заключение договора в древнем вавилоне осуществлялось с участием контролеров
Заключение договора в древнем вавилоне осуществлялось с участием контролеров
Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.
Текст сборника состоит из трех частей:
· введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
· 282 статьи законов,
Источниками при составлении сборника послужили:
При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:
Царским и храмовым хозяйством управлял царь.
С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.
Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.
Законодательству Хаммурапи известны договоры:
При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.
Законы подробно регулировали следующие положения:
· ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;
· ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;
· ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:
· продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;
· продавцом мог быть только собственник вещи;
· продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.
Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.
Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.
Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.
Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:
· усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);
· дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.
5. Виды преступлений и наказаний
Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений.
К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.
Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.
Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.
Основными видами наказаний являлись:
Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.
Виды договоров древнего Вавилона
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:45, доклад
Краткое описание
Вавилония была страной интенсивного земледелия, существовала собственность на землю (царя, царских людей, храмов, общины, частных владельцев). Земля обрабатывалась с помощью рабов или самостоятельно, либо сдавалась внаем (аренду). В области имущественных отношений законы четко подразделяют имущественные права собственника, арендатора и наемных работников и разграничивают меры ответственности за утерю, хищение, невозврат собственности или причинение вреда имуществу.
Большое внимание уделялось договорной фиксации различных сделок. Наиболее важные из них запечатывались в двойной конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохранности. Некоторые из таких документов, запечатленных на обожженных глиняных табличках, сохранились до нашего времени.
виды договоров.docx
Вавилония была страной интенсивного земледелия, существовала собственность на землю (царя, царских людей, храмов, общины, частных владельцев). Земля обрабатывалась с помощью рабов или самостоятельно, либо сдавалась внаем (аренду). В области имущественных отношений законы четко подразделяют имущественные права собственника, арендатора и наемных работников и разграничивают меры ответственности за утерю, хищение, невозврат собственности или причинение вреда имуществу.
Большое внимание уделялось договорной фиксации различных сделок. Наиболее важные из них запечатывались в двойной конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохранности. Некоторые из таких документов, запечатленных на обожженных глиняных табличках, сохранились до нашего времени.
Виды договоров, условия их заключения и основные положения.
Виды договоров по законам Хаммурапи:
А) Договор купли-продажи.
Б) Договор аренды земли.
Г) Договор личного найма.
Д) Договор имущественного найма.
Е) Договор хранения, товарищества.
А) Договор купли-продажи.
В условиях существования частной собственности, как на движимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку – земли воинов»), считалась недействительной.
Б) Договор аренды земли.
Земледелие было основной хозяйственной деятельностью в стране и законы уделяют ему самое пристальное внимание. Самым распространённым видом этого хозяйствования было мелкое землевладение. Крупные землевладельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенов) либо сдавали землю мелким участникам в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а так же за фиксированную плату, вносимую заранее (ст. 45 «Если человек отдал свое поле пахарю за арендную плату и получил арендную плату за свое поле, а затем Адад побил поле или же половодье унесло урожай, то убыток — на пахаре»). Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями.
Малоземелье (из-за роста населения и разграбления общинной земли), вызывало необычайное распространение арендных отношений. Крестьянин-общинник мог менять, закладывать и сдавать в аренду свой участок, а кроме того, передавать его по наследству вмесе с другой недвижимой собственностью (ст. 39-47, 60-65). Несколько из статей: « (ст. 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля». (Ст.61) «Если садовник не закончил насаждения сада на поле и оставил пустошь, то пустошь должны ему включить в состав его доли».
Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него (ст.136 «Если человек бросил свое поселение и убежал, и после него его жена вступила в дом другого, то если этот человек вернулся и захотел взять свою жену, то так как он презрел свое поселение и убежал, жена беглеца не должна вернуться к своему мужу».
Отчуждение земли воспринималось как несчастье, покупка земли – как несправедливость. Каждый земледелец обязан был поддерживать в исправности оросительные сооружения и нести ответственность за нерадивое или неумелое с ними обращение перед соседями, которые понесли вследствие такой нерадивости ущерб (ст. 53-56. Например: (ст. 53) «Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил».
Арендатор земли должен вносить плату в 2/3 урожая и возвращать землю обработанной (ст. 42-43). (ст.42) «Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей».(Ст. 43) «Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля».
Наемные сельские работники получали плату серебром и хлебом. За не выращенный хлеб полагался штраф, ровно как за кражу семян или изнурение скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: налогоплательщика разрывали на части при помощи тяглового скота (быков) (ст.256 «Если он не может уплатить свое возмещение, то его должны растерзать на этом же поле с помощью скота»). Должник вынужден был отдавать свою землю в обеспечение долга либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи.
Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
Г) Договор личного найма.
Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда. Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом на наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок – на время посевных работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течении всего периода работы по найму.
Особое регулирование получала работа профессионалов (людей высокой квалификации) – врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребительских услуг, например, хирург получал разную в кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкена и раба.
Д) Договор имущественного найма.
Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.
Если пастух похитит доверенный ему скот, заменив тавро, и продаст его за серебро, он в случае разоблачения обязан возместить хозяину скота его стоимость в 10-кратном размере. Если скот поразила чесотка по вине пастуха, то он обязан восстановить поголовье полностью. Однако в случае эпидемии или если на стадо нападал лев, пастух приносил клятву в своей невиновности и убытки брал на себя хозяин. Если приглашенный лекарь проводил лечение заболевшего скота удачно, его вознаграждали серебром, если же лечение приводило к потери вола или осла, то сам лекарь должен был заплатить владельцу четверть стоимости покалеченного лечением животного.
Е) Договор хранения, товарищества.
Законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. Любой человек мог дать на хранение другому какую-либо вещь, или дать воспользоваться этой вещью.
Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа.
Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее закон ограничивал эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.
Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
Все обязательственные отношения и договора основывались на Законах Хаммурапи. Чаще всего договором заключался брак, аренда земли, найм. Договора играли важную функцию в устройстве государства, они помогали регулировать отношения между людьми.
Правовое регулирование имущественных отношений по законам Хаммурапи
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
Древнеегипетское государство в период Раннего царства представляло собой племенной союз. Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. В.Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате многочисленных войн появились пленники-рабы, труд которых широко использовали в крупных хозяйствах.
В период Древнего царства развитие хозяйства уже достигло высокого уровня. Социальное и имущественное расслоение населения было четко определено. Крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями, находилась на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники составляли основную рабочую силу государства. Хотя рынок рабов в эпоху Древнего царства уже существовал, но он не удовлетворял хозяйственных потребностей — рабов было мало (патриархальное рабство).
Особое положение в египетском обществе занимали жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов.
Эпоху расцвета Среднего царства характеризуют следующие важные черты:
— значительно возрастает численность рабов в частных хозяйствах и укрепляется экономическое положение землевладельцев;
— происходит расслоение сельских общин, из которых выделяются мелкие собственники — неджесы.
Слой неджесов в свою очередь разделился на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов — их разбогатевших представителей, становившехся писцами, торговцами и землевладельцами.
В период Нового царства рабовладельческие отношения охватили все общество, хотя сохранялся их патриархальный характер. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве: из их среды выходили также ремесленники, каменотесы, кузнецы, ткачи, строители и работники других профессий.
Основная же масса общинников-земледельцев беднела, ибо их принуждали трудится на царских и храмовых землях. В целях наложения различных дополнительных повинностей на непривилегированный слой населения ежегодно проводился их переучет.
В то же время продолжалось социально-экономическое возвышение жречества, которое превратилось в замкнутую наследственную касту. Возросшее богатство высшего жречества укрепляет его независимость от центральной власти.
Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы — вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными бывшие свободные граждане. Рабы подразделялись на царских, храмовых и частновладельческих. Все эти группы рабов не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, отдать в залог, сдать в аренду. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более чем повреждением имущества господина, которому виновный был обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности: по разрешению господина они могли временно владеть имуществом, но оно оставалось частью собственности господина и возвращалось ему после смерти раба.
Свободное население Древнего Вавилона делилось на две группы: полноправных <авилум) и неполноправных (мушкенум).
Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане — авилум. Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, исполняли имущественные и личные повинности. Однако полноправные граждане не были однородным сословием. Одни общинники со временем становились зажиточными и более самостоятельными в ведении хозяйства, другие общинники беднели, разорялись, попадали в долговую кабалу.
Значительную часть населения составляли жители покоренных городов и областей, не являвшиеся членами древневавилонской общины, — мушкенумы, вынужденные арендовать землю у храма, государства либо авилума. Но это не означало, что мушкенум не мог обладать имуществом. В его хозяйстве зачастую использовался труд собственных рабов.
Наряду с делением по сословиям древневавилонское общество подразделялось и по профессиональным занятиям, здесь первое место занимали придворные служащие — царские телохранители и высшее жречество, далее следовали редум, баирум, декум, лубуттум — различного рода военнослужащие.
В соответствии с важным государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служители. Немногим уступало им по положению в обществе и чиновничество — писцы.
На низших ступенях профессионально-служебной лестницы находились крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.
Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства в Древней Индии привело к появлению сословий — варн. Все свободные граждане стали делиться на группы, неравные по общественному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману были легитимированы:
— брахманы — члены жреческих родов;
— кшатрии — военная и светская аристократия;
— вайшьи (вайшии) — лично свободные полноправные общинники;
— шудры — низшая варна, неполноправные члены общины.
Образ жизни каждой варны был определен специальными законоустановлениями — дхармами. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление в самом широком значении. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали: преимущественная эндогамность — заключение браков между представителями одной варны; определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним и тем же богам.
Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков; устанавливалось разное материальное возмещение за убийство человека в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые варны окончательно обособились от двух низших. С началом I тысячелетия новой эры варны плавно преобразуются в касты — профессионально замкнутые корпорации.
Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Магадхо-маурийский период, как и везде на Древнем Востоке, была община, поскольку она объединяла значительную часть населения — свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная, родовая. В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции — свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение в обществе приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на общем собрании, затем утверждался государственной властью, превращаясь в ее представителя.
Рабство в Древней Индии отличалось неразвитостью и крайней патриархальностью: наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться пережитки первобытно-общинного строя. Древнеиндийские рабы могли иметь семьи, собственность, обладали правами наследования, собственности на получаемые дары. Свободный человек, становясь рабом, не утрачивал своих семейных, родовых и вар-новых связей. Однако рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии.
В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, варны подменяли типичные для Древнего Востока сословия.
Тем не менее Законы Ману выделяют следующие разряды рабов:
— захваченные под знаменем (военнопленные);
— рабы за содержание;
— рабы, рожденные в доме хозяина;
— доставшиеся по наследству;
— рабы в силу наказания.
Отличительной чертой древнеиндийского рабовладения было наличие развитого законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабу.
Общие характеристики древневосточного права.
Древневосточное право обладало следующими специфическими чертами:
1) открыто закрепляло социальное неравенство, то есть неравный политико-правовой статус личности от рождения, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов;
2) наличие института рабовладения. Рабы являлись не субъектами, а объектами права;
3) правовое закрепление сословного неравенства свободных;
4) подчиненное, приниженное положение женщин, детей, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами;
5) отражение в праве пережитков родового строя – коллективная ответственность членов семьи, применение наказания по принципу талиона;
6) наибольшую экономическую ценность имела земля, причем основными ее собственниками являлись государство, общины, храмы;
7) право неразрывно связано с религией и религиозной моралью, правовая норма, как правило, имела религиозное обоснование. Правонарушение – это одновременное нарушение нормы религии и морали. Особое место среди разработчиков правовых норм занимали жрецы, которые являлись первыми древневосточными юристами;
8) не было деление права на частное и публичное, не было представления об отраслях права;
9) правовые нормы были казуистичны – предельно детализированы;
Источниками древневосточного права были:
– обычаи – древнейший и исторический первый источник права;
– судебная практика – отдельные судебные решения, заполняющие пробелы обычного права;
– законы – систематическая запись правовых обычаев и судебных прецедентов – законы Ману, законы Хамураппи;
– административные распоряжения должностных лиц.
ЗАКОННИК ХАММУРАПИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРАВА
В 1901 г. французские археологи раскапывали развалины древнего города Сузы, который на протяжении веков был столицей могущественного государства — Элама, восточного соседа Древнего Вавилона. Здесь они обнаружили расколотый на части столб из черного базальта двухметровой высоты.
На его лицевой стороне вверху были изображены две рельефные мужские фигуры. Один из изображенных восседал на троне, другой стоял перед ним в почтительной позе. Под изображением шла длинная надпись из причудливых клинообразных знаков. Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Луврского музея. В Московском государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина хранится ее точный гипсовый слепок.
Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба впервые прочитал и перевел на французский язык выдающийся ученый В. Шейль. Затем последовали переводы на другие языки (в том числе и на русский). Оказалось, что на колонне записаны законы вавилонского царя Хаммура-пи, правившего с 1792 по 1750 г. до н.э. А фигуры изображали царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царем, и вручал ему судейский жезл и кольцо.
Причины, породившие возникновение законов: создание единого законодательства для всего государства в целях укрепления его власти и снятия социального напряжения и обществе. Например, долговая кабала ограничивалась тремя годами и устанавливались размеры оплаты по договору найма.
Законы Хаммурапи написанные в Древнем Вавилоне в XVIII в. до н.э., состоят из преамбулы, текста и заключения. Из 282 статей сохранились лишь 247.
Норма права формулировалась исходя из судебного решения по конкретному делу. Например, «Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить». Такую формулировку принято называть «казуальной».
В Древнем Вавилоне преобладала общинная собственность на землю (80 %). Частная собственность на землю не получила развития (2 %). Собственником земли отдельных поселений были общины, но верховным собственником всех земель был царь, у которого, кроме того, были дворцовые и храмовые владения (18 %). Собственником земли воина («илкум») и всего имущества на ней также являлся царь. Эту землю он давал в пользование своим воинам, чтобы они за это несли воинскую службу. Хаммурапи предусмотрел в законах меры по обеспечению выкупа из плена своих воинов — «редумов» и «баирумов», сохранности их имущества, в том числе земли, в случаях нахождения их в плену или походах.
В Древнем Вавилоне была весьма развита система договорного закрепления права личной собственности.
Жители государства пользовались следующими договорами:
1) купли-продажи,
2) аренды,
3) займа,
4) товарищества,
5) договором хранения,
6) поручения,
7) найма,
8) мены.
В Законах Хаммурапи разделялось наследование по закону и по завещанию. В наследовании по закону все наследство делилось между сыновьями. Дочери получали приданое, которое равнялось определенной доле наследования сыновей. Дети рабыни также получали часть наследства в том случае, если отец при жизни признавал их. Отец мог лишить наследства сына, который совершил тяжкий грех по отношению к нему, но этот вопрос решался в судебном порядке. Наследство по завещанию существовало в зачаточном состоянии. Отец при жизни мог подарить сыну, который ему правился, определенное имущество, например дом или сад. Договор дарения составлялся в письменной форме. После смерти мужажена получала «вдовью долю». Если при жизни муж не определял ее долю, то ей выделяли часть из общего наследства.
Суд и процесс, в отличие от Древнего Египта, в Вавилонии не был отделен от администрации. Судьями были чиновники, а высшим судьей — царь. Суд осуществлялся публично. И больших городах создавались профессиональные суды. И них преобладал обвинительно-состязательный процесс: при этом не было деления на фажданские и уголовные дела. И подобном процессе стороны были равны. Суд исследовал свидетельские показания сторон, документы и вел себя пас-Сивно, формально оценивая доказательства. Решение суда фиксировалось письменно. Право на обжалование принад-пежало только царю. Доказательствами считались также ордалии — «суды божьи», они, например, применялись в случаях обвинения женщины в измене мужу и обвинения в чародействе. Решение суда о смертной казни или членовредительских наказаниях приводилось в исполнение немедленно и публично.
Регулирование имущественных отношений
Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные и частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь и это был важнейший источник дохода. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие – сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких – либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. «Землевладельцами могут быть, как свободный человек, так и казенный раб и раб вольноотпущенника, последние – под условием права господина на половину их имущества после их смерти (ст.176). Земельная собственность нередко приобреталась сообща несколькими лицами (ст. 42-44; 53-58; 60-65; 253-256).
Не менее надежною защитою закона пользуется и движимая собственность.
В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из объема урожая, выращенного соседями. Кроме аренды поля, сада Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.
«Существовали также договоры найма имущественного и личного, заем, поклажа. Из видов найма в сборнике Хаммурапи выступают земельная аренда, наем сельскохозяйственного инвентаря, судов, наем личных услуг представителей различных профессий, наем жилищ. Земельная аренда была или платною или дележною».
Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например врача в случае смерти больного). «Постановления сборника Хаммурапи о найме рабочего скота и вообще сельскохозяйственного инвентаря, судов и личных услуг сопровождаются таксами, определяющими наемную плату, и возложением на нанимателя обязанности отвечать за целость и невредимость взятого в наем».
Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Царь занимался и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Но не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у торговцев – тамкаров (ростовщиков) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось, так как среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.