заключение нейропсихолога после диагностики ребенка 5 7 лет образец
Заключение нейропсихолога после диагностики ребенка 5 7 лет образец
Публикация данного заключения произведена с личного разрешения родителя (мамы) ребенка, с изменением инициалов и даты обследования.
Со слов мамы девочка с 2011 года принимает противосудорожные препараты, которые могут искажать объективную картину состояния высших психических функций.
Латеральная организация – правша, случаев левшества в семье, со слов мамы, не отмечалось.
Личностные особенности: впечатлительность, сензитивность.
Модально – неспецифические нейродинамические нарушения: аспонтанность, инактивность (при посторонних, малознакомых людях), истощаемость психических процессов, трудности проявления инициативы при включении в задание.
Произвольная регуляция деятельности: снижение контроля за протеканием произвольной деятельности; упрощение программы, замена сложной программы деятельности инертными стереотипами, нарушение программирования произвольной деятельности (затруднения при составлении общей схемы деятельности, фрагментарность ориентировки в задании).
Состояние высших психических функций.
Внимание – флуктуативно.
Кинестетический праксис – норма. Верно выполняет последовательно заданные изменения положения пальцев правой и левой руки по зрительному образцу, по кинестетическому образцу, переносит позу с одной руки на другую. Оральный праксис – норма.
Кинестетический (динамический) праксис – движения выполняет в умеренном темпе, начинает сопряженно с нейропсихологом, продолжает сама. Наблюдаются единичные ошибки с серийной организацией (редкие сбои с самокоррекцией). Графическую пробу «Заборчик» выполняет с искажением программы по типу уподобления элементов – замена вертикальных линий пологими и наоборот. Строка плавно съезжает вниз (нарушение пространственных функций). Реципрокная координация движений – осуществляет переход к автоматизированному выполнению плавно сразу или после единичных сбоев вначале.
Тактильные и соматогностические функции – верно вербализует тактильные прикосновения, части тела, в пробах Форстера наблюдаются единичные ошибки.
Стереогноз – норма.
Слухомоторные координации – элементы аритмии (восприятие ритмов, воспроизведение, восприятие и воспроизведение простых и акцентированных ритмов с ошибками).
Слуховой гнозис – узнает и называет неречевые звуки верно.
Зрительный гнозис – воспринимает предметные, реалистические, перечеркнутые, незавершенные, химерные изображения, фигуры Поппельрейтера – верно. Эмоциональный, цветовой, лицевой, симультанный, цифровой и буквенный гнозис в норме.
Пространственный гнозис – нарушение ориентировки в пространственных признаках изображений, в системе координат «верх-низ», «право-лево». Отсутствие признаков, передающих пространственные отношения в рисунках. Трудности копирования фигуры Тейлора. Элементы конструктивной апраксии.
Память слухоречевая – умеренно снижена, из 2х групп по 3 слова после гетерогенной интерференции К. воспроизвела 1 и 2 ИЕ. Пересказ текста «Галка и голуби» осуществляла с помощью наводящих и уточняющих вопросов неполно.
Память зрительная – снижена. С пробой «6 фигур» не справилась. Не смогла воспроизвести ни одной фигуры с первого раза (прочность хранения зрительной информации проверить не удалось). Однако с пробой «6 букв» справилась (допустила 1 пропуск при норме 1-2). С пробой – сюжетная картинка «Лето» справилась на 50%.
Речевые функции – спонтанная речь представлена в основном отдельными словами или короткой фразой. Выполнение проб на автоматизированную речь, произнесение звуков (фонематический слух), речевую артикуляцию и кинетику девочка выполняет сопряженно с нейропсихологом. Однако называет и показывает изображения из альбома (номинативные функции) верно. Понимание логико-грамматических конструкций с единичными ошибками. Построение самостоятельного речевого высказывания затруднено. Можно предположить дестабилизирующее влияние эмоциональных переживаний в процессе исследования (как невротический компонент).
Письмо, счет – написание и списывание отдельных букв, слогов, слов и словосочетаний печатными буквами правой рукой. Счет в пределах одного десятка (написание и чтение отдельных чисел, воспроизведение числового ряда в прямом и обратном порядке) – выполняет верно.
Чтение – простых и наложенных букв и цифр, прочтение слогов, высокочастотных слов выполняет верно.
Интеллектуальные функции – верно интерпретирует содержание сюжетных картинок, верно исключает 4й лишний предмет (невербальный вариант), определяет грамматические конструкции. В классификации предметов наблюдаются легкие нарушения операциональной стороны мышления (снижение процессов обобщения).
Заключение.
На момент исследования на первый план выходит нарушение нейродинамических параметров психической деятельности (инертность, инактивность, истощаемость), Нарушение речевой активности и внутреннего программирования высказывания, а также снижение контроля за протеканием произвольной деятельности; упрощение программы, замена сложной программы деятельности инертными стереотипами, нарушение программирования произвольной деятельности (затруднения при составлении общей схемы деятельности, фрагментарность ориентировки в задании, снижение инициативы).
В норме зрительный гнозис, кинестетический праксис, оральный праксис, соматогностические функции, тактильные функции, стереогноз.
При проведении исследования можно предположить дестабилизирующее влияние эмоциональных переживаний вследствие личностных особенностей девочки, а также воздействие противосудорожных препаратов. Данные факторы могут искажать актуальное состояние высших психических функций. Для подтверждения результатов необходима следящая диагностика или ретестирование.
Пример нейропсихологической диагностики с заключением
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Автор диагностики: Жнечкова Катерина
Владлена, 8 лет и 3 месяца.
Диагностика проводилась 10 апреля 2016 года с 15.00 до 16.15 в привычной для ребенка обстановке. Приняла предложение поучаствовать в исследовании с энтузиазмом, спросив, что надо будет делать.
Тебя – В. Влада ммммм… Д…вна
Папу и маму – Сережа и Оля
Бабушку и дедушку – вот ↑
Брата и сестру – брата нету, только две сестры – Настя и Полина, и считается, что ты.
Зачем ты сюда пришла? – Просто.
Как думаешь, у тебя все хорошо и память, и речь? Или тебя что-то беспокоит? – (Задумалась…) Ну иногда что-то забываю.
Ты хочешь учиться в школе? – Не очень. – Тебе нравится учиться в школе? – В музыкалке-да, в школе–нет. – Что тебе особенно нравится? – Лепка, труд, чтение и все.
Какие учебные предметы тебе нравятся? Почему? – Русский, физ-ра, изо, труд, лепка. Они какие-то особенные.
Какие не нравятся? Почему? – Математика, потому что иногда не получается, а учительница орет на нас каждый день и час.
Что нравится смотреть по телевизору? – детские фильмы, мультики и все.
Извини, я забыла, о чем я тебя сейчас спросила? – Какие книги люблю читать. – А в самом начале беседы о чем мы говорили? – Как меня зовут.
Мимика. Не приняла инструкцию с первого раза, начинала объяснять, что значит быть веселой, а не показывала эмоцию. 3 раза повторила, что эмоцию нужно показать.
Сфера образов-представлений. Нарисуй себя. Нарисовала образ девочки с длинными волосами, большими глазами с закрашенными склерами (тревожность, беспокойство, просьба о помощи), длинными ресницами(кокетливость, склонность демонстрировать себя), уши отсутствуют(никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят), сильно заштрихованы волосы(тревога)
Воображение. Нарисуй, что хочешь из кружка, квадрата и треугольника. Нарисовала дом.
Поднимание руки на стимул. 3 ошибки из 6 проб, ошибки исправляла.
Копирование по образцу. Смотрела на образец, подсчитывала количество клеток, сравнила с образцом, исправила недочеты, но не все.
Графическая проба «заборчик».
Реципрокная проба. – все повторила без ошибок, но палец заправлен в кулак
Праксис позы. – Повторила все правильно, кроме кольца из первого и пятого пальца – показала кольцо из первого и второго, но секунды через три исправила.
Пространственный праксис. Проба Хэда. Были затруднения, но все исправляла.
Повторение звуков Б, П, К, Г, Т, Д, О, Р, ба-па, па-ба, та-да, да-та. Все повторила верно.
Нахождение букв соответствующие звукам. Все нашла.
Повторение слов забор-собор, дом-том, дом-ком, запор-забор-собор. Повторила все, кроме последней пробы: запор-забор-запор.
Срисовывание пространственных фигур – стол, куб, домик.
Слухоречевая память. Вспомни, какие слов и буквы ты повторял? – слова не вспомнила, буквы вспомнила – б-п, к-т.
Общая отсроченная память. Вспомни, что мы делали, какие задания ты выполняла? – называла свое имя, как родителей зовут, бабушку с дедушкой тоже, рисовала по клеточкам, забор, срисовывала, отвечала на вопросы, повторяла пальцы, кулак-ладонь.
Назови, что нарисовано на картинке, которую я тебе покажу. – Назвала все, с деталями и в целом.
Включение пропущенных слов в предложение. На берегу…моря…сидит рыбак и …ловит… рыбу. За партой сидит …ученица…и пишет…домашнюю работу.
Слухоречевая память. Окно-хлеб-ветер. Пирог-колодец-топор. Не смогла повторить их так, как я просила, повторила их в разнобой: хлеб-пирог-колодец, колодец-окно-…. – повышенная тормозимость речевых следов.
Пересказ рассказа. Пересказала с подсказками.
Четвертый лишний. Часы и игрушки – выбрала часы, объяснила почему. Ножницы из чашек и стаканов с чаем. Лист от дерева из фруктов. Клубника из овощей. Это задание ей очень понравилось.
Рисунок семьи – первой нарисовала себя, все члены семьи изображены отдельно, папа изображен поодаль от Влады и бабушки, изображен выше всех, Влада и бабушка изображены на одной плоскости.
Свободное рисование – рисунок занимает весь лист, цвета положительного эмоционального настроения, солнце и цветок свидетельствуют о душевном покое и позитивном эмоциональном настрое.
Владислава легко вступает в контакт, коммуникабельна. Сферой ее интересов являются творческие предметы и гуманитарные. Отсроченная непроизвольная вербальная память сохранна. Трудностей в узнавании эмоций не возникло, значит медиальные отделы височных зон правого полушария созрели, а также не нарушена связь между височной корой левого полушария и подкорки.
Домик, нарисованный из предложенных фигур, говорит о полноценности лобных зон.
Выполнение двигательной программы деятельности не вызывает затруднений, что опять-таки указывает на полноценность лобной зоны. Из реципрокной координации можно заключить, что мозолистое тело работает в норме.
Речевой слух, слухоречевое запоминание и воспроизведение, фонематический слух в норме, что говорит о полноценности височной зоны левого полушария.
Отсроченная слухоречевая и общая память в норме, что говорит о зрелости корковых височных систем. Уровень развития речи, активный выбор слов в норме. Из пересказа рассказа можно сказать, что лобные зоны коры левого полушария в норме. Способности обобщения и абстрагирования сформированы, умеет выделять существенные признаки и группировать по ним.
В задании с изображением эмоций долго не принимала инструкцию, но мимически показала эмоции правильно. Задания на поднимание руки, динамический и пространственный праксис выполняла с ошибками, которые исправляла сама. Это может говорить о неустойчивом запоминании инструкции, возможных персеверациях.
Математика является нелюбимым предметом в школе, возникают сложности в рисовании по клеточкам.
Нарушений в отсроченном запоминании нет, но при непосредственном запоминании делает ошибки, что может говорить о незрелости стволовых структур мозга.
Себя нарисовала как можно реалистичнее, глаза большие с закрашенными склерами, что говорит о тревожности, беспокойстве, длинными ресницами – кокетливость, склонность демонстрировать себя, отсутствующими ушами – никого не слушает, игнорирует то, что о ней говорят, волосы сильно заштрихованы – тревога.
Из рисунка семьи и беседы о семье понятно, что ребенка воспитывает бабушка и дед, которого она называет папой. Большинство времени Влада проводит с бабушкой, дед на рисунке изображен немного поодаль, биологическая мать не нарисована вовсе, значит основное влияние на ребенка оказывают именно бабушка и дед. Себя и бабушку изобразила на одной плоскости, значит считает себя на равных с ней. А вот дед изображен несколько выше, значит его мнение воспринимается как приоритетное.
Свободное рисование показало, что ребенок в данный момент имеет положительное эмоциональное настроение, душевный покой и позитивный эмоциональный настрой.
Таким образом, у ребенка в норме речь, интеллект, мышление полностью в норме, в двигательной сфере есть затруднения, произвольное непосредственное запоминание нарушено. То есть необходимо корригировать и развивать стволовые структуры. Помочь в развитии математических способностей (хотя трудности могли возникнуть или усугубиться из-за «злой учительницы»). Дальнейшие трудности в обучении могут возникнуть в области математических дисциплин, особенно геометрии и черчении. Нужно продолжать обучение в музыкальной школе, что поможет в компенсации трудностей. А также нужно больше заниматься гимнастикой или танцами.
Нейропсихологическая диагностика
Высшие психические функции у ребенка формируются поэтапно, начиная с внутриутробного периода: слух, внимание, координация, память формируются в разное время и в определенной последовательности. Деятельность мозга – это совокупность действий нейрофизиологической, нейрохимической и других систем, и каждая система вносит свой специфический вклад в формирование у ребенка высших психических функций.
Гармоничное развитие психических функций у ребенка происходит только в условиях активной социализации. Определить индивидуальную картину развития психических функций, выявить отклонения или отставание в развитии может специалист – нейропсихолог по результатам нейродиагностического обследования.
Нейропсихологическое обследование
Нейропсихологическая диагностика проводится со следующими целями:
Комплексная нейродиагностика включает:
С помощью специальных тестов производится исследование межполушарной асимметрии (оценка праворукости и леворукости).
Такая всесторонняя диагностика позволяет специалисту понять особенности развития данного ребенка, составить полную карту всех системно-динамических перестроек, происходящих в его мозге, определить уровень его психического развития и при необходимости составить индивидуальную программу нейропсихологической коррекции, соответствующую особенностям психического развития данного ребенка.
В нашем Центре для обследования детей применяется метод нейропсихологической диагностики, разработанный основателем нейропсихологии Александром Романовичем Лурия. В настоящее время этот метод является наиболее достоверным и позволяет точно и всесторонне определить состояние психических функций пациента.
Нейропсихологическая диагностика ребенка производится в отдельном кабинете, в доброжелательной и спокойной обстановке и при отсутствии посторонних людей. Наши специалисты общаются с детьми простым и понятным языком, короткими фразами. Обследование детей младшего возраста, дошкольников и младших школьников производится в игровой форме. Длительность обследования детей дошкольного возраста составляет от 20 до 30 минут, диагностика школьников начальных классов занимает от 40 до 50 минут, время обследования детей старше 10 – 12 лет может занимать от 1 до 1,5 часов.
Нейропсихологическое заключение
По итогам всестороннего нейропсихологического обследования составляется нейропсихологическое заключение. Данное заключение может включать следующие сведения:
Помощь специалиста
Гармоничность развития психических функций у ребенка определяется зрелостью лобных отделов головного мозга и их влиянием на подкорковые структуры головного мозга, при этом развитие мозга и формирование высших психических функций происходит непрерывно. Если в результате нейропсихологического обследования ребенка будут диагностированы некоторые нарушения его мозговой деятельности, не следует расстраиваться и тем более паниковать.
Раннее выявление дисбаланса развития мозговых структур и своевременная помощь специалиста помогут устранить выявленные проблемы, нормализовать характеристики высших психических функций ребенка и обеспечить гармоничное психофизиологическое развитие растущего детского организма.
Занятия с нейропсихологом в нашем Центре помогают ребенку преодолеть трудности в период подготовки к школе, быстрее адаптироваться к обучению в школе и преодолеть различные функциональные нарушения (отставание в речевом развитии, задержки психического развития и т.п.).
Заключение нейропсихолога после диагностики ребенка 5 7 лет образец
Нейропсихология – область медицинской психологии, изучающая мозговую организацию психической активности человека в период его развития — с момента рождения и на протяжении всего периода взросления – вплоть до достижения человеком зрелого возраста и возможности применения этих знаний для диагностики и реабилитации когнитивных функций человека.
На основании качественного анализа разных типов ошибок, допускаемых ребенком при выполнении нейропсихологических тестов, способов их коррекции, можно выявить весь спектр возможных нарушений в зависимости от уровня сформированности тестируемой функции, зону ее ближайшего развития, а также состояние различных звеньев в структуре отдельной психической функции и других функций, с которыми она имеет общие звенья.
Очень большое значение имеет ранняя нейропсихологическая диагностика латентных отклонений в развитии для своевременного применения мер превентивного(предупреждающего) лечения и коррекции.
Какие же дети особенно нуждаются в консультации нейропсихолога?
Дети, у которых наблюдаются следующие отклонения:
Нейропсихологическая диагностика дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности.
Нейродиагностика включает исследование:
Нейропсихологическая диагностика (нейродиагностика) детей и подростков
Пройти нейродиагностику у детского нейропсихолога полезно любому ребенку от 3 до 14 лет, и особенно необходимо детям со сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет): своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция поможет им преодолеть эти трудности.
Нейропсихологическая диагностика детей младшего возраста, дошкольников и младших школьников производится в игровой форме и всегда в присутствии родителей или законных представителей.
Нейродиагностика проходит в отдельном кабинете, оборудованным всем необходимым для проведения всесторонней и полноценной диагностики, в дружественной и спокойной атмосфере.
Наши преимущества:
Главная задача специалистов нашего Центра психологии и нейропсихологии PsyMed — психологов, нейропсихологов, дефектологов, помочь справиться ребенку с возникающими трудностями в развитии, сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет), развить у ребенка сильные стороны личности, научить ребенка правильно пользоваться своими ресурсами для преодолении возникающих жизненных трудностей. Своевременная нейропсихологическая и психологическая диагностика, а также коррекция поможет ребенку развить и закрепить умения и навыки, чтобы двигаться к успеху.
Шаблон-образец написания индивидуального психологического заключения на воспитанника ДОУ
по результатам психологического обследования
Дата рождения ______________ возраст ________
Дата обследования __________________________
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.
Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).
Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).
Результаты изучения психических функций следующие.
Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно).
Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).
Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное).
Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).
Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)
Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:
Незрелость всех форм мышления;
Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;
Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.
формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
развитие концентрации, переключаемости внимания.
развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,
ФИО, подпись психолога____________________
С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на) ________________________