закон кнр о налоге на прибыль предприятий
Налоги в Китае
Налоговые платежи являются главным источником дохода государственной казны Китайской Народной Республики. И это вовсе не удивительно, ведь на территории этой страны проживает более одного миллиарда человек. В 2021 году по прогнозам экспертов, общее количество населения приблизится к полутора миллиардам. В стране не существует понятия теневой экономики, и все граждане Китая ежемесячно выплачивают налоговые сборы.
Платить налоги в 2021 году обязаны не только лица, имеющие гражданство Китая, но и мигранты, работающие на её территории, на протяжении определённого срока.
Классификация налогов
Система налогообложения в Китае состоит из трёх основных категорий налоговых выплат:
График структуры налоговой системы в Китае
Бизнес-налог
Одним из общеобязательных отчислений в налоговую систему является бизнес-налог. Он представляет собой выплаты на осуществление хозяйственной деятельности. Такой налог выплачивается лишь предприятиями с иностранными инвестициями. Единой ставки бизнес-налога не существует. Размер выплаты напрямую зависит от рода деятельности предприятия.
Бизнес-налоги в Китае оплачиваются ежемесячно. Так, если организация занимается транспортом, то она обязана заплатить 3 процента от общей месячной прибыли.
Если основной деятельностью организации является строительные или инженерные работы, то налог в 2021 году будет равняться 3 процентам. При предоставлении финансовых услуг, предприятию необходимо будет отчислить в государственный бюджет около 8 процентов. Если организация занимается телекоммуникациями, культурной или спортивной деятельностью, то размер налога равен 3 процентам.
При предоставлении различного рода услуг, продажи недвижимого имущества и приобретении нематериальных активов, размер налога составит 5 процентов. Если организация является представителем индустрии развлечений, то она обязана ежемесячно выплачивать от 5 до 20 процентов от своего дохода.
Налог на прибыль предприятия
Этот налог должны платить все иностранные компании и предприятия, которые осуществляют свою деятельность на территории Китая, и соответственно получают прибыль от осуществляемой деятельности. Он является ежегодным, то есть вносить налог необходимо лишь один раз в году. Налоговая ставка разнится в зависимости от места регистрации компании. Если предприятие официально зарегистрировано на территории Китайской Народной Республики, то его владельцы обязаны платить 30 процентов от ежегодной прибыли.
Таблица сравнения китайского налога на прибыль с другими государствами
Если организация работает в КНР, но зарегистрирована в другой стране, ставка сокращается до 20 процентов в год.
Подоходный налог
Подоходный налог оплачивается исключительно физическими лицами, то есть людьми, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, а устроились работать в Китае по найму. Этот налог удерживается непосредственно с заработной платы. Его размер напрямую зависит от уровня оплаты труда.
Если человек получает менее 4000 китайских юаней (620 долларов), то человек освобождается от выплаты налога. Если размер его заработной платы в 2021 году превысит этот показатель, но будет менее 4500 юаней, то налогоплательщик обязан платить 5 процентов от общей суммы своей зарплаты.
При окладе от 4500 до 6000 юаней, ставка налога возрастает до 10 процентов. Если заработной платой является сумма в пределах от 6000 до 9000 юаней, то человек обязан отчислить в государственный бюджет 15 процентов.
Размер подоходного налога в Китае
Двадцать процентов отчисляется тогда, когда зарплата человека выше 9000 юаней, но ниже 24 000 юаней. Если оклад превышает эту сумму, но является меньше 44 000 юаней, то налогоплательщик платит 25 процентов.
30 процентов платится лишь в том случае, если заработная плата китайца находится в диапазоне от 44 000 до 64 000 юаней. При размере дохода от 64 000 до 84 000 юаней, человек обязуется отчислять в государственный бюджет около 35 процентов ежемесячно. Налоговая ставка в 40 процентов платится при зарплате от 84 000 до 100 000 юаней в месяц. Если ежемесячный доход более 100 000 тысяч, то резидент Китая платит 45 процентов.
НДС и потребительский налог
Основными составляющими налоговой системы являются потребительский налог и НДС.
Налог на добавленную стоимость, именуемый НДС, взимается исключительно при продаже товаров различных групп и некоторых услуг. Процентная ставка этого налога равна 17 процентам. Потребительский налог платится исключительно при приобретении товаров, требующих специальной лицензии. К ним относятся сигареты, алкогольная продукция и другие. Ставка потребительского налога напрямую зависит от вида товара. В среднем она составляет от 3 до 50 процентов.
Налог на детей
Китай является самой населённой страной мира. Поэтому правительством этой республики в 1979 году был принят закон, регулирующий количество детей в семьях. Суть законодательного проекта заключалась в том, что с 1979 года, гражданам Поднебесной запрещалось иметь более одного ребёнка в семье.
Закон был направлен на ограничение рождаемости детей. Правительство тем самым пыталось урегулировать уровень демографии. Вовсе неудивительно, что население Китая приняло законопроект весьма нерадостно. Хотя большинство резидентов Поднебесной и перестали рожать детей, некоторые не повиновались этому закону.
За нарушение закона, то есть рождение второго ребёнка, на гражданина Китая накладывался штраф. За последние годы, проанализировав демографическую ситуацию в стране, правительство всё же пришло к выводу, что принятый ранее закон весьма сильно ограничивает китайцев.
В законопроект внесли поправки, и в 2021 году резидентам Китая разрешено иметь двоих детей. Если в китайской семье рождается третий ребёнок, то его родители обязаны за него заплатить налог в размере 3500 долларов. На количество «разрешаемых» детей не влияет, являются ли супруги в официальном браке или родителями – одиночками. Единственное условие: второго ребёнка могут заводить лишь те люди, которые являются единственным ребёнком у своих родителей.
Например: если в семье два взрослых ребёнка, то каждый из них имеет право лишь на одного ребёнка. Но если в семье один сын (дочь), то они имеют право иметь двоих детей. Но если человеку можно иметь всего одного ребёнка, то при рождении второго он также обязан заплатить штраф.
Оплата налогов иностранцами
Не каждый иностранный гражданин должен платить налоги в Китае. Если мигрант пребывает в стране менее трёх месяцев – он не облагается налогами.
Если гражданин государства, у которого с Китайской Народной Республикой заключен договор о двойном налогообложении, пребывает на территории КНР менее 180 дней, то мигрант не обязан платить налоговые взносы.
Если мигрант пребывает в Китайской Народной Республике более трёх месяцев (или 180 дней) но менее 360 дней и является трудоустроенным, то он обязан заплатить налог. Если срок пребывания мигранта более 360 дней, но менее пяти лет, то на иностранного представителя распространяется обязанность выплачивать в государственный бюджет Китая подоходный налог. Размер налога зависит от ежемесячного дохода.
Если мигрант проживает в Китайской Народной Республике более пяти лет, то он обязан платить налог не только со своей зарплаты, которую получает на территории Китая, но и со своей общей прибыли. Это только в тех случаях, если иностранец имеет прибыль в другой стране, помимо КНР.
Налоги для иностранцев в КНР
Другие налоги
Помимо вышеперечисленных налогов, граждане и нерезиденты Китайской Народной Республики обязаны платить и налог на недвижимость. Но налог платится исключительно с продажи имущества. Размер колеблется от 3 до 5 процентов от общей стоимости недвижимости.
Сельскохозяйственный налог оплачивается фермерами и сельскохозяйственными организациями, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции. В среднем представители этой отрасли оплачивают 15 процентов от своего дохода.
Размер напрямую зависит от дохода фермеров и предприятий. Если годовой доход равняется сумме менее 5 тыс. юаней, то фермер обязан выплачивать 5 процентов. Если доход выше этого показателя, но менее 10 000 юаней, то фермер выплачивает ежегодно 10 процентов. При доходе от 10 000 до 30 000, ежегодная налоговая ставка возрастает до 20 процентов.
График роста средней зарплаты в Китае
Налог за использование автомобильных номеров платят исключительно владельцы авто. Это налог платится один раз в три месяца. Его размер от 15 до 80 юаней. За номера грузовика потребуется заплатить от 4 до 15 юаней за каждую тонну. Тоннаж определяется по общему весу автомобиля. Так, если грузовик весит 10 тонн, то его владельцу потребуется заплатить около 50 юаней в квартал.
Если гражданин Китайской Народной Республики сдаёт в аренду собственную недвижимостью, обязан заплатить налог в размере 12 процентов.
Нарушение налогового законодательства
Система налогообложения в Китае является весьма «прозрачной». В этой стране не принято уклоняться от уплаты налоговых сборов. Но если такое случается, то на нарушителя накладывается штраф, в размере пятикратной суммы неуплаченного налога.
Случаи исключения
Существуют некоторые виды доходов, которые не подлежат обложению подоходным налогом. Это:
Устройство китайкой налоговой системы
Налоговая система КНР является весьма слаженной и стабильной. За последние годы налоговая система не переживала серьёзных изменений, вносились лишь незначительные коррективы в те или иные законопроекты. В среднем гражданин Китая ежемесячно выплачивает около 25 процентов налогов из своей заработной платы.
Закон кнр о налоге на прибыль предприятий
НОВОСТИ САЙТА
Уважаемые клиенты! В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой Китай временно ограничил выдачу виз в РФ. В настоящее время возможно оформить бизнес визу через Владивосток и Хабаровск при наличии PU-приглашения и прививки китайской вакциной от COVID-19
Нашей компанией оказываются услуги по регистрации компаний в Китае с полным юридическим сопровождением указанных компаний
ЗАКОН КНР «О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ»
Приказ Председателя КНР №63
Закон КНР «О налоге на прибыль предприятий» утвержден 5-м съездом Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва 16 марта 2007 года, опубликован и вступает в силу с 1 января 2008 года.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предприятия и иные организации, получившие доход на территории КНР (далее – предприятия) являются плательщиками налога на прибыль предприятий и уплачивают данный вид налога в соответствии с положениями настоящего Закона.
Настоящий Закон не применяется к индивидуальным частным предприятиям и партнерствам.
Статья 2. Предприятия подразделяются на предприятия-резиденты и предприятия-нерезиденты.
Под предприятиями-резидентами в настоящем Законе понимаются предприятия, созданные согласно закону на территории КНР либо предприятия, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств (территорий), но место эффективного управления находится на территории КНР.
Под предприятиями-нерезидентами в настоящем Законе понимаются предприятия, созданные согласно законодательству иностранных государств (территорий), при этом место эффективного управления таких предприятий находится за пределами КНР, однако предприятие обладает структурами или местами ведения хозяйственной деятельности на территории КНР либо не обладает ими, но источник прибыли такого предприятия находится на территории КНР.
Статья 3. Предприятия-резиденты должны уплачивать налог на прибыль предприятий с прибыли, источник которой находится на территории КНР или за рубежом.
Предприятия-нерезиденты, создавшие на территории КНР структуры и места ведения хозяйственной деятельности, должны уплачивать налог на прибыль предприятий с прибыли, полученной структурами (местами ведения хозяйственной деятельности) от источников, находящихся на территории КНР, а также прибыли, возникшей за пределами КНР, но фактически связанной с данными структурами (местами ведения хозяйственной деятельности).
Предприятия-нерезиденты, не создавшие на территории КНР структуры (места ведения хозяйственной деятельности), либо создавшие такие структуры, но полученная прибыль не имеет фактической связи с деятельностью данных структур, должны уплачивать налог на прибыль предприятий с прибыли, источник которой находится на территории КНР.
Статья 4. Ставка налога на прибыль предприятий установлена в размере 25%.
В отношении прибыли предприятий-нерезидентов, предусмотренной ст. 3.3 настоящего Закона, применяется ставка налога в размере 20%.
Глава II. Налогооблагаемая прибыль
Статья 5. Налогооблагаемой прибылью считается остаток от всего дохода, полученного предприятием в течение налогового года, за вычетом дохода, в отношении которого не взимается налог, освобожденного от налогов дохода, различного рода удержаний, а также суммы дохода, которую допускается направить на покрытие убытков предыдущих лет.
Статья 6. Общей суммой дохода предприятия является сумма доходов, полученных предприятием в денежной и неденежной форме из различных источников, включая:
(1) доход от продаж;
(2) доход от предоставления услуг;
(3) доход от отчуждения имущества;
(4) доход от капиталовложений в акционерный капитал (дивиденды, распределение прибыли и др.);
(5) доход от процентов;
(6) доход от сдачи в аренду;
(7) доход от авторских прав и лицензий;
(8) доход от принятия пожертвований и дарения;
(9) иные виды дохода.
Статья 7. Из общей суммы доходов не включаются в налогооблагаемый доход следующие виды доходов:
(1) бюджетные ассигнования;
(2) административные платежи и правительственные фонды, согласно закону принятые и внесенные в бюджет;
(3) иные виды необлагаемых налогом доходов, установленные Государственным Советом КНР.
Статья 8. При расчете налогооблагаемой прибыли допускается вычет соответствующей и целесообразной суммы расходов, фактически понесенных предприятием при получении дохода, включая себестоимость, издержки, налоговые сборы, ущерб и иные расходы.
Статья 9. При расчете налогооблагаемой прибыли допускается вычет расходов, понесенных на благотворительность в пределах 12% годовой прибыли предприятия.
Статья 10. При расчете налогооблагаемой прибыли не допускается вычет следующих расходов:
(1) Доходов от капиталовложений в акционерный капитал (дивиденды, распределение прибыли и др.), выплаченных инвестору;
(2) Суммы налога на прибыль предприятий;
(3) Налоговых пеней;
(4) Убытков, понесенных по штрафам и в результате конфискации имущества;
(5) Расходов на благотворительность, не предусмотренных положениями ст. 9 настоящего Закона;
(6) Расходов на материальную поддержку (спонсорство);
(7) Расходов на неутвержденные резервы;
(8) Иных расходов, не связанных с получением дохода.
Статья 11. При расчете налогооблагаемой прибыли допускается вычет амортизации средств производства (основных средств), рассчитываемой предприятием в соответствии с действующими нормативами.
Не допускается вычет амортизации следующих видов основных средств:
(1) Основных средств, не принятых в эксплуатацию (за исключением помещений и построек);
(2) Основных средств, арендованных способом оперативного лизинга (проката);
(3) Основных средств, арендованных способом финансового лизинга;
(4) Основных средств, находящихся в эксплуатации после отчисления полной амортизационной стоимости;
(5) Основных средств, не связанных с хозяйственной деятельностью предприятия;
(6) Земли, поступившей на баланс предприятия в качестве средства производства (основных средств) по стоимости самостоятельно проведенной предприятием оценки;
(7) Иных видов основных средств, налоговый вычет амортизации по которым не допускается.
Статья 12. При расчете налогооблагаемой прибыли допускается вычет амортизации нематериальных активов (НМА), начисленной предприятием в соответствии с действующими нормативами.
Не допускается вычет амортизации следующих видов НМА:
(1) НМА, по которым уже осуществлен вычет понесенных при самостоятельной разработке расходов при расчете налогооблагаемой суммы;
(2) Самостоятельно созданной деловой репутации (гудвил);
(3) НМА, не имеющих отношения к хозяйственной деятельности;
(4) Иных НМА, вычет амортизации которых не допускается.
Статья 13. При расчете налогооблагаемой суммы допускается вычет следующих видов расходов, которые должны считаться расходами будущих периодов и амортизация которых проведена в соответствии с действующими нормативами:
(1) Расходы по усовершенствованию основных средств, по которым отчислена полная амортизационная стоимость;
(2) Расходы по усовершенствованию арендованных основных средств;
(3) Расходы по капитальному ремонту основных средств;
(4) Иные виды расходов, которые должны считаться расходами ( амортизацией) будущих периодов.
Статья 14. При расчете налогооблагаемой прибыли не допускается вычет себестоимости инвестиционных активов в период осуществления предприятием инвестиций в иные экономические организации.
Статья 15. При использовании или продаже предприятием товарно-материальных запасов допускается вычет из рассчитываемой налогооблагаемой прибыли себестоимости товарно-материальных запасов, рассчитываемой согласно действующим нормативам.
Статья 16. При отчуждении предприятием активов допускается вычет из рассчитываемой налогооблагаемой прибыли чистой стоимости данных активов.
Статья 17. При расчете консолидированной суммы налогооблагаемой прибыли предприятия убытки структур (мест ведения хозяйственной деятельности) предприятия за рубежом нельзя использовать для уменьшения суммы доходов структур (мест ведения хозяйственной деятельности) на территории КНР.
Статья 18. Убытки предприятия в течение налогового года допускаются к переносу на следующий год для покрытия прибылью следующего года, однако максимальный срок переноса убытков не должен превышать 5 лет.
Статья 19. Сумма налогооблагаемой прибыли в отношении прибыли, полученной предприятиями-нерезидентами в соответствии с положениями ст. 3.3 настоящего Закона, рассчитывается следующими способами:
(1) Суммой налогооблагаемой прибыли по доходам от капиталовложений в акционерный капитал (дивидендов, распределений прибыли и др.), процентов, аренды, авторских прав и лицензий является полная сумма полученного дохода;
(2) Суммой налогооблагаемой прибыли по доходам от отчуждения имущества является разность полной суммы полученного дохода и чистой стоимости активов;
(3) Сумма налогооблагаемой прибыли по иным доходам устанавливается в соответствии со способами, предусмотренными двумя предыдущими подпунктами.
Статья 21. В случае если при расчете налогооблагаемой прибыли предприятие применяет методики ведения бухгалтерского и финансового учета, отличающиеся от установленных налоговым законодательством и нормативно-правовыми актами, следует применять способы расчета, предусмотренные налоговым законодательством и нормативно-правовыми актами.
Глава III. Сумма налога
Статья 22. Суммой налога является разность произведения налогооблагаемой прибыли предприятия на применяемую ставку налога и освобождений и налоговых зачетов, предусмотренных настоящим Законом в положениях о налоговых льготах.
Статья 23. В случае выплаты предприятием суммы налога за рубежом в отношении следующей прибыли применяется налоговый зачет. Максимальной суммой налогового зачета является сумма налога, подлежащая уплате в отношении данных видов прибыли и рассчитанная в соответствии с положениями настоящего Закона. Часть выплаты, превышающая сумму налогового зачета, может быть дополнительная вычтена из суммы налога в течение последующих пяти лет, на максимальную сумму налогового зачета ежегодно:
(1) Налогооблагаемая прибыль, полученная предприятием-резидентом за рубежом;
(2) Налогооблагаемая прибыль, полученная за рубежом структурами (местами ведения хозяйственной деятельности), созданными предприятием-нерезидентом на территории КНР, но фактически связанная с данными структурами (местами ведения хозяйственной деятельности).
Статья 24. В случае получения предприятием-резидентом из-за рубежа доходов от капиталовложений в акционерный капитал (дивидендов, распределенной прибыли и др.), полученных от иностранного предприятия, находящегося под прямым или косвенным контролем данного предприятия-резидента, часть суммы налога, фактически уплаченной иностранным предприятием за рубежом в отношении данного вида прибыли, допускается к вычету из суммы налога данного предприятия-резидента. Налоговый зачет ограничен максимальной суммой, предусмотренной положениями ст. 23 настоящего Закона.
Глава IV. Налоговые льготы
Статья 25. Налоговые льготы по налогу на прибыль предприятий предоставляются проектам и отраслям, развитие которых поощряется или поддерживается государством.
Статья 26. Следующие виды прибыли предприятия являются освобожденными от налога:
(1) Доход по процентам облигаций государственного долга;
(2) Доходы от капиталовложений в акционерный капитал (дивиденды, распределение прибыли и др.), полученные между предприятиями-резидентами и соответствующие установленным требованиям;
(3) Доходы от капиталовложений в акционерный капитал (дивиденды, распределение прибыли и др.), полученные созданной на территории КНР структурой (местом ведения хозяйственной деятельности предприятия-нерезидента от предприятия-резидента, причем доходы такого предприятия-нерезидента обладают фактической связью с его структурами;
(4) Доходы некоммерческих организаций, соответствующих установленным требованиям.
Статья 27. Следующие виды прибыли предприятия могут быть освобождены от взимания налога или сумма налога в отношении данной прибыли может быть уменьшена:
(1) Прибыль, полученная от ведения деятельности в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, животноводстве и рыболовстве;
(2) Прибыль, полученная от осуществления капиталовложений и ведения деятельности в осуществлении проектов коммунальной инфраструктуры, являющихся поддерживаемыми государством;
(3) Прибыль, полученная от реализации проектов по охране окружающей среды, энергосбережению и водосбережению, соответствующих установленным требованиям;
(4) Прибыль от передачи технологий, соответствующая установленным требованиям;
(5) Прибыль, предусмотренная положениями ст. 3.3 настоящего Закона.
Статья 28. Налог на прибыль предприятий с малорентабельных мелких предприятий, соответствующих установленным условиям, взимается по сниженной ставке в размере 20%.
Налог на прибыль предприятий новых и высоких технологий, являющихся объектами государственной поддержки, взимается по сниженной ставке в размере 15%.
Статья 29. Органы самоуправления территорий национальных автономий могут принять решение об освобождении или уменьшении части суммы налога на прибыль предприятий, выплачиваемой предприятием, находящимся на территории данных автономий, и поступающей в распоряжение данных органов самоуправления. Решение автономных округов и уездов об освобождении или уменьшении суммы налога подлежит утверждению народными правительствами провинций, автономных районов, городов центрального подчинения.
Статья 30. Предприятия могут дополнить рассчитать и произвести вычет из суммы налогооблагаемой прибыли следующие виды расходов:
(1) Издержки (расходы) на исследование и освоение новой техники, технологии и продукции;
(2) Заработную плату, выплачиваемую трудоустроенным сотрудникам-инвалидам и иным сотрудникам, трудоустройство которых поощряется государством.
Статья 31. Венчурные предприятия осуществляющие инвестиции в проекты, поощряемые и поддерживаемые государством, могут рассчитать и произвести вычет из суммы налогооблагаемой прибыли предусмотренный нормативами процент от суммы инвестиций.
Статья 32. При наличии у предприятия необходимости провести ускоренную амортизацию основных средств из-за технического прогресса или по какой-либо иной причине, допускается уменьшение срока амортизации или применение способа ускоренной амортизации.
Статья 33. Доход предприятия, полученный в результате комплексного использования природных ресурсов и производства продукции, соответствующей требованиям государственной отраслевой политики, может быть уменьшен при расчете налогооблагаемой прибыли.
Статья 34. Сумма капиталовложений предприятия в приобретение специального оборудования в целях охраны окружающей среды, энергосбережения, водосбережения, безопасности производства и др. может быть зачтена при уплате налога в соответствии с установленными нормативами процентом.
Статья 35. Подробные правила применения налоговых льгот, предусмотренных настоящим Законом, устанавливаются Государственным Советом КНР.
Статья 36. Государственный Совет КНР может разработать специальные меры по предоставлению налоговых льгот по налогу на прибыль предприятий при наличии серьезного влияния на хозяйственную деятельность предприятий чрезвычайных ситуаций или каких-либо иных факторов или необходимости в том социального и экономического развития государства. Данные специальные меры подаются для регистрации в Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей.
Глава V. Удержания у источника прибыли
Статья 37. Налог на прибыль предприятий, уплачиваемый предприятиями-нерезидентами в отношении прибыли, полученной в соответствии с положениями ст. 3.3 настоящего Закона, должен быть удержан у источника прибыли; плательщик выступает в качестве налогового агента. Плательщик должен удерживать сумму налога из суммы прибыли каждый раз из суммы платежа или суммы к выплате.
Статья 38. При уплате налога на прибыль предприятий предприятием-нерезидентом с прибыли, полученной от предоставления на территории КНР услуг или осуществления инженерных работ налоговые органы могут назначить налоговым агентом плательщика расходов за предоставление услуг или осуществление инженерных работ.
Статья 39. В случае если налоговый агент не может удержать налог с прибыли, подлежащий удержанию в соответствии с положениями ст. 37, 38 настоящего Закона, или не может выполнять обязанности налогового агента, налогоплательщик должен уплатить налог по месту получения прибыли. В случае неуплаты налогоплательщиком данного налога налоговые органы могут взыскать сумму налога из иных доходов на территории КНР, которые подлежат выплате данному налогоплательщику.
Статья 40. Налоговый агент должен перечислить сумму налога в государственное казначейство в течение 7 дней после его начисления, а также представить в налоговый орган по месту нахождения отчет о удержании налога на прибыль предприятий.
Глава VI. Особый перерасчет налога
Статья 41. Налоговые органы вправе разумным способом произвести перерасчет налога при осуществлении предприятием транзакций с аффилированными (зависимыми) структурами в случае если данная деятельность не соответствует принципам правовой и коммерческой самостоятельности участников транзакций и приводит к снижению суммы налогооблагаемой прибыли или дохода предприятия или соответствующей структуры.
Себестоимость совместного освоения, приобретения НМА или совместного предоставления или использования услуг предприятием и аффилированными (зависимыми) структурами при расчете суммы налогооблагаемой прибыли подлежит распределению на основе принцип правовой и коммерческой самостоятельности.
Статья 42. Предприятие может предоставить налоговому органы методики расчетов и принципы ценообразования в транзакциях с аффилированными (зависимыми) структурами. После согласования и подтверждения предприятие и налоговые органы приходят к предварительному соглашению о ценах по сделкам для целей налогообложения.
Статья 43. Предприятие обязано предоставить ежегодный отчет о транзакциях с аффилированными (зависимыми) структурами при подаче в налоговые органы ежегодной декларации о налоге на прибыль предприятий.
При проведении налоговыми органами проверки транзакций с аффилированными (зависимыми) структурами предприятия и соответствующие структуры, а также иные предприятия, имеющие отношение к проверке транзакций, должны согласно закону предоставить соответствующие материалы.
Статья 44.Налоговые органы вправе согласно закону установить сумму налогооблагаемой прибыли предприятия в случае если данное предприятие не предоставляет материалы о транзакциях с аффилированными (зависимыми) структурами, либо предоставляет ложные, неполные документы, а также документы, не способные достоверно отразить состояние транзакций.
Статья 45. В случае предприятие, созданное в государстве (территории) с налоговым бременем заметно ниже ставки налога, предусмотренной положениями ст. 4 настоящего Закона, и находящееся под контролем предприятия-резидента или предприятия-резидента и физического лица-резидента КНР, в отсутствии какой-либо разумной хозяйственной необходимости не производит распределение прибыли либо уменьшает сумму распределяемой прибыли, часть данной прибыли, которая должна быть отнесена к предприятию-резиденту, подлежит включению в доход текущего периода данного предприятия-резидента.
Статья 46. Предприятие не должно производить вычет из суммы налогооблагаемой прибыли расходов по процентам от кредитных капиталовложений и капиталовложений в акционерный капитал, полученных от аффилированных (зависимых) структур, в случае если доля данных капиталовложений превышает установленные нормативами пропорции.
Статья 47. Налоговые органы вправе разумным способом провести перерасчет налога в случае выполнения предприятием соглашений, не имеющих рациональной коммерческой цели и уменьшающих сумму налогооблагаемой прибыли или дохода данного предприятия.
Статья 48. Если в результате перерасчета налога в соответствии с положениями настоящей главы необходимо дополнительное взыскание налога налоговый орган должен взыскать дополнительную сумму налога, а также проценты в соответствии с положениями, предусмотренными Государственным Советом КНР.
Глава VII. Контроль над взиманием налога
Статья 49. Контроль над взиманием налога осуществляется согласно положениям настоящего Закона, а также Закона КНР «Об управлении сбором налогов».
Статья 50. Местом уплаты налогов для предприятий-резидентов является место регистрации предприятия, за исключением отдельно предусмотренных налоговым законодательством и нормативно-правовыми актами случаев; однако в случае регистрации предприятия за рубежом, местом уплаты налогов является место эффективного управления.
В случае создания предприятиями-резидентами на территории КНР мест ведения хозяйственной деятельности, не обладающих статусом юридического лица, следует уплачивать налог по сводному (консолидированному) расчету.
Статья 51. При получении предприятиями-нерезидентами прибыли, предусмотренной ст. 3.2 настоящего Закона, местом уплаты налога считается место расположения структуры (места ведения хозяйственной деятельности). При наличии у предприятия-нерезидента на территории КНР двух или более структур (мест ведения хозяйственной деятельности) по рассмотрению и утверждению налоговым органом допускается выплата налога основной структурой (местом ведения хозяйственной деятельности) по сводной (консолидированной) отчетности.
При получении предприятиями-нерезидентами прибыли, предусмотренной ст. 3.3 настоящего Закона, местом уплаты налога считается место расположения налогового агента.
Статья 52. Предприятия не должны выплачивать налог на прибыль предприятий на сводной (консолидированной) основе, если положениями Государственного Совета КНР не предусмотрено иное.
Статья 53. Налог на прибыль предприятий рассчитывается в соответствии с годовым налоговым периодом. Годовой налоговый период длится с 1 января по 31 декабря календарного года.
В случае начала или прекращения хозяйственной деятельности предприятием в течение какого-либо налогового года, в результате чего срок фактического ведения хозяйственной деятельности предприятием в таком налоговом году составляет менее 12 месяцев, налоговым годом предприятия является срок фактического ведения хозяйственной деятельности в данном налогом году.
При проведении предприятием ликвидации согласно закону период ликвидации является налоговым годом.
Статья 54. Налог на прибыль предприятий ежемесячно или ежеквартально предварительно уплачивается.
Предприятие должно в течение 15 дней после окончания месяца или квартала представить в налоговый орган декларацию о предварительной уплате налога на прибыль предприятий и предварительно внести сумму налога.
Предприятие должно в течение 5 месяцев после окончания налогового года представить в налоговый орган ежегодную декларацию о налоге на прибыль предприятий, а также рассчитать сумму налога к доплате (возврату).
При подаче предприятием налоговой декларации в соответствии с положениями закона следует приложить финансовую отчетность и иные соответствующие материалы.
Статья 55. В случае прекращения хозяйственной деятельности в течение городового периода предприятие должно в течение 60 дней с момента фактического прекращения хозяйственной деятельности обратиться в налоговый орган для расчета и уплаты налога на прибыль предприятий текущего периода.
Перед снятием с регистрационного учета предприятие должно согласно закону подать декларацию и уплатить налог на прибыль предприятий с прибыли, полученной в результате ликвидации предприятия.
Статья 56. Сумма налога на прибыль предприятий, уплачиваемая согласно настоящему Закону, рассчитывается в юанях жэньминьби. В случае если прибыль предприятия рассчитывается в иной валюте, налог на прибыль предприятий должен рассчитывается после пересчета прибыли в юани жэньминьби.
Глава VIII. Дополнительные положения
Статья 57. Созданные и утвержденные до опубликования настоящего Закона предприятия, пользовавшиеся согласно положениям ранее действовавшего налогового законодательства и нормативно-правовых актов сниженной льготной ставкой налога, могут в течение пяти лет после вступления настоящего Закона в силу постепенно переходить к налоговой ставке, устанавливаемой настоящим Законом. Предприятия, пользовавшиеся уменьшением и освобождением от налога, распространяемыми на фиксированный период времени, могут продолжать пользоваться данными уменьшениями и освобождения до окончания их срока после вступления настоящего Закона в силу, однако в случае если предприятие не получает прибыль и до сих пор не воспользовалось льготами, срок действия льгот рассчитывает с года вступления в силу настоящего Закона.
Пользующиеся государственной поддержкой предприятия новых и высоких технологий, недавно созданные в особых установленных законодательством зонах развития внешнеэкономического сотрудничества и технического обмена, а также регионах, на территории которых Государственный Совет КНР установил действие особых мер, применяемых в вышеуказанных зонах, могут пользоваться переходной льготной ставкой налога. Подробные меры устанавливаются Государственным Советом КНР.
Иные предприятия, в соответствии с постановлениями относящиеся к категории поощряемых, могут пользоваться освобождением или сниженной ставкой налога согласно установленным Государственным Советом КНР правилам.
Статья 58. В случае расхождения положений настоящего Закона с положениями налоговых соглашений, заключенных правительством КНР с правительствами иных стран, следует применять положения заключенных соглашений.
Статья 59. Государственный Совет КНР на основании настоящего Закона разрабатывает и принимает нормы и правила применения.
Статья 60. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 г. Одновременно прекращают действие Закон КНР «О налоге на прибыль предприятий с иностранным капиталом», принятый на 4-й сессии ВСНП 7-го созыва 9 апреля 1991 г., и «Временные нормы и правила КНР о налоге на прибыль предприятий», опубликованные Государственным Советом КНР от 13 декабря 1993 г.