законченный в смысловом временном и организационном отношении отрезок учебного процесса это
Законченный в смысловом временном и организационном отношении отрезок учебного процесса это
Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения урок — законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебновоспитательного процесса.
Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
Эффективное использование педагогических средств.
Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания.
Законченный в смысловом временном и организационном отношении отрезок учебного процесса это
Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
1. Понятие педагогики и этапы ее развития
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.
Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.
Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).
Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.
Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.
В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.
Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.
Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.
Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.
Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.
2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
К таким задачам можно отнести:
– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
– изучение и распространение педагогического опыта;
– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
Реферат на тему » Мотивация, урок, виды педагогического контроля»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Общее понятие о мотивации учения младших школьников. Мотивы. Их классификация. 3
Урок – основная форма организации процесса обучения. Подготовка учителя к уроку. 5
Виды педагогического контроля, результатов учебной деятельности младших школьников. 8
Список использованной литературы. 15
Общее понятие о мотивации учения младших школьников.
Мотивы. Их классификация.
Мотивация – система факторов (а именно, мотивы, цели, эмоции, потребности, стремления, намерения), побуждающих учеников к активной познавательной деятельности. Это процесс, необходимый для стимулирования и поддерживает активности учеников на определенном уровне.
Управляют мотивами совместно учителя и ученики. Учитель формирует мотивы обучения, ученик мотивирует учение. Формируя мотивы учения, учитель создает в школе условия для появления внутренних побуждений к учебе, а ученик осознает их и саморазвивается.
В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотивы – очень сложные образования, они всегда взаимосвязаны, и в педагогическом процессе часто сталкиваются не с одним действующим мотивом, а со многими.
• широкие социальные мотивы;
• узкие социальные (или позиционные) мотивы;
• мотивы социального сотрудничества;
• широкие познавательные мотивы;
Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы:
• желание получить похвалу учителя,
• привычка выполнять требования взрослых,
• стремление утвердиться в классе,
• желание порадовать родителей,
• желание получать «пятерки»,
• желание получить награду.
Все мотивы действуют сообща, но среди этих мотивов один будет ведущим, остальные – сопутствующими. Нужно среди них выбрать главный и действовать, опираясь на него.
Изучая отношение ученика к тому или иному мотиву, можно составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов. Исследования позволяют выделить несколько ступеней его включенности в процесс: отрицательное, безразличное и положительное. Для отрицательного отношения к учению характерны бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели и преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе и учителям вообще. Безразличное отношение имеет те же отличительные характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей – при изменении ориентации можно достигнуть положительных результатов. Способный, но ленивый – правильная характеристика учеников, принадлежащих к этому типу. На различных уровнях положительного отношения к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути к цели. Ученик ищет нестандартные способы решения задач, проявляет гибкость мышления, предпочтение отдается творческой деятельности, увеличивается доля самообразования.
Урок – основная форма организации процесса обучения.
Подготовка учителя к уроку.
Наиболее широко распространена в мире классно-урочная система обучения. Данная форма организации учебной работы имеет преимущества по сравнению с другими: отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учеников; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития школьников и вместе с тем не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых – ориентация на «среднего» ученика и почти полное отсутствие возможности для индивидуальной учебно-воспитательной работы.
Урок – главная форма школьной работы учителя. Это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса, который поддерживается вспомогательными формами. На уроке решается цель: обучить, воспитать, развить.
Уроков очень много, но их объединяют общие признаки. Так как же группируют их, если учитель на каждом уроке ставит свои цели и задачи, изучается абсолютно разный материал, применяются другие технологии и методики?
Можно группировать уроки по двум критериям:
1) содержанию и 2) способу проведения. По первому, например, уроки математики расчленяются по своему содержанию на уроки арифметики, алгебры, геометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т.д.
По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различаются типы уроков: 1) вводный, 2) урок первичного ознакомления с материалом, 3) усвоения новых знаний, 4) применения полученных знаний на практике, 5) урок формирования навыков, 6) закрепления, повторения и обобщения, 7) контрольный, 8) смешанный или комбинированный.
Очень важна классификация уроков по двум признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяются уроки:
• комбинированные или смешанные;
• изучения новых знаний;
• формирования новых умений;
• закрепления знаний, умений;
• обобщения и систематизации;
• практического применения знаний, умений;
• контроля и коррекции знаний, умений.
Каждый урок строится, благодаря структуре и состоит из различных последовательных частей. Самое главное – закрепить полученные знания и умения. Именно этому учитель и придает основное значение.
Учитель сам выбирает структуру урока, но она должна быть эффективной и достигать определенных целей. А вот эффективность структуры урока и сам урок оценится конечным результатом.
Перед подготовкой к уроку учитель проходит три этапа: диагностики, прогнозирование, проектирование (планирование). Учитель должен хорошо знать материал и ориентироваться в методах и способах обучения.
Учитель проводит диагностику условий. Проверяет возможности детей, их поведение, способности, интересы. Сколько времени будет потрачено на изучение, повторение, опрос. Важно проводить диагностику урока, иначе учитель просто будет не уверен в успешности урока.
Прогнозирование – учитель предполагает, как будет развиваться урок и как его лучше провести. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100 %. Снизить этот показатель могут препятствующие факторы. Величина этих факторов вычитается из этих ста процентов и определяется реальный показатель эффективности урока. Если данные удовлетворяют учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию, если нет – ищет более совершенную схему организации.
Планирование – это последняя стадия подготовки урока. Ее итогом является поурочный план. Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты урока. Это необходимо для осмысления всех деталей. И только со временем большинство действий становятся привычными. Учитель делает план короче.
Чтобы учителю полностью подготовиться к уроку, необходимо просмотреть еще раз учебную программу, прочитать материал учебника, при этом, не забыв изучить дополнительную литературу, составить материалы для обучения, просмотреть и выбрать средства обучения (таблицы, схемы, модели, раздаточный материал), при помощи различных методов и приемов обдумать структуру урока и все записать в поурочный план.
Виды педагогического контроля, результатов учебной деятельности младших школьников.
• развития школьников (готовности к школьному образованию, темпов созревания психических функций, достигнутых сдвигов);
• обучения (объем и глубина полученных знаний, умение их использовать, степень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности и др.);
• воспитания (уровень воспитанности, глубина и сила нравственных убеждений, сформированность нравственного поведения и т.д.).
Сейчас вместо контроля все чаще используют диагностику. Почему же теперь редко используют традиционные методы контроля? А ответ, конечно же, прост – сейчас набирает силу гуманизация учебно-воспитательного процесса. Ведь если вспомнить, раньше, в условиях авторитарного воспитания неотъемлемой частью анализа, контроля и оценки был труд ученика, а теперь анализируется совместный труд учителя и ученика, их общий результат. Именно поэтому действовать старыми методами контроля уже нельзя. Ведь навряд ли педагог будет с такой же легкостью выставлять «двойки» себе, как своим ученикам. Теперь учителя не так волнует сам успех ученика и его результаты, а то как эти результаты достигались, или почему не были достигнуты вовсе.
Если все «плохо», то это «плохо». Чтобы выяснить как сделать «хорошо», нужно провести диагностику.
Она берет результат вместе с процессом: труд ученика не отделяет от труда учителя; процесс учения школьника рассматривает вместе с его возможностями, способностями и склонностями, процесс деятельности педагога анализирует вместе с возможностями, условиями. Контроль не признает детской воли – ответа «не хочу» для него не существует. А диагностика считает это даже весьма уважительной причиной и занимается, если такой факт обнаружен, уже не тем, как бы ущемить ребенка, а тем, как вызвать у него положительное желание и поставить его на место отрицания.
Вот поэтому диагностика имеет такое большое значение, нежели традиционный контроль знаний и умений. Ведь контроль ориентирован только на результат, а диагностика рассматривает этот самый результат с точки зрения способов его достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продукта, включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявляет динамику, тенденции, дальнейшее развитие событий.
В диагностике используются многие методики. Конечно, есть и традиционные методы контроля, проверки, оценки, учета знаний, умений. Но также применяется и тестирование полученных знаний и воспитания школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью), проектирование индивидуального и личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, другие способы.
Благодаря современной школьной диагностике у учителя есть необходимые методы и методики, при помощи которых он может полностью исследовать ученика (класс) и выявить результаты усвоенных знаний.
Теперь традиционный контроль ступил на гуманистический путь и это новый виток школьных отношений.
Но без контроля школа пока обойтись не может, т.к. он необходим не для того, чтобы разделить учеников на отличников или середняков, а прежде всего для выяснения их резервов, потенциальных возможностей. И, возможно, совсем скоро вместо привычных «хорошо» или «плохо» ученик принесет домой запись в дневнике: «По математике – возможности реализованы на треть», «По русскому языку – потенциальный запас не ограничен, но реализован не полностью». Такой подход позитивен, ведь оценки так негативно влияют на учеников. В опыте больших мастеров педагогического труда сегодня немало примеров успешного безоценочного обучения и воспитания.
Изменяется не столько назначение контроля и оценки знаний, умений, способов деятельности, сколько их влияние на сознание, чувства, поведение ученика.
В личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты прямо и непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов. Именно поэтому учителю необходимо овладевать диагностическими методиками, принимать участие в создании и улучшении школьной диагностической службы.
И начать нужно с популяризации гуманистических идей, организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, ознакомление с диагностическими методами и методиками, использовать полученные выводы для улучшения работы с детьми. Ведь после того, как большинство учителей примет гуманистические идеи, школьная диагностика выполнит общие задачи накопления, систематизации и оперативного использования информации о воспитании каждого ученика для наиболее благоприятных условий развития его способностей, наклонностей, дарований.
В современной начальной школе широко применяются многие виды, методы и формы контроля:
– наблюдение за работой учеников;
– устный индивидуальный опрос;
– комбинированный опрос (уплотненный);
Как же контролируют успеваемость учеников в школе?
Но это далеко не все функции оценки, средство стимулирования педагогом учения, мотивации, влияния на ученика. Очень важно объективное оценивание, ведь благодаря этому школьник будет критичнее относиться к своим успехам и адекватно себя оценивать. Оценка очень важно, но при этом необходимо найти такие показатели, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление.
Диагностировать, контролировать, проверять, оценивать знания и умения учащихся нужно логично и последовательно, в порядке их изучения.
Педагогу необходимо обосновывать свою оценку, т.к. оценка – инструмент чрезвычайно гибкий, многоцелевой, но – не всегда объективный. Все усвоенные в школе знания, умения и навыки подлежат контролю и оценке. Об этом очень много говорится, проблема творческого подхода к оцениванию результатов обучения, воспитания, развития остается незакрытой.
Тестирование, на данный момент, является более объективным методом контролирования, и в последнее время все больше проникает и в младшую школу. Слово «тест» – означает испытание, проверку. Тесты на проверку уровня знаний – это все задания, которые ориентированы на определение уровня усвоения определенных элементов содержания обучения. Теперь их все чаще называют тестами достижений, ведь благодаря им можно увидеть, какого уровня достиг ученик в обучении и воспитании.
К тестам тоже предъявляют различные требования:
— Краткосрочность – минимизация затрат времени;
— Однозначность – на один вопрос должен быть только один ответ;
— Правильность – исключать возможность формулирования многозначных ответов;
— Краткость вопросов и ответов;
— Информационность – обеспечение возможности выставления количественной оценки за выполнение теста;
— Удобность – пригодность для быстрой математической обработки результатов;
— Стандартность – пригодность для широкого практического использования, измерения достижений всех школьников.
Школьные тесты – это всего лишь одна из разновидностей психологических и педагогических испытаний для диагностирования различных сторон развития и формирования личности.
Важно правильно сочетать применение тестов, что будет наиболее эффективным и обеспечит надежные выводы. Именно поэтому тестовые испытания всегда имеют комплексный характер. Делать общие выводы, например, об уровне развития школьников на основе применения лишь тестов проверки усвоенных знаний было бы непростительной ошибкой.
Итак, в практике начальной школы все больше распространяется метод тестирования достижений как надежный способ диагностирования и контроля. Если развитие педагогики будет также развиваться, то в дальнейшем систематическому тестированию будут подвергаться все дети, начиная с детского сада. Для начальной школы теперь издают сборники тестовых упражнений. Часть вопросов в таких сборниках разработана самими учителями, опираясь на определенные педагогические требования.
Презентация к семинару на тему «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Методический мост
МОАУ «СОШ №1 имени В.И. Басманова»
1
«Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
Описание слайда:
«Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
Цели:
определить понятие «Урок»;
выделить различные типы уроков, их структуру;
рассмотреть образовательные
технологии соременного урока
План:
МОАУ «СОШ №1 имени В.И. Басманова»
2
Описание слайда:
.
МОАУ «СОШ №1 имени В.И. Басманова»
3
Описание слайда:
Урок – форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения
Педагогический терминологический словарь
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС НОО, ООО, СОО
Описание слайда:
Что такое УРОК?
Урок — это …
… законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.
… форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (классов ) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства, методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
… вариативная форма организации взаимодействия четко определенного состава педагогов и учащихся, применяемая для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания.
Признаки урока, как формы учебной работы:
имеет строго обозначенные рамки учебного времени;
на уроке присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе;
каждый урок отводится на изучение одного предмета;
урок имеет дидактическую структуру;
урок строится, исходя из целей и задач обучения и развития, закономерностей и принципов учебного процесса;
творцом, организатором и руководителем урока является учитель (педагог);
урок в своей основе направлен на обучение, развитие и воспитание.
МОАУ «СОШ №1 имени В.И. Басманова»
5
Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя.
Описание слайда:
17.02.2016 г.
МОАУ «СОШ №1 имени В.И. Басманова»
6