закон республики таджикистан о нормативных правовых актах
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 30 мая 2017 года №1414
О нормативных правовых актах
Принят Постановлением МН МОРТ от 12 апреля 2017 года №731
Одобрен Постановлением ММ МОРТ от 18 мая 2017 года №397
(В редакции Постановления Правительства Республики Таджикистан от 19.07.2019 г. №1632)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон регулируя общественные отношения в сфере правотворческой деятельности, определяет ее основные принципы, понятия, виды, систему, соотношение между нормативными правовыми актами, юридическую силу, общий порядок их разработки, экспертизы, принятия, опубликования, учёта, государственной регистрации, действия, толкования и систематизации, а также способы разрешения юридических коллизий.
2. Особенности разработки, утверждения, принятия, регистрации, введения в действие, опубликования, изменения, дополнения, прекращения или» приостановления действия отдельных видов нормативных правовых актов определяются также Конституцией Республики Таджикистан, другими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность государственных органов (их должностных лиц) в сфере правотворческой деятельности.
3. Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с:
— порядком принятия, внесением изменений и дополнений и прекращения действия Конституции Республики Таджикистан;
— порядком заключения, ратификации, утверждения, присоединения, регистрации, опубликования, выполнения, денонсации и приостановления действия международных договоров Республики Таджикистан;
— порядком принятия, внесением изменений и дополнений и прекращения действия локальных нормативных актов;
— другими нормативными правовыми актами, которые не предусмотрены настоящим Законом.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 19.07.2019 г. №1632)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
Статья 3. Основные принципы правотворческой деятельности
Правотворческая деятельность осуществляется на основе следующих принципов:
— соответствие Конституции Республики Таджикистан;
— приоритет прав и свобод человека и гражданина;
— преимущество норм Конституции Республики Таджикистан, законов, принятых путем всенародного референдума и международных правовых актов, признанных Таджикистаном по отношению к законам и подзаконным нормативным правовым актам;
— гласность и прозрачность;
— учет общественного мнения.
Статья 4. Приоритет прав и свобод человека и гражданина в правотворческой деятельности
1. Правотворческая деятельность в Республике Таджикистан осуществляется с целью признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина составляют цель и содержание законов и подзаконных нормативных правовых актов Республики Таджикистан, правотворческую деятельность всех субъектов правотворчества.
2. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в правотворческой деятельности осуществляется посредством закона только с целью обеспечения защиты прав и свобод других, общественного порядка, защиты основ конституционного строя, безопасности государства, обороны страны, общественной морали, здоровья населения и территориальной целостности.
Статья 5. Гласность и прозрачность в правотворческой деятельности
1. Гласность и прозрачность в правотворческой деятельности обеспечиваются следующими путями:
— предоставлением информации заинтересованным физическим и юридическим лицам о правотворческой деятельности;
— опубликованием принятого нормативного правового акта, в официальных изданиях, других средствах массовой информации или доведением этого акта до всеобщего сведения иными способами, в том числе электронными средствами;
— предоставлением возможности заинтересованным физическим и юридическим лицам для ознакомления с содержанием принятого нормативного правового акта.
2. Проект нормативного правового акта может быть опубликован для общественного обсуждения в средствах массовой информации, а также посредством размещения на официальных сайтах уполномоченных субъектов правотворчества. Заинтересованные физические и юридические лица вправе ознакомиться с содержанием такого проекта. Поступившие предложения и замечания подлежат рассмотрению уполномоченным субъектом правотворчества при доработке проекта.
3. Положения частей 1 и 2 настоящей статьи не распространяются на нормативный правовой акт или проект нормативного правового акта, обладающий информацией, содержащей государственную тайну или иную, охраняемую законом, тайну.
(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 19.07.2019 г. №1632)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 6. Использование информационной технологии в правотворческой деятельности
1. Правотворческая деятельность осуществляется на основе широкого использования информационной технологии.
2. Информационная технология используется в период планирования разработки проекта нормативных правовых актов, разработки проекта, принятия, опубликования нормативных правовых актов, приобретения сведения о нормативных правовых актов.
3. Использование информационной технологии в правотворческой деятельности может осуществляться следующими путями:
— размещение проекта нормативных правовых актов на официальных сайтах органа правотворчества (за исключением проекта нормативных правовых актов, обладающих информацией содержащей государственную тайну или иную, охраняемую законом, тайну);
— использование официальных сайтов с целью предварительного обсуждения проекта нормативных правовых актов;
— опубликование принятых нормативных правовых актов на официальных сайтах органов правотворчества (за исключением нормативных правовых актов, обладающих информацией, содержащей государственную тайну или иную, охраняемую законом, тайну);
— использование-электронных форм нормативных правовых актов;
— использование банка данных нормативных правовых актов;
— использование электронных форм распространения правовой информации о нормативных правовых актах;
— обеспечение гласности и прозрачности на всех стадиях правотворчества;
— распространение информации о заседаниях законодательного органа, других органов правотворчества, принятии новых нормативных правовых актов, прекращении действия нормативных правовых актов, внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты; распространении другой информации о правотворческой деятельности.
Статья 7. Субъекты правотворчества и их полномочия
1. К субъектам правотворчества относятся: народ Таджикистана, совместные заседания Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Президент Республики Таджикистан, Правительство Республики Таджикистан, министерства, государственные комитеты, органы при Президенте Республики Таджикистан, органы при Правительстве Республики Таджикистан, Национального банка Таджикистана и Агентства по ядерной и радиационной безопасности Академии наук Республики Таджикистан, Маджлисы народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе, председатели Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе, Маджлисы народных депутатов городов и районов, председатели городов и районов, органы самоуправления поселков и сел.
2. Другие государственные органы и юридические лица, входящие в схему управления и перечень организаций министерств, государственных комитетов, органов при Президенте Республики Таджикистан и органов при Правительстве Республики Таджикистан не являются субъектом правотворчества.
3. Полномочия субъектов правотворчества определяются Конституцией Республики Таджикистан, законодательными актами Республики Таджикистан, совместными постановлениями Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановлениями Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановлениями Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, указами Президента Республики Таджикистан и постановлениями Правительства Республики Таджикистан.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 26 марта 2009 года №506
О нормативных правовых актах
(В редакции Законов Республики Таджикистан от 11.03.2010 г. №597, 28.06.2011 г. №730)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон регулирует отношения в сфере правотворческой деятельности и определяет ее основные принципы, понятия и виды нормативных правовых актов, их соотношение между собой, общий порядок их разработки, принятия, опубликования, действия, толкования и систематизации, а также способы разрешения юридических коллизий.
2. Особенности разработки, утверждения, принятия, регистрации, введения в действие, опубликования, изменения, дополнения, прекращения или приостановления действия отдельных видов нормативных правовых актов определяются также Конституцией Республики Таджикистан, другими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность государственных органов (их должностных лиц) в сфере правотворческой деятельности.
3. Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с:
— порядком принятия, изменения, дополнения и прекращения действия Конституции Республики Таджикистан;
— порядком принятия, исполнения, признания недействительными, прекращения, денонсации и приостановления действия международных правовых актов, признанных Таджикистаном;
— другими нормативными правовыми актами, не предусмотренными настоящим Законом.
Статья 2. Основные понятия
Основные понятия, применяемые в настоящем Законе:
Статья 3. Основные принципы правотворческой деятельности
Правотворческая деятельность осуществляется на основе соответствия принципам Конституции Республики Таджикистан, законности, приоритета норм международных правовых актов, признанных Таджикистаном по отношению к законам и подзаконным актам, преимущественного обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной справедливости, гласности, научности, профессионализма и учета общественного мнения.
Статья 4. Гласность в правотворческой деятельности
1. Гласность в правотворческой деятельности обеспечивается:
— предоставлением информации заинтересованным физическим и юридическим лицам о правотворческой деятельности;
— опубликованием принятого нормативного правового акта в официальных изданиях, других средствах массовой информации или доведением его до всеобщего сведения иными способами, в том числе электронными средствами;
— предоставлением доступа любым заинтересованным лицам для ознакомления с содержанием принятого нормативного правового акта.
2. Проект нормативного правового акта может быть опубликован для общественного обсуждения в средствах массовой информации, в том числе посредством размещения на официальном сайте уполномоченного субъекта правотворчества. Любое заинтересованное лицо вправе ознакомиться с содержанием такого проекта. Поступившие предложения и замечания подлежат рассмотрению уполномоченным субъектом правотворчества при доработке проекта.
3. Положения части 1 и 2 настоящей статьи не распространяются к нормативному правовому акту или к проекту нормативного правового акта, которые содержат государственные тайну или иную охраняемую законом тайну.
Статья 5. Субъекты правотворчества и их полномочия
1. К субъектам правотворчества относятся: народ Республики Таджикистан, совместные заседания Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Президент Республики Таджикистан, Правительство Республики Таджикистан, министерства, государственные комитеты и иные государственные органы, Маджлисы народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе, председатели Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе, Маджлисы народных депутатов городов и районов, председатели городов и районов, органы самоуправления поселков и сел.
2. Полномочия субъектов правотворчества определяются Конституцией Республики Таджикистан, законодательными актами Республики Таджикистан, совместными постановлениями Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановлениями Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановлениями Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, указами Президента Республики Таджикистан и постановлениями Правительства Республики Таджикистан.
3. Несколько субъектов правотворчества могут разрабатывать, принимать и издавать совместный нормативный правовой акт, если это предусмотрено нормативными правовыми актами. Изменение, приостановление и прекращение действия нормативных правовых актов, изданных совместно, осуществляются совместно принявшими их правотворческими органами, если иное не предусмотрено законом.
4. Субъекты правотворчества не могут совместно принимать нормативный правовой акт, в случае, когда один из правотворческих субъектов является вышестоящим по отношению к другому правотворческому субъекту.
Статья 6. Общие требования к нормативным правовым актам
Общими требованиями к нормативным правовым актам являются:
— принятие нормативного правового акта уполномоченным субъектом правотворчества;
— принятие нормативного правового акта в порядке и виде, установленных законами и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан;
Закон республики таджикистан о нормативных правовых актах
Закон Республики Таджикистан от 26 марта 2009 года № 506
О нормативных правовых актах
Утратил силу в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 30 мая 2017 года № 1414
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон регулирует отношения в сфере правотворческой деятельности и определяет ее основные принципы, понятия и виды нормативных правовых актов, их соотношение между собой, общий порядок их разработки, принятия, опубликования, действия, толкования и систематизации, а также способы разрешения юридических коллизий.
2. Особенности разработки, утверждения, принятия, регистрации, введения в действие, опубликования, изменения, дополнения, прекращения или приостановления действия отдельных видов нормативных правовых актов определяются также Конституцией Республики Таджикистан, другими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность государственных органов (их должностных лиц) в сфере правотворческой деятельности.
3. Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с:
— порядком принятия, изменения, дополнения и прекращения действия Конституции Республики Таджикистан;
— порядком принятия, исполнения, признания недействительными, прекращения, денонсации и приостановления действия международных правовых актов, признанных Таджикистаном;
— другими нормативными правовыми актами, не предусмотренными настоящим Законом.
Статья 2. Основные понятия
Основные понятия, применяемые в настоящем Законе:
Закон республики таджикистан о нормативных правовых актах
Для просмотра полного текста документа необходима авторизация. Если Вы являетесь зарегистрированным пользователем, нажмите слева вверху ссылку «Авторизация пользователя» и введите логин и пароль. Если у Вас еще нет аккаунта на нашем сервере, перейдите на страницу Услуги и цены для выбора удобного для Вас тарифного плана. Вы можете связаться с нашими менеджерами и обсудить условия получения полного доступа к нашей базе данных.
Как скачать документ в формате WinWord?
Закон Республики Таджикистан от 30 мая 2017 года, № 1414 «О нормативных правовых актах»
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ
(в редакции Закона РТ 19.07.2019г.№1632)
Принят Постановлением МН МОРТ
от 12 апреля 2017 года, №731
Одобрен Постановлением ММ МОРТ
от 18 мая 2017 года, №397
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон, регулируя общественные отношения в сфере правотворческой деятельности, определяет ее основные принципы, понятия, виды, систему, соотношение между нормативными правовыми актами, юридическую силу, общий порядок их разработки, экспертизы, принятия, опубликования, учёта, государственной регистрации, действия, толкования и систематизации, а также способы разрешения юридических коллизий.
2. Особенности разработки, утверждения, принятия, регистрации, введения в действие, опубликования, изменения, дополнения, прекращения или приостановления действия отдельных видов нормативных правовых актов определяются также Конституцией Республики Таджикистан, другими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность государственных органов (их должностных лиц) в сфере правотворческой деятельности.
3. Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с:
— порядком принятия, внесением изменений и дополнений и прекращения действия Конституции Республики Таджикистан;
— порядком заключения, ратификации, утверждения, присоединения, регистрации, опубликования, выполнения, денонсации и приостановления действия международных договоров Республики Таджикистан;
— порядком принятия, внесением изменений и дополнений и прекращения действия локальных нормативных актов (в редакции Закона РТ 19.07.2019г.№1632);
— другими нормативными правовыми актами, которые не предусмотрены настоящим Законом.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
База Законодательства Республики Таджикистан
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
ОБ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ АКТИВОВ И ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы проведения государством исключительной разовой акции по амнистированию в связи с легализацией активов и денежных средств граждан Республики Таджикистан и его целью является создание благоприятных условий для привлечения капитала граждан в национальную экономику, обеспечение прозрачности, уменьшение доли теневой экономики, возвращение активов и денежных средств граждан Республики Таджикистан в национальную экономику Таджикистана, активизация инвестирования развития предпринимательства.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
а) драгоценные металлы и драгоценные камни, добытые на территории Республики Таджикистан без соблюдения требований законодательства Республики Таджикистан, или приобретенные на денежные средства, не указанные в декларации о доходах или в объекте налогооблажения в Республике Таджикистан;
б) драгоценные металлы и драгоценные камни, ценные бумаги, доля участия (собственника-бенефициара) в уставном капитале юридических лиц, а также любое движимое и недвижимое имущество, приобретенное за пределами Республики Таджикистан на денежные средства, не указанные в декларации о доходах или в объекте налогооблажения в Республике Таджикистан, и находящиеся в праве собственности граждан Республики Таджикистан за рубежом;
в) самовольно возведенное личное недвижимое имущество или используемое в предпринимательской деятельности;
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Таджикистан (в том числе индивидуальных предпринимателей, учредителей и участников (акционеров) юридических лиц, которые имеют гражданство Республики Таджикистан), которые в период легализации оформляют активы и денежные средства, полученные ими до даты введения настоящего Закона в действие в результате совершения амнистированных преступлений и иных правонарушений и вводят в экономический оборот в соответствии с положениями настоящего Закона.
2. Настоящий Закон не применятся к:
1) активам и денежным средствам лиц, не предусмотренных в части 1 настоящей статьи;
2) денежным средствам, полученным гражданами Республики Таджикистан в качестве кредита, и активам, приобретенным ими в кредит;
3) активам и денежным средствам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Республики Таджикистан или изъятым из оборота;
4) активам и денежным средствам граждан Республики Таджикистан, в отношении активов и денежных средств которых в Республике Таджикистан или за ее пределами до даты введения в действие настоящего Закона действует вступившее в законную силу судебный акт (акт другого уполномоченного законом органа) об их конфискации или передаче другому лицу, а также к активам и денежным средствам, в отношении которых права граждан Республики Таджикистан до даты введения в действие настоящего Закона или в период действия настоящего Закона являются предметом судебного рассмотрения;
5) активам и денежным средствам граждан Республики Таджикистан, в отношении которых в Республике Таджикистан или за ее пределами в период введения в действие настоящего Закона имеется возбужденное уголовное или административное дело и гражданин не воспользовался предусмотренной настоящим Законом привилегией для прекращения возбужденного уголовного или административного дела;
6) гражданам Республики Таджикистан, которые в связи с предложенными согласно настоящему Закону для легализации активами и денежными средствами осуждены вступившим в законную силу приговором суда;
7) активам и денежным средствам граждан Республики Таджикистан, полученным в результате совершения преступлений или административных правонарушений, за исключением преступлений или административных правонарушений, подлежащих амнистии согласно настоящему Закону;
8) активам и денежным средствам граждан Республики Таджикистан в странах, не реализующих соответствующим образом рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Статья 3. Срок легализации активов и денежных средств
Срок легализации активов и денежных средств охватывает двенадцать месяцев и начинается после введения в действие настоящего Закона.
Статья 4. Конфиденциальность информации о легализируемых активах и денежных средствах
1. Информация о легализируемых активах и денежных средствах, а также их владельцах, является конфиденциальной.
2. Раскрытие такой информации может быть разрешено только судом.
Статья 5. Порядок и условия легализации активов
1. Граждане Республики Таджикистан в период легализации могут легализовать драгоценные металлы и драгоценные камни, добытые на территории Республики Таджикистан, без соблюдения требований законодательства, или приобретенные в прошлом на территории или за её пределами, на денежные средства, не указанные в декларации о доходах или в объекте налогообложения Республики Таджикистан, путем представления декларации об имуществе с указанием назначения легализации. При легализации драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретенных на территорий Республики Таджикистан или за её пределами, к декларации прилагаются оформленные в соответствии с законодательством Республики Таджикистан или иностранного государства документы, подтверждающие приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней, а также документ об уплате сбора за легализацию.
2. Граждане Республики Таджикистан в период легализации могут легализовать ценные бумаги, долю участия (собственника-бенефициара) в уставном капитале юридических лиц, а также любое движимое и недвижимое имущество, приобретенное в прошлом за пределами Республики Таджикистан на денежные средства не указанные в декларации о доходах, или в объекте налогообложения Республики Таджикистан, которые принадлежат им на праве собственности за рубежом, путем представления декларации об имуществе с указанием назначения легализации. К декларации прилагаются оформленные в соответствии с законодательством иностранного государства документы, подтверждающие право собственности на такое имущество, документ, подтверждающий стоимость с их соответствующим заверением согласно законодательству Республики Таджикистан, а также документ об уплате сбора за легализацию.
3. Граждане Республики Таджикистан в период легализации могут путем представления заявления легализовать недвижимое имущество, самовольно возведенное в личных целях, или с целью использования в предпринимательской деятельности, если земельный участок под строительство отведен с соблюдением установленного законом и другими правовыми актами Республики Таджикистан порядка для этой цели, оно построено в соответствии с назначением земельного участка, но без получения соответствующих разрешительных документов для строительства, и его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, а также не создает угрозу их жизни и здоровью, либо безопасности объектов, расположенных вокруг этих построек.
4. Декларация об имуществе, предусмотренная частями 1 и 2 настоящей статьи, и заявление, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, подаются комиссиям по легализации, создаваемым при исполнительных органах государственной власти городов и районов, а также районов города Душанбе.
5. Свидетельство о легализации активов выдается решением соответствующей комиссии по легализации, предусмотренной в части 4 настоящей статьи. Свидетельство о легализации, в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, является официальным документом осуществления государственной регистрации легализованного недвижимого имущества и права собственности на него.
6. Положение о деятельности комиссий по легализации активов, образцы форм деклараций и заявлений, перечень документов, представляемых для легализации недвижимого имущества, образец свидетельства о легализации активов, формы реестра легализованных активов утверждаются постановлением Правительства Республики Таджикистан.
Статья 6. Порядок и условия легализации денежных средств
1. Граждане Республики Таджикистан в период легализации могут легализовать свои денежные средства следующим образом:
1) зачисление национальной или иностранной валюты наличным и (или) безналичным платежом (путем перевода денежных средств со счетов в кредитных финансовых организациях) на счета срочных депозитов сроком не менее одного года или внесения исламского депозита на такой же срок, открытых на своё имя в банках Республики Таджикистан, с указанием цели легализации в договоре и приходном кассовом документе;
2) внесение доли в формирование уставного капитала коммерческих юридических лиц Республики Таджикистан, в том числе в процессе приватизации государственной собственности без права получения средств от капитала в течение трех лет;
3) приобретение долей и акций государственных и частных юридических коммерческих лиц Республики Таджикистан;
4) приобретение государственных и частных ценных бумаг, эмитированных в Республике Таджикистан;
5) приобретение евробондов Республики Таджикистан;
6) участие в долевом строительстве жилья на территории Республики Таджикистан;
7) создание дехканского хозяйства и финансирование его деятельности посредством внесения денежных средств на их банковский счет или внесение доли в деятельность действующих дехканских хозяйств;
8) инвестирование малого и среднего предпринимательства с или без образования юридического лица;
9) оплата импортируемых товаров, продукции и оборудования предпринимательского назначения;
10) инвестирование производственных предприятий;
11) инвестирование развития туристической инфраструктуры;
12) инвестирование свободных экономических зон страны;
13) инвестирование строительства недвижимого имущества, связанного с предпринимательской деятельностью;
14) инвестирование отрасли хлопководства Республики Таджикистан;
15) инвестирование создания новых субъектов предпринимательской деятельности с не менее 30 рабочими местами;
16) инвестирование в рамках требований действующего законодательства создания или развития деятельности, связанной с информационно-коммуникационными технологиями;
17) реинвестирование развития отраслей промышленности, в частности производственной, перерабатывающей и сельскохозяйственной;
18) продажа наличной валюты уполномоченным банкам.
2. В случае досрочного востребования национальной валюты или валюты со срочных депозитных счетов или исламских срочных депозитных счетов, открытых по договору с банком с целью легализации денежных средств, банками взыскивается 5 процентов от суммы денежных средств с зачислением их в государственный бюджет.
3. Если легализованные денежные средства срочных депозитных счетов или исламских срочных депозитных счетов в национальной валюте или валюте, открытых по договору с банком с целью легализации денежных средств, будут досрочно востребованы в безналичной форме для инвестирования согласно пунктам 2)-18) части 1 данной статьи, в отношении таких средств положения части 2 настоящей статьи не применяются.
4. Легализация денежных средств посредством реализации пунктов 2)-18) настоящей статьи допускается только при условии обязательного внесения гражданином в его депозитный счет до востребования в банках Республики Таджикистан легализируемых денежных средств с указанием назначения и цели легализации в договоре и приходном кассовом документе и их последующего расхода с этих счетов по назначению указанных пунктов в безналичной форме.
5. Гражданам, легализирующим свои денежные средства согласно части 1 настоящей статьи, банки Республики Таджикистан выдают свидетельство о легализации денежных средств, указывающее размер внесенной суммы и дату её внесения. В отношении пунктов 2)-18) части 1 настоящей статьи свидетельство о легализации денежных средств выдается после расходования легализируемых средств со счета до востребования по назначению пунктов, указанных в части 1 настоящей статьи, и представления документа, подтверждающего осуществление назначения соответствующего пункта.
6. Специальные требования при открытии банковских срочных депозитных счетов или счетов до востребования для граждан Республики Таджикистан, на которые зачисляются легализируемые денежные средства, типовая форма свидетельства о легализации денежных средств, форма отчета, а также список уполномоченных банков определяются Национальным банком Таджикистана.
Статья 7. Налоговые привилегии
1. Граждане Республики Таджикистан, легализующие свои активы (за исключением недвижимого имущества) и денежные средства согласно настоящему Закону, в период до осуществления легализации и в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона освобождаются от уплаты налогов, других обязательных платежей, процентов и штрафов, связанных с такими легализованными активами и денежными средствами, а также связанных с доходами от них, с денежными средствами от продажи легализованных активов и в период налоговых привилегий, устанавливаемый настоящей статьёй, легализованные активы и денежные средства, а также доходы от них, и денежные средства от продажи легализованных активов не включаются в налогооблагаемый доход (объект).
2. Граждане Республики Таджикистан, которые размещают легализованные денежные средства, а также денежные средства от продажи легализованных активов в качестве срочного депозита или исламского срочного депозита в кредитных финансовых организациях, не включаются в налогооблагаемый доход (объект) граждан. Также в течение пяти лет после введения в действие настоящего Закона в порядке исключения освобождаются от налога на доход от таких вкладов.
3. Граждане Республики Таджикистан, легализующие недвижимое имущество согласно настоящему Закону, в период до осуществления легализации в соответствии с настоящим Законом освобождаются от всех налогов и других обязательных платежей, а также от процентов и штрафов, связанных с данным недвижимым имуществом, и в этот период легализованное недвижимое имущество не включается в налогооблагаемый доход (объект).
Статья 8. Расходы, связанные с легализацией
1. Граждане Республики Таджикистан, легализующие свои активы согласно настоящему Закону, уплачивают в местные бюджеты сбор в размере 10 показателей для расчетов.
2. Предусмотренные законодательством Республики Таджикистан расходы для оформления легализации активов и денежных средств оплачиваются за счёт граждан.
Статья 9. Амнистия граждан, легализовавших свои активы и денежные средства
1. Граждане Республики Таджикистан, активы и денежные средства которых в соответствии с настоящим Законом легализованы в период легализации, подлежат амнистии и не привлекаются к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные статьями 259, 259(1), 262 (в случае легализации активов и денежных средств, полученных в результате совершения иных преступлений, указанных в настоящей части), 263, 269, 270, 271, 273, 274, 284, 285, 286, 287, 289 части 1, 291, 292, 293, 294, 295, 318, 340(1) Уголовного кодекса Республики Таджикистан, совершенные до начала периода легализации.
2. Граждане Республики Таджикистан, активы и денежные средства которых в соответствии с настоящим Законом легализованы в период легализации, подлежат амнистии и не привлекаются к административной ответственности за деяния, предусмотренные статьями 165, 171, 407, 409, 412, 417, 421, 424, 425, 427, 430, 431, 510, 511, 5271 (в случае легализации активов и денежных средств, полученных в результате совершения административных правонарушений, указанных в настоящей части), 537, 538, 541, 542, 543, 545, 553, 554, 558, 572, 577, 578, 588, 591, 593, 594, 597, 599, 601, 6031, 605, 606, 615, 617, 626, 630, 644 Кодекса Республики Таджикистан об административных правонарушениях, совершенные до начала периода легализации.
3. Уголовные дела, возбужденные в отношении граждан до даты введения в действие настоящего Закона, за преступления, амнистированные согласно части 1 настоящей статьи, а также находящиеся в судебном рассмотрении, прекращаются в случае легализации ими активов и денежных средств в соответствии с настоящим Законом. В отношении материалов по преступлениям, амнистированным согласно части 1 настоящей статьи, по которым не принято решение, в случае легализации гражданами активов и денежных средств согласно настоящему Закону, возбуждению уголовного дела в их отношении отказывается.
4. Дела об административных правонарушениях, возбужденные в отношении граждан до даты введения в действие настоящего Закона за административные правонарушения, амнистированные согласно части 2 настоящей статьи, а также находящиеся в судебном рассмотрении, прекращаются в случае легализации ими активов и денежных средств в соответствии с настоящим Законом.
5. В отношении граждан Республики Таджикистан, легализовавших в соответствии с настоящим Законом в период легализации свои активы и денежные средства, а также по их легализуемым активам и денежным средствам, на основании данных, выявленных в ходе легализации согласно настоящему Закону, запрещается проведение проверок и ревизии государственных органов, процессуальных действий, в том числе уголовное преследование, возбуждения уголовного или административного дела, применения административных или дисциплинарных санкций.
6. Легализованные согласно настоящему Закону активы и денежные средства гражданина Республики Таджикистан, в случае совершения им преступлений или административных правонарушений, не подлежат конфискации.
7. Граждане Республики Таджикистан и учрежденные ими юридические лица, по активам и денежным средствам, приобретенным в результате неуказания в декларации о доходах, или в качестве объекта налогооблажения в Республике Таджикистан, которые до введения в действие настоящего Закона введены в законный экономический оборот (внесены во вклады, внесены в уставный капитал юридического лица, куплены ценные бумаги, построено недвижимое имущество и другие), считаются амнистированными за деяния, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, и не привлекаются к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.
Статья 10. Гарантии прав и интересов граждан, легализирующих свои активы и денежные средства
1. Легализация активов и денежных средств подтверждается официальным документом о легализации.
2. Государство гарантирует защиту прав и интересов граждан Республики Таджикистан, легализовавших свои активы и денежные средства в соответствии с настоящим Законом, а также неприкосновенность легализованных активов и денежных средств.
3. Граждане имеют право обжаловать в суде случаи несоблюдения требований настоящего Закона, при проведении легализации своих активов и денежных средств.
Статья 11. Срок исковой давности
1. Срок исковой давности по вопросам легализации активов и денежных средств согласно настоящему Закону составляет один год и по истечении этого срока данные вопросы не подлежат рассмотрению судом.
2. Срок исковой давности в связи с легализацией недвижимого имущества в случае его пропуска по уважительной причине, может быть восстановлен судом.
Статья 12. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Закона
1. Граждане Республики Таджикистан несут ответственность за полноту и достоверность сведений и документов, представленных для легализации активов и денежных средств.
2. Граждане Республики Таджикистан, государственные органы и их должностные лица, не соблюдающие требования настоящего Закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Статья 13. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон ввести в действие после его официального опубликования.
Республики Таджикистан Эмомали Рахмон
от 2 июля 2021 года, №1802
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
О ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ
Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы доступа к информации о деятельности судов и регулирует общественные отношения, связанные с ним.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией о деятельности судов.
2. Если процессуальным законодательством Республики Таджикистан будет предусмотрен иной порядок предоставления информации, положения настоящего Закона будут применены с учетом этого порядка.
Статья 3. Законодательство Республики Таджикистан о доступе к информации о деятельности судов
Законодательство Республики Таджикистан об обеспечении доступа к информации о деятельности судов основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Таджикистаном.
Статья 4. Принципы доступа к информации о деятельности судов
Принципами доступа к информации о деятельности судов являются:
2) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Таджикистан;
3) достоверность информации о деятельности судов;
4) свобода поиска, получения и распространения информации о деятельности судов в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан;
5) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести, достоинства и деловой репутации, коммерческой тайны, права организаций на защиту их деловой репутации;
6) соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;
7) запрещенность вмешательства в деятельность судов при запросе информации о деятельности судов.
Статья 5. Ограничения, связанные с доступом к информации о деятельности судов
1. Доступ к информации о деятельности судов ограничивается, если указанная информация отнесена к сведениям, составляющим государственную или иную, охраняемую законом тайну.
2. Перечень и порядок отнесения информации о деятельности судов к сведениям ограниченного доступа устанавливаются законодательством Республики Таджикистан.
Статья 6. Способы доступа к информации о деятельности судов
Доступ к информации о деятельности судов осуществляется следующими способами:
1) участие граждан и представителей организаций в открытом судебном заседании;
2) публикация информации о деятельности судов через средства массовой информации;
3) публикация информации о деятельности судов на сайтах судов;
4) размещение информации о деятельности судов в зданиях судов;
5) представление информации о деятельности судов, находящейся в архивах, или ознакомление пользователей с ней;
6) предоставление пользователю информацией по его запросу информации о деятельности судов;
7) иными способами, не запрещенными законодательством Республики Таджикистан.
Статья 7. Формы предоставления информации о деятельности судов
Информация о деятельности судов предоставляется в устном, письменном, электронном и иных формах, не запрещенных законодательством Республики Таджикистан.
Статья 8. Права и обязанности пользователей информацией
1. Пользователь информацией вправе:
1) получать информацию о деятельности судов;
2) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен, если законодательством Республики Таджикистан не предусмотрен иной порядок.
2. Пользователь информацией обязан соблюдать требования настоящего Закона и других законов Республики Таджикистан.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ И ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
Статья 9. Организация доступа к информации о деятельности судов
1. Организация доступа к информации о деятельности судов осуществляется судами в пределах их компетенции с учётом требований настоящего Закона.
2. В целях организации доступа к информации о деятельности судов председатель суда назначает уполномоченного лица и определяет его права и обязанности в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.
Статья 10. Организация доступа к информации о деятельности судов через информационно-коммуникационные сети
Суды используют информационно-коммуникационные сети для размещения информации о своей деятельности, в которых создают сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос.
Статья 11. Требования при доступе к информации о деятельности судов
Требованиями при доступе к информации о деятельности судов являются:
1) достоверность предоставляемой информации;
2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации;
3) изъятие из предоставляемой информации о деятельности судов сведений, доступ к которым ограничен;
4) создание материально-технических условий, необходимых для реализации права доступа к информации.
ГЛАВА 3. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ
Статья 12. Участие в судебных заседаниях
1. Граждане и представители организаций вправе участвовать в открытом судебном заседании, а также фиксировать ход судебного разбирательства в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.
2. Порядок участия лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в судебном заседании, в зале судебных заседаний и зданий судов устанавливается законодательством Республики Таджикистан, а также иными актами, регулирующими деятельность судов.
Статья 13. Публикация информации о деятельности судов
Публикация информации о деятельности судов через средства массовой информации осуществляется с соблюдением требований Закона Республики Таджикистан «О периодической печати и других средствах массовой информации», если законодательством Республики Таджикистан не предусмотрено иное.
Статья 14. Размещение информации о деятельности судов на сайтах судов
1. На сайтах судов размещается следующая информация:
1) общая информация о суде:
— название суда, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
— организационная структура суда;
— перечень нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность судов;
— инструкция по делопроизводству в судах Республики Таджикистан и иные акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда;
— перечни информационных систем и баз данных, находящихся в ведении суда;
— наименование изданий суда (при его наличии);
2) информация, связанная с рассмотрением дел в суде:
— требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд или образцы этих документов, порядок представления указанных документов в суд;
— сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины по категориям дел, подлежащих рассмотрению в суде;
— сведения о находящихся в суде делах и принятых судебных актов о результатах рассмотренных дел;
— разъяснения и обобщение по вопросам судебной практики рассмотрения судебных дел.
3) данные судебной статистики в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.
4) информация по кадровым вопросам суда:
— требования к кандидатам на должность судьи-стажёра; сведения о вакантных административных должностях государственной службы в аппарате суда;
— порядок поступления на государственную службу в аппарат судов, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных административных должностей государственной службы в аппарате суда;
— порядок проведения и результаты конкурсов на замещение вакантных административных должностей государственной службы в аппарате судов;
— информация о порядке и времени приёма физических лиц и представителей юридических лиц, в порядке рассмотрения их обращений по деятельности суда, судей или работников аппарата судов.
2. Конституционный суд, Верховный Суд и Высший экономический суд, наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи, соответственно размещают на своих сайтах сведения о судебной системе Республики Таджикистан.
Статья 15. Публикация текстов судебных актов на сайтах судов
1. Тексты судебных актов, за исключением судебных актов, указанных в части 5 настоящей статьи, размещаются на сайтах судов после вступления их в законную силу с согласия участников судебных заседаний.
2. Размещение судебных актов на сайтах судов и сроки хранения на них устанавливаются Конституционным судом, Верховным Судом и Высшим экономическим судом в пределах их компетенции.
3. При публикации текстов судебных актов на сайтах судов, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из них исключаются данные, указанные в части 4 настоящей статьи. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы и другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.
4. Персональными данными применительно к судебным актам являются:
2) сведения о месте нахождения земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, транспортного средства, иные сведения об имуществе и о находящихся в банках или иных кредитных организациях денежных средствах участников судебного процесса, если эти сведения относятся к существу дела.
5. Не подлежат размещению на сайтах судов тексты судебных актов, вынесенных по делам:
1) затрагивающим безопасность государства, в том числе сведения, содержащие государственную тайну, или иную, охраняемую законом тайну;
2) возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка;
3) затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;
4) о преступлениях против половой свободы и половой неприкосновенности;
5) о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности;
6) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
7) о внесении исправлений, изменений и дополнений в запись актов гражданского состояния.
Статья 16. Размещение информации о деятельности судов в зданиях судов
В целях ознакомления пользователей с информацией о деятельности соответствующего суда в здании судов размещаются информационные стенды и (или) технические средства аналогичного назначения, которые должны содержать:
1) порядок приёма физических лиц и представителей юридических лиц;
2) сведения о дате, времени и месте рассмотрения судебных дел;
3) порядок пропуска в залы судебного заседания и помещения судов, меры воздействия по отношению к нарушителям порядка на судебном заседании;
4) порядок получения информации о деятельности судов;
5) иные сведения, необходимые для пользователей информацией.
Статья 17. Размещение информации о деятельности судов, находящейся в архиве
Размещение информации о деятельности судов, находящейся в архиве, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.
Статья 18. Запрос информации о деятельности судов пользователем информацией и порядок её предоставления
1. Пользователь информацией вправе обратиться в суд с запросом для получения информации непосредственно или через представителя, чьи полномочия оформляются в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.
2. В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос, или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество запрашиваемого. Письменный запрос должен быть подписан запрашивающим или его представителем.
3. Запрос в судах рассматривается в порядке и сроки, установленные Законом Республики Таджикистан «Об обращениях физических и юридических лиц».
4. Ответ на запрос должен содержать запрашиваемую информацию либо мотивированный отказ в предоставлении такой информации.
5. Информация о деятельности судов предоставляется бесплатно, если законодательством Республики Таджикистан не предусмотрено иное.
Статья 19. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности судов
1. Информация о деятельности судов не предоставляется в случаях, если:
1) содержание запроса выражено не точно и не позволяет предоставить необходимую запрашиваемую информацию о деятельности судов;
2) в запросе не соблюдены требования, предусмотренные частью 2 статьи 18 настоящего Закона;
3) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;
4) запрашиваемая информация препятствует осуществлению правосудия;
5) предоставление запрашиваемой информации не позволяет обеспечить безопасность участников судебного разбирательства;
6) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;
7) в запросе ставится вопрос о толковании нормы права, разъяснении ее применения, правовой оценке судебных актов или
выполнении по запросу иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав запрашивающего.
2. Суды имеют право не предоставлять информацию об их деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальных сайтах судов. В этом случае, в ответе на запрос указывается название, дата выхода и номер средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация или электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.
ГЛАВА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУДОВ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 20. Цели и формы взаимодействия судов со средствами массовой информации
Взаимодействие судов со средствами массовой информации осуществляется в целях объективного и достоверного информирования о деятельности судов в следующих формах:
1) свободный доступ представителей средств массовой информации к помещениям и интернет сайтам судов, где размещена информация о деятельности судов, а также их присутствие в открытых судебных заседаниях;
2) предоставление информации о деятельности судов по запросам средств массовой информации;
3) информационное освещение деятельности судов, в том числе вопросов совершенствования законодательства Республики Таджикистан, регулирующего указанную деятельность;
4) участие средств массовой информации в пресс-конференциях и иных совместных мероприятиях судов;
5) иные формы взаимодействия, не противоречащие законодательству Республики Таджикистан.
Статья 21. Официальный представитель судов по взаимодействию со средствами массовой информации
1. Официальным представителем суда по взаимодействию со средствами массовой информации является председатель суда или лицо, уполномоченное председателем суда.
2. В целях организации взаимодействия со средствами массовой информации, суды могут определять в своих аппаратах соответствующие структурные подразделения или уполномоченных лиц, права и обязанности которых по осуществлению указанного взаимодействия устанавливаются соответственно актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов.
ГЛАВА 5. ЗАЩИТА ПРАВА ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ И ЕГО КОНТРОЛЬ
Статья 22. Защита права доступа к информации о деятельности судов
Действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право доступа к информации о деятельности судов, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.
Статья 23. Разрешение споров, связанных с доступом к информации о деятельности судов
Споры, связанные с доступом информации о деятельности судов, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.
Статья 24. Контроль доступа к информации о деятельности судов
1. Контроль доступа к информации о деятельности судов осуществляется председателем суда в пределах его компетенции.
2. Порядок осуществления контроля доступа к информации о деятельности судов устанавливается актами, регулирующими вопросы их внутренней деятельности.
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Закона
Физические и юридические лица за несоблюдение требований настоящего Закона привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.
Статья 26. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон ввести в действие после его официального опубликования.
Республики Таджикистан Эмомали Рахмон
Садриддин Айнӣ (1878 – 1954)
Адиб, олим ва асосгузори адабиёти муосири тоҷик. Аввалин Президенти Академияи илмҳои Ҷумҳурии Тоҷикистон. Муаллифи асарҳои «Таърихи амирони манғитияи Бухоро», «Таърихи инқилоби фикрӣ дар Бухоро», «Намунаи адабиёти тоҷик», «Дохунда», «Ғуломон», «Ёддоштҳо» ва дигар асарҳо, ки ба 29 забони хориҷӣ нашр шудаанд.
Бо фармони Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон Эмомалӣ Раҳмон аз 08 сентябри соли 1997 ба асосгузори адабиёти муосири тоҷик Садриддин Айнӣ унвони олии «Қаҳрамони Тоҷикистон» дода шуд.
Бобоҷон Ғафуров (1909 – 1977)
Олим, академики Академияи Илмҳои ИҶШС, арбоби ҳизбӣ ва давлатӣ, муаллифи китоби оламшумули «Тоҷикон» ва зиёда аз 300 асару мақолаҳо.
Солҳои 1944-1946 котиби дуюм, с.1946-1956 котиби якуми КМ Ҳизби комунистии Тоҷикистон, 1956 – 1977 сарвари Пажуҳишгоҳи шарқшиносии ИҶШС.
Бо фармони Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон Эмомалӣ Раҳмон аз 08 сентябри соли 1997 ба таърихшинос ва шарқшиноси шинохтаи тоҷик, академик, муаллифи китоби «Тоҷикон» Бобоҷон Ғафуров унвони олии «Қаҳрамони Тоҷикистон» дода шуд.
Мирзо Турсунзода (1911-1977)
Шоири халқӣ, раиси Иттифоқи нависандагони Тоҷикистон, Қаҳрамони меҳнати сотсиалистӣ, Раиси Кумитаи якдилии халқҳои Осиё ва Африқо. Барои достонҳои «Қиссаи Ҳиндустон»(1948), «Ҳасани аробакаш», «Чароғи абадӣ», «Садои Осиё»,(1960) «Ҷони ширин» (1963) бо ҷоизаҳои давлатии ИҶШС, ҶШС Тоҷикистон ва байналмилалии ба номи Ҷ. Неҳру (1967) сарфароз шуда буд.
Бо фармони Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон Эмомалӣ Раҳмон аз 07 майи соли 2001 ба шоири халқии Тоҷикистон, ходими намоёни ҷамъиятӣ Мирзо Турсунзода унвони олии «Қаҳрамони Тоҷикистон» дода шуд.
Эмомалӣ Раҳмон
Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон. 19 ноябри соли 1992 дар иҷлосияи XVI Шўрои Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон раиси Шўрои Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон, 6 ноябри соли 1994 бори аввал, солҳои 1999, 2006 ва 2013 Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон интихоб гардидаст.
Асосгузори сулҳу ваҳдати миллӣ-Пешвои миллат.
Бо қарори Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон 11 декабри соли 1999 барои мустаҳкам намудани давлатдории соҳибистиқлол ва пойдории сулҳ дар Ҷумҳурии Тоҷикистон бо унвони олии “Қаҳрамони Тоҷикистон” мукофотонида шудааст.
Нусратулло Махсум (1881 – 1938)
Нусратулло Махсум (Лутфуллоев) ходими давлатӣ ва ҳизбӣ. Солҳои 1924-1926 раиси Кумитаи инқилобии ҶМШС Тоҷикистон, солҳои 1926-1933 раиси Кумитаи Иҷроияи Марказии ҶШС Тоҷикистон.
Бо фармони Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон аз 27 июни соли 2006 ба фарзанди барӯманди халқи тоҷик Нусратулло Махсум унвони олии “Қаҳрамони Тоҷикистон” дода шудааст.
Шириншоҳ Шоҳтемур (1899 – 1937)
Ходими давлатӣ ва ҳизбӣ. Солҳои 1929-1931 котиби Ҳизби коммунистии ҶШС Тоҷикистон, солҳои 1933-1937 Раиси Кумитаи Иҷроияи Марказии ҶШС Тоҷикистон.
Бо фармони Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон аз 27 июни соли 2006 ба фарзанди барӯманди халқи тоҷик Шириншоҳ Шоҳтемур, унвони олии «Қаҳрамони Тоҷикистон» дода шудааст.