закон ссср об авторском праве
Авторское право в СССР
Из Википедии — свободной энциклопедии
Авторское право в Союзе Советских Социалистических Республик прошло через несколько значительных изменений за время его существования. Первое советское постановление, касающееся авторского права, было принято в 1925 году. Тремя годами позже оно было заменено постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР, остававшимся в силе в течение более чем трёх десятилетий, до 1961 года.
Присоединение СССР ко Всемирной конвенции об авторском праве, вступившее в силу 27 мая 1973 года, стало важным поворотным моментом. Авторское право было расширено и на работы иностранных авторов, опубликованные за границей, а свобода перевода была прекращена. Впервые в истории СССР присоединился к многостороннему международному договору в сфере авторского права, закончив тем самым самоизоляцию (и независимость) государства в этой сфере.
Во время перестройки законодательство и административные процедуры были постепенно изменены, ослабив государственный контроль над использованием авторами своих авторских прав. Утверждение ставок авторских вознаграждений государством было упразднено, а монополия государства на продажу авторских прав за рубеж была прекращена. Авторы впервые могли самостоятельно легально заключать договоры на публикацию с иностранными издателями. Новый, глубоко пересмотренный советский закон об авторском праве был принят в 1991 году, но СССР прекратил своё существование до момента вступления этого закона в силу.
Постановление ЦИК и СНК СССР «Об основах авторского права»
Принято 30 января 1925 года.
Действовало до 1964 года.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 1925 года
ОБ ОСНОВАХ АВТОРСКОГО ПРАВА
1. Авторское право на произведение, как появившееся в свет на территории Союза ССР, так и находящееся на территории Союза ССР в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме, признается за автором и его правопреемниками независимо от их гражданства.
На произведение, появившееся в свет за границей или находящееся за границей в виде рукописи, эскиза либо в иной объективной форме, авторское право признается в пределах, установленных соглашениями Союза ССР с соответствующими государствами.
3. Автор имеет исключительное право под своим именем, или под условным именем (псевдонимом), или без обозначения (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течение установленного в законе срока всеми дозволенными законом способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из своего исключительного права.
Автор не вправе воспрещать публичное исполнение выпущенного им в свет произведения, но имеет право, за исключением предусмотренного в ст. 4 случая, на уплату ему авторского гонорара.
Право композитора на получение гонорара за публичное исполнение музыкального произведения охраняется лишь в том случае, если им на каждом экземпляре музыкального произведения указано, что композитор оставил за собой это право.
6. Авторское право за изъятиями, установленными в нижеследующих (7, 8 и 9) статьях, принадлежит автору в течение 25 лет со времени появления его произведения в свет (ст. 10).
7. Издатели газет, журналов и других повременных изданий, а также энциклопедических словарей имеют авторское право на эти издания в течение десяти лет со времени появления их в свет. Сотрудники означенных изданий сохраняют авторское право на свои отдельные произведения, если иное не установлено в договоре.
Для сохранения за фотографом авторского права на фотографические изображения требуется означение на каждом экземпляре: 1) фирмы или имени, фамилии и места жительства фотографа или издателя фотографии и 2) года выпуска в свет фотографического произведения.
10. Всякое произведение считается появившимся в свет первого января того года, в течение которого оно было впервые правомерно издано соответствующим техническим способом.
Авторское право на произведения, не выпущенные в свет ко дню смерти автора, переходит к его наследникам на 15-летний или более краткий, указанный в ст. ст. 7, 8 и 9 срок, считая с первого января года смерти автора.
После смерти наследника или каждого из наследников автора, если их было несколько, авторское право дальнейшему переходу по наследству не подлежит.
Денежная оценка авторского права, переходящего к наследникам автора, не включается в общую оценку наследственного имущества при применении законов, ограничивающих наследование.
12. Авторское право в части или в целом может быть отчуждено по издательскому договору или иным законным способом, при чем характер использования авторского права должен быть определен в точности договором.
Договоры о переуступке авторского права должны быть, под страхом недействительности, заключаемы в письменной форме.
Примечание. Правило второй части настоящей статьи не распространяется на произведения, печатаемые в повременных изданиях.
13. Издатель не вправе по своему усмотрению без согласия автора или его наследников вносить какие-либо дополнения, сокращения и вообще изменения ни в самое произведение, ни в заглавие его, ни в обозначение на нем имени автора.
Издатель также не вправе без согласия автора или его наследников снабжать произведение иллюстрациями.
14. Убытки, причиненные нарушением авторского права, подлежат возмещению согласно законодательству союзных республик.
15. Авторское право на всякое произведение может быть выкуплено в принудительном порядке Правительством Союза ССР или правительством той союзной республики, на территории которой данное произведение впервые выпущено в свет или находится в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме.
Председатель ЦИК Союза ССР
Н.НАРИМАНОВ
Председатель СНК Союза ССР
А.РЫКОВ
Закон об авторском праве Советского Союза претерпел несколько серьезных изменений за время своего существования. Первый социалистический закон об авторском праве был принят в 1925 году. Три года спустя его заменила вторая версия, которая оставалась в силе более трех десятилетий, пока не была заменена в 1961 году.
На протяжении всех этих различных изменений закона некоторые характеристики оставались неизменными. Авторское право в СССР было автоматическим : произведение охранялось авторским правом с момента его создания, и регистрация не требовалась. Только творческие произведения, выраженные в некоторой объективной форме, подлежат авторскому праву. Срок действия авторского права был намного короче, чем это принято на Западе. Авторское право с самого начала ограничивалось произведениями советских граждан и произведениями иностранных авторов, которые впервые были опубликованы в СССР (или, если они не были опубликованы, существовали в объективной форме на территории Советского Союза). Имущественные права авторов были ограничены длинным списком видов использования, которые не являлись нарушением авторских прав, а обязательные официальные ставки роялти ограничивали доходы авторов. Советский закон об авторском праве также предоставлял свободу перевода (до 1973 г.): любое произведение могло быть свободно переведено, а затем опубликовано без согласия автора оригинала.
Во время перестройки законы и административные процедуры были изменены по частям, что ослабило государственный контроль над осуществлением авторами своих авторских прав. Официальные ставки роялти были снижены, и государственная монополия на внешнюю торговлю авторскими правами была отменена. Авторы впервые смогли на законных основаниях заключать издательские договоры с иностранными издателями. Новый, глубоко пересмотренный советский закон об авторском праве был принят в 1991 году, но Советский Союз был распущен до того, как он вступил в силу.
СОДЕРЖАНИЕ
Революционное авторское право
Национализации произведений
Законодательные изменения
Тем не менее, авторское право было сохранено: произведения, которые не были национализированы, могли быть использованы или воспроизведены только с согласия автора. Национализированные произведения могли быть опубликованы только с согласия Народного комиссариата просвещения, которому издатель также должен был платить пошлину по установленному графику.
Закон об авторском праве 1925 г.
Закон об авторском праве 1925 года предусматривал общий срок действия авторского права в 25 лет с момента первой публикации произведения. Если автор умирал до истечения этого срока, наследникам предоставлялось право на получение гонорара в соответствии с графиками, установленными правительством, на меньшую из оставшейся части 25-летнего срока или в течение 15 лет. Если произведение было опубликовано после смерти автора, это право ограничивалось сроком в 15 лет с момента посмертной публикации. Для некоторых конкретных классов произведений, таких как энциклопедии, фотографии, а также хореографические и пантомимические произведения, срок действия авторских прав был короче, чем общий 25-летний период.
Закон признал исключительное право автора публиковать, воспроизводить и распространять свое произведение, а также его право на вознаграждение, то есть право на получение гонорара за использование произведения. Закон включал положения, позволяющие авторам передавать авторские права на ограниченный срок (пять лет) издателю по контракту; только издательские договоры с государственными, профсоюзными или партийными издательствами могут быть бессрочными. В контракте необходимо было точно указать предполагаемое использование работы, количество напечатанных копий, подлежащие выплате гонорары и т. Д. Допустимый диапазон суммы гонораров был прописан в государственных графиках вознаграждения.
Авторские права автора были ограничены широким спектром бесплатного использования, разрешенного без согласия автора. Среди этих бесплатных применений была «свобода перевода», которая уже существовала в старом царском законе об авторском праве. Перевод любого произведения мог быть выполнен без согласия автора, и переводчику было предоставлено отдельное и независимое авторское право на перевод. Это положение еще до советских времен было мотивировано желанием обеспечить экономически эффективный способ перевода произведений между многими национальными языками страны. Декрет от 16 марта 1927 г. уточнил, что радиопередачи театральных или концертных представлений также являются допустимым бесплатным использованием. Принудительные лицензии также существовали в Законе об авторском праве 1925 года. Например, публичное исполнение опубликованного произведения разрешается без согласия автора, но при условии выплаты стандартных гонораров. Правительство также оставило за собой право принудительно национализировать любую работу.
Основы 1928 года
Туркменская ССР | 26 сентября 1928 г. |
Российская СФСР | 8 октября 1928 г. |
Белорусская ССР | 14 января 1929 г. |
Украинская ССР | 6 февраля 1929 г. |
Грузинская ССР | 30 августа 1929 г. |
Армянская ССР | 10 февраля 1930 г. |
Узбекская ССР | 14 октября 1936 г. |
Азербайджанская ССР | ? |
Казахская ССР | применили право РСФСР |
Киргизская ССР | то же самое |
Таджикская ССР | то же самое |
Литовская ССР | то же самое |
Эстонская ССР | то же самое |
Молдавская ССР | применял закон Украинской ССР |
Латвийская ССР | 22 мая 1941 г. |
Спустя всего три года новые Основы закона об авторском праве заменили версию 1925 года. Новые Основы были приняты 16 мая 1928 г., и снова союзные республики реализовали их, приняв впоследствии собственные соответствующие законы об авторском праве. Закон 1928 года был аналогичен закону 1925 года. Он сохранил за автором исключительные права на публикацию, воспроизведение, распространение и исполнение своих произведений, а также его право на получение дохода от такого использования его произведений. Он перенял из закона 1925 года список бесплатного использования, включая свободу перевода, а также случаи, связанные с принудительными лицензиями. Правительство оставило за собой право национализировать произведение без согласия автора. На практике исключительные права автора на публикацию и распространение своих произведений ограничивались требованием делать это через официальные каналы и государственной монополией на полиграфическую и издательскую промышленность.
Срок действия авторских прав был изменен с 25 лет после первой публикации произведения на время жизни автора плюс 15 лет (15 лет pma ). Это изменение было применено задним числом также к произведениям, которые уже вошли в общественное достояние в соответствии со старым термином. После смерти автора авторские права переходят к его наследникам или другим правопреемникам. Для определенных видов работ применяются более короткие сроки авторского права. Периодические издания, энциклопедии, хореографические произведения, фильмы и сценарии фильмов, а также коллекции фотографий охраняются авторским правом в течение десяти лет с момента их первой публикации. Отдельные фотографии защищены авторским правом в течение пяти лет с момента публикации. Фотографии охраняются авторским правом только в том случае, если на них указано название студии или фотографа, адрес и год.
В соответствии с Законом об авторском праве 1928 г. суды не удовлетворяли иски частных лиц о возмещении ущерба за нарушение авторских прав. Выплата штрафов гражданам, а не государству рассматривалась как противоречащая коммунистической доктрине. При возмещении ущерба они должны были быть возмещены государству. Кроме того, суды ограничили требования о возмещении ущерба в делах о нарушении авторских прав суммами, определенными существующими стандартными графиками вознаграждения, издаваемыми правительством. Если график отсутствовал, то никакие убытки не возмещались вообще, даже если было подтверждено, что работы защищены авторским правом.
Основы 1961 года
В 1961 году закон Советского Союза об авторском праве был полностью изменен. Впервые закон об авторском праве был включен в федеральный Гражданский кодекс и больше не являлся отдельным законодательным актом. 8 декабря 1961 года Верховный Совет СССР принял Основы гражданского законодательства, которые вступили в силу 1 мая 1962 года. Одиннадцать статей главы IV этих Основ охватывали закон об авторском праве. Коренная реформа закона об авторском праве заключалась в разрешении доктринальных споров путем уточнения старого закона и адаптации закона к текущей практике. Опять же, эти новые Основы гражданского законодательства сформировали только законодательную основу (то, что называется loi-cadre по-французски или Rahmengesetz по-немецки); затем пятнадцать союзных республик приняли собственное законодательство в соответствии с этими общесоюзными рамками. Новые республиканские законы вступили в силу во всех республиках в 1964/65; в РСФСР 11 июня 1964 года вступил в силу новый Гражданский кодекс России, включая положения об авторском праве главы IV. Законы всех этих республик были очень похожи, с небольшими различиями.
Объем авторских прав
В Основах 1961 г. признавались два различных класса прав, которые автор предоставлял авторскому праву, которые в советской правовой доктрине назывались «личные права» и «права собственности». Личные права включают право указания авторства (т. Е. Право называться автором), право сохранять целостность произведения и право публиковать, воспроизводить и распространять произведение. Права собственности, по сути, были правом на получение материальной выгоды, если произведение использовалось. Личные права больше не объявлялись «исключительными» правами автора. Советские теоретики права с 1930-х годов утверждали, что, несмотря на текст Основ 1928 года, автор фактически не пользовался исключительными правами на публикацию своих произведений и не мог сам публиковать свои произведения, а имел право на получение вознаграждения только в том случае, если официальные органы одобрили его. публикация произведения.
Авторское право было автоматическим и не подлежало регистрации; Фактически, давно игнорируемый пункт о регистрации закона 1928 года был отменен уже в 1959 году. Авторское право возникло с созданием произведения. Как и прежде, единственным требованием к авторскому праву было то, чтобы произведение было творческим и существовало в объективной форме на территории СССР. Если работа соответствует этим двум условиям, она защищается авторским правом независимо от национальности автора. Работы советских авторов во всех случаях охранялись авторским правом, даже если они существовали только за границей или были впервые опубликованы за пределами Советского Союза. Перечень охраняемых авторским правом произведений в законе был только ориентировочным, но впервые явно включал также звукозаписи («механическая или магнитная запись»). Устные произведения, такие как выступления, являлись произведениями, охраняемыми авторским правом, хотя такие авторские права практически не имели исковой силы и в значительной степени аннулировались в любом случае из-за положения о «бесплатном использовании», разрешающего их свободное воспроизведение. Архитектурные работы также были защищены авторским правом, но это авторское право распространялось только на планы, чертежи и модели, а не на само здание. Фотографии по-прежнему подпадали под правило Основ 1928 года, согласно которому они должны быть помечены названием студии, ее адресом и годом, чтобы быть защищенными авторским правом. Сотрудникам впервые было предоставлено авторское право на работы, которые они создали в рамках выполнения своих обязанностей, но их право на вознаграждение ограничивалось размером их заработной платы. Юридические документы и вообще произведения, созданные государственными служащими при исполнении служебных обязанностей, не охраняются авторским правом.
В Основах определено, что авторское право действует на протяжении всей жизни автора; отдельные республики союза могли определять более короткие сроки. Основы также содержали положения, касающиеся наследования авторского права, и, действительно, РСФСР определила в своем Гражданском кодексе 1964 года реализацию основ общего срока действия авторского права 15 лет pma Более короткие сроки для определенных классов произведений, которые были определены предыдущими Основами 1928 г. были заброшены. Личные права авторства и неприкосновенности произведения наследникам не переходили; эти права были навсегда связаны с автором и реализовывались VUOAP после смерти авторов. Наследники автора могут унаследовать авторское право; их права по существу включают право на вознаграждение за использование произведения. В РСФСР максимальный размер гонорара, на который имели право наследники, был ограничен уже двумя указами в 1957/58 году до 50% от стандартной шкалы гонорара. Этот предел был установлен в 1961 году на общесоюзной основе в статье 105 Основ. Другой указ РСФСР от 1962 г. пошел еще дальше и снизил гонорары наследников авторов художественных произведений до 20% от стандартного тарифа.
Согласно Основам 1961 года юридические лица, такие как компании, также могут обладать авторскими правами. Примеры такого корпоративного владения авторским правом включали фотостудии, которые владели авторскими правами на свои фотографии, издатели энциклопедий или периодических изданий, которые владели авторскими правами на сборник в целом, киностудии, которым принадлежали авторские права на сценарии фильмов и фильмы, которые они производили, и избранные информационные агентства ( ТАСС 15 января 1935 г. получил авторские права на всю распространяемую им информацию. Позднее это право было предоставлено и « Новостям» ). В случае компиляций, таких как энциклопедии или периодические издания, издательская компания владела только авторскими правами на произведение в целом; авторские права на отдельные материалы, составляющие сборник, принадлежат отдельным авторам. Авторские права юридических лиц были определены как бессрочные ; если компания была реорганизована, ее правопреемник перешел на авторские права, а если компания прекратила свое существование, авторские права переходили к государству.
Ограничения авторских прав
Основы 1961 года, как и предшествовавшие им законы, допускали широкий выбор бесплатного использования и принудительных лицензий только при условии указания ссылки на оригинального автора произведения. Бесплатное использование произведения позволяло любому использовать опубликованное произведение, защищенное авторским правом, без согласия первоначального автора и без выплаты гонораров, в то время как принудительные лицензии были теми случаями, когда использование было разрешено без согласия автора, но только при условии выплаты гонораров. Бесплатное использование включает:
Что касается бесплатного использования, в Основах 1961 года также сохранялась свобода перевода, но от переводчика вновь требовалось сохранять значение и целостность оригинального произведения (статья 102). Гражданский кодекс РСФСР 1964 года содержал дополнительное положение о бесплатном использовании в статье 493, разрешавшее воспроизведение или иное использование опубликованного произведения в личных целях.
В Основах 1961 г. было четыре обязательных лицензии:
Наконец, правительство также продолжало оставлять за собой право принудительной покупки авторских прав, но это право использовалось нечасто. Его использовали в основном для предотвращения «неоправданного обогащения» наследников авторов успешных произведений.
Вступление в UCC в 1973 г.
На основании UCC иностранные произведения, впервые опубликованные после 27 мая 1973 г. за пределами СССР, стали охраняться авторским правом в Советском Союзе, если
Советские произведения, впервые опубликованные после этой даты, также получили авторские права в других странах UCC.
21 февраля 1973 года, за шесть дней до того, как СССР сдал на хранение свое заявление о присоединении к UCC, Президиум Верховного Совета СССР принял ряд поправок к главе IV Основ 1961 года, чтобы привести советский закон об авторском праве в соответствие с минимальные требования, предъявляемые UCC. Соответственно союзные республики адаптировали свои законы; РСФСР как самая большая из республик сделала это 1 марта 1974 года. В 1978 году СССР объявил о своем согласии на использование советских произведений, охраняемых авторским правом, в развивающихся странах в соответствии с правилами, изложенными в Парижском издании УСС 1971 года.
Адаптация советского закона
Авторские права могут передаваться по наследству. Были восстановлены права наследников и других правопреемников: они имели право на получение полного гонорара за произведение. Сниженные ставки для наследников в размере не более 50% от стандартного графика были отменены, но повышенное налогообложение роялти, полученных наследниками, снова компенсировало эту льготу. Если наследников не существовало, или автор лишил их наследства или завещал свои произведения государству, авторское право прекращается со смертью автора (это уже имело место в соответствии с законами 1961/1964 годов). Параллельно с принятием новых законов республики также выпустили новые таблицы гонораров, как правило, с пониженной шкалой вознаграждения: например, автор имел право на получение большего количества денег за первый тираж, чем за последующие.
Еще одним важным изменением было то, что была отменена свобода перевода. Переводы были с 1973 г. при условии согласия правообладателя оригинальной работы. Авторские права на перевод принадлежат переводчику.
Лицензирование
До 1973 года авторское право в Советском Союзе не передавалось. Авторы не могли отказаться от своих авторских прав; они могли только предоставить издателю ограниченное право использовать произведение для определенной цели в течение ограниченного времени (обычно пять лет). Для публикации авторы должны были использовать стандартные авторские договоры, прописанные государством. Существовали несколько разные стандартные контракты на разные виды работ, но все они имели одну и ту же основную характеристику. Во всех случаях предполагаемое использование работы издателем было точно описано (например, включая размер тиража печатных публикаций), и если издатель принимал доставленную работу, он был обязан фактически опубликовать ее в установленный срок. рама (первое издание должно было появиться максимум через год-два, в зависимости от вида работы).
Присоединение к UCC вызвало двойную систему в советском законе об авторском праве, в результате чего иностранным произведениям, опубликованным после 27 мая 1973 года, была предоставлена более сильная защита авторских прав, чем советским произведениям, потому что для иностранных работ определение UCC как «публикации» применяется, что было более узким, чем определение «публикации» в советском законодательстве, которое продолжало применяться к советским произведениям. Двойственность подчеркнула и новая схема лицензирования. Спустя годы после присоединения к UCC среди советских ученых возникла значительная доктринальная путаница в отношении того, как примирить такое двойное обращение с советской идеологией или идеалами. Ученые предложили дальнейшие изменения и пояснения помимо изменений, необходимых для соответствия UCC. Элст приходит к выводу, что присоединение к UCC поставило под сомнение внутреннюю непротиворечивость советского законодательства и подорвало некоторые из его основных принципов, а также что бесчисленные предложения ученых по улучшению фактически привели к новой правовой неопределенности.
Основы 1991 года
Горбачев «s Перестройка также имели последствия для авторского права. С 1987 по 1990 год ряд указов изменили законодательство об авторском праве и смежных областях. Новые ставки вознаграждения, которые определяли гораздо более высокие ставки роялти, чем предыдущие таблицы, были выпущены в 1987 году; одновременно отказались от убывающих шкал: гонорары за все последующие тиражи работы были определены единообразно в размере 70% от ставок за первую публикацию. Важные изменения произошли два года спустя, когда была нарушена монополия ВААП на внешнюю торговлю авторскими правами. Отныне авторы могут напрямую вести переговоры с иностранными издателями; и даже пункт в обязательных типовых договорах на публикацию, который передавал это право от автора его издателю, был отменен. Точно так же советские издатели могли свободно вести переговоры с иностранными авторами или издателями о лицензиях на публикацию иностранных произведений в Советском Союзе.
Новый закон был направлен на гармонизацию законов советских республик об авторском праве, которые в некоторых областях разошлись с годами. Это было достигнуто за счет более четкого определения Основ 1991 года и предоставления республикам меньшей свободы действий при разработке своих собственных правил.
Автору произведения снова был предоставлен набор исключительных прав: личные (или неимущественные) права на авторство, имя и целостность произведения, а также имущественные (или экономические) права на произведение: право на публикацию или использовать произведение и право на вознаграждение за использование произведения или за предоставление разрешения на использование произведения. «Использование» произведения определялось неполным списком, который включал трансляцию, исполнение, модификацию, адаптацию, запись и распространение. «Публикация» была четко определена как подлежащая разрешению автора.
Прежде чем 1 января 1992 года вступили в силу новые Основы 1991 г., СССР был распущен. Положения законодательства 1991 г. так и не вступили в силу в Советском Союзе.
Переход к постсоветскому законодательству в России
Таким образом, старый советский закон в России в значительной степени устарел; он оставался применимым только к нарушениям авторских прав, имевшим место до 3 августа 1993 г.