залоговое право на груз для гарантии выплаты провозных платежей

Залоговое право на груз для гарантии выплаты провозных платежей

ГК РФ Статья 790. Провозная плата

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 790 ГК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

В официальном тексте пункта 5 данной статьи допущена опечатка: вместо слова «организацией» должно быть «организации».

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Источник

залоговое право на груз для гарантии выплаты провозных платежейО праве обременения и залога на груз при возникновении задолженности по уплате фрахта и других платежей по договору чартера, в соответствии с нормами английского права

По нормам английского права, залог в отношении груза возможен только в случае наличия оговорки об этом в договоре (Tradigrain SA v King Diamond Marine Ltd «The Spiros C» [2000] Int.Com.L.R. 07/13). В случае, если такое условие в чартере отсутствует, право удержания и обременения груза фрахтователя не презюмируется.
Широко используемые стандартные проформы чартеров, например, GENCON и NYPE, изначально содержат соответствующую оговорку о праве судовладельца заявить об обременении груза на борту до момента погашения фрахтователем задолженности по фрахтовым платежам.

Объем прав по залогу на груз напрямую зависит от письменной формулировки указанного условия. Оно может быть сформулировано широко («Судовладелец имеет право залога на груз и все суб-фрахтовые платежи в его отношении при задолженности за фрахт, демерредж, требования о возмещении убытков и по всем другим суммам, не оплаченным по настоящему чартеру, включая расходы на их взыскание»), либо ограничено («Судовладелец имеет право залога на груз и все суб-фрахтовые платежи в его отношении, при задолженности за фрахт»).
В интересах судовладельца является внедрение наиболее широкой редакции оговорки, особенно в случае, если перевозке по чартеру подлежат не скоропортящиеся грузы, имеющие большую материальную ценность. Судовладелец тогда сможет реализовать право залога и компенсировать собственные убытки и расходы за счет стоимости груза по наиболее широкому кругу задолженностей фрахтователя.

Между тем, существует ряд существенных правил, предусматривающих как именно, а так же в каких случаях право на залог может быть реализовано судовладельцем на законных основаниях. При их несоблюдении, залог не будет считаться законным даже при наличии соответствующей оговорки в тексте договора.

Во-первых, право судовладельца на удержание груза должно быть внесено в коносамент, который выдается на перевозку груза в процессе чартера (the «Agios Georgis» [1976] 2 Lloyd’s Rep 192). Коносамент является доказательством заключения договора перевозки груза, который может вмещать или не вмещать в себя условия чартера между судовладельцем и фрахтователем. Исходя из этого, существенным является четкий перенос прав судовладельца на удержание и залог из чартера в коносамент.

Дополнительно, далеко не всегда стороны коносамента совпадают со сторонами чартера – фрахтователь может перевозить груз, принадлежащий третьим лицам. При отсутствии в коносаменте оговорки о залоге, судовладелец рискует нарушить свои обязательства по выдаче груза грузовладельцу (третьему лицу), даже при наличии у него прав удержания по чартеру.

Во-вторых, возможность реализации прав удержания, залога и продажи груза должна быть предусмотрена законодательством порта выгрузки груза. Некоторые юрисдикции не поддерживают продажу грузов, принадлежащих третьим лицам, перевозчиками, в судебном или внесудебном порядке. Таким образом, чартер должен быть заключен с учетом положений действующего законодательства в пунктах назначения перевозки.
В-третьих, фрахтователь должен быть надлежащим образом уведомлен о том, что судовладелец применяет свое право залога в отношении груза на борту (Dry Bulk Handy Holding Inc v Fayette International Holdings Ltd & Anor [2012] EWHC 2107 (Comm)). Уведомление фрахтователю должно быть подано в письменной форме, с указанием на нарушение, допущенное фрахтователем, а так же размер задолженности, которая должна быть погашена, чтобы обременение было снято. Удержание груза без надлежащего уведомления фрахтователя является нарушением договора судовладельцем.

В-четвертых, удержание и обременение груза возможно исключительно до момента его выдачи получателю. Таким образом, судовладелец обязан осуществлять удержание груза либо на борту судна, либо в месте хранения, но груз должен храниться в его интересах. Передача груза третьим лицам лишает судовладельца обременения на него.
В обязанность судовладельца входит осуществлять удержание груза разумно и без увеличения расходов и убытков (London arbitration No. 5/92 (LMLN 321). Судовладелец должен выбрать наименее затратный способ удержания. В случае, если расходы на удержание груза будут признаны неразумными (например, хранение груза на борту судна, находящегося в демерредже может существенно превышать по затратам хранение груза на берегу), такие расходы не подлежат возмещению в будущем.

Воспользовавшись правом удержания груза, судовладелец остается ответственным за его сохранность, в связи с чем обязан прилагать разумные усилия для его сохранения. В случае погашения задолженности фрахтователем, груд должен быть незамедлительно выдан, так как у судовладельца имеется обязанность по его доставке.
В-пятых, право удержания груза возникает у судовладельца исключительно в порту выгрузки и назначения (Chrysovalandou Dyo [1981] 1 Lloyd’s Rep 159). Исключением является ситуация, когда подход судна в порт выгрузки объективно невозможен или опасен. Таким образом, судовладелец обязан убедиться, что судно готово к выгрузке в согласованном порту, фрахт не выплачен, и лишь после этого осуществить залог груза.

Английское право содержит понятный свод правил, в соответствии с которыми судовладелец получает право залога в отношении перевозимого по чартеру груза. В случае несоблюдения данный правил, судовладелец не только теряет право удержания, но и нарушает собственные обязательства по чартеру.

Судовладельцам рекомендуется уделять повышенное внимание согласованию содержания чартера, а в дальнейшем и составлению уведомления об удержании груза, включая момент его подачи.

Источник

Залоговое право на груз для гарантии выплаты провозных платежей

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

от 20 августа 2019 года N 1811/р

В целях максимального использования потенциальной грузовой базы, формируемой российскими производителями, унификации подходов в части предоставления клиентам ОАО «РЖД» права обеспечения обязательств по оплате за грузовые перевозки в виде предоставления банковских гарантий:

2. Признать утратившими силу:

Порядок работы с банковскими гарантиями в обеспечение обязательств по оплате за грузовые перевозки и критерии определения плательщиков при применении банковской гарантии, утвержденный 03.08.2011 г. N 193;

Первый заместитель
генерального директора
ОАО «РЖД»
В.Михайлов

УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО «РЖД»
от 20 августа 2019 года N 1811/р

Порядок работы ОАО «РЖД» с банковскими гарантиями, предоставляемыми в качестве обеспечения обязательств по оплате за грузовые перевозки, осуществляемые ОАО «РЖД»

1. Общие положения

1.1. Под работой ОАО «РЖД» с банковскими гарантиями, предоставляемыми в качестве обеспечения обязательств по оплате за грузовые перевозки, осуществляемые ОАО «РЖД», понимается следующий комплекс действий:

прием ОАО «РЖД» банковских гарантий в обеспечение обязательств клиентов по оплате за грузовые перевозки от банков, аккредитованных ОАО «РЖД» для обеспечения обязательств по оплате за грузовые перевозки;

осуществление контроля за объемом предоставленных ОАО «РЖД» услуг по грузовым перевозкам под банковские гарантии и своевременным поступлением оплаты за оказанные услуги;

принятие, учет и хранение банковских гарантий;

процедура предъявления требований платежа по банковским гарантиям банкам-гарантам при наступлении гарантийных случаев.

1.2. Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение клиентом обязательств по оплате платежей за грузовые перевозки. Примерная форма банковской гарантии приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку.

Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в тексте банковской гарантии не предусмотрено иное. На момент принятия ОАО «РЖД» банковской гарантии она должна быть действующей.

1.3. ЦФ ежеквартально утверждает у заместителя генерального директора ОАО «РОД», курирующего финансовый блок, суммарный лимит на прием банковских гарантий (в млн руб.) в качестве обеспечения обязательств за грузовые перевозки.

1.4. Банковская гарантия предъявляется ОАО «РЖД» банку-гаранту, в случае если клиент несвоевременно или не в полном объеме осуществил оплату провозных платежей в соответствии с требованиями договора на организацию расчетов за грузовые перевозки, предусматривающего применение банковской гарантии в качестве выполнения обязательств по оплате.

Соглашением устанавливается форма требования платежа по гарантии и перечень документов, предоставляемых банку-гаранту при предъявлении требования о погашении задолженности клиента перед ОАО «РЖД».

При заключении Соглашений банки-гаранты и ОАО «РЖД» предоставляют друг другу образцы подписей и копии доверенностей уполномоченных сотрудников.

2. Общий порядок работы

2.1. Клиент обращается в ЦФТО (ТЦФТО) с запросом о согласовании возможности осуществлять грузовые перевозки с применением банковской гарантии.

2.2. В случае согласования применения банковской гарантии в качестве обеспечения обязательств по оплате за грузовые перевозки клиент предоставляет в ЦФТО (ТЦФТО) оригинал банковской гарантии.

2.3. Прием к перевозке грузов под банковскую гарантию осуществляется с учетом сроков завершения перевозки не менее чем за 10 (десять) календарных дней до окончания срока действия банковской гарантии.

2.4. Прием оригиналов банковских гарантий осуществляется по месту нахождения подразделения ЦФТО, ТЦФТО.

2.5. Управленческий учет банковских гарантий, предъявленных в ЦФТО/ТЦФТО, осуществляется ЦФТО/ТЦФТО.

2.6. Хранение банковских гарантий осуществляется в порядке, установленном для хранения бланков строгого учета ОАО «РЖД» в ЦФТО, ТЦФТО.

2.7. Подлинники банковских гарантий возвращаются банку-гаранту (при прекращении обязательства банка-гаранта в соответствии со ст.378 ГК РФ) при наличии подтверждения ЦФТО (ТЦФТО) об отсутствии задолженности клиента перед ОАО «РЖД» по просьбе клиента.

2.8. ЦФТО (ТЦФТО) обеспечивает контроль за достаточностью обеспечения (превышение задолженности клиента за перевозку грузов над суммой, на которую выдана банковская гарантия, не допускается).

2.9. При неоплате или оплате не в полном объеме провозных платежей ЦФТО (ТЦФТО) направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии. Требование направляется банку-гаранту на следующий день после срока платежа по дополнительному соглашению к договору на организацию расчетов. К требованию прилагаются документы, указанные в форме требования бенефициара к гаранту (приложение N 3 к настоящему Порядку).

2.11. В случае предъявления требования по банковской гарантии ЦФТО (ТЦФТО) направляете ЦФ копию такого требования и учитывает соответствующую информацию в составе приложения N 4 к настоящему Порядку.

2.12. Денежные средства, перечисляемые банком-гарантом в случае предъявления ЦФТО (ТЦФТО) требования по банковской гарантии, учитываются на лицевом счете клиента.

2.13. Неисполнение или ненадлежащее исполнение банком-гарантом обязательств, обеспеченных банковской гарантией, не освобождает клиента от обязанности по внесению платежей.

3. Порядок взаимодействия между ЦФТО и ЦФ, критерии определения клиентов для предоставления права на осуществление грузовых перевозок с применением банковской гарантии

3.1. Процедура установления и пересмотра лимита.

3.1.1. ТЦФТО после рассмотрения письменного обращения клиента при условии его соответствия установленным пунктами 3.2.1, 3.2.2 критериям передает данное обращение в ЦФТО (включая анализ соответствия клиента установленным критериям).

3.1.2. ЦФТО в срок до 10-го числа месяца, предшествующего планируемому кварталу, на основании обращений клиентов направляет в ЦФ предложения по установлению лимитов на банковские гарантии с указанием клиентов, сумм банковских гарантий по банкам-гарантам.

3.1.3. ЦФТО на ежеквартальной основе вместе с указанными в п.3.1.2 предложениями направляет в ЦФ анализ фактического объема перевозок/платежей в разрезе клиентов с глубиной такого анализа не менее 3 кварталов (2 завершенных квартала, предшествующих текущему незавершенному кварталу; текущий незавершенный квартал) с пояснением по каждому клиенту.

3.1.4. ЦФ по результатам рассмотрения предложений ЦФТО в срок до 22-го числа месяца, предшествующего планируемому кварталу, направляет в ЦФТО лимиты сумм на банковские гарантии, принимаемые ЦФТО (ТЦФТО) от клиентов, осуществляющих оплату за грузовые перевозки, с разбивкой по банкам-гарантам.

3.1.5. В случае возникновения необходимости пересмотра внутри квартала установленного ЦФ распределения лимита на прием банковских гарантий в разрезе как банков-гарантов, так и клиентов ЦФТО направляет на согласование в ЦФ новое распределение с пояснительной запиской в отношении предлагаемых изменений.

ЦФ в течение пяти рабочих дней рассматривает поступившее предложение и направляет решение в адрес ЦФТО.

3.2. Критерии определения клиентов для предоставления права на осуществление грузовых перевозок с применением банковской гарантии.

3.2.1. Общие критерии и подходы

3.2.1.1. Банковской гарантией могут быть обеспечены обязательства на сумму не более 50% от ежемесячного объема платежей клиента.

3.2.1.3. Сумма банковской гарантии определяется на основании начислений за грузовые перевозки по данному клиенту за предыдущий квартал либо по 3 месяцам осуществленной работы, но не может превышать 500 млн руб.

3.2.1.4. Наличие письменного обязательства клиента на увеличение объемов перевозок/платежей при предоставлении ему отсрочки оплаты под банковскую гарантию. Гарантии стабильного объема грузовых перевозок/платежей клиентов устанавливаются в виде отдельного приложения к плану перевозки на 3 месяца. Минимальный объем перевозок/платежей не может быть ниже 25 млн руб. ежемесячно.

3.2.1.5. Заключение ЦФТО (ТЦФТО) договора (дополнительного соглашения к договору) с клиентом (при условии соответствия клиента установленным критериям) на организацию расчетов за грузовые перевозки, предусматривающего применение банковской гарантии в качестве обеспечения выполнения обязательств.

3.2.1.6. Отсутствие дебиторской задолженности на момент заключения дополнительного соглашения к договору на организацию расчетов (о работе клиента с применением банковской гарантии в качестве обеспечения выполнения обязательств). Отсутствие дебиторской задолженности в бухгалтерском учете на каждое 1-е число месяца.

3.2.1.7. В дополнение к договору на организацию расчетов заключаемому с клиентом. ТЦФТО в обязательном порядке предусматривает в договоре обязанность клиента обеспечивать до 20-го числа текущего месяца оплату грузовых перевозок в объеме не менее 80% от суммы, подлежащей оплате за текущий месяц, проведение окончательных расчетов в срок не позднее 25-го (двадцать пятого) числа отчетного месяца.

3.2.1.8. В пределах установленного лимита на банковские гарантии, которые могут быть приняты в обеспечение обязательств по оплате за грузовые перевозки, принимаются гарантии от клиентов, заключивших договор (или подписавших дополнительные соглашения к договору) об организации перевозок, содержащий пункт о непредъявлении штрафных санкций к ОАО «РЖД» в случае просрочки доставки грузов.

3.2.1.9. В случае если клиенту было отказано в праве осуществления грузовых перевозок с применением банковской гарантии, ЦФТО (ТЦФТО) может повторно принять к рассмотрению соответствующее обращение клиента (пункт 2.1) не ранее чем через два квартала с даты окончания квартала, в котором действовали лимиты.

3.2.2. Критерии определения клиентов для предоставления права на осуществление грузовых перевозок с применением банковской гарантии, применяемые ТЦФТО/ЦФТО.

3.2.2.1. После получения от клиента указанного в пункте 2.1 обращения ТЦФТО/ЦФТО проводит процедуру его проверки на предмет соответствия критериям предоставления права на осуществление грузовых перевозок с применением банковской гарантии.

3.2.2.2. Если клиент осуществляет грузовые перевозки с применением банковской гарантии более трех завершенных кварталов подряд, ЦФТО/ТЦФТО проводит анализ динамики объемов перевозки грузов/платежей следующим порядком:

На основании фактических ретроспективных, текущих и планируемых данных о перевозках грузов/платежей по клиенту ТЦФТО/ЦФТО рассчитывает значения поквартального роста объемов перевозок грузов/платежей:

Отношение объема перевозок грузов/платежей в текущем незавершенном квартале (сформированном из фактических данных за первый и второй месяцы квартала и оценке ЦФТО объема перевозки грузов/платежей на третий месяц квартала), к фактическому значению объема перевозки грузов/платежей первого квартала, предшествующего текущему незавершенному кварталу;

Отношение фактического объема перевозки грузов/платежей в первом предшествующем квартале к фактическому объему перевозки грузов/платежей во втором предшествующем квартале.

Если при указанном выше анализе фактических ретроспективных, текущих и планируемых значений по клиенту будет зафиксировано снижение объема перевозки грузов (одно или оба из полученных значений прироста отрицательны), банковская гарантия для обеспечения оплаты грузовых перевозок такого клиента в следующем квартале не используется.

Если при анализе фактических ретроспективных, текущих и планируемых значений будет по клиенту зафиксировано увеличение объема грузовых перевозок/платежей (оба полученных значений прироста положительны), а так же в случае фактического выполнения клиентом заявленных обязательств по увеличению объема грузовых перевозок/платежей, данный клиент включается в предложения ЦФТО по установлению лимитов на банковские гарантии (при условии соблюдения остальных критериев соответствия).

В случае наступления форс-мажорных обстоятельств, ставших причиной фактического падения объема перевозок и невыполнения клиентом заявленных обязательств по увеличению (приросту) объема грузовых перевозок, ЦФТО в рамках возможности сохранения за клиентом механизма перевозки грузов под банковскую гарантию имеет право на дополнительное рассмотрение показателей перевозки данных клиентов и причины их падения.

Если такие причины будут признаны ЦФТО независящими от клиента, то ЦФТО включает данного клиента в предложения с пояснениями по установлению лимитов на банковские гарантии (п.3.1.2) на планируемый квартал, а за клиентом сохраняется механизм перевозки грузов под банковскую гарантию.

3.2.2.3. Для клиентов, у которых история перевозки грузов под банковскую гарантию находится в процессе формирования (менее трех завершенных кварталов подряд), глубина анализа динамики объемов перевозки грузов увеличивается на один квартал с каждым последующим запросом клиента.

3.2.2.4. Если клиент впервые обращается в ТЦФТО/ЦФТО с просьбой о предоставлении права осуществления грузовых перевозок с применением банковской гарантии, ТЦФТО/ЦФТО осуществляет проверку наличия у клиента стабильного ежемесячного объема грузовых перевозок/платежей за последние три квартала или рост объема грузовых перевозок/платежей к аналогичному периоду предыдущего года.

Источник

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 26 г. Москва «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

Комментарии Российской Газеты

В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, связанного с договором перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и с договором транспортной экспедиции, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.

Договор перевозки пассажира и багажа

3. На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

4. В том случае, когда перевозчиком пассажира и принадлежащего ему багажа выступает лицо, осуществляющее данную деятельность на постоянной основе в качестве основного вида своей деятельности, к договору перевозки, по общему правилу, подлежат применению положения статей 426 и 428 ГК РФ.

5. Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции (пункт 2 статьи 786 ГК РФ).

6. Поскольку по договору перевозки физическое лицо оплачивает доставку пассажира и багажа в пункт назначения, а не проездной билет и багажную квитанцию, требования перевозчика о взимании дополнительной платы, например вознаграждения за оформление проездного документа, являются неправомерными (статья 786 ГК РФ, статья 20 Устава, пункты 42, 49 и 50 Правил перевозок пассажиров).

При заключении договора перевозки пассажира и багажа через агента последний вправе взимать плату за свои услуги (статья 1005 ГК РФ).

7. Надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира и багажа является своевременная доставка пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также своевременная доставка багажа в пункт назначения и выдача его управомоченному на получение багажа лицу (пункт 1 статьи 786 ГК РФ).

8. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке перевозчик несет ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 ГК РФ). При этом следует учитывать, что по смыслу пункта 2 статьи 793 ГК РФ и статьи 37 Устава условия договора перевозки пассажира и багажа автомобильным транспортом об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика являются ничтожными, если иное прямо не следует из положений Устава (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

9. Перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные (статья 403 ГК РФ). Например, перевозчик отвечает за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира, независимо от того, осуществлялась ли перевозка с использованием принадлежащего ему транспортного средства или с использованием транспортного средства, находящегося в его владении по иным, допускаемым законом основаниям, в том числе по договору аренды транспортного средства с экипажем. Также перевозчик отвечает за утрату багажа при хранении (нахождении) транспортного средства на стоянке в пути следования.

10. Перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира (пункт 75 Правил перевозок пассажиров).

За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю багажа неустойку в виде штрафа в размере трех процентов от провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы (часть 12 статьи 34 Устава).

При этом уплата штрафа, предусмотренного частью 12 статьи 34 Устава, не освобождает перевозчика от возмещения убытков, причиненных пассажиру, в полном объеме сверх суммы такой неустойки.

11. По смыслу пункта 1 статьи 796 ГК РФ, пункта 3 статьи 401 ГК РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.). Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.

12. Недостача мест багажа или утрата, недостача, повреждение (порча) багажа подтверждаются коммерческим актом. Такой акт составляется перевозчиком по требованию лица, предъявившего багажную квитанцию и багажную бирку (пункты 77, 130-135 Правил перевозок пассажиров).

В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта утрата, недостача или повреждение (порча) багажа могут быть подтверждены другими доказательствами (статья 55 ГПК РФ).

Если пассажир не объявил ценность багажа при передаче перевозчику и отсутствует возможность точно доказать его действительную (документальную) стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков, причиненных утратой или недостачей багажа, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности (пункт 5 статьи 393 ГК РФ). В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.

При возникновении спора о размере убытков, причиненных порчей багажа, заключение эксперта о стоимости поврежденного багажа о характере и степени его повреждения подлежит исследованию и оценке наравне с другими представленными сторонами доказательствами (статьи 67 и 86 ГПК РФ).

14. По смыслу пункта 2 части 2 статьи 22 Устава и пунктов 63 и 74 Правил перевозок пассажиров пассажир обязан подготовить багаж к перевозке таким образом, чтобы обеспечить его безопасность при перевозке и сохранность. По общему правилу, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки багажа пассажиром.

Бремя доказывания того, что багаж утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возлагается на перевозчика (статья 796 ГК РФ, статья 56 ГПК РФ).

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если:

1) перевозчик принял на себя обязанность упаковать багаж либо

2) в момент принятия багажа недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной пассажиром, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в провозных документах (пункт 3 статьи 307 ГК РФ).

15. По общему правилу, риск утраты, недостачи или повреждения вещей, перевозимых пассажиром (ручная кладь), лежит на самом пассажире (часть 10 статьи 34 Устава). Ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) ручной клади в процессе перевозки может быть возложена на перевозчика в случае, если ущерб возник по вине перевозчика.

16. Ответственность за вред, причиненный имуществу пассажира вследствие ненадлежащего состояния салона предоставленного для перевозки транспортного средства, несет перевозчик, например, в случае порчи одежды пассажира вследствие загрязнения салона (пункт 1 статьи 786, статья 393 ГК РФ).

17. При удовлетворении судом требований пассажира в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке перевозчиком, суд должен рассмотреть вопрос о взыскании с перевозчика в пользу пассажира штрафа независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей и часть 2 статьи 56 ГПК РФ).

Размер штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, определяется в размере пятидесяти процентов от присужденной судом в пользу потребителя суммы возмещения убытков, суммы штрафа за просрочку доставки багажа и денежной компенсации морального вреда и не носит зачетного характера по отношению к этим суммам.

18. Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети «Интернет», переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке (пункт 3 статьи 307, статья 403 ГК РФ, статьи 8, 9 Закона о защите прав потребителей).

Договор перевозки груза

20. Согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ и части 1 статьи 8 Устава заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной.

21. По смыслу части 4 статьи 8 Устава лицо, выступающее грузоотправителем (экспедитор или клиент), несет риски, связанные с отсутствием у перевозчика документов, необходимых для беспрепятственного осуществления перевозки груза, в том числе документов, предусмотренных санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. По общему правилу, грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, в том числе суммы, выплаченные перевозчиком иным лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой указанных документов.

22. В соответствии с частью 2 статьи 10 Устава грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера. По общему правилу, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если:

1) перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз;

2) в момент принятия груза недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной грузоотправителем, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в транспортной накладной (пункт 3 статьи 307 ГК РФ).

Бремя доказывания того, что груз утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возложено на перевозчика (статья 796 ГК РФ, статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).

В силу прямого указания пункта 4 статьи 4 Закона о транспортной экспедиции при приеме груза экспедитор обязан проверить информацию об условиях перевозки груза и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей. Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства.

23. В силу статьи 796 ГК РФ, части 5 статьи 34 и статьи 36 Устава перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли:

1) вследствие обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ);

2) в результате ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не в период просрочки исполнения перевозчиком своих обязательств;

3) вследствие вины грузоотправителя, в том числе ненадлежащей упаковки груза (статья 404 ГК РФ);

4) вследствие естественной убыли массы груза, не превышающей ее норму.

Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия, противоправных действий третьих лиц, например кражи груза.

24. Перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза (статьи 15, 393 ГК РФ). Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых в том числе могут быть включены суммы уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю.

Кроме того, согласно части 11 статьи 34 Устава перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер провозной платы. Данная неустойка носит штрафной характер и взыскивается независимо от того, что перевозчик возместил убытки, причиненные просрочкой доставки груза, контрагенту по договору перевозки.

Соотношение обязательств перевозчика и экспедитора

25. В зависимости от условий договора содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться: заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление провозных документов, обеспечение отправки или получения груза и т.п. (пункт 1 статьи 801 ГК РФ). На основании абзаца первого статьи 803 ГК РФ и пункта 1 статьи 6 Закона о транспортной экспедиции суд при возложении ответственности на экспедитора должен установить содержание его обязанностей и их ненадлежащее исполнение.

Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он:

1) фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо

На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки.

26. При квалификации правоотношения участников спора необходимо исходить из признаков договора, предусмотренных главами 40, 41 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон и т.п. Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться, в частности, тем, что по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых экспедитором услуг выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, экспедитор в документах, связанных с договором, сам характеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например, на сайте экспедитора в сети «Интернет», через который заключался договор.

27. Право на предъявление к перевозчикам требований, связанных с осуществлением перевозок груза, имеют лица, заключившие договоры перевозки, грузополучатели, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками своих обязательств по перевозкам грузов (часть 3 статьи 39 Устава).

Если клиент является грузоотправителем по договору перевозки груза, то есть договор заключен клиентом самостоятельно либо экспедитором от имени клиента, клиент вправе требовать от перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза. Право клиента на предъявление иска к перевозчику не исключает возможности предъявления иска о возмещении реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, к экспедитору, если по условиям договора он также обязался обеспечить сохранную транспортировку груза перед клиентом. В целях исключения неосновательного обогащения клиента к обязательствам перевозчика и экспедитора подлежат применению нормы о солидарных обязательствах (статья 323 ГК РФ).

Если же договор перевозки груза заключен экспедитором от своего имени, правом требовать возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика обладает экспедитор. Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитору независимо от того, кто является собственником груза, и независимо от того, возместил ли экспедитор соответствующий вред клиенту. В этом случае ответственным перед клиентом за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза является экспедитор.

Экспедитор, заключивший договор перевозки от своего имени, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения перевозчиком обязательств по договору обязан по требованию клиента уступить ему права по договору перевозки с целью предъявления перевозчику требования о возмещении убытков (пункт 2 статьи 993, пункт 1 статьи 6 ГК РФ). В случае объявления экспедитора несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по договору перевозки, заключенному для клиента во исполнение указаний последнего, переходят к клиенту (абзац шестой статьи 1002, пункт 1 статьи 6 ГК РФ).

28. Лицом, отвечающим перед фактическим перевозчиком за оплату перевозки, является лицо, заключившее договор перевозки. Если договор перевозки заключен экспедитором от своего имени, перевозчик не вправе требовать провозную плату с клиента экспедитора (пункт 3 статьи 308 ГК РФ). В частности, фактический перевозчик не может предъявить требование об оплате перевозки клиенту экспедитора в том числе и в случаях, когда этот перевозчик был привлечен экспедитором к исполнению своего обязательства перед клиентом и клиент, не состоящий в договорных отношениях с фактическим перевозчиком, подписал транспортную накладную в графе 1 «грузоотправитель (грузовладелец)» по указанию экспедитора (пункт 3 статьи 308, пункт 1 статьи 313 ГК РФ).

29. Условия договора транспортной экспедиции об ограничении ответственности экспедитора по сравнению с тем, как его ответственность определена в законе, являются ничтожными (статья 11 Закона о транспортной экспедиции).

Претензии и иски по спорам, связанным с перевозкой пассажиров и багажа, груза, а также с транспортно-экспедиционным обслуживанием

30. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки, в том числе при предъявлении перевозчиком требований о возмещении ущерба к пассажиру, составляет один год (статья 42 Устава).

На требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира, исковая давность не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (абзац четвертый статьи 208 ГК РФ).

31. Срок исковой давности по требованию экспедитора, являющегося грузоотправителем, к фактическому перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, начинает течь согласно статье 42 Устава со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска в том числе в отношении:

— возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза, со дня выдачи груза;

— возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным;

— просрочки доставки груза со дня выдачи груза.

В таком же порядке исчисляется срок исковой давности по требованию экспедитора, не являющегося грузоотправителем, но отвечающего за сохранную перевозку наряду с перевозчиком, поскольку после исполнения обязательства перед клиентом-грузоотправителем к экспедитору переходят его права (пункт 5 статьи 313 ГК РФ). Срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту.

32. По спорам, вытекающим из договора перевозки пассажира и багажа, а также по спорам о защите прав потребителей, вытекающим из договора транспортной экспедиции, заключенного гражданином для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, обязательного предъявления перевозчику претензии не требуется (пункт 1 статьи 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, часть 1 статьи 39 Устава).

33. В силу части 1 статьи 40 Устава перевозчик обязан рассмотреть предъявленные претензии и о результатах их рассмотрения уведомить заявителя в письменной форме в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии. В случае если перевозчик не ответил на претензию в установленный срок, впоследствии он не может ссылаться на то, что претензия не соответствовала требованиям, предусмотренным законодательством, в частности к ней не были приложены необходимые документы, а следовательно, истцом не соблюден обязательный претензионный порядок.

34. В случае если стороны прибегли к претензионному порядку разрешения спора, предусмотренному частями 1, 2 статьи 39 Устава или пунктом 5 статьи 12 Закона о транспортной экспедиции, по требованиям к перевозчику или экспедитору, вытекающим из договора перевозки груза или транспортной экспедиции, в силу пункта 3 статьи 202 ГК РФ исковая давность приостанавливается на срок соблюдения этого порядка.

Если договором претензионный порядок также предусмотрен по требованиям перевозчика или экспедитора к лицу, заключившему договор перевозки или транспортной экспедиции, срок исковой давности по данному требованию приостанавливается на период, предусмотренный договором для соблюдения претензионного порядка (пункт 3 статьи 202 ГК РФ, часть 5 статьи 4 АПК РФ, пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ).

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *