залоговый кредитор имеет право голоса

Обязанности залогового кредитора в деле о банкротстве

Залог – самый распространенный метод из обеспечения обязательств по кредиту. Если должник не исполнил или просрочил сроки платежей, залоговое имущество станет обеспечением, которое можно взыскать в счет долга. Залоговый кредитор при банкротстве имеет определенные права и особый статус. Рассмотрим подробнее, в чем они заключаются.

Кто такой залоговый кредитор

В деле о несостоятельности залоговый кредитор – тот, чьи требования «прикрыты» залоговым имуществом, находящимся в собственности должника. Банкротство, по какой бы процедуре оно ни происходило и на какой стадии ни находилось, не отменяет залоговых взаимоотношений. Залоговый кредитор является конкурсным кредитором с определенными правами и ограничениями.

Иными словами, залоговый кредитор в деле о банкротстве не утратит свой статус и точно получит назад деньги, обеспеченные залогом – это гарантирует закон.

Привилегии залогового кредитора

В деле о банкротстве требования залогового кредитора относятся к третьей очереди, но его статус также имеет ряд преимуществ, которые ему гарантирует Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:

Ограничения залогового кредитора

Этот статус считается привилегированным, но на самом деле предполагает достаточно серьезные обязанности и ограничения. Из-за них иногда залоговый кредитор может отказываться от своих прав, чтобы получить определенное возмещение из конкурсных средств.

Главным ограничением является запрет на голосование при принятии решений в собрании кредиторов в конкурсном производстве. Он может голосовать не по финансовым вопросам, а только для утверждения или отстранения арбитражного управляющего и за переход от конкурсного производства к внешнему управлению. Из-за этого запрета может получиться так, что 70% положенных кредитору средств от продажи залога станут недостижимыми. Чтобы их получить, нужно прекратить их «залоговый» статус и вернуть им «голос» – полностью или только частично.

НАПРИМЕР. Представим, что требования залогового кредитора превышают требования остальных заемщиков. Тогда ему выгодно будет разделить всю залоговую массу – часть объявить «незалоговой», это обеспечит голос в собрании кредиторов, а часть оставить залоговой, что даст возможность гарантированно ее получить.

Суд разрешает такое изменение статуса, если оно производится до закрытия реестра.

Таким образом, залоговый кредитор может регулировать свои гарантии путем сочетания залогового права и контроля процедур банкротства с помощью участия в голосовании на собраниях кредиторов.

В каких случаях можно добиться реализации имущества

В обычных ситуациях, если начата процедура банкротства, инициировать продажу залога кредитор вправе исключительно через суд, как того требует п. 1 ст. 18. 1 ФЗ №127. Залоговый кредитор может подать в суд на взыскание залоговых средств через реализацию залога на этапе финансового оздоровления или внешнего управления:

В последнем случае залоговый кредитор получит отказ (зато приобретет право голоса). Например, в залоге находится важное оборудование, являющееся ключевым для производства должника. Ясно, что если его продать для удовлетворения требований кредитора, то должник уже никогда не восстановит свою платежеспособность, и это он с легкостью докажет.

Распределение залоговых средств

Если залоговое имущество продано за более высокую цену, чем составляет долг, кредитор получит из них не 70%, как это пишется в законе, а только сумму долга. В остальных случаях его доля – 70% от суммы реализации залога.

Остальные средства распределяются так:

СПРАВКА! Средства на организацию торгов и сохранение предмета залога также входят в последние 10%, то есть берутся из суммы реализации залогового имущества.

Требования залогового кредитора

Чтобы залоговый кредитор смог реализовать привилегии своего статуса, нужно позаботиться об их включении в реестр. Для этого предусмотрен определенный срок. Если термин пропущен, права на возмещение не утрачиваются, но переходят в обычный статус. Единственное преимущество у залогового кредитора тогда будет в том, что среди других «опоздавших» он будет в приоритете.

Прежде чем включить имущество в реестр как залоговое, суд должен убедиться, что оно наличествует в натуре. Обязательство доказывать наличие залогового имущества лежит на залогодержателе. Но иногда суд может предложить доказать наличие или отсутствие залога арбитражному управляющему или другим кредиторам, протестующим против включения данного требования в реестр.

Реализация залога

Продажа залогового имущества осуществляется на специально организованных торгах. Процедуру и сроки определяет залоговый кредитор. Закон не устанавливает жестких требований относительно сроков, апеллируя к «разумности». Конкурсный управляющий в обращении к кредитору просит его зафиксировать условия торгов заранее. Если залоговый кредитор не хочет этого делать, эти обязанности выполнит арбитражный суд.

ВАЖНО! Никакой другой участник дела о банкротстве не может влиять на реализацию залогового имущества – исключительно залоговый кредитор или арбитражный суд.

После проведения торгов они могут быть признаны состоявшимися или несостоявшимися. Торги не состоялись, если залог не удалось продать дважды. На повторных торгах стоимость реализуемого залога снижается на одну десятую.

После несостоявшихся торгов залог просто передадут кредитору в течение месяца – ведь по факту теперь это его собственность, которой он вправе распоряжаться по своему усмотрению. О намерении оставить залог себе кредитор должен заблаговременно известить конкурсного управляющего.

Если залоговый кредитор не собирается принимать в собственность нереализованный залог, его продадут посредством публичного предложения.

Источник

Залоговый кредитор имеет право голоса

Статья 12. Собрание кредиторов

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, имеют право голоса на собраниях кредиторов:

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 306-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 306-ФЗ)

в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 306-ФЗ)

по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

в ходе реструктуризации долгов гражданина;

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

в ходе реализации имущества гражданина.

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 306-ФЗ)

2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:

проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;

обеспечивать установленный порядок голосования;

составлять протокол об итогах голосования.

7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:

реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

бюллетеней для голосования;

документов, подтверждающих полномочия участников собрания;

материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;

документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;

иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Источник

Статья 12. Собрание кредиторов

Статья 12. Собрание кредиторов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ в пункт 1 статьи 12 внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2015 г.

В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, имеют право голоса на собраниях кредиторов:

в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению;

в ходе реструктуризации долгов гражданина;

в ходе реализации имущества гражданина.

Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

ГАРАНТ:

См. Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ пункт 2 статьи 12 изложен в новой редакции

2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в пункт 3 статьи 12 внесены изменения

3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.

4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

ГАРАНТ:

Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 декабря 2004 г. N 86 конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, заявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов, не вправе голосовать на собрании кредиторов. Вместе с тем, в том случае, если требования заявлены всеми конкурсными кредиторами и уполномоченными органами после закрытия реестра требований кредиторов, указанные лица могут принимать решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в пункт 5 статьи 12 внесены изменения

5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:

проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;

обеспечивать установленный порядок голосования;

составлять протокол об итогах голосования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ в пункт 7 статьи 12 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.

7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:

реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

бюллетеней для голосования;

документов, подтверждающих полномочия участников собрания;

материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;

документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;

иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.

ГАРАНТ:

Положения абзаца десятого пункта 7 статьи 12 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ) применяются в отношении собраний кредиторов, даты проведения которых назначены после 1 января 2014 г.

Источник

Заметка о некоторых вопросах, связанных с реализации залоговым кредитором права на участие в собрании кредиторов, часть I

Банкротство являет собой апогей противопоставления различных интересов участников дела, будь то должник и его кредиторы, кредиторы между собой, что создавало, создает и будет создавать множество споров, постоянно давая почву для всевозможных правовых и около правовых вопросов. Часть из них очевидно связана с попыткой толкования действующего законодательства в угоду своих интересов. В эпицентре противостояния, помимо суда, находится и фигура арбитражного управляющего, который за допущенные при проведении собрания кредиторов ошибки будет привлекаться к административной ответственности.

Положение залоговых кредиторов на собраниях кредиторов существенно улучшилось с принятием Федерального закона от 29.12.2014 № 482-ФЗ, расширившего круг вопросов, по которым они вправе голосовать на собраниях. Вероятно, изначально столь существенные ограничения правомочий залоговых кредиторов были вызваны простой логикой, у должника есть имущество, за счет которого кредитору преимущественно перед остальными будут погашены его требования. На этом его интерес в участии в деле должен и ограничиваться. Однако, низкий процент погашенных требований, и имеющаяся возможность погашения требований за счет иного имущества должника создает условия, для большего участия залоговых кредиторов в процедуре, с учетом расширившихся полномочий по принятию решений на собрании кредиторов. И участие необходимо принимать еще до реализации предмета залога, как минимум путем контроля за деятельностью арбитражного управляющего.

Несмотря на довольно длительный период применения новой редакции закона, на практике возникают разногласия в части порядка реализации права на принятие решений залоговым кредитором. Так проблемным является скудная редакция ст. 12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», что приводит к некоторым проблемам в ситуации, когда голосование залоговых кредиторов оказывает влияние на принятие тех или иных решений собранием кредиторов.

Наиболее интересной является ситуация когда дело касается дополнительных вопросов, в которой можно выделить следующие аспекты:

-вправе ли залоговый кредитор вносить в повестку дня дополнительные вопросы;

-вправе ли залоговый кредитор голосовать по вопросу о включении в повестку дня дополнительных вопросов;

-учитывается ли требования залогового кредитора при определении кворума для принятия решений.

Очевидно, что при ответе на вышеперечисленные вопросы необходимо помнить, что закон четко определяет вопросы, по которым залоговый кредитор вправе принимать участие в голосовании, и учитывать вариативность применяемых к должнику процедур. В настоящей заметке логичным будет рассматривать вопросы применительно к процедуре конкурсного производства, т. к. для остальных процедур ответы вполне очевидны.

Действующая редакция ст. 12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяет закрытый перечень вопросов, по которым залоговый кредитор имеет право голоса. Так залоговые кредиторы имеют право голоса 1) в процедуре наблюдения и реабилитационных процедурах (в ситуации, когда не реализуется право на обращение взыскания на предмет залога) по любым вопросам; 2) в процедуре конкурсного производства по ограниченному кругу важнейших вопросов, по мнению законодателя.

Самым простым является вывод, что залоговые кредиторы не вправе вносить в повестку дня дополнительные вопросы, не вправе голосовать по вопросу о включении в повестку дня дополнительных вопросов и их требования не учитываются при определении кворума для принятия соответствующих решений (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.05.2017 № Ф01-1135/2017 по делу № А28-10913/2014; Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2017 № 11АП-604/2017 по делу № А55-25179/2014; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 № 17АП-18245/2014-ГК по делу № А71-10817/2014). Реализация прав залоговым кредитором, в таком случае, поставлена в зависимость от указанной лицом созывающим собрание кредиторов повестки дня, или результата по голосованию иных кредиторов по дополнительным вопросам.

Этот подход является как минимум несправедливым и существенно ограничивает кредитора в возможности влияния на ряд, ключевых для процедуры вопросов. Такую позицию, в общем, можно назвать ограничительной, исходя из аргументации, используемой судами при принятии соответствующих решений, основанной на ограниченном круге вопросов по которым в силу ст. 12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» вправе голосовать залоговые кредиторы. Так, следует отметить и п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 58 «О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя» довольно жестко указывающий на закрытый перечень вопросов, по которым залоговый кредитор вправе принимать участие в голосовании. Однако, данные разъяснения были даны еще до внесения изменений Федеральным законом от 29.12.2014 № 482-ФЗ, когда голосование залогового кредитора вне процедуры наблюдения было скорее диковинкой, с учетом числа применяемых реабилитационных процедур. И вероятно, были бы существенно мягче, будь они даны, после внесенных изменений.

Другая позиция, условно, назовем ее расширительной, поддержанная некоторыми судами (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 № 07АП-3297/2015, 07АП-3297/2015(11) по делу № А02-54/2015; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 № 13АП-29373/2018 по делу № А56-13301/2017), основана на все той же ст. 12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и допускает участие в голосовании залогового кредитора при включении в повестку дня дополнительного вопроса, при условии, что он вправе голосовать по соответствующим вопросам.

Эта вторая позиция кажется более отвечающей духу закона и целям, которые преследовал законодатель, внося изменения, при не вполне достойном уровне законодательной техники. Стоит лишь расширить ее обоснование, обратившись не только к тексту ст. 12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В сопровождающих законопроект документах (пояснительной записке и заключениях Правового управления Государственной думы и Комитета Государственной думы по вопросам собственности) целью изменений редакции ст. 12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указано расширение влияния кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника, на проведение процедуры банкротства после стадии наблюдения, для реализации их прав и законных интересов в рамках банкротства. В связи с чем, расширен круг вопросов, по которым залоговый кредитор вправе принимать участие в голосовании в рамках любой применяемой к должнику процедуры. Не стоит забывать так же, что Федеральный закон от 29.12.2014 № 482-ФЗ так же дополнил ст. 73 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» пунктом 3, следующего содержания: «В случае, если собрание кредиторов, рассматривающее вопросы, отнесенные настоящей статьей к компетенции первого собрания кредиторов, созывается после завершения наблюдения, к такому собранию применяются нормы настоящего Федерального закона, относящиеся к первому собранию кредиторов». Существо этих изменений так же направлено на защиту прав залоговых кредиторов в ситуации, когда первое собрание по каким-то причинам не было проведено в процедуре наблюдения, и исходя из буквального толкования в таких условиях мнение залогового кредитора по важным вопросам было бы проигнорировано, а принятие важных вопросов оставлено на откуп иным кредиторам.

Логика внесенных изменений вполне понятна, но, вероятно, законодателя подвела законодательная техника, которая дает возможность для существенного ограничения возможности залогового кредитора оказывать влияние на ход процедуры после процедуры наблюдения, в случае если это особенно важно, т. к. для реализации своих прав, кредитор не должен быть связан ничем кроме добросовестности своих действий. В связи с чем, ставить возможность поставить дополнительный вопрос, по которому залоговый кредитор вправе принимать участие в голосовании выглядит, по крайней мере, странным.

Таким образом, по нашему мнению, залоговый кредитор вправе вносить в повестку дня дополнительный вопрос, вправе голосовать по вопросу о включении в повестку дня дополнительного вопроса, и его требования следует учитывать при определении кворума для принятия решений, в случае, если в силу ст. 12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» он вправе голосовать по такому вопросу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *