заключительная форма контроля по географии
Виды и методы контроля знаний по географии.
Построение эффективной системы контроля возможно произвести только с учетом основных принципов контроля:
В презентации на примере темы «Зарубежная Азия»(11класс) приводятся примеры использования различных видов и методов контроля знаний.
Просмотр содержимого документа
«Виды и методы контроля знаний по географии.»
Построение эффективной системы контроля возможно произвести только с учетом основных принципов контроля :
Данный принцип требует от учителя составления перечня знаний и умений (согласно требованиям образовательной программы), подлежащих контролю, обязательных для овладения каждым учеником, и доведения его до сведения всех учеников до начала отработки (т.е. ученик, приступая к изучению логической части курса, должен иметь информацию о том, что он должен знать и уметь к моменту окончания изучения данного раздела курса).
Согласно данному принципу, учителю необходимо определить четкие сроки, содержание и формы контроля. Данная информация должна быть доведена до сведения учащихся до начала этапа освоения знаний и умений, подлежащих контролю.
Данный принцип требует выносить на контроль только основные вопросы содержания программы, которые должны быть освоены каждым учеником в обязательном порядке;
Учителю необходимо разработать критерии уровня освоения знаний и умений учениками, которые в обязательном порядке должны быть известны школьникам
Данный принцип предполагает учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе форм и периодичности контроля
Система контроля знаний и умений учащихся должна включать следующие этапы контроля:
проводится после каждого логического этапа урока (отработки понятия, термина, причинно-следственной связи, действия, учебного приема и т.п.). Цель текущего контроля не «поставить оценку за работу на уроке», а выявить уровень освоения знаний и умений; причины, препятствующие достижению цели данного этапа урока, и внести оперативные корректировки в образовательный процесс для достижения запрограммированного образовательного результата. Формы контроля – беседа, выполнение упражнений, учебной задачи, работа на контурной карте и т.п.
проводится с аналогичной целью после отработки подсистемы (блока) контролируемых элементов – урока. Учитель отслеживает достижение образовательного результата всеми учащимися. Отрицательные оценки не выставляются. Формы контроля – выполнение заданий по карте, объяснение, беседа, тестирование, творческие работы и др.
проводится после отработки системы контролируемых элементов (темы, раздела) согласно главной цели контроля. Результат контроля оценивается у каждого ученика. Учащиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий. Формы контроля – практическая работа, пилотный проект, тестирование, творческое задание, составление характеристики объекта, аналитический ответ и т.п.
Творческие работы обучающихся :
« Китай», «Индия»(а также по желанию);
Работы выполняемые на контурных картах:
пшеницы и чая в Китае.
Обучающиеся работают с программированной картой при изучении нового материала. Например, при изучении состава и населения Зарубежной Азии.
В ходе уроков выполняется большое количество заданий, при проверке их выполнения работает накопительная система оценивания.
Используются задания из « Блока добывания знаний и умений»
и задания предлагаемые учителем.
Проверка знания карты:
(обучающиеся получают список номенклатуры на первом уроке темы);
выполнение теста «Зарубежная Азия»,
составление кроссворда по теме.
Все используемые мною методы контроля направлены на одно — включение в работу всех учащихся класса вне зависимости от их способностей и трудолюбия.
Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся считаю необходимым:
Использование эффективных видов и
форм контроля знаний способствует
повышению качества знаний
Р. Ю. Ривкин «Управление контролем знаний и умений учащихся»
Статья по географии «Контроль знаний и умений учащихся по курсу школьной географии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контроль знаний и умений учащихся по курсу школьной географии.
Статья посвящена системе контроля знаний и умений учащихся по курсу школьной географии. Рассматривается контроль как составная часть процесса обучения предмету. Доказано, что осуществление контроля учителем географии требует понимания соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения и позволяет выявить достижения и успешность усвоения учебного материала.
Ключевые слова: контроль знаний, оценка, проверка, виды контроля, формы контроля, методы контроля, недостатки системы оценивания
Выявление и измерение называют проверкой. В связи с этим проверка является составным компонентом контроля, а его основная дидактическая функция направлена на обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала предмета география, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться на протяжении изучения всего курса школьной географии (5-11 классы).
Постоянная проверка приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретенных знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиться лучших результатов.
Систематический контроль способствует развитию самостоятельности, формированию навыков самоконтроля. Главное требование к контролю – его систематичность.
Контроль результатов обучения важен и для учителя, поскольку позволяет ему изучать своих учащихся и корректировать учебный процесс, и для родителей, которые стремятся знать об успехах своих детей. Контроль помогает учителю управлять учебным процессом.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся являются важными звеньями учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения предмету география. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой «обратной связью» между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки и проверки знаний и умений учащихся:
– диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
– учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
– определение итоговых результатов обучения на разном уровне
Учителю географии при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски оптимальных форм и методов оценки и их организация являются одной из важнейших его задач. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – все это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. Каждым учителем принята некая своя система оценки, включающая разнообразные средства и приемы работы для постоянного контроля уровня и качества овладения учащимися знаниями.
Анализ педагогического опыта работы позволил автору классифицировать формы контроля знаний учащихся по географии (табл. 1).
Форма контроля знаний
Количественный состав учащихся
Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно-обобщающая проверки
Особенности организации деятельности учащихся и руководства учителем
Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа
Технология проведения и характер изображения
Графическая, программированная, автоматическая проверки, тестирование
Зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль
Уровень познавательной самостоятельности учащихся
Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа по заданию, самостоятельные практические исследования
Важно отметить, что наиболее часто учителя географии используют для контроля знаний учащихся следующие формы контроля: написание реферата, сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений, участие в дискуссии по решению проблемного вопроса, оценивание сообщения ученика, составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос, решение географических задач, ответ по тестовым заданиям, заполнение рабочей тетради, ответ путем письменного заполнения дидактических карточек, коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске.
При этом учителю географии необходимо иметь четкое представление о
видах контроля в зависимости от выполняемой дидактической функции : предварительный, текущий, тематический (периодический), заключительный контроль. Обобщенно виды контроля знаний учащихся по географии отражены в табл. 2.
Табл. 2 Виды контроля знаний учащихся по географии
Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом
Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий)
Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету география и их активность в познании. Текущее наблюдение за деятельностью учащихся
Периодический (тематический, рубежный)
Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охват значительных по объему разделов курса географии в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы
Выявление степени усвоения знаний раздела, нескольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов)
В арсенале учителя географии имеется много методов контроля результатов обучения учащихся и число их постоянно увеличивается. Следует помнить, что контроль лишь тогда эффективен, когда его методы адекватны конкретному географическому содержанию и действиям, которые нужно сформировать у учащихся.
Если нужно проверить, умеют ли учащиеся читать карту, то не нужно требовать, чтобы они об этом рассказали, необходимо предложить им это сделать практически. Если нужно научить учащихся писать географический диктант, бессмысленно спрашивать у них, что это такое. Нужно проверить, как они его напишут. Если нужно проверить, знают ли учащиеся правила заполнения контурной карты, их не просто спрашивают об этом, а предлагают описать свои учебные действия.
Лимит времени у учителя на уроке ограничен, поэтому он вынужден выбирать такие методы контроля, которые позволяют экономить время.
Учителя географии, как правило, пользуются сочетанием разнообразных методов контроля. Но для того, чтобы их использовать в комплексе, нужно рассмотреть их поочередно и осознать сильные и слабые стороны каждого метода.
Существующие формы и методы контроля, используемые каждым учителем географии, не всегда дают желаемых результатов, не делают учащихся субъектами учебного процесса. Обучающиеся малоактивны и воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, но ни как не деятельность, необходимую им самим. Каждый заинтересованный и ответственный за результаты своей деятельности учитель географии должен знать уже существующие формы и методы контроля, и стремиться к их усовершенствованию.
Изучение практики школы свидетельствует, что творчески работающие учителя географии используют в работе разнообразные формы контроля знаний, что позволяет поддерживать интерес учащихся к данному виду деятельности, снимает психологическую напряженность при проведении контроля знаний. В новых методических изданиях все чаще можно встретить интересные, но мало используемые формы контроля: географический диктант, решение кроссвордов, ответ по составленному плану, составление плана ответа на вопрос учителя, устный зачет по изученной теме.
1) возникают трудности, связанные с особенностями преподавательской работы:
– различие требований и уровней оценивания знаний учащихся молодыми и опытными учителями географии;
– при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, наблюдается загруженность малотворческой работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;
– стремление иметь высокий балл качества знаний по географии, который может быть использован для оценивания работы самого учителя, приводит к тому, что учащимся выставляются недостоверные оценки;
2) возникают трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний: отсутствие четко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки;
3) возникают трудности, связанные с подготовкой учащихся: использование «шпаргалок, списывание, взаимопомощь» на уроке географии искажают достоверность оценки знаний учащихся и не позволяют объективно увидеть качество своей педагогической работы.
Осуществление систематического контроля знаний и умений учащихся по географии воспитывает ответственное отношение к учебе, позволяет выявить их индивидуальные особенности и применить дифференцированный подход в обучении. Он обеспечивает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения.
Систематический контроль знаний и умений способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.
Целенаправленная реализация учителем географии системы контроля учащихся обеспечивает возможность определить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера и насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно система контроля знаний и умений преследует цель ликвидировать пробелы в учебной подготовке.
Использование активных форм и методов контроля знаний на уроках географии в рамках реализации ФГОС
Цель данной работы: создание творческой среды при организации контроля и проверки знаний учащихся при комплексном подходе к условиям его реализации
Просмотр содержимого документа
«Использование активных форм и методов контроля знаний на уроках географии в рамках реализации ФГОС»
Творческая работа МБОУ Семлевская СОШ №1
совместная творческая деятельность
Тема «Использование активных форм и методов контроля знаний на уроках географии»
учитель географии Бальчус И.М.
Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по её освоению.
Цель данной работы: создание творческой среды при организации контроля и проверки знаний учащихся при комплексном подходе к условиям его реализации
1.Систематизировать материал о формах и видах контроля учащихся.
2.Снять психологическое напряжение при проверке знаний учащихся на уроке.
3.Способствовать повышению мотивации к изучению предмета
4.Сформировать у обучающегося регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные действия.
5.Раскрыть различия форм и методов контроля на уроках географии.
6.Выявить наиболее результативные способы проверки знаний учащихся по предмету.
7. Составить методические рекомендации по применению различных форм и видов проверки знаний учащихся.
2 Актуальность работы.
4. Продукт совместной деятельности
Наиболее высоким уровнем развития сотрудничества в совместной деятельности является творческое сотрудничество, которое позволяет ее участникам наиболее полно реализовать свои внутренние резервы.
Одной из главных задач в работе учителя является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и вне урочное время.
В своей совместной работе мы были нацелены решить проблему осуществления объективного контроля, самоконтроля и проверки знаний, используя при этом опыт учителя и инновационные идеи учащихся при создании комфортной психологической среды.
Конкретные методы, формы и приемы могут применяться на разных этапах урока: при проверке домашней работы, при контроле усвоения нового материала, на этапе тематического контроля знаний учащихся.
Дидактические материалы данного проекта могут быть использованы как на различных уроках, так и во внеклассной работе по любому предмету с учащимися всех возрастных категорий. Гибкая система позволяет участникам образовательного процесса выбрать форму и метод контроля, рационально использовать время, объективно оценить свои силы, распределить объём работы.
Необходимость изучения принципов контроля
Контроль знаний (а также умений и навыков) учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, им определяется результативность, эффективность обучения.
Уровень усвоения учеником того или иного знания только тогда может быть правильно установлен, когда это знание будет внешне выражено и измерено объективным критерием. Это и делает проверка знаний, во время которой ученик выявляет свое знание перед учителем и одноклассниками и где оно, это знание, измеряется учителем в соответствии с объективными требованиями школьной программы и учебника.
Контроль — выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.
Контроль результатов выполняют все три функции, присущие процессу обучения в целом, и имеет четко выраженное образовательное, воспитывающее и развивающее значение
Классификация форм контроля знаний учащихся по географии.
Форма контроля знаний
Количественный состав учащихся
Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно-обобщающая проверки
Особенности организации деятельности учащихся и руководства учителем
Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа
Технология проведения и характер изображения
Графическая, программированная, автоматическая проверки, тестирование
Зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль
Уровень познавательной самостоятельности учащихся
Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа по заданию, самостоятельные практические исследования
Виды контроля знаний учащихся по географии.
Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом
Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий)
Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Текущее наблюдение за деятельностью учащихся
Периодический (тематический, рубежный)
Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охват значительных по объему разделов курса в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы
Выявление степени усвоения знаний раздела, не скольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов)
Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя Их рассматривают по группам, соответствующим устной, письменной, экспериментальной и компьютерной формам проверки.
Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения.
Основные функции проверки знаний и умений учащихся
Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения. Контролирующая функция проверки возрастает при выполнении учащимися самостоятельных и контрольных работ.
Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки состоит в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.
Развивающая функция проверки выявляет умения распоряжаться своими знаниями и умениями. Наиболее полно она проявляется при выполнении учащимися докладов, обобщений и выводов.
Ориентирующая функция проверки заключается в том, что её результаты дают возможность учителю направлять деятельность учащихся на преодоление пробелов и недочётов в их знаниях и на дальнейшее продвижение в освоении программного материала.
Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.
Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время. Воспитательная функция проверки является первым и самым важным видом отчётности школьника о своих учебных успехах
В процессе проверки знаний учащихся перед учителем открываются большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяет лучше изучить учеников, их индивидуальные особенности. Она способствует развитию речи и мышления школьников, их интереса к учению.
Организация проверки и учёта знаний существенно влияет на регулярность занятий учащихся предметом, тщательность выполнения заданий. Учащиеся заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за процессом его труда следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Ученик желает видеть свой собственный результат.
Принципы проверки знаний учащихся.
1) чем объективнее проверка, тем лучше она осуществляет свою ориентирующую функцию;
2) чем регулярнее проверка, тем лучше она осуществляет свою дисциплинирующую функцию.
Виды проверки знаний.
Для учителя это средство самопроверки. Результаты проверки успеваемости позволяют корректировать методику обучения, изо дня в день добиваться поставленной цели обучения. Для школьников и их родителей отметки за успеваемость являются сигналами, стимулирующими учебную работу.
Для текущей проверки могут быть использованы все методы, но чаще всего она проводится с помощью индивидуального или фронтального устного опроса, решения задач, чтения и построения графиков.
основной целью ставит объективное выявление результатов обучения, которые позволяют определить соответствие или несоответствие действительных результатов обучения запланированным в программе. В процессе выполнения итоговых проверочных работ школьники учатся выделять главное в учебном материале. При подготовке к итоговой проверке идёт повторение, закрепление, углубление и систематизация знаний, что позволяет поднять их на новый уровень.
В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения. Достоинство игры в том, что через эмоции сопереживания, внимание учащихся концентрируется на ответе «сильного» учащегося, прошедшего отборочный тур, в результате чего лучше усваивается и закрепляется учебный материал. А установка в начале урока на то, что им самим придется оценивать свои знания и знания одноклассников, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, побуждает к более строгому само- и взаимоконтролю.
Обучающимся должен быть интересен путь к познанию. Не лишне вспомнить слова Льва Николаевича Толстого: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Совместно с ученицами 10 класса мы работаем над проблемой «Создание условий для обеспечения развития школьника с учетом его способностей и образовательных потребностей».
Исходя из этого, мы стараемся создать такие условия, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы он с удовольствием шел на урок
Подача контрольных и проверочных заданий по материалу проходит в игровой форме, при которой учащиеся имеют право выбора, снимается психологическое напряжение среди участников образовательного процесса. (приложение 1)
Диагностика результатов развития учащихся:
В процессе использования данных материалов учащиеся имели возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках.
Ребята стали четче формулировать вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления.
Научились объяснять свою точку зрения и отстаивать ее.
Умение вести диалог.
Давать рецензию на ответ.
Творческий подход в работе учащихся.
Развивают умение фантазировать, слышать других, контактировать с ними.
Научаются подключать весь свой жизненный опыт.
Синтезируют умения и навыки в едином акте действия.
Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться.
В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
В арсенале учителя много методов контроля результатов обучения, их число постоянно увеличивается и этому способствует плодотворная совместная деятельность учитель-ученик.
Использование в работе разнообразных форм и методов контроля знаний позволяет поддерживать интерес учащихся к данному виду деятельности, снимает психологическую напряженность при проведении контроля знаний.
Взгляни горе в лицо – тупа вершина,
А сбоку посмотри – она остра,
Иди к горе – она всё выше,
А от горы – и ниже всё она.
О нет, гора свой облик не меняет,
А измененья от того зависят,
С какого места на неё взглянуть.
В зависимости от способностей детей каждый ребенок должен получать свое индивидуальное творческое задание. В результате класс превратится в коллектив личностей.
Какие бы новации не вводились в школе как и сотни лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Смыслом совместной деятельности в учебном процессе является сотрудничество его участников, в процессе которого происходит динамическое преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправные, что выражается в изменении их ценностной ориентации, целей деятельности и самого взаимодействия.
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.
Богданова О.С. Воспитательное значение оценки знаний учеников // Советская педагогика. – 1952. – №9. – С.54-59.
Лисенкова С.М. Об использовании опыта учителей новаторов // Советская Россия. –1983. 23 августа.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1968.
Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 224с
«Отыщи на карте»
Цели: изучить карту, развить навыки коллективной работы.
Оборудование: две одинаковые карты, булавки с флажками-названиями.
Рекомендации: для того чтобы придать характер коллективных соревнований, следует всех присутствующих учеников разбить на две команды, которые будут выделять своих представителей. Очки за более быстрое выполнение задания при этом засчитываются не отдельным ученикам, а всей команде.
Ход проверки знаний
На стене или на школьной доске висят две совершенно одинаковые географические карты, например, материк Африка. Двое игроков подходят к картам. У каждого из них в руках булавки с цветными флажками-названиями водоёмов материка. Далее, по команде руководителя игры игроки одновременно начинают накалывать булавки с флажками на все пункты карты, которые указанные на флажках. За правильностью выполнения задания следит руководитель игры или судья из числа играющих. Можно дать определённое время, например 3 мин. Тот, кто быстрее закончит развешивание всех флажков, считается победителем. После того, когда сменятся три пары игроков, необходимо заменить флажки, например с другими географическими объектами, с природными зонами, странами, животными или растениями.
«Знатоки»
Цели: помочь ученикам легче запомнить фактические данные, названия географических объектов, ориентироваться по карте
Оборудование: листочки бумаги, карандаши.
Рекомендации: можно проводить в 7-11-х классах как обобщающий контроль по теме
Ход проверки знаний
Все участвующие должны иметь по листочку бумаги и карандашу. Руководитель предлагает играющим написать на своих бумажках все названия (например, рек), которые они помнят. Через 5—6 минут по знаку руководителя запись прекращается. После этого вносить в список новые названия уже не разрешается. Победителем считается тот, кто написал больше всего названий, не повторенных никем другим. Чтобы выяснить, кто считается победителем, руководитель предлагает одному из участников, у кого записано наибольшее число названии, прочесть свой список. В это время все играющие в своих списках вычеркивают совпадающие названия. Затем зачитывает свой список, следующий и т. д., до тех пор, пока у каждого останутся в списке не зачеркнутыми только те названия, которые ни у кого не повторяются.
«Составь карту»
Цели: развить внимание, увлечь предметом.
Оборудование: географические карты небольшого размера (можно заимствовать из старого атласа или учебника), тонкая фанера или картон.
Рекомендации: можно проводить как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, вечерах, олимпиадах.
Подготовительный этап:
Возьмите карту полушарий. Вырезав аккуратно ножницами восточное и западное полушария, наклейте их на тонкую фанеру или картон. Чтобы фанера не покоробилась, нужно оклеить ее бумагой и с другой стороны. Затем разрежьте или лобзиком выпилите обе окружности и распилите каждую из них на несколько частей. Можно, например, распилить полушарие по экватору, нескольким параллелям и меридианам.
Ход игры
Задача играющих: перемешав все части, сложить их правильно, по возможности не глядя на карту
Цели: развить внимание, наблюдательность.
Оборудование: контурные карты.
Ход проверки знаний
Учитель географии разрезает контурную карту на кусочки в виде неправильных очертаний. Эти кусочки раздает учащимся, которые должны узнать указанные на них объекты.
«Где это находится?»
Цели: развивать творческие способности учеников, внимательность.
Ход проверки знаний
Учитель зачитывает краткие описания различных природных ландшафтов. Играющие записывают на листках бумаги названия той местности, к которой относится описание. Выигравшим считается давший наибольшее количество правильных определений.
«Знаешь ли ты эту страну?»
Цели: научить понимать логику изложения материала учебного курса, взаимосвязь изучаемых объектов и явлений.
Рекомендации: можно проводить при закреплении и контроле изученного материала в 7—8-х классах.
Учитель называет какую-то страну, участники на своих листочках должны ответить на ряд вопросов: столица, река, представители растительного и животного мира и т. д. Выигравшим считается ученик, давший наиболее полный ответ.
«Немая карта»
Цели: развить внимание, помочь легче усвоить учебный материал, увлечь предметом.
Оборудование: контурные карты.
Рекомендации: такой способ проверки можно проводить как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, вечерах, олимпиадах.
Ход проверки знаний
Учащиеся делятся на две команды. Затем руководитель раздает командам контурные карты мира, на которых цифрами обозначены 10 объектов гидросферы. Участникам игры за 2 мин. нужно подписать как можно больше названий отмеченных географических объектов. При выполнении задания не разрешается пользоваться атласом.
Приём «Волшебный сундучок»
Цели: расширить кругозор учеников, облегчить процесс запоминания географических объектов.
Оборудование: физическая карта мира.
Ход
На стене или школьной доске вешают две одинаковые карты. К картам вызывают по одному ученику, в руки им дают указки. Из волшебного сундучка учащиеся достают историю происхождения географических названий, и по очереди должны отгадать, о чем идет речь и показать на карте.
Примерные вопросы:
• Название ее произошло от слова «амасуну». которое на индейском языке означает «большая вода»
• Этот водопад, открыт в 1935 г. венесуэльским летчиком и названии его именем.
• С языка древних выходцев из Ирана и Индии это название переводится как «Белоснежная гора».
• Он назван по скале на европейской стороне пролива.
• Назваиие переводится с древнетюркского языка как «широкая, разливающаяся река». • С балкарского языка название ее переводится как «бурная река».
• Название возникло из ненецкого языка и означает «конец Земли».
• С тибетского языка это название переводится, как «богиня — мать Земли».
• В основе названия эвенкийский народный географический термин, означающий большая река.
• Это название образовалось из двух английских слов, переводится как «течение из залива».
• Название какой реки образовано от названия народа коми, жившего в ее верховьях?
• Древняя форма названия этой реки обозначает «глубокая река».
• Это место в противоположность с окружающей территорией названо «земной страной».
• Какое название, в переводе с якутского языка означает «море», «большая глубокая вода».
• Это название образовалось от инкского «анта», что означает — «медь».
• В переводе с финского языка название переводится как «озеро, которое делает Погоду».
• В основе этого названия лежит слово из романского языка, на котором разговаривали в древней Италии, и означает «дым».
Примерные вопросы с ответами:
• Название ее произошло от слова «амасуну». которое на индейском языке означает «большая вода» (Амазонка)
• Этот водопад, открыт в 1935 г. венесуэльским летчиком и названии его именем. (Анхель)
• С языка древних выходцев из Ирана и Индии это название переводится как «Белоснежная гора». (Кавказ)
• Он назван по скале на европейской стороне пролива. (Гибралтарский)
• Назваиие переводится с древнетюркского языка как «широкая, разливающаяся река». (Урал)
• С балкарского языка название ее переводится как «бурная река». (Терек)
• Название возникло из ненецкого языка и означает «конец Земли». (Ямал)
• С тибетского языка это название переводится, как «богиня — мать Земли». (Джомолунгма)
• В основе названия эвенкийский народный географический термин, означающий большая река. (Енисей)
• Это название образовалось из двух английских слов, переводится как «течение из залива». (Гольфстрим)
• Название какой реки образовано от названия народа коми, жившего в ее верховьях? (Кама)
• Древняя форма названия этой реки обозначает «глубокая река». (Днепр.)
• Это место в противоположность с окружающей территорией названо «земной страной». (Гренландия)
• Какое название, в переводе с якутского языка означает «море», «большая глубокая вода». (Байкал)
• Это название образовалось от инкского «анта», что означает — «медь». (Анды)
• В переводе с финского языка название переводится как «озеро, которое делает Погоду». (Ильмень)
• В основе этого названия лежит слово из романского языка, на котором разговаривали в древней Италии, и означает «дым». (Везувий)
«Географические ассоциации»
Цели: развить мышление, научить детей находить взаимосвязи между различными географическими объектами и процессами.
Ход проверки знаний
Учащиеся делятся на команды. Затем представители команд достают задания по очереди задания, ассоциации каждой группе участников. Командам при этом необходимо угадать слово, используя предложенный логический ряд и объяснить ход своих рассуждений. Задания такого типа, как правило, очень нравятся детям.
Примерные задания:
1. Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия. (Цунами)
2. Река, море, испарение, облака, осадки. (Мировой круговорот воды)
3. Ветер, вода, бутылка, письмо, Гольфстрим. (Течения)
4. Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот. (Водопад)
б. Океан, лед, гора, Титаник, опасность. (Айсберг)
Цели: научить детей находить взаимосвязи между различными географическими объектами и процессами, логически мыслить.
Оборудование: географическая карта.
Ход проверки знаний
Учитель предлагает учащимся с помощью подсказок угадать какой-либо географический объект. Всего он прочитывает поочередно пять подсказок. Если после этого никто из ребят не отгадает и не поднимет руку, объявляется правильный ответ. При этом участники игры могут ответить после каждой подсказки. Ученик, который верно ответит на вопрос, должен так же показать названный им объект на карте.
Примерное задание:
1-я подсказка — площадь его примерно 7 млн. км.
2-я подсказка он расположен в Южной Америке.
3-я подсказка — здесь собирается вода примерно с половины территории континента.
4-я подсказка — на его площади находится река Амазонка и ее притоки.
5-я подсказка — это территория, с которой в реку Амазонку собирается вода.
(Бассейн реки Амазонки)
«Характеристика климата на основе климатограммы»