заключительный акт берлинской конференции 1885 г

Заключительный акт берлинской конференции 1885 г

Берлинский акт и раздел Африки

26 февраля 1885 г. во дворце Радзивиллов, в Берлине, в доме № 77 по Вильгельмштрассе, состоялось последнее заседание Берлинской конференции, посвященной Африке, точнее, бассейну реки Конго. Был подписан заключительный акт конференции.

Конференция собрала представителей европейских государств, монархических, за исключением Франции, а также Соединенных Штатов и Оттоманской империи (Турция).

Конференция заставляет вспомнить о старом порядке: все полномочные делегаты (даже французский), за исключением американского, имеют дворянские титулы — принцев, графов и баронов. Акт начинается словами: «Во имя всемогущего Бога…» Написать, как в договоре 1815 г. о Священном Союзе: «Во имя святой Троицы», — не смогли, ведь его подписывали и от имени оттоманского султана, предводителя мусульман![29]

Председательствовал на заседаниях граф де Лоней, представитель Италии. Этот знатный савойец остался на службе итальянского короля после перехода его провинции к Франции.

В своем заключительном слове он утверждает, что принятые решения «обеспечивают торговле всех наций свободный доступ к центру африканского континента». Они выражают «заботу участников конференции о моральном и материальном благополучии коренного населения» и послужат «делу религии, мира и человечности». Они, наконец, «увеличивают сферу применения международного публичного права».

Только последнее утверждение оказалось обоснованным.

Действительно, благодаря этой конференции европейские державы (и Соединенные Штаты) присвоили себе право располагать судьбами африканских народов и их земель, не спрашивая их мнения. Ни одно африканское государство, имевшее тогда международное признание (их было несколько), не было приглашено. Только два из них, Либерия и Султанат Занзибар, уже после подписания акта были приглашены к нему присоединиться.

Между прочим, следует оспорить несколько утвердившихся мнений: Берлинская конференция не «разделила» Африку, а только объявила о праве европейских стран на этот раздел, который произойдет позже. Она не зафиксировала условия захвата территорий европейскими государствами (разве только в отношении оккупации побережья); не принимала она и решений о «праве на внутренние области» (хинтерланд), как об этом иногда говорится.

В конце XIX в. великие державы становятся на путь империалистической политики. Еще недавно «либерализм», символом которого была Великобритания, проповедовал, что время колоний, ставших препятствием к свободе торговли, миновало. Теперь же великие державы, стремясь получить рынки в условиях экономического кризиса, берут курс на раздел еще свободных земель в мире.

Захват владений в Африке тревожит новые государства, в частности Германию, которые боятся закрытия доступа на африканские рынки.

С другой стороны, вспыхнул конфликт между Португалией, ссылавшейся на свои «исторические права» на побережье в устье Конго, и королем Бельгии Леопольдом II, который после основания «Международной африканской ассоциации» пытается создать в бассейне Конго собственную империю и нуждается для этого в выходе к морю.

Наконец, Бисмарк, до этого враждебный колониальной политике, перешел к ней под давлением немецких экономических интересов. Для него, однако, главным в созыве международной конференции по Африке было иное: он опасается изоляции Германии и видит в конференции удобный случай сблизиться с Францией и нанести ущерб Великобритании.

Заключительный акт конференции провозглашает свободу торговли в «договорном бассейне Конго» (гидрографический бассейн Конго и несколько прилегающих территорий с выходом к Атлантическому и Индийскому океанам). Здесь запрещалось введение каких-либо таможенных дискриминационных пошлин. Свобода доступа касается и религиозных миссий. Гарантирована свобода плавания по Конго и Нигеру и их притокам.

Отдельная глава перечисляет условия, необходимые для занятия новых территорий; среди них требование объявить об этом другим государствам и обеспечить «достаточно сильную власть, которая в состоянии заставить уважать приобретенные права, а при необходимости и свободу торговли и передвижения».

Наконец, конференция провозглашает обязанность «заботиться о сохранении коренного населения и улучшении моральных и материальных условий его жизни, способствовать уничтожению рабства и работорговли».

Что же произойдет на самом деле?

Последнее требование останется благим пожеланием.

Условия, касающиеся занятия территорий, будут без практических последствий, потому что когда акт подписывался, все африканское побережье было уже захвачено. Остается в силе только требование о недискриминационном таможенном законодательстве в «договорном бассейне» и о свободном проходе религиозных миссий. Эти статьи будут отменены только в 1960 г. при достижении независимости странами, которых они касались.

В остальном акт остался почти без последствий. В 1904 г. один автор (Робер де Кэ в XII томе «Всеобщей истории» Лависса и Рамбо) констатировал:

«Берлинский акт почти во всех своих пунктах так и остался торжественным, но пустым выражением добрых намерений дипломатов. Он объявил полную коммерческую свободу в бассейне Конго… но „Независимое государство“ ввело там фактические монополии. Он решил, что плавание как по Нигеру, так и по Конго будет свободным, но мы знаем, какую судьбу уготовила Королевская нигерская компания этой статье. Наконец, Берлинский акт ввел определенную процедуру для занятия африканских территорий… но во всем этом он оставался почти всегда мертвой буквой».

Было бы, однако, ошибкой заключить из этого, что результата не было никакого. Основное содержание конференции — не официальные переговоры, а закулисные торги, шедшие на протяжении многих месяцев, пока она длилась. И эти интриги привели к заключению различных соглашений о разделе и разграничении границ владений колониальных держав. Но главным было признание всеми странами «Независимого государства Конго», личного владения короля Бельгии Леопольда II. Заключительное заседание 26 февраля 1885 г. было отмечено тем, что к Берлинскому акту присоединилось «Независимое государство Конго».

Король Леопольд II занимался бизнесом и интересовался колонизацией. Отрицательное отношение бельгийского общественного мнения к колониальным авантюрам заставило его действовать в качестве частного лица, сначала покровительствуя «Международной африканской ассоциации» с филантропическими целями и приняв на службу путешественника Стенли, а затем добиваясь признания державами своего «Независимого государства Конго». В 1908 г. завещанное Бельгии своим владельцем «Независимое государство» становится Бельгийским Конго.

Завершение раздела Африки

Если Берлинская конференция и не «поделила Африку», она, по крайней мере, ввела в качестве принципа международного права законность такого раздела и стала в этом отношении важным этапом самого раздела.

Этот раздел продолжался в 90–е годы XIX в., часто по карте по меридианам и параллелям, без всякого внимания к географическим и человеческим реалиям.

При этом проявились империалистические противоречия: в 1898 г. направление Францией миссии Маршана в район Верхнего Нила закончилось конфликтом с англичанами у Фашоды и международным кризисом, потушенным только уходом французов.

Захват Францией в 1900 г. бассейна реки Чад знаменует почти окончательное завершение французских колониальных завоеваний в Африке. К этой дате раздел в основном закончен. Он станет окончательным в 1912 г. с установлением французского протектората в Марокко (поделенного с Испанией) и с завоеванием Италией Ливии, отобранной у Оттоманской империи.

Тогда в Африке останутся только два независимых государства — Либерия (в фактическом подчинении Соединенным Штатам) и Эфиопия (где Италия, Франция и Великобритания имеют большое влияние, то как соперники, то как союзники).

Примечания:

В книге С. Крамера, откуда заимствован этот абзац, далее со слов древнего историка рассказывается о благодеяниях Урукагины: «Он отозвал смотрителей над лодочниками. Он отозвал смотрителей над крупным и мелким скотом. Он отозвал смотрителей над рыбными угодьями. Он отозвал сборщиков серебра, которые взимали плату за стрижку белых овец… И по всей стране, от края до края, не осталось ни одного сборщика налогов» (С. Крамер. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 58–59).

Россию на этой конференции представлял граф П. Капнист. В подготовленной МИД России «Записке о задачах Берлинской конференции, созванной для определения положения западноафриканских владений и по реке Конго» говорилось, что в Африке «… постоянно открываются новые рынки для европейских товаров и новые богатства природы…» Поэтому туда ринулись англичане, французы, голландцы и немцы, которые именем своего правительства пытаются захватить какой-нибудь кусок земли, в особенности на берегах великой реки Конго. Далее в документе говорится: «Ближайшая задача Берлинской конференции: определить взаимные территориальные отношения и торговые права западноевропейских государств на западном побережье Африки…» (Архив внешней политики Российской империи, ф. Канцелярия, 1884, д. 23, лл. 77–79).

В архиве МИД России хранятся три пухлые папки с материалами Берлинской конференции, значительно дополняющими те краткие сведения, которые сообщает о ее работе настоящая книга.

Источник

Раздел Африки (Берлинская конференция)

Дата: 26 февраля 1885 года

Берлинский акт и раздел Африки

26 февраля 1885 г. во дворце Радзивиллов, в Берлине, в доме № 77 по Вильгельмштрассе, состоялось последнее заседание Берлинской конференции, посвященной Африке, точнее, бассейну реки Конго. Был подписан заключительный акт конференции.

Конференция собрала представителей европейских государств, монархических, за исключением Франции, а также Соединенных Штатов и Оттоманской империи (Турция).

Конференция заставляет вспомнить о старом порядке: все полномочные делегаты (даже французский), за исключением американского, имеют дворянские титулы – принцев, графов и баронов. Акт начинается словами: «Во имя всемогущего Бога…» Написать, как в договоре 1815 г. о Священном Союзе: «Во имя святой Троицы», – не смогли, ведь его подписывали и от имени оттоманского султана, предводителя мусульман!

заключительный акт берлинской конференции 1885 г

Председательствовал на заседаниях граф де Лоней, представитель Италии. Этот знатный савойец остался на службе итальянского короля после перехода его провинции к Франции.

В своем заключительном слове он утверждает, что принятые решения «обеспечивают торговле всех наций свободный доступ к центру африканского континента». Они выражают «заботу участников конференции о моральном и материальном благополучии коренного населения» и послужат «делу религии, мира и человечности». Они, наконец, «увеличивают сферу применения международного публичного права».

Только последнее утверждение оказалось обоснованным.

Действительно, благодаря этой конференции европейские державы (и Соединенные Штаты) присвоили себе право располагать судьбами африканских народов и их земель, не спрашивая их мнения. Ни одно африканское государство, имевшее тогда международное признание (их было несколько), не было приглашено. Только два из них, Либерия и Султанат Занзибар, уже после подписания акта были приглашены к нему присоединиться.

Между прочим, следует оспорить несколько утвердившихся мнений: Берлинская конференция не «разделила» Африку, а только объявила о праве европейских стран на этот раздел, который произойдет позже. Она не зафиксировала условия захвата территорий европейскими государствами (разве только в отношении оккупации побережья); не принимала она и решений о «праве на внутренние области» (хинтерланд), как об этом иногда говорится.

В конце XIX в. великие державы становятся на путь империалистической политики. Еще недавно «либерализм», символом которого была Великобритания, проповедовал, что время колоний, ставших препятствием к свободе торговли, миновало. Теперь же великие державы, стремясь получить рынки в условиях экономического кризиса, берут курс на раздел еще свободных земель в мире.

Захват владений в Африке тревожит новые государства, в частности Германию, которые боятся закрытия доступа на африканские рынки.

С другой стороны, вспыхнул конфликт между Португалией, ссылавшейся на свои «исторические права» на побережье в устье Конго, и королем Бельгии Леопольдом II, который после основания «Международной африканской ассоциации» пытается создать в бассейне Конго собственную империю и нуждается для этого в выходе к морю.

Наконец, Бисмарк, до этого враждебный колониальной политике, перешел к ней под давлением немецких экономических интересов. Для него, однако, главным в созыве международной конференции по Африке было иное: он опасается изоляции Германии и видит в конференции удобный случай сблизиться с Францией и нанести ущерб Великобритании.

Заключительный акт конференции провозглашает свободу торговли в «договорном бассейне Конго» (гидрографический бассейн Конго и несколько прилегающих территорий с выходом к Атлантическому и Индийскому океанам). Здесь запрещалось введение каких-либо таможенных дискриминационных пошлин. Свобода доступа касается и религиозных миссий. Гарантирована свобода плавания по Конго и Нигеру и их притокам.

Отдельная глава перечисляет условия, необходимые для занятия новых территорий; среди них требование объявить об этом другим государствам и обеспечить «достаточно сильную власть, которая в состоянии заставить уважать приобретенные права, а при необходимости и свободу торговли и передвижения».

Наконец, конференция провозглашает обязанность «заботиться о сохранении коренного населения и улучшении моральных и материальных условий его жизни, способствовать уничтожению рабства и работорговли».

Что же произойдет на самом деле?

Последнее требование останется благим пожеланием.

Условия, касающиеся занятия территорий, будут без практических последствий, потому что когда акт подписывался, все африканское побережье было уже захвачено. Остается в силе только требование о недискриминационном таможенном законодательстве в «договорном бассейне» и о свободном проходе религиозных миссий. Эти статьи будут отменены только в 1960 г. при достижении независимости странами, которых они касались.

В остальном акт остался почти без последствий. В 1904 г. один автор (Робер де Кэ в XII томе «Всеобщей истории» Лависса и Рамбо) констатировал:

«Берлинский акт почти во всех своих пунктах так и остался торжественным, но пустым выражением добрых намерений дипломатов. Он объявил полную коммерческую свободу в бассейне Конго… но «Независимое государство «ввело там фактические монополии. Он решил, что плавание как по Нигеру, так и по Конго будет свободным, но мы знаем, какую судьбу уготовила Королевская нигерская компания этой статье. Наконец, Берлинский акт ввел определенную процедуру для занятия африканских территорий… но во всем этом он оставался почти всегда мертвой буквой».

Было бы, однако, ошибкой заключить из этого, что результата не было никакого. Основное содержание конференции – не официальные переговоры, а закулисные торги, шедшие на протяжении многих месяцев, пока она длилась. И эти интриги привели к заключению различных соглашений о разделе и разграничении границ владений колониальных держав. Но главным было признание всеми странами «Независимого государства Конго», личного владения короля Бельгии Леопольда II. Заключительное заседание 26 февраля 1885 г. было отмечено тем, что к Берлинскому акту присоединилось «Независимое государство Конго».

Король Леопольд II занимался бизнесом и интересовался колонизацией. Отрицательное отношение бельгийского общественного мнения к колониальным авантюрам заставило его действовать в качестве частного лица, сначала покровительствуя «Международной африканской ассоциации» с филантропическими целями и приняв на службу путешественника Стенли, а затем добиваясь признания державами своего «Независимого государства Конго». В 1908 г. завещанное Бельгии своим владельцем «Независимое государство» становится Бельгийским Конго.

Завершение раздела Африки

Если Берлинская конференция и не «поделила Африку», она, по крайней мере, ввела в качестве принципа международного права законность такого раздела и стала в этом отношении важным этапом самого раздела.

Этот раздел продолжался в 90-е годы XIX в., часто по карте по меридианам и параллелям, без всякого внимания к географическим и человеческим реалиям.

При этом проявились империалистические противоречия: в 1898 г. направление Францией миссии Маршана в район Верхнего Нила закончилось конфликтом с англичанами у Фашоды и международным кризисом, потушенным только уходом французов.

Захват Францией в 1900 г. бассейна реки Чад знаменует почти окончательное завершение французских колониальных завоеваний в Африке. К этой дате раздел в основном закончен. Он станет окончательным в 1912 г. с установлением

французского протектората в Марокко (поделенного с Испанией) и с завоеванием Италией Ливии, отобранной у Оттоманской империи.

Тогда в Африке останутся только два независимых государства – Либерия (в фактическом подчинении Соединенным Штатам) и Эфиопия (где Италия, Франция и Великобритания имеют большое влияние, то как соперники, то как союзники).

Источник

Берлин, 14/26 февраля 1885 г. Заключительный акт Берлинской «Африканской» конференции

Заключительный акт Берлинской «Африканской» конференции

Берлин, 14/26 февраля 1885 г.

Во имя бога всемогущего. Е. в. император всероссийский, е. в. император германский, король прусский, е. в. император австрийский, король богемский и проч. и апостолический король венгерский, е. в. король бельгийцев, е. в. король датский, е. в. король испанский, президент Американских Соединенных Штатов, президент Французской республики, ее в. королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, императрица индийская, е. в. король итальянский, е. в. король нидерландский, великий герцог люксембургский. е. в. король португальский. е. в. король шведский и норвежский. и е. в. император оттоманов.

Имея в виду определить в духе взаимного доброго согласия благоприятнейшие условия к развитию торговли и цивилизации в некоторых областях Африки и обеспечить всем народам выгоды свободного судоходства на обеих главнейших африканских реках, вливающихся в Атлантический океан; с другой стороны, желая предотвратить несогласие и споры, могущие произойти впоследствии при завладении новыми прибрежными землями Африки, и заботясь в то же время о способах к поднятию нравственного и материального благосостояния туземных народонаселений, решили, вследствие приглашения, сделанного им германским имперским правительством, с согласия правительства Французской республики, собрать для этой цели конференцию в Берлине и назначили своими уполномоченными, а именно. ¹*

Каковые уполномоченные, снабженные полномочиями, найденными в доброй и надлежащей форме, последовательно совещались между собой и приняли:

1) Декларацию относительно свободной торговли в бассейне реки Конго, ее устьях и окрестных землях, вместе с некоторыми состоящими с ней в связи постановлениями;

2) Декларацию относительно торга невольниками и операций, которые на суше и на море доставляют этой торговле невольников;

3) Декларацию относительно нейтральности территорий, включенных в договорный бассейн реки Конго;

4) Акт о судоходстве по реке Конго, которым, в виду местных условий, на эту реку, ее притоки и воды, которые к ним приравнены, распространяются общие начала, изложенные в статьях 108 до 116 заключительного акта Венского конгресса²* и имеющие целью установить между подписавшими этот акт державами свободное судоходство на судоходных водных путях, которые отделяют или перерезывают многие государства, и каковые начала с того времени, в силу договоров, применяются к рекам Европы и Америки и в особенности к реке Дунаю, с изменениями, предусмотренными Парижским трактатом от 1856 года, Берлинским от 1878 года и Лондонским от 1871 и 1883 годов³*;

5) Акт о судоходстве по реке Нигеру, которым также, в виду местных условий, на эту реку и ее притоки распространяются те же начала, изложенные в статьях 108 до 116 заключительного акта Венского конгресса;

6) Декларацию, коей в международных сношениях установляются однообразные правила для будущих завладений на берегах Африканского материка.

И признав, что эти разные документы могли бы с пользой быть соединены в один документ, соединили оные в один заключительный акт, состоящий из следующих статей:

Глава I. Декларация относительно свободы торговли в бассейне реки Конго, ее устьях и окрестных странах, и состоящие с нею в связи постановления

Торговля всех наций будет пользоваться полной свободой:

1) Во всех территориях, составляющих бассейн реки Конго и ее притоков. Границами этому бассейну служат возвышенности смежных бассейнов, а именно: бассейн рек Ниари, Огове, Шари и Нила с севера; линия восточного водораздела притоков озера Танганика — с востока; возвышенности бассейнов реки Замбезе и Логе — с юга. Следовательно, этот бассейн обнимает все территории, чрез которые протекает река Конго и ее побочные реки, включая сюда озеро Танганика и вливающиеся в него с востока воды.

2) В морском поясе, простирающемся по Атлантическому океану, от лежащего под 2°30′ южной широты параллельного круга до устья реки Логе.

Северная граница идет по лежащему под 2°30′ параллельному кругу от берега до пункта, где он встречает географический бассейн реки Конго, минуя однако ж бассейн реки Огове, к которому не применяются постановления настоящего акта.

Южная граница идет по течению реки Логе до ее истока и направляется оттуда к востоку до ее соединения с географическим бассейном реки Конго.

3) В поясе, простирающемся к востоку от бассейна реки Конго, в его вышеозначенных границах, до Индийского океана, от пятого градуса северной широты вплоть до устья реки Замбезе на юге; от этого пункта демаркационная линия идет по реке Замбезе пять миль вверх от устья реки Шире, по линии водораздела между притоками озера Ниасса и водами, вливающимися в реку Замбезе, дабы, наконец, соединиться с линией водораздела между реками Замбезе и Конго.

Само собой разумеется, что при распространении на этот Восточный пояс начала свободы торговли представляемые на конференции державы обязываются только за самих себя, и что это начало будет применяться к территориям, принадлежащим ныне какому-нибудь независимому и суверенному государству, только в таком случае, если сим последним будет изъявлено на то согласие. Державы соглашаются обращаться со своим ходатайством к правительствам, существующим на африканском берегу Индийского океана, для получения сказанного согласия и для обеспечения, во всяком случае, для транзита всех наций благоприятнейших условий.

Все флаги, без различия национальности, будут иметь свободный доступ ко всему побережью вышеозначенных территорий, к рекам, изливающимся там в море, ко всем водам реки Конго и ее притоков, со включением озер, ко всем портам, лежащим на берегах этих вод, а также ко всем каналам, которые могли бы быть впоследствии сооружены с целью соединения водных путей или озер внутри описанных в статье I территорий. Они могут предпринимать всякого рода перевозку товаров и заниматься морским и речным каботажем, а также речным судоходством наравне с туземными подданными.

Товары всякого происхождения, привозимые в эти территории под каким бы ни было флагом, морским, речным или сухим путем, не должны платить никаких иных сборов, кроме тех, которые могут быть взимаемы в качестве справедливого вознаграждения за сделанные в пользу торговли расходы, и которым в этом их виде должны подлежать равномерно как туземные подданные, так и иностранцы всякой национальности.

Всякое уклонение от этого порядка воспрещается как в отношении судов, так и товаров.

Товары, привозимые в эти территории, остаются изъятыми от ввозных и транзитных пошлин.

Державы предоставляют себе право определить, по истечении двадцатилетнего периода времени, следует ли изъятие от ввозных пошлин сохранить или нет.

Всякая держава, которая пользуется или будет пользоваться в вышеозначенных территориях правами верховенства, не должна допускать в оных в отношении торговли никаких монополий или привилегий.

Иностранцы, как в отношении их личности и имущества, приобретения и перехода их движимой и недвижимой собственности, так и в отношении их промыслов, должны там пользоваться безразлично таким же покровительством и такими же правами, как и туземные подданные.

Постановления как относительно покровительства туземцев, миссионеров и путешественников, так и относительно религиозной свободы.

Все державы, которые в сказанных территориях пользуются правами верховенства или влиянием, обязываются неусыпно заботиться о сохранении туземного народонаселения и об улучшении их нравственного и материального положения их быта и содействовать в особенности к уничтожению невольничества и торга неграми; они будут покровительствовать и споспешествовать, без различия национальностей и вероисповеданий, всяким религиозным, научным и благотворительным учреждениям, основываемым и устраиваемым с этой целью, или клонящимся к просвещению туземцев, дабы они могли понимать и оценивать выгоды цивилизации.

Христианские миссионеры, ученые, исследователи, их проводники, имущество и коллекции будут также составлять предмет особого покровительства.

Свобода совести и веротерпимость будут положительно обеспечены как природным жителям, так и туземным подданным и иностранцам. Свободное и публичное отправление всех вероисповеданий, право сооружения богослужебных зданий и учреждение миссий, к каким бы вероисповеданиям оные ни принадлежали, не должны подлежать никакому ограничению или стеснению.

Конвенция о всемирном Почтовом союзе, пересмотренная в Париже 1‑го июня 1878 года, будет применяема к договорному бассейну реки Конго.

Державы, которые пользуются или будут пользоваться там правом верховенства или протектората, обязываются принимать, как только потребуют того обстоятельства, необходимые меры к приведению в исполнение вышеизложенного постановления.

Право надзора Международной комиссии судоходства по реке Конго.

Во всех тех частях принятой настоящею декларациею в соображение территории, где ни одна держава не будет пользоваться правом верховенства или протектората, на Международную комиссию судоходства по реке Конго, учрежденную в силу статьи XVII, возлагается надзор за применением постановленных и утвержденных настоящей декларацией начал.

Во всех случаях, в коих возникли бы затруднения относительно применения установленных настоящею декларацией начал, заинтересованные правительства могут, по взаимному соглашению, обратиться к содействию Международной комиссии, с предоставлением ей на рассмотрение обстоятельств, подавших повод к этим затруднениям.

Глава II. Декларация относительно торга невольниками

Согласно началам международного права, которые признаются подписавшимися державами, торг невольниками воспрещен, и все операции, которые на суше и на море снабжают эту торговлю невольниками, должны, равным образом, считаться запрещенными, а потому державы, которые пользуются или будут пользоваться правом верховенства или влиянием в территориях, составляющих бассейн реки Конго, объявляют, что эти территории не могут служить ни рынком, ни транзитным путем для торга невольниками, какому бы племени таковые ни принадлежали. Каждая из этих держав обязывается употреблять все имеющиеся в ее власти меры к тому, чтобы положить конец этой торговле и подвергнуть наказанию тех, которые оной занимаются.

Глава III. Декларация относительно нейтральности территорий, включенных в договорный бассейн реки Конго

Дабы дать новое ручательство в отношении безопасности торговли и промышленности и поспешествовать, посредством сохранения мира, развитию цивилизации в землях, упомянутых в статье I, и подчиненных началам свободной торговли высокие стороны, подписавшие настоящий акт, и те, которые присоединятся к оному впоследствии, обязуются уважать нейтральность территорий или частей территорий, принадлежащих помянутым землям, со включением территориальных вод, до тех пор, пока державы, которые обладают или будут обладать правом верховенства или протектората в этих территориях, пользуясь правом объявлять себя нейтральными, будут исполнять возложенные на них нейтралитетом обязанности.

В случае, когда держава, пользующаяся правом верховенства или протектората в помянутых в статье I землях, подчиненных началам свободы торговли, будет вовлечена в войну, высокие стороны, подписавшие настоящий акт, и те, которые присоединятся к оному впоследствии, обязываются оказывать этой державе свои добрые услуги, с тем, чтобы принадлежащие ей территории, включенные в район свободной торговли, были с общего согласия этой державы и другой или других воюющих сторон, подчинены на время войны принципам нейтралитета и считались как бы принадлежащими невоюющему государству. Воюющие стороны должны будут после этого отказаться от того, чтобы распространять неприязненные действия на нейтрализованные таким образом территории, равно как и не делать их базисом для военных действий.

В случае возникновения между державами, подписавшими настоящий акт, или державами, которые присоединятся к оному впоследствии, серьезных несогласий в отношении границ или внутри пределов, помянутых в статье I территорий, включенных в район свободной торговли, эти державы обязуются, прежде чем обращаться к оружию, прибегать к посредничеству одной или нескольких дружественных держав.

На подобный же случай те же державы предоставляют себе право обращаться по своему усмотрению к третейскому разбирательству.

Глава IV. Акт о судоходстве по реке Конго

Судоходство по реке Конго, не исключая ни одного из разветвлений и истоков этой реки, должно быть и оставаться совершенно свободным для торговых судов всех наций, будут ли они под грузом или с балластом, как для перевозки товаров, так и пассажиров. Оно должно сообразоваться с постановлениями настоящего акта о судоходстве и правилами, которые имеют быть изданы во исполнение этого самого акта.

В пользовании этим судоходством с подданными и флагами всех наций должно быть поступаемо, во всех отношениях, на основании совершенного равенства, как относительно прямого плавания с открытого моря к внутренним портам реки Конго и, наоборот, так и относительно большого и малого каботажа, а также мелкого речного судоходства на всем протяжении этой реки.

Поэтому, на всем протяжении и в устьях реки Конго не должно быть делаемо никакого различия между подданными прибрежных и неприбрежных государств, и не должно быть предоставляемо никакой исключительной привилегии судоходства как никаким обществам или корпорациям, так равно и частным лицам.

Эти постановления признаются подписавшимися державами, как составляющие отныне основную часть международного публичного права.

Судоходство по реке Конго не должно подлежать никакому ограничению или сборам, которые не будут положительно определены в настоящем акте. Оно не должно быть подчинено никакой обязанности в отношении пристаней, стапелей, складки и перегрузки товаров, или захождения в порт по необходимости.

На всем протяжении реки Конго суда и товары, идущие по реке, какого бы происхождения или назначения оные ни были, не должны быть облагаемы никакой транзитной пошлиной.

Не должно быть взимаемо никакого морского или речного сбора, основанного единственно на факте судоходства, и никакой пошлины с товаров, находящихся на судах. Взиматься могут только сборы или пошлины, имеющие характер вознаграждений за услуги, оказанные самому судоходству, а именно:

1) Портовые сборы для действительной потребности некоторых местных заведений, как-то: набережных, магазинов и проч.

Тариф этих сборов будет исчисляться по расходам па постройку и содержание этих местных заведений и применяться к судам и их грузу, не обращая внимания на их происхождение.

2) Лоцманские сборы на тех речных частях, где учреждение станций патентованных лоцманов окажется необходимым.

Тариф этих сборов должен быть определенный и соразмерный оказанной услуге.

3) Сборы, назначенные на покрытие технических и административных расходов, сделанных в видах общей пользы судоходства, со включением сборов на содержание маяков, маячных огней и бакенов.

Взимание сборов этой последней категории должно исчисляться по вместимости судов, какая окажется по корабельным документам и согласно правилам, принятым на Нижнем Дунае.

Тарифы, по которым будут взиматься означенные в трех последних параграфах сборы и пошлины, не могут подлежать никакому разнообразному применению и должны быть официально публикуемы в каждом порту.

Державы сохраняют за собою право рассматривать по истечении пятилетнего периода, следует ли вышеозначенные тарифы подвергать, с общего согласия, пересмотру.

Притоки реки Конго должны, во всех отношениях, подлежать тем же правилам, как и сама река, в которую они вливаются.

Тот же порядок должен будет применяться к большим и малым рекам, а также к озерам и каналам означенных в статье I, в параграфах 2 и 3 территорий.

Однако круг действий Международной комиссии р. Конго будет распространяться на помянутые большие и малые роки, озера и каналы только в таком случае, когда на то последует согласие государств, под верховенством коих эти воды состоят. Само собою разумеется, что в отношении территорий, помянутых в статье I, параграф 3, согласие сохраняется за суверенными государствами, которым эти территории принадлежат.

Дороги, железные пути и боковые каналы, построенные с особою целью возместить несудоходность или недостатки водного пути на некоторых частях реки Конго, ее притоков и других водных течений, приравненных к ним статьей XV. должны считаться, в качестве таковых, путями сообщения, как принадлежности этой реки, и быть, равным образом, открыты для торговли всех наций.

Так же как на реке Конго, на этих дорогах, железных путях и каналах могут взиматься только такие пошлины, которые рассчитаны по расходам на постройку, содержание и администрацию и по выгодам, которые следуют предпринимателям.

Что касается размера этих пошлин, то иностранцы и туземные жители подлежащих территорий будут пользоваться совершенным равенством.

Для обеспечения исполнения постановлений настоящего акта учреждается Международная комиссия.

Державы, подписавшие этот акт, равно как и те, которые присоединятся к оному впоследствии, могут, во всякое время, быть представляемы в помянутой Комиссии каждая в лице своего делегата. Ни один делегат не может располагать более, чем одним голосом, даже в том случае, если б он был представителем нескольких правительств.

Этот делегат будет получать вознаграждение прямо от своего правительства.

Вознаграждения и денежные получения агентов и должностных лиц Международной комиссии будут отчисляться из общей суммы пошлин, взимаемых согласно статье XIV, параграфам 2 и 3.

Размер вышеозначенных вознаграждений и денежных получений, равно как число, чин и преимущества агентов и должностных лиц, вносятся в отчет, который ежегодно должен представляться правительствам, имеющим представителей в Международной комиссии.

Члены Международной комиссии, а также назначенные ею агенты, в отправлении своих должностных обязанностей, пользуются правом неприкосновенности. Такая же гарантия распространяется на присутственные места, конторы и архивы Комиссии.

Учреждение Международной комиссии судоходства по реке Конго последует, как только пять держав, подписавших настоящий Генеральный акт, назначат своих делегатов. До тех же пор, пока состоится учреждение Комиссии, о назначении делегатов должно быть заявлено правительству Германской империи, со стороны которого приняты будут надлежащие меры к собранию Комиссии.

Комиссия имеет выработать немедленно постановления о судоходстве, речной полиции, лоцманском и карантинном порядке.

Эти постановления, равно как и тарифы, которые имеют быть установлены Комиссией, до введения их в действие, должны быть представлены на утверждение державам, имеющим представителей в Комиссии. Заинтересованные державы должны заявить свое мнение в возможно кратчайший срок.

Нарушения этих постановлений будут пресекаемы агентами Международной комиссии там, где она непосредственно будет пользоваться своей властью, а в других местах — прибрежным государством.

В случае злоупотребления властью или правонарушения со стороны агента или должностного лица Международной комиссии, лицо, которое признает себя оскорбленным в отношении своей личности или своих прав, может обратиться к консульскому агенту своей нации. Сей последний должен рассмотреть жалобу, и если он с первого взгляда найдет оную уважительною, то имеет право представить таковую Комиссии. По его инициативе Комиссия, в лице не менее трех своих членов, приступает к следствию относительно поступка своего агента или должностного лица. Если консульский агент считает решение комиссии подлежащим оспариванию в правовом отношении, то он доносит о том своему правительству, которое может обратиться к имеющим представителей в Комиссии державам и пригласить их условиться касательно инструкций, которые имеют быть даны Комиссии.

В круг действий Международной комиссии, на которую, согласно статье XVII, возложен надзор за проведением в исполнение настоящего акта о судоходстве, именно войдут;

1) Назначение работ, потребных для обеспечения судоходства на реке Конго, смотря по потребностям международной торговли.

На частях реки, где ни одна держава не будет пользоваться правами верховенства, Международная комиссия сама принимает необходимые меры для обеспечения судоходности реки.

На частях реки, находящихся во владении суверенной державы, Международная комиссия имеет входить в соглашение с прибрежной властью.

2) Установление лоцманского тарифа, равно как и общего тарифа для судоходных пошлин, предусмотренных во 2 и 3 параграфах ст. XIV.

Тарифы, упомянутые в 1 параграфе статьи XIV, будут устанавливаться территориальной властью в пределах, предусмотренных в означенной статье.

Взимание этих разных пошлин производится чрез посредство международной или территориальной власти, за счет которой оные установлены.

3) Заведывание доходами, получаемыми от применения вышеозначенного параграфа 2.

4) Надзор над карантинным заведением, основанным в силу ст. XXIV.

5) Назначение принадлежащих к общей службе судоходства агентов, равно как и своих собственных должностных лиц.

Учреждение суб-инспекторов для частей реки, находящихся во владении какой-либо державы, принадлежит территориальной власти, а Международной комиссии — для других частей реки.

Прибрежная держава о назначенных ею суб-инспскторах, которых она учредила, должна заявлять Международной комиссии и с своей стороны заботиться о их содержании.

В отправлении этого круга своих действий, как таковой выше определен и ограничен, Международная комиссия не будет зависеть от территориальной власти.

При исполнении своей задачи Международная комиссия может обращаться, в случае надобности, к содействию военных судов держав, подписавших этот акт, и тех, которые присоединятся к оному впоследствии, со всеми оговорками в отношении инструкций, которые могут быть даны командирам этих судов подлежащими правительствами.

Военные суда держав, подписавших настоящий акт, входящие в реку Конго, освобождаются от платежа судоходных пошлин, предусмотренных в параграфе 3 статьи XIV; но они должны уплачивать могущие встретиться лоцманские пошлины, равно как и портовые пошлины, если только их посредничество не было потребовано Международной комиссией или ее агентами согласно постановлению предыдущей статьи.

Международная комиссия, учрежденная статьей XVII, для покрытия возложенных на нее технических и административных расходов, может заключать от своего собственного имени займы, для обеспечения коих служат исключительно доходы, назначенные этой комиссии.

Решения Комиссии касательно заключения займа должны быть постановляемы большинством двух третей голосов. Само собой разумеется, что правительства, имеющие своих представителей в комиссии, ни в каком случае не могут считаться принявшими на себя какую-либо гарантию, какое-либо обязательство или солидарную ответственность в отношении сказанного займа, если на сей предмет ими не заключены особые конвенции.

Доход от сборов, обозначенных в 3 параграфе статьи XIV, будет употребляем преимущественно на уплату процентов и на погашение помянутых займов, согласно условиям, заключенным с кредиторами.

При устьях реки Конго будет основано, либо по инициативе прибрежных держав, либо при содействии Международной комиссии, карантинное заведение, которое должно будет заведовать контролем над судами, как при входе их, так и при выходе.

Державам предоставляется решить впоследствии, следует ли и под какими условиями производить санитарный контроль над судами в области речного судоходства.

Постановления настоящего акта о судоходстве должны в военное время оставаться в силе. А потому судоходство всех наций, нейтральных или воюющих, будет во всякое время свободно для потребностей торговли на реке Конго, ее разветвлениях, притоках и устьях, равно как и на прибрежной полосе моря, у устьев этой реки.

Торговля па дорогах, железных путях, озерах и каналах, упомянутых в статьях XV и XVI, должна также оставаться свободной, несмотря на состояние войны.

Исключение из этого начала относится только к провозу предметов, которые назначены для воюющей стороны и считаются по народному праву военной контрабандой.

Все сооружения и заведения, основанные в исполнение настоящего акта, а именно — конторы для взимания пошлин и их кассы, равно как и лица, состоящие на постоянной службе при этих учреждениях, должны подлежать правилам нейтралитета и на этом основании быть уважаемы и покровительствуемы воюющими сторонами.

Глава V. Акт о судоходстве по реке Нигеру

Судоходство по реке Нигеру, не исключая ни разветвлений, ни истоков этой реки, должно быть и оставаться совершенно свободным для торговых судов всех наций, будут ли эти суда под грузом или с балластом, как для перевозки товаров, так и пассажиров. Оно должно сообразоваться с постановлениями настоящего акта о судоходстве и с правилами, которые имеют быть установлены во исполнение этого же самого акта.

В пользовании этим судоходством с подданными и флагами всех наций должно быть поступаемо, во всех отношениях, в духе совершенной равноправности, как относительно прямого плаванья с открытого моря к внутренним портам реки Нигера и наоборот, так и относительно большого и малого каботажа, а также и мелкого речного судоходства на всем протяжении этой реки.

Посему, на всем протяжении и в устьях реки Нигера не должно быть делаемо никакого различия между подданными прибрежных и неприбрежных государств, и не должно быть предоставляемо никакой исключительной привилегии судоходства как никаким обществам или корпорациям, так равно и частным лицам.

Эти постановления признаются подписавшимися державами как составляющие отныне основную часть международного публичного права.

Судоходство по реке Нигеру не должно подлежать никаким ограничениям пли сборам, основанным единственно на факте судоходства.

Оно не должно подлежать никакой обязанности в отношении пристаней, стапелей, складки и перегрузки товаров, или захождения в порт по необходимости.

На всем пространстве течения реки Нигера суда и товары, какое бы ни было их происхождение или назначение, идущие по реке, не должны быть облагаемы никакой транзитной пошлиной.

Не должно взиматься никакого морского или речного сбора, основанного единственно на факте судоходства, и никакой пошлины с товаров, находящихся на судах. Взиматься могут только сборы или пошлины, имеющие характер вознаграждения за услуги, оказанные самому судоходству. Тарифы этих сборов или пошлин не должны подлежать никакому разнообразному применению.

Притоки реки Нигера будут подлежать, во всех отношениях, тем же правилам, как и сама река, в которую они вливаются.

Дороги, железные пути и каналы, построенные с особой целью, дабы возместить несудоходность или недостатки речного пути на некоторых частях течения реки Нигера, ее притоков, разветвлений и истоков, должны считаться в качестве таковых путями сообщения, как принадлежности этой реки, и быть равным образом открыты для торговли всех наций.

Так же как на реке, на этих дорогах, железных путях и каналах могут быть взимаемы только такие сборы, которые рассчитаны по расходам на постройку, содержание и администрацию и по выгодам, которые следуют предпринимателям.

Что касается размера этих сборов, то иностранцы и туземные подданные подлежащих территорий должны пользоваться совершенным равенством.

Великобритания обязуется применять начала свободы судоходства, изъясненные в статьях XXVI, XXVII, XXVIII и XXIX, по мере того, как воды реки Нигера, ее притоков, разветвлений и истоков состоят или будут состоять под ее верховенством или ее протекторатом.

Правила, которые она установит для безопасности и контроля судоходства, будут составляемы так, чтоб по мере возможности облегчить свободное движение торговых судов.

Разумеется, что ни одно из принятых Великобританией на себя обязательств не должно истолковываться в том смысле, что как бы вследствие таковых она встречает или может встретить препятствие к установлению каких-либо правил судоходства, которые непротивны духу этих обязательств.

Великобритания обязывается покровительствовать иностранным купцам всех наций, ведущих торговлю в частях реки Нигера, которые состоят или будут состоять под ее верховенством или ее протекторатом, подобно, как бы они были ее собственные подданные, в том однако ж предположении, что эти купцы будут сообразовываться с правилами, которые уже постановлены или которые будут впредь постановлены в силу вышеизложенного.

Франция принимает на себя под теми же условиями и в тех же выражениях обязательства, означенные в предыдущей статье, по мере того, как воды реки Нигера, ее притоков, разветвлений и истоков состоят или будут состоять под ее верховенством или ее протекторатом.

Каждая из прочих подписавшихся держав обязывается в подобном же смысле на случай, если ей придется пользоваться впоследствии правами верховенства или протектората над какой-либо частью реки Нигера, ее притоков, разветвлений и истоков.

Постановления настоящего акта о судоходстве остаются в силе во время войны. А потому судоходство всех наций, нейтральных или воюющих, будет во всякое время свободно для потребностей торговли на реке Нигере, ее разветвлениях, притоках и устьях, равно как и на прибрежной полосе моря при устьях этой реки.

Торговля на дорогах, железных путях, озерах и каналах, упомянутых в статье XXIX, должна также оставаться свободной, несмотря на военное время.

Исключение из этого начала будет относиться только к провозу предметов, назначенных для одной из воюющих сторон и считаемых, в силу международного права, военной контрабандой.

Глава VI. Декларация относительно существенных условий, которые подлежат исполнению для того, чтобы новые завладения на берегах африканского материка были считаемы действительными.

Держава, которая впоследствии завладеет какой-либо территорией на берегах Африканского материка, лежащею вне ее нынешних владений, или которая, не имев доселе таких владений, приобретет таковую, а равно держава, которая примет на себя протекторат, должна препроводить подлежащий о том акт, вместе с объявлением, к подписавшим настоящий акт державам, для того, чтобы дать сим последним возможность заявить, в случае надобности, свои требования.

Державы, подписавшие настоящий акт, признают обязательство обеспечить в занимаемых ими на берегах Африканского материка территориях существование такой власти, которая достаточна для охраны приобретенных ими прав, и, в потребном случае, для охраны свободы торговли и транзита на условиях, однако, которые для сей последней постановлены.

Глава VII. Общие постановления.

Державы, подписавшие настоящий заключительный акт, сохраняют за собой право делать в оном впоследствии и на основании общего соглашения такие изменения и исправления, полезность коих будет доказана опытом.

Державы, не подписавшие настоящий заключительный акт, могут присоединиться к его постановлениям посредством особого акта.

О присоединении каждой державы доводится дипломатическим путем до сведения правительства Германской империи, а сим последним — до сведения всех подписавшихся или присоединившихся государств.

Присоединение дает полное право к принятию всех обязательств и к допущению ко всем преимуществам, которые определены настоящим заключительным актом.

Настоящий заключительный ант будет ратификован в возможно скорейшем времени и ни в каком случае не позже одного года.

Для каждой державы он вступает в силу, начиная со дня его ратификации.

Между тем подписавшие настоящий заключительный акт державы обязуются не принимать никаких мер, которые противоречили бы его постановлениям.

Каждая держава препровождает свою ратификацию правительству Германской империи, чрез посредство которого оная будет сообщена всем прочим правительствам, подписавшим настоящий заключительный акт.

Ратификации всех держав будут оставаться на хранении в архивах правительства Германской империи. Когда все ратификации будут представлены, то об отдаче их на хранение будет составлен протокол, который будет подписан представителями всех держав, участвовавшими на Берлинской конференции, и засвидетельствованная копия с оного будет сообщена всем этим державам.

В удостоверение чего и т. д.

Учинено в Берлине, 26‑го февраля 1885 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *