заключение дефектолога по результатам обследования образец учащихся с зпр
Дефектологическое представление на обучающегося 3 класса (ЗПР), образец
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского »
238151, Калининградская обл., г.Черняховск, ул. Ленинградская,
Дефектологическое представление на обучающегося
Школа МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского», класс 3
Поведение в ситуации обследования, особенности эмоционально-волевой сферы (контактность, преобладающий фон настроения, способность к регуляции поведения и соблюдению предъявляемых требований, произвольность) эмоционально лабилен, в контакт вступает легко
Характер деятельности и работоспособность (целенаправленность и организованность деятельности, способность сосредоточенно работать длительное время, общий темп и продуктивность деятельности, время проявления признаков утомления, способность к волевому усилию при возникновении трудностей, самоконтроль) с труктурные компоненты деятельности сформированы частично, слабо выражена способность к волевому усилию. Деятельность хаотична, не сформирована функция самоконтроля
Общая характеристика обучаемости (понимание инструкции к заданию, осознание учебной задачи, способность к преднамеренному запоминанию, сосредоточению и поддержанию активного внимания, стойкость учебного интереса, потребность в помощи) испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций , требуется разъяснение в связи с низкой речевой регуляцией действий, требуется постоянная организующая, направляющая и обучающая помощь на всех этапах урока
Уровень познавательной активности в соответствии с учебными интересами (высокий, средний, низкий, избирательная познавательная активность) низкий, свойственна избирательная познавательная активность
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация не соответствует возрасту
Гнозис (зрительный, слуховой, тактильный, пространственный) ниже возрастной нормы
Особенности внимания внимание неустойчивое, низкопродуктивное
Особенности мнестической деятельности низкий уровень сформированности мнестических процессов, плохо развито умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация, низкий уровень произвольной памяти, неточность воспроизведения
Особенности мыслительной деятельности (сформированность понятийного мышления, интериоризация, владение операциями мышления, умение их использовать в учебной работе) трудности аналитико-синтетической деятельности, снижена функция обобщения
Особенности речевого развития словарь в пределах обихода, трудности построения развернутых речевых высказываний (нарушение функций программирования и контроля речевой деятельности), низкая речевая регуляция действий
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, уровень активности и самостоятельности в учебной работе) учебная мотивация снижена, активность низкая, нуждается в постоянной помощи учителя на всех этапах урока
Сформированность общеучебных умений и навыков, способов учебной работы (умения и навыки восприятия и переработки информации, выбор и использование рациональных способов действий, осознанность обучения) свойственна недостаточная сформированность общеучебных умений и навыков, осознанность обучения низкая
Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности (умение проверить правильность выполненной учебной работы, соответствие полученного результата поставленной учебной задаче) не сформирована функция самоконтроля и взаимоконтроля
Характерный уровень сформированности знаний, умений, навыков по предметам в соответствии с программными требованиями неудовлетворительный
Заключение: Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования 7.1 не усвоена; свойственна дефицитарность предпосылок интеллектуального развития, познавательная деятельность нарушена, уровень развития высших психических функций не соответствует возрасту. В связи с имеющимися академическими задолженностями по русскому языку, литературному чтению, математике нуждается в уточнении программы обучения.
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений
Презентацию подготовила
учитель-дефектолог МБОУ СОШ№4
Вернер Валентина Валерьевна
Описание слайда:
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования
В контакт вступает легко, с трудом, с большим трудом, в контакт не вступает, в контакт вступает не сразу,
говорлив, замкнут, сдержан,
не соблюдает субординацию,
не понимает цели обследования,
не адекватно реагирует на предлагаемые задания.
Контакт (речевой, жестовый, мимический). Контакт формальный (чисто внешний). Не проявляет заинтересованности в контакте. Контакт избирательный.
Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется.
Реакция на одобрение: адекватная: радуется одобрению, ждёт его; неадекватная :на одобрение не реагирует, равнодушен к нему.
Реакция на замечание: адекватная: исправляет поведение в соответствии с замечанием; неадекватная: обижается; нет реакции на замечание; негативная реакция: делает назло.
Отношение к неудачам: отсутствует / присутствует осознание своих неуспехов; безразличие, тяжёлые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность / агрессивность
Описание слайда:
Развитие общей моторики
Не верная формулировка
Не соответствует возрастной норме
Варианты формулировок
при манипуляции с мелкими предметами движения неловкие, плохо координированы;
Графические навыки сформированы недостаточно, на листе бумаги ориентируется плохо;
Недоразвитие мелких мышц руки ;
Затруднены графомоторные навыки;
Манипулятивная функция рук: резко ограничена (манипулировать не может), ограничена;
недостаточная мелкая моторика, сохранная;
согласованность действий рук: отсутствует, норма, тремор;
нарушение координации движений
Описание слайда:
Понимание инструкции
воспринятой на слух
испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их уточнение, разъяснение, интонационное акцентирование;
удерживает инструкцию на протяжении выполнения задания;
самостоятельно прочитанную инструкцию
навык чтения к моменту обследования не сформирован /сформирован слабо/, самостоятельно прочесть инструкцию не может,
понимает сразу
требуется повторное чтение
задает уточняющие вопросы,
затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснения инструкции педагогом
не понимает
Описание слайда:
восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь)
нуждается во всех видах помощи;
нуждается в помощи направляющего и обучающего характера.
Ждет помощи.
Требуются постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого;
к помощи восприимчив;
способность переноса на аналогичные задания
перенос осуществляет частично, в малом /достаточном объеме/ с ошибками;
требуется время на закрепление навыка;
перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем;
задания по аналогии выполняет медленно
Описание слайда:
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций
Не верная формулировка
низкий /недостаточный/ уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности
снижен самоконтроль
Варианты формулировок
Уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности: не может организовать самостоятельную деятельность, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, не доводит работу до конца, не подчиняет действия конечной цели, снижен самоконтроль, не соотносит конечный результат с поставленной целью
Стойкость интереса: длительно занимается одним видом или переходит от одного к другому. Интереса к предложенной деятельности не проявляет (никак не действует). Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес. Проявляет стойкий избирательный интерес. Проявляет больший интерес к игровой деятельности, к учебной деятельности
В совместную деятельность со взрослыми не включается. Самостоятельности не проявляет
Адекватность употребления предложенных игрушек и предметов: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые)
игрушки использует адекватно; использует предмет в соответствии с его назначением
Описание слайда:
Темп работы
высокий
средний
снижен из за слабой организованности
не стабилен
Описание слайда:
Описание слайда:
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация
Не верная формулировка
низкий уровень,
ограничен,
не соответствует возрасту
Варианты формулировок
не понимает смысл житейских ситуаций,
не знает свое полное имя (фамилию, имя, отчество), полные имена родителей,
не понимает близкородственные связи,
не понимает понятия старший, младший.
Не называет адрес проживания,
Забывает названия некоторых предметов,
затрудняется назвать детенышей животных, не знает названий птиц, животных.
не знает виды транспорта и не знает правила безопасного поведения в транспорте.
Не знает правила безопасного поведения на улице.
Дает краткие сведения о себе и окружающих.
Отвечает на вопросы о наличии друзей, увлечений.
Ответы краткие, односложные.
Описание слайда:
Сформированность пространственно-временных представлений
Не верная формулировка
не сформированы
Варианты формулировок
не знает части суток, их последовательность
не ориентируется в понятиях: прошлое, настоящее, будущее время.
Время по часам не понимает,
Времена года: не знает, путает, узнает на картинках; их последовательность устанавливает /верно/ неверно.
Месяцы, их сезонную отнесенность не знает, путает.
Дни недели не знает, путает.
Описание слайда:
Описание слайда:
Особенности внимания
Не верная формулировка
плохо сосредотачивается,
с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость)
недостаточно устойчивое,
затруднено переключение с одного вида деятельности на другую
требуется время для переключения
не может распределять внимание на два объекта (вида деятельности).
быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;
достаточно устойчивое;
длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
Описание слайда:
Особенности памяти
снижен объем слухоречевой памяти,
наличие привнесений,
снижена прочность запоминания,
неточность воспроизведения и быстрое забывание,
отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания
Зрительная /слуховая/ память наиболее сохранна
Описание слайда:
Описание слайда:
Особенности мышления
уровень развития наглядных форм мышления
наглядно-действенное
наглядно-образное
предметно-манипулятивное
сформированность предпосылок словесно-логического мышления
уровень развития ниже возрастной нормы
не сформировано
Недостаточность словесно-логических операций.
Описание слайда:
Особенности конструктивной деятельности
действует по подражанию, по образцу, по представлению;
испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора;
ошибается в определении правильного пространственного расположения частей;
недостаточно руководствуется образцом.
Описание слайда:
Общая характеристика речевого развития
Не верная формулировка
Системное недоразвитие речи
Эхолалии
Варианты формулировок
речь невнятная,
нарушение произношения,
словарь беден,
низкая грамотность речи,
трудности построения и оформления связанного высказывания,
присутствие слов-паразитов,
повторяет за педагогом слова, окончания слов, вопросы
Описание слайда:
Уровень готовности к обучению
Цель обучения не осознает, желание учиться на низком уровне.
Ребенок не замотивирован в приобретении новых знаний и получении положительных отметок.
Учебная мотивация сформирована
Описание слайда:
Сформированность предпосылок учебной деятельности (умение организовать свою деятельность, степень интереса к заданию, характеристика познавательной активности, умение действовать по инструкции, работать в соответствии с образцом, способность принимать и удерживать учебную задачу)
Несформированность мотивации к обучению;
преобладает мотивация к взаимодействию со взрослым в игровой ситуации;
способен удерживать учебную задачу лишь кратковременно;
слабо выражена способность к волевому усилию;
деятельность хаотична;
самоконтроль снижен;
не использует рациональные способы действий;
в случае не удачи не прибегает к другому варианту решения;
Затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются наличием выраженного аутистического спектра /социальной и педагогической запущенностью/, /синдромом дефицита внимания и гиперактивностью/.
Описание слайда:
Заключение
Стойкое нарушение познавательной деятельности.
Специфические трудности формирования учебных навыков.
Наблюдается дефицитарность интеллектуального развития;
Прогноз обучения ребенка по общеобразовательной программе неблагоприятен.
Описание слайда:
Планируемые мероприятия специалиста
динамическое наблюдение за развитием учащегося
дефектологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса по индивидуальному плану /в группе/
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА
Примерная должностная инструкция учителя-дефектолога учреждений интегрированного обучения./ Авторы-составители Дианова В.И., и др.- Красноярск: КК ИПКРО, 2011.
О соблюдении единых требований к формулированию заключений учителя-дефектолога в системе ПМПК Новосибирской области. Методические рекомендации для специалистов ПМПК.- http://concord.websib.ru/wp-content/uploads/2017/05/Методические-по-формулировкам-дефектолога-4.pdf
Учебно-методическое пособие по теме: Дефектологические представления по классам Красноперова Дарья Константиновна позаимствовано на сайте А.Д.Вильшанской http://vilshanskaya.ru/
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального/основного/среднего общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью заключение учителя-дефектолога становится основополагающим для коллегиального решения ПМПК об определении адаптированной /общеразвивающей /программы обучающихся с ОВЗ, варианта программы и других специальных образовательных условий.
Дефектологическое представление на учащегося. Пример заполнения, 2 класс
Заключение специалиста, осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение учащегося в общеобразовательной организации
(учитель-дефектолог)
(1-4 классы)
ФИО ребенка:
Дата рождения _______ возраст 8 лет
Адрес ____________
МБОУ СОШ № Класс 2
Особенности эмоционально-волевой сферы (контактность, преобладающий фон настроения, способность к регуляции поведения и соблюдению предъявляемых требований, произвольность, проявления негативизма, реакция на неуспех/похвалу, наличие аффективных реакций и др.) в контакт с педагогами вступает легко, к ситуации обследования относится позитивно, но в поведении проявляется негативизм на неуспех, наблюдаются аффективные реакции.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация знания и представления о себе, семье, общие представления об окружающем мире ниже возрастной нормы.
Общая характеристика учебной деятельности и работоспособность:
— понимание инструкции (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает и др.) инструкцию понимает после разъяснения, может работать по образцу, простой инструкции с направляющей помощью учителя.
— целенаправленность снижен уровень осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, нуждается в стимулирующей помощи учителя.
— неравномерность деятельности, импульсивность/инертность познавательный интерес к заданию низкий. Быстрая утомляемость, истощаемость.
— способность к волевому усилию при возникновении трудностей трудности в работе вызывают негативные эмоции
— потребность в помощи (стимулирующая/организующая/направляющая/обучающая помощь) при выполнении заданий нуждается во всех видах помощи учителя.
— способность переноса на аналогичные задания показанный способ действия может переносить на аналогичные задания с направляющей помощью учителя.
— уровень познавательной активности низкий.
— общий темп и продуктивность деятельности темп низкий, продуктивность недостаточная (не удерживает алгоритм заданий в процессе работы над заданиями).
— отношение к результатам деятельности не критичен к результатам собственной деятельности (не замечает собственные ошибки, не исправляет их самостоятельно и при указании).
Сформированность учебных навыков в соответствии с программными требованиями:
Математика:
— сформированность понятий числа, числовой последовательности сформированы
— вычислительный навык сформирован
— навык решения задач низкий уровень, затруднено решение составных задач в 2 действия
— характерные ошибки при устном счете
Русский язык:
— навык каллиграфического письма на этапе формирования (написание и соединение некоторых письменных букв затруднено)
— навык орфографического письма под диктовку на этапе формирования (списывает с образца, самостоятельное написание слогов, слов затруднено)
— списывание текста выполняет механическое копирование
— выполнение грамматических заданий затруднено
— характерные ошибки неправильное написание элементов букв, пропуски букв
Чтение:
— темп чтения читает по слогам выборочно (буквы знает не все)
— понимание прочитанного прочитанное не понимает
— выделение главной мысли простого/сложного текста (самостоятельно, с помощью) с помощью учителя
Заключение:
Специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.
Дата:
Учитель-дефектолог____________/ /
МП
Представление учителя-дефектолога, логопеда на ученика 2 класса ООП НОО (предположительно с задержкой психического развития, 2 вариант) для прохождения ПМПк с целью уточнения образовательной программы.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Фершампенуазская средняя школа»
Нагайбакского муниципального района Челябинской области
обучающегося 2 « » класса
1. Общее впечатление о ребенке:
ребенок не сразу вступает в контакт, требуется некоторое время, потом общение свободное. Адекватно реагирует на предлагаемые задания, в ситуации обследования ведет себя спокойно. Испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций.
2. Социально-бытовые навыки:
социально-бытовые навыки у ребёнка сформированы достаточно хорошо, ребенок способен заботиться о себе, понимает смысл житейских ситуаций, знает свое полное имя (фамилию, имя, отчество), полные имена родителей, понимает близкородственные связи, понимает понятия старший, младший, знает названия элементов гардероба и их предназначение. Хорошо ориентируется в пространстве школы, может назвать, где находятся кабинеты специалистов, уборные, столовая, медицинский кабинет. Знает правила поведения на уроке, перемене. Называет адрес проживания, знает виды транспорта и знает правила безопасного поведения в транспорте. Знает правила безопасного поведения на улице.
3. Особенности психофизического развития.
Особенности двигательного развития : крупная моторика в пределах нормы, диагностика двигательной сферы выявила незначительное отклонение от нормы, нарушена координация движения, ребенок путает право, лево при заданной инструкции «повернись влево», «повернись вправо», «что у тебя находится справа?», «что у тебя находится слева?», движения тела нечеткие, мелкая моторика: недоразвитие мелких, тонких движений.
— Словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.
Особенности восприятия: отмечается снижение показателей скорости, дифференцированности зрительного восприятия, незначительное недоразвитие слухо-моторной координации. Хорошо различает перечеркнутые, наложенные изображения, есть нестойкость звуковой оболочки слова и значения, неправильное восприятие некоторых изображений.
Особенности внимания : невыраженные сложности переключения внимания, способность к концентрации и удержанию внимания достаточная на игровом материале, низкая на учебном.
Особенности памяти: низкая продуктивность запоминания, наблюдаются семантические парафазии (смешения по смыслу), влияние интерференции на продуктивность запоминания значительна.
Речевое развитие: бедность словаря, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связанного высказывания.
4. Ориентировка в пространстве и времени.
Навыки ориентировки в пространстве и времени сформированы недостаточно. Восприятие пространства: макро пространство- ориентируется на среднем уровне, микро пространство-может выделить центр листа, верх и низ, в сличении сторон и углов листа иногда путается. Восприятие схемы тела: соответствует нижней границе нормы.
Время года: знает времена года, их последовательность, отличительные признаки времен года знает не в полной мере, путает смежные времена года, но после паузы исправляется. Дни недели: знает понятия будни-выходные, знает распорядок дней, может рассказать о своем распорядке недели.
5. Учебная деятельность.
Затруднения в формировании и закреплении учебных навыков, нуждается в помощи направляющего и обучающего характера, требуется дополнительное время на закрепление учебного навыка. Основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно‑познавательной деятельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания.
6. Характеристика деятельности.
Несформированность мотивации к обучению, преобладает мотивация к взаимодействию с взрослым в игровой ситуации, мотивация к новым впечатлениям. Критичность достаточная, как к поведению в целом, так и к результатам своей деятельности. Понимает, что такое неуспех, есть компенсаторная тенденция к отказу от деятельности в случае неуспеха, свое поведение может объяснить. Работоспособность низкая, но путем совместного с педагогом контроля за деятельностью, возможно увеличение работоспособности и продуктивности деятельности. Темп деятельности неравномерный, характерны спады во время выполнения заданий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: уровень познавательной деятельности снижен. Программу обучения усваивает в малом объёме.
подпись расшифровка подписи
Директор школы ________________ (Лысова Л.П.)
Представление дефектолога на ПМПК ученика 5 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дефектологическое представление на учащегося 5-9 класса
Фамилия, имя, отчество:
Дата рождения: 28.09.05. Класс: 5б
Особенности эмоционально-волевой сферы (контактность, преобладающий фон настроения, способность к регуляции поведения и соблюдению предъявляемых требований, произвольность) контактен, к заданиям проявляет интерес, поведение без особенностей, предъявляемые требования соблюдает
Характер деятельности и работоспособность (целенаправленность деятельности, способность сосредоточенно работать длительное время, общий темп и продуктивность деятельности, время проявления признаков утомления, способность к волевому усилию при возникновении трудностей, самоконтроль) темп работы снижен, работоспособность средняя, деятельность целенаправленна, самоконтроль недостаточно развит
Общая характеристика обучаемости (понимание инструкции, осознание учебной задачи, способность к запоминанию, сосредоточению и поддержанию активного внимания, стойкость учебного интереса, потребность в помощи) инструкцию понимает, в некоторых случаях требуется повторение, разъяснение, учебные задачи принимает, требуются стимулирующая и направляющая помощь, может сосредоточенно работать длительное время
Уровень познавательной активности в соответствии с учебными интересами (высокий, средний, низкий, избирательная познавательная активность) средний уровень
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация знания и представления об окружающем мире сформированы на среднем уровне, пространственно-временные представления сформированы недостаточно
Особенности внимания устойчивость внимания снижена
Особенности памяти снижен объем памяти
Особенности мыслительной деятельности (сформированность понятийного мышления, владение операциями мышления, умение их использовать в учебной работе) исключает лишний предмет правильно, но не всегда может объяснить свой выбор, при объяснении использует обобщающие понятия. Скрытый смысл понимает в знакомых ситуациях, значение пословиц понимает, но не всегда верно, аналогии может подобрать правильно.
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, уровень активности и самостоятельности в учебной работе) мотивация средняя, может самостоятельно выполнять задания
Сформированность общеучебных умений и навыков, способов учебной работы (умения и навыки восприятия и переработки информации, выбор и использование рациональных способов действий, осознанность обучения) способы действий не всегда рациональны, обучение осознанное
Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности (умение проверить правильность выполненной работы, соответствие полученного результата поставленной учебной задаче) полученный результат сравнивает с образцом, выполненные задания проверяет, но не всегда может найти ошибки и исправить их
Характерный уровень сформированности знаний, умений, навыков по предметам в соответствии с программными требованиями по математике может решить задачу на нахождение целого в два действия, примеры на сложение, вычитание, умножение, деление решает без ошибок. При письме под диктовку допускает орфографические ошибки, списывание текста без ошибок, грамматические задания выполняет с помощью. Чтение целыми словами, темп чтения средний; при пересказе использует простые распространенные предложения.
Заключение: трудности в усвоении учебного материала