закон о пенсиях в ссср до 1990 года
Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»
Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I
«О пенсионном обеспечении граждан в СССР»
ГАРАНТ:
О введении в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета СССР от 15 мая 1990 г. N 1481-I
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР гарантирует всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных япенсий.
Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался труд как источник роста благосостояния народа и каждого советского человека, исключался уравнительный подход в пенсионном обеспечении. Он устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и других категорий трудящихся.
Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров, в том числе путем регулярного пересмотра размеров пенсий по мере изменения стоимости жизни и повышения эффективности экономики страны.
Президент Союза Советских
Социалистических Республик
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»
Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 6 июня 1990 г. N 23, ст. 416
Согласно постановлению ВС РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 341-1 настоящий Закон не применяется на территории РСФСР с 1 марта 1991 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Кому положена доплата за детей, рождённых до 1990 года. Правда и домыслы
Ольга Соколова, корреспондент газеты «Хабаровский пенсионер»
«Взрыв мозга» произошел недели две назад — интернет растиражировал очередное «разоблачение» пенсионной системы в России: «Женщинам, родившим детей до 1990 года, положена прибавка к пенсии». И почему они от нас это скрывают! Шутки шутками, но юмор из разряда черного: после такого информационного вброса, непонятно зачем и кому понадобившегося, на клиентские службы ПФР обрушился шквал обращений. Например, в Управлении ПФР по Хабаровску и Хабаровскому району в день принимали более 100 заявлений. На большинство из них специалистам придется ответить отказом. Почему? Разберемся по порядку.
Нам посулили «золотые горы»
Многочисленные сайты в интернете постят практически одно и то же. Называются даже конкретные суммы «положенной прибавки», цитирую:
«Родившие во времена СССР могут рассчитывать на денежные надбавки в сумме: один ребенок — 3416 рублей, двое детей — 4270 рублей, трое отпрысков — 5124 рубля».
Еще больше обещают тем, на кого «в 2015 году представителями правительства был составлен подробный список». Якобы эти люди «в первую очередь должны рассчитывать на прибавку к пенсии: работающие пенсионеры; лица, достигшие возраста 80 лет; инвалиды; пенсионеры, имеющие иждивенцев; бывшие и нынешние работники регионов Крайнего Севера».
Примечательно, что в сообщениях подобного рода нет ссылок на конкретные законы и конкретных чиновников. Упоминаются лишь некие «аналитики ПФ», «представители правительства» и целиком «законодательство нашей страны»… Между тем в ПФР работают конкретные люди, и они не засекречены. А пенсионное обеспечение в России регламентируется конкретным законом, который тоже есть в свободном доступе.
Правда, в постсоветский период он претерпел несколько изменений. С 2015 года и по сию пору действует Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017). Ваш корреспондент с легкостью нашла его на сайте ПФР в разделе «Законодательство» — «Пакет законов по пенсионной реформе». Любой гражданин может его досконально изучить, было бы желание. А если возникнут вопросы — обратиться за разъяснениями к специалистам ПФР.
Кому на самом деле положена доплата
Что касается доплат женщинам, имеющим детей, я, в целях экономии времени (и вдруг чего не так пойму, а за мной мои читатели), обратилась напрямую к специалистам Отделения ПФР по Хабаровскому краю. Елена Андрусенко, начальник управления организации назначения и выплаты пенсий ОПФР, рассказала следующее:
«С учетом норм пенсионного законодательства, вступившего в силу с 1 января 2015 года, появилась возможность одному из родителей (чаще это женщины), по их выбору, заменить период работы периодом ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности (то есть за четырьмя детьми), который будет учтен в баллах.
Напомню, что с 1 января 2015 года за периоды ухода за детьми начисляются пенсионные баллы: 1,8 балла за год ухода за первым ребенком, 3,6 балла — за год ухода за вторым, 5,4 балла — за год ухода за третьим и последующими детьми. Так, например, родив четверых детей и находясь в отпуске по уходу за ними в общей сложности 6 лет, женщина может заработать 24 пенсионных балла.
Здесь очень важно отметить, что не всегда такая замена (периода работы на период ухода) может быть выгодна пенсионеру. То есть, она не обязательно приведет к увеличению размера пенсии!
Возможность замены периодов, а главное — ее целесообразность, определяется специалистами ПФР расчетным путем индивидуально, исходя из персональных параметров заработанных гражданином пенсионных прав. Чаще всего выбор в пользу периодов ухода актуален для женщин, имевших в течение трудовой деятельности низкую заработную плату, которая и была принята во внимание при расчете пенсии.
Таким образом, речь не идет об изменениях или дополнениях в действующем пенсионном законодательстве, а также о каких-либо дополнительных выплатах к пенсии за детей, рожденных в СССР. И уж тем более в размерах, превышающих 3000 рублей!
Женщины, пенсии которым были назначены до 1 января 2015 года, вправе обратиться в органы ПФР за возможным перерасчетом пенсии для замены периодов работы (трудовой деятельности) периодами ухода за детьми в баллах.
Конечно же, перерасчет будет сделан только тем пенсионерам, кому он будет выгоден, чтобы ни в коем случае не уменьшить размер пенсии.
Прибавка к пенсии в результате такого перерасчета может быть от 20 до 700 рублей.
Срок подачи заявления не ограничен, это можно сделать в любое время. Подать заявление можно в электронном виде на Едином портале госуслуг, в МФЦ или клиентской службе Пенсионного фонда. 1
Перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения.
Тем, кому пенсия назначена в 2015 году и позднее, беспокоиться о перерасчете не нужно: при назначении пенсии им уже выбран наиболее выгодный вариант в соответствии с законодательством.
Перерасчет действует давно
Так что же все-таки произошло? И почему мы назвали ошибочным утверждение, что «в первую очередь должны рассчитывать на прибавку к пенсии: работающие пенсионеры; лица, достигшие возраста 80 лет; инвалиды; пенсионеры, имеющие иждивенцев; бывшие и нынешние работники регионов Крайнего Севера»? Да потому, что перерасчеты в рамках пенсионного законодательства у этих категорий пенсионеров действовали до 2015 года, не исчезли и после введения 400-го закона.
По незнанию или нежеланию разбираться авторы нашумевшей фейк-новости (от английского Fake — «фальшивый, поддельный») в одну кучу свалили все существующие в пенсионном законодательстве перерасчеты пенсий.
Так, работающим пенсионерам, получающим страховую пенсию, она пересчитывается ежегодно. Это так называемый августовский перерасчет по страховым взносам, которые за них начислил работодатель в прошлом году. А когда они оставят работу, им проиндексируют пенсию на проценты пропущенных ежегодных февральских индексаций.
Лицам, достигшим возраста 80 лет, вдвое увеличивается фиксированная выплата к страховой пенсии. Сравните, на данный момент ее общий размер составляет 4805,67 рубля, а у 80-летних — 9610,22 рубля.
Инвалидам первой группы фиксированная выплата удваивается, не дожидаясь 80 лет, а как только назначается страховая пенсия по инвалидности. Кроме того, они получают доплату взамен натуральных льгот — в виде Ежемесячной денежной выплаты. И Набор социальных услуг, который по их выбору можно получать или деньгами, или услугами.
При появлении у пенсионера нетрудоспособных иждивенцев (например, дети или внуки, оказавшиеся на их попечении) также устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости. При этом учитывается не более трех нетрудоспособных иждивенцев. Сейчас это от 6406,81 до 9610,21 рублей в зависимости от количества иждивенцев. Если иждивенцы есть у человека, получающего страховую пенсию по инвалидности или у достигшего 80-летнего возраста, в этих случаях фиксированная выплата еще выше. Плюс страховая часть, естественно.
«Бывшие и нынешние работники регионов Крайнего Севера» — какие доплаты получают они?
У пенсионеров, которые постоянно живут в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним, фиксированная выплата увеличивается на районный коэффициент, действующий в районе проживания.
Те же граждане, которые выработали в северных районах положенный страховой стаж и выехали в более благоприятные для проживания районы, например в Хабаровск, получают повышенную фиксированную выплату в размере пенсии. Сейчас это 7207,61 рубля плюс страховая часть.
Из всех перечисленных случаев перерасчета пенсий подавать заявление требуется только в одном — если на содержании пенсионера появились нетрудоспособные иждивенцы. В остальных случаях перерасчет делается работниками ПФР в беззаявительном порядке — по данным, которые содержатся в базе персонифицированного учета. +
Вот так на самом деле обстоят дела со сногсшибательной новостью о доплате «за рожденных в СССР». Читатель, конечно, вправе выбирать, кому верить. Но лично я, являясь пенсионером и матерью двоих детей, рожденных до 1990 года, выбираю Закон. Плох он или хорош — другого все равно нет.
Закон о пенсиях в ссср до 1990 года
О пенсионном обеспечении граждан в СССР
(с изменениями на 17 апреля 1991 года)
_____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 марта 1991 года на основании
постановления Верховного Совета РФ от 20 ноября 1990 года N 341-1
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом СССР от 17 апреля 1991 года N 2121-1.
____________________________________________________________________
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР гарантирует всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий.
Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался труд как источник роста благосостояния народа и каждого советского человека, исключался уравнительный подход в пенсионном обеспечении. Он устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и других категорий трудящихся.
Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров, в том числе путем регулярного пересмотра размеров пенсий по мере изменения стоимости жизни и повышения эффективности экономики страны.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Право граждан в СССР на
государственное пенсионное обеспечение
Граждане СССР имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Проживающие в СССР иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами СССР, если иное не предусмотрено законодательством СССР.
Статья 2. Виды государственных пенсий
По настоящему Закону назначаются:
по возрасту (по старости)*;
по случаю потери кормильца; за выслугу лет;
б) социальные пенсии.
Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом, при соблюдении других условий, предусмотренных настоящим Законом:
в_1) лица, работающие в религиозных организациях, включая священнослужителей,- при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд СССР» (пункт дополнительно включен Законом СССР от 17 апреля 1991 года N 2121-1);
г) другие лица, подлежащие государственному социальному страхованию;
д) работники военизированных формирований, не подлежащие государственному социальному страхованию, лица начальствующего и рядового состава службы специальной связи Министерства связи СССР;
е) учащиеся высших и средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров, аспиранты и клинические ординаторы, докторанты;
ж) лица, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей либо в связи с выполнением долга гражданина СССР по спасанию человеческой жизни, по охране государственной, коллективной собственности, собственности граждан СССР и правопорядка;
з) лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста;
Статья 4. Пенсионное обеспечение военнослужащих
и их семей
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей, устанавливаются Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих». Им предоставляется также право на получение пенсий на основаниях, предусмотренных настоящим Законом. При этом все виды денежного довольствия военнослужащих, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, учитываются наравне с заработной платой рабочих и служащих.
Статья 5. Лица, имеющие право на социальную пенсию
Право на социальную пенсию имеют все нетрудоспособные граждане независимо от социальной принадлежности на условиях, определяемых настоящим Законом.
Статья 6. Право выбора пенсии
Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.
Статья 7. Обращение за назначением пенсии
Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком.
При этом пенсии по возрасту и по инвалидности назначаются независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пенсией или продолжается. Пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении работы, дающей право на эту пенсию.
Статья 8. Средства на выплату пенсий.
Освобождение пенсий от налогов
Выплата пенсий осуществляется из Пенсионного фонда СССР.
Пенсионный фонд СССР является самостоятельной финансово-банковской системой, не входит в состав государственного бюджета СССР, формируется за счет средств, осуществляемых предприятиями и организациями на цели социального страхования по тарифам, дифференцированным в зависимости от опасности, вредности, тяжести работ и состояния других условий труда, страховых взносов лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, обязательных страховых взносов граждан, а также средств государственного бюджета СССР. Положение о Пенсионном фонде СССР утверждается Советом Министров СССР совместно с ВЦСПС.
Пенсии не подлежат обложению налогами.
Статья 9. Добровольное страхование
дополнительной пенсии
Наряду с государственным пенсионным обеспечением из Пенсионного фонда СССР трудящиеся имеют право заключать договоры добровольного страхования дополнительной пенсии. Источником для выплаты дополнительной пенсии в системе Госстраха СССР является страховой фонд, состоящий на 50 процентов из личных взносов трудящихся и на 50 процентов из средств государственного бюджета СССР.
Предприятия и организации по решению администрации и профсоюзного комитета, если это предусмотрено коллективным договором (соглашением), а также колхозы и другие кооперативы по решению общего собрания могут возмещать работникам за счет собственных средств, предназначенных для оплаты труда, полностью или частично взносы, уплаченные ими по договорам добровольного страхования дополнительной пенсии.
Статья 10. Органы, осуществляющие
пенсионное обеспечение
Пенсионное обеспечение по настоящему Закону производится органами социального обеспечения. Управление Пенсионным фондом СССР, единообразное применение настоящего Закона и государственная экспертиза условий труда по вредности и тяжести осуществляются в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Статья 11. Контроль профессиональных союзов за
пенсионным обеспечением трудящихся
Профессиональные союзы осуществляют в целях защиты интересов трудящихся общественный контроль за правильным применением настоящего Закона и за расходованием средств, выделяемых на пенсионное обеспечение и социальное обслуживание пенсионеров.
Статья 12. Вопросы, относящиеся к ведению
Совета Министров СССР
К ведению Совета Министров СССР, помимо предусмотренных в настоящем Законе, относятся также вопросы, связанные с порядком назначения и выплаты пенсий, определением особенностей исчисления стажа отдельных категорий граждан, с соблюдением гарантий, предусмотренных настоящим Законом.
Раздел II. Трудовые пенсии
Пенсии по возрасту
Статья 13. Условия назначения пенсий
Право на пенсию по возрасту имеют:
Статья 14. Пенсии на льготных условиях
На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы:
а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда,- по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Советом Министров СССР, и по результатам аттестации рабочих мест:
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 13 настоящего Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам;
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 13 настоящего Закона, на 1год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР;
Начиная с 1996 года назначение и выплата пенсий в соответствии с пунктами «б» и «в» настоящей статьи производятся предприятиями и организациями в порядке, определяемом коллективным договором, за счет собственных средств.
В период до 1996 года работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее чем по достижении 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств предприятий и организаций, предназначенных на оплату труда, которые перечисляются в Пенсионный фонд СССР на выплату пенсий до достижения работником пенсионного возраста, предусмотренного статьей 13 настоящего Закона.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, работавших до введения в действие настоящего Закона на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, определяется статьей 127 настоящего Закона.
Контроль за правильностью применения списков на льготное пенсионное обеспечение (пункты «а» и «б») и качеством проведения аттестации рабочих мест на предприятиях и в организациях, подготовка предложений по совершенствованию этих списков возлагаются на органы Государственной экспертизы условий труда. Положение об органах Государственной экспертизы условий труда и порядок проведения аттестации рабочих мест утверждаются Советом Министров СССР.
За «советский» стаж специалисты Пенсионного фонда делают расчет самостоятельно
Гражданам, имеющим «советский» стаж (стаж до 01.01.1991 г.), при назначении пенсии за эти трудовые годы устанавливаются дополнительные проценты к пенсионному расчетному капиталу. Действующим законодательством предусмотрено такое увеличение. Согласно статье 30.1 Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.01.2010 г. расчетный пенсионный капитал, установленный на 1 января 2002 г., увеличивается на 10%, и, сверх того, по 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991г.
Процесс «валоризации» (так называется установление дополнительных коэффициентов при расчете пенсии за стаж до 2002 года) начался с 1 января 2010 года. Валоризация была произведена в отношении всех «действующих» на тот момент пенсионеров. Однако она касается и тех, кто только сегодня достиг пенсионного возраста, оформляет страховую пенсию и имеет при этом «советский» стаж.
Специалисты Пенсионного фонда делают расчет самостоятельно на основании документов, представленных работодателями в ПФР. При этом никаких ограничений по учету «советского» стажа нет – учитывается ВЕСЬ трудовой стаж, подтвержденный должным образом. Таким образом, и тем гражданам, которым уже установлена пенсия, и тем, кто только сегодня её оформляет, пенсия устанавливается с учетом «советского» стажа и дополнительных коэффициентов за него, если гражданин осуществлял трудовую деятельность в указанный период. Механизм валоризации применяется ко всем страховым пенсиям, независимо от вида.
Сколько пенсионерам доплатят за «советский» стаж
После 2002 года пенсионное законодательство в нашей стране начало стремительно меняться. В связи со всеми изменениями, более запутанным стал расчет пенсии, ведь у большинства сегодняшних пенсионеров основной стаж выработан еще до изменений, т.е. до 2002 года, а также в советское время, когда действовало совершенно иное законодательство.
В связи с этим у пенсионеров и у лиц, которые планируют выход на пенсию, возникает справедливый вопрос: а сколько полагается доплаты за так называемый советский стаж, т.е. за период работы до 2002 года. Этот вопрос мы и рассмотрим более подробно с примером расчета.
Доплата за стаж, пример расчета
Таким образом, за советский стаж полагается доплата. А вот, сколько это в деньгах, рассмотрим на примере, сделав расчет по формулам, указанным в ФЗ № 173 от 17.12.2001 года.
Итак, Иванов И.И. выходит на пенсию в 2019 году. При этом, имея 25 лет трудового стажа до 2002 года, из них до конца 1990 года – 14 лет. Стажевый коэффициент в силу ст. 30 ФЗ №173 составит 0,55, пои этом коэффициент соотношения заработков у него максимальный 1,2 (это зависит от размера зарплаты). Имея данные, мы можем определить размер расчетного пенсионного капитала:
0,55 х 1,2 х 1671 (средняя зарплата с 01.07 по 30.09. 2001 год) = 1102,86 рубля. Это значение расчетного размера пенсии.
148 852,08 рубля/228 х 5,6148 (индекс произведения всех коэффициентов индексации с 2003 по 2014 год) = 3 665, 68 рубля.Эта сумма и будет являться страховой частью пенсии.
Теперь 3 665, 68 разделим на 64,10 (стоимость балла в 2015 году) и получим 57,18 баллов. Т.е. к баллам, который заработал Иванов И.И. с 2015 года, добавится чуть более 57 баллов.
В 2019 году стоимость балла составляет 87 рублей 24 копейки, таким образом, 57,18 х 87,24 = 4 988,38 рубля. Такая прибавка будет к пенсии за советский стаж.
Расчет валоризации
Таким образом, согласно ст. 30.1 ФЗ №173 к расчетному пенсионному капиталу прибавляется 10 процентов от величины капитала, который сформировался по состоянию на 2002 год. Также, за каждый год стажа до 1991 года добавляется 1 процент.
Теперь рассчитаем валоризацию Иванову И.И.
10%+14% (до 31 декабря 1990 года стаж составил 14 лет, по 1 проценту на 1 год) = 24 процента. Таким образом, добавится еще 24 процента от суммы в 148 852, 08 (сумма расчетного пенсионного капитала у Иванова И.И.).
Далее, 24% х 148 852,08 / 228 х 5,6148 = 879,76 рубля составит размер валоризации.
879,76/64,10 = 13,72 балла.
Умножим 13,72 на 87,24 (стоимость балла в 2019 году) получаем 1196,93 рубля – это и будет доплата за валоризацию.
Итого, доплата к пенсии за советский стаж на примере Иванова И.И. составит: 4 988,38+1196,93= 6 185,31 рубля.
Знайте о своих правах и при любых сомнениях требуйте полного расчета от Пенсионного Фонда.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.