закон о проверке налоговой банковских счетов
ФНС России разъяснила, в каких случаях счета физлиц подлежат налоговым проверкам
dedivan1923 / Depositphotos.com |
На официальном сайте ФНС России опубликованы разъяснения о том, какая именно информация сможет послужить основанием для проведения налоговыми органами проверки счетов физического лица.
Как отмечается, запросить указанную информацию об операциях по счету физического лица, включая выписки по счетам, к которым привязаны платежные карты (с 1 апреля также по электронным кошелькам физлица), налоговые органы могут только в рамках проведения налоговых проверок, согласованных с руководителем регионального Управления ФНС или руководителем ФНС России (его заместителем). Без проведения указанных проверок налоговые органы не имеют прямого доступа к счетам физлиц и не смогут контролировать движение средств по ним.
В качестве примера основания для проведения проверки указана любая информация о том, что физлицо нелегально осуществляет предпринимательскую деятельность. В этом случае такого «предпринимателя» могут пригласить в налоговую инспекцию для дачи пояснений на предмет наличия незадекларированного дохода. При этом ФНС России опровергает информацию, появившуюся в СМИ, о повсеместном вызове владельцев карт, применении санкций за все невыясненные поступления на карты граждан, связанных с поправками в законодательство, вступающими в силу с 1 июля 2020 года. Ведомство подчеркивает, что такие сведения не соответствуют действительности.
Новые правила блокировки счетов
ИП и компании ожидают новые правила блокировки счетов. Поправки начнут работать с 1 июля 2021 года и у бизнесменов есть время подготовиться к ним.
Новый порядок блокировки счетов за нарушение сроков сдачи отчетности в налоговую инспекцию утвержден Федеральным законом от 09.11.2020 г. № 368-ФЗ (далее по тексту — Закон № 368-ФЗ).
В каких случаях налоговики могут заблокировать счет?
Налоговая инспекция вправе заблокировать расчетный счет компании по следующим основаниям:
В этом случае блокировка счета осуществляется в пределах суммы возникшей недоимки (письмо Минфина РФ от 15.04.2010 г. № 03-02-07/1-167).
В этом случае ограничений в части суммы блокировки нет. Компания и ИП не смогут осуществлять расходные операции с денежными средствами, как находящимися на счета, так и поступающими на него (письмо Минфина РФ от 17.04.2007 г. № 03-02-07/1-182).
Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств принимается налоговыми органами в течение 10 рабочих дней со дня истечения установленного срока для передачи электронной квитанции (письмо ФНС РФ от 16.02.2016 г. №ЕД-4-2/2436@).
Новые правила блокировки счетов
В случае, если компании и ИП заблокировали счета за неуплату налогов, взносов, то налоговики направляют компании сначала требование об уплате налога и решение о взыскании. То есть налогоплательщик заранее осведомлен о действиях налоговой инспекции. Правда, бывает, что компания и ИП получают документы от налоговой инспекции уже после произведенной банком блокировке счетов.
В том случае, если счет заблокирован по причине непредставления налоговой отчетности компании и ИП, налоговики никаких решений направлять не должны. Более того, по мнению ФНС РФ, «. предложение о предварительном информировании о предстоящем приостановлении операций по счетам в банках будет способствовать общему ослаблению налоговой дисциплины, „затягиванию“ сроков приостановления». А это предоставит дополнительную возможность недобросовестным плательщикам перечислять денежные средства, находящиеся на счетах в банках, контрагентам без исполнения соответствующих налоговых обязательств.
Поэтому налоговики считали, что их право на взыскание долга не должно быть поставлено в зависимость от факта оповещения налогоплательщиков о предстоящих действиях налогового органа.
Как сообщали налоговики, исходя из приведенных статистических данных будет значительно увеличена нагрузка, приходящаяся на сотрудников налоговых органов, в части информирования о предстоящей блокировке счетов налогоплательщиков.
Пожаловались налоговики и на необходимость дополнительных материальных затрат, связанных с отправкой сообщений в адрес налогоплательщиков. Это бумага, оплата почтовых услуг, что приведет к необходимости увеличения бюджетного финансирования. При этом такое информирование не приведет к увеличению налоговых поступлений (письмо ФНС РФ от 28.07.2016 г. №АС-3-15/3463).
Тем не менее, ситуацию удалось переломить.
Начиная с 1 июля 2021 года, налоговики получили право уведомлять компанию или ИП о будущих блокировках счетов за невовремя сданную отчетность.
По мнению, министра финансов А. Силуанова, такое правило позволит исключить неожиданную блокировку счетов из-за непреднамеренных нарушений налогоплательщиков.
Налоговики должны сначала направить уведомление компании и ИП в срок не позднее чем в течение 14 рабочих дней до момента принятия решения о блокировке счетов.
Таким образом, поправки, внесенные Законом № 368-ФЗ, должны облегчить работу бухгалтеров. Как будет новая норма работать на практике, неизвестно. Ведь у налоговиков нет ответственности за ненаправление уведомления о предстоящей блокировке счетов.
Еще одно безусловно благоприятное изменение касается увеличения периода просрочки сдачи отчетности в налоговую инспекцию, за который могут заблокировать счета.
Теперь заблокируют счета компании и ИП в случае, если просрочка сдачи отчетности в налоговую составляет 20 рабочих дней и более.
Сейчас налоговики имеют право блокировать счета при просрочке в 10 рабочих дней (пп.1 п.3 и п.3.2 ст.76 НК РФ).
Таким образом, срок несдачи отчетности, при котором могут заблокировать счет, увеличен в 2 раза, что дает компаниям и ИП дополнительное время для сдачи «забытой» отчетности в налоговую инспекцию.
Невозможность использования счета приведет к вынужденной приостановке деятельности компании, что негативно отразится на ее состоянии. Поэтому банки и налоговые часто используют блокировку счета в качестве инструмента воздействия на нарушителей финансового и налогового законодательства.
За что могут заблокировать счет?
Потенциальная опасность блокировки есть у всех, кто имеет счет в банке и пользуется им для личных или коммерческих целей. Заблокировать его может банк, налоговая или судебные приставы по решению суда.
Когда блокирует банк
Основная причина — невыполнение требований ФЗ № 115. Этот НПА был принят в 2001 году, его основная цель — борьба с теневым бизнесом и предотвращение оттока денег, которые могли бы спонсировать различные махинации.
Получается, что любая операция может быть признана подозрительной. В этом случае банк проводит внутреннюю проверку: запрашивает у клиента документы по сделкам. Если требуемых сведений не предоставить, то счет могут заблокировать. В особой группе риска состоят те, чьи счета уже «замораживались».
Почему налоговая может «заморозить» счет
После того, как счета предприятия будут «заморожены», финансовые операции с их участием совершить невозможно. Это не коснется зарплатных, компенсационных и алиментных выплат, обязательств по уплате штрафов и страховых взносов.
Блокировка по решению суда
Подобное может случиться только с должниками по алиментам или теми людьми, которые имеют просроченные кредиты. Исполнительное производство открывают по заявлению взыскателя — того, кому должны денег. Именно на основании этого документа пристав начинает действовать.
Должнику дается время на то, чтобы добровольно вернуть имеющиеся долги. Если человек проигнорирует это предписание, его счет могут «заморозить» — по закону взыскание сначала обращается на деньги, в том числе безналичные. И только потом на имущество и ценности.
Примечание: решение суда накладывает арест не на сам счет, а на определенную сумму — величину задолженности. Когда нужное количество средств есть на счету, их просто списывают. Если денег не хватает, то счет заморозят: снять наличные или сделать перевод станет невозможным. Все поступающие платежи будут перенаправлять взыскателю.
Как проводится процедура?
Счет будет заблокирован с момента, когда банк получит постановление из налоговой, и до того времени, пока это решение не отменят.
Можно ли избежать блокировки счета?
Избежать проблем с налоговой можно, если не нарушать их требований: своевременно сдавать все отчеты, оплачивать налоги и делать требуемые взносы. С судебными приставами тоже все просто: не нужно «обрастать» долгами. С банками немного сложнее, но тоже решаемо.
Счет заблокировали — что делать для возобновления работы
Если счет заблокирован по решению суда из-за образовавшейся задолженности, нужно ее погасить.
Если операции по счету приостановила ИФНС, первое, что должен сделать владелец — узнать, что стало причиной и насколько законными были действия налоговиков.
Если окажется, что решение было незаконным, то предприниматель должен обжаловать его через арбитражный суд. Одновременно с обжалованием можно направить ходатайство о приостановлении действия оспариваемого постановления (статья 199, часть 3 АПК РФ). Если суд решит, что основания для этого уважительны, организация сможет пользоваться своим счетом на протяжении всего периода судебного разбирательства.
О том, что все предписания выполнены, нужно уведомить налоговую. К документам, которые это подтвердят, приложить заявление об отмене решения приостановлении операций по счету. Если прошение будет удовлетворено, то возможность пользоваться счетом восстановят в ближайшие дни (статья 76 НК РФ, часть 4).
Что изменится с июля 2021 года
Эти нововведения помогут исключить неожиданную блокировку счетов из-за непреднамеренных нарушений, сделанных налогоплательщиками.
Но как новшества будут работать на практике предвидеть сложно, ведь для налоговиков не предусмотрена ответственность за ненаправление предварительного уведомления о предстоящем ограничении. Поэтому предпринимателям рекомендуется все же не пускать ситуацию на самотек и вовремя сдавать все отчеты.
Кроме того, нужно постоянно мониторить законодательство, чтобы своевременно реагировать на внедряемые изменения, что отнимает много времени. Эту задачу лучше поручить профессионалам.
Специалисты нашей компании всегда в курсе последних событий и могут помочь вашему предприятию в решении любых вопросов, связанных с блокировкой счетов. Если ваш счет уже заблокирован, мы поможем сократить срок его разблокировки и поможем в подготовке соответствующих документов. Для того, чтобы обезопасить себя от блокировок, звоните или пишите нам, мы дадим полную консультацию, которая снизит ваши риски.
Бухгалтерское агенство «Простые Решения»
Блокировка счета налоговой в 2021 году: как проверить ее на сайте ИФНС и что делать
Как на сайте ФНС проверить наличие ограничений по счету
Вообще-то налогоплательщики должны узнавать о блокировке счетов от налоговиков. Согласно пункту 4 статьи 76 НК РФ, инспекторы обязаны не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения о приостановлении операций по счету в банке направить владельцу счета копию соответствующего документа. Сделать это можно по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет. Также копия может вручаться налогоплательщику (его представителю) лично.
Однако на практике ИФНС часто пренебрегает этой обязанностью. Тем более, что никаких негативных последствий за ее неисполнение не предусмотрено. Суды отказываются отменять «блокировочные» решения, о которых инспекторы не уведомили налогоплательщиков в соответствии со статьей 76 НК РФ (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.06.10 № А45-23256/2009). Поэтому в большинстве случаев информацию о блокировке счета налогоплательщики получают от своего банка. Также проверить наличие или отсутствие решения налоговиков о блокировке можно при помощи специального сервиса на сайте ФНС. Узнать можно о блокировке как своего счета, так и счета контрагента.
Для этого нужно выбрать в меню «Тип запроса» вариант «Запрос о действующих решениях о приостановлении». Далее в появившихся ниже полях указывается ИНН организации, а также БИК банка, в котором открыт проверяемый счет (если интересуют сведения о счете контрагента, соответствующие ИНН и БИК можно узнать из заключенного с ним договора). После этого нужно нажать кнопку «Отправить запрос». Результат проверки появится на этой же странице. Если ИФНС приняла решение о блокировке счета, будут указаны реквизиты этого документа.
Причины введения ограничений по счету
Налоговая инспекция может приостановить операции по счету в пяти случаях. Три из них связаны с «документальными» нарушениями, а два — с неуплатой налогов и других платежей.
Начнем с первой группы. ИФНС вправе заблокировать счет, если в течение 20 рабочих дней после окончания установленного срока не сданы декларация по итогам налогового периода, расчет по страховым взносам или 6-НДФЛ (подп. 1 п. 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ). Существует закрытый перечень причин, по которым отчетность по налогам и взносам не считается представленной (см. «По каким основаниям налоговики не примут отчетность, сданную после 1 июля»).
ВАЖНО
За непредставление промежуточной отчетности, даже если она называется декларацией (например, по налогу на прибыль), а также бухгалтерской отчетности счета не блокируются. Об этом неоднократно заявляли чиновники Минфина (письма от 04.07.13 № 03-02-07/1/25590 и от 19.08.16 № 03-11-03/2/48777) и ФНС (п. 20 приложения к письму от 17.04.17 № СА-4-7/7288@).
С 1 июля 2021 года у ИФНС появилось право заранее информировать налогоплательщиков о риске ареста банковского счета в связи с непредоставлением отчетности (п. 3.3 ст. 76 НК РФ ). Уведомление направляется не позднее, чем в течение 14 дней до дня принятия решения о «заморозке». Прочитать его можно в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС в разделе «Как меня видит налоговая» (во вкладке «Риск блокировки счета»; см. «Блокировать счета за несданную отчетность будут по новым правилам»).
Следующий повод для «заморозки» счета касается лиц, которые обязаны сдавать отчетность в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора ЭДО (электронного документооборота). Если в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности, налогоплательщик не заключил договор, необходимый для электронного документооборота с ИФНС, его счет могут заблокировать (п. 5.1 ст. 23 и подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
СПРАВКА
К числу лиц, обязанных отчитываться в электронном виде, относятся крупнейшие налогоплательщики, а также организации и ИП, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий год превысила 100 человек. Кроме того, это вновь созданные организации со среднесписочной численностью работников более 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ). Наконец, это почти все организации и ИП, которые сдают декларации по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ), а также те, кто выплачивает доходы более чем 10 физлицам в год (п. 2 ст. 230 и п. 10 ст. 431 НК РФ).
Еще одно «документальное» нарушение связано с несоблюдением регламента электронного документооборота с инспекцией. Счет могут заблокировать, если налогоплательщик более чем на 10 рабочих дней задержал направление в ИФНС электронной квитанции о приеме по ТКС требования о представлении документов, пояснений или уведомления о вызове в инспекцию (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Вторая группа оснований для ареста счета включает в себя две ситуации. Первая — вынесение инспекцией решения о взыскании налогов, сборов, взносов за счет денег на банковских счетах (п. 2 ст. 76 НК РФ). Напомним, что ИФНС может вынести такое решение только после того, как истек срок добровольной уплаты, который обозначен в требовании, адресованном налогоплательщику. Вторая ситуация — обеспечение взыскания сумм, указанных в решении по итогам проверки. Такое возможно, если ИФНС уже наложила запрет на отчуждение (передачу в залог) другого имущества, но его «бухгалтерская» стоимость меньше доначисленной недоимки (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Чем грозит блокировка расчетного счета
«Заморозка» расчетного счета означает невозможность проводить оплату по сделкам с контрагентами, поскольку расходные операции по счету будут недоступны. Это может привести к просрочке соответствующих обязательств и, как следствие, к появлению требований об уплате установленных договором пеней и штрафов. Также нарушение срока оплаты по договорам может дать контрагенту право отказаться от договора и взыскать с нарушителя убытки.
Трудности в работе возникнут и в том случае, если заблокирован счет поставщика, подрядчика или исполнителя. Хотя доходные операции не «замораживаются», распоряжаться поступающими средствами налогоплательщик не сможет.
Что делать, если заблокирован расчетный счет
Если операции по счету приостановлены на основании решения ИФНС, нужно обратиться в инспекцию, чтобы выяснить причину блокировки. Как уже упоминалось, налоговый орган обязан направить налогоплательщику копию соответствующего документа не позднее следующего дня после блокировки счета (п. 4 ст. 76 НК РФ). Также право на получение решения ИФНС зафиксировано в подпункте 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ.
Кроме того, сведения о причине блокировки имеются у обслуживающего банка. Поэтому, возможно, более быстрый путь получить данную информацию — обратиться к менеджерам кредитной организации. Если, конечно, банк сам не уведомил клиента о приостановлении операций по счету (см. « Банкам рекомендовали незамедлительно сообщать клиентам о блокировке счетов »).
После того, как выяснена причина ареста, можно предпринимать меры, направленные на разблокировку счета.
Как разблокировать расчетный счет
В большинстве случаев самый простой способ — совершить те действия, невыполнение которых стало причиной «заморозки». Так, если счет заблокирован за непредставление декларации, РСВ или 6-НДФЛ, то следует направить необходимый отчет. А если причина ареста — неуплата налога или взноса, то нужно перечислить платежи (в т.ч. со счетов третьих лиц; см.: « Как заполнить платежку при уплате налога за иное лицо: пояснения ФНС »), и передать в ИФНС соответствующие сведения.
По общему правилу, решение об отмене ареста счета принимается инспекцией в течение следующего дня после получения документов, подтверждающих устранение причины блокировки. Еще один день требуется для передачи этого решения в банк. Таким образом, ограничения по счету должны быть сняты через два рабочих дня после того, как налогоплательщик совершил необходимые действия (п. 3.1, 3.2 и 4 ст. 76 НК РФ).
Но в некоторых случаях освободить счет от ареста вышеуказанным способом не получится. Это может быть следствием как специфики причины блокировки, так и неправомерности действий ИФНС. В этих ситуациях нужно поступить следующим образом.
Если причина блокировки — обеспечение решения по проверке, налогоплательщик может получить доступ к счету без обжалования соответствующего решения. Для этого надо пополнить баланс счета, чтобы он превысил доначисленные суммы. И тогда инспекция будет обязана «разморозить» счет в части превышения ( п. 9 ст. 76 НК РФ, письмо Минфина от 16.01.13 № 03-02-07/1-10). После этого можно переходить к обжалованию решения ИФНС, если на то есть причины.
Если же арест счета стал следствием ошибок или неправомерных действий инспекции, то единственный способ снять ограничения — обжаловать соответствующее решение.
Как оспорить решение о блокировке счета
Решение ИФНС о приостановлении операций по счету можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган, то есть в управление ФНС по субъекту РФ. Для этого надо подготовить письменную жалобу с изложением всех мотивов, которые, по мнению налогоплательщика, свидетельствуют о незаконности решения. В жалобе нужно указать данные о налогоплательщике (ФИО и место жительства — для ИП, наименование и адрес — для организации), и сообщить сведения об обжалуемом решении (дата, номер, данные об ИФНС и лице, подписавшем решение). Также необходимо отметить, что вы требуете признать решение о блокировке незаконным и отменить его. Помимо этого, нужно обозначить, в каком виде вы хотите получить решение по жалобе: на бумажном носителе, по ТКС или через личный кабинет.
Жалоба подписывается руководителем организации (лично ИП) или другим уполномоченным лицом (по доверенности). Жалоба вместе со всеми прилагаемыми к ней документами (включая доверенность) сдается в инспекцию, которая приняла решение (п. 1 ст. 139 НК РФ). Сделать это можно в том числе в электронном виде через ТКС (п. 13 Порядка, утв. приказом ФНС от 20.12.19 № ММВ-7-9/645@).
Если решение УФНС не устроит налогоплательщика, можно подать повторную жалобу уже в центральный аппарат ФНС России, либо обратиться с заявлением в арбитражный суд. При этом надо учитывать, что досудебное обжалование не приостанавливает действие решения о блокировке счета (п. 5 ст. 138 НК РФ). А вот при судебном обжаловании налогоплательщик уже вправе просить о приостановлении решения и временной «разморозке» счета (п. 4 ст. 138 НК РФ).
Блокировка счета в 2021 году может причинить бизнесу значительные убытки. Не допустить этого поможет знание случаев, когда налоговая вправе «заморозить» счет, а также правил, которых надо придерживаться для скорейшего снятия ареста и получения доступа к денежным средствам. А чтобы оперативно узнать, было ли вынесено решение о приостановлении операций, можно проверить состояние счета на сайте ФНС.
Закон о проверке налоговой банковских счетов
НК РФ Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 86 НК РФ
1. Банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств:
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 241-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте.
Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте, в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 240-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций могут быть запрошены налоговыми органами в банках, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 240-ФЗ)
Справки о наличии счетов организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, могут быть запрошены налоговыми органами в случае, если в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога указан счет, сведения о котором не представлены в налоговый орган в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.
(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Копии документов (информация), указанные в абзаце первом настоящего пункта, могут быть запрошены налоговыми органами:
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
3. Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 03.07.2016 N 240-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 3 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 03.07.2016 N 241-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
(п. 4 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
5. Обязанности, предусмотренные пунктом 1.1 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение семи дней со дня наступления соответствующего события.
Обязанности, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение семи дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)