заключение логопеда для мсэ образец заполнения

ЦМППС

Новости

Методические рекомендации по оформлению документов для направления воспитанников ДОО на ПМПК

заключение логопеда для мсэ образец заполнения

В соответствии с приказом Минобразования Ростовской области от 29.12.2017 № 859 «Об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Ростовской области» введен новый пакет сопроводительных документов для детей, направляемых на ПМПК для определения специальных образовательных условий. В педагогический блок документов входят:

Рекомендации по оформлению характеристики воспитанника на ПМПК

Характеристика воспитанника на ПМПК оформляется в печатном виде. Характеристика является единой для всех категорий детей, направляемых на ПМПК, и содержит разделы, относящиеся к разным возрастным категориям детей. Специалисты ПМПк ДОО оформляют те рубрики характеристики, которые относятся к детям дошкольного возраста (выделены красным цветом).

В характеристику включены:

Условно характеристику можно разделить на три части:

Требования к оформлению паспортной части характеристики

В графе история обучения (образования) ребенка необходимо указать дату поступления ребенка в образовательную организацию, отметить, в каких условиях он обучался ранее (детский сад не посещал, посещал другой детский сад (указать какой и причину перевода), обучался в общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной группе).

В разделе класс/группа указывается возрастная группа детей, которую посещает ребенок на момент представления его на ПМПК (младшая, средняя, старшая, подготовительная, разновозрастная).

В графе программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная для … подчеркивается вид программы основная/адаптированная, а так же уточняется категория детей с ограниченными возможностями здоровья (адаптированная для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

В пункте форма обучения уточняется очная, группа кратковременного пребывания, посещение отдельных занятий специалистов.

Требования к оформлению основной части характеристики

В графе как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы… необходимо констатировать, соответствует ли уровень образовательных достижений ребенка программным требованиям. Целесообразно указать, по каким видам образовательной деятельности ребенок испытывает значительные затруднения, по каким направлениям программа не освоена.

В характеристику особенностей моторики необходимо включить описание координации ребенка (скоординирован, неуклюж, координация незначительно нарушена); объема движений (полный, неполный, ограничен, строго ограничен), темпа (быстрый, медленный) и переключаемости движений (точная, неточная). Указать уровень сформированности мелкой моторики руки: развита достаточно, не развита, развита слабо, каковы моторные навыки в графической деятельности.

В графах: особенности поведения, динамика в процессе обучения, в чем вероятная причина недостатков в обучении… – следует подчеркнуть характерные для ребенка особенности.

В разделе характеристика обучаемости отмечается уровень обучаемости ребенка: достаточный (понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объёма исключительно организующей или стимулирующей помощи); недостаточный (понимает смысл, но нуждается в разнообразной помощи; перенос на идентичное задание неполноценен; знакомые задания выполняются достаточно успешно и др.); низкий (не понимает смысл задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не может выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом, т.е. «перенос» фактически отсутствует, и др.).

Оформление заключительной части характеристики

В разделе выводы и рекомендации педагога:

Примеры особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития:

Особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи:

Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра:

Характеристика обучающегося (воспитанника)

(разделы, заполняемые на ребенка дошкольного возраста выделены красным цветом)

Фамилия, имя, отчество ребенка__________________________________________________

История обучения (образования) ребенка (где обучался, оставался ли на второй год, переводился ли с академической задолженностью и в каких классах; причины перевода, если ребенок поступил на обучение из другой образовательной организации):______________________________________

Информация об условиях и результатах обучения ребёнка в образовательной организации:

Образовательная организация: (полное наименование, e-mail, телефон):_______________________

программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная для _____________________

возраст поступления в образовательную организацию, степень подготовленности; сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации__________________________

отношение к учебной деятельности, отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее, сформированность коммуникативных, игровых навыков, навыков самообслуживания; для школьников – в том числе сформированность учебных навыков: _________________________

_____________________________________________________________________________________как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы: _____________________________________________________________________________________

характер ошибок: по математике (понимание смысла арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления), арифметических задач и др.)______________ ____________________________________________________________________________________

по чтению (нужное подчеркнуть): какие ошибки в чтении: не может запомнить буквы, путает сходные по написанию буквы, не может сливать в слоги, ошибается при прочтении слогов со стечением согласных, не может читать слова (или читает их побуквенно, не понимая смысла), пропуски, замены, искажения, дополнения слов или частей слов; медленный темп чтения, попытки начинать чтение заново, длительные запинки, потеря места в тексте, неточное чтение фраз, перестановка слов в предложении или букв в словах; читает достаточно бегло, но отмечается неспособность пересказать содержание прочитанного, сделать выводы из прочитанного) ;

по письму (нужное подчеркнуть): пишет правой/левой рукой; при усвоении письма наблюдались трудности в написании элементов букв, в написании букв, при необходимости перевода печатной буквы в письменную, смешение букв, сходных по начертанию. Нарушено списывание. Нарушено преимущественно самостоятельное письмо)

для младших школьников информация о том, с какой степенью готовности ребенок пришел в школу (абсолютно не готов, слабо подготовлен, подготовлен удовлетворительно) _____________________________________________________________________________________

развитие моторики (общая моторная неловкость, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют)_______________________________________________

развитие речи (нужное подчеркнуть): речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли) _____________________________________________________________________________________

особенности поведения на уроках (занятиях) (нужное подчеркнуть): дисциплина (нарушений учебной дисциплины практически нет, нарушений учебной дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие, нарушение учебной дисциплины преимущественно из-за непонимания учебных норм (например, может встать, ходить по классу и т. п.), не может правильно вести себя весь урок, мешает другим детям ненамеренно, поскольку очень активен, специально мешает другим детям), работоспособность (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству), степень внимания________________________________________________

Динамика в процессе обучения (почти никакой, очень слабая, недостаточная, достаточная);

В чем вероятная причина недостатков в обучении (нет понимания материала, понимание есть, но резко нарушено внимание, понимание есть только при индивидуальной работе, в классе самостоятельно работать не может, понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует)__________________________________________________________________________

Характеристика обучаемости: какие виды помощи использует учитель: объяснение после уроков, подсказку на уроках, прямой показ того, как надо делать, др.________________________________

насколько эффективна помощь: недостаточная (эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата), низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает).

Для учеников подросткового возраста: с какого года обучения (класса) проблемы стали очевидными, в чем они заключались (недостаточное понимание материала по предметам (указать каким) __________________________________________________________, недостатки усвоения учебного материала связывались с плохим посещением занятий)

частота и характер конфликтов (с соучениками, педагогами) ________________________________

поведение в конфликте, проявление переживаний по поводу конфликтов_____________________

указать, с обучающимися какого возраста предпочитает общаться (младшими, старшими, своего возраста)_____________________________________________________________________________

охарактеризовать интересы, увлечения:___________________________________________________

Взаимоотношение ребенка с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети. ________________________________________________________________________________

Особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания)_______________________________________

Отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отстаивания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.)_________________________________________________________________________________

Положительные возможности ребёнка, на которые можно опираться в педагогической работе: _____________________________________________________________________________________

Выводы педагога (с указанием цели составления характеристики, обобщённых выводов (в т.ч. усваивает или не усваивает ребёнок предложенную программу), в создании каких специальных условий нуждается): __________________________________________________________________

Заведующий ДОО ___________________ /_________________/

Рекомендации по оформлению заключения

психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) оформляется на бланке со штампом образовательной организации, заверяется подписью председателя консилиума и печатью образовательной организации.

Заключение консилиума состоит из трех частей: описание основных направлений коррекционно-развивающей работы, оценка эффективности коррекционно-развивающей работы и динамики развития ребенка, выводы и рекомендации.

В первом разделе необходимо описать все коррекционно-развивающие мероприятия, которые проводились с ребенком специалистами консилиума за период пребывания ребенка в детском саду с указанием цели и сроков проведения этих мероприятий.

Например: в 1 полугодии 2016 года были организованы занятия с педагогом-психологом по формированию произвольной регуляции поведения.

Во втором разделе необходимо описать динамику развития воспитанника за период проведения с ним коррекционно-развивающих мероприятий:

Здесь же необходимо указать характер динамики развития: волнообразная (скачкообразное, неравномерное усвоение разделов программы во времени) или избирательная (хороший или достаточный темп усвоения одних разделов программы при неудовлетворительном усвоении других).

Второй раздел содержит так же описание результатов коррекционной работы с ребенком: навыков, умений и способностей, сформированных у ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы с каждым из специалистов.

Например: в результате работы с психологом поведение стало более организованным: способен выслушать инструкцию, продуктивно работать в течение 15 минут, адекватно реагирует на замечания.

Если коррекционная работа с ребенком не велась – следует указать: коррекционно-развивающая работа с ребенком не проводилась.

В графе выводы, рекомендации необходимо указать:

заключение логопеда для мсэ образец заполнения

Рекомендации по оформлению заключения по результатам психологического обследования ребенка

В заключении указываются:

— фамилия, имя ребенка, его возраст (количество полных лет), дата и время обследования ребенка, например: 15 февраля 2017 года с 14.00 до 15.00;

— присутствие на обследовании третьего лица;

— перечень всех используемых методик (с указанием общепринятых названий либо авторов);

— описание результатов методик в свободной форме.

Условно содержательную часть заключения можно разделить на две части. В первой части указываются особенности поведения ребенка во время обследования. Отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание, особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, отмечаются наиболее эффективные виды помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка.

Заключение начинается с описания особенностей контакта с ребенком. Важно оценить является ли контакт стабильным, либо неустойчивым и по каким причинам.

Затем дается характеристика эмоциональной реакции ребенка на ситуацию обследования. Эмоции ребенка фиксируются на протяжении всего обследования и предполагают оценку адекватности поведенческих реакций ребенка на ситуацию эксперимента.

Далее описываются особенности понимания ребенком словесной инструкции: характер доступной ребенку инструкции, необходимость и качество ее изменения для улучшения понимания, способность сохранять инструкцию до конца работы.

Следующие параметры, которые должен описать педагог-психолог:

— наличие и стойкость интереса к заданию (интерес проявляет и сохраняет на протяжении всего выполнения задания;, интерес нестойкий, поверхностный, проявляет только к интересующим его заданиям; интереса не проявляет, пассивен)

— темп и динамика деятельности: деятельность целенаправленная, либо отмечается импульсивность (инертность) в выполнении заданий; на фоне утомления темп выражено снижается и т.д.;

— работоспособность: продуктивно работает в течение всего обследования, отмечаются проявления усталости, изменения темповых характеристик и т.п.,

— характер оказанной ребенку помощи: помощь не требуется, требуется (организующая, стимулирующая, обучающая) помощь, помощь малоэффективна.

Далее необходимо охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка во время выполнения заданий, которое включает три показателя: эмоциональной фон (положительный, отрицательный, апатичный), выраженность эмоций (яркие живые, выразительные, малоэмоционалный, вялый), эмоциональная подвижность (эмоционально-лабилен, сохраняет положительные эмоции на протяжении всего обследования).

Важным параметром является характер общения ребенка со взрослым (активен и инициативен в общении, легко вступает в диалог и поддерживает его на протяжении всей работы; инициативы в общении не проявляет, односложно отвечает на вопросы; общение формальное). И для дошкольников, конечно же, важна характеристика мелкой моторики.

Вторая часть заключения включает интепретацию результатов диагностического изучения психики ребенка. Психолог анализирует и описывает результаты методик, использованных им для исследования памяти, внимания, мышления ребенка.

При описании памяти важно отметить объем и темп запоминания, а так же указать, как долго ребенок помнит информацию и как точно он ее воспроизводит. Анализ процессов внимания следует проводить с точки зрения того, способен ли ребенок к самостоятельному произвольному сосредоточению, либо он внимателен лишь когда ему интересно, как долго он внимание сохраняет, как быстро пресыщается или утомляется.

При анализе мышления необходимо дать качественную характеристику всем мыслительным операциям, доступным ребенку: группировке, сравнению, обобщению, установлению причинно-следственных связей. У старших дошкольников необходимо выявить степень понимания скрытого смысла текстов и картинок.

Заключение психолога в обязательном порядке заканчивается диагностическим выводом. Он включает в себя:

— во-первых, указание на степень отставания от возрастной нормы, при этом формулировки вывода могут быть следующими: психическое развитие (соответствует, незначительно отстает, отстает, существенно отстает, грубо отстает) от возрастной нормы, либо отмечается неравномерность развития психических функций;

— во-вторых, указание на вариант нарушенного, отклоняющегося развития (в соответствие с типологией отклоняющегося развития М. и Н. Семаго.)

Логопедическое представление на ребенка входит в пакет сопроводительных документов в ПМПК в том случае, если в штате дошкольного образовательного учреждения есть учитель-логопед. Как вариант может быть предоставлена копия «Речевой карты» ребенка, с обязательным указанием даты обследования воспитанника и фамилии, имени и отчества специалиста (логопеда). В этом случае «Речевая карта» должна быть оформлена не позднее одного-двух месяцев до даты направления ребенка на ПМПК.

Обращаем Ваше внимание, что логопедическое (речевое) заключение логопед ДОУ формулирует самостоятельно по результатам логопедического обследования ребенка, используя психолого-педагогическую классификацию, а не дублирует диагноз логопеда детской поликлиники.

Рекомендации для учителя – логопеда/педагога по заполнению графы

«развитие речи» в Характеристике

обучающегося (воспитанника)

Самойленко В.В., учитель – логопед ПМПК

— речью не пользуется (здесь можно отметить использует ли ребенок жесты, мимику при общении);

— пользуется речью преимущественно для коммуникации;

— может отвечать на занятиях;

— формулировать свои мысли.

Но речь детей разнообразна и индивидуальна, поэтому важно отметить следующее:

понимание речевой инструкции – понимает в полном объеме, понимает на бытовом уровне, понимает в знакомой (близкой) ребенку ситуации, требуется повторение или разъяснение речевой инструкции;

фонематический слух (восприятие) – для детей 3 – 6 лет можно отметить, что фонематический слух сформирован в соответствии с возрастом или не соответствует возрасту. Так дети 3 – 4 лет воспроизводят звукоподражания по показу или самостоятельно в игре «Кто как голос подает?». Дети 4 – 5 лет умеют выделять заданный гласный звук из звукового ряда. Для детей 5 – 6 лет: дифференцирует ли слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким – глухим: коза – коса; твердым – мягким: поток – потек); устанавливает ли наличие заданного звука в слове, выделяет ли первый и последний звуки в слове, подбирает ли слова на заданный звук;

звукопроизношение – формируется в соответствии с возрастом; имеются трудности звукопроизношения (указать, какие звуки нарушены). Отметить общую внятность речи (четкая, невнятная, малопонятная для окружающих);

слоговая структура – без нарушений, если слоговая структура нарушена, указать характер искажения: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановки слогов и звуков внутри слога и слова;

связная речь – говорит односложно или фразой, чаще использует простые (распространенные) предложения; указать легко ли учит стихи, умеет пересказывать знакомую сказку, составлять рассказ по серии сюжетных картинок (или по сюжетной картинке).

Источник

Заключение логопеда для мсэ образец заполнения

Подготовила: логопед Попова Ирина Владимировна

ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области»

Министерства труда и социальной защиты РФ

Краткая аннотация: в статье рассмотрен вопрос о диагностике речевых нарушений с точки зрения проведения медико-социальной экспертизы. Изложены общие положения о классификации речевых нарушений, рассмотрены различные степени нарушенной языковой функции, какие из них подлежат тому, чтобы ставить вопрос об установлении статуса инвалидности ребенка, а какие нет. Также изложено видение примерного алгоритма поведения логопеда при установлении того или иного речевого синдрома.

Что нужно, чтобы речь сформировалась?

Если одно из этих звеньев повреждено в той или иной степени, то мы будем иметь дело с нарушениями речи различной степени выраженности.

Для того, чтобы функционировать в обществе мы должны быть способны передвигаться, обучаться, обслуживать себя, контролировать свое поведение и в том числе общаться. Если одна из этих способностей нарушена, то это в той или иной степени приводит к ограничению жизнедеятельности.

Степень того, насколько нарушена та или иная функция, может быть разной, но в практике МСЭ все они сводятся к следующим:

Вопрос об установлении статуса инвалидности возникает, когда мы имеем дело с умеренной и выраженной степенью нарушения, в частности языковой функции.

Также в соответствующем приказе мы имеем дело с перечислением речевых синдромов, которые могут приводить к нарушению способности к общению.

(«К основным видам стойких (пока обратим внимание на это слово и чуть позже поговорим об этом) расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, относятся:
нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования).

Вспомним о классификации речевых нарушений.

Все нарушения речи делятся на нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. К первой группе относятся такие синдромы как ФНР, ФФНР, ОНР, а ко второй заикание (подразумевается нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения).

Также все нарушения речи могут разделены на два типа:

К первой группе относятся:

1) расстройства фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи (дислалия, ринолалия, дизартрия, тахилалия, заикание и т.д.)

2) расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, когда нарушение идет уже на этапе программирования замысла и отбора языковых средств. Так происходит при афазии и алалии.

К расстройствам письменной речи относится соответственно дислексия и дисграфия.

Формулируя речевое заключение мы работаем на стыке двух классификаций (психолого-педагогической и клинико-педагогической). Первая дает количественную и качественную характеристику умений и навыков ребенка, а вторая объясняет патогенез.

Такие синдромы как ЗРР, ФНР, ФФНР, ОНР, СНР и заикание относятся к психолого-педагогической классификации, а Дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, брадилалия, тахилалия – к клинико-педагогической. Они не взаимоисключают друг друга, а дополняют.

Остановимся подробнее на синдроме ЗРР

Мы говорим о ней, когда подразумеваем более позднее овладение речью, чем в норме;

Для логопеда важно отдифференцировать неспецифическую и специфическую ЗРР.

Темповая (неспецифическая) ЗРР – это такая задержка речевого развития, при которой все неречевые функции, понимание речи в норме, а недостаточность проявляется лишь в экспрессивной речи. Обусловлена замедленным темпом созревания мозговых структур

Специфическая ЗРР (церебрально-органического генеза), связанная с повреждением нервной системы

Важно помнить о том, что окончательное разграничение специфической и темповой ЗРР возможно только в результате динамического наблюдения в течении 2-3 месяцев (Т.Г. Визель).

Для объективизации степени выраженности задержки развития речи считаем целесообразным использовать понятие «эпикризный период»:

Отставание в развитии речи более, чем на 4-5 эпикризных периода расценивается специалистами, как выраженное, а задержка развития речи может быть интерпретирована логопедом, как грубая.

Маркеры, которые говорят о том, что задержка является специфичной.

В логопедической практике, в частности при прохождении ПМПК, ОНР 1 уровня диагностируется после 3 лет сроком на 1 год для определения образовательного маршрута ребенка с последующей оценкой динамики. И далеко не все по истечению этого года останутся на том же уровне.

Однако при написании логопедического заключения на МСЭ мы настоятельно рекомендуем, чтобы не было разночтений, выставлять данный речевой диагноз с 4 лет. До этого возраста связи в головном мозге очень пластичны, компенсаторные механизмы организма очень велики и имеются большие основание надеяться на доразвитие систем, замедляющих созревание психики и речевой функции естественным путем.

В зависимости от возраста ребенка и степени нарушения речи выделяются 4 степени ОНР:

1-й уровень речевого развития: полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов (лепетные слова, звукоподражания, звукокомплексы) в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована (3-4 года). Понимание обращенное речи снижено (обычно оно соответствует предикативному или номинативному уровню);

2-й уровень речевого развития: подразумевает грубо искаженную фонетически и грамматически фразу, грубые нарушения слоговой структуры. Все это делает речь не понятной для окружающих. Предложения простой конструкции из 2-4 слов. Понимание обращенной речи снижено (все еще не понимают большинство грамматических значений).

3-й уровень речевого развития: характеризуется наличием сравнительно развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. То есть есть здесь тоже будут нарушения по каждому уровню языка, но они уже не носят тотальный характер. Речь становится понятной для слушающих. Понимание обращенной речи приближается к норме. Незначительное нарушение звукопроизношения. Таким образом, критерий для дифференциальной диагностики ОНР 2 и ОНР 3 – это степень понятности речи.

4-й уровень речевого развития (не представляет особого интереса в практике МСЭ) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с незначительными изменениями всех компонентов языка (лексика, грамматика, фонетика), которые чаще всего проявляются в процессе выполнения заданий. Ребенок демонстрирует полное понимание обращенной речи.

Только ОНР 1 и ОНР 2 расцениваются МСЭ, как соответственно выраженные и умеренные и подлежат установлению статуса ребенок-инвалид.

Если мы имеем дело с ребенком с нарушенным слухом и интеллектом, то оперируем в логопедической практике термином СНР.

Данные нарушения речи носят вторичный характер.

СНР также подразделяется на несколько уровней – тяжелая, средняя и умеренная степень (обратим внимание, что более уместно употреблять именно эти понятия, например, не СНР 2 уровень речевого развития, а СНР средней степени).

Также мы видим, что инвалидности подлежат только тяжелая и средняя степень недоразвития.

Если с диагностикой при УО и сниженном слухе более или менее все понятно (у нас есть классификация Лалаевой, в которой эти уровни соотносятся +- с уровнями ОНР), то на сегодняшний день особую актуальность и злободневность приобретает диагностика степени СНР при РАС.

Как мы понимаем каждую из этих степеней у детей с РАС. Давайте кратко охарактеризуем каждую из них.

Тяжелая степень

Средняя степень

Легкая степень

Таким образом, диагностическим критерием между средним и легким уровнем является то, насколько ребенок в состоянии самостоятельно построить фразу и степень понимания обращенной к нему речи.

Какие разделы должно в себя включать логопедическое заключение, предоставляемое на МСЭ.

На что следует обратить особое внимание?

Какой алгоритм поведения логопеда представляется целесообразным при первичной диагностике синдромов ОНР И СНР?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *