заключение на тему право и организация социального обеспечения
Право и организация социального обеспечения
Страницы: 1 2 3 4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся правового регулирования социального обеспечения граждан в условиях перехода российского государства к рыночной экономике. Становление России как правового социального государства на основе новых экономических отношений происходит достаточно сложно и противоречиво.
К числу вопросов, наиболее остро выдвинувшихся в последнее время в России, относится вопрос о социальном обеспечении наименее защищенных слоев населения при наступлении различных факторов социального риска. Для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо создание такого правового механизма, который мог бы реально обеспечить социальную защищенность самых широких слоев населения России.
Реформирование всей системы социального обеспечения граждан в России, сложившейся в советское время и оказавшейся неприемлемой в условиях рыночной экономики, столкнулось с серьезными трудностями, от успешного разрешения которых во многом зависит успех проводимых преобразований и социальная стабильность в обществе.
Подробное изучение и теоретическое осмысление дореволюционного отечественного опыта в области социального обеспечения обусловливается необходимостью учитывать его в процессе становления и развития современной системы социального обеспечения. На нынешнем этапе это приобретает особое значение в связи с разработкой новых федеральных законов, регулирующих отдельные виды социального обеспечения, призванных наряду с Конституцией Российской Федерации стать правовой основой для дальнейшего развития системы социального обеспечения и в Российской Федерации в целом и в ее отдельных субъектах.
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества.
Социальный прогресс требует от государства усиления внимания к решению проблем социального обеспечения, и чем последовательнее станет это внимание, тем стабильнее будет социально – политическая ситуация в России, крепче социальная защищенность граждан, устроеннее их жизнь, комфортнее психологическое самочувствие – это позволит повысить уровень и качество жизни населения Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что тема работы является актуальной для исследования.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие по вопросам истории развития законодательства в социальном обеспечении и актуальные проблемы на современном этапе.
Предмет исследования: история развития законодательства в социальном обеспечении и актуальные проблемы на современном этапе.
Цель исследования: анализ истории развития законодательства в социальном обеспечении и актуальные проблемы на современном этапе.
Основными методами исследования выбраны изучение литературных источников, теоретический анализ и синтез нормативно-правовой базы, специально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Работа представлена введением, 2 главами, заключением и списком источников и литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Основные этапы развития и становления социального обеспечения
В обыденном сознании людей социальное обеспечение представляет собой деятельность государственных органов по предоставлению нуждающимся гражданам различных видов пенсий и пособий, по оказанию всевозможных социальных услуг и льгот инвалидам и различных иных видов социальной помощи и поддержки.
В первобытном обществе прообразом социального обеспечения было общинное содержание, которое имело целью поддержание жизнедеятельности стариков, больных, инвалидов, беременных женщин, кормящих матерей и детей. Средства для существования этих категорий людей выделялись из общего количества продуктов питания, добыты трудоспособными членами родовой общины.
Но так было не всегда. В начале первобытной эпохи здоровые избавлялись от стариков, больных, инвалидов и увечных детей. Это было связано с тем, что примитивные орудия труда и охоты первобытных людей не позволяли добывать продукты питания в количестве, достаточном для всех членов общины или рода.
По мере развития, первобытный человек начинает понимать, что для нормальной жизни рода или общины необходим опыт стариков, навыки владения примитивными орудиями труда и охоты, которыми обладали сильные мужчины рода, ставшие больными или инвалидами из-за несчастных случаев. Дети — это продолжатели рода. Поэтому позже такие люди стали находиться на общем содержании и обеспечении рода или общины. Так появляется обязанность сородичей оказывать друг другу помощь. Оказание помощи нетрудоспособным лицам становится традицией не только внутри одного рода или общины, но и между ими.
Следовательно, взаимопомощь в силу традиции характерна первобытно-общинному строю на последнем этапе его существования.
В рабовладельческом обществе появляются классы, что было обусловлено появлением частной собственности. Рабы рассматривались как вещи особого свойства — одушевленные орудия труда. Ценность для своего владельца раб представлял тогда, когда был трудоспособным. Как только становился нетрудоспособным, его существование целиком становилось в зависимость от подачек хозяина, что, по существу, вело к голодной смерти.
По отношению к свободным людям в рабовладельческом обществе определенное развитие получили благотворительность и попечительство. Главным же было семейное обеспечение престарелых и немощных родителей, вдов, больных родственников. Таким образом, на первых порах существования рабовладельческого строя преобладали формы внутрисемейного содержания и обеспечения нетрудоспособных, базировавшиеся на взаимовыручке самих членов семьи. Традиции и законы обязывали родителей содержать несовершеннолетних детей. Трудоспособные же дети должны были содержать престарелых родителей. Подобные обязанности существовали между братьями и сестрами, другими членами семьи. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней древние исторические памятники права, например Законы Ману.
В других юридических источниках можно встретить упоминание об становлении опеки и попечительства над сиротами, наследниками и вдовами с целью надлежащего использования имущества названных лиц для их будущего материального обеспечения.
Помимо этого, получает развитие такая форма обеспечения, как взаимная помощь свободных работников. Как правило, на существовала среди ремесленников, мелких торговцев, служителей религиозного культа. Взаимная помощь была среди лиц, входивших, например, в Общество строителей храма Соломона в Иудее, в Коллегию самопомощи для средних и бедных слоёв свободных граждан Рима и другие. Члены подобных организаций не только обеспечивали себя в случае отсутствия заработка или дохода, но и выделяли часть средств для содержания больных, стариков, инвалидов, детей.
Специальные правила существовали в отношении содержания особо отличившихся увечных и старых воинов, а в случае их смерти — вдов и сирот. Их материальное обеспечение зависело от выдаваемых военных пенсий и пайков, земельных наделов и сборов и т.д. Эти формы обеспечения не являлись обязанностью рабовладельческого государства. Установление какого- либо конкретного вида обеспечения или содержания и дальнейшее его предоставление зависели только от воли и желания первых лиц, управлявших государствами.
Таким образом, для свободной части рабовладельческого общества были свойственны следующие формы материального обеспечения: семейное содержание, взаимовыручка, предоставление содержания по воле и усмотрению главы государства.
При феодализме в условиях господства натурального хозяйства основной производственной единицей была семья. В семейных крестьянских хозяйствах старики и нетрудоспособные члены семьи имели право на одинаковое участие в потреблении продуктов, производившихся такими хозяйствами. Лица, не имевшие какого-либо хозяйства или лишенные возможности трудиться, обеспечивались через всевозможные формы благотворительности (сбор милостыни, помощь богатых купцов и ремесленников на содержание сиротских приютов и так далее). Как правило, зависимые от помещиков и феодалов крестьяне и холопы моги рассчитывать только на помощь семьи и родственников. Семья несла расходы по обеспечению своих престарелых и нетрудоспособных членов.
В этот же период получает широкое развитие ремесленничество. Для достижения лучших результатов, ремесленники объединяются. Кто входит в ремесленные организации принимают различные уставы, там регламентировалась не только их деятельность, но и вопросы материального обеспечения в случае болезни, наступления старости и инвалидности. С этой целью они вносили в кассу объединения часть своего заработка или дохода. Обычно это были фиксированные взносы в общую кассу. За счет этих взносов осуществлялось обеспечение ремесленников в случае, например, инвалидности. Риск потери заработка у ремесленника приводит ремесленников к необходимости создания новой формы материального обеспечения — ремесленному страхованию.
Такую форму обеспечения от ранее существовавших отличает:
Во-первых, нормативное закрепление прав и обязанностей участников ремесленного страхования в письменных актах — в уставах, положениях.
В-третьих, устанавливаются размеры не только обязательных взносов в ремесленные фонды, но и суммы будущих выплат.
В сущности своей такое страхование является формой взаимного обеспечения ремесленников за счет своих средств (фондов) ремесленного (цехового) страхования. Из указанных фондов осуществлялись выдачи в виде денежных сумм, продуктов питания, иных необходимых предметов повседневного обихода[3].
В капиталистическом обществе главным источником средств существования для подавляющего большинства населения становится личный труд у работодателя. Только за счёт продажи своей рабочей силы наёмный работник может получать в обмен заработную плату. В то же время пользование рабочей силой предполагает не только создание каких-либо материальных ценностей, но и также «потребление» трудоспособности работника. В итоге это приводит к её утрате или значительному снижению у самого работника. Лишение наёмного работника (вследствие болезни, инвалидности, старости, безработицы) возможности продавать свою рабочую силу означает потерю основного и единственного источника средств существования. Низкая заработная плата и налоги не позволяли наёмному работнику (и его семье) делать большие накопления на будущее. Это обстоятельство и обусловило появление новых способов осуществления социального обеспечения. Чаще всего их называют организационными формами социального обеспечения.
Выделяют три основных этапа развития организованных форм социального обеспечения в эпоху капитализма.
Первый этап: характеризуется невмешательством государства (в лице различных государственных органов) в регулирование общественных отношений по социальному обеспечению. В самом начале развития и становления машинного производства в качестве реальных форм материального обеспечения нетрудоспособных граждан буржуазное государство предлагало заимствованные из рабовладельческого и феодального права частную благотворительность, государственное или общественное призрение, сбор милостыни, волю работодателя (в лице капиталиста) на предоставление средств своим бывшим работникам.
XVIII в. большое развитие получили такие формы обеспечения наёмных рабочих, как личное обеспечение и рабочая взаимопомощь. Они были организованы в виде страховых касс, товариществ взаимной помощи или самопомощи на случай болезни, инвалидности, старости, вдовства.
Кассы рабочей взаимопомощи появились как органы рабочей солидарности для оказания помощи товарищам по работе, попавшим в нужду по причинам болезни, инвалидности, старости, временного отсутствия заработка.
Кассы имели различные формы и виды:
Фонды страховых и обязательных касс формировались, главным образом, за счёт взносов работников из своего заработка.
Дотации государства из государственного бюджета в названные кассы почти отсутствовали или были незначительными. Финансовые средства всех остальных видов касс в основном складывались из добровольных взносов работников из своего заработка.
Участие же самого государства в этот период проявлялось только в регистрации таких касс, в установлении контроля за их деятельностью со стороны соответствующих органов.
Второй этап: развития организованных форм социального обеспечения характеризуется ограниченным вмешательством государства. Оно проявлялось в том, что отношения по материальному обеспечению некоторых категорий нетрудоспособных граждан юридически регламентируются государством. В конце 90-х гг. XIX в. в Германии, в Австралии и Италии принимаются первые законы о социальном страховании несчастных случаев на производстве, по болезни, по старости, по случаю потери кормильца.
Главными особенностями правовых актов являются следующие:
Доминирующим в этот период является самообеспечение наёмных работников. Финансовое же участие самого государства в расходах по основным видам социального обеспечения наёмных работников и членов их семей по-прежнему остаётся незначительным. Поэтому неслучайно этот этап называют — эрой социального страхования.
Третий этап: активного управления социальным обеспечением со стороны государства — начинается с середины 50-ых гг. XX в.
Главными особенностями этого периода являются следующие:
Таким образом, посредством права, т.е. изданием законов, государство придает социальному обеспечению обязательный (принудительный) характер. Принудительность проявляется в том, что все участники отношений по социальному обеспечению должны подчиняться тем правилам, которые в законодательно порядке устанавливает государство.
1.2. Становление системы социального обеспечения в дореволюционной России
Анализ Российской социальной истории уходит своими корнями в Древнюю Русь. На Руси первые формы поддержки нищих, увечных, бедных выражались в виде благотворительности именуемой «призрением». Исторические корни социального страхования в России наблюдаются в различных организациях по призрению бедных. Другими словами в простой благотворительности. Простейшие виды благотворительности, заключавшиеся почти исключительно в кормлении нищих, применялись в самой глубокой древности. Основывались они на канонах христианства, принятого на Руси. Помощь бедным была в тот момент уделом отдельных лиц, проникнутых идеей христианской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей.
Особую заботу проявляла церковь. При всех монастырях, имевших средства, производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда особые помещения.
Отличительной чертой благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой какие либо расследования о нищих, расспросы их и т.п. не только не производились, но прямо воспрещались учениями святых отцов. Помощь была разнообразна и часто соответствовала действительной нужде. Она выражалась и в постройках и в выкупе пленных и в обучении ремеслам. Такая форма общественной помощи ради собственного духовного совершенствования не преследовала целей общественного благоустройства, но она, несомненно, имела нравственно-воспистательное значение для тогдашнего общества, только что пресвященного святым христианским вероучением.
Позже, с развитием гражданственности и с увеличением заботы о безопасности, благотворительность исключительно ради спасения души начинает терять свое значение. Правители государства постепенно начинают в ней видеть государственную задачу. Вопрос ставится таким образом, чтобы уйти от безразборчивой раздачи милостыни к сосредоточению нуждающихся в закрытых заведениях для призрения, а также намечаются меры общественного характера, для того чтобы сократить нищенство и злоупотребление им.
Следующий важный законопроект, в котором явно отражается идея общественного призрения как отрасль государственного управления, это собранный Иоанном Грозным Стоглавый Собор (1551г.). В нем констатируется страшное развитие нищенства и в тоже время по-прежнему попечение бедных считается обязанностью общества, Собор признает необходимость регулировать его государственными мерами, путем царского повеления или, иначе говоря, законом. Очевидно, дело благотворительности начинает переходить в дело общественного и государственного призрения. Идея государственного призрения уже наметилась, но не вошла еще в сознание общественных и государственных деятелей.
В период правления Михаила Федоровича из рода Романовых (1613г.) одним из первых шагов к созданию в России государственного управления общественным призрением явилось поручение заниматься этим делом Патриаршему Приказу, а несколько позже специально утвержденному для этого Аптекарскому Приказу. Однако практическая реализация идеи развертывания государственной системы общественного призрения получила свое начало в период царствования Федора Алексеевича.
Следующий период подразумевает развитие мер общественного призрения в определенную систему, государственное участие значительно усиливается. Огромную роль в этом сыграл Император Петр Великий. Им были затронуты основные вопросы общественного призрения. Он указывал на предупреждение нищеты, считал необходимым различать нуждающихся по причинам их нужд и удовлетворять в соответствии с потребностями и пр.
Так, в 1700 г. он пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увеченных, кто работать не может, а также о необходимости давать кормовых денег старым и увеченным кормовщикам и их вдовам до их смерти и их детям до определенного возраста в половину прежнего оклада кормовщика. Но молодым и здоровым кормовых денег не давать.
Далее в 1706 был основан первый приют для незаконнорожденных детей. Помимо этого Петр особое внимание уделял военным чиновникам. Он издал ряд распоряжений по их содержанию в 1716, 1722, 1724 и др. В отношении нищих, способных трудиться Петр 1 постоянно призывал, что их нужно привлечь к работе, а больных и увечных помещать в богадельни. В целом, распоряжениями Петра Великого, определяются категории нуждающихся, и намечается полная система мер по призрению. Но так как в этот период времени особенно было развито профессиональное нищенство, предпринимаемые меры в большей степени сводились к наказаниям, «нещадное» битье, высылка, ссылка. Основные изменения, введенные Петром 1 за период его правления, заключались в том, что он систематизировал по видам, категориям общественное призрение, боролся с профессиональным нищенствованием, был противником безразборной милостыни. Принимал на себя и на государство законодательное упорядочивание призрения.
Непосредственно после смерти Петра наступило законодательное затишье. Следующая крупнейшая организационная мера была предпринята Екатериной II, заключающаяся в создании специальных заведений «Приказов общественного призрения», открытых в 40 губерниях в 1775 году. Это был приказ о создании закрытых учреждений по категориям нуждающихся. Им был присвоен статус единственных учреждений выдающих призрение на местах. Но эта мера не была эффективной. Учреждения были оторваны от действительности и были малодоступны для нуждающихся. В результате выстроенная система призрения не привела к ожидаемым результатам. Основные причины кроются в том, что произошло смещение в сторону государственной деятельности по презрению и ослаблению общественной. Но государство самостоятельно не было готово удовлетворить все потребности нуждающихся. Кроме того, государство не располагало также необходимыми деятелями. Так как по указу Петра I всех нуждающихся нужно было «разобрать», это требовало огромных ресурсов как финансовых, так и профессиональных. В результате система призрения суживалась и потеряла свое практическое предназначение.
Вместе с тем в этот период в России была создана целая сеть учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Среди них были Училище для благородных девиц и девиц мещанского звания, Воспитательные дома для подкидышей и незаконнорожденных детей, шляхетские кадетские корпуса, Коммерческие училища для купецких мальчиков и другие. В них детей должны были не только обучать грамоте, но и основательно готовить к самостоятельной жизни, используя трудовое обучение. С этой целью при воспитательных учреждениях открывали мануфактуры, фабрики, мастерские, где воспитанники получали профессии и зарабатывали средства, часть которых шла на выплату пособий выпускникам.
Следующий период характеризуется сильным государственным влиянием на систему общественного призрения, а также привлечением к участию в ней организованных общественных сил. Император Александр I учредил в 1802 году министерства. К обязанностям министерства внутренних дел он отнес попечение о повсеместном благосостоянии народа, о спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи, все части государственной промышленности, кроме горной. Построение и содержание всех публичных зданий в государстве, предотвращение недостатка в жизненных припасах и необходимых надобностях общежития. Поэтому дела связанные с организацией призрения относились к этому министерству. При Александре I было создано девять новых приказов и восстановлено 2 упраздненных Петром I. Особого внимания заслуживает организация в 1802 году несколькими частными лицами «филантропического общества», получившего в 1816 году строгую организацию под именем «Императорского Человеколюбивого Общества». Его цель заключалась в доставлении бедным людям пособий всякого рода. Источниками средств общества являлись, в том числе пожертвования на устройство какого-либо заведения. Обществом было учреждено много заведений для нуждающихся. После чего начали образовываться и другие общества благотворительной направленности. Кроме того, в этот период стали создаваться общества взаимного вспоможения или самопомощи.
Таким образом, возникла первая частичная организованная благотворительная помощь. Вместе с ней оканчивается исключительное господство закрытых заведений, как формы помощи.
В этот же период времени был организован особый комитет «о раненых». Этот комитет должен был оказывать помощь инвалидам, получившим увечья и ушибы, как в военное, так и в мирное время при исполнении служебных обязанностей. Иными словами, выдвигается идея государственной поддержки лиц, посвятивших свою жизнь и здоровье служению государству. В уставе о пенсиях государство с еще большей решимостью возлагает на себя обязанность обеспечивать этих лиц. Но дальнейшего развития этот устав не получил в тот период времени.
Можно сказать, что Александр I дал новое направление призрения от государства и обращался к помощи общества в содействии по искоренению нищенства.
Страницы: 1 2 3 4
Курсовая работа: Организация социального обеспечения
Название: Организация социального обеспечения Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа Добавлен 10:31:44 19 января 2008 Похожие работы Просмотров: 2300 Комментариев: 20 Оценило: 4 человек Средний балл: 4.5 Оценка: неизвестно Скачать |