заключение логопеда образец для школы
«Логопедическое представление 8 класс» Образец заключения логопеда.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ФИО ребёнка: Иванов Иван
Строение артикуляционного аппарата: анатомическое строение без особенностей, объем артикуляционных движений полный, точность движения сохранна.
Звукопроизношение: не нарушено
Фонематический слух: Фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Наблюдаются затруднения дифференциации звонких и глухих звуков.. Фонетический анализ и синтез сформированы недостаточно.
Общая осведомленность и словарный запас: активный словарь не соответствует возрастной норме. Испытывает трудности в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов. Осведомленность не соответствует возрастной норме.
Грамматический строй речи: недостаточно сформирован, в речи использует простые, распространенные предложения. В спонтанной речи присутствуют аграмматизмы. Операции словообразования и словоизменения затруднены.
Слоговая структура речи: допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных. Замедленное по слоговое воспроизведение слов сложного слогового состава.
Связная речь: Темп речи замедлен. Паузы и ударения употребляет правильно. Основные виды интонации употребляет правильно.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок: С заданием справляется без помощи, затруднений не испытывает. Смысловая целостность сохранена.
Рассказ со скрытым смыслом: с заданием справляется, затруднений не испытывает. Рассказ составлен без нарушения лексико-грамматических норм.
Чтение: Темп чтения не высокий, допускает множественные ошибки. Прочитанное понимает.
Письмо под диктовку: многочисленные ошибки разного характера.
Списывание текста: единичные ошибки разного характера.
Заключение: ОНР 3 уровня. Дисграфия. Дислексия. Дизорфография.
Рекомендации: Индивидуальные и групповые занятия с учителем – логопедом. Обследование на ПМПК.
Ф.И.О. специалиста: ВерахинаМ.С. /________________
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Примерные формулировки логопедических заключений
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Примерные формулировки логопедических заключений.
Школьники с нормой интеллекта и с школьники с ЗПР
(с сохранным слухом).
— ОНР III уровня у ребенка с ринолалией
— ОНР III уровня у ребенка с дизартрией (ст. формой дизартрии, псевдобульбарной)
— ОНР III уровня у ребенка с заиканием (неврозоподобным, невротическим, смешанной формы; степень, вид судорог)
— ОНР I – II уровня у ребенка с алалией (моторной, сенсорной, сенсомоторной)
— НВ ОНР у ребенка с ринолалией
— НВ ОНР у ребенка с дизартрией (ст. формой дизартрии, псевдобульбарной)
— НВ ОНР у ребенка с заиканием (неврозоподобным, невротическим, смешанной формы; степень, вид судорог)
— ФФН у ребенка с ринолалией
— ФФН у ребенка с дизартрией (ст. формой дизартрии, псевдобульбарной)
— ФФН у ребенка с заиканием (неврозоподобным, невротическим, смешанной формы; степень, вид судорог)
— ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитее речи)
— ФН, обусловленные ринолалией, дизартрией, нарушениями голоса
После первого полугодия обучения в 1 классе проводится динамическое обследование. Отмечаются:
— трудности усвоения письма
— затруднения в формировании звуко-буквенных связей
— предрасположенность к нарушению письма.
Проводится динамическое наблюдение.
Нарушения устной речи характеризуются как:
— Недостаточная сформированность речевых и языковых средств
— Элементы общего недоразвития речи
Указываются клинические проявления речевого недоразвития (ринолалия, дизартрия, заикание, нарушения голоса)
Если выявлены нарушения чтения и письма, указывается вид дисграфии и дислексии:
— Нарушения письменной речи, обусловленные общей недостаточной сформированностью средств языка
— Аграмматическая дисграфия, обусловленная ЛГНР
— Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
— Артикуляционно-акустическая дисграфия, обусловленная ФФН
— Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия, обусловленные ЛГНР
Школьники с различной степенью интеллектуальной
— Системное недоразвитие речи легкой степени
— Системное недоразвитее речи средней степени
— Системное недоразвитие речи тяжелой степени
(Также указываются клинические проявления: дизартрия, заикание и т. д.)
Аналогично по результатам динамического наблюдения за состоянием письменной речи:
— Нарушение письменной речи, обусловленное системным недоразвитием речи.
— Сложная форма дисграфии
— Сложная форма дислексии
Номер материала: ДВ-533374
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Варианты логопедических заключений при обследовании детей школьного возраста
При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопедическом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается нарушения письменной речи (форма дислексии и/или дисграфии).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дети с сохранным интеллектом
В заключениях указываются:
1. Нарушения устной речи (если имеются)
2. Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, виды по Р.И. Лалаевой).
Примерные формулировки логопедических заключений:
Дети с умственной отсталостью
Для обозначения несформированности речи как системы, у умственно отсталых детей рекомендуются иные формулировки логопедического заключения.
В заключениях указываются:
1. Нарушения устной речи:
2. Нарушения письменной речи (см. школьники с нормой интеллекта).
Примерные формулировки логопедических заключений:
Дети с билингвизмом
В заключениях указываются:
1. Нарушения устной речи.
2. Нарушения письменной речи: (трудности в овладении чтением и письмом, нарушение процесса формирования чтения и письма, нарушения чтения и письма, обусловленные билингвизмом).
Информацию подготовила: Михайлова Н.В. – учитель-логопед РПМПК
Литература: Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968./; Волкова Л.С., «Логопедия», М «Просвещение»; Р.И. Лалаева, Л.Б. Венедиктова. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Учебно-методическое пособие. С-Петербург, 2004; А.Б. Ястребова, Т.Б. Бессонова Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Москва, 1996.
Новости и анонсы
мероприятий
Логопедическое представление на ПМПк
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ПМПк.
• Нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).
2. Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости):
4. Артикуляционный аппарат:
— Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий.
— Строение лица не нарушено (нарушено)
-Тонус мышц лица сохранный или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)
— Подвижность лицевой мускулатуры не нарушена, нарушена (тремор подбородка, гипомимия, гиперкинезы).
— Строение губ нормальное или отклонения (массивные губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов)
— Тонус губ не нарушен или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)
— Подвижность губ не нарушена или нарушена (малоподвижные, излишне подвижные)
— Подъязычная связка укорочена
— Прикус правильный; нарушен – передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения.
— Строение твердого нёба не нарушено
— Строение мягкого нёба и подвижность не нарушено
— Строение языка не нарушено.
— Отмечаются нарушения – толстый, маленький, массивный, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка.
— Мышечный тонус языка в норме; нарушен – спастичность, гипотония, дистония.
Подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация (отклонение) языка (вправо, влево); язык не выводится из полости рта, объём артикуляционных движений ограничен; снижение амплитуды артикуляционных движений, малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка. Саливация.
— Речевая моторика развита достаточно; в пределах нормы; недостаточно. Выполняет основные артикуляторные движения губами, языком. Движения замедленные. Не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Нарушена координация движений языка и губ. Незначительно нарушены дифференцированные движения кончика языка. Объем движений языка полный; неполный. Тонус нормальный; вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Замен движений, синкенезий не наблюдается. Синкенезии, замены движений отмечаются.
Общее звучание речи:
(Голос (нормальной громкости / громкий/ тихий / затухающий / глухой / звонкий /монотонный, слабо-модулированный / модулированный.)
• Тип дыхания диафрагмальный, речевое дыхание плавное; недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный; не продолжительный (4-5 слов).
8. Грамматический строй речи:
а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.
б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании: ошибки в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.
в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.
г) Грубые нарушения.
9. Фонематическое восприятие (не нарушено/нарушено), звуковой анализ и синтез:
10. Состояние языкового анализа и синтеза
Правильно/неправильно определяет последовательность и количество слов в предложениях с предлогами: «Катя идет гулять» (2). «На столе лежит книга» (3). «Дети катаются на коньках» (5). «Летом бывает очень жарко» (3) и т.п.
Допускал ошибки при определении последовательности слов в предложении. В предложении «на столе стояла синяя ваза» слово «ваза» стоит после слова «столе» и т.п.
Синтез не нарушен. Правильно составляет из последовательно заданных слов предложения.
11. Состояние звукопроизношения
12. Звуко-слоговая структура речи:
Произношение слов сложного слогового состава.
13. Состояние зрительной функции
1) Состояние биологического зрения по данным медицинской карты в норме.
2) Состояние высших зрительно-пространственных функций:
а) схема тела сформирована;
б) правильно определяет расположение предметов (справа или слева);
в) не все пробы Хэда выполнил правильно (трудности в определении правых и левых частей тела сидящего напротив человека);
г) правильно составил картинки разрезанные на 6-8 частей, начиная с 8 допускал единичные ошибки;
д) конструирование фигур из палочек по образцу не нарушено. Затруднено конструирование и реконструирование геометрических фигур по представлению. По словесной инструкции не справился со многими заданиями.
3) Состояние речезрительных функций (по альбому оптических и зрительных проб): все печатные и рукописные буквы называет правильно.
Узнает заштрихованные, наложенные друг на друга, недописанные, написанные зеркально и пунктиром буквы, графически сходные буквы.
Конструирование букв выполняет в целом правильно, допускает лишь единичные ошибки.
Допускает ошибки в реконструировании букв из элементов.
Нарушены представления о структуре зрительного образа рукописных букв (не может устно объяснить из каких элементов состоит буква «в», чем отличаются «т» и «п».
14. Рассказ по серии сюжетных картинок
Критерий смысловой целостности
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.
Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление.
Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств.
Рассказ не оформлен.
1) Критерии смысловой целостности.
Воспроизведены все смысловые звенья
Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями
Пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации.
2) Критерии лексико-грамматического оформления
Пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм.
Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены.
Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов.
3) Критерии самостоятельности выполнения.
Самостоятельный пересказ после первого предъявления.
Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения.
Пересказ по вопросам.
Даже по вопросам пересказ недоступен.
16. Характеристика чтения.
В полном объёме /затруднено.
17. Характеристика письма.
Трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно; позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.
Третий год обучения – дизорфография. Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.
Заключение для ЗПР:
Логопедическое заключение может быть:
· Звукопроизношение в норме, речь в пределах возрастной нормы.
На основании педагогических наблюдений и проблем в учебном процессе прошу консультацию психоневролога.
Направления логокоррекционной работы, рекомендуемые на основании диагностического логопедического обследования.
(подчеркнуть направления, проводимые в течение коррекционного курса; кружком обвести все необходимые для пациента направления работы).
1.Развитие слухового восприятия.
2. Развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость; определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов с заданной фонемой.
3.Развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха.
4. Стимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата.
5. Работа над голосом (снятие назализации, развитие интонационной выразительности, ускорение / замедление темпа речи, формирование мягкого голосоведения).
6. Коррекция звукопроизношения:_____________________________
7. Воспитание кинестезий, необходимых для речи.
8.Развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных).
9.Развитие грамматического строя речи.
10. Развитие понимания речи.
11. Развитие слухо-зрительного внимания.
12.Развитие памяти (слухоречевой, зрительной).
13. Формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).
14. Формирование элементарных математических представлений.
Логопедическое заключение
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Обследование дошкольников с нормальным интеллектом
В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.
1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:
— Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).
При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
* Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).
При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
* Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).
При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
* Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).
При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.
2. Клиника-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).
Варианты пересечения двух классификаций.
*Фонетическое нарушение речи (произношения отдельных ФНР) или нарушение звуков (НПОЗ):
— дизартрия или стертая дизартрия,
*Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):
— дизартрия или стертая дизартрия,
*Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):
— выход из моторной (сенсорной) алалии,
— по типу задержки речевого развития,
*Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):
— дизартрия или стертая дизартрия,
— по типу задержки речевого развития,
*Нарушение темпа и ритма речи:
Примерные формулировки логопедического заключения
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.
* Общее недоразвитие речи. Детская афазия.
* Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.
* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.
* Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.
* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.
* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.
* Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.
* Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.
Обследование дошкольников с умственной отсталостью
Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».
В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5—7 лет).
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи. (СНОСКА: Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968.)
2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).
3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР
При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопедическом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии.
Примерные формулировки логопедического заключения
*ОНР (III уровень). Выход из моторной алалии. Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
*НОНР.По типу задержки речевого развития. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия.
*Лексико-грамматическое недоразвитие. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.
Обследование школьников с умственной отсталостью
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа).
2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые
простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия.
3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; словарный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия.
В логопедическом заключении определяются: 1) степень системного недоразвития речи, 2) нарушения устной речи, 3) нарушения письменной речи.
Примерные формулировки логопедического заключения
* Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
* Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.
Заключение о состоянии речи приходится писать на любого ребёнка! Поэтому у нас сложилась более расширенная «версия» написания логопедического заключения, чем представлено в данном пособии (кстати, все другие источники на эту тему, попадавшиеся мне «в поле зрения», содержат перепечатки из этого самого пособия).
БИНГО!
АВГУСТ 2017 года: нашла сайт по вопросам Медико-социальной экспертизы, одногодку с моим)) К сожалению, тогда эта информация была недоступна широкому кругу читателей. Но теперь можно увидеть более четкие рекомендации к заключению. И ещё радует, что мы интуитивно «шли правильной дорогой» в формулировании логопедических заключений!
Почитайте рекомендации из книги «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА»:
Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. Для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо: нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров; нормальное состояние органов голосо- и речеобразования (гортань, глотка, полость рта, дыхательный аппарат и др.); нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.
Кратко можно выделить следующие виды речи: устная речь, среди которой выделяют сенсорную (импрессивную) речь, связанную с восприятием и пониманием речи и моторную (экспрессивная) речь, связанную с произнесением звуков речи человеком; письменная речь, связанная с письмом и чтением.
Различают следующие семантические понятия в патологии речи:
Степени выраженности общего недоразвития речи:
1-й уровень ОНР: полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов (лепетные слова, звукоподражания, звукокомплексы) в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Понимание обращенной речи неполное.
2-й уровень ОНР: искаженная фонетически и грамматически фраза, предложения простой конструкции из 2-4 слов. Понимание речи неполное. Полиморфное нарушение звукопроизношения, наличие большого количества (16-20) несформированных звуков.
3-й уровень ОНР: наличие сравнительно развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика включает все части речи. Понимание обращенной речи приближается к норме. Незначительное нарушение звукопроизношения.
4-й уровень ОНР: развернутая фразовая речь с незначительными изменениями всех компонентов языка (лексика, фонетика, грамматика), которые чаще всего проявляются в процессе выполнения специальных заданий. Полное понимание обращенной речи.
Примерные формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ:
«Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия (сенсорная алалия, сенсомоторная алалия)»; «Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия»; «Общее недоразвитие речи (III уровень). Выход из моторной алалии».
2. Системное недоразвитие речи (СНР): речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) у детей с умственной отсталостью и органическим поражением ЦНС
Примерные формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ:
«Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза)», «Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, Механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.»
2. Задержка речевого развития – замедление нормального темпа речевого развития ребенка до 3-4 лет, когда отдельные психические (память, внимание, мышление) и языковые функции, а также функция интеллекта отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста, однако интеллектуальная недостаточность при этом не достигает степени слабоумия
Примерные формулировки речевого диагноза при направлении на МСЭ:
«Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания», «Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия».
Основные речевые синдромы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи: дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса; нарушения письменной речи.
Степени выраженности фонетико-фонематического недоразвития речи: легкая степень: недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено; средняя степень: недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении; глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.
4.Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР): ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи у детей с нормальным звукопроизношением и относительно сохранными фонематическими процессами;
Данные понятия являются логопедическими терминами и должны быть отражены в заключении логопеда при направлении на МСЭ (с указанием их степени выраженности).
Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной речи: нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: афония (дисфония), брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, дизартрия, ринолалия; нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: алалия, афазия; нарушения письменной речи: дисграфия (аграфия), дислексия (алексия).
Основными речевыми синдромами являются:
Необходимые данные при направления на МСЭ:
при первичном обращении желательны данные о постановке диагноза в условиях речевого стационара; при повторном обращении – данные об амбулаторном и стационарном лечении за истекший экспертный период, ЭПО с оценкой состояния психических процессов и, в случае необходимости – оценка интеллекта по Векслеру, заключения специалистов: психиатр, педиатр, ортопед, невролог, окулист и т.д., развернутое заключение логопеда с указанием речевого статуса, диагноза, степени выраженности имеющихся нарушений, характеристика с места учебы, либо выписка из центра реабилитации инвалидов (заключение дефектолога), при необходимости – заключение психолого-медико-педагогической комиссии (выписка или протокол) с определением вида обучения, формы, режима и условий; инструментальные и лабораторные методы исследования (МРТ или КТ головного мозга, нейросонография, УЗДГ сосудов головы и шеи, ЭЭГ и т.д.): необходимы при наличии сопутствующей или осложняющей составляющей.
Клинико-экспертно-функциональный диагноз после проведенного осмотра и оценки клинико-экспертных документов складывается из: а) основной нозологии; б) основных дезадаптирующих синдромов речевой патологии (расстройства устной и письменной речи), указания их стойкости и степени выраженности; в) дополнительных синдромов неречевой патологии – синдрома дефицита внимания с гипрактивностью, психоорганического синдрома, астенического синдрома, стато-динамических расстройств и т.д. Например: «Органическое поражение головного мозга перинатального генеза с умеренным синдромом дефицита внимания, с умеренными нарушениями экспрессивной речи по типу псевдобульбарной дизартрии и умеренными нарушениями письменной речи по типу дисграфии и дислексии.»
Экспертная оценка основных видов речевой патологии: степени выраженности нарушений языковых и речевых функций при различных речевых синдромах определяется степенью выраженности общего, системного и фонетико-фонематического нарушения речи.