ира навела справки в отношении тани надо все продумать
О замужестве Татьяны Лариной
Что ж, матушка? за чем же стало?
В Москву, на ярманку невест!
Там, слышно, много праздных мест.
В январе-феврале 1822 года (хронология по Ю.М. Лотману) мать Татьяны Полина (по-русски Прасковья) Ларина увезла дочь в Москву на «ярманку невест», надо было хорошо пристроить старшую дочку, младшая Ольга уже была выдана за улана, который увёз её с собой в полк.
Ярмарка невест – значимое событие в жизни зимней Москвы. Пушкин отмечал в «Путешествии из Москвы в Петербург», что «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками».
Когда устанавливался прочный зимний путь, а в романе «Евгений Онегин» это было в январе-феврале, провинциальные помещики приезжали в столицу с дочками для показа их на ярмарке и с надеждой выдать замуж.
В Москве Ларины остановились у родственницы, жившей в доме на углу Большого и Малого Харитоньевских переулков:
Ярмарки невест, или показательные балы, устраивались в разных местах Москвы. Самые известные проходили в здании Благородного собрания на Большой Дмитровке, д. 1/6, (нынешний Дом Союзов), это была самая престижная московская ярмарка невест, туда приезжали блестящие гвардейские офицеры и штатские женихи даже из Петербурга.
Не меньшего значения была ярмарка невест на Пречистенке в доме московского военного губернатора И.П. Архарова. Гостей туда съезжалось столько, что их кареты загромождали не только двор, но и ближайшие переулки.
Ярмарки также проходили в Университетском пансионе и в других знатных домах, так что женихи, бывало, успевали за один вечер посетить несколько балов.
Балы проходили строго по протоколу: ознакомительные танцы с понравившейся девушкой мог быть числом не более трёх, если больше, то считалось, что жених уже выбрал невесту и должен на ней жениться.
Родители приезжали на бал с дочкой и внимательно следили, кто с ней танцует. Тут же (своего рода цыганская почта) наводили о молодом человеке справки и узнавали, годится ли он в женихи. Жених с плохой репутацией браковался. Разумеется, со стороны женихов существовал такой же отбор, ведь хотелось жениться пусть на некрасивой, но богатенькой.
Ещё существовали ярмарки будущих невест – девочек 14-16 лет, которые должны начать в скором времени выходить в свет. Эти ярмарки-балы устраивал знаменитый танцмейстер П.А. Йогель. Его детские ярмарки проходили в здании на Тверском бульваре, 22 (сейчас МХАТ им. Горького). На балы юных девушек приходили взрослые мужчины, чтобы присмотреть себе будущую невесту.
Александр Сергеевич Пушкин таким образом высмотрел себе Натали Гончарову, в которую моментально влюбился. Он танцевал с ней, и юная красавица произвела на поэта неизгладимое впечатление: «Я пленён, я очарован, я совсем оганчарован!»
Натали мало кто приглашал на танец, ведь за ней не обещали богатого приданого. Это было видно по её платью, ношеным перчатках и старым туфлям.
Ярмарки невест длились до начала Великого поста. Женихи, выбравшие себе невесту, приглашались к ней в дом, где они общались в присутствии родителей. Потом объявлялся день свадьбы, и родители облегчённо вздыхали: «Довольно. С плеч долой обуза!»
А кому в ярмарочный сезон не повезло, откладывали попытки счастья на следующий год.
Но бывали случаи, когда женихи не гнались за богатством, а пленились красотой и душевностью невесты, то есть влюблялись! Так было с Татьяной Лариной. Её мать ещё в своей усадьбе жаловалась гостям-соседям, что сильно поиздержалась, видимо, неплохое приданое отдали за Ольгу:
Соседи предложили взять взаймы, Ларина не отказалась, взяла деньги, приодела дочь и отправилась с ней в Москву на ярмарку невест, вручив заботам опытных тётушек. Те привезли Татьяну на самую лучшую ярмарку – в Благородное собрание:
Ее привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
В этой толчее невест (одна другой краше) Татьяну заметили.
Пока «архивны юноши» оглядывали Татьяну в лорнеты и неблагосклонно шептались о ней, важный генерал выделил её из толпы других претенденток, оценив по достоинству красоту девушки и её скромное поведение:
Тётушки сразу же заметили интерес генерала к их милой Тане и толкнули её в бок:
И каждая шепнула ей:
— Взгляни налево поскорей. —
«Налево? где? что там такое?»
— Ну, что бы ни было, гляди.
В той кучке, видишь? впереди,
Там, где еще в мундирах двое.
Вот отошел. вот боком стал.
«Кто? толстый этот генерал?»
Слово «толстый» Пушкин использовал всего один раз, и хочется думать, что оно не относится к генералу, заметившему Татьяну, ведь она могла посмотреть на другого, ведь в «той кучке» было трое в мундирах. А если посмотрела именно на него, то он мог показаться ей толстым оттого, что мундир с генеральскими эполетами, шнурами-позументами и кучей орденов сделали его грудь массивной и произвели впечатление толщины.
А вот слово «важный» Пушкин использует не раз (в строфе 54, гл. 7 и в строфе 14, гл. 8), подчёркивая этим солидность чина генерала, а не его толщину и возраст.
В разговоре с Онегиным Татьяна сказала, что её «муж в сраженьях изувечен». Интересно, чтобы это могло означать? Хромал, лишился руки, был, как Кутузов, ранен в глаз? Возможно и так, только Пушкин подробности об увечье не сообщил.
Да и в опере «Евгений Онегин» Гремин прекрасно выглядит, не хромает, руки целы, глаза на месте и, вообще, свеж, бодр и счастлив. Будем считать, что слово «изувечен» Татьяна сказала в пику Онегину, мол, моя любовь так сильна, что могу полюбить человека и с увечьем! Хотя, увечье – это не обязательно ущерб внешнему виду, увечьем может быть и другая рана тела, которую не видно под одеждой (Татьяне, как супруге об этом лучше знать).
Более нигде в романе у Пушкина не говорится о ранах генерала и тем более об его увечьях. Пушкин вообще ничего не говорит об избраннике Татьяны, потому что от бала на ярмарке невест сразу переходит к балу, на который прибыл Онегин после возвращения из странствий.
Александр Сергеевич сам об этом пишет в послесловии в 8-й главе:
«. сие исключение, может быть и выгодное для читателей, вредит, однако ж, плану целого сочинения; ибо чрез то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъясненным.»
Да, Гремин старше Татьяны, но не старик. В фильме-опере «Евгений Онегин» Гремина играет и поёт Иван Иванович Петров (Краузе). В фильме ему припудрили вихор и виски, но он не стал от этого седым. Петрову на момент съёмок было 38 лет, и я допускаю, что Гремину было столько же или даже меньше.
Из войны 1812 года многие молодые офицеры вышли генералами. Вспомним Цветаеву «О, молодые генералы своих судеб!». Показательно и то, что Евгений Онегин ведёт себя с Греминым не как с почтенным стариком, а как с ровесником.
С Онегиным он вспоминает
Проказы, шутки прежних лет.
Они смеются.
Я думаю, Гремину (и важному генералу у Пушкина) было чуть за тридцать. По Лотману, Татьяна вышла замуж в 1822 году, в 19 лет. После окончания Войны 1812 года прошло 10 лет, и те офицеры, что на войне (и после) становились генералами, вполне могли и через 10 лет быть молодыми и неженатыми.
Насчёт молодости приведу в пример Арбузова Алексея Фёдоровича, русского генерал от инфантерии, участника войн против Наполеона, командира лейб-гвардии Павловского полка.
Во время Войны 1812 года ему было 20 лет, а в 1822-м (год замужества Татьяны) всего лишь 32. Вполне подходящий жених!
К чину присовокуплялись всякие надбавки, да и крепостные крестьяне из деревенек неплохо пополняли генеральский бюджет.
Любовные романы, прочитанные молоденькой Татьяной, окутали её представление о мужчинах романтическим флёром, но жизнь показала настоящий характер и принципы этой русской женщины (Татьяна русская душою): здравомыслие, житейскую мудрость, верность и добродетель.
Переживая свою первую любовь и храня её глубоко в душе, Татьяна, скрепя сердце, согласилась выйти замуж за нелюбимого человека, подчинившись слёзным уговорам матери. Ведь очень выгодная партия, грех отказываться!
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны.
Я вышла замуж.
Вероятней всего, бедная Таня после замужества чувствовала себя так же, как её мать в разлуке с любимым Грандисоном:
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Как мудро заметил поэт, «привычка свыше нам дана: замена счастию она». Привыкла, тем более, что генерал оказался хорошим мужем. А вот образ Онегина Татьяна сохранила, как память о девичьей любви и как обиду о попрании её высоких чувств.
И нынче — боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Когда Онегин после дуэли с Ленским уехал, Татьяна приходила в его дом, погружалась в мир его вещей, перебирала и читала его книги, обращая внимание на сделанные в них пометки и поняла, что Онегин не тот, каким она его вообразила, что он «чудак печальный и опасный», «созданье ада иль небес», «сей ангел, сей надменный бес, Что ж он?»
И вот теперь этот чудак опасный и надменный бес пишет ей страстные признания в любви, а она их читает, плачет, но всё больше убеждается в том, что её надуманная под влиянием романов девичья любовь уже прошла. Да, пока остался не зажитый и болезненный след, но и он затянется.
В письме к Онегину Татьяна писала:
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
Но шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался.
Какие б чувства ни таились
Тогда во мне – теперь их нет:
Они прошли иль изменились…
Мир вам, тревоги прошлых лет!
Эх, Онегин, Онегин, а счастье было так возможно!
Ответы на ситуационные задачи по психологии и педа
Ответы на ситуационные задачи по психологии и педагогике
Астахова О.А.
1. Ситуационная задача.
Директор обратился с запросом к педагогу-психологу со следующей ситуацией: «Екатерина Сергеевна, учительница английского языка, пол года назад пришла работать в школу после вуза. Работу свою она любила, с учениками были замечательные отношения до недавнего времени. Началось все с урока английского языка, посвященного Дню Святого Валентина с 10 «Д» классом. В конце урока все сделали валентинки на английском, и несколько валентинок получила Екатерина Сергеевна. В одной из них было признание в любви от Егора, ученика этого класса. Екатерина Сергеевна сначала решила, что это просто шутка, но не тут-то было. Егор стал писать любовные записки Екатерине Сергеевне почти на каждом уроке, причем некоторые из них он декламировал на самих уроках. Помимо записок, Егор начал демонстративно оказывать молодой учительнице знаки внимания: открывал дверь, помогал носить книги и т. п. В последнее время даже начал пытаться дотрагиваться до Екатерины Сергеевны как бы случайно, но каждый раз при свидетелях».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Очень распространенный случай – ученик влюбляется в молодую учительницу. Это можно объяснить половым созреванием (гормональным бунтом) и идеализмом подростка, который в молодой учительнице увидел идеал женской красоты. Так же эта любовь обусловлена положительным педагогическим влиянием учителя на учеников (по принципам гуманистической педагогики – любовь, некоторая свобода действия ученикам).
2. Необходимо провести беседу как с учеником, так и с учителем. В беседе с учеником необходимо дать понять ученику, что учитель взрослый и имеет мужа, детей, и что его любовь неуместна, поскольку сам он еще ребенок, которому нужно завершить обучение и только после создать семью с ровесницей, когда будет работа и стабильный заработок. При беседе с учительницей необходимо обратить ее внимание на то, что ученик-подросток влюблен в нее, что с этим учеником ей нужно вести себя требовательнее, давая понять, что он лишь ученик, выполняющий задачи обучения, а не герой-любовник, но при этом не разочаровывать его.
2. Ситуационная задача.
Воспитатель детского дома обратилась за помощью к педагогу-психологу:
«Воспитатель заметила, что в ее группе, состоящей из девочек-подростков 14-16 лет (всего в группе 8 человек), с одной из воспитанниц (Маша, 16 лет) никто из сверстниц не общается. Марию игнорируют: не отвечают на ее вопросы и просьбы, не замечают ее в школе, на прогулках, во время занятий, избегают любого физического контакта, агрессивно реагируют, когда она прикасается к чьим-то вещам. Воспитатель, пытаясь выяснить ситуацию, решила поговорить с девочками, все молчали, никто не хотел называть причину подобного поведения. В итоге одна из воспитанниц резко ответила воспитателю: «А что вы хотели? Засунули к нам эту сифилисную, что нам теперь с ней обниматься что ли? Мы не хотим заразиться! Итак, все от нас остальные шарахаются благодаря ей!». Воспитатель пыталась сказать девочкам, что Маша, никак не может быть больной, иначе медики, не допустили бы ее в группу к остальным девочкам. Никто ее не стал слушать, а ситуация только ухудшалась».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Девочка является аутсайдером («отщепенцем») группы якобы из-за подозреваемой болезни.
2. Во-первых, собрать группу (7 девочек без Маши) и открыто сообщить, что у Маши никакой болезни нет. Во-вторых, провести беседу с лидером (или с лидерами) группы (обычно 1-2 человека), чтобы они общались с Машей, следили за ней, оказывали бы ей помощь, поддержку. Здесь еще необходимо показать, что Маша уважаема и почитаема воспитателями и учителями, тогда воспитанницы будут так же с уважением к ней относиться.
3. Ситуационная задача.
Учитель обратился к педагогу-психологу со следующей проблемой:
«В 3-й класс пришел мальчик Сергей (9 лет), чья семья недавно переехала из другого города. Сергей имеет на лице рубцы после сильного ожога и очень стесняется этого. Дети в классе не принимают его в свои игры, перешептываются за спиной. Учительница пыталась поговорить с детьми и даже с их родителями, но результатов нет. А Сергей, который изначально очень хорошо учился, в последнее время получает тройки и не проявляет интереса к учебе».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Мальчик – новичок в классе, да еще имеет проблемы в семье, – конечно, он будет непопулярен среди детей (то есть является аутсайдером, «отщепенцем» группы). И этот мальчик это чувствует, стесняется, теряет веру в свои силы.
2. Необходимо провести беседу с учителем, чтобы он особенно вежливо и гуманно относился к этому мальчику-новичку, отмечал бы его достоинства, положительные стороны при ответе на уроках, чтобы и сам мальчик не смущался нового класса, и смог бы поверить в свои силы, стал бы добросовестно учить уроки и получать хорошие отметки. Так же надо провести беседу с лидерами (лидером) группы, направить их, чтобы они общались с новым мальчиком, поддерживали бы его. Конечно, необходимо провести беседу с этим мальчиком и сказать ему, что всем понятно, как сложно в новых условиях, но все верят в него.
8. Ситуационная задача.
Родители обратились к педагогу-психологу в дошкольном учреждении:
«Светлана – первоклассница. Родители переживают по поводу ее погруженности в игровую деятельность. Они ограничивают время ее игр, объясняя «Теперь ты ученица, надо делать уроки», или запрещают носить в школу игрушки. Светлана очень огорчается по этому поводу и при первом удобном случае – хватается за любимые игрушки. Часто девочка рассаживает их рядами и имитирует учебную деятельность в классе. Она дает куклам задания, а затем передвигаясь по воображаемому классу помогает куклам выполнять ее поручения».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Переход от игровой к учебной деятельности здесь имеет постепенный, а не резкий характер. Для Светы пока остается ведущей игровая деятельность (которая была в детском саду), а учебная – второстепенной (которая преобладает в школе).
2. Нужно провести беседу с родителями Светы и успокоить их, что возможно со временем, уже во 2-ом классе девочка отставит игровую деятельность на второй план, а на первый план поставит учебную деятельность (подготовка уроков, получение хороших отметок), поскольку ее психика уже созреет («повзрослеет»). Хотя интересен здесь выход из проблемы – девочка соединила игру и обучение и стала учителем для кукол (возможно, при этом она формирует в себе педагогические умения для будущей профессии учителя). Возможно, здесь девочку не надо трогать психологическим воздействием.
9. Ситуационная задача.
Отец обратился за помощью к педагогу-психологу реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями:
«Рождение ребенка с инвалидностью действительно изменило нашу жизнь. Я никогда и не предполагал, что будет именно так. Мы с женой совершенно перестали общаться, все наши отношения, темы разговоров обусловлены одной проблемой — забота, уход за ребенком, удовлетворение его физиологических потребностей. Жена постоянно жалуется на то, как ей тяжело, одиноко. От такой психологической атмосферы в доме
хочется бежать, и я, как правило, стараюсь дольше задерживаться на работе, под любым предлогом отлучаться из дома. Из-за этого – постоянные ссоры, конфликты, обиды на то, что я не хочу быть с ней и с ребенком».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. У родителей ребенка явное неумение преодолевать жизненные противоречия, накапливание недопонимания между супругами, неумение выработать правильное отношение к жизненным ситуациям.
2. При беседе с отцом надо дать ему успокоиться, не тревожиться по поводу своей семейного положения, сказав, что у половины населения страны подобные же проблемы. Если уж так получилось с ребенком, то значит, на то воля Бога и нужно это стараться терпеть, нужно надеяться на лучшее (что ребенок выздоровеет, поскольку медицинская наука быстро развивается). Нужно посоветовать отцу не ругаться с женой, а поддерживать ее, помогать ей, и главное – понимать ее, потому что она тоже не рада такому ребенку, но теме не менее, ребенок – воплощение их генов и они должны заботиться о нем.
10. Ситуационная задача.
К социальному педагогу обратился директор по поводу следующей ситуации:
«Группа учеников около десяти человек (10-11 лет) возвращалась из школы. Они просто общались. Увидев девочку, по всей видимости, из своего класса группа переключилась на нее. Ее начали толкать, обзывать, наносить удары руками и ногами. Девочка не оказывала сопротивления, продолжала идти обычным шагом. Почувствовав собственную агрессивность, дети входили во вкус, усиливая нападение, не реагируя на протесты проходящих рядом взрослых».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов социально-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Детская агрессивность известна, агрессия обычно выявляется для слабого беззащитного члена группы.
2. Необходимо поговорить с детьми о том, что беззащитных и слабых надо оберегать, а не бить, не оскорблять. Здесь надо было защитить слабую девочку от детей-агрессоров, нужно было бы ее взять за руку и отвести от злых детей подальше. Проходящие мимо взрослые этого не сделали, поэтому их тоже можно осудить за это. А вообще, если уже дошло до физического насилия (удары), то можно звать полицию и заводить дела на жестоких детей в детской комнате полиции.
11. Ситуационная задача.
Мать обратилась к педагогу-психологу со следующей проблемой:
«В семье, состоящей из отца, матери и дочери, сложилась непростая ситуация. Супруги часто ссорились. Мать кричала и плакала, а отец замыкался в себе. Старался реже бывать дома, а если и бывал, то главным образом – молчал (читал, сидел за письменным столом, смотрел телевизор и т. д.). Мать очень много времени уделяла дочери, что помогало ей переживать и восполнять тот дефицит эмоций, которой она недополучала в браке. Мать была властной женщиной и привыкла, чтобы все в доме подчинялись ее воле, поэтому и дочь она контролировала очень жестко: что одеть, что сказать, что сделать. Пока дочь была маленькой, такой стиль воспитания ей не вредил. Но девочка выросла и взбунтовалась, стала проявлять самостоятельность, которой мать решительно воспротивилась. Постоянный рост независимости дочери все больше и больше отдалял их друг от друга. Как результат – бесконечные конфликты между матерью и дочерью».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Проблема в неумении членов семьи правильно контактировать друг с другом. Вместо того, чтобы решить проблемы с женой, муж ругался с ней и после вовсе замкнулся, и вместо того, чтобы мирно договариваться с дочерью, мать подавляет ее личность.
2. Наверно, ключевая роль в возникновении семейных конфликтов у жены (матери). Нужно провести с ней беседу и обратить ее внимание на то, что не на всё мы можем влиять в сильной степени, что иногда нужно уступать, мирно договариваться о чем-то, нужно уметь приходить вместе к общим разумным, мудрым решениям проблем, противоречий.
12. Ситуационная задача.
«К психологу пришла мама ученицы, которая учится в 10 классе и попросила помощи. Она рассказала, что ее дочь до 6-7 класса была веселой, активной девочкой, хорошо училась в школе, любила общаться с детьми и одноклассниками, много времени отдавала внеклассной работе. Сейчас, она совсем изменилась. Замкнулась, перестала общаться с друзьями, теряется в присутствии незнакомых людей, сторонится компаний и шумных собраний. Стала хуже учиться. Все свободное время проводит в своей комнате. Придирчиво относится к своей внешности. Живет своей довольно напряженной жизнью, иногда прорывающейся в нервных репликах и подавленном настроении. На искренний разговор не идет.»
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. У девочки-подростка переходный возраст – из детского состояния она переходит во взрослое, происходит смена мировоззрения, половое созревание, резкая смена настроения. Подростки очень уязвимы, беззащитны в этот переходный период, поэтому могут отвечать агрессией, могут иметь тревожность, часто замкнуты в своем внутреннем мире (поскольку у них происходит духовное развитие в этот период).
2. Необходимо провести беседу с мамой девочки, скачать ей, что в переходном возрасте подростки нуждаются в любви, поддержке, защите, наставлении на разумный путь жизни, для них важен в этот момент близкий друг (или близкие друзья), который бы был сходен с ними по духовному настрою, который бы разделял его образ мыслей. Нужно учитывать так же, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение, оно развивает духовные качества, коммуникативные навыки подростка – здесь важно направить ребенка в нужную компанию для общения (в школе, кружке, с родственниками). Можно посоветовать маме иногда уступать дочке- подростку, давать ей некоторую самостоятельность в личной духовной жизни (когда она, например, слушает музыку или читает книгу, или общается с друзьями по интернету).
13. Ситуационная задача.
Директор обратился к социальному педагогу с таким запросом:
«В 7″А» большую часть класса составляют ученики из семей мигрантов, приехавших не так давно из стран СНГ (Таджикистана, Киргизии). Родители других учеников постоянно жалуются, что их детей ущемляют, не дают в полном объеме учебный материал, что все внимание уделяется детям мигрантов. Сами учителя тоже жалуются, так как с этим классом очень тяжело работать. В классе иногда случаются конфликты между учениками разных национальностей.»
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов социально-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Мигрантская педагогика уже давно занимается положением детей-мигрантов, их проблемами. Основные трудности детей-мигрантов – трудности приспособления, адаптации к другой культуре, к другому языку, к другой психологии, к другому сознанию. Так же отсутствие терпимости (толерантности) обычных детей к детям-мигрантам провоцирует конфликты между ними. Часто между ними отсутствует взаимопонимание и присутствует постоянная национальная неприязнь.
2. Нужно провести беседу с классным руководителем, чтобы он провел ряд воспитательных мероприятий по национальной толерантности, по теме единства всех народов и наций на Земле, что все достойны свободной и хорошей жизни. При этом надо посоветовать учителям относиться одинаково хорошо как к детям-мигрантам, так и к обычным детям.
14. Ситуационная задача.
К педагогу-психологу обратилась учительница 2 класса:
«Лена (8 лет) сильно отстает по школьной программе, на уроках не внимательна, во всех контрольных работает допускает многочисленные ошибки, плохо списывает с доски, трудно понимает объяснение учителя с первого раза, постоянно переспрашивает. При этом домашнюю работу выполняет на достаточно хорошем уровне, и как утверждает мама, делает это Лена самостоятельно.»
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Лена немного отстает по развитию, ее психика еще не совсем созрела для учебной деятельности, обнаруживается неусидчивость, невнимательность, несамостоятельность. Так же назревает конфликт между мамой девочки и учительницей – мама хочет видеть дочку отличницей, а учительница не оценивает девочку на «5».
2. Нужно провести беседу с мамой девочки, нужно рассказать ей о том, как обстоит дело в реальности, что девочка во многом не готова к учебной деятельности и что ей нужно помочь быть более усидчивой, внимательной. Можно посоветовать маме девочке не писать вместо нее домашние задания, а помогать в этом дочке, заставлять ее хотя бы час спокойно сидеть за этим занятием, заинтересовать ее знаниями, вместе делать открытия. Затем надо провести беседу с учителем, надо отметить, что к ребенку нужно чуть больше внимание, чем к остальным детям, нужно поощрять ребенка за ее внимательность и усидчивость.
15. Ситуационная задача.
К педагогу-психологу обратилась молодая женщина:
«Ее муж последнее время приходит домой позднее обычного. Вчера он закончил очередную «левую» работу и получил за нее деньги. Он был в хорошем настроении и слегка навеселе. Жена устала и была обижена на мужа. В семье не впервые возник конфликт. Жена обвиняет мужа в том, что он совершенно не думает о семье, о их маленьком ребенке, что у него своя личная жизнь, а она за своими семейными заботами ничего хорошего в этой жизни и не видит. Муж оправдывает свои частые задержки на работе тем, что стремится больше зарабатывать денег именно для семьи. Взаимные обвинения портят отношения. Женщина обеспокоена сложившейся ситуацией и просит помощи в ее решении.»
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Члены семьи не понимают друг друга, подобные проблемы возникают часто. Жена настаивает на своей линии жизни, муж – на своей, поэтому возникают противоречия.
2. Необходимо поговорить с женой (молодой женщиной), нужно спросить – нужна ли ей такая жизнь, когда муж поздно возвращается с работы, может ли она это терпеть ради ребенка, семьи. Если нет, то ей нужно поговорить с мужем, чтобы он менял работу и больше уделял бы время семье (или чтобы муж не ходил на заработки поздними вечерами). Но нужно посоветовать не давить на мужа а совместно с ним прийти к этому решению (мирно, с взаимопониманием).
16. Ситуационная задача.
Мама пришла на консультацию к педагогу-психологу дошкольного учреждения и обратилась за помощью: ее ребенок стал не управляем, она уже не знает, что делать, и привела очень часто повторяющуюся ситуацию:
«Малыш (2г. 4 мес.) пытается сам одеваться. Вот он натягивает колготки. Ничего не получается. Взрослый пытается помочь.
— Я сам! – протестует малыш.
— Сиди спокойно, а то гулять не возьму!
— Я хочу сам! – упрямо заявляет малыш и стягивает колготки.
— Ну и упрямый же ты! – сердится взрослый.»
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Типичный возрастной кризис ребенка, который обычно возникает в 3 года, когда ребенок всё хочет делать сам.
2. Нужно провести беседу с мамой ребенка и посоветовать ей не противиться такой ранней самостоятельности ребенка, а просто контролировать его, когда он всё делает сам, может быть, даже где-то помочь, поддержать его. Мать должна понять, что ее ребенок становится личностью и стремиться утверждать себя в разных делах. Поэтому нужно даже с уважением подходить к мнению и действиям ребенка, но если что-то не так он делает (плохо, неправильно), то нужно пресечь эти действия, объяснив ребенку, что так делать не надо (можно даже сказать, показать, как надо, как правильно делать).
17. Ситуационная задача.
К социальному педагогу центра социальной помощи семьи и детям обратились родственники семьи с ребенком с инвалидностью: «Семья проживает в пригороде. 7-летняя дочь – ребенок-инвалид (диагноз – ДЦП) – замкнута, со сверстниками не общается, в школу не ходит, все время проводит дома. Родители считают, что общение с посторонними людьми может навредить дочери. При этом родители все делают за девочку, даже самые элементарные действия, считая, что они могут ей навредить. Родственники неоднократно пытались предложить родителям обратиться в различные учреждения, где девочка могла бы и общаться с другими детьми и обучиться полезным навыкам, но все безрезультатно, так как родители были категорически против».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов социально-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Возникло противоречие между нормальным пониманием жизни и тем, как понимают ее родители девочки. При нормальном развитии ребенок должен общаться с другими детьми, должен развивать свою психику при каких-либо действиях (игре, учебе, посильной помощи в быту).
2. Необходимо провести беседу с родителями девочки, убедить их, что ребенку нужно психически развиваться при общении, при какой-либо деятельности (игре, учебе и т.д.), что необходимо давать ей самой делать какие-то действия (под контролем родителей), общаться со сверстниками (может быть, нужно приглашать их для общения с ребенком), что можно воспользоваться услугами домашних учителей, можно пробовать вместе с ребенком осваивать музыкальный инструмент или компьютер.
18. Ситуационная задача.
К педагогу-психологу школы обратилась мама с такой проблемой:
«В обеспеченной семье Максимовых мать – домохозяйка, отец работает на высокой должности и хорошо зарабатывает. У матери всегда были очень доверительные отношения с дочерью. И все в семье было благополучно. Однако в возрасте примерно 12 лет дочка стала хуже учиться, чаще пропускать занятия, если раньше она интересовалась животными, читала много художественной литературы, то теперь ей стало нравиться ходить по магазинам, встречаться с подружками, ходить в кафе и на дискотеки. К 14 годам девочка практически забросила учебу, испортились отношения с родителями. На слова мамы «Тебе нужно учиться, получить профессию», девочка ответила: «Зачем мне учиться? Я буду также как и ты, сидеть дома и ничего не делать!».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. У девочки подростковый переходный возраст, при котором ребенок учится становиться взрослым – происходит половое созревание, формируются нравственные принципы, социальное мировоззрение, ведущей деятельностью становится общение, а не учебная деятельность. Подросток часто тревожен и агрессивен из-за своих нестабильных психических и социальных установок, из-за высокой чувствительности ко всему окружающему.
2. Необходимо провести беседу как с мамой девочки, так и с самой девочкой. Маме девочки нужно рассказать о психологической характеристике подросткового возраста, успокоить ее тем, что это временное явление, что нужно просто немного уступать ребенку, уважать его, поддерживать в хорошем и проводить с ним дружеские беседы, если подросток что-то делает не так (неправильно поступает, плохо мыслит), нужно спрашивать его, как он считает – как нужно правильно поступать, нужно направлять его в правильное русло, развивать перспективу – а что если неправильно поступит, как будет – например, если будет сидеть дома, что после будет, если не будет учиться, что будет – а будет не самая лучшая жизнь. Вот так совместно при взаимопонимании надо приходить к правильным мудрым решениям. При беседе с девочкой нужно сказать, что мама не желает ей плохого, любит ее, что ругаться с родителями не надо, надо их прислушиваться; так же надо ей напомнить, что знания тоже важно получать в школе, техникуме, институте, чтобы стать важным человеком.
19. Ситуационная задача.
Воспитатели детского дома обратились к социальному педагогу с запросом:
«Неделю назад в группу поступил Кирилл (11 лет), родителей лишили родительских прав. Воспитатели всегда стараются по максимуму наблюдать за новыми детьми, и этот раз был не исключением. И как оказалось не зря, у мальчика было уже 3 попытки самовольно уйти из детского дома. Кирилл уже не скрывает, что все равно убежит, потому что очень хочет домой, да и семья мальчика проживает в том же городе. При этом родители злоупотребляют спиртным, не работают, в доме антисанитарные условия, и они совершенно не интересуются судьбой своего сына. Воспитатели в растерянности не знают, что им делать, и переживают, что Кирилл может и других детей уговорить бежать из детского дома».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов социально-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. У мальчика привязанность к прежнему образу жизни, к прежнему дому.
2. Нужно провести беседу с Кириллом, спросить, что ему нравится в прежнем доме, у родителей. Он может не ответить, но понятно, что там ему нравится свобода действий, в детском доме он под контролем. Нужно обратить внимание мальчика на плохие условия жизни в прежнем доме с родителями: голод, холод, грязь, ругательства. Если у мальчика были друзья, то нужно обратить внимание – чем они занимались (если чем-то плохим, то нужно сказать, что это плохое занятие). Нужно направить мальчика на хорошую правильную жизнь, нужно сказать ему, что должна быть чистота тела, одежды, окружающих вещей, что нужно быть здоровым (чистить зубы, правильно питаться, не пить алкоголь и не курить), что нужна хорошая деятельность (игры, учеба, общение на разные хорошие темы – спорт, знания (книги), автомобили, изобретения, дом, огород и т.д.), а иначе из-за плохих поступков (воровство, обман и т.д.) посадят в тюрьму, и чтобы это не случилось, надо пока быть в детском доме и жить так же, как все здесь.
20. Ситуационная задача.
Поступил запрос к социальному педагогу от классного руководителя по следующей ситуации: «В 6 «В» шел урок математики, учительница проверяла выполнение учениками домашнего задания. Алексей был не готов, и ему было не интересно наблюдать за одноклассниками, решающими на доске математические задачи. Сколько раз он пытался вникнуть в эти сложные математические схемы, но победить самостоятельно их ему не удавалось. Зато, как оказалось, на уроке можно весело проводить время, тем более что не только на него одного математика наводила скуку и непонимание. В этот раз Алексей позаимствовал у Сергея планшет и начал играть в компьютерные игры, попутно обсуждая с Сергеем ход игры. На ребят стали отвлекаться все соседние парты, в классе начал нарастать шум.
Учительница математики, Ирина Васильевна, в очередной раз увидела постоянную причину шума – играющего Алексея. Алексей был головной болью Ирины Васильевны, которая к тому же была еще и классной руководительницей 6 «В». На этого мальчика жаловались все учителя, на его постоянную не готовность к урокам и его «плохое» поведение. Семья Алексея состояла из мамы, которая занималась своей личной жизнью, и не обращала на мальчика никакого внимания. Учительница неоднократно разговаривала с непутевой мамой, но безрезультатно.
А тем временем, шум продолжал нарастать, и Ирина Васильевна, приступила к решительным действиям: она подошла к Алексею, вырвала у него планшет и потребовала прекратить заниматься посторонними делами на уроке. На что получила ответ мальчика:
— Буду заниматься тем, чем хочу, это Вас не касается!
Ирина Васильевна, опешив, смогла произнести: «Еще как касается, прекрати или…»
— Или что, ну что вы со мной сделаете? – ответил Алексей»
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов социально-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Мальчик предоставлен сам себе в своей жизни, бесконтрольный (родителям не нужен).
2. Если с мамой бесполезно разговаривать (поскольку у нее только личная жизнь в голове), то нужно провести беседу с мальчиком. Нужно спросить его, правильно ли он себя ведет в школе, с учителями; нужно, чтобы он сам понимал, что виноват (что нельзя так свободно вести себя, что нужно жить по правилам, которые установлены в обществе). А учителю нужно сказать, чтобы с этого мальчика требовала посильные (доступные для него) знания, чтобы заинтересовывала его на уроках, чтобы поощряла то, что он знает, и разбирала бы с ним непонятные моменты при обучении. Всё же с матерью мальчика тоже было бы хорошо провести беседу, посоветовать ей больше внимания обращать на сына, интересоваться его жизнью, его друзьями, его мыслями.