот договор. Ведь, когда меня не будет, на склад может зайти любой, взять оттуда запчасть и не провести в «1С» или провести неверно. Как потом разбираться?
Вас не зря терзают сомнения. По закону заключать договор о полной индивидуальной материальной ответственности можно, но только с некоторыми категориями работников. Указывать в таком договоре, что он подписан еще три года назад, работодатель не вправе.
Когда работник подписывает договор, то берет на себя обязательство компенсировать весь объем недостачи вверенного ему имущества. Вы пишете, что доступ к запчастям есть у всех остальных сотрудников. В таком случае лучше заранее обсудить с руководством, как вы будете отвечать за это имущество. Вот на что следует обратить внимание.
Что такое полная материальная ответственность
По закону работник обязан возместить ущерб, который нанес имуществу работодателя, или расходы работодателя на компенсацию такого ущерба другим лицам. Подробно о том, когда работника могут привлечь к материальной ответственности, мы уже писали. Напомню только основные моменты.
Один из таких случаев — наличие подписанного работодателем и работником договора о полной индивидуальной материальной ответственности. Этот договор можно заключить не с любым сотрудником, а только с тем, чья работа соответствует утвержденным Минтрудом перечням. Есть два таких перечня: должностей и выполняемых работ. Достаточно, чтобы работа входила в один из них.
Перечни должностей и работ, при замещении и выполнении которых с работниками разрешено заключать договоры о полной материальной ответственностиPDF, 96 КБ
В первом перечне должности менеджера по логистике нет. А вот во втором есть указания на работы по закупке и отпуску товаров, а также на работы по приему на хранение, учету и выдаче материальных ценностей на складах. Получается, если ваша работа связана с покупкой запчастей, их хранением и выдачей другим сотрудникам, то с вами действительно можно заключить договор о полной материальной ответственности.
Совсем другая ситуация, если вы просто ищете наиболее выгодную по цене запчасть, но сами ее не покупаете. А также если просто вносите сведения о запчастях в базу данных, а забрать товар может свободно любой другой работник. В таком случае заключить договор о материальной ответственности с вами нельзя.
Можно ли отказаться заключать договор о полной материальной ответственности
В трудовом кодексе не указано, что работник обязан подписывать договор о полной материальной ответственности. Но Верховный суд разъяснил, что в некоторых случаях отказ сотрудника заключить такой договор следует рассматривать как неисполнение трудовых обязанностей. Это допустимо, если:
абз. 2 п. 36 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 PDF, 298 КБ
То есть работник не вправе отказаться заключать договор о полной материальной ответственности, если занимаемая им должность или выполняемая работа предполагает такую ответственность. В противном случае работнику могут сделать замечание, выговор или даже уволить за дисциплинарный проступок.
Если договор о полной материальной ответственности заключают с уже действующим сотрудником и он отказывается его подписывать, работодатель обязан предложить ему другую работу. Об изменениях работодатель должен предупредить работника письменно не позднее чем за два месяца. Если подходящей работы нет или сотрудник отказался от предложенных вариантов, его можно уволить.
Как обеспечить сохранность имущества
Если работодатель возлагает на вас ответственность за какое-то имущество, то должен организовать систему его учета. Иначе будет неясно, за что вы отвечаете.
Если работодатель не создал надежные условия хранения имущества, работник должен проявить инициативу сам.
Для начала можно просто переговорить с руководством. Можете сказать: «Я не отказываюсь нести ответственность, но в таком случае нам надо все правильно оформить. При хранении запчастей могут произойти разные ситуации, и, чтобы избежать споров, лучше заранее все прописать на бумаге».
Обычно это выглядит так. Работник принимает запчасти по накладной и вносит сведения о них в «1С». При необходимости инженер получает у бухгалтера три экземпляра требования-накладной на выдачу конкретных запчастей, несет на склад, и ему выдают запчасти. На документе остаются подписи работника склада и инженера: «Получил» и «Отпустил». Один экземпляр накладной остается у инженера, второй — у кладовщика, третий возвращается в бухгалтерию.
Перед отпуском попросите руководителя проверить наличие запчастей на складе — такая процедура называется инвентаризацией. Результаты инвентаризации зафиксируйте в акте. По-хорошему на время вашего отсутствия работодатель должен назначить другого ответственного за запчасти. Им может быть сам директор. Для вас главное — зафиксировать, что перед отпуском запчасти были в наличии. После отпуска попросите незамедлительно провести повторную инвентаризацию, чтобы сравнить, сколько запчастей было и сколько осталось.
Бывает, что ответственный сотрудник не может выйти на работу, например, из-за болезни. В таких случаях провести плановую инвентаризацию не получится, поэтому могут быть и другие решения. Например, ключ от склада есть только у ответственного лица, а запасной ключ хранится в запечатанном конверте. При экстренной необходимости конверт вскрывается, что фиксируется актом.
Важно прописать порядок учета вверенного вам имущества в локальном акте работодателя, например в положении о порядке хранения запчастей. Попросите, чтобы вам выдали заверенную копию такого положения. Вы принимаете на себя полную материальную ответственность и имеете право на то, чтобы запчасти учитывались и хранились надлежащим образом.
Если работодатель отказывается создать необходимые условия, напишите ему служебную записку. Это может пригодиться, если работодатель подаст на вас в суд и потребует компенсировать недостачу запчастей. Служебная записка будет доказательством, что вы пытались добиться сохранности вверенного имущества, но работодатель ничего не сделал.
Подписывать ли договор задним числом
Вы можете отказаться подписывать договор о материальной ответственности, если он датирован задним числом. Если работодатель откажется поменять дату на договоре, можете просто поставить число рядом со своей подписью. В противном случае работодатель сможет предъявить претензии за недостачу, которая возникла до подписания договора.
По закону работодатель может обратиться в суд с иском о взыскании ущерба в течение года со дня его обнаружения. То есть если 27 сентября 2019 года работодатель обнаружил порчу запчасти, то может подать в суд до 27 сентября 2020 года. Но ситуации бывают разные. Судья может поверить истории работодателя, что ценная запчасть была повреждена три года назад, а выявить это получилось только сейчас.
Поэтому я не рекомендую подписывать договор задним числом. Всегда есть риск, что у работодателя обнаружилась крупная недостача, и он хочет возложить всю ответственность на работника.
Пострадает ли работодатель
Вы упомянули, что работодатель просит подписать договор из-за предстоящей налоговой проверки. Но налоговая не имеет никакого отношения к договорам о материальной ответственности. Отсутствие такого договора не является налоговым правонарушением.
Возможно, ваш работодатель хочет привести документацию в соответствие с принятой им учетной политикой. Это такой внутренний документ, в котором описан порядок ведения бухгалтерии и учета материальных ценностей. Часто в учетной политике есть список лиц, которые несут полную материальную ответственность. Ваша должность как раз может быть указана в этом списке.
Но учетная политика — это внутренний документ, и работодатель сам вносит в него изменения. Поэтому руководство может просто исключить вас из перечня материально ответственных лиц.
Обсудите с руководителем целесообразность заключения договора. Ведь ему придется организовывать системы хранения и учета, регулярно проводить инвентаризацию и фиксировать остаток запчастей в конце дня. Возможно, будет проще не заключать с вами договор о полной материальной ответственности.
Что в итоге
Если вы принимаете на хранение и выдаете запчасти, то работодатель может заключить с вами договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В таком случае работодатель может расценить отказ от подписания договора как проступок и привлечь вас к дисциплинарной ответственности.
Работодатель должен создать условия для сохранности вверенного работнику имущества. Если таких условий нет, есть риск, что работодатель будет требовать с работника компенсировать недостачу, возникшую не по его вине.
Подписывать договор о материальной ответственности задним числом опасно. Это позволит работодателю предъявить претензии за недостачу, которая возникла до подписания договора.
Не бойтесь озвучить работодателю все риски и проявить инициативу по созданию системы хранения: работодатель должен быть сам в этом заинтересован.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Можно ли заключить с водителем договор о полной материальной ответственности?
На одной машине посменно работают два водителя. С ними заключены индивидуальные договоры о материальной ответственности за груз, полученный для перевозки.
Несут ли водители полную материальную ответственность в случае повреждения транспортного средства, и можно ли заключать с ними договоры о полной материальной ответственности в отношении транспортного средства?
Полная материальная ответственность работника состоит в обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере (ст. 242 ТК РФ).
Случаи полной материальной ответственности работника перед работодателем перечислены в ст. 243 ТК РФ. Одним из оснований привлечения к данному виду ответственности является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора (п. 2 части первой ст. 243 ТК РФ), под которым понимается именно договор о полной материальной ответственности.
В соответствии с частью первой ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Согласно абзацу четвертому раздела I Перечня письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться, в частности, с работниками таких должностей, как заведующие, другие руководители складов, кладовых (пунктов, отделений), ломбардов, камер хранения, других организаций и подразделений по заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче материальных ценностей, их заместители; заведующие хозяйством, коменданты зданий и иных сооружений, кладовщики, кастелянши; старшие медицинские сестры организаций здравоохранения; агенты по заготовке и (или) снабжению, экспедиторы по перевозке и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей.
Такая формулировка четвертого абзаца означает, что договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться с сотрудниками, чьи должности не поименованы в Перечне, при условии, что такие сотрудники осуществляют получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей. Исходя из самого названия и структуры Перечня следует, что основанием для заключения с работником договора о полной индивидуальной материальной ответственности в равной степени могут являться либо занятие должности, либо выполнение работы, поименованных в Перечне. Подобное мнение высказывается и другими специалистами (смотрите, например, статью Переваловой Ж.А. «Все, что вы хотели узнать об индивидуальной материальной ответственности работника» в журнале «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», N 3, март 2008 г.).
Итак, если в должностные обязанности водителей входят виды работ, указанные в Перечне, то работодатель вправе заключить с ними договоры о полной материальной ответственности, несмотря на отсутствие занимаемой ими должности в Перечне.
Отметим, что заключение договора о полной материальной ответственности не означает, что работник несет ответственность в полном размере за все имеющееся у работодателя или используемое работником при выполнении его обязанностей имущество. Эта ответственность наступает только в случае недостачи того имущества, которое было вверено работнику. Так, например, если работа водителя связана с получением, выдачей, транспортировкой материальных ценностей, то с ним может быть заключен договор о полной материальной ответственности.
Следует также отметить, что заключение с водителем договора о полной материальной ответственности в отношении транспортного средства в рассматриваемом случае не соответствует законодательству. В данной ситуации автомобиль не является транспортируемым объектом, а является лишь средством, с помощью которого водителем осуществляется транспортировка материальных ценностей. На наш взгляд, обязанность работника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате угона или повреждения закрепленного за водителем транспортного средства, из такого договора возникнуть не может.
В то же время согласно ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может быть возложена на работника в случаях:
— когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей (например, статья 277 ТК РФ устанавливает, что полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, несет руководитель организации);
— умышленного причинения ущерба;
— причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
— причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
— причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
— причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Таким образом, организация может привлечь водителя к полной материальной ответственности за повреждение автомобиля лишь в том случае, если будет доказан какой-либо из фактов, указанных в п.п. 3-6 части первой ст. 243 ТК РФ. Например, если работник организации в установленном законом порядке признан виновным в совершении административного правонарушения, в результате которого был поврежден принадлежащий организации автомобиль, то он обязан возместить организации прямой действительный ущерб в полном размере.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.