закон который узаконил рыночные отношения в ссср
ed_glezin
ed_glezin
31 год назад Михаил Горбачев вдохнул жизнь в основной лозунг времен НЭПа «Обогащайтесь!».
19 ноября 1986 года был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», легализовавший частную предпринимательскую инициативу советских граждан.
Статья 9 нового закона гласила: «Граждане, имеющие патенты на право занятия индивидуальной
трудовой деятельностью, освобождаются от уплаты подоходного налога
с доходов от занятия данным видом деятельности.»
Предпринимательская деятельность граждан ранее относилась к незаконным или нежелательным видам деятельности и подлежала административному или уголовному наказанию.
По новому закону «индивидуальная трудовая деятельность в СССР использовалась для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно-полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда». После этого индивидуальная трудовая деятельность была официально разрешена советским гражданам, но лишь в свободное от основной работы время и в строго определённых сферах. При этом запрещалось использование наемного труда.
Стоит отметить, что этот закон предусматривал оказание поддержки гражданам, занимавшимся индивидуальной трудовой деятельностью. Исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов предписывалось оказывать им содействие в приобретении сырья, материалов, инструментов и прочего имущества, необходимого для работы. «В сбыте произведенной
продукции, могут предоставлять им в установленном порядке нежилые
помещения и иное имущество в аренду, а также необходимую информацию.»
Закон также устанавливал, что «для приобретения необходимого сырья, материалов, инструментов
и иного имущества, а также получения его в аренду или напрокат
гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью,
может предоставляться кредит». Чуть позже Горбачев разрешит деятельность коммерческих банков, которые будут предоставлять частникам такие кредиты.
Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» стал одной из важнейших «перестроечных» реформ в сфере экономики. Фактически, он впервые с конца 1920-х гг. легализовал предпринимательскую деятельность в Советском Союзе.
Вскоре без кооперативов советскую жизнь уже сложно было представить.
Известные личности того времени, которые имели отношение как к разработке, так и применению эпохального нормативного акта, вспоминают, как это было.
председатель совета директоров группы компаний «Автотор» (бывший зампредседателя Правительства СССР и председатель Госкомтруда СССР):
— В 1985 году наша группа под руководством председателя Госкомтруда СССР Юрия Баталина (я был начальником отдела в министерстве) подготовила проект Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии в стране «широкого предпринимательского и кооперативного движения». Речь шла о самом первом реальном документе, который бы раскрепостил людей, желающих работать. По нему предпринимателями и кооператорами становились все, кто хотел индивидуально или в кооперативе производить товары и услуги, а также свободно их продавать на рынке.
Первый вариант, созданный нами с большим воодушевлением, Политбюро забодало. С заседания шеф, сильный, закаленный мужик, получивший там взбучку за потворствование частнособственническим интересам, вернулся ни жив ни мертв. Мы получили указание сузить круг адресатов постановления до социально приемлемых слоев, безопасных с точки зрения «рвачества», — студентов, женщин- домохозяек, инвалидов, пенсионеров и безработных.
Придумали более строгое название — об «индивидуальной трудовой деятельности», распространив ее на сферу кустарно-ремесленных промыслов, бытовых услуг и ряда других видов деятельности. После этого Политбюро дало добро. После года упорных сражений постановление было переработано в Закон об индивидуальной трудовой деятельности. С него и началось формирование законодательной базы частного предпринимательства в нашей стране.
В развитие закона в начале 1987 года Совмин СССР принял постановление о создании кооперативов по производству товаров народного потребления, которое в следующем году было оформлено в закон о кооперации. Все было впервые. Решения вырабатывались в жесткой дискуссии, каждое слово пробовалось «на зуб». Второй закон проложил широкую дорогу не только тем кооперативам для студентов, домохозяек и пенсионеров, которыми мы морочили голову ЦК КПСС, но и остальным социальным группам.
«ЭТО БЫЛ САМЫЙ ВАЖНЫЙ И НУЖНЫЙ ЗАКОН»
политик, менеджер, певец и музыкальный продюсер, наиболее известный по работе с группой «Ласковый май»:
В закон поверили не сразу. Многие бизнесмены считали его подставой и провокацией со стороны государства. Боялись его как черт ладана. Думали, что власти просто хотят выявить весь подпольный бизнес — где цеха, какие зарплаты, а потом закон отменят, предприятия закроют, оборудование заберут и всех арестуют.
предприниматель, основатель первой в России товарной биржи «Алиса»:
-Свою частнопредпринимательскую деятельность я начал в 1987 году, в 21 год, создав один из первых кооперативов в стране — «Пульсар». Такие вопросы рассматривались на исполкомах, кому-то разрешали, кому-то нет. Мне сначала отказали, но я заявил, что не выйду из кабинета, пока не получу разрешения, и буквально силком заставил комиссию слушать себя. И мне дали согласие на регистрацию. О законе я ничего не знал, но в исполкоме, видимо, были в курсе.
Серая советская действительность моему поколению обрыдла, и нам хотелось свободы. Нарастал внутренний бунт против социализма, потому что мы видели, что на кухнях люди говорят одно, а с трибун другое. Конечно, мы мало что понимали из происходящего, но энергии было много.
Из воспоминаний Романа Синельникова:
«Когда прочёл я в нашей прессе,
Что разрешили ИТД, —
Я вспомнил, что рождён в Одессе,
А не ещё-нибудь не где» —
так Владимир Асмолов отозвался в одной из своих песен на итоги шестой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, стенографический отчёт которой предлагается вашему вниманию.
Собственно, первые два дня сессия ничем не выделялась по сравнению с любой другой осенью: утверждение Государственного плана и Государственного бюджета на предстоящий год, ход выполнения текущего Государственного плана, отчёт об исполнении прошлогоднего Государственного бюджета — ну и, как водится, группа относительно мелких вопросов, проходящих по пункту «Разное». Всё как всегда. Однако в последний день работы сессия неожиданно приняла Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», сыгравший, как стало ясно много позже, роль стартового выстрела для форсированного перехода к рыночной экономике. Разработка и принятие подобного закона не только без всенародного обсуждения, но и без всякой пропагандистской подготовки вызвало у многих непонимание, граничившее с шоком.
Текст Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» был опубликован в союзном выпуске газеты «Известия» в пятницу 21 ноября 1986 года. Я учился тогда в шестом классе, забирал из ящика газеты по дороге из школы и читал их первым, раньше взрослых. Помню собственную реакцию: как же так, ведь это возврат в капитализм, этого не должно быть! Несколько часов спустя отец, вернувшись с работы, тоже обратил внимание на Закон. Отложив «Известия», он сказал: «У нас разрешили частное предпринимательство» — и не добавил больше ни слова.
Впрочем, «Известия», или, как они тогда назывались, «Известия Советов народных депутатов СССР», по своему статусу в отличие от других газет публиковали материалы сессий Верховного Совета СССР полностью. Лишь относительно недавно я узнал, что за день до обнародования Закона на страницах газеты были напечатаны опубликованные и в данном издании доклад Председателя Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и содоклад Комиссий законодательных предположений палат Верховного Совета СССР, раскрывающие некоторые из причин разработки Закона. По какой-то не очень ясной сейчас причине я, как и отец, не обратил тогда внимания на оба доклада, несмотря на то, что именно вечером того дня, когда они вышли, готовил для класса политинформацию. В одном из докладов отмечалось, что «проект был широко обсуждён более чем в ста шестидесяти трудовых коллективах различных республик, краёв и областей страны» — хотя, повторюсь, на всенародное обсуждение проект не выносился и не очень ясно, по какому принципу отбирались упомянутые 160 трудовых коллективов.
В том же выпуске «Известий» за 20 ноября в отчёте о работе сессии под типовым заголовком «Вчера в Кремле» опубликовано мнение студента Новосибирского электротехнического института С. Рыжакова (ни Вконтакте, ни в Одноклассниках такого выпускника этого вуза в возрастном диапазоне от 48 до 54 лет не нахожу, так что журналисты могли всё это и сочинить сами):
«— Честно говоря, с особым нетерпением жду публикации Закона об индивидуальной трудовой деятельности. Для нашего брата, студента, он даст возможность, образно говоря, подкрепить студенческий бюджет. Я телерадиолюбитель со стажем, и в школе этим занимался, и в армии. С радостью после занятий занялся бы ремонтом телевизоров. И людям польза, и мне. Да и страна в целом выиграет от того, что студенческие руки начнут давать отдачу уже сейчас.»
Так началось вначале осторожное, а затем всё более стремительное разрушение советского образа жизни.
И это дало повод уже упомянутому Владимиру Асмолову для другой песни из того же альбома «Оловянная душа»:
Встал из гроба призрак капитализма,
Шевеленье вызвав в дремлющих умах.
И, как оказалось, индивидуалов
Выросло немало на общественных харчах…
Роль индивидуальной трудовой деятельности в возрождении частной инициативы в советском союзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
Гладкий И. И. (Курский избирательный округ, РСФСР), Председатель Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам.
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА СССР
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Доклад на шестой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва. Москва, Кремль, 19 ноября 1986 года:
В практической деятельности государственные и кооперативные предприятия и организации ещё не в полной мере удовлетворяют спрос населения на товары и услуги. Это объясняется, с одной стороны, определёнными недостатками в развитии их материальной базы, на устранение которых потребуются время и ресурсы, а также отсутствием во многих случаях должной гибкости в работе государственных и кооперативных предприятий. Не секрет, что, когда имеем дело с удовлетворением потребностей человека, на первый план зачастую выступают индивидуальные вкусы, повышенные требования к качеству товаров и услуг. Эти задачи могут в ряде случаев успешно решаться на основе развития индивидуальной трудовой деятельности.
Граждане, честным трудом получающие дополнительный заработок, необоснованно подвергаются общественному порицанию. Более того, из-за разнобоя в решении этих вопросов на местах встречаются случаи, когда законные права людей ущемляются. Становится всё более очевидным, что отсутствие единого союзного законодательного акта, в котором в комплексе, с учётом современных условий были бы решены все основные вопросы индивидуальной трудовой деятельности, мешает развитию этой важной формы удовлетворения спроса населения на товары и услуги, затрудняет использование трудового и творческого потенциала части населения.
В проекте (Закона определены цели указанной формы трудовой деятельности, порядок занятия ею, права и обязанности граждан в осуществлении этого вида деятельности. Существенно расширена компетенция союзных республик в регулировании индивидуальной трудовой деятельности. В основу проекта заложены следующие основные принципы.
Во-первых, предусмотрено, что государство при регулировании индивидуальной трудовой деятельности обеспечивает её использование в интересах общества. Развитие этой деятельности не должно приводить к оттоку трудовых ресурсов из общественного производства, но в то же время призвано способствовать повышению занятости населения полезным для общества трудом.
Во-вторых, предусматривается снятие всех необоснованных ограничений на занятие теми видами индивидуальной трудовой деятельности, которые являются полезными для общества, способствуют более полному удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах.
В-третьих, развитие индивидуальной трудовой деятельности регулируется таким образом, чтобы доходы от этой деятельности соответствовали затратам личного труда граждан и принципу социальной справедливости.
Широкие права в выдаче разрешений на занятие индивидуальной трудовой деятельностью и в её регулировании предоставляются местным Советам народных депутатов.
Государство поощряет вступление граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в договорные отношения с государственными, кооперативными, общественными предприятиями, учреждениями и организациями. Более того, поощряется и объединение этих граждан в кооперативы, добровольные общества и товарищества.
Кем будут выдаваться разрешения на занятие индивидуальной трудовой деятельностью? Предусмотрено, что такие разрешения граждане смогут получать по месту постоянного жительства в исполкомах Советов народных депутатов, в том числе и в исполкомах поселковых и сельских Советов.
Исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов, Советам Министров автономных республик, а также Советам Министров союзных республик, не имеющих областного деления, предоставлено право с учётом местных и национальных особенностей и исходя из потребностей развития производства тех или иных товаров и услуг определять виды индивидуальной трудовой деятельности, получение разрешения на занятие которыми не требуется. Одновременно предусмотрено, что решения об этом должны доводиться до сведения населения.
В проекте Закона предусмотрена специальная статья об оказании содействия гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью. Исполкомы местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения и организации оказывают этим гражданам содействие в приобретении сырья, материалов и иного имущества для занятий индивидуальной трудовой деятельностью, а также в сбыте произведённой ими продукции. Они также могут сдавать им в аренду нежилые помещения, предоставлять необходимую информацию.
Для приобретения сырья, материалов и другого имущества гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, в установленном порядке может предоставляться кредит.
Граждане, получившие патент, освобождаются от получения регистрационных удостоверений и от уплаты подоходного налога.
В разделах проекта, которые посвящены различным сферам индивидуальной трудовой деятельности, основное внимание уделено расширению допускаемых видов этой деятельности. При этом наряду с сохранением в числе разрешённых таких традиционных видов деятельности, как пошив одежды, обуви, вязание, вышивание, ковроткачество, изготовление мебели, гончарных и керамических изделий, игрушек и сувениров, народные художественные промыслы, машинописные работы и некоторые другие, имеется в виду с учётом имеющейся практики существенно дополнить перечни различных видов индивидуальной трудовой деятельности для более полного обеспечения населения в товарах и услугах.
В сфере кустарно-ремесленных промыслов, например, с учётом растущего спроса населения и широкого распространения садоводческих товариществ разрешено изготовление предметов садово-огородного инвентаря. В сфере бытового обслуживания населения в перечень допускаемых видов услуг включено: строительство, ремонт, оборудование и благоустройство жилья, садовых домиков и других построек; обслуживание одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан; парикмахерские, косметические услуги, фотографирование.
По предложениям многих трудящихся имеется в виду разрешить гражданам производить в порядке индивидуальной трудовой деятельности ремонт и техническое обслуживание личных автомобилей и других транспортных средств. С учётом предложений, высказанных депутатами Верховного Совета СССР, в число разрешённых видов услуг включено обслуживание на пансионных началах туристов, экскурсантов и других граждан по договорам с предприятиями, учреждениями и организациями.
В социально-культурной сфере разрешено проведение занятий в порядке репетиторства, перевод текстов с иностранных языков и языков народов СССР. Это позволит привлечь к активной и полезной для общества трудовой деятельности многих квалифицированных преподавателей и специалистов, обладающих большим опытом и знаниями, в том числе и находящихся на пенсии, и одновременно будет способствовать улучшению их материального положения.
В число допускаемых в порядке индивидуальной трудовой деятельности услуг включено транспортное обслуживание граждан владельцами личных автомобилей. Вопрос этот не новый, его обсуждению посвящено немало статей в газетах и журналах. В некоторых городах, например в г. Грозном, такая практика уже имела место, но из-за отсутствия необходимой правовой основы она не получила распространения. Теперь этот вопрос предлагается решить положительно.
В проекте Закона в числе допускаемых прямо поименовано свыше 30 наиболее распространённых видов промыслов и услуг, занятие которыми может осуществляться в порядке индивидуальной трудовой деятельности. Однако надо отметить, что перечни разрешённых видов промыслов и услуг не являются исчерпывающими и предусматривают возможность их дополнения на местах.
Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 год)
Полный текст тут: https://ed-glezin.livejournal.com/873195.html
23 ноября 2016 года в рамках работы Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству (МСП) прошел круглый стол, посвященный 30-летию принятия Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (ИТП).
УДИВИТЕЛЬНЫМ показалось отсутствие внимание к этому знаменательному событию со стороны госорганов, общественных союзов бизнеса, средств массовой информации. Единственное издание «Россия сегодня» опубликовало на своем сайте развернутую статью с тремя интервью, посвященную первому закону, с которого началось возрождение предпринимательства. Один из участников круглого стола, знаменитый Артем Тарасов, так прокомментировал невнимание: «Когда накануне 20-летия выхода Закона «О кооперации в СССР» Союз кооперативов страны обратился с письмом президенту Путину, дать разрешение отметить на должном уровне юбилей предпринимательства (затраты на проведение мероприятия бизнес брал на себя), из администрации поступил убийственный ответ – считаем это событие малозначительным для России». Не удивительно, что нынешнее мероприятие прошло на площадке демократической партии «ЯБЛОКО», а не в Центральном доме предпринимателя или в Центре международной торговли.
Запись круглого стола.
Индивидуальные предприниматели: вчера, сегодня, завтра.
Презентация к 30-летию принятия Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности»
Илья Хандриков 19.11.2016
https://youtu.be/xkq1d8BeqII
Сделано в СССР. Кооперативы.
В ноябре 1986 года Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» разрешил советским гражданам заработки в свободное от основной работы время. НЭП в духе восьмидесятых – это яркий ширпотреб и деловой энтузиазм, жестокий рэкет и сломанные судьбы, а также новая потребительская культура, которая вытеснила прежние идеалы. Как зарабатывали люди в СССР, пытаясь разбогатеть?
Операция Кооперация. Хроники московского быта.
Кто не помнит кооперативные «варёнки», шапочки «петушок», ларьки с цветными ликёрами? Новые радости жизни появились в 80-е благодаря кооператорам. Народ завидовал их сверхдоходам, а рэкетиры «крышевали». Так началась история российского бизнеса.
«Историческая рифма» Льва Лурье: Как 1986-й рифмуется с 2016-м?
Киножурнал СОВЕТСКИЙ УРАЛ 1989 № 9 «КАК СТАТЬ БОГАТЫМ»
Ростки предпринимательства в СССР времен перестройки. Шувакишский рынок в Свердловске и кооперативы на Тюменском аккумуляторном заводе.
«Перестройка. 30 лет». Дефицит и бизнес
Чтобы как-то удовлетворить потребительские нужды населения, в ноябре 1986 года Верховный Совет СССР принял Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». Так появились первые кооперативы.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия
Содержание:
Переход к рынку
Период перестройки по праву считается наиважнейшим этапом в жизни государства. Опуская субъективные суждения историков об этом периоде, можно отметить, что в данной фазе (1985-1991) был положен переход планового ведения хозяйства к рыночной экономике. Необходимые условия для применения таких коренных изменений состоят во введении свободного предпринимательства, создания многообразия форм собственности, а также ограничения роли государства в хозяйственной деятельности индивидуумов.
С принятием доктрины «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» в 1990 году в практике стали использоваться такие понятия, как «аренда», «акционерное общество (АО)», «частный сектор экономики».
Развитие рыночной экономики, посредством реформирования, происходило медленно и непоследовательно. Результат таких действий был отражен торможением развития экономического сектора в государстве, а также являлся катализатором кризиса.
Экономическая ситуация в России 1990-х гг.
Необходимость проведения модернизации социалистической экономики руководством России было обусловлено внутриэкономической обстановкой в государстве. Единственным эффективным методом противодействия глубокому финансовому кризису, инфляции (обесценивание денежной массы) и истощенному золотовалютному запасу было применение политического рычага – «шоковой терапии». Использование такого радикального метода влияния было обусловлено мнением идеологов экономических реформ 1990-х гг. таких как Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Чубайс. Их позиция гласила, что постсоветская экономика не может быть модернизирована или усовершенствована, а подлежит лишь «демонтажу». Программа «демонтажа» включала, как ликвидацию командно-административной системы управления, так и ликвидацию старой экономической системы в целом.
Этапы реформы:
Базисом «шоковой терапии» послужили либерализация цен (2 янв. 1992 г.) и проведение тотальной приватизации (1 окт. 1992 г.). Применение именно таких методов, по мнению властных структур, предстояло снижение инфляции до здорового уровня, создание равновесия между спросом и предложением, а также увеличение доли частного сектора экономики, что в итоге создало бы должную перспективу для перехода всего хозяйства на путь совершенной рыночной экономики.
Следующим важным шагом был указ «О свободе торговли» (29 янв. 1992 г.). С подписанием этого документа в сфере торговых отношений все граждане Российской Федерации получали право на ведение предпринимательской деятельности. Последствия указа отразились на сокращении объемов производства. Такая корреляция произошла по причине того, что подписание документа побудило массы к смене рода занятий и переходу к торгово-посредническим операциям.
Следующей волной непредвиденных обстоятельств для реформаторов послужили проблемы наводнения рынка зарубежной продукцией, которая создавала высокую конкуренцию отечественным производителям. Сформированный военно-промышленный комплекс не остался не затронутым, в ходе сложившейся ситуации в стране претерпевает снижение производства, в частности и из-за высокого оттока квалифицированных кадров. Решение проблемы посредством вливания зарубежного капитала в молодую экономику не привело к успеху. Из оговоренного кредита в 24 миллиарда долларов от западных государств России выделили лишь половину. К тому же этот капитал по договору перетекал обратно к заёмщикам, так как Российская Федерация обязывалась осуществлять закупки у своих же кредиторов.
Итоги за год реформирования не могут обнадёживать. Произошел значительный рост цен (
20 раз), обесценивание вкладов граждан, а также кризис «неплатежей» охватил большую часть предприятий во всем государстве. Следствием этих проблем является порождение новых, а именно удержание или невыплата заработной платы, пенсии и стипендий. Проблема безработицы и нерешенность вопроса касательно жилья граждан приобрели новый виток. Нестабильная ситуация дала возможность развитию таким финансовым мошенничеством, как «МММ», «Хопёр-инвест» и др.
Недооценка проблем при политике приватизации привело к концентрации предприятий в руках малой группы лиц, цель которых была достичь максимальной прибыли от производства, а не его ведение.
По оценкам аналитиков от 35 до 65% людей проживающих в России находились за чертой бедности. Так в сравнении в 1994 году средний уровень жизни снился в 2 раза по отношению с 1990.
Аграрный сектор не остался в стороне, примененные в нем нововведения в виде новых форм собственности (акционерное общество АО, общество с ограниченной ответственностью ООО и др.) не привели к успеху. В сельской местности все также наблюдался постоянный отток граждан в город, причинами тому послужили дефицит агротехники, минеральных удобрений и т. п.
Изображая данные в цифрах можно отметить, что по состоянию на начало 1996 год 13% угодий принадлежало государству; 61% – коллективным хозяйствам; 11% – находилось в личной собственности, а 14% вовсе не использовалось.
Отдельную проблему при построении новой экономической модели историки выделяют, как «разгул криминалитета». С укоренением антиобщественных групп происходит передел собственности, все более открытую форму приобретает коррупция. В историю России 1990-е вошли, как период криминальных войн, цель которых передел государственной собственности и контроль над частными предприятиями.
На смену команде реформатора Гайдара пришло правительство В. Черномырдина. Так в период его работы над российской экономикой (1993-1998 гг.) в России отмечается некоторая стабильность во всех сферах жизни общества. За счет экспорта сырья удается приостановить инфляцию, что также положительно повлияло на замедление падения производства. Происходит снижение безработицы и темпов потребительских цен. Но все же ситуация в государстве не принимает стабильный облик, и вскоре происходит финансово-экономический кризис.
1998 г. для России характеризуется годом, в период которого в стране произошел дефолт (невыполнение обещанных обязательств по кредитам, как следствие банкротство). Аналитики отмечаю, что причиной этому послужил завышенный курс валюты. Также в 1998 году происходит масштабное падение производства (в пределах
50%), курс валюты падет, большее количество предприятий оказались на грани существования.
Проведенные реформы в период 1990-х не стабилизировали обстановку в государстве, что привело к значительному росту напряженности в массах. Усугубляло ситуацию и огромное количество безработных, которых насчитывалось близко 9 миллионов человек. Итог таких реформ не заставил себя долго ждать. В стране прокатилась волна массовых забастовок и митингов в знак протеста к властным органам. Взять под контроль весь экономический крах системы смогло правительство Е. Примакова (1999 г.). При новом руле власти социально-экономическая ситуация начинает постепенно налаживаться, преодолена проблема бюджетного дефицита. Нельзя не отметить и факт удорожания сырья на мировом рынке, что лишь помогло России в сложной экономической конъюнктуре. По-прежнему уровень жизни граждан страны оставался на сравнительно невысоком рубеже.