закон о пенсиях в беларуси с дополнениями
Как в Беларуси работает Закон о пенсионном обеспечении
Пенсии являются важнейшей составляющей социальной защиты. В настоящий момент выплаты получают около 2,5 млн человек.
Право на пенсионное обеспечение в нашей стране гарантировано Конституцией и реализуется Законом «О пенсионном обеспечении» и другими законодательными актами.
У нас есть два вида пенсий – трудовые и социальные. К ним могут полагаться надбавки, повышения и доплаты.
Перерасчет пенсий проводят в связи с ростом средней заработной платы не реже одного раза в год, а также в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения – эта сумма влияет на минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, а также на доплат к пенсиям лиц в возрасте старше 75 лет. В каких случаях можно остаться без «возрастных» надбавок к пенсии мы уже рассказывали.
Главное о трудовых пенсиях
Существует несколько видов трудовых пенсий:
Данные выплаты назначают лицам, которые в период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности подлежали государственному социальному страхованию и уплачивали обязательные страховые взносы в установленном законодательством порядке.
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины с общим стажем работы не менее 25 лет, женщины – не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста. В 2021 году, к слову, мужчины уходят на пенсию в 61 года 6 месяцев, женщины – в 57 лет 6 месяцев. В 2022 году возраст выхода на пенсию увеличится для мужчин до 63 лет, для женщин – до 58 лет.
Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж).
Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требуется наличие страхового стажа:
В общий стаж, кроме периодов работы с уплатой обязательных страховых взносов, включают также:
Важно помнить, что продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии: максимально учитываемая продолжительность общего стажа составляет 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.
При исчислении пенсии за периоды работы учитывается фактический заработок (доход), из которого уплачивались страховые взносы, а за периоды иной деятельности, которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.
Главное о социальных пенсиях
Социальные пенсии назначают нетрудоспособным гражданам, которые не получают трудовую пенсию и пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального обеспечения.
Социальная пенсия положена:
Социальные пенсии рассчитывают из наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:
Белорусский закон предусматривает установление минимальных пенсионных гарантий, по которым размер назначенной пенсии не может быть ниже установленного минимального размера.
Напомним, с 1 сентября в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 августа 2021 г. № 317 «О повышении пенсий» выплаты по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца выросли на 7 %.
Получается, что средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера в сентябре составит почти 545 рублей. Но, поскольку у каждого пенсионера свои показатели стажа и заработка, увеличение номинального размера пенсии у каждого свое.
По данным Министерства труда и социальной защиты, пенсии по возрасту неработающих пенсионера с сентября составляют следующие суммы:
Льготы, необходимый стаж и механизм начисления: разбираем изменения в пенсионном законодательстве
Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.
Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году
Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.
Есть категории граждан, для которых требуется страховой стаж меньшей продолжительности.
Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
Страховой стаж нужно «оплачивать»
В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.
– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.
То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.
Что касается уплаты взносов с учетом заработной платы ниже установленной в республике минимальной заработной платы, то в таком случае стаж будет скорректирован в сторону уменьшения в соответствии с частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
Включается ли в страховой стаж советский стаж
– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.
Какие виды пенсий существуют
Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.
Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.
– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал Указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.
До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.
Как определяется размер пенсии
Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.
В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.
– Среди последних изменений – нормы Указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.
Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.
Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.
При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.
Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).
В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.
Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.
Если нет документов о зарплате
– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.
Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых
Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.
Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.
Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.
Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.
Куда обращаться за назначением пенсии
Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Виктор Мохань, «Гродзенская праўда», 26 февраля 2020 г.
Пенсия по возрасту в Беларуси
Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.
Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?
Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:
Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).
Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.
Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.
Возраст выхода на пенсию
В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:
Размеры трудовой пенсии
Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.
Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.
Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.
ноябрь 2020 – январь 2021 | 2021 (август-октябрь) | 2021 (май-июль) | 2021 (февраль-апрель) | ноябрь 2020 – январь 2021 | |
Средняя пенсия по возрасту | 545 | с августа: 512,78 с сентября: 545 | 512,78 | 512,78 | с ноября: 457,93 с декабря: 482,62 |
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) | 280,04 (72+208,04) | 278,91(70,87+208,04) | 276,36 (68,32+208,04) | 273,76 (65,72+208,04) | 260,82 (64,53+196,29) |
В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.
ноябрь 2021 – январь 2022 | 2021 (август-октябрь) | 2021 (май-июль) | 2021 (февраль-апрель) | ноябрь 2020 – январь 2021 | |
Доплата пенсионерам, достигшим 75-летия (75% от минимальной пенсии по возрасту) | 54 | 53,15 | 51,24 | 49,29 | 48,40 |
Доплата пенсионерам, достигшим 85-летия (100% от минимальной пенсии по возрасту) | 72 | 70,87 | 68,32 | 65,72 | 64,53 |
Необходимые документы для пенсии в Беларуси в 2021 году
Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.
Вместе с заявлением нужно подготовить:
Что говорит закон?
Популярные вопросы о пенсии в Беларуси
С какого возраста выходят на пенсию?
С 1 января 2017 года возраст от 60 для мужчин и от 55 лет для женщин постепенно повышается. Каждый год прибавляется 6 месяцев к пенсионному лимиту. Остановится рост в 2022 году, когда возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В 2021 году действуют такие возрастные ограничения – 62 года 6 месяцев для мужчин и 57 лет 6 месяцев для женщин.
Размер минимальной пенсии по возрасту в 2020
С 1 ноября 2021 года минимальная пенсия по возрасту выросла до 72 рублей. Положенная доплата – 208,04 рублей. Общая сумма – 280,04 рубль.
Куда нужно обращаться для начисления пенсии по возрасту?
Заявление вместе с необходимыми документами необходимо подавать по месту последней работы. Если человек перед пенсией не работал, имел статус индивидуального предпринимателя или творческого работника, то нужно обращаться непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.
На что влияет страховой стаж?
Страховой стаж необходим для начисления пенсии за выслугу лет. Страховой стаж в 2021 году – 18 лет. К 2025 году он вырастет до 20 лет.
Закон о пенсиях в беларуси с дополнениями
С 1 января 2009 года в Беларуси введена система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон о ППС).
Эта система основана на принципе предварительного накопления средств на выплату профессиональных пенсий. Таким работникам назначается досрочная профессиональная пенсия до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста. Размер ее исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.
Досрочная пенсия по нормам Закона о ППС назначается при отработке работником после 1 января 2009 года более половины требуемого льготного стажа.
Справочно: до 1 января 2009 года право на досрочные пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) предоставлялось по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон о пенсионном обеспечении) и их финансирование осуществлялось из общей пенсионной системы. Общая пенсионная система в стране действует на принципе текущего финансирования.
17 января 2020 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 15, на основании которого с 1 января 2020 года изменился подход в назначении досрочных пенсий.
Указ касается тех лиц, которые формируют свое право на назначение пенсий за работу в особых условиях труда и в связи с занятостью отдельными видами профессиональной деятельности. К ним, в частности, относятся:
С принятием настоящего Указа работникам с длительным стажем работы в неблагоприятных условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 года (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставляется право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону о пенсионном обеспечении (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно).
Указанная пенсия назначается из средств общей пенсионной системы.
Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 года не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования. При этом не играет роли, переработана ли половина такого стажа после 1 января 2009 года. Однако оформить досрочную льготную пенсию в управлении социальной защиты возможно только при совпадении всех условий вместе:
Рассмотрим пример: для женщины работницы текстильного производства, занятой на станках и машинах, трудовым законодательством для назначения льготной пенсии предусмотрен суммарный льготный стаж не менее 20 лет, и если его большая часть составит не менее 10 лет в период до 1 января 2009 года, то она может рассчитывать на трудовую пенсию за работу в особых условиях труда раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет по закону о пенсионном обеспечении.
Работникам, занятым на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1 января 2009 года отработали менее половины льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, предоставляется право:
(1) формирования досрочной профессиональной пенсии.
В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН) (назначается досрочная профессиональная пенсия в данном случае, при соблюдении всех норм, предусмотренных статьей 11 Закона о ППС: достижение необходимого возраста и наличие общего и профессионального стажа работы).
(2) выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии.
(3) получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо указанного страхования.
Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. То есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате. Не имеют права на доплату те работники, у которых более половины льготного стажа отработано до 1 января 2009 года.
Назначением профессиональных пенсий занимаются районные отделы Фонда социальной защиты населения. А решения о доплатах вместо профессионального пенсионного страхования принимают работники совместно с нанимателем.
Указом также в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается с 1 января 2021 года повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых на работах с особыми условиями труда по Спискам № 1 и № 2).