закон о налогах в эстонии
Налоговая система в Эстонии: просто и эффективно
Переезд в Эстонию сопряжен не только с трудностями перемены места жительства. Непохожий менталитет и сложный для изучения язык могут стать непреодолимым препятствием для многих мигрантов из России. В то же время налоги в Эстонии, система их сбора и контроля за плательщиками настолько просты, что это обеспечило стране высокое место в рейтинге государств с благоприятным бизнес-климатом.
Налоговые органы Эстонии
Администированием государственных налогов в Эстонии занимается Налогово-таможенный департамент (Maksu- ja Tolliamet). В обязанности департамента входит:
На местном уровне контролем и сбором взносов в бюджет занимаются органы городского или сельского самоуправления.
Эффективное выполнение своих обязанностей на каждом уровне обеспечивает Эстонии высокое место в рейтинге простоты ведения бизнеса. В 2021 году страна вошла в топ-20 по этому показателю.
На сегодняшний день процедура подачи отчетности занимает у рядового плательщика не более 5 минут, а отправить декларацию и оплатить обязательство можно дистанционно, через личный кабинет системы самообслуживания E-MTA.
Основы налоговой системы Эстонии
В Законе “О налогообложении” (Maksukorralduse seadus) определено, какие налоги в Эстонии относятся к основным государственным обязательствам для граждан и организаций, работающих в стране:
Граждане Эстонии и организации-резиденты отчитываются и уплачивают налоги самостоятельно. Нерезидентам будет необходимо заручиться поддержкой лицензированного налогового представителя.
Список лиц, получивших лицензию, можно найти на сайте Налогово-таможенного департамента.
Обложение доходов физических лиц
Принципы обложения доходов физических лиц изложены в Законе “О подоходном налоге” (Tulumaksuseadus). Шкала ставок НДФЛ в стране плоская, однако есть разделение тарифов по видам дохода.
Размер ставки | Тип дохода |
---|---|
20 % (стандартная) | Зарплата наемных работников и прочие доходы, для которых не предусмотрены более низкие ставки |
0.1 | Страховые пособия на случай безработицы |
0.07 | Удерживаются из суммы начисленных физлицу дивидендов |
Более низкая ставка – 7 % – предусмотрена для выплаты дивидендов физическому лицу, если до этого к ним применялась ставка в 14 %. На практике это означает, что распределенные дивиденды облагаются налогом дважды: доначисление в 14 % на этапе распределения и удержание 7 % на этапе выдачи физическому лицу.
Например, если соучредитель компании имеет право на 1 000 евро дивидендных выплат, в бюджет нужно заплатить 162,79 евро за счет предприятия (1000 × 14/86) и 70 евро за счет получателя (1000*7 %). «Чистыми» на руки учредитель получает 930 евро.
С 2021 года в стране начал действовать единый подход к определению необлагаемой части годового дохода. Максимальный размер освобожденной части равен 6 000 евро при условии, что годовой заработок не превышает 14 400 евро.
Диапазон, евро в год | Формула определения необлагаемой части | Сумма освобождения |
---|---|---|
До 14 400 | 6 000 евро за год или 500 евро в месяц | |
От 14 400 до 25 200 | 6 000 – 6 000/10 800* (фактическая сумма дохода – 14 400) | От 0 до 6 000 евро. Например, при годовой зарплате в 20 000 евро необлагаемая часть будет равна 3 111 (6 000 – 6 000/10 800*5 600) |
Свыше 25 200 | Необлагаемой части нет, НДФЛ рассчитывается со всей суммы |
Годовую сумму заработанных средств, и соответственно, подоходный налог в Эстонии можно уменьшить за счет дополнительных вычетов:
Кроме подоходного, из зарплаты наемных работников уплачиваются:
Для простоты исчисления можно воспользоваться онлайн-калькулятором определения «чистой» зарплаты и размера страховых платежей.
Правила обложения прибыли организаций
Одним из наиболее привлекательных факторов ведения бизнеса в Эстонии является то, что прибыль компаний, работающих в стране, облагается налогами по факту распределения. Это означает, что фирма платит налог на прибыль в Эстонии не с начисленных сумм, выведенных по данным бухгалтерского учета, а с выплаченных соучредителям дивидендов.
Ставка налога определяется в Законе “О подоходном налоге”. С 1 января 2021 года ее размер снижен с 20 % (или 20/80 с нетто-суммы) до 14 % (или 14/86 от выплаченной нетто-суммы), при условии, что дивиденды выплачиваются на регулярной основе не менее 3 лет подряд.
На практике законодатель предлагает использовать следующую схему:
Обязанность удержания и перечисления налога в бюджет возлагается на источник – фирму, выплачивающую средства. Часть прибыли компании, которая получена в виде дивидендов от участия в другом бизнесе, освобождена от обложения.
В стране также отсутствует отдельный налог на прирост капитала. Все операции по отчуждению ценного имущества или нематериальных активов, в результате которых бывший собственник получил финансовую выгоду, расцениваются как стандартные продажи с получением корпоративной прибыли.
Положительный результат сделки облагается по правилам Закона “О подоходном налоге” (в части, касающейся распределения дивидендов).
Налог на добавленную стоимость
Правила учета и уплаты налога на добавленную стоимость изложены в Законе “Об НДС” (Käibemaksuseadus). Большинство операций облагается по основной ставке в 20 %.
Пониженный тариф в 9 % применяется только при продаже:
Нулевая ставка применяется к товарам, вывозимым за пределы таможенной территории Эстонии, транзитным операциям, продаже товаров и услуг, предоставляемых пассажирам иностранных морских и воздушных судов.
Освобождены от уплаты НДС:
Обязательная регистрация в качестве плательщика НДС предусмотрена для субъектов хозяйствования, облагаемый оборот которых на начало календарного года превысил отметку в 40 000 евро.
Иностранная фирма, продающая товары или услуги эстонскому потребителю дистанционно, не обязана уплачивать и отчитываться по НДС. Исключение предусмотрено только для тех, кто реализует подакцизную продукцию. В этом случае обязанности по перечислению фискального обязательства берут на себя налоговые представители.
Прочие обязательства
В отличие от большинства европейских стран, в Эстонии не взимают налог на недвижимость. Однако при совершении сделок по покупке или отчуждению имущества придется заплатить гербовый сбор в размере до 0,04 % от суммы сделки. Формально бюджет пополняют только те владельцы недвижимого имущества, в собственности которых есть земельные участки.
Земельный налог обязаны платить собственники, постоянные пользователи и застройщики выделенных им территорий. Ставки обязательства утверждаются на уровне муниципалитетов и находятся в диапазоне 0,1–2,5 % от стоимости налогообложения земли (тарифы, актуальные на 2021 год, с разбивкой по регионам можно найти на сайте налогового департамента).
Освобождается от обложения только часть участка, находящаяся под жилым домом (от 0,15 до 2 гектаров). Но только при условии, что это здание является местом официальной регистрации владельца земли. Основанием для взимания фискального обязательства является Закон “О земельном налоге” в Эстонии.
Некоторые обязательства действуют только на отдельных территориях. Например, таллинский рекламный сбор. С 2021 года он начисляется ежедневно из расчета 0,55 евро за квадратный метр рекламной площади в день. Уплата производится авансом, в первый день выбранного отчетного периода; на усмотрение плательщика это может быть неделя, месяц, квартал или год.
Кроме того, местные администрации могут установить собственные сборы:
Пройдите социологический опрос!
Противодействие налоговому мошенничеству
Уклонение от платы налогов не приветствуется ни в одной стране. Эстония работает сразу по нескольким направлениям:
Налоговый департамент постоянно призывает плательщиков самостоятельно проявлять бдительность при выборе партнеров.
В помощь бизнесу и обычным гражданам с октября 2021 года запускается электронный сервис «Оценки налогового поведения» (сайт e-MTA), который даст представление о наличии регистрации НДС, действующих лицензий, непогашенных долгов и других показателей, формирующих представление о финансовой состоятельности контрагента.
Кроме того, Эстония применяет так называемые белые списки стран, с которыми можно иметь дело без опасений попасть в мошенническую схему. В них входят юрисдикции, которые власти Эстонии не считают офшорными или предоставляющими льготные режимы налогообложения. Остальные страны попадают в «черный список».
Межгосударственные налоговые соглашения
Подчинятся всем налоговым правилам Эстонской республики обязаны налоговые резиденты страны. Таковыми признаются физические лица, прожившие в Эстонии 183 и более дней. Предприятия получают статус резидента при условии, что регистрируют в республике свое постоянное представительство.
Для улучшения взаимодействия с налоговыми органами других стран Эстония заключает соглашения об избежании двойного обложения доходов и активов, а также об обмене фискальной информацией. Алфавитный список стран, подписавших договоренности, расположен на сайте Налогово-таможенного департамента.
Отчетность организаций и предпринимателей
В соответствии с Законом “О бухучете” в Эстонии все предприятия обязаны регулярно подавать отчет об итогах хозяйственного года. Предоставлять его нужно в органы регистрации субъектов хозяйствования в течение первых 6 месяцев после окончания отчетного периода.
В большинстве случаев он длится 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря), однако законодательство дает возможность зафиксировать в уставе другие даты начала и окончания хозяйственного года.
Годовой бухгалтерский отчет представляет собой документ, раскрывающий полные и достоверные данные о финансовом состоянии организации. Основные составляющие финансовой отчетности:
В зависимости от величины предприятия состав годовой отчетности будет меняться.
Категории предприятий | Состав отчетности |
---|---|
Микропредприятие (сумма активов не превышает 175 000 евро, а годовая выручка не более 50 000 евро) | Может составить только сокращенный баланс и отчет о прибыли, раскрывать информацию о хозяйственной деятельности ему не обязательно. Максимальное число приложений не должно превышать 3 документов |
Малое предприятие. Признается таковым, если выполняется одно из условий: совокупные активы более 4 млн евро; годовая выручка больше 8 млн евро; средняя численность персонала более 50 человек | Обязаны составлять подробный баланс и отчет о деятельности. Максимальное число приложений – 9 |
Средняя компания. Признается таковой, если выполняется одно из условий: совокупные активы более 20 млн евро; годовая выручка больше 40 млн евро; средняя численность персонала более 250 человек | Полная отчетность в соответствии с эстонскими или международными стандартами бухучета. В среднем пакет документов состоит из 4 обязательных отчетов и 15 приложений |
Крупная корпорация. Признается таковой, если выполняется минимум два из условий: совокупные активы более 20 млн евро; годовая выручка больше 40 млн евро; средняя численность персонала более 250 человек |
К годовой отчетности нужно приложить заключение аудитора. По Закону “О деятельности аудитора” такая проверка является обязательной, если:
Налоговую отчетность должны подавать как юридические лица, так и частные. Граждане, в зависимости от обстоятельств, должны ежегодно:
Предприниматели должны ежегодно предоставлять в налоговые службы декларацию о коммерческих доходах по форме Е.
Заключение
Членство в Евросоюзе накладывает на Эстонскую республику определенные обязательства в сфере налогообложения и обмена информацией. Однако стране удалось сохранить низкий уровень налоговых ставок, простые и удобные способы взаимодействия с фискальными органами, соединив их с эффективными методами контроля над исполнением законодательства.
Налоговые вопросы в Эстонии: Видео
Закон о налогах в эстонии
Основной закон
Банк Эстонии
Закон о Банке Эстонии | |
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО |
Налоговое право
Строительство и планирование
Общая регуляция административного права
Финансы
Закон о деятельности аудитора | Закон о накопительной пенсии¹ | |
Закон об учреждениях, занимающихся электронными деньгами | Закон о кредитных учреждениях | |
Закон об Эстонском фонде развития | Закон о бухгалтерии | |
Закон о Банке Эстонии | Закон о препятствовании отмыванию денег и финансировании терроризма¹ | |
Закон Эстонской Республики о деньгах | ||
Об обеспечении Эстонской кроны | Закон о гарантийном фонде | |
Закон о государственном обеспечении поддержки предпринимательства и кредитов | Закон о рынке ценных бумаг | |
Закон о Финансовой инспекции | Закон о замене на евро денежных единиц в правовых актах | |
Закон о сберегательно-кредитном товариществе | Закон о пособиях на учебу и учебных кредитах | |
Закон о компенсационном фонде | ||
Закон об инвестиционных фондах |
Общая регуляция хозяйственной деятельности
Хозяйственная деятельность в разных областях
Общая регуляция права на получение пенсии
Социальные пособия и услуги
Право на информацию, регистры и статистика
Равноправие
ЧАСТНОЕ ПРАВО |
Общая регуляция гражданского права
Обязательственное право
Вещное право
Семейное право
Наследственное право
| ||||||||||||
Интеллектуальная собственность
Коммерческие объединения
Недоходные товарищества и фонды
Закон о партиях |
Закон о церквях и общинах |
Закон о квартирном товариществе |
Закон о мелиорации |
Закон о недоходных товариществах |
Закон об участии государства в частно-правовых юридических лицах (недействителен) |
Закон о фондах |
ТРУДОВОЕ ПРАВО |
Трудовой договор
Время труда и отдыха
Заработная плата
| ||||||||||||
Трудовые споры
Дисциплинарная ответственность
| ||||||||||||
Здравоохранение
| ||||||||||||
Коллективное трудовое право
СУДОПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРАВО |
Судебное производство и правовая помощь
Административное судопроизводство
Уголовное судопроизводство
Неплатежеспособность
Судопроизводство по надзору за исполнением Основного закона
| ||||||||||||
Гражданское судопроизводство
Исполнительное производство
Производство по ответственности за проступки
| ||||||||||||
Pilvetehnoloogiat kasutav raamatupidamisprogramm. Aktiva kõige tähtsam omadus on kasutamise lihtsus. Hoiame kokku teie aega!
1С:БУХГАЛТЕРИЯ для Эстонии
Универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учёта.
1С:Бухгалтерия
1С:УНФ
1С:УТ
1С:Индивидуальные решения
Tipptasemel end 20 aastat õigustanud usaldusväärne äritarkvara ja e-pood parima hinnaga!
e-arveldaja on veebis asuv raamatupidamistarkvara, mis aitab ettevõtjal raamatupidamise korraldamisega mugavalt hakkama saada.
Persona on Eesti parim palga- ja personalitarkvara nii väike- kui suurfirmadele. Personat saab kasutada kuutasupõhiselt otse veebibrauseris.
1С:Бухгалтерия
Эта система программ предназначена для решения широкого спектра задач автоматизации учета и управления в современных предприятиях.
Подробнее
1С:Управление торговлей
Решает задачи управленческого и оперативного учета, анализа и планирования; автоматизирует торговые, финансовые и складские операции.
Подробнее
1С:Документооборот
Предназначена для автоматизации документооборота. Может легко быть настроена и адаптирована под специфику конкретной организации.
Подробнее
1С:Управление предприятием ERP
Решение для построения комплексных информационных систем управления деятельностью предприятий с учетом лучших мировых практик.
ERP programmi Monitor tootmisettevõtetele. Monitor sobib kõige rohkem ettevõtetele, kes vajavad täielikku ERP süsteemi, mis sisaldab kõiki tööstusettevõttele vajalikke mooduleid.
Taavi Tarkvara on käinud kaasas kõigi viimaste aastate uuendustega palgaarvestuses ja suudab automaatselt hallata kogu töötasude arvestamise keerulist valdkonda.
TAAVI Majandustarkvara on Eesti turul olnud juba üle 20 aasta, mille jooksul on kasutajate arv kasvanud üle 1500. Tarkvara on mõeldud igasuguses suuruses ettevõtetele.
KMD INF ja firmaautode käibemaks majandustarkvaras TAAVI Finants. Taavi Tarkvara on alati kaasas käinud pidevalt muutuva seadusandlusega ning viinud oma programmidesse sisse kõik muudatused.