закон трех стадий эволюции форм человеческого мышления и форм общественной организации разработал
2.2.5 Формационная концепция трех стадий О. Конта
2.2.5 Формационная концепция трех стадий О. Конта
Теория О. Конта (1798–1857), одного из основоположников позитивизма, исходит из того положения, что подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных наук и не нуждается в философии как исследования мировоззренческих проблем. В своем существовании трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной, или научной), он отразил определяющий характер развития общества и его культуры. О. Конт, изучив весь ход развития человеческой мысли, сделал вывод, что есть закон, согласно которому каждое из наших главных познаний проходит последовательно через три теоретические стадии.
Теологической стадии (с древности до 1300 г.) характерен необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления, согласно которому все явления объясняются на основе религиозных представлений, объясняющие все, что является аномальным и невозможным. Идеология, которая присуща в этой стадии, объясняет, что мировоззрению людей характерно одновременно светское и религиозное, а жизнь проникнута духом насилия, завоеваний.
Метафизическая стадия (1300–1800 гг.) (абстрактная) наступает тогда, когда теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями, – «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и т. п. Также на этой стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия по Канту включает исторические этапы Реформации, Просвещения и Революций.
Рис. 93. Позитивистское изучение общества и культуры.
На научной стадии (XIX в.) (положительная) главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучать законы функционирования социальных систем. На основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество, разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений анализа. В обществе должна установиться власть социократов. Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих, в среде которых должна будет господствовать строгая иерархия. Для фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, собственность будет обязанностью, а не правом. Духовно-идеологическими проблемами этого общества должны заниматься философы-позитивисты и учёные, политической властью банкиры, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и саморегулироваться, представляя жёсткую, замкнутую, саморегулирующуюся систему, где каждый элемент выполняет свою функцию.
Общество, по Конту, представляет органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Такая органическая система, порождённая необходимостью в поддержании общего порядка, имеет основой семью, представляет собой «истинное единство», в отличие от самого общества. Конт, выдвигая теорию исторического социального развития, базирующуюся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; выдвигает в качестве законов развития общества – законы прогресса, смены эволюционных стадий. На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь порядка и прогресса. Человек рассматривался им только в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи у Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Рассказы трех юношей
Рассказы трех юношей Рассказывают, что любил шах Аббас в одеянии дервиша ходить вечерами по своей столице. И вот однажды, когда шах Аббас гулял переодетым, на окраине города он заметил костер и захотел узнать, что за люди сидят у костра. Подойдя поближе, он увидел трех
СКАЗКА о трех королевичах
СКАЗКА о трех королевичах В некотором царстве, в некотором государстве был король, а у этого короля было три сына: первый назывался Василий королевич, другой Феодор королевич, а третий Иван королевич. И как уже все три королевича были в совершенном возрасте, а отец их был в
ПРО ТРЕХ СЫНОВЕЙ
ПРО ТРЕХ СЫНОВЕЙ В некотором селе, далеко за синим морем, жили-были три брата: два умных, а третий дурак, а у них был отец. Захотел большой брат поискать счастья, выпрошал у отца сто рублей и пошел путем дорожкой. И попадается ему навстречу старичок, и спрашивает у его: куда,
Часть первая ПРО ТРЕХ КИТОВ
Часть первая ПРО ТРЕХ КИТОВ
Рождение трех дочерей
Рождение трех дочерей Напряженно ожидая рождения наследника, однажды утром правитель узнал, что у него родилась дочь. Ее назвали Мяо Цин. Прошел год, и родилась еще одна дочь; ее назвали Мяо Инь. Когда на исходе третьего года появилась третья дочь, то правитель, глубоко
Симфония в трех частях
Симфония в трех частях Симфония в трех частях, (1945)Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 3 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, ударные, рояль, арфа, струнные.История созданияНебольшая по размерам Симфония в
29. Концепция символического интеракционизма. Концепция управления впечатлениями
29. Концепция символического интеракционизма. Концепция управления впечатлениями Символический интеракционизм – это теоретико-методологическое направление, анализирующее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Последователи этого
2.2.7. Формационная концепция прогресса К. Маркса
2.2.7. Формационная концепция прогресса К. Маркса Первая целостная «формационная» концепция прогрессивного развития человечества была разработана К. Марксом, который доказывал в своих экономико-философских произведениях, что главным критерием деления истории
2.2.10. «Формационная» типология культуры экзистенциалистов
2.2.10. «Формационная» типология культуры экзистенциалистов Классики экзистенциализма в истории мировой культуры считают важной идею общечеловеческого единства культуры, которое по-разному выступает сквозь «шифры» национально-исторических вариантов ее развития. Свой
ЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская тенденция социокультурных построений О. Конта и Э. Дюркгейма
ЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская тенденция социокультурных построений О. Конта и Э. Дюркгейма Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены
7. Снятие Трёх Покровов
7. Снятие Трёх Покровов 1. Демиургическая Магия, творя иллюзию Космоса (санскр. Махамайя), создаёт Три Космические Завесы, или Три Покрова, скрывающие Истинную Природу всего сущего — Изначальный Хаос, или Великую Навь.2. Три Покрова — это Космическое Тремирье: Явь — Навь —
Ещё о трёх уровнях Религиозной практики[196]
Ещё о трёх уровнях Религиозной практики[196] 1. Для людей, в которых преобладает животное, или «скотье», начало (пашу [в Тантре], гилик или соматик [в Гностицизме]), Религия является не более чем средством, обеспечивающим физическое сплочение и выживание народа или некоторой
СОДЕРЖАНИЕ
Развитие трех стадий социологии
(1) Теологический этап относится к обращению к персонифицированным божествам. На более ранних стадиях люди считали, что все явления природы являются творением божественного или сверхъестественного. Взрослые и дети не смогли обнаружить естественные причины различных явлений и, следовательно, приписали их сверхъестественной или божественной силе. Конт разбил этот этап на 3 подэтапа:
(2) Метафизическая стадия является продолжением теологической стадии. Это относится к объяснению с помощью безличных абстрактных понятий. Люди часто пытаются охарактеризовать Бога как абстрактное существо. Они верят, что абстрактная сила или сила направляет и определяет события в мире. Метафизическое мышление отвергает веру в конкретного Бога. Например: в классическом индуистском индийском обществе принцип переселения души, концепция возрождения, представления о преследовании в значительной степени определялись метафизическим подъемом.
Конт, однако, осознавал тот факт, что три стадии мышления могут сосуществовать или сосуществуют в одном обществе или в одном сознании и не всегда могут быть последовательными.
Конт видел результаты своего трехэтапного закона и социологии не только неизбежными, но и хорошими. В глазах Конта позитивная стадия была не только самой развитой стадией, но и самой лучшей стадией для человечества. Благодаря непрерывному развитию позитивных наук Конт надеялся, что люди улучшат свои познания в мире и добьются реального прогресса в улучшении благосостояния человечества. Он приветствовал позитивную стадию как «высшее достижение человеческого разума» и как имеющую «естественное превосходство» над другими, более примитивными стадиями.
В целом Конт рассматривал свой закон трех стадий как начало научной области социологии как позитивной науки. Он считал, что это развитие является ключом к завершению позитивной философии и, наконец, позволит людям изучать все наблюдаемые аспекты Вселенной. По мнению Конта, социологические исследования, ориентированные на человека, будут связывать области науки друг с другом как прогресс в истории человечества и превратить позитивную философию в единый комплекс знаний. Конт представил позитивный этап как конечное состояние всех наук, которое позволит усовершенствовать человеческие знания, что приведет к человеческому прогрессу.
Критика закона
Напротив, в записи, датированной началом октября 1838 года, Чарльз Дарвин написал в одной из своих тогдашних личных записных книжек, что «идея М. Конта о богословском состоянии науки [является] великой идеей».
Закон интеллектуальной эволюции человечества (закон трех стадий).
Согласно Конту, все человеческие умозрения и представления (и интеллектуальные и родовые) должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые он называет: теологическая, метафизическая и научная стадии.
«Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная; вторая представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение — постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным».
«Эти три состояния одновременно являются: 1) тремя преемственно связанными, качественно своеобразными этапами (периодами) развития идей, знаний и т. д.; 2) тремя методами мышления, существенно различными и даже противоположными по своему характеру; 3) тремя взаимно исключающими друг друга видами философии, т. е. тремя общими системами воззрений на совокупность явлений.»
Теологическая (фиктивная) стадия. (до XIV века)
На этой стадии человечек пытается объяснить природу вещей и явлений с помощью сверхъестественных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все кажущиеся аномалии мира. Фазисы (или формы) теологической стадии: фетишизм (все явления имеют конкретную сверхъестественную силу (например, тотем)), политеизм (пример – греческая мифология), монотеизм (религия спасения, Бог – единый творец, дается первопричина (Бог) и конечная цель (задает Бог)). Завершая рассмотрение теологической философии, Конт считает, что она — несмотря на ограниченность и «младенческое состояние ума» — была все же необходимой для развития последнего (а также «общественности»), заложила предпосылки для последующего построения «общих доктрин».
Метафизическая (абстрактная или критическая) стадия. (XIV – XIX века)
Переходная стадия. Метафизика, как и теология, пытается объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений, но вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхъестественных факторов, она их все более и более заменяет сущностями (entites) или олицетворенными абстракциями (напр. абсолютный дух (Гегель), идеи (Платон)). Конт отмечает постепенное подчинение различных частных сущностей единой общей сущности – природе, единственному источнику всех явлений. Метафизика является в сущности не чем иным, как видом теологии, ослабленной разрушительными процессами самопроизвольно лишающими ее непосредственной власти помешать развитию специально позитивных концепций. Это неустойчивая стадия, которая одновременно стремится к возврату к теологической стадии, и к более совершенной позитивной.
Положительная (реальная или промышленная) стадия. (XIX – наши дни)
На первое место выходит получение научного знания экспериментальным путем. Наука, говорит Конт, заключается в законах явлений. Факты для нее являются лишь необходимым сырым материалом. Целью всех усилий является открытие законов и уменьшение их числа до минимума.
На этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество; на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия»; из общества уходит агрессивность; вместо аристократов и анархистов приходят социократы.
Классификация наук.
Сжатая формула: изучение мира, изучение Земли, изучение человека. Этот порядок – следствие основного закона эволюции. Закон эволюции конкретизируется в виде закона классификации, согласно которому порядок расположения наук должен по своей природе отвечать двум основным условиям – догматическому и историческому (науки должны быть расположены так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую, и чтобы учесть их развитие, переходя от более древних к более новым). При этом Конт считает, что в своем истинном расположении, в своей «иерархической лестнице» отдельные науки должны рассматриваться как «различные составные элементы единой науки – науки о человечестве». После долгих рассуждений Конт приходит к неизменной иерархии, одинаково научной и логической – «шести основных наук математики, астрономии, физики, химии, биологии и социологии». Эти науки можно сгруппировать по парам: начальная, математико-астрономическая; промежуточная, физико-химическая; конечная, биолого-социологическая.
Конт отмечает практическую важность и сложность изучения социологии. Социология должна иметь свои собственные методы, не сводимые ни к каким другим как «недостаточным» для нее. Конт предлагает идею о двух «срезах», аспектах социологического исследования, которые он назвал социальной статикой и социальной динамикой. Первая имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя, вторая изучает естественные условия социального развития.
Социальная статика исследует условия стабильного существования общества, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия — семья, разделение труда, кооперация…, которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка.
Социальная динамика («социальная кинетика») должна быть общей теорией естественного прогресса человечества, рассматривающей закономерности социальных изменений. Самым мощным фактором, определяющим прогресс, является человеческий разум.
При этом статику и динамику можно отделять друг от друга только абстрактно, они представляют собой два взаимосвязанных аспекта единого подхода к изучаемым социальным явлениям.
Основная социальная роль позитивизма – организация союза между философами и пролетариями. Этот преобразовательный союз должен создать господство общественного мнения, долженствующее стать главной характерной чертой окончательного строя человечества. Также Конт заявляет о необходимости создания новой системы образования, основанной на принципе позитивизма, для разрешения социальных проблем. Девизом позитивизма является прогресс и порядок.
Условия торжества положительной школы (союз пролетариев и философов):
1. введение высшего народного образования;
2. создание народной политики;
3. наведение порядка в положительных науках, построение их иерархии и классификации.
Введение высшего народного образования необходимо для того, чтобы распространять позитивные знания в массах, а не только среди ученых, от которых следует ожидать наименьшей поддержки и наибольших затруднений. Узкая специализация ученых ввиду возрастающей сложности изучаемых явлений и быстрым развитием науки мешает широкому, всестороннему взгляду на мир, а верной оценке какой-либо философской концепции. По мнению Конта необходимо обратиться за поддержкой к народу, особенно к пролетариям. Именно народ способен принять новую философию, которая здесь должна найти «свою главную идейную и социальную опору».
Конт осознает, что разделение различных видов исследования неизбежно, и поэтому невозможна универсальность научных исследований, как в древности. Конт находит эффективное средство против «зла» чрезмерно узкой специализации. Необходимо «изучение общих положений наук обратить еще в отдельную науку».
Рассуждая о создании народной политики, Конт говорит, что народная политика должна стать преимущественно моральной, что в политических столкновениях народ является простым вспомогательным элементом, что положительное мышление может найти поддержку только у народа, который с его помощью может произвести «решительные перемены». И такую связь народа (моральную и политическую) с новой философией надо всемерно укреплять.
Итог:
Общество, развиваясь, проходит три стадии мышления: теологическую, метафизическую и позитивную. Позитивная стадия является высшей стадией развития мышления.
Принцип позитивизма предполагает собой отказ от религиозных и метафизических догм и представлений о сверхъестественном вмешательстве. Воображение отходит на второй план, уступая место научной и экспериментальной деятельности, исследованию законов.
В основе позитивизма лежит принцип рационализма. Основной закон позитивизма – рациональное предвидение. Девизом позитивизма является прогресс и порядок.
Конт рассматривает позитивные науки, которые добывают знания, а позитивная философия их систематизирует и становится новой научной философией, которая становится все более необходимой и основное назначение которой в общей системе наук для того, чтобы предупредить разрозненные человеческие понятия.
Закон классификации наук Конта: распределение наук происходит согласно природе изучения явлений либо по убыванию, либо по возрастанию сложности. Конт составил следующую иерархию знаний: математика (включая механику), астрономия, физика, химия, биология и социология.
Конт один из основоположников социологии. Социология должна иметь свои собственные методы, не сводимые ни к каким другим, как недостаточным для нее. Философ указывает два социальных аспекта социального исследования: социальная статистика и социальная динамика.
О. Конт. Краткое содержание.
Главные события: обретение независимости североамериканцами, французская буржуазная революция, промышленная революция в Англии.
Философия эпохи Просвещения не изменила общество и государство, то есть философия в очередной раз не смогла перестроить окружающий мир. Конт видел бессилие “старой” философии и предложил свою концепцию, направленную на всё то же изменение мира.
Основные работы: «Дух позитивной философии», «Курс положительной философии» (издана в 6-ти томах, является самым главным трудом), «Общий обзор позитивизма», «Система позитивной логики». Конт является основоположником социологии как самостоятельной науки.
Позитивизм – философское учение, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования.
Позитивизм Огюста Конта — первая волна позитивизма.
Разновидности позитивизма: первая волна позитивизма, махизм (эмпириокритицизм), неопозитивизм, постпозитивизм.
Конт отказался от старой философии (от древних греков до Гегеля), объявил её ненаучной, необъективной, а значит бесполезной. «Наука – сама себе философия». Научная «позитивная» философия с позиции Конта не имеет дела с традиционными, «метафизическими» вопросами и отвергает как идеализм, так и материализм. Конт считает, что философия должна иметь структуру, подобную структуре естественных наук.
Сам термин «позитивизм» происходит от лат. “positivus” – положительный.
Конт выделяет несколько значений слова позитивный, которые выражают различные характерные свойства новой общей философии:
а) «реальное в противоположность химерическому» (т.е. неосуществимому, несбыточному);
б) «полезное в противоположность бесполезному, негодному». Необходимость беспрерывного улучшения условий нашего действительного существования (индивидуального или коллективного) вместо удовлетворения бесплодного любопытства;
в) «достоверное (знание) в противоположность сомнительному». Достижение достоверного знания путем восхождения от простого (единичного) к сложному (общему);
г) «противопоставление точного смутному, сбивчивым мнениям». Истинно философское мышление имеет тенденцию «добиваться степени точности, совместимой с природой явлений» и соответствующей нашим истинным потребностям;
д) «положительное как противоположное отрицательному» — одно из наиболее важных свойств позитивной философии: «преимущественно не разрушать, но организовать».
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
1842 год: Огюст Конт формулирует «Закон трёх стадий» о развитии научных представлений
Данная статья относится к Категории: Построение научных теорий
Огюст Конт выпускает последний, шестой том Курс позитивной философии / Cours de philosophie positive, начатый им ещё в 1830 году.
1) Здесь О. Конт сформулировал «Закон трёх стадий», описывающий интеллектуальную эволюцию человечества (аналогичные мысли ранее высказывал его учитель Анри де Сен-Симон).
Вот одно из авторских описаний «Изучая развитие человеческого разума […] от первого его проявления до наших дней, думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путём наших рациональных доказательств, так и путём внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит, необходимым образом, три теоретически различных стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную.
Вот как это проявляется в познании:
«Согласно этому закону интеллектуальное развитие людей неизбежно проходит последовательно через три различных теоретических стадии: теологическую, метафизическую и научную.
Позитивная философия как особая дисциплина предназначена для роли некоторого общего вводного курса, с которым должны иметь возможность ознакомиться все учёные, независимо от избранной ими специальности. Такой порядок освоения знаний, по мнению Конта, является неизбежным следствием углубляющегося разделения труда и позволяет избежать негативных последствий этого процесса.
Французский мыслитель не раз отмечал, что формирование позитивной философии ещё не завершено».
Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C., Философия науки, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с. 257-259.
Изображения в статье
Огюст Конт — французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки / Open Licence
Image by intographics from Pixabay
Чтобы он сказал, если бы дожил до становления современной науки, основанной уже не столько на опыте как таковом, сколько на систематическом анализе неисчислимого множества опытов?
Кажется, это ничем не отличается от третьей стадии по Конту, только сложностью опыта, но я попробую все же сформулировать, на мой скромный взгляд, отличия.
Как выглядел опыт в классической науке? Разложил Гершель солнечный свет призмой, поставил термометр чуть дальше красной полосы — тот показал нагрев. «Ага, — сказал Гершель, — значит, за видимым светом есть некий другой свет, переносящий тепло». Один корректно поставленный опыт четко и недвусмысленно приводит к новому научному факту. То есть, речь не об учебной лабораторной работе, а об опыте на тогдашнем переднем краю познания. И вот настолько все просто. То есть, конечно, требовалась сложная точная техника, сложные математические методы, но структура простая: опыт показал результат, из него сделан однозначный вывод.
И что такое эксперимент сегодня.
Выходит современный коллега Гершеля к публике и говорит: мы тут с коллегами померили частоту вращения пульсара, оказалось, она аномально снижается. Причём, это снижение таково, что напрямую его зафиксировать невозможно — не хватит чувствительности лучших хронометров мира. Пожтому мы сделали анализ погрешностей и установили интервал, в который темп замедления укладывается с вероятностью 99,9%. Мы смоделировали на суперкомпьютере десятки известных нам процессов, которые могли бы приводить к такому замедлению частоты вращения пульсара, и наилучшим из возможных объяснений считаем вариант, в котором энергия тратится на испускание гравитационных волн определённого профиля. Затем мы проанализировали профиль полученной волны с помощью основанных на общей теории относительности моделей распределения гравитационного потенциала на поверхности пульсара и таким образом пришли к выводу, что поверхность эта неровная и имеет перепад высот порядка нескольких сантиметров или десятков сантиметров.
Если что, я не с головы это выдумал — реальное исследование, о котором я читал где-то с месяц назад.
И вроде бы в обоих случаях — и у этих астрофизиков, и у Гершеля — в основе опыт, но какой! У Гершеля его открытие напрямую следовало из единственного опыта. Вот просто напрямую: есть нагрев, значит, есть нагревающая энергия. А здесь мы видим, как путь от наблюдаемого факта ( аномалии тайминга пульсара на грани чувствительности прибора) до научного вывода ( неровности рельефа пульсара) проходит огромное количество стадий, на каждой из которых из десятков возможных объяснений делается вывод в пользу того, которое, исходя из всего предшествующего опыта, кажется более вероятным ( но не абсолютно достоверным!)