закон о защите прав потребителей в эстонии
Закон о защите прав потребителей в эстонии
Отопительный сезон приближается: департамент напоминает о необходимости…
В связи с приближением отопительного сезона Департамент защиты прав потребителей и технического надзора напоминает, что газовые приборы и связанные с ними дымоходы и вентиляция должны регулярно обслуживаться и проверяться.
Департамент назначил фирме Contigo Eesti OÜ штраф
Департамент защиты прав потребителей и технического надзора сообщает, что за период с 04.03.2021 по 16.08.2021 в департамент поступило 103 обращения в связи с торговой деятельностью на сайтах www.ilike.ee, www.ultra.ee, www.sewing.ee и www.ishop24.ee, принадлежащих фирме Contigo Eesti OÜ. Согласно…
Что делать с деньгами, полученными из второй пенсионной ступени?
В результате пенсионной реформы все желающие могут перестать делать вклады во вторую пенсионную ступень и получить накопленные ранее деньги. Возможность подать заявление на вывод денег можно было подать уже достаточно давно. Мари-Лийс Аас, юрист из торговой службы Департамента защиты прав…
Изменения с 1 апреля
Сфера субсидий Департамента защиты прав потребителей и технического надзора присоединилась к Центру государственной поддержки с 1 апреля 2021 года.
Это означает, что информация о грантах будет доступна на сайте Центра государственной поддержки.
С 1 апреля информация о грантах больше не будет обновляться на нашем сайте. С 1 мая 2021 года информация о грантах на нашем сайте больше не будет отображаться
Мифы и реальность о правах и обязанностях потребителя в Эстонии
Миф: Если у товара на полке в магазине указана более низкая цена, чем в кассе, магазин обязан продать этот товар потребителю по меньшей цене.
Реальность: Если цена в зале и в кассе различается, речь идет о нарушении Закона о защите прав потребителей, однако, несмотря на это, торговец не обязан продавать товар по более низкой цене. В торговле, впрочем, в случае такого рода ошибок принято предоставлять клиенту право приобрести товар дешевле, чтобы сохранить с ним хорошие отношения. Представители нескольких торговых сетей открыто об этом говорили. Таким образом, потребителю, если он оказался в подобной ситуации, имеет смысл сделать обслуживающему персоналу такого рода предложение. Если цена товара в кассе и в торговом зале не совпадает, потребитель может до оплаты товара в кассе отказаться от его приобретения.
Миф: Если потребитель приобрел качественный товар, но позже понял, что он ему не нужен, в течение 14 дней товар можно вернуть в магазин и получить деньги назад.
Реальность: Право на возврат в течение 14 дней распространяется только на те товары, которые приобретены в интернет-магазине, заказаны по каталогу или куплены в ходе презентации товара. Возможность возврата в течение 14 дней приобретенного в обычном магазине нового качественного товара (если к нему нет претензий) не предусматривается эстонскими законами с 2004 года. Она, однако, приветствуется торговцами, которые придерживаются добрых традиций, и весьма распространена, но только вне Эстонии. О наличии такой возможности потребителю, чтобы потом не разочароваться, полезно поинтересоваться до совершения покупки. Если такая возможность не предусмотрена, с этим следует смириться.
Миф: Полученное по телефону предложение о продаже вступает в силу сразу же, как только потребитель дает по телефону свое согласие.
Реальность: Данного по телефону согласия недостаточно для возникновения у потребителя обязательства по оплате. Для заключения договора требуется также наличие адресованного потребителю письменного предложения о продаже, согласие с которым он письменно подтвердил. Если письменного подтверждения нет, то и отправленную посылку, и последующие за ней отправления следует считать вещами, которых не заказывали, и то, что клиент их принял и оставил у себя, нельзя считать выражением согласия с условиями договора.
Миф: Если у приобретенного товара обнаруживается дефект, потребитель имеет право сразу же потребовать у торговца вернуть деньги.
Реальность: Если товар оказывается дефектным, потребитель имеет право обратиться с претензией к продавцу. Покупатель имеет право потребовать от продавца починки или замены дефектного товара. Продавец в качестве первого варианта может выбрать починку, исходя, например, из своих расходов. Если починить товар не удается, а его замена на такой же невозможна, потребитель имеет права потребовать возврата денег. При этом предлагаемый на замену товар должен быть того же цвета, той же модели и того же размера, что заменяемый. Если возможности предложить такой же товар нет, потребитель имеет право на возврат денег.
Миф: Право на предъявление претензии – то же самое, что гарантия.
Реальность: Право на предъявление претензии вытекает из закона, и предприниматель не может ограничивать в нем потребителя. Обязательства по предоставлению гарантии у предпринимателя нет. Если она дается, потребителю должны быть также предоставлены условия гарантии, и тогда в любом случае гарантия должна предлагать больше, чем требующиеся по закону при предъявлении претензии возможности починить или заменить товар либо разорвать договор.
Миф: Права потребителя действуют как при покупке у предприятия, так и при покупке у частного лица.
Реальность: Если речь идет о торговле, ведущейся между двумя частными лицами, т.е. это не профессиональная деятельность, то защищающие потребителя регуляции на это не распространяются. Например, право на предъявление претензии в течение 2 лет или право на отказ от заключенного через средство связи или вне бизнес-помещений договора в этом случае не действуют. Всегда полезно перед совершением покупки проверить личность продавца и иметь в виду, что, если продавец – частное лицо, в случае споров можно будет обратиться только в суд.
Миф: Если в товаре обнаружен дефект, потребитель должен согласиться с предложением предпринимателя получить вместо денег подарочную карту.
Реальность: Если починка или замена дефектного товара невозможна и потребитель хочет вернуть деньги за дефектный товар, замена на другой товар или предложение подарочной карты возвратом денег не является. Торговец может предложить подарочную карту, но потребитель не обязан с этим соглашаться и имеет право попросить вернуть заплаченные деньги.
Для обеспечения указанных прав приняты различные правовые акты. К примеру, все товары должны иметь эстоноязычную маркировку, а к технически сложным товарам должна быть приложена инструкция по использованию.
Если вы использовали товар или услугу нецеленаправленно, так как торговец или продавец услуги не предоставил вам достоверную или вообще никакую информацию о товаре или услуге, продавец обязан компенсировать вам причиненный ущерб. Если несмотря на правильное использование товара и корректный уход за ним все же выявится дефект или возникнут проблемы с услугой, незамедлительно обращайтесь к торговцу или продавцу услуги.
Для того, чтобы было легче решить проблему, сохраняйте документы, подтверждающие покупку товара или услуги(чек, договор и т. д.) именно в данном магазине или обслуживающей фирме.
Глава I. Общие положения (ст. 1-17)
Глава I. Общие положения (ст. 1-17)
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
Изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.
Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.
Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Убытки причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.
Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Федеральным законом 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ в пункт 3 статьи 10 настоящего Закона внесенены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона в части доведения до потребителя информации об импортере
При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).
Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы). Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.
Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Закон о защите прав потребителей
ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Принят 11 февраля 2004 года
Объявлен постановлением Президента Республики от 2 марта 2004 г.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера регулирования закона
(1) Настоящий Закон устанавливается с целью обеспечения защиты прав потребителей.
(2) Настоящий Закон регулирует предложение к продаже и продажу потребителям товаров и услуг и иные виды их сбыта торговцами, определяет права потребителя как покупателя и пользователя товаров и услуг, устанавливает организацию защиты прав потребителей и надзор за ней, а также ответственность за нарушение закона.
(3) Положения настоящего Закона применяются также в случаях, когда торговец является посредником в передаче товаров или в оказании услуг потребителю.
(4) При предложении к продаже и продаже потребителям товаров и услуг, а также при их сбыте иным способом применяются положения настоящего Закона, Обязательственно-правового закона (RT I, 2001, 81, 487; ПАЭ, 2002, 12, 374; RT I, 2003, 78, 523), Закона о безопасности изделия (ПАЭ, 1998, 25, 613; 1999, 64, 753; 2000, 55, 546; 2002, 17, 375; 2003, 4, 387; 20, 120; RT I, 2002, 47, 297; 2003, 26, 156), и других законов.
(5) К административному производству, предусмотренному настоящим Законом, применяются положения Закона об административном производстве (ПАЭ, 2002, 5, 354; 14, 336; 17, 375; RT I, 2003, 20, 117; 78, 527) с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. Разрешение споров между потребителями и торговцами не является административным производством по смыслу Закона об административном производстве.
В настоящем Законе используются понятия в следующем значении:
1) потребитель — физическое лицо, которому предлагаются или который приобретает либо использует товары или услуги в целях, не связанных с его хозяйственной или профессиональной деятельностью;
2) торговец — лицо, которое в ходе своей хозяйственной или профессиональной деятельности предлагает к продаже и продает или иным способом реализует потребителю товары либо оказывает ему услуги;
3) товар — движимая вещь, которую торговец предлагает к продаже, продает или иным способом реализует потребителю;
4) услуга — услуга, которую предлагает или оказывает торговец;
5) изготовитель — лицо, определенное Законом о безопасности изделия;
6) универсальные услуги — услуги, оказываемые в общих интересах и используемые подавляющей частью населения страны или определенного региона услуги, каковыми являются услуги по газоснабжению, предоставлению электроэнергии и тепловой энергии, по водоснабжению и канализации, по обработке отходов и по связи, а также иные аналогичные услуги.
Статья 3. Основные права потребителя
Потребитель имеет право:
1) требовать и получать товары и услуги, которые соответствуют установленным требованиям, являются безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителя, а владение и пользование которыми не запрещены;
2) получать необходимую и достоверную информацию о предлагаемых к продаже товарах и услугах для того, чтобы сделать осознанный выбор, а также своевременную информацию о связанных с товарами или услугами рисках;
3) получать информацию о правах потребителя и о сфере потребления;
4) получать консультации и помощь в случае нарушения его прав;
5) требовать возмещения причиненного ему имущественного и неимущественного ущерба;
6) добиваться учета своих интересов и быть представленным через свои объединения и союзы при принятии решений, формирующих потребительскую политику.
Глава 2. ИНФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Статья 4. Право потребителя на получение информации
(1) Потребитель вправе получать о предлагаемых к продаже товарах или услугах информацию, необходимую с точки зрения безопасности, а также охраны его здоровья, имущества и экономических интересов.
(2) Торговец и изготовитель обязаны предоставлять потребителю до приобретения товара или использования услуги подробную информацию о свойствах и условиях использования товара или услуги и о соответствующей статье 10 настоящего Закона гарантии в случае ее наличия, а также о цене и условиях оплаты, о выполнении договора и вытекающих из него правах, обязанностях и ответственности, в том числе о возможностях предъявления претензий в отношении товара или услуги, с учетом положений части 1 настоящей статьи.
(3) Помимо информации, указанной в части 2 настоящей статьи, потребитель вправе получать дополнительную информацию о предлагаемых к продаже товарах или услугах.
(4) Информация должна быть достоверной и понятной и предоставляться потребителю на эстонском языке.
(5) Информация, предоставляемая потребителю о товаре или услуге, не должна приписывать товаре или услуге отсутствующие у них свойства или присваивать им особые свойства, если в действительности их свойства не отличаются от свойств всех аналогичных товаров или услуг.
(6) Торговец должен выдать потребителю при оплате товара или услуги подтверждающий покупку товара или услуги документ, содержащий как минимум:
1) имя или фирменное наименование, а также адрес места деятельности торговца;
3) цену каждого товара или услуги и уплаченную за них сумму.
(7) Если уплачиваемая потребителем сумма составляет менее 300 крон, то указанный в части 6 настоящей статьи документ выдается по требованию потребителя.
(8) Правительство Республики или уполномоченный им министр может при необходимости устанавливать требования к предоставлению потребителю информации об определенных товарах или услугах.
Статья 5. Общие требования к маркировке товаров
(1) Маркировка на предлагаемых к продаже или продаваемых потребителю товарах, их потребительской таре или на этикетках должна быть разборчивой, внятной и однозначно понимаемой, она должна соответствовать всем требованиям, установленным к маркировке данных товаров.
(2) Если требования к маркировке товаров не установлены правовым актом, то маркировка должна содержать как минимум наименование товара, если его отсутствие может ввести потребителя в заблуждение.
(3) Указанным в части 2 настоящей статьи наименованием товара может быть сложившееся на практике название данного товара, которое в случае необходимости дополняется указанием на назначение товара или на материалы, использованные при его изготовлении, либо иное наименование, необходимое для идентификации товара. Наименование товара не может быть заменено товарным знаком или фиктивным наименованием.
(4) С учетом вида, свойств и предназначения товара, помимо указанного в части 2 настоящей статьи наименования, должна быть приведена следующая информация о товаре:
1) количество или габариты в соответствующих единицах измерения согласно Международной системе единиц измерений;
2) состав товара и количество компонентов;
3) инструкции по стирке, чистке и уходу;
4) инструкции по использованию и условия хранения;
5) предупреждения и меры предосторожности, необходимые для предотвращения опасностей, связанных с использованием или утилизацией товара;
7) основные технические данные о товаре.
(5) Указанная в части 4 настоящей статьи информация может быть представлена в маркировке товара, на этикетке или прилагаемой к товару инструкции по использованию. Представленная информация должна способствовать безопасному использованию товара по целевому назначению.
(6) Указанная в частях 2 и 4 настоящей статьи информация представляется в письменном виде на эстонском языке. Допускается также использование инструктивных или предупреждающих иллюстраций, пиктограмм, знаков и символов при условии, что передаваемая с их помощью информация понятна потребителю.
(7) Запрещается закрывать оригинальную информацию на маркировке дополнительной информацией, рисунками и т.п.
(8) Установленные настоящей статьей общие требования не применяются в отношении бывших в употреблении товаров, за исключением случаев, когда предупреждения и меры предосторожности при использовании и утилизации товара необходимы в целях обеспечения безопасности потребителя, а также охраны его здоровья и имущества.
Статья 6. Инструкция по использованию
(1) Изготовитель должен прилагать к технически сложным товарам, а также товарам, содержащим опасные вещества или требующим при их использовании специальные навыки, инструкцию по использованию.
(2) Инструкция по использованию должна содержать необходимую для потребителя информацию по правильному, целевому и экономному использованию товара, его правильной сборке, установке, подсоединению, уходу или хранению, а в необходимых случаях также по утилизации и уничтожению товара. Если товар состоит из нескольких частей, то в инструкции по использованию приводится также перечень относящихся к товару частей (составные части комплекта).
(3) Инструкция по использованию на иностранном языке должна иметь перевод на эстонский язык как минимум в указанном в части 2 настоящей статьи объеме и быть толкуемым однозначно понимаемой.
Статья 7. Указание цены товара
(1) При предложении к продаже товара, в том числе в витринах, и продаже товара торговец должен информировать потребителя о продажной цене товара и цене единицы товара, если в отношении цены единицы товара правовыми актами, установленными на основании части 10 настоящей статьи, не предусмотрено иное.
(2) Продажная цена — окончательная цена, уплачиваемая потребителем за единицу или количество товара.
(3) Цена единицы товара — конечная цена одного килограмма, одного литра, одного метра, одного квадратного метра или одного кубического метра товара. Ценой единицы товара может быть также поштучная цена, если товар не измеряется в вышеуказанных единицах.
(4) Продажная цена и цена единицы в эстонских кронах указывается на товаре в четкой и разборчивой форме, они должны быть однозначно понимаемыми и хорошо заметными для потребителя.
(5) Продажная цена и цена единицы указываются на товаре или его потребительской таре либо выставляются в непосредственной близости от товара. Должна быть обеспечена возможность удаления указанной на товаре цены без повреждения товара.
(6) Указание цены единицы не требуется:
1) в отношении товаров, цена единицы которых совпадает с продажной ценой;
2) в отношении товаров, предлагаемых к продаже при оказании услуг;
3) в отношении антиквариата и произведений искусства;
4) в отношении товаров, предлагаемых к продаже на аукционах.
(7) Цена единицы нерасфасованных товаров, которые по желанию потребителя продаются по счету, весу или метражу, указывается до отмеривания. Продажная цена указывается после отмеривания.
(8) В отношении товаров, расфасованных в возвратную тару, помимо продажной цены и цены единицы товара указывается также залоговая цена возвратной тары.
(9) Если в предназначенной для потребителя рекламе приведена информация о продажной цене товара, то в ней должна содержаться также цена единицы товара, если иное не установлено правовым актом.
(10) Министр экономики и коммуникаций может в случае необходимости устанавливать уточненные требования к указанию цен товаров и услуг.
Статья 8. Указание цен и тарифов на услуги
(1) При предложении потребителю услуг или непосредственно до их оказания торговец уведомляет потребителя о цене услуги и о добавляемых к ней платах или о тарифах на услуги.
(2) При предложении услуг прейскурант предлагаемых услуг или иной документ, описывающий основания исчисления цен на услуги, должен быть выставлен на видном для потребителя месте. Если услуги предлагаются или оказываются за пределами офисных помещений, то потребителю предъявляется прейскурант услуг или иной документ, описывающий основания исчисления цен на них.
(3) Если в связи с большим количеством предлагаемых услуг или по иным аналогичным причинам представляется нецелесообразным указывать в прейскуранте все цены или основы их исчисления, то можно ограничиться указанием наиболее универсальных цен или оснований их исчисления. В таком случае для потребителя должен быть доступным полный перечень цен или основ их исчисления, о чем сообщается в прейскуранте.
(4) Прейскурант или иной документ, описывающий основания исчисления цен, должен быть утвержден подписью правомерного лица предпринимателя с указанием даты утверждения.
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ К ПРОДАЖЕ И ПРОДАЖА ТОВАРОВ И УСЛУГ ПОТРЕБИТЕЛЮ
Раздел 1. Безопасность и качество товаров и услуг
Статья 9. Общие требования
(1) Товары и услуги должны соответствовать установленным требованиям, быть при их использовании по целевому назначению безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителя и иметь свойства, которые потребитель вправе предполагать в обычных условиях. Продаваемый потребителю товар или оказываемая ему услуга должны соответствовать условиям договора согласно положениям Обязательственно-правового закона.
(2) Требования к безопасности товаров и услуг, соответствующие обязанности изготовителя и торговца, а также их ответственность установлены Законом о безопасности изделия и другими правовыми актами.
(3) При получении информации о товарах или услугах, оказавшихся в процессе их целевого использования опасными для жизни, здоровья или имущества потребителя, торговец незамедлительно передает такую информацию в компетентный надзорный орган.
Статья 10. Гарантии на товар или услугу
При предложении товаров и услуг запрещается использовать в любой форме или словосочетании слово «гарантия» или другое слово аналогичного значения, если его значение не соответствует положениям статей 230 и 231 Обязательственно-правового закона, касающимся гарантии продавца, и положения статьи 650 того же закона, касающимся гарантии подрядчика.
Статья 11. Дефектные товары
(1) Товар считается дефектным, если он не соответствует установленным правовыми актами требованиям или иным техническим условиям. Товар считается дефективным также в случае истечения указанного на нем минимального срока годности, в том числе рекомендуемого срока хранения.
(2) Предложение к продаже и продажа потребителю дефектных товаров допускается только в случае, если такие товары являются безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителя и последний осведомлен о недостатках товаров.
(3) Положения части 2 настоящей статьи применяются также в отношении товаров, бывших в употреблении.
(4) Дефектные или бывшие в употреблении товары отделяются от новых и соответствующих установленным требованиям товаров, а в месте их продажи выставляется надлежащая информация. Информация, касающаяся уценки товаров, не считается информацией о недостатках товаров.
Раздел 2. Маркетинговые приемы и методы продажи, применяемые к потребителю
Статья 12. Маркетинговые приемы
(1) Предложение к продаже и продажа потребителю товаров и услуг должны осуществляться с учетом добрых торговых обычаев и с честно по отношению к потребителю. Предложение к продаже товаров или услуг должно планироваться и осуществляться способом, дающим потребителю ясное представление о коммерческих целях предложения.
(2) Торговцу запрещается ставить при предложении к продаже одного товара условием покупку другого товара, за исключением товаров, упакованных изготовителем в единую потребительскую тару.
(3) Торговцу запрещается незаконно ограничивать продажу или способствовать продаже товаров или оказанию услуг либо воздействовать на потребителя вводящей в заблуждение рекламой. Предназначенная для потребителя реклама должна соответствовать положениям Закона о рекламе (ПАЭ, 1997, 45/46, 835; 1999, 18, 388; 51, 415; 2001, 17, 127; 42, 284; 2002, 14, 336; 17, 375; 2003, 4, 387).
(4) Торговец может уведомлять о предложении к продаже товаров или услуг по сниженным ценам только в том случае, если цены на товары или услуги действительно снижены, причем потребитель должен быть проинформирован как о прежней, так и о новой цене, если иное не установлено законом.
Статья 13. Коммивояжерский договор
(1) При заключении коммивояжерского договора, установленного статьями 46)51 Обязательственно-правового закона, торговец должен выдать потребителю справку по форме, утвержденной министром экономики и коммуникаций.
(2) При продаже товаров указанная в части 1 настоящей статьи справка выдается потребителю не позднее принятия потребителем товара или его первой части. В прочих случаях справка выдается потребителю не позднее подачи потребителем заявки или принятия им предложения торговца.
(3) Требование о выдаче указанной в части 1 настоящей статьи справки не действует в случаях, если товары или услуги предлагаются:
1) за пределами офисных помещений торговца в месте, где товары или услуги обычно предлагаются или продаются, или
2) в месте, куда потребители при помощи средств массовой информации или иным способом публично приглашены для покупки товаров или услуг, или
3) в месте, куда торговец прибыл по ясно выраженному требованию потребителя для предложения заказанных потребителем товаров или услуг.
Статья 14. Договор, заключенный при помощи средств связи
Предложение к продаже и продажа товаров или услуг потребителю при помощи организованной торговцем системы сбыта, когда договор заключается и предшествующее этому предложение делается только при помощи средств связи без одновременного физического присутствия сторон, должны производиться в соответствии с положениями статей 52)62 1 Обязательственно-правового закона.
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Раздел 1. Внеправительственные объединения потребителей
Статья 15. Объединения потребителей
(1) Объединение потребителей- Добровольное объединение лиц, учрежденное и зарегистрированное в соответствии с Законом о некоммерческих объединениях (ПАЭ, 1996, 41, 811; 1998, 57/58, 1515; 1999, 15, 355; 22, 155; 54, 658; 2000, 49, 365; 2001, 3, 576; 2002, 4, 565; 14, 336; RT I, 2001, 56, 336; 2003, 88, 591), целью деятельности которого является защита и способствование развитию интересов и прав потребителей.
(2) Объединение потребителей имеет право:
1) участвовать в формировании и проведении в жизнь политики защиты прав потребителей;
2) организовывать информирование, консультирование и обучение по вопросам защиты прав потребителей;
3) консультировать потребителей и оказывать им помощь;
4) представлять потребителей на основании простой письменной доверенности в судах и в иных государственных учреждениях, а также в отношениях с торговцами и изготовителями;
5) представлять потребителей на основании простой письменной доверенности при разрешении внесудебных споров;
6) организовывать исследования в области защиты прав потребителей;
7) сотрудничать с надзорными органами в области защиты прав потребителей.
(3) Коллективные интересы потребителей представляет по смыслу настоящего Закона объединение потребителей численностью членов не менее 50 или союз объединений, входящие в который объединения включают в общей сложности не менее 50 лиц, и которые:
1) представляют интересы потребителей на местном или государственном уровне;
2) являются независимыми от предпринимателей и партий.
(4) Объединение потребителей или союз объединений, представляющие коллективные интересы потребителей, помимо указанных в части 2 настоящей статьи прав, имеют право:
1) требовать в предусмотренных Обязательственно-правовым законом случаях через суд прекращения применения типовых условий, неразумным образом ущемляющих интересы потребителей, или прекращения иных нарушений и воздержания от нарушений;
2) участвовать в переговорах, ведущихся между оказывающими универсальные услуги лицами и потребителями относительно типовых условий договоров, в том числе по вопросам ценообразования.
(5) Деятельность представляющих коллективные интересы потребителей объединений потребителей и союзов объединений по защите прав потребителей может быть субсидирована из государственного бюджета согласно порядку, установленному министром экономики и коммуникаций.
Раздел 2. Защита прав потребителей на уровне местных самоуправлений
Статья 16. Деятельность местных самоуправлений по защите прав потребителей
(1) Местные самоуправления организуют на своей административной территории консультации для потребителей по вопросам защиты прав потребителей. Местные самоуправления обязаны консультировать потребителей и оказывать им помощь по вопросам, связанным с услугами, организуемыми местными самоуправлениями на основании закона.
(2) Единица местного самоуправления может для выполнения указанных в части 1 настоящей статьи задач образовать подразделение по защите прав потребителей или уполномочить должностное лицо заниматься вопросами защиты прав потребителей либо заключить в соответствии с Законом об административном сотрудничестве (RT I, 2003, 20, 117; 82, 552) соответствующий административный договор с объединением потребителей, указанным в части 1 статьи 15 настоящего Закона.
Раздел 3. Государственная защита прав потребителей
Статья 17. Департамент защиты прав потребителей
(1) Департамент защиты прав потребителей является правительственным учреждением, относящимся к сфере управления Министерства экономики и коммуникаций.
(2) Основной задачей Департамента защиты прав потребителей является защита прав и интересов потребителей в соответствии с настоящим Законом и иными правовыми актами. В компетенцию Департамента защиты прав потребителей входит:
1) осуществление надзора за выполнением требований, установленных для защиты прав потребителей настоящим Законом и изданными на его основе правовыми актами, а также другими законами;
2) внесение предложений по изменению или установлению правовых актов в области защиты прав потребителей;
3) разрешение заявлений и жалоб, поданных в департамент по вопросам нарушения прав потребителей, или направление их соответствующим институтам;
4) информирование общественности о деятельности торговцев или изготовителей, нарушающей права потребителей или причиняющей вред оправданным интересам потребителей;
5) консультирование потребителей, объединений потребителей и торговцев, содействие совершенствованию их знаний в области защиты прав потребителей;
6) ведение переговоров с предпринимателями и предпринимательскими организациями, в том числе с занимающими доминирующее положение на рынке лицами, предлагающими универсальные услуги, по вопросам качества услуг и разумных для потребителей цен;
7) заключение договоров о сотрудничестве с другими надзорными органами и единицами местных самоуправлений;
8) предъявление через уездные или городские суды требования о запрещении применения типовых условий, причиняющих неразумный вред коллективным интересам потребителей, а также о прекращении иной деятельности, нарушающей права потребителей.
Статья 18. Соблюдение коммерческой тайны
Должностные лица, наделенные полномочиями в области защиты прав потребителей, а также представители объединений потребителей и союзов объединений обязаны соблюдать коммерческую тайну, ставшую им известной в связи с исполнением обязанности в области защиты прав потребителей. В качестве коммерческой тайны не рассматривается информация, связанная с правонарушениями торговцев, а также информация, передача которой предусматривается законом.
Глава 5. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Раздел 1. Общий порядок разрешения жалоб потребителей
Статья 19. Подача жалобы торговцу
(1) Потребитель может подать торговцу жалобу, обусловленную нарушением договора, в любой форме. Потребитель может подать жалобу лично или через представителя.
(2) Спор между потребителем и торговцем разрешается по возможности соглашением между ними.
(3) Если разрешение спора на основании поданной в устной форме жалобы представляется невозможным, то потребитель подает жалобу в письменной или воспроизводимой письменной форме и указывает в ней:
1) свое имя и контактные данные;
2) дату подачи жалобы;
3) недостаток в товаре или услуге;
4) требование к торговцу.
(4) В письменной жалобе приводится ссылка на документ, подтверждающий совершение сделки либо наличие гарантии продавца или подрядчика, либо к жалобе прилагается соответствующий документ или его копия.
(5) Если жалоба потребителя подана в письменной или воспроизводимой письменной форме, то торговец должен в той же форме подтвердить принятие жалобы.
(6) Торговец обязан рассмотреть жалобу потребителя, поданную в письменной или воспроизводимой письменной форме, в течение 15 дней со дня ее получения и уведомить потребителя о возможном решении по жалобе. Если жалоба не может быть разрешена в течение указанного срока, то торговец обязан мотивировать задержку и в письменной форме уведомить об этом потребителя с указанием нового разумного срока.
(7) Если торговец считает жалобу потребителя безосновательной или необоснованной и соглашение с потребителем не может быть достигнуто либо достигается только в определенной части, то потребителю высылается соответствующее письменное сообщение в течение указанного в части 6 настоящей статьи срока. Торговец обязан мотивировать отказ в удовлетворении требования потребителя или его частичное удовлетворение.
(8) В случае невыполнения торговцем в течение указанного в части 6 настоящей статьи срока своего обещания относительно разрешения жалобы считается, что торговец отказал в разрешении жалобы.
Статья 20. Служба клиентского обслуживания
Лицо, оказывающее универсальные услуги, должно с целью разрешения жалоб потребителей и их информирования обеспечивать наличие надлежащей и бесплатной службы клиентского обслуживания.
Статья 21. Право потребителя требовать защиту
Если торговец отказал в разрешении жалобы потребителя либо если потребитель не согласен с предложенным торговцем решением и считает, что допущено нарушение его прав или причинение вреда его интересам, то он может подать жалобу лицу или в учреждение, разрешающее такие споры, в комиссию по рассмотрению жалоб потребителей через Департамент защиты прав потребителей либо в суд. Потребитель может подать жалобу лично или через представителя.
Раздел 2. Компетенция, образование комиссии по рассмотрению жалоб потребителей, и порядок работы комиссии
Статья 22. Компетенция комиссии по рассмотрению жалоб потребителей
(1) Комиссия по рассмотрению жалоб потребителей (далее ) комиссия) является независимым учреждением, разрешающим споры между потребителями и торговцами.
(2) К компетенции комиссии относится разрешение споров, вытекающих из заключенных между потребителями и торговцами договоров, которые сторонам не удалось разрешить по соглашению, если стоимость спорных товаров или услуг составляет 300 или более крон.
(3) Комиссия не разрешает споры, если требование о возмещении вреда вытекает из смертного случая, телесного повреждения или расстройства здоровья. Такие споры разрешаются в суде.
(4) Комиссия не разрешает споры, связанные с оказанием медицинских и юридических услуг, отчуждением недвижимых вещей и строений, а также споры, порядок разрешения которых предусмотрен другими законами. Такие споры разрешаются компетентными учреждениями или судом.
(5) Комиссия не рассматривает жалобу, если разрешение спора выходит за пределы компетенции комиссии по обстоятельствам, вытекающим из части 2, 3 или 4 настоящей статьи.
Статья 23. Статус и члены комиссии
(1) Комиссия действует при Департаменте защиты прав потребителей в сфере управления Министерства экономики и коммуникаций и принимает решения независимо, руководствуясь законами и иными правовыми актами.
(2) В состав комиссии входят председатель комиссии и в качестве членов комиссии ) представители предпринимательских организаций, профессиональных ассоциаций, Департамента защиты прав потребителей, а также объединений потребителей или союзов объединений, указанных в части 3 статьи 15 настоящего Закона.
(3) Председателем комиссии может быть лицо, имеющее академическое высшее юридическое образование и знания в области защиты прав потребителей. Список председателей комиссии утверждается министром экономики и коммуникаций по согласованию с министром юстиции.
(4) Предпринимательские организации, профессиональные ассоциации, а также объединения потребителей и союзы объединений, указанные в части 3 статьи 15 настоящего Закона, представляют в Департамент защиты прав потребителей письменные предложения о включении своих представителей в список членов комиссии. Представители Департамента защиты прав потребителей, включаемые в список членов комиссии, назначаются приказом генерального директора департамента. Член комиссии исключается из списка по письменному ходатайству представившей его организации или самого члена комиссии.
Статья 24. Состав комиссии
(1) Генеральный директор Департамента защиты прав потребителей или уполномоченное им должностное лицо утверждает для рассмотрения каждого спора состав комиссии как минимум из трех членов, один из которых является председателем комиссии. В состав комиссии входит равное количество представителей предпринимателей и потребителей.
(2) Порядок утверждения состава комиссии и порядок ее работы устанавливает министр экономики и коммуникаций.
Статья 25. Условия работы комиссии и расходы, связанные с ее деятельностью
(1) Рассмотрение жалобы в комиссии является бесплатной для сторон.
(2) Департамент защиты прав потребителей обеспечивает делопроизводство комиссии, выделение помещения для заседаний, ведение протоколов заседаний и обнародование решений комиссии.
(3) Ставки оплаты труда председателя комиссии устанавливает министр экономики и коммуникаций.
(4) Расходы, связанные с деятельностью комиссии, покрываются из государственного бюджета за счет денежных средств, выделенных Департаменту защиты прав потребителей на эти цели.
Раздел 3. Разрешение споров в комиссии
Статья 26. Подача жалобы
(1) Потребитель или его представитель подает через Департамент защиты прав потребителей в комиссию письменную жалобу, если торговец отказал в разрешении жалобы потребителя или если потребитель не согласен с предложенным торговцем решением.
(2) Если жалоба подается от имени потребителя его представителем, то необходимо приложить также доверенность, выданную представителю потребителем в простой письменной форме.
(3) В жалобе указываются:
1) имя, местожительство и иные контактные данные потребителя;
2) фирменное наименование или имя торговца и адрес места его деятельности;
3) существо жалобы, а также ясно выраженное требование подателя жалобы и обстоятельства, которыми он мотивирует свое требование.
(4) К жалобе прилагаются документальные доказательства, в том числе копия подтверждающего покупку документа и при возможности копии поданной торговцу жалобы и полученного ответа.
(5) Департамент защиты прав потребителей регистрирует поступившие жалобы.
Статья 27. Отказ в направлении жалобы в комиссию
(1) Жалоба не направляется в комиссию, если:
1) разрешение жалобы не относится к компетенции комиссии, или
2) тот же спор между теми же сторонами по тому же основанию находится в производстве суда, или
3) по тому же делу имеется решение суда, вступившее в законную силу.
(2) Отказ в направлении жалобы в комиссию и причина отказа доводятся до сведения потребителя в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения жалобы.
(3) Если жалоба не соответствует требованиям, установленным частями 3 и 4 статьи 26 настоящего Закона, Департамент защиты прав потребителей назначает срок для устранения недостатков. Если недостатки не будут устранены подателем жалобы в течение назначенного срока, то жалоба не направляется в комиссию, а отказ доводится до сведения потребителя в письменной форме.
Статья 28. Подготовка рассмотрения жалобы
(1) Департамент защиты прав потребителей выясняет обстоятельства, имеющие значение для разрешения жалобы, он вправе связаться с подавшим жалобу потребителем и указанным в жалобе торговцем с целью достижения соглашения между сторонами.
(2) Копия поданной потребителем жалобы направляется в течение трех рабочих дней со дня получения жалобы причастному к делу торговцу, который должен дать письменный ответ в течение 10 рабочих дней со дня получения копии.
(3) Копия письменного ответа торговца направляется потребителю в течение трех рабочих дней со дня получения ответа.
(4) Если торговец предлагает в своем письменном ответе приемлемое для потребителя решение, то жалоба считается разрешенной.
(5) Если предложенное в ответе торговца решение не удовлетворяет потребителя, то последний уведомляет об этом Департамент защиты прав потребителей, а жалоба потребителя с письменным объяснением торговца и мнением потребителя направляется в комиссию. В случае необходимости в комиссию направляется также мнение компетентного надзорного органа по вопросам, имеющим значение для разрешения жалобы. Жалоба потребителя с относящимися к ней материалами направляется в комиссию в течение 30 рабочих дней со дня получения жалобы.
(6) Если торговцем не представлено письменное объяснение, то при рассмотрении дела за основу принимается жалоба потребителя.
Статья 29. Прекращение производства по жалобе
(1) Комиссия вправе прекратить производство по жалобе, если при ее рассмотрении выяснится, что разрешение жалобы не относится к компетенции комиссии, или если разрешение жалобы на основании представленных доказательств не представляется возможным, поскольку для этого требуются провести обстоятельное расследование и допросы свидетелей.
(2) Решение о прекращении производства по жалобе принимает председатель комиссии. Потребитель в письменной форме незамедлительно уведомляется о прекращении производства и причинах прекращения.
Статья 30. Срок рассмотрения жалобы
(1) Поданная в комиссию жалоба должна быть рассмотрена на заседании комиссии в течение одного месяца со дня, следующего за днем направления жалобы в комиссию.
(2) Председатель комиссии назначает время и место заседания комиссии, а также организует направление повесток о вызове в заседание сторонам спора.
(3) По мотивированному ходатайству одной из сторон и по иным существенным причинам срок, указанный в части 1 настоящей статьи, может быть продлен.
Статья 31. Заседание комиссии
(1) Комиссия рассматривает жалобу на заседании с участием сторон спора или их представителей.
(2) Неявка на заседание сторон спора или их представителей не препятствует рассмотрению жалобы.
(3) На заседании комиссии председательствует председатель комиссии, который также разъясняет на заседании существо жалобы потребителя и относящиеся к делу правовые нормы.
(4) Потребитель предъявляет свое требование и его мотивировку. Потребитель может дополнять на заседании требования, представленные в письменной жалобе.
(5) Торговец, к которому предъявлены требования, либо признает их, либо возражает против них. Он вправе представить дополнительные доказательства.
(6) На заседании заслушиваются причастные к делу лица, проводятся ознакомление с документами и иными доказательствами, а также их оценка.
Статья 32. Экспертное заключение
(1) Комиссия вправе с согласия сторон спора заказать в случае необходимости экспертное заключение по товару или услуге, являющимся предметом спора. При назначении эксперта комиссия учитывает мнения сторон. Срок производства экспертизы назначается комиссией по соглашению с экспертом.
(2) Экспертное заключение направляется обеим сторонам спора. Расходы, связанные с дачей экспертного заключения по товару или услуге, оплачивает согласно решению комиссии сторона, проигравшая спор.
(3) Комиссия вправе распределить между потребителем и торговцем расходы, связанные с дачей экспертного заключения по товару или услуге, если проигравшая спор сторона не может быть установлена однозначно.
(4) Комиссия вправе заказать экспертную оценку товара или услуги, являющихся предметом спора, также в случае, если о получении экспертного заключения ходатайствует одна из сторон спора, которая согласна оплатить связанные с этим расходы.
Статья 33. Протокол заседания комиссии
(1) Протокол на заседании комиссии ведет чиновник Департамента защиты прав потребителей, который не входит в состав комиссии.
(2) В протоколе заседании комиссии отражаются данные, имеющие значение для разрешения спора.
(3) В протоколе заседания комиссии указываются:
1) дата и место заседания;
2) время начала и окончания заседания;
3) имена членов комиссии, председательствующего на заседании и лица, ведущего протокол;
4) имена сторон спора;
5) сведения о явке сторон спора;
6) существо объяснений, требований и возражений сторон;
7) сведения о предъявлении документальных доказательств для ознакомления;
8) дата подписания протокола.
(4) Протокол подписывается председателем комиссии и лицом, составившим протокол.
Раздел 4. Решение комиссии и его выполнение
Статья 34. Принятие решения
(1) Комиссия принимает решение в течение пяти рабочих дней со дня рассмотрения жалобы. При принятии решения присутствуют только члены комиссии.
(2) Решение комиссии должно быть мотивированным и основываться на законе и иных правовых актах. При принятии решения комиссия оценивает все доказательства, основываясь на их всестороннем, полном и объективном исследовании.
(3) Решение принимается простым большинством голосов. Член комиссии, оставшийся в меньшинстве, имеет право на особое мнение.
(4) Член комиссии не вправе воздержаться при голосовании.
Статья 35. Оформление решения
(1) Решение оформляется в письменном виде и оно состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Решение подписывается всеми членами комиссии.
(2) Во вводной части решения указываются время принятия решения и имена сторон.
(3) В описательной части решения указываются требование потребителя и возражения другой стороны.
(4) В мотивировочной части решения указываются установленные комиссией обстоятельства дела, доказательства и основанные на них выводы комиссии, а также правовые акты, примененные комиссией.
(5) В резолютивной части решения приводится вывод комиссии относительно удовлетворения, частичного удовлетворения либо отклонения жалобы.
Статья 36. Извещение о решении
(1) Копия решения отправляется сторонам по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в течение двух рабочих дней со дня принятия решения.
(2) Решение комиссии публикуется на сайте Департамента защиты прав потребителей в течение двух рабочих дней со дня подписания решения членами комиссии.
Статья 37. Исполнение решения
(1) Решение комиссии исполняется в течение одного месяца со дня, следующего за днем получения копии решения, если в решении не назначен другой срок.
(2) Торговец в письменной форме уведомляет Департамент защиты прав потребителей об исполнении решения.
(3) В случае несогласия с решением комиссии и его неисполнения стороны спора могут обратиться для рассмотрения того же спора в уездный или городской суд.
(4) В случае неисполнения решения комиссии Департамент защиты прав потребителей вправе с согласия потребителя обратиться в качестве представителя последнего в уездный или городской суд для рассмотрения того же спора, если спор имеет важное значение с точки зрения применения закона или иного правового акта и защиты общих интересов потребителей.
Статья 38. Органы, осуществляющие надзор в области защиты прав потребителей
Надзор за обеспечением прав, предоставляемых потребителям на основании настоящего Закона и других правовых актов, осуществляют в соответствии с законом и в пределах своей компетенции должностные лица Департамента защиты прав потребителей, Инспекции охраны здоровья, Департамента полиции и местных самоуправлений, наделенные надзорными полномочиями (далее ) лицо, осуществляющее надзор).
Статья 39. Права лица, осуществляющего надзор
(1) Лицо, осуществляющее надзор, имеет при исполнении своих обязанностей право:
1) проверять соответствие установленным требованиям предлагаемых потребителю товаров и услуг, совершая в необходимых случаях контрольные закупки;
2) беспрепятственно входить в помещения, используемые в хозяйственной или профессиональной деятельности торговца, вскрывать перевозящие товары транспортные средства в присутствии торговца или его представителя либо полицейского;
3) требовать от торговца или изготовителя соответствующие документы, материалы и объяснения, а также иную надлежащую информацию;
4) приостанавливать предложение к продаже и продажу опасных для потребителя товаров или услуг, применяя в случае необходимости опечатывание или опломбирование;
5) объявлять торговцу устные предупреждения и обращать его внимание на невыполнение требований в области защиты прав потребителей;
6) вносить правомочным лицам или правомочным учреждениям предложения о приостановлении или прекращении деятельности торговца в предусмотренном законом порядке, если торговец не соблюдают требования, установленные для сферы его деятельности;
7) делать предписания в пределах своей компетенции.
(2) Лицо, осуществляющее надзор, обязано при исполнении своих служебных обязанностей предъявлять служебное удостоверение.
Статья 40. Предписание лица, осуществляющего надзор
(1) В случае обнаружения правонарушения лицо, осуществляющее надзор, может делать предписание, в котором:
1) предъявляет требование о прекращении правонарушения и, при возможности, о восстановлении существовавшего положения, или
2) обязывает приостановить предложение к продаже и продажу товаров или услуг, не соответствующих установленным требованиям, и назначает срок для приведения товаров или услуг в соответствие с требованиями.
(2) Предписание должно содержать:
1) имя и должность лица, составившего предписание;
2) дату издания предписания;
3) имя и адрес получателя предписания;
4) фактичесие и юридические основания к изданию предписания;
5) ясно выраженное требование со ссылками на положения соответствующих правовых актов;
6) срок исполнения предписания;
7) размер штрафа, подлежащего применению в случае неисполнения предписания;
8) порядок оспаривания предписания.
(3) Предписание незамедлительно вручается представителю торговца под расписку или отправляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении.
(4) Предписание обязательно для исполнения торговцем. Оспаривание предписания не освобождает торговца от его исполнения, за исключением случая, когда судом вынесено иное решение.
(5) В случае неисполнения указанного в части 1 настоящей статьи предписания может применяться штраф в порядке, установленном Законом о субститутивном исполнении и о штрафах (ПАЭ, 2001, 44, 283 и 580). Максимальный размер штрафа составляет 10 000 крон.
Статья 41. Прекращение деятельности, причиняющей вред коллективным интересам потребителей
(1) Генеральный директор Департамента защиты прав потребителей или уполномоченное им должностное лицо может издать предписание о прекращении деятельности, причиняющей вред коллективным интересам потребителей, и о воздержании от такой деятельности.
(2) Деятельностью, причиняющей вред коллективным интересам, является любое деяние, которое затрагивает совместные интересы неопределенного количества потребителей и противоречащее положениям настоящего Закона, Обязательственно-правового закона и других законов.
(3) Генеральный директор Департамента защиты прав потребителей или уполномоченное им должностное лицо может издать предписание и потребовать от торговца прекращения применения типовых условий, неразумным образом причиняющих вред потребителям, или потребовать от торговца, нарушившего положения статей 46)51 Обязательственно-правового закона о коммивояжерском договоре, статей 52)62 о договоре, заключенном при помощи средств связи, статей 208)237 о договоре продажи, статей 379)388 о договоре о временном пользовании строением, статей 402)421 о договоре потребительского кредита и связанных с ним договорах, статей 635)657 о договоре подряда и статей 866)882 указанного закона о договоре о туристической поездке, прекращения нарушения и воздержания от нарушений.
(4) Предписание доводится до сведения торговца и вручается ему под расписку или отправляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в течение двух рабочих дней со дня издания предписания.
(5) Предписание генерального директора Департамента защиты прав потребителей или уполномоченного им должностного лица, соответствующее части 2 статьи 40 настоящего Закона, обязательно для исполнения торговцем. Оспаривание предписания не освобождает торговца от его исполнения, за исключением случая, когда судом вынесено иное решение.
(6) В случае неисполнения предписания может применяться штраф в порядке, установленном Законом о субститутивном исполнении и о штрафах. Максимальный размер штрафа составляет 10 000 крон.
Статья 42. Прекращение трансграничной деятельности, причиняющей вред коллективным интересам потребителей
(1) Положения настоящей статьи применяются в случае, если действия торговца, осуществляющего деятельность в одной из стран ) членов Европейского Союза, противоречат положениям определенных директив в том виде, в каком они установлены применяемыми в стране ) члене Союза правовыми актами, а последствия нарушения обнаруживаются в другой стране ) члене Союза.
(2) Перечень директив, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается постановлением министра экономики и коммуникаций.
(3) Учреждения и организации стран ) членов Европейского Союза, опубликованные в Официальных сообщениях Европейского Союза, вправе ходатайствовать об издании предписаний о прекращении деятельности действующих в Эстонии торговцев, которая противоречит положениям указанных в части 2 настоящей статьи директив в том виде, в каком они установлены применяемыми в Эстонии правовыми актами, и причиняет вред коллективным интересам потребителей указанных стран ) членов Европейского Союза.
(4) Министр экономики и коммуникаций назначает по согласованию с соответствующими министрами эстонские учреждения и организации, имеющие право ходатайствовать о прекращении деятельности действующих в странах ) членах Европейского Союза торговцев, которая противоречит положениям указанных в части 2 настоящей статьи директив в том виде, в каком они установлены правовыми актами конкретной страны ) члена Европейского Союза, и причиняет вред коллективным интересам потребителей в Эстонии.
Глава 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Статья 43. Предложение к продаже или продажа опасных товаров либо оказание опасных услуг
(2) То же деяние, совершенное юридическим лицом, — влечет наложение штрафа в размере до 50 000 крон.
Статья 44. Неуведомление или задержка с уведомлением о товарах или услугах, опасных для жизни, здоровья или имущества потребителя
(1) Неуведомление торговцем или задержка с уведомлением о товарах или услугах, опасных для жизни, здоровья или имущества потребителя при их использовании по назначению, — влечет наложение штрафа в размере до 200 штрафных единиц.
(2) То же деяние, совершенное юридическим лицом, — влечет наложение штрафа в размере до 30 000 крон.
Статья 45. Нарушение требований о предоставлении информации о свойствах и условиях использования товаров или услуг, а также о гарантии на них либо требований, касающихся указания цены
(1) Нарушение торговцем требований о предоставлении информации о свойствах и условиях использования товаров или услуг, а также гарантии на них либо нарушение требований, касающихся указания цены — влечет наложение штрафа в размере до 100 штрафных единиц.
(2) То же деяние, совершенное юридическим лицом, — влечет наложение штрафа в размере до 30 000 крон.
Статья 46. Нарушение требований, установленных в отношении товаров, продажи товаров и оказания услуг
(1) Нарушение торговцем требований, установленных в отношении срока реализации, маркировки или инструкции по использованию товаров либо в отношении гарантии на товары или услуги, а также иных требований, предъявляемых к товарам или услугам либо к продаже товаров, — влечет наложение штрафа в размере до 200 штрафных единиц.
(2) То же деяние, совершенное юридическим лицом, — влечет наложение штрафа в размере до 40 000 крон.
Статья 47. Обман покупателя
(1) Допущенные торговцем при продаже потребителю товаров или оказании услуг:
1) обвес, обмер или обсчет;
2) несоблюдение утвержденных тарифов либо оговоренных или указанных цен, или
3) непредоставление или сокрытие достоверной информации на эстонском языке о свойствах, цене либо происхождении товаров или услуг — влечет наложение штрафа в размере до 100 штрафных единиц.
(2) То же деяние, совершенное юридическим лицом, — влечет наложение штрафа в размере до 30 000 крон.
Статья 48. Производство по делам о проступках
(1) К проступкам, предусмотренным статьями 43)47 настоящего Закона, применяются положения Общей части Пенитенциарного кодекса (ПАЭ, 2001, 40, 364; 2003, 1, 504; 2004, 3, 612; RT I, 2002, 82, 480; 2003, 4, 22; 83, 557; 90, 601) и Деликтно-процессуального кодекса (ПАЭ, 2002, 16, 313; RT I, 2002, 110, 654; 2003, 26, 156; 83, 557; 88, 590).
(2) Учреждениями, ведущими во внесудебном порядке производство по делам о проступках, предусмотренных статьей 43 настоящего Закона, являются:
1) Департамент защиты прав потребителей;
2) Инспекция охраны здоровья;
3) префектуры полиции;
4) волостные и городские управы.
(3) Учреждениями, ведущими во внесудебном порядке производство по делам о проступках, предусмотренных статьей 44 настоящего Закона, являются:
1) Департамент защиты прав потребителей;
2) Инспекция охраны здоровья.
(4) Учреждениями, ведущими во внесудебном порядке производство по делам о проступках, предусмотренных статьями 45)47 настоящего Закона, являются:
1) Департамент защиты прав потребителей;
2) Инспекция охраны здоровья;
3) волостные и городские управы.
(5) Префектуры полиции и суды могут в соответствии с положениями Пенитенциарного кодекса применять конфискацию предметов, являвшихся непосредственными объектами совершения проступков, предусмотренных статьей 43 настоящего Закона.
Глава 8. ПРИКЛАДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 48. Признание ранее принятого закона недействительным
Закон о защите прав потребителей (ПАЭ, 1994, 9, 13; 1999, 20, 450; 2000, 6, 907; 27, 252; 41, 379; 2001, 44, 283; 2002, 14, 336; 17, 375; 2003, 4, 387; RT I, 2001, 50, 289; 56, 332; 2002, 18, 97; 35, 214) признается недействительным.
Статья 50. Внесение изменений в Обязательственно-правовой закон
В Обязательственно-правовой закон (RT I, 2001, 81, 487; ПАЭ, 2002, 12, 374; RT I, 2003, 78, 523) вносятся следующие изменения:
1) в части 2 статьи 46 слова «60 евро» заменяются словами «15 евро»;
2) в части 1 статьи 49 слова «семи дней» заменяются словами «14 дней» и слово «семидневный» заменяется словом «14-дневный»;
3) статья 49 дополняется частью 4 в следующем изложении:
«(4) В случае отступления потребителя от договора внесенные им суммы должны быть возвращены ему незамедлительно, однако не позднее 30 дней со дня отступления от договора.»;
4) в части 1 статьи 56 слова «11 дней» заменяются словами «14 дней»;
5) глава 2 закона дополняется разделом 5 в следующем изложении:
«Раздел 5. Договоры, заключенные при помощи компьютерной сети
(1) Осуществляющие хозяйственную или профессиональную деятельность лица, которые при продаже своих товаров или оказании услуг заключают договоры при помощи компьютерной сети, предоставляют в пользование своих клиентов подходящие и эффективные технические средства, к которым имеется доступ и при помощи которых клиенты могут до передачи заказа обнаруживать и исправлять ошибки, допущенные при вводе данных.
(2) До передачи указанного в части 1 настоящей статьи заказа оферент уведомляет клиента:
1) о технических этапах заключения договора;
2) о том, сохранит ли оферент текст договора и будет ли он доступным для клиента после заключения договора;
3) о технических средствах для обнаружения и устранения ошибок, допущенных при вводе данных;
4) о языках, предлагаемых для заключения договора;
5) о соблюдаемых оферентом правилах и электронных возможностях ознакомления с ними.
(3) Оферент должен незамедлительно подтвердить электронным способом получение заказа.
(4) Заказ и подтверждение получения заказа считаются полученными, если лица, для которых они предназначены, имеют возможность ознакомления с ними.
(5) Условия договора, в том числе типовые условия, должны быть представлены клиенту в виде, позволяющем произвести их запись и воспроизводство.
(6) Положения частей 1)3 настоящей статьи не применяются, если договор заключается при помощи электронной почты или аналогичного персонального средства связи.
(7) Без соблюдения положений частей 1)5 настоящей статьи могут договариваться только лица, осуществляющие хозяйственную или профессиональную деятельность. Соглашение, нарушающее это условие, не влияет на действительность заключенного договора.
(8) Положения настоящей статьи не исключают и не ограничивают обязанность оферента по уведомлению клиента об иных данных, предусмотренных законом.».
Статья 51. Внесение изменения в Закон об алкогольной продукции
Пункт 4 части 1 статьи 3 Закона об алкогольной продукции (RT I, 2002, 3, 7; ПАЭ, 2003, 5; 7, 17; RT I, 2003, 88, 591) изменяется и излагается в следующей редакции:
«4) предложение к продаже или продажа одним предпринимателем другому предпринимателю или иному лицу, который не является потребителем по смыслу Закона о защите прав потребителей (далее ) оптовая продажа;».
Статья 52. Внесение изменения в Закон о взрывчатых материалах
Часть 5 2 статьи 18 Закона о взрывчатых материалах (ПАЭ, 1997, 63)65, 1461; 2001, 35, 377; 2002, 11, 531; 14, 336; 17, 375; 2003, 4, 387; RT I, 2001, 85, 510; 2002, 47, 297; 2003, 20, 116; 88, 591 и 594; 2004, 2, 7) изменяется и излагается в следующей редакции:
«(5 2 ) Розничная продажа петард запрещается в период с 1 ноября до 30 декабря (включительно). Розничной продажей петард считается предложение к продаже или продажа их потребителю по смыслу Закона о защите прав потребителей.».
Статья 53. Вступление закона в силу
(1) Настоящий Закон вступает в силу 15 апреля 2004 года.
(2) Статья 42 настоящего Закона вступает в силу по присоединении Эстонии к Европейскому Союзу.
Председатель Рийгикогу Эне ЭРГМА
Здравствуйте, а есть ли какие либо фиксированые сроки продолжительности гарантийного ремонта оговоренные законом о правах потребителя? Или же эти сроки устанавливаются договором продaвца покупателя?