закон об авторском праве для фотографов

Авторские права фотографов: 7 вопросов

закон об авторском праве для фотографов

Фотограф обязан отдавать клиенту файлы RAW? Какие права на фото есть у модели? Можно выкладывать фотосессии клиентов на свой лендинг? Мы подготовили ответы на эти и другие насущные вопросы фотографов по авторским правам.

🇷🇺 Раздел VII ГК РФ про интеллектуальную собственность,

🇷🇺 Статья 152.1 ГК РФ про изображение гражданина.

📷 1. Кому после съёмки принадлежат авторские права на фото: фотографу или заказчику?

Коротко. Обычно споры разгораются по поводу так называемых исключительных прав. У кого исключительные права, тот делает с фото что хочет и зарабатывает. Фотограф может отдать исключительные права заказчику или оставить себе.

Подробно. Фотограф делает фото и автоматически получает авторские права по ст. 1228 ГК РФ:

Право авторства — то есть право считаться автором. Оно навсегда остаётся с автором, и его нельзя продать. Фотограф ставит вотермарк и указывает своё имя.

Исключительное право — это право зарабатывать на фото: иллюстрировать статью в журнале, вставлять в карточку товара, печатать на рекламном баннере, продавать в сток. Исключительное право продают клиенту навсегда или отдают на время по лицензии. Для этого в договор на фотосъемку добавляют специальный пункт. На словах вопросы по исключительным правам не решают.

Фотограф-одиночка заключает с клиентами договор авторского заказа из ст. 1288 ГК РФ. Бывает три ситуации:

В договоре ни слова про исключительные права — они остались у фотографа.

Сказано, что исключительные права отчуждаются — заказчик выкупил их и забрал навсегда.

Сказано, что заказчик получает права пользования — у него пятилетняя лицензия на фото.

Фотоагентства заключают с клиентами договор подряда из ст. 1296 ГК РФ. Тут другие правила:

Исключительное право на фото автоматом получает заказчик.

Но в договоре может быть условие, что исключительное право осталось у фотоагентства, а заказчик получил только лицензию. Так можно.

📸 2. Что записать в договор, чтобы клиент использовал снимки только в одном проекте, а не тиражировал до конца дней?

Коротко. Чтобы ограничить заказчика, фото отдают по лицензии. В договоре пишут, что именно можно делать. Если заказчик покупает исключительные права, ограничить не получится.

Подробно. Когда фото отдают клиенту по лицензии, пределы использование можно ограничить — ст. 1235 ГК РФ. Запишите в договор, где и сколько раз заказчик публикует фото. За остальное можно требовать отдельную плату.

Заказчик получает лицензию на использование фотосета в составе печатного корпоративного календаря формата А4 в количестве не более 500 штук, предназначенного для организации ООО «Строймонтаж».

📷 3. Обязан ли фотограф отдавать исходники?

Коротко. Фотограф не обязан отдавать исходники, если такого условия нет в договоре с клиентом.

Подробно. Фотограф обязан провести фотосессию и отдать клиенту готовые фото — ст. 1288, 1296 ГК РФ. О подробностях пишут в договоре, переписке или договариваются на словах. Если о передаче файлов RAW не договаривались, такой обязанности у фотографа нет.

Пример, когда нет обязанности отдать исходники:

В рамках настоящего договора Исполнитель обязан:

— провести репортажную фотосъёмку свадьбы Заказчика на 30-40 фотографий;

— обработать выбранные фотографии: цветокоррекция, баланс белого, кадрирование, резкость и контраст;

— передать фотографии Заказчику.

📸 4. Какие права на фото есть у модели. А у стилиста?

Коротко. Чаще всего у модели нет авторских прав на фото. Но у модели есть право на изображение гражданина — из-за этого у фотографа бывают проблемы. Стилист считается соавтором, если внёс творческий вклад.

Подробно. Если модель не придумывала уникальный образ, авторских прав нет — ст. 1228 ГК РФ. С моделями не делят гонорар, не спрашивают разрешение на продажу. Снимок девушку в пальто для карточки товара — это не совместное творчество.

У модели есть право на изображение гражданина по ст. 152.1 ГК РФ. Если за съёмку платили, фотограф публикует фото где хочет без согласия. Без оплаты есть риск: публиковать фото можно только с согласия. Иначе модель может через суд заблокировать сайт с фото и взыскать компенсацию морального вреда. Заказчик одного фотографа пострадал от такого иска — дело № 33-17319/2019.

Чтобы не рисковать деньгами и репутацией, с моделей берут согласие на публикации. Подойдёт любая форма, например, пункт в модельном релизе. Это следует из п. 46 Постановление Пленума ВС РФ № 25.

Стилист может считаться соавтором, если создал уникальный художественный образ для съемки — ст. 1258 ГК РФ. Нет точного критерия, какой образ уникальный, а какой скопирован сотый раз. Если стилист докажет в суде творческий вклад, придётся делиться гонораром.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

📷 5. Сделал снимок в толпе или на важном событии. Эти снимки можно продавать и публиковать без согласия людей?

Коротко. Фото с публичного мероприятия можно выкладывать в интернете и продавать без разрешения. Авторских прав у запечатлённых людей нет.

Подробно. Снимки толпы или посетителей мероприятия публикуют без разрешений по ст. 152.1 ГК РФ. Исключение одно — когда в кадре конкретный человек, а не общий вид.

Авторских прав у людей нет. Продать фото сайту новостей или в сток может только фотограф.

📸 6. Может ли фотограф выложить в интернете фотосессии клиентов для рекламы услуг?

Коротко. Может, если не продал клиенту исключительные права и взял согласие на публикацию. Но стоит убедиться, что клиенты действительно не против.

Подробно. У фотографа могут быть проблемы, если клиент не соглашался на публикацию фотосессии. Клиент может через суд забанить лендинг и взыскать моральный вред по ст. 152.1 ГК РФ.

Часто клиенты не вчитываются в договор и не замечают пункт о публикации снимков для рекламы услуг. Получается, формально согласие есть, но на деле человек не хочет, чтобы его семейные фото выложили на всеобщее обозрение. Поэтому спросить согласие клиента лучше дважды — так сохранится имидж.

📷 7. Мои фото скопировали, что я могу сделать?

Коротко. Нарушитель должен заплатить компенсацию за каждое фото от 10 000 до 5 000 000 ₽, удалить контент или указать автора.

Подробно. За копирование фото и удаление вотермарка автору полагается компенсация по ст. 1301 ГК РФ. Нарушители редко соглашаются заплатить добровольно после письма по электронной почте. Чаще за компенсацию судятся.

Фотограф приносит в суд заверенную у нотариуса страницу сайта и исходники снимков. Если украли популярное фото, можно рассчитывать на компенсацию в сотни тысяч рублей.

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Источник

PR-менеджеру на заметку: как не получить штраф до 5 млн руб. за «заимствование» чужих фотографий для рекламы своего бренда?

закон об авторском праве для фотографов

Председатель Московской коллегии адвокатов Karabaev Legal Group, адвокат (Адвокатская палата города Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

Обычно кражей чужих фотографий занимаются небольшие компании, у которых отсутствует бюджет на покупку фотографий у фотобанков, либо те компании, владельцы которых не знакомы с законодательством Российской Федерации и не имеют в своем штате квалифицированных юристов.

Многие из них ошибочно полагают, что все фотографии, которые выкладывают пользователи в социальные сети, находятся в открытом доступе, в том числе доступны и для свободного коммерческого использования. Однако это не так – любая фотография, сделанная с помощью профессиональной камеры или на камеру смартфона, защищается авторским правом на основании ст. 1265 Гражданского кодекса, даже если она была размещена в Интернете. Пользователь как автор и правообладатель фотографии имеет полный объем интеллектуальных прав на фотографическое произведение, в том числе исключительные права, личные неимущественные и иные права.

Для правомерного использования чужих фотографий в коммерческих целях необходимо получить согласие автора или иного правообладателя, само наличие фотографии в Интернете еще не является разрешением. Стоит отметить, что статус бизнес-аккаунта в Инстаграм уже подразумевает под собой коммерческое использование.

Бесплатные фотографии для законного использования, в том числе для ведения бизнес-аккаунта, можно брать с архивов и фотостоков, которые работают с авторами по открытым лицензиям. Однако при работе с подобными ресурсами необходимо внимательно ознакомиться с условиями использования, так как зачастую для использования фотографий в коммерческих целях необходимо все-таки заплатить за использование конкретной фотографии или приобрести подписку.

Еще один механизм для законного использования чужих фотографий – это репост. Такой вид использования подходит, когда клиент оставил фотоотзыв, которым хочется поделиться со всеми. Для того чтобы сделать репост и не стать нарушителем, необходимо указать автора фотографии, а также указать первоисточник и ссылку на него.

Дополнительно стоит отметить, что, когда бренды заимствуют фотографии пользователей без разрешения, они нарушают не только интеллектуальные права, предусмотренные частью 4 ГК РФ, но и право на изображение гражданина, предусмотренное ст. 152.1 ГК РФ. Поэтому, даже если согласие на использование чужой фотографии не потребуется, то вот согласие на использование изображения гражданина получить все равно придется. Если гражданин позировал за плату, в том числе для фотобанков, а также изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Не требуется получение согласия на использование изображения гражданина, если оно осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах. В большинстве случаев такое использование имеет место в СМИ в отношении политиков или знаменитостей. Данное исключение в основном применимо к так называемым «публичным фигурам», занимающим государственную должность или играющим существенную роль в сфере политики, экономики, спорта, искусства, а само изображение используется в связи с общественно значимым интересом к данному лицу и (или) в связи с текущей политической или общественной дискуссией. Здесь решающее значение имеет актуальность того или иного события (п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В настоящее время в Интернете довольно сложно отследить случаи незаконного заимствования фотографий, а предотвратить такое незаконное использование практически невозможно. Сама по себе фотография – это результат интеллектуальной деятельности, который охраняется законом. Авторские права на произведение возникают автоматически в момент создания произведения и подлежат правовой охране без совершения каких-либо регистрационных действий. Такой подход с одной стороны способствует активному развитию творческой деятельности, а с другой – усложняет именно процесс защиты прав авторов и правообладателей.

Однако пользователи все-таки могут себя обезопасить от кражи фотографий в Интернете. Во-первых, рекомендую ставить на фотографии знак Сopyright. Проставление знака предупреждает других пользователей о том, что фотография охраняется авторским правом. Знак охраны помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы «c» в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования произведения, например, «(с) Иван Иванов, 2021». Также за удаление информации о правообладателе предусмотрена дополнительная ответственность – компенсация нарушителем в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. в соответствии с подп. 1 ст. 1301 ГК РФ (ст. 1300 ГК РФ).

Во-вторых, пользователям рекомендуется выкладывать в сеть фотографии не самого лучшего качества, а оригиналы и вовсе никому не передавать.

Существует также институт депонирования, так называемая добровольная регистрация, которая помогает авторам зафиксировать момент создания произведения. Это быстрая и доступная для всех пользователей онлайн-услуга, которую можно получить на специальных сайтах депонирования: Wipoproof.wipo.int; Ireg.pro; Nris.ru.

В социальных сетях существуют свои службы поддержки, благодаря которым можно изначально доказать авторство фотографии за владельцем аккаунта, а в дальнейшем уже обратиться в суд.

Для защиты фотографий можно использовать и технические средства, которые блокируют возможность скачивания и копирования. Однако такая возможность доступна только для сайтов, а не для социальных сетей.

Обращаю внимание всех пользователей, что очень важно изучить пользовательские соглашения сайтов, на которых вы размещаете свои фотографии и другие материалы. Бывают случаи, когда авторы (правообладатели) загружают фотографии на определенную электронную площадку, сами передают полностью права для дальнейшего свободного использования.

Если пользователь все-таки обнаружил свою фотографию в Интернете, то ему необходимо предпринять следующие шаги:

Стоит отметить, что суды, как правило, встают на сторону автора (правообладателя) и удовлетворяют их требования. К примеру, организатор свадеб, разместив в своем профиле социальной сети «Инстаграм», использовала чужую фотографию без согласия правообладателя. Истец, полагая, что именно ей принадлежит исключительное право на фотографию, просила взыскать с нее компенсацию за нарушение исключительного права на фотографическое произведение в сумме 50 тыс. руб. Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 9 декабря 2019 г. Дело № 2-3746/2019

М-2687/2019 исковые требования удовлетворены частично. В пользу правообладателя взыскана компенсация в размере 20 тыс. руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 480 руб. Решение выстояло и в апелляции (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июля 2020 г. № 88-12650/2020).

Все чаще блогеры и обычные пользователи социальных сетей защищают свои интеллектуальные права в суде, а это значит, что «брендам» не стоит пренебрегать согласием авторов и правообладателей на использование фотографий.

Так, известный блогер заметил на чужом сайте свои фотографии. Региональный портал иллюстрировал ими новости. Но согласия блогера портал на это не спросил. Часть фотографий были подписаны – откуда их взяли и кто автор, – а часть нет. Тогда блогер пошел в суд. Он потребовал по 20 тыс. руб. за каждое фото, которое использовали без его согласия, и еще по 10 тыс. руб. за каждое фото без подписи об авторе. Всего он заявил в иске к порталу 1,23 млн руб.

В дальнейшем апелляционная инстанция вынесла такое решение: свободное цитирование возможно, но только для текста. Фотографию процитировать нельзя. Без разрешения ее можно использовать только как иллюстрацию в учебнике. Если блогер не давал согласия на использование его фотографий, это незаконно. Суд постановил заплатить блогеру по 10 тыс. руб. за каждый случай, а всего – 580 тыс. руб. Что касается авторства еще семи фотографий, которые не были подписаны, то блогер доказывать это не обязан. Суд напомнил, что если портал опубликовал такое фото, он тоже нарушил исключительное право автора. За это тоже придется заплатить по 10 тыс., то есть еще 70 тыс. руб.

Всего портал должен блогеру 650 тыс. руб. (дело № А65-12234/2016).

Из моей личной практики отмечу, что за каждое незаконное использованное фото запрашивают от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а моральный ущерб обычно присуждают минимальный – в размере 10 тыс. руб.

Получить согласие на использование чужих фотографий, лучше всего в письменном виде, но и подтверждение по электронной почте тоже является доказательством. Но в этом случае возникает сложность подтверждения в дальнейшем, что по электронной почте дал согласие автор фотографий, а не какое другое лицо.

Источник

Правовая охрана фотографических произведений в сети Интернет

К числу критерии признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав в литературе традиционно относят:

1. Творческий характер труда. Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

2. Выражение произведения в объективной форме. Исходя из п.3 ст. 1259 ГК РФ, авторские права распространяются как на обнародованные так и не обнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что авторские права на любые фотографические произведения вне зависимости от достоинств и назначения относят к объектам авторских прав, в согласии со статьей 1259 Гражданского Кодекса РФ, а также независимо от того сделаны они профессионалом или любителем, высокотехнологичной камерой или на мобильного телефон, будут защищаться гражданским законодательством в равной степени на основании ст. 1265 ГК РФ, если они отвечают вышеперечисленным критериям.

В отношении фотографических произведений могут быть реализованы: право на воспроизведение, право на распространение экземпляров произведений, право на импорт экземпляров произведения в целях их распространения, право на публичный показ, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на переработку, право на доведение до всеобщего сведения, в том числе путем интерактивного доступа.

Имущественные права, а также право на обнародование произведений действуют в течение всей жизни автора и еще 70 лет после его смерти, остальные личные неимущественные права охраняются бессрочно и по наследству не передаются. После смерти автора они могут быть реализованы лицом, назначенным автором при жизни, наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

При признании фотографических произведений объектами авторского права следует учитывать, что согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 80 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

В последние годы российская судебная практика пошла по пути признания и защиты в ряде случаев авторских прав даже на отдельные слова и выражения, в том числе даже такие, которые существовали в русском или иностранном языке еще до создания произведения автором, но были творчески переосмыслены им и стали широко известны именно в связи с произведениями определенных авторов, например «Ну, погоди!», «Буратино» (от итал. burattino – «кукла-марионетка», «легкомысленный человек») и т.д. По мере развития новых способов представления и использования произведений появляются и новые их виды, которые, как ожидается, будут в дальнейшем включаться в этот перечень. Однако охрана им должна предоставляться независимо от того, упоминаются они в данном перечне в настоящее время или нет.

Говоря о способах защиты авторские права в Российской Федерации, как и иные интеллектуальные права, защищаются предусмотренными ГК РФ способами и «с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права» (п. 1 ст. 1250 ГК РФ).

Главной сложностью фотографа в суде как автора фотографического произведения является именно доказать свое авторство. Для начала следует рассмотреть такой способ защиты авторских прав как самозащита, предусмотренная ст. 14 ГК РФ. Данная статья подразумевает использование авторами превентивных способов защиты свои произведений, помогающих автору избежать нарушения своих прав. Так, автор фотографических произведений может провести ряд мер, которые помогут ему обезопасить свои фотографии:

Одним из наиболее эффективных превентивных способов защиты является обнародование своих произведений в СМИ, журналах, выставках и т.д.

Также опытные фотографы, которые используют в своей деятельности профессиональную фототехнику, в целях защиты своих прав могут использовать опцию автоматической встраивания цифрового водяного знака, который позволяет в будущем идентифицировать автора.

Помимо этого авторам рекомендуется сохранять RAW-негативы (исходники) в архиве фотоаппарата или на компьютере. Ведь в этом случае фотографу достаточно предъявить в суде фотоаппарат, с помощью которого был сделан фотоснимок, или же «голую» фотографию без обработки, чтобы доказать свое авторство. В связи с важностью исходников как доказательств авторства в будущем, не рекомендуется передавать RAW-негативы, исходные файлы, рабочие материалы другим лицам.

Также фотографам следует перед размещением фотографий нанести на саму фотографию информацию о себе, чаще всего это имя, фамилия и год, когда впервые была опубликована фотография. Однако данный вариант порой может испортить внешний вид произведения.

Авторское право, как указано в ГК РФ, возникает с момента создания произведения, и регистрация данного права не является обязательной. Большинство юристов все же настоятельно рекомендуют провести регистрацию (депонирование) авторских прав, так как это может стать основным доказательством в суде. Такие процедуры осуществляют авторские общества и интернет‑сервисы.

Также нотариальное удостоверение содержимого произведения, даты и лица, явившегося для удостоверения, является надежным и хорошо зарекомендовавшим себя на практике способом охраны авторских прав.

Однако если автор не прибегнул к мерам охраны авторских прав, или же прибегнув, все равно были нарушены его авторские права, то следует воспользоваться способами защиты, предусмотренными ГК РФ. Выделяются два случая, когда владельцы авторских прав могут осуществлять защиту своих прав, а именно — при нарушении условий договора о предоставлении авторских прав, а также при бездоговорном нарушении авторских прав.

Защита в этих случаях личных неимущественных прав может осуществляться общими способами защиты гражданских прав, указанными в ст. 12 ГК РФ, а также способам указанными в ст. 1252 ГК РФ о защите исключительных прав, которые осуществляются в судебном порядке путем предъявления требований:

• о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия.

• о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему произведение без заключения соглашения с правообладателем либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб. Согласно ст. 1301 ГК РФ авторы, исполнители и иные обладатели исключительных прав на произведения вправе наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты специальной компенсации за нарушение исключительных прав, где размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости (абзац второй п. 3 ст. 1252 ГК РФ), и требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования либо за допущенное правонарушение в целом;

• взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

• об изъятии материального носителя — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю.

• о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права.

К тому же, в части IV ГК РФ предусматриваются и специальные способы защиты, применяемые при нарушении интеллектуальных прав в отдельных случаях, такие как:

• запрещение ответчику совершать определенные действия в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения или объекта прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными;

• наложение ареста на экземпляры произведений или объектов смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с общими положениями ст. 152 ГК РФ.

Многие пользователи считают интернет открытым пространством, где все является общедоступным. Однако нельзя с этим согласиться, так как если кто-то использует чужую фотографию, то он должен либо соблюсти требования к цитированию фотографий, а именно:

В случае несоблюдения данных требований следует говорить о нарушении прав и неправомерном использовании фотографических произведений.

Таким образом, можно сделать вывод, что в наше время у фотографов достаточное количество способов защиты своих прав.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *