заключение на тему право и организация социального обеспечения

Право и организация социального обеспечения

Страницы: 1 2 3 4

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся правового регулирования социального обеспечения граждан в условиях перехода российского государства к рыночной экономике. Становление России как правового социального государства на основе новых экономических отношений происходит достаточно сложно и противоречиво.

К числу вопросов, наиболее остро выдвинувшихся в последнее время в России, относится вопрос о социальном обеспечении наименее защищенных слоев населения при наступлении различных факторов социального риска. Для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо создание такого правового механизма, который мог бы реально обеспечить социальную защищенность самых широких слоев населения России.

Реформирование всей системы социального обеспечения граждан в России, сложившейся в советское время и оказавшейся неприемлемой в условиях рыночной экономики, столкнулось с серьезными трудностями, от успешного разрешения которых во многом зависит успех проводимых преобразований и социальная стабильность в обществе.

Подробное изучение и теоретическое осмысление дореволюционного отечественного опыта в области социального обеспечения обусловливается необходимостью учитывать его в процессе становления и развития современной системы социального обеспечения. На нынешнем этапе это приобретает особое значение в связи с разработкой новых федеральных законов, регулирующих отдельные виды социального обеспечения, призванных наряду с Конституцией Российской Федерации стать правовой основой для дальнейшего развития системы социального обеспечения и в Российской Федерации в целом и в ее отдельных субъектах.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества.

Социальный прогресс требует от государства усиления внимания к решению проблем социального обеспечения, и чем последовательнее станет это внимание, тем стабильнее будет социально – политическая ситуация в России, крепче социальная защищенность граждан, устроеннее их жизнь, комфортнее психологическое самочувствие – это позволит повысить уровень и качество жизни населения Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что тема работы является актуальной для исследования.

Объект исследования: общественные отношения, возникающие по вопросам истории развития законодательства в социальном обеспечении и актуальные проблемы на современном этапе.

Предмет исследования: история развития законодательства в социальном обеспечении и актуальные проблемы на современном этапе.

Цель исследования: анализ истории развития законодательства в социальном обеспечении и актуальные проблемы на современном этапе.

Основными методами исследования выбраны изучение литературных источников, теоретический анализ и синтез нормативно-правовой базы, специально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Работа представлена введением, 2 главами, заключением и списком источников и литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1. Основные этапы развития и становления социального обеспечения

В обыденном сознании людей социальное обеспечение представляет собой деятельность государственных органов по предоставлению нуждающимся гражданам различных видов пенсий и пособий, по оказанию всевозможных социальных услуг и льгот инвалидам и различных иных видов социальной помощи и поддержки.

В первобытном обществе прообразом социального обеспечения было общинное содержание, которое имело целью поддержание жизнедеятельности стариков, больных, инвалидов, беременных женщин, кормящих матерей и детей. Средства для существования этих категорий людей выделялись из общего количества продуктов питания, добыты трудоспособными членами родовой общины.

Но так было не всегда. В начале первобытной эпохи здоровые избавлялись от стариков, больных, инвалидов и увечных детей. Это было связано с тем, что примитивные орудия труда и охоты первобытных людей не позволяли добывать продукты питания в количестве, достаточном для всех членов общины или рода.

По мере развития, первобытный человек начинает понимать, что для нормальной жизни рода или общины необходим опыт стариков, навыки владения примитивными орудиями труда и охоты, которыми обладали сильные мужчины рода, ставшие больными или инвалидами из-за несчастных случаев. Дети — это продолжатели рода. Поэтому позже такие люди стали находиться на общем содержании и обеспечении рода или общины. Так появляется обязанность сородичей оказывать друг другу помощь. Оказание помощи нетрудоспособным лицам становится традицией не только внутри одного рода или общины, но и между ими.

Следовательно, взаимопомощь в силу традиции характерна первобытно-общинному строю на последнем этапе его существования.

В рабовладельческом обществе появляются классы, что было обусловлено появлением частной собственности. Рабы рассматривались как вещи особого свойства — одушевленные орудия труда. Ценность для своего владельца раб представлял тогда, когда был трудоспособным. Как только становился нетрудоспособным, его существование целиком становилось в зависимость от подачек хозяина, что, по существу, вело к голодной смерти.

По отношению к свободным людям в рабовладельческом обществе определенное развитие получили благотворительность и попечительство. Главным же было семейное обеспечение престарелых и немощных родителей, вдов, больных родственников. Таким образом, на первых порах существования рабовладельческого строя преобладали формы внутрисемейного содержания и обеспечения нетрудоспособных, базировавшиеся на взаимовыручке самих членов семьи. Традиции и законы обязывали родителей содержать несовершеннолетних детей. Трудоспособные же дети должны были содержать престарелых родителей. Подобные обязанности существовали между братьями и сестрами, другими членами семьи. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней древние исторические памятники права, например Законы Ману.

В других юридических источниках можно встретить упоминание об становлении опеки и попечительства над сиротами, наследниками и вдовами с целью надлежащего использования имущества названных лиц для их будущего материального обеспечения.

Помимо этого, получает развитие такая форма обеспечения, как взаимная помощь свободных работников. Как правило, на существовала среди ремесленников, мелких торговцев, служителей религиозного культа. Взаимная помощь была среди лиц, входивших, например, в Общество строителей храма Соломона в Иудее, в Коллегию самопомощи для средних и бедных слоёв свободных граждан Рима и другие. Члены подобных организаций не только обеспечивали себя в случае отсутствия заработка или дохода, но и выделяли часть средств для содержания больных, стариков, инвалидов, детей.

Специальные правила существовали в отношении содержания особо отличившихся увечных и старых воинов, а в случае их смерти — вдов и сирот. Их материальное обеспечение зависело от выдаваемых военных пенсий и пайков, земельных наделов и сборов и т.д. Эти формы обеспечения не являлись обязанностью рабовладельческого государства. Установление какого- либо конкретного вида обеспечения или содержания и дальнейшее его предоставление зависели только от воли и желания первых лиц, управлявших государствами.

Таким образом, для свободной части рабовладельческого общества были свойственны следующие формы материального обеспечения: семейное содержание, взаимовыручка, предоставление содержания по воле и усмотрению главы государства.

При феодализме в условиях господства натурального хозяйства основной производственной единицей была семья. В семейных крестьянских хозяйствах старики и нетрудоспособные члены семьи имели право на одинаковое участие в потреблении продуктов, производившихся такими хозяйствами. Лица, не имевшие какого-либо хозяйства или лишенные возможности трудиться, обеспечивались через всевозможные формы благотворительности (сбор милостыни, помощь богатых купцов и ремесленников на содержание сиротских приютов и так далее). Как правило, зависимые от помещиков и феодалов крестьяне и холопы моги рассчитывать только на помощь семьи и родственников. Семья несла расходы по обеспечению своих престарелых и нетрудоспособных членов.

В этот же период получает широкое развитие ремесленничество. Для достижения лучших результатов, ремесленники объединяются. Кто входит в ремесленные организации принимают различные уставы, там регламентировалась не только их деятельность, но и вопросы материального обеспечения в случае болезни, наступления старости и инвалидности. С этой целью они вносили в кассу объединения часть своего заработка или дохода. Обычно это были фиксированные взносы в общую кассу. За счет этих взносов осуществлялось обеспечение ремесленников в случае, например, инвалидности. Риск потери заработка у ремесленника приводит ремесленников к необходимости создания новой формы материального обеспечения — ремесленному страхованию.

Такую форму обеспечения от ранее существовавших отличает:

Во-первых, нормативное закрепление прав и обязанностей участников ремесленного страхования в письменных актах — в уставах, положениях.

В-третьих, устанавливаются размеры не только обязательных взносов в ремесленные фонды, но и суммы будущих выплат.

В сущности своей такое страхование является формой взаимного обеспечения ремесленников за счет своих средств (фондов) ремесленного (цехового) страхования. Из указанных фондов осуществлялись выдачи в виде денежных сумм, продуктов питания, иных необходимых предметов повседневного обихода[3].

В капиталистическом обществе главным источником средств существования для подавляющего большинства населения становится личный труд у работодателя. Только за счёт продажи своей рабочей силы наёмный работник может получать в обмен заработную плату. В то же время пользование рабочей силой предполагает не только создание каких-либо материальных ценностей, но и также «потребление» трудоспособности работника. В итоге это приводит к её утрате или значительному снижению у самого работника. Лишение наёмного работника (вследствие болезни, инвалидности, старости, безработицы) возможности продавать свою рабочую силу означает потерю основного и единственного источника средств существования. Низкая заработная плата и налоги не позволяли наёмному работнику (и его семье) делать большие накопления на будущее. Это обстоятельство и обусловило появление новых способов осуществления социального обеспечения. Чаще всего их называют организационными формами социального обеспечения.

Выделяют три основных этапа развития организованных форм социального обеспечения в эпоху капитализма.

Первый этап: характеризуется невмешательством государства (в лице различных государственных органов) в регулирование общественных отношений по социальному обеспечению. В самом начале развития и становления машинного производства в качестве реальных форм материального обеспечения нетрудоспособных граждан буржуазное государство предлагало заимствованные из рабовладельческого и феодального права частную благотворительность, государственное или общественное призрение, сбор милостыни, волю работодателя (в лице капиталиста) на предоставление средств своим бывшим работникам.

XVIII в. большое развитие получили такие формы обеспечения наёмных рабочих, как личное обеспечение и рабочая взаимопомощь. Они были организованы в виде страховых касс, товариществ взаимной помощи или самопомощи на случай болезни, инвалидности, старости, вдовства.

Кассы рабочей взаимопомощи появились как органы рабочей солидарности для оказания помощи товарищам по работе, попавшим в нужду по причинам болезни, инвалидности, старости, временного отсутствия заработка.

Кассы имели различные формы и виды:

Фонды страховых и обязательных касс формировались, главным образом, за счёт взносов работников из своего заработка.

Дотации государства из государственного бюджета в названные кассы почти отсутствовали или были незначительными. Финансовые средства всех остальных видов касс в основном складывались из добровольных взносов работников из своего заработка.

Участие же самого государства в этот период проявлялось только в регистрации таких касс, в установлении контроля за их деятельностью со стороны соответствующих органов.

Второй этап: развития организованных форм социального обеспечения характеризуется ограниченным вмешательством государства. Оно проявлялось в том, что отношения по материальному обеспечению некоторых категорий нетрудоспособных граждан юридически регламентируются государством. В конце 90-х гг. XIX в. в Германии, в Австралии и Италии принимаются первые законы о социальном страховании несчастных случаев на производстве, по болезни, по старости, по случаю потери кормильца.

Главными особенностями правовых актов являются следующие:

Доминирующим в этот период является самообеспечение наёмных работников. Финансовое же участие самого государства в расходах по основным видам социального обеспечения наёмных работников и членов их семей по-прежнему остаётся незначительным. Поэтому неслучайно этот этап называют — эрой социального страхования.

Третий этап: активного управления социальным обеспечением со стороны государства — начинается с середины 50-ых гг. XX в.

Главными особенностями этого периода являются следующие:

Таким образом, посредством права, т.е. изданием законов, государство придает социальному обеспечению обязательный (принудительный) характер. Принудительность проявляется в том, что все участники отношений по социальному обеспечению должны подчиняться тем правилам, которые в законодательно порядке устанавливает государство.

1.2. Становление системы социального обеспечения в дореволюционной России

Анализ Российской социальной истории уходит своими корнями в Древнюю Русь. На Руси первые формы поддержки нищих, увечных, бедных выражались в виде благотворительности именуемой «призрением». Исторические корни социального страхования в России наблюдаются в различных организациях по призрению бедных. Другими словами в простой благотворительности. Простейшие виды благотворительности, заключавшиеся почти исключительно в кормлении нищих, применялись в самой глубокой древности. Основывались они на канонах христианства, принятого на Руси. Помощь бедным была в тот момент уделом отдельных лиц, проникнутых идеей христианской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей.

Особую заботу проявляла церковь. При всех монастырях, имевших средства, производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда особые помещения.

Отличительной чертой благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой какие либо расследования о нищих, расспросы их и т.п. не только не производились, но прямо воспрещались учениями святых отцов. Помощь была разнообразна и часто соответствовала действительной нужде. Она выражалась и в постройках и в выкупе пленных и в обучении ремеслам. Такая форма общественной помощи ради собственного духовного совершенствования не преследовала целей общественного благоустройства, но она, несомненно, имела нравственно-воспистательное значение для тогдашнего общества, только что пресвященного святым христианским вероучением.

Позже, с развитием гражданственности и с увеличением заботы о безопасности, благотворительность исключительно ради спасения души начинает терять свое значение. Правители государства постепенно начинают в ней видеть государственную задачу. Вопрос ставится таким образом, чтобы уйти от безразборчивой раздачи милостыни к сосредоточению нуждающихся в закрытых заведениях для призрения, а также намечаются меры общественного характера, для того чтобы сократить нищенство и злоупотребление им.

Следующий важный законопроект, в котором явно отражается идея общественного призрения как отрасль государственного управления, это собранный Иоанном Грозным Стоглавый Собор (1551г.). В нем констатируется страшное развитие нищенства и в тоже время по-прежнему попечение бедных считается обязанностью общества, Собор признает необходимость регулировать его государственными мерами, путем царского повеления или, иначе говоря, законом. Очевидно, дело благотворительности начинает переходить в дело общественного и государственного призрения. Идея государственного призрения уже наметилась, но не вошла еще в сознание общественных и государственных деятелей.

В период правления Михаила Федоровича из рода Романовых (1613г.) одним из первых шагов к созданию в России государственного управления общественным призрением явилось поручение заниматься этим делом Патриаршему Приказу, а несколько позже специально утвержденному для этого Аптекарскому Приказу. Однако практическая реализация идеи развертывания государственной системы общественного призрения получила свое начало в период царствования Федора Алексеевича.

Следующий период подразумевает развитие мер общественного призрения в определенную систему, государственное участие значительно усиливается. Огромную роль в этом сыграл Император Петр Великий. Им были затронуты основные вопросы общественного призрения. Он указывал на предупреждение нищеты, считал необходимым различать нуждающихся по причинам их нужд и удовлетворять в соответствии с потребностями и пр.

Так, в 1700 г. он пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увеченных, кто работать не может, а также о необходимости давать кормовых денег старым и увеченным кормовщикам и их вдовам до их смерти и их детям до определенного возраста в половину прежнего оклада кормовщика. Но молодым и здоровым кормовых денег не давать.

Далее в 1706 был основан первый приют для незаконнорожденных детей. Помимо этого Петр особое внимание уделял военным чиновникам. Он издал ряд распоряжений по их содержанию в 1716, 1722, 1724 и др. В отношении нищих, способных трудиться Петр 1 постоянно призывал, что их нужно привлечь к работе, а больных и увечных помещать в богадельни. В целом, распоряжениями Петра Великого, определяются категории нуждающихся, и намечается полная система мер по призрению. Но так как в этот период времени особенно было развито профессиональное нищенство, предпринимаемые меры в большей степени сводились к наказаниям, «нещадное» битье, высылка, ссылка. Основные изменения, введенные Петром 1 за период его правления, заключались в том, что он систематизировал по видам, категориям общественное призрение, боролся с профессиональным нищенствованием, был противником безразборной милостыни. Принимал на себя и на государство законодательное упорядочивание призрения.

Непосредственно после смерти Петра наступило законодательное затишье. Следующая крупнейшая организационная мера была предпринята Екатериной II, заключающаяся в создании специальных заведений «Приказов общественного призрения», открытых в 40 губерниях в 1775 году. Это был приказ о создании закрытых учреждений по категориям нуждающихся. Им был присвоен статус единственных учреждений выдающих призрение на местах. Но эта мера не была эффективной. Учреждения были оторваны от действительности и были малодоступны для нуждающихся. В результате выстроенная система призрения не привела к ожидаемым результатам. Основные причины кроются в том, что произошло смещение в сторону государственной деятельности по презрению и ослаблению общественной. Но государство самостоятельно не было готово удовлетворить все потребности нуждающихся. Кроме того, государство не располагало также необходимыми деятелями. Так как по указу Петра I всех нуждающихся нужно было «разобрать», это требовало огромных ресурсов как финансовых, так и профессиональных. В результате система призрения суживалась и потеряла свое практическое предназначение.

Вместе с тем в этот период в России была создана целая сеть учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Среди них были Училище для благородных девиц и девиц мещанского звания, Воспитательные дома для подкидышей и незаконнорожденных детей, шляхетские кадетские корпуса, Коммерческие училища для купецких мальчиков и другие. В них детей должны были не только обучать грамоте, но и основательно готовить к самостоятельной жизни, используя трудовое обучение. С этой целью при воспитательных учреждениях открывали мануфактуры, фабрики, мастерские, где воспитанники получали профессии и зарабатывали средства, часть которых шла на выплату пособий выпускникам.

Следующий период характеризуется сильным государственным влиянием на систему общественного призрения, а также привлечением к участию в ней организованных общественных сил. Император Александр I учредил в 1802 году министерства. К обязанностям министерства внутренних дел он отнес попечение о повсеместном благосостоянии народа, о спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи, все части государственной промышленности, кроме горной. Построение и содержание всех публичных зданий в государстве, предотвращение недостатка в жизненных припасах и необходимых надобностях общежития. Поэтому дела связанные с организацией призрения относились к этому министерству. При Александре I было создано девять новых приказов и восстановлено 2 упраздненных Петром I. Особого внимания заслуживает организация в 1802 году несколькими частными лицами «филантропического общества», получившего в 1816 году строгую организацию под именем «Императорского Человеколюбивого Общества». Его цель заключалась в доставлении бедным людям пособий всякого рода. Источниками средств общества являлись, в том числе пожертвования на устройство какого-либо заведения. Обществом было учреждено много заведений для нуждающихся. После чего начали образовываться и другие общества благотворительной направленности. Кроме того, в этот период стали создаваться общества взаимного вспоможения или самопомощи.

Таким образом, возникла первая частичная организованная благотворительная помощь. Вместе с ней оканчивается исключительное господство закрытых заведений, как формы помощи.

В этот же период времени был организован особый комитет «о раненых». Этот комитет должен был оказывать помощь инвалидам, получившим увечья и ушибы, как в военное, так и в мирное время при исполнении служебных обязанностей. Иными словами, выдвигается идея государственной поддержки лиц, посвятивших свою жизнь и здоровье служению государству. В уставе о пенсиях государство с еще большей решимостью возлагает на себя обязанность обеспечивать этих лиц. Но дальнейшего развития этот устав не получил в тот период времени.

Можно сказать, что Александр I дал новое направление призрения от государства и обращался к помощи общества в содействии по искоренению нищенства.

Страницы: 1 2 3 4

Источник

Курсовая работа: Организация социального обеспечения

1. Основные этапы становления систем социального обеспечения……. ……5

1.1. Понятие и функции социального обеспечения..…………………….…. 7

1.2. Формирование российской федеральной системы социального обеспе­чения……………………………………………………………………….……..11

1.3. Формы социального обеспечения….………………….……………….…..14

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль оформи­лась в общей системе права относительно недавно.

В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта от­расль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором со­циальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике.

Общественное отношение по социальному обеспечению по своей эко­номической природе являются распределительными. Через системы соци­ального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.

Таким образом государство превратилось в гаранта равенства в бедно­сти, предоставления старым людям, инвалидам, семьям с детьми, хотя и не высокий, но стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это спо­собствовало социальной однородности общества, препятствовало расслое­нию населения по уровню доходов.

Пока не завершится процесс формирования федеральной системы со­циального обеспечения, его нормы будут подвергаться постоянной транс­формации. В то же время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению. В связи с этим каждому, а юри­сту тем более необходимо знать законодательство о социальном обеспече­нии. Это позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социаль­ными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.

1. Основные этапы становления систем социального обеспечения.

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу та­ких людей относятся дети и старики.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, ко­торые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщин­ном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае не­трудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграж­дается предоставлением земельного надела.

Феодальный период характеризуются господством натурального хо­зяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по матери­альному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот период государ­ственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким обра­зом, пенсия в это время имела характер награды, а не обеспечения нетрудо­способных.

Как свидетельствует начальная летопись, с принятием в 988 г. христи­анства на Руси князь Владимир велел: «Всякому нищему и убогому прихо­дить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны.» Он забо­тился также о создании богоделен, странноприимных домов.

С этого периода на Руси начали создаваться госпитали, больницы, бо-годельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки, работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учреж­ден первый дом для инвалидов.

Российское законодательство в XIX в. делило нищих на четыре катего­рии:

1. те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;

2. те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако мо­жет работать;

3. те, которые могут трудится, но нищенствуют по лености и дурному по­ведению;

4. те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.

Очевидно. Такая «классификация» нуждающихся была необходима для

определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.

В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важ­ный этап, когда наряду с государственным и производственными соци­альным страхованием наемных работников в странах с рыночной эконо­микой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

Именно с принятия законов об обязательном социальном страховании трудящихся появляются государственные системы социального обеспече­ния. Государственный характер этих систем выражается в том, что зако-нодательно организационно-правовые способы осуществления социально­го обеспечения, которые в последствии дополняются новыми; но неиз­менным остается одно: обязательность им придает само государство.

1.1. Понятие и функции социального обеспечения.

Социальное обеспечение как реально существующее общественное яв­ление нуждается в научно-обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущест­венные признаки. К числу сущностных признаков социального обеспече­ния на современном этапе можно отнести:

• во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе

организационно-правовых способов распределения совокупного

общественного продукта через систему социального обеспечения;

• во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рис­ков, признаваемых государством в качестве оснований для предос­тавления тех или иных видов социального обеспечения;

• в-третьих, закрепление в нормах права, либо в договорах, санкцио­нированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

• в четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законода­тельного закрепления видов обеспечения его уровня и условий пре­доставления.

Эти признаки социального обеспечения связаны с выполнением им в обществе экономической функции, которая позволяет раскрыть экономиче­ский аспект данного понятия.

Классификация функций социального обеспечения:

экономические функции социального обеспечения. Ее сущность за­ключается в том, что государство использует социальное обеспечение в каче­стве одного из способов распределения части валового внутреннего продук­та, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утрачен­ного заработка;

производственная функция выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уро­вень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознагражде­ния за труд;

социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различ­ных видов материального обеспечения. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения целью которой является восстановление полноценной жизнедеятельности человека;

политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспече­ние выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

Права и свободы человека и гражданина закреплены во всеобщей дек­ларации прав человека (1948 г.). Декларация закрепляет право каждого как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходи­мых для поддержания его достоинства и для свободного развития его лично­сти прав в экономической, социальной и культурной областях. Каждый че­ловек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жи­лище, медицинский уход и необходимой социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдов­ства, наступление старости или иного случая утраты средств к существова­нию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Таким образом, Декларация закрепляет, во-первых, право каждого как члена общества на социальное обеспечение; во-вторых, право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основных потребностей, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния каждого и его семьи; в-третьих, перечень социальных рис­ков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение; в-четвертых, в качестве самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматривается материнство и младенчество.

охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества.

Вслед за Всеобщей декларацией Пакт также признает право каждого: на достойный уровень жизни для него и для семьи, включающей достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, призна­ется одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион­ную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и граж­данина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощение в ре­альной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.

Государство должно гарантировать каждому социальную поддержку в необходимых случаях и без учета трудовой деятельности. С этой целью го-сударство должно выделить в составе государственного бюджета соответст­вующие средства за счет которых социальное обеспечение предоставляется каждому как члену общества на условиях и по нормам также закрепленных в Федеральном законе.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль государства в реализа­ции конституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно вели­ка.

1.2. Формирование российской Федеральной системы социального

Государственная система социального обеспечения, как уже говорилось, яв­ление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальную поддержку, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по видам, регулируемых общественных отношений к различным отраслям пра­ва.

Формирование пенсионной системы. Первый этап осуществления пенсионной реформы в России связан с применением Закона от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В связи с этим законом был создан Пенсионный Фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.

В связи с принятием этого закона были ликвидированы привелегиро-ванные и ущербные пенсионные системы. Закон закрепил равную для пенси­онного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и оплаты за нее; закрепил механизм сохранения реальной оценки пенсии путем защиты ее от инфляции предотвращая таким образом снижение уровня жиз­ни пенсионеров. В первоначальной редакции закон закреплял принципиаль­ное положение, в силу которого минимальный размер пенсий не может быть ниже прожиточного минимума.

Единая пенсионная система в России сохранялась недолго. В начале 1993 года начался интенсивный процесс декодификации пенсионного зако-

Закон 1993 года закрепил такой уровень пенсионного обеспечения, ко­торый гарантирует получение пенсии в размере до 85% сумм денежного до­вольствия военнослужащего и без ограничения размера пенсий твердым мак­симальным пределом.

Первоначально пособия по беременности и родам регулировалось За­коном от 4 апреля 1992 года «О дополнительных мерах по охране материнст­ва и детства», нормы которого затем были инкорпорированы в ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в свя­зи с чем закон от 4 апреля 1992 года был признан утратившим силу.

Законом от 12 марта 1992 года «О ритуальном пособии» впервые в Рос­сии вводится ритуальное пособие, которое назначается любому лицу, взяв­шему на себя похороны умершего. В последствии нормы этого закона инкор­порируются в Федеральный Закон от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», который ввел бесплатные ритуальные услуги всему насе­лению, а если такие услуги не предоставлялись, то лицам, взявшим на себя похороны умершего, выплачивается социальное пособие на погребение.

Введен ряд других новых пособий: единовременные пособия преду­смотрены для лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с террориз­мом; для медицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при вы-полнении своих обязанностей; при возникновении поствакционального ос­ложнения у граждан; для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Формирование системы социального обслуживания. Наряду с пенсион­ной системой пособий, реформированию подвергалась система социальных услуг, как необходимый элемент государственной системы социального обеспечения. В советский период предоставление гражданам социального обеспечения не в денежной форме, а в виде «натурального обеспечения» ре­гулировалось в основном актами министерств и ведомств. Россия законода­тельно закрепляет эту подсистему. К числу социальных услуг условно мож­но отнести также медицинскую помощь и лечение.

В настоящее время предоставление гражданам медицинской помощи и лечение регулируется принятыми 22 июля 1993 года Верховным Советом РФ Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».

Законодательное закрепление получает и система социального обслу­живания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми. Федеральными зако­нами от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инва­лидов», от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания на­селения в Российской Федерации» предусматривается социальное обслужи­вание на дому пожилых и инвалидов, нуждающихся в постоянной помощи.

Формируется система социальной поддержки в виде социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми, детям, лишенных родительской опеки и попечительства; детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По за­щите их прав были приняты законы от 24 июля 1989 г. «Об основных гаран­тиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. « О до­полнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей».

Общая характеристика современной российской системы социального обеспечения была бы неполной без учета социальных льгот. Основной закон, который регулирует предоставление льгот по системе социального обеспече-

ния, это ФЗ «О ветеранах», принятый в 1994 году и изложенный в новой ре­дакции ФЗ от 2 января 2000 года.

Достаточно широким и разнообразным стал перечень льгот. Однако ре­альное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что эти права носят зачастую декларированный харак­тер. Многие виды социального обслуживания остаются дефицитными, по­скольку не обеспечены соответствующим государственным финансировани­ем.

1.3. Формы социального обеспечения.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного фи­нансового источника;

3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъ­ектов;

4. систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Ис­пользуемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:

• обязательное социальное страхование;

• социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

• смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюд­жета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательно­го социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуще­ствляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательст­вом РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

— Пенсионный Фонд РФ;

— Фонд социального страхования РФ;

— Государственный фонд занятости населения РФ;

— и фонды обязательного медицинского страхования. Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.

С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуще­ствляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использо­ванием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательст­вом РФ.

Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам соци­ального страхового риска.

К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определен­ными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом чело­века.

Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также ор­ганы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социаль­ного обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государствен­ные служащие, депутаты.

Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование ука­занных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социаль­ном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой органи­зационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по соци­альному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собст­венных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся допол­нительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, кото­рые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер со­циальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной со­циальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реа­гировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены.

1. Назовите объективные причины, которыми обусловлено становление и

функционирование в обществе систем социального обеспечения?

Социальное обеспечение, как реально существующее общественное яв­ление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущност­ные признаки.

Ученые выделяют такие конституционные признаки как:

1) объективные основания, вызывающие потребность в особом меха­низме социальной защиты по поддержанию определенного уровня жизнеобеспечения;

2) особые фонды, источники социального обеспечения;

3) особые способы предоставления создания этих фондов;

4) особые способы предоставления социального обеспечения в соци­альных, в том числе правовых, нормах.

Ровенский является инвалидом 2 группы от общего заболевания, про­живает в 2-х комнатной квартире, получает пенсию по инвалидности. Имеет ли он право на льготы по квартплате и коммунальным платежам? По условию задачи сформулируйте пенсионной дело.

Согласно Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Ровенский име­ет право на льготы, так как является инвалидом 2-й группы. Также со­гласно Постановления Правительства от 18 июля 1996 года №707 он име­ет право получать выплаты на оплату жилья (субсидии) и коммунальных услуг, причем компенсационные выплаты будут выплачиваться в преде­лах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления комму­нальных услуг с учетом прожиточного минимума.

Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль сформи­ровалась в общей системе права относительно недавно, но потребность в со­циальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человече­ского общества. В любом обществе независимо от его экономического и по­литического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин не могут собственными усилиями приобретать ис­точник средств своего существования. К числу таких людей относятся, преж­де всего, дети и старики.

Для обеспечения социального обслуживания населения государство реализует следующие функции:

— социальная (социально-реабилитационная) функция;

Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, призна­ется одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион­ную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражда­нина, создавать надлежащие материальные политические, правовые и иные условия ддя осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.

К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России тако­ва, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существо­вания, поистине трагическое.

1. Конституция РФ 1993 г.

2. ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 нояб­ря 1990 г.

3. ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, их семей» от 12 февраля 1993 года.

4. ФЗ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» от 4 апреля 1992 года.

5. ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года.

6. ФЗ «О занятости населения в РСФСР» от 19 мая 1995 года.

7. ФЗ «О ритуальном пособии» от 12 марта 1992 года.

8. ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года.

9. ФЗ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года.

10.ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инва­лидов» от 2 августа 1995 года.

11.ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 года.

12.ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 де­кабря 1995 года.

13.ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1989 года.

14.ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года.

15. ФЗ «»0 ветеранах» от 2 января 2000 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Организация социального обеспечения
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа Добавлен 10:31:44 19 января 2008 Похожие работы
Просмотров: 2300 Комментариев: 20 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.5 Оценка: неизвестно Скачать