законы хаммурапи право собственности
Законы хаммурапи право собственности
Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.
Текст сборника состоит из трех частей:
· введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
· 282 статьи законов,
Источниками при составлении сборника послужили:
При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:
Царским и храмовым хозяйством управлял царь.
С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.
Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.
Законодательству Хаммурапи известны договоры:
При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.
Законы подробно регулировали следующие положения:
· ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;
· ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;
· ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:
· продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;
· продавцом мог быть только собственник вещи;
· продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.
Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.
Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.
Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.
Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:
· усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);
· дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.
5. Виды преступлений и наказаний
Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений.
К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.
Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.
Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.
Основными видами наказаний являлись:
Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.
Вавилонское право собственности в Законах Хаммурапи
Земельное право в Вавилонии
В государственной собственности находились дворцовые и храмовые земли (на их долю приходилось до 30-40 % пахотной земли в государстве, которые могли передаваться во владение или аренду различным категориям свободного и зависимого населения. Из государственных земель шли пожалования за государственную службу воинам.
Однако продажа земли превращала авилума в бездомного изгоя, и на такую продажу решались в случае крайне бедственного положения. Отчуждение земли воспринималось как несчастье, покупка земли как несправедливость. В связи с этим передача земли авилума за пределы общины была, как правило, невозможной.
Имущество воинов илку
Условность владения проявлялась в том, что если военнослужащий, получивший воинский надел, посылал вместо себя на службу другого человека, он наказывался смертной казнью, а его имущество передавалось нанятому им человеку (ст.26).
Имущество воинов «илку» являлось собственностью государства, временным условным владением. Воины имели право владения и пользования этим имуществом, но не имели права распоряжения. Воинские земельные участки полностью исключались из гражданского оборота. Их нельзя было ни купить, ни продать, ни завещать жене или дочери, ни употребить на выкуп воина из плена, ни обратить на уплату своих долгов.
Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел (ст. 27). Если воин попадал в плен, а его сын мог продолжать военную службу вместо отца, то земельный участок мог быть закреплен за сыном (ст. 28). Если же сын был малолетним и не мог продолжить службу отца, его матери в качестве своеобразной пенсии выделялась одна треть из имущества «илку», чтобы она могла воспитывать сына до его совершеннолетия (ст. 29). Тем самым закон предоставлял средства к воспитанию будущего воина.
Таким образом, законы преследовали цель предотвращения расхищения царской земли, размельчения воинских наделов и разорения воинов. Воин по мере возможности мог применять рабский труд, приобретать или арендовать общинную землю. «Из поля, сада и дома, которые он купил и приобрел, он может отписывать своей жене и дочери, а также отдавать за свой долг» (ст. 39).
Обязательственное право в Законах Хаммурапи
Основаниями возникновения обязательств были договоры и деликты. Наиболее распространенным основанием возникновения обязательств являлся договор. В Законах Хаммурапи упоминаются различные договоры: купли-продажи, займа, найма, хранения, товарищества, что свидетельствует о сравнительно развитом гражданском обороте.
1. Отчуждаемое имущество не должно быть изъято из оборота. Например, было изъято из оборота имущество воинов «илку».
Когда после покупки обнаруживался человек, заявивший, что он является действительным собственником проданной вещи, покупатель должен был обеспечить явку в суд продавца и свидетелей. Если те не являлись, суд признавал покупателя вором и присуждал его к смертной казни. Если же суд приходил к выводу о законности договора и об отсутствии вины покупателя, смертной казни подлежал продавец, поскольку он признавался вором. Если, наконец, не находилось свидетелей у человека, заявившего о своём праве собственности на проданную вещь, он также подвергался смертной казни за злостную клевету, возведенную на участников договора.
Договор купли-продажи в течение одного месяца после заключения мог быть расторгнут при наличии существенных недостатков вещи, то есть таких, которые нельзя обнаружить даже при внимательном осмотре. Например, в случае продажи раба, страдающего эпилепсией (ст. 278).
Договор займа
2. При превышении максимального размера процента заимодавец терял долг (ст. 91).
3. Должник, получивший взаймы зерно или деньги, если у него нет зерна и денег для расчёта с кредитором, может погасить свой долг любым имуществом, каким он только располагает. В отношении процентов по денежному займу предусматривалось, что проценты могли быть уплачены не только деньгами, но и зерном (ст. 51-96, 90).
4. Законы защищали должника от самоуправных захватов его имущества кредитором. В случае самоуправного изъятия кредитором хлеба должника из житницы или кладовой, он должен был вернуть весь изъятый им хлеб, а также терял все, данное им в долг (ст. 113).
5. Если должник к сроку не мог уплатить долг, кредитор мог получить удовлетворение из имущества должника в размере долга. В случае же, когда должник вообще не в состоянии платить, взыскание обращалось на личность должника, то есть он должен был стать заложником у кредитора или отдать последнему рабов, жену, детей. Должник здесь обязывался уплатить долг трудом. Срок отработки был ограничен тремя годами. После этого срока должник освобождался, а долг считался уплаченным. В случае смерти заложника, отрабатывающего долг, смертной казни подвергался сын кредитора.
6. Должник, которого в силу бури, наводнения или недостатка воды постиг неурожай, получал отсрочку долга, мог не возвращать зерно своему кредитору и освобождался от уплаты процентов за этот год (ст. 48).
Причинами запрета взимания процентов или ограничения максимального процента по договору займа, законодательной защиты экономически слабых должников от произвола кредиторов являлись:
Так, законодательство Моисея говорило об основаниях заёма: «Если будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих на земле твоей пред нищим братом твоим, н открой ему руку свою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чём он нуждается» (Второзаконие. 15, 8). Оно призывало богатых, чтобы они не отказывали в просьбе о займе. «Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим. Н открой ему руку свою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чём он нуждается» (Второзаконие. 15, 7-8).
Так, по законам Моисея годными к войне являлись все мужчины от 20 до 50 лет, исключая боязливых, новобрачных, построивших новый дом или насадивших виноградник и не успевших их обновить (Второзаконие. 20, 5-9). Вооружение подразделялось на оборонительное и наступательное. Оборонительное составляли: щит, шлем, панцирь и наколенники. К наступательному относились: меч, лук и стрелы, праща с камнем, копьё и дротик.
4. Влияние религии, которая обычно предписывала защищать слабых от произвола сильных. Древнееврейское законодательство Моисея, которому предписывается божественное происхождение, запретило взимать проценты по договору займа у евреев, вводило строжайший запрет получать какую-либо выгоду из бедственного положения еврея, приписывало особую силу проклятию бедняка в глазах Бога.
Договор найма (аренды) земли
«Тот, кто на определённое время взял в аренду, считается арендатором также по окончании срока. Ведь считается, что собственник, когда он терпит пребывание арендатора на земельном участке, снова сдаёт участок в аренду и что для заключения договора этого рода они решили воспользоваться не словами и не написанными текстами, а возобновили его простым согласием. И поэтому Марцелл утверждает, что если в это время собственник сойдёт с ума или умрёт, аренда не может возобновиться; и это правильно» (D. 19.2.14).
Законы различали три вида договора аренды земли: 1) аренда земли из доли урожая (от ⅓ до ⅔); арендная плата достигала 1/3 урожая, или половины урожая при аренде поля или даже две трети урожая при аренде сада, главным образом, из финиковых пальм; 2) аренда земли за фиксированную плату, которая может быть исчислена в натуре; 3) аренда земли за фиксированную плату, которая может быть исчислена в серебре, оплачивается деньгами.
В римском праве имелись также три вида аренды земли и соответственно арендаторы за плату и арендаторы-издольщики. Арендатор земельных участков назывался колоном. Он был обязан исправно вносить оговоренную арендную плату, которая могла быть произведена частью полученных продуктов, то есть в натуральной форме: а) в виде известной части, доли урожая; б) в виде определённого и неизменного количества плодов независимо от размера урожая.
На арендаторе лежала обязанность вести хозяйство добросовестно, обеспечивая надлежащий доход (ст. 42-44). Арендатор не освобождался от уплаты вознаграждения собственнику поля, если он не вырастил на поле хлеба из-за того, что он не выполнил надлежащую работу в поле. В этом случае арендатор должен был уплатить собственнику столько же, сколько доходов было у его соседей (ст. 42). Если же он оставлял поле совсем без обработки, то помимо уплаты вознаграждения арендатор должен был обработать поле и в таком виде передать его собственнику (ст. 43).
«Если человек поля для возделывания взял и на поле зерна не произвёл, в (том, что надлежащую работу) в поле он не выполнил, его должны изобличить, и зерно как соседи его хозяину поля он должен отдать» (ст. 42). «Если поле он не возделал и забросил, зерно его как соседи хозяину поля он должен отдать, а поле, которое он забросил, он должен вспахать, взборонить и хозяину поля вернуть» (ст. 43). В случае аренды пустующего поля (целины) арендатор должен был взрыхлить и прополоть поле и, кроме того, отмерить собственнику 10 гур хлеба за каждый бур поля: «Если человек залежное поле на 3 года для распашки взял, но был нерадив и поле не распахал, (то) на четвёртый год поле он должен вспахать, разбить комья, взборонить и хозяину поля (его) вернуть, и за (каждый) бур поля 10 гур зерна он должен отмерить» (ст. 44). 1 бур= 6, 3 га; 1 гур= 150 л. Срок аренды мог быть продлён, если арендатор из-за стихийных бедствий потерпел убыток (ст. 47).
Как и вавилонское право, талмудическое законодательство стремилось обеспечить не только исправные взносы арендной платы, но и исправную обработку земли арендатором.
«Некто арендовал поле у ближнего своего и не хочет полоть и говорит ему (владельцу): какое тебе дело до этого, раз я тебе даю твою арендную плату? Его не слушают, ибо тот может возразить: завтра ты уйдёшь, и поле будет давать мне сорные травы». Лень, небрежность и бесхозяйственность арендатора приводят к запустению пашни, которая перестаёт приносить урожай. Поэтому в договоре арис (арендатор за определённую долю урожая) писал: «Если я оставлю поле пустовать и не обработаю его, заплачу лучшим».
В случае стихийного бедствия предусматривалось снижение арендной платы.
В римском праве арендатор мог быть освобождён от обязанности платежа арендной платы при наступлении непреодолимой силы (наводнение, засуха и т. д.), вследствие чего пропал урожай. Арендодатель нёс риск случайной гибели вещи и её плодов в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы.
«Непреодолимая сила, которую греки называют «силой бога», не должна причинять ущерб нанимателю (арендатору), если плоды были повреждены больше, чем это терпимо; в иных случаях колон должен равнодушно переносить умеренный ущерб, так как от него не отнимаются чрезвычайные выгоды. Но ясно, что мы говорим о том колоне, который нанимает имение за наличные деньги; в ином положении находится колон-издольщик, который разделяет собственником имения и ущерб и выгоду как бы в силу права товарищества» (D. 19.2.25.6).
«Если кто-либо ссылается на пожар в имении и требует освобождения от взыскания, то к нему относится следующий рескрипт: «Если ты возделал имение, то по причине внезапного пожара справедливо прийти тебе на помощь». Папиниан в 4-й книге «Ответов» говорит, что если кто-либо сложил с колона (наёмную плату) за один год вследствие неурожая, а затем в последующие годы наступило изобилие, то произведённое сложение (платы) не идёт во вред собственнику. но он может требовать наёмную плату в полном объёме даже за тот год, за который он сложил (плату). Это же он (Папиниан) ответил и в отношении убытка, понесённого при найме государственных земель. Если собственник вследствие неурожая сложил плату в виде дарения, то нужно сказать то же, (что сказано выше), как если бы это было не дарение, а мировая сделка. Как быть, если неурожайным был последний год (найма) и за этот год сложена плата с колона? Правильнее сказать, что если даже предыдущие годы были изобильными и об этом знал наймодатель, то он не должен ссылаться на необходимость включения их в счёт» (D. 19.2.15.3-4).
Арендатор обязывался исправно обрабатывать землю. «Если имение портится и не возделывается, и строения не ремонтируются, то за эту свою вину съёмщик (арендатор) должен по решению суда исправить в пользу владельца» (Сентенции Павла. 2. 18.2).
В римском праве закреплялся принцип, согласно которому «продажа прекращает аренду» и покупатель не обязан соблюдать интересы колона. Если арендодатель продавал землю, то покупатель мог изгнать колона, истребовав владение землёй, ещё до истечения срока арендного договора. В этом случае арендодатель отвечал за причинённый арендатору ущерб или нанесённый вред. Во избежание ответственности арендодателя за подобный ущерб стороны обычно заключали специальное соглашение о том, что в случае продажи вещи покупатель обязывался сохранить арендные отношения.
Арендная плата вносилась ко времени урожая. Иногда часть арендной платы передавалась уже при заключении договора. Весь риск договора лежал на арендаторе: собственник земельного участка был вправе требовать заранее оговоренную арендную плату независимо от реального урожая. Если арендатор не выращивал урожая вследствие неурожая или наводнения, он не освобождался от уплаты и платил столько же, сколько доходов было у его соседей (ст. 42).
Договор личного найма
В Вавилоне, видимо, был довольно широко распространён договор личного найма свободных людей. Законы Хаммурапи в целях ограждения работников от злоупотреблений нанимателя устанавливали тарифы заработной платы квалифицированных работников (врачей, ветеринаров, строителей домов, судостроителей), ремесленников (кирпичников, кузнецов, плотников, сапожников, ткачей) и сельскохозяйственных рабочих (земледельцев, пастухов).
Заработная плата уплачивалась серебром, зерном или маслом. Оплата труда производилась, как правило, лишь по истечении срока найма. Если нанявшийся прекращал работу раньше срока, он терял право на получение наёмной платы.
Вот договор о передаче стада коров пастуху: «14 зрелых коров, из них 10 коров стельных, 5 коров трёхлетних, 3 бычка трёхлетних, 2 бычка двухлетних, 3 бычка однолетних, одна тёлка однолетняя. Всего 28 коров, принадлежащих РимСинливвиру. Пастух НурШамаш. Ахушуну для пастьбы передал. (Список свидетелей и дата)». Пастух отвечал за пропажу вверенных ему волов и ослов, возмещая ущерб волом за вола и ослом за осла. Более того, по закону он отвечал за уменьшение стада и уменьшение приплода (через рождение) согласно условиям договора (ст. 264).
Пастух нёс также ответственность за гибель скота от болезни, приключившейся вследствие его небрежности (ст. 267). Однако он освобождался от ответственности, если скот погибнет без всякой вины с его стороны: «Если в загоне для скота случилось прикосновение бога (эпид
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Реферат: Законы Хаммурапи 5
Название: Законы Хаммурапи 5 Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат Добавлен 15:46:26 02 июля 2011 Похожие работы Просмотров: 6950 Комментариев: 19 Оценило: 10 человек Средний балл: 4.2 Оценка: 4 Скачать |