законы ману брачно семейное и наследственное право

Семейно-брачное право и нормы наследования в законах Ману.

законы ману брачно семейное и наследственное право законы ману брачно семейное и наследственное право законы ману брачно семейное и наследственное право законы ману брачно семейное и наследственное право

законы ману брачно семейное и наследственное право

законы ману брачно семейное и наследственное право

В Древней Индии семейные отношения в значительной степени сохранили влияние первобытных порядков. И Законы Ману лишь отразили объективную реальность – существование большой патриархальной семьи, в которой глава семьи (отец) обладал огромной, почти неограниченной властью. По отношению к главе семьи все, состоявшие под его властью, находились на положении рабов. И жена, и дети могли быть им проданы, сданы в наем и даже убиты. Особенно тяжелым было положение женщины в семье. Она полностью зависела от своего мужа и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы Ману предписывали содержать женщину под опекой в течение всей ее жизни. Считалось, что ни девочка, ни пожилая женщина не имеют права что-либо делать по своей воле даже в собственном доме. В детстве женщина должна была подчиниться своему отцу, в молодости – своему мужу, после смерти мужа – своим сыновьям. Женщина никогда не должна быть предоставлена самой себе.

Имущественные права женщины были ограничены. Предполагалось, что женщине может принадлежать лишь то, что дано ей при брачном огне, при свадебном шествии, что получено от брата, матери или отца в виде приданого.

Законы Ману допускали низкий брачный возраст для женщин. 30-летний мужчина мог жениться на 12-летней, а 24-летний – на 8-летней. Девочку могли выдать замуж и в более раннем возрасте. Не допускались браки между кровными родственниками, осуждались браки с внекастными, младшему брату не следовало жениться раньше старшего. Вступая в первый брак, «дважды рожденный» обязан был брать жену равной с ним варны. При последующих браках разрешалось жениться на женщинах нижестоящих варн. Женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Мужчина мог также иметь наложниц, чаще всего из числа рабынь.

Главным назначением женщины считалось воспроизводство рода. Рождение в семье дочери рассматривалось как несчастье, а сына – как благо, ибо именно на них падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Если у женщины не было сыновей, муж мог уполномочить свою жену на сожительство с деверем или другим родственником мужа для достижения желаемого потомства. Последнее, как и скот, признавалось основным видом богатства. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину.

Законы не запрещали многоженство. При наличии жен из разных варн старшинство определялось порядком варн. Только жена равной с мужем варны могла лично прислуживать ему, присутствовать при совершении обрядов. Муж обязан был обучать жену хорошему поведению, мог наказать ее. Согласно Законам Ману жена должна почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Проданная в рабство и оставленная мужем, она все равно продолжала считаться его женой.

Брак в Индии считался священным институтом, и поэтому очень сурово наказывалось прелюбодеяние, особенно если оно совершалось между членами различных варн. В этих случаях мужчину сжигали, а женщину затравливали собаками. По этим же религиозным соображениям осуждался развод, следуя им, в Законах Ману развод не допускался. Но «если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми – на десятом, если рождает (только) девочек – на одиннадцатом, но если говорит грубо – немедленно».

По древним религиозным обычаям женщина не могла после смерти мужа вторично выйти замуж, в противном случае ее ожидало всеобщее презрение. Подобного рода брак не имел юридической силы. Идеалом жены в Древней Индии считалась женщина, которая после смерти мужа кончала жизнь самоубийством, восходя на костер, в котором сжигали труп ее мужа. Зато муж, почтив священными огнями умершую жену, мог вступить в новый брак. Видимо, поэтому женщины-идеалы, следующие за своими мужьями на костер, были все же редкостью.

В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

Источник

Брачно-семейное и наследственное право по Законам Ману

Брачно-семейные отношения в Древней Индии определялись существованием больших патриархальных семей. Они состояли из главы семьи — мужчины, в абсолютном подчинении у которого находились его жена, дети со своими семьями, ближайшие род-ственники, рабы. Положение в такой семейно-клановой группе зависело от пола и принадлежности к определенному поколению.

Брак был моногамным, но мужчине дозволялось взять другую жену, если женщина была больна, расточительна, порочна, дурно­го нрава, не рожала детей или рожала одних девочек. В целом для мужчины не существовало понятия супружеской измены, что оп­ределялось различием представлений об обязанностях супругов в браке. Муж должен был обеспечивать средства для существования семьи, а жена — хранить верность, уважать семью мужа и рожать детей. Неверность жены наказывалась смертью.

Брак считался нерасторжимым, Законы Ману запрещали раз­воды. Жена считалась продолжением своего мужа, собственностью мужа и его семьи. Муж сохранял на нее права как при жизни (даже если он оставлял или продавал жену), так и после смерти. Поэто­му даже для вдов повторные браки запрещались. Второй брак для женщины считался позорным, а дети от таких браков не признавались. Вдову могли взять в жены братья мужа или свекор. Поэто­му в Индии распространился обычай самосожжения вдов. Мужчи­на после смерти жены имел право заключить новый брак.

Положение женщины определялось ее постоянной зависимос­тью от мужчины: в детстве — от власти отца, в молодости — от мужа, после смерти мужа — от сына. Замужняя женщина не име­ла имущественных прав: ее приданое переходило в полное распо­ряжение мужа. Муж мог продать жену в рабство или заложить ее за долги. Родители мужа могли за непослушание применять к не­вестке телесные наказания, которые нередко приводили к смерти женщин.

Законы Ману закрепляли огромную патриархальную власть гла­вы семьи. По сути он выполнял внутри семьи административные функции: распоряжался семейным имуществом и личностью под­властных. Отец мог применять к подвластным телесные наказания, допускалась продажа или залог жены и детей, но такая практика осуждалась. Проданные сыновья не становились рабами, а полу­чали права родственников в новых семьях, т.к. потомство в Индии считалось главным богатством. Глава семьи отвечал за правонару­шения домочадцев и обязан был обеспечить их доставку в суд.

Наследственное право основывалось на представлении об об­щности семейного имущества. Допускалось только наследование по закону. Между сыновьями от «правильных» браков наследство делилось поровну, но старшему сыну выделялась дополнительная доля. Сын шудрянки и «дваждырожденного» прав на наследство не имел, он довольствовался тем имуществом, что ему выделил отец. Отец мог лишить наследства сына, неоднократно оказавшего не­повиновение. Из числа наследников исключались женщины, из­гои, слабоумные и калеки. Дочери получали приданое.

ТЕМА 3. ПРАВО И ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. (4 часа)

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *