замена ролика грм ваз 2109 старого образца на новый
Замена ГРМ Ваз 2109
Замена ремня ГРМ производится каждые 50 000 км пробега авто, либо каждые три года эксплуатации автомобиля. Ремень ГРМ предназначен для синхронной передачи крутящего момента от коленчатого вала на распределительный вал двигателя. Это означает, что определенному положению коленчатого вала двигателя соответствует строго определенное положение распределительного вала двигателя. Есть специальные метки: одна на приводной шестерне распределительного вала, другая — на маховике коленчатого вала двигателя, но о них чуть позже. Задача распределительного вала — обеспечивать фазы газораспределения. В необходимый момент такта впуска открывать впускной клапан цилиндра, а выпускной держать закрытым. В момент такта сжатия оба клапана держать закрытыми, а в момент такта выпуска открывать выпускной клапан, а впускной держать закрытым. Именно это и называется фазами газораспределения.
Если вовремя не произвести замену ремня ГРМ, то он может порваться от износа. Клапана в момент разрыва останутся в том положении распределительного вала, когда произошел разрыв. То есть, если впускной клапан был открыт, то он так и останется открытым и по нему ударит поршнем коленчатого вала, в результате клапан погнется. Может помяться и головка поршня, в результате дорогостоящий капитальный ремонт двигателя обеспечен. Поэтому необходимо следить за состоянием ремня ГРМ и в случае необходимости производить его замену.
Итак,Вы наездили 50 000 км авто и необходима замена ремня ГРМ. С чего начать? Сначала конечно же необходимо приобрести ремень ГРМ и натяжной ролик в автомагазине. Наиболее признанными и надежными являются ремни фирмы Бош и Гейтс. Натяжной ролик лучше приобретать не пластмассовый, а металлический. И помните один важный момент: натяжные ролики есть старого и нового образца. Ролик старого образца выглядит следующим образом
Натяжной ролик старого образца
Ролик нового образца отличается от старого тем,то у него другая внутренняя обойма:
Натяжной ролик Ваз 2109 нового образца
Поэтому, если Вы будете приобретать отечественный ролик завода, выпускающего продукцию для АвтоВаз, то он может быть старого образца. Если же натяжной ролик импортный, то он наверняка будет нового образца.
Итак, приступаем непосредственно к замене ремня ГРМ на девятом семействе. Поднимаем капот и первым делом снимаем терморегулятор с воздушного фильтра и откручиваем болты крепления кожуха ГРМ
Откручиваем кожух ГРМ
Откручиваем крепление кожуха ГРМ
Защитный кожух снят
Теперь необходимо снять натяжной ролик. Откручиваем гайку крепления натяжного ролика ГРМ и снимаем его
Откручиваем натяжной ролик
Теперь необходимо снять шкив коленчатого вала двигателя. Для этого выкручиваем колеса максимально вправо, выкручиваем крепление защиты и отгибаем ее,чтобы обеспечить доступ к шкиву.
Откручиваем шкив коленчатого вала Ваз 2109
Откручиваем гайку шкива коленчатого вала
После того, как открутили гайку,достаем ролик привода генератора вместе с ремнем.
Достаем ролик привода генератора
После этого снимаем ремень ГРМ
Снимаем ремень ГРМ
Смотрим на его состояние. При изгибе на нем будут микротрещины. Его необходимо заменить. Но сначала необходимо проверить помпу машины. Для этого просто рукой прокручиваем шестерню привода помпы. Если она легко прокручивается, и при этом нет посторонних звуков, то с помпой все в порядке. Теперь необходимо вспомнить про метки, о которых мы говорили ранее. Необходимо выставить шестерню привода ГРМ строго по метке
Метка распределительного вала
Теперь выставляем по метке коленчатый вал двигателя
Метка коленчатого вала
Устанавливаем, но не зажимаем новый натяжной ролик.И теперь необходимо надеть новый ремень ГРМ строго по меткам.
Одеваем новый ремень ГРМ
Теперь регулируем натяжение ремня ГРМ автомобиля с помощью натяжного ролика
Регулируем натяжение ремня ГРМ
Нормальное натяжение, когда рукой можно провернуть ремень на 90 градусов. Зажимаем натяжной ролик. Устанавливаем на место ролик и ремень привода генератора и затягиваем гайку шкива коленчатого вала.
Устанавливаем на место ролик и ремень генератора
Готово. Теперь, еще раз проверив метки, можно завести двигатель и визуально проверить работу двигателя. Ремень не должен болтаться, не должен тереться о двигатель.При работе допускается люфт ремня влево-вправо на 1-2 мм. Если все в порядке закрепляем защиту колеса и устанавливаем на место кожух
Устанавливаем на место кожух
Ну вот и все, новый ремень ГРМ и натяжной ролик установлены на девятку.
Замена натяжного ролика ремня грм на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Данный ролик натягивает ремень ГРМ. Износ приводит к появлению различных посторонних звуков, издающихся из подшипника, находящегося внутри ролика. Необходимо своевременно заменять подшипник, в противном случае возможны заедания и произойдёт его резкая остановка, последует закусывание ремня ГРМ и в конечном итоге ремень порвётся.
Примечание!
Вам понадобится минимальный набор инструментов и специальный ключ, продающийся в автомагазине. В качестве замены подойдет отвёртка и два тонких сверла. Понадобятся гаечные ключи и вороток с накидными головками.
Месторасположение ролика
Подобраться к ролику возможно лишь через ремень ГРМ. Вам придется снять пластмассовый кожух (защиту), крепящуюся на трёх болтах. Сняв, перед вашими глазами предстанет непосредственно ремень, ролик (указан красной стрелкой) и шкивы газораспределительного механизма.
Когда менять ролик?
Если шум работающего двигателя начал усиливаться, а, поднося ухо к ролику, слышен отчетливый шум, то имеется вероятность, что он пришёл в негодность. Необходимо снять и проверить на работоспособность. Обратите внимание на подшипник. Держа ролик в руках, прокрутите верхнюю часть, почувствовав заедание или, намного хуже, осевой люфт, либо жидкость, которая в подшипник залита, начнёт вытекать, – срочно произведите замену ролика на новый. Заодно проверьте ремень: на нём не должно быть трещин, ни в коем случае масла, которое может на него попасть из-за износившихся сальников, никакой видимой деформации.
Замена ролика ГРМ на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099
Снятие
1. Сперва снимите кожух и найдите ролик, крепящийся в центре на одной гайке. Отверните её с помощью гаечного, а лучше накидного ключа. Затем снимите находящуюся позади шайбу, оттяните рукой ремень ГРМ в том месте где он к натяжному ролику прикасается (На большое фото поглядите) и можете смело снимать ролик со шпильки, кстати за роликом находится дистанционное кольцо (см. маленькое фото), оно очень важно и проследите за тем чтобы оно не упало и было в хорошем состоянии, по необходимости смените данное кольцо на новое.
Примечание!
Дистанционное кольцо обеспечивает дистанцию ролика и ремень встаёт ровно в то место, где ремень проходит. За счёт данного кольца, ролик не задевает ремень и крутиться без особого ухода в сторону, благодаря чему ремень не слетает и не соприкасается сбоку ни с какими деталями.
Проводится в обратном снятию порядке. После установки надевается на него ремень. Не забывайте о двух отверстиях на ролике под спецключ, они должны быть направлены не во внутрь, а наружу. Благодаря им производится натяжение ремня роликом натяжения (подробно о натяжении читайте в статье: «Замена ремня ГРМ на автомобиле», пункт 2).
Дополнительный видеоролик
Мы прикрепили видеоматериал по процедуре замены и установки нового ролика, приятного просмотра:
Замена ролика ГРМ на ВАЗ – пошаговая инструкция
Описание работы по замене ролика ГРМ на ВАЗ: информация о натяжном ролике, показания к замене, подготовка, пошаговая инструкция. Видео про замену натяжного ролика ремня ГРМ.
Ролик ГРМ отвечает за регулировку натяжения ремня газораспределительного механизма в автомобиле. Но как и другие расходные детали, в процессе эксплуатации он изнашивается и выходит из строя. В результате натяжка ремня ослабляется, а нормальная работа двигателя оказывается под угрозой. Сегодня мы разберемся с тонкостями замены натяжного ролика ремня ГРМ на примере автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115.
Немного информации о натяжном ролике
Натяжной ролик представляет собой важный механизм в составе ГРМ, который влияет на качество натяжки ременного привода и соединяет коленчатый вал с генератором. Поэтому от его исправности зависит не только работа ГРМ, но и напряжение бортовой сети и заряд АКБ.
Назначение ролика заключается в поддержании натяжения на нормальном уровне. При перетяжке или ослаблении механизма появляется риск возникновения следующих проблем:
Как понять, что ролик ГРМ на ВАЗ нужно поменять
Если двигатель заведен, то ролик поддерживает натяжение ремня. Но со временем он подвергается износу и нуждается в замене. Эксплуатационный срок указывается в инструкции и составляет 40-50 тыс. км. Но на практике деталь может выйти из строя раньше.
Определить, что механизм поврежден, можно по следующим проявлениям:
Подготовка к работам
Чтобы самостоятельно поменять натяжной ролик ГРМ, необходимо подготовить базовый набор инструментов:
Под защитной накладкой, закрывающей узел ГРМ, расположена крышка, которую нужно снять. Под ней спрятан ролик и газораспределительный механизм (правда, сам ГРМ установлен внутри силового агрегата, поэтому увидеть его сразу после снятия защитной накладки не удастся). Натяжной механизм обозначен красной стрелкой, а синей, указана гайка, которая обеспечивает фиксацию ролика.
Если отвернуть ее, можно полностью демонтировать деталь с мотора. Кроме того, потребуется отпустить ремень со шкива распределительного вала. В противном случае снятие ролика станет невозможным или работа станет неудобной и сложной.
Внутри ролика расположен подшипник (его можно увидеть снаружи), обеспечивающий вращение изделия вокруг собственной оси после запуска двигателя. В процессе эксплуатации деталь становится негодной и начинает люфтить. Попробуйте пошатать ролик рукой, и если он издает скрип или люфт, потребуется выполнить незамедлительную замену. Нередко конструкция заедает или начинает пропускать смазку. Это приводит к повышению шума от двигателя.
Пошаговая инструкция по замене ролика
Работа по замене ролика ГРМ на ВАЗ начинается с демонтажа старого механизма. Для упрощения задачи можно воспользоваться схематическими изображениями, в которых указано размещение основных узлов.
Ознакомившись со схемами, необходимо слегка открутить гайку, удерживающую ролик (она указывается синей стрелкой на предыдущем изображении). За ней расположена шайба, которую важно не потерять при выворачивании. Достаточно слегка провернуть ролик рукой и ослабить ремень.Сам механизм представлен в виде овальной конструкции, отвечающей за регулировку натяжки ременного привода.
Выполнив эти действия, необходимо снять с распредвала ремень, соблюдая особую осторожность. Также его нужно отпустить с самого ролика. Для полного демонтажа ремня потребуется открутить болт, удерживающий генераторный шкив.
На следующем этапе после успешного демонтажа ремня нужно полностью открутить гайку, удерживающую натяжной ролик, и шайбу, которая за ней находится. Дальше вдоль вала следует снять сам ролик и проверить его подшипник. Это делается путем вращения наружной части ролика (он не должен заедать, люфтить, издавать скрипы и прочие сторонние звуки). Убедитесь, что любые дефекты отсутствуют, а смазка из подшипника не вытекает. В противном случае вещество загрязнит ролик.
Примечание! Сняв старый ролик, посмотрите на дистанционное кольцо, установленное за ним, и проверьте его на предмет наличия дефектов. Если деталь находится в нормальном состоянии, не обжата и не деформирована, нет смысла покупать новое кольцо, т.к. можно поставить предыдущее изделие на место.
Монтаж нового ролика
Устанавливать новую деталь на автомобили ВАЗ нужно в обратном порядке на прежнее место. Кроме того, монтаж должен выполняться по такой инструкции, чтобы два имеющиеся отверстия направлялись наружу, а не вовнутрь
На всех этапах монтажа нужно следить за метками и не допускать их смещения. Останется проверить плотность крепления ролика и откорректировать натяжение ременного привода.
Для тестирования правильности выполнения действий следует завести машину и оценить качество работы. Если крупная ветвь шатается даже на невысоких оборотах, необходимо усилить натяжение. Любые шумы и гулы должны исключаться. Если они присутствуют, натяжение нужно ослабить.
Замена ремня ГРМ на ВАЗ
Поскольку вместе с роликом специалисты рекомендуют поменять и ремень, предлагаем ознакомиться с инструкцией по установке этого расходника на примере автомобилей ВАЗ. В список инструментов для предстоящих работ должны войти:
Затем необходимо действовать по нижеследующей инструкции:
Машина размещается на ровном месте с включенной передачей. Используя ключ на 10, необходимо открутить болты крепления кожуха ГРМ.
Дальше нужно ослабить натяжной механизм ремня с помощью ключа 13 и снять ремень.
После этого стоит убедиться, что метки на шестерне распредвала и выступе задней крышки кожуха совпадают. Если это не так, потребуется повернуть коленчатый вал, пока они не окажутся в нужном месте. Для этого достаточно повернуть переднее колесо, предварительно подняв его домкратом, или коленвал с помощью ключа на 17.
За четвертым цилиндром механизма сцепления можно найти вставку из резины. Ее нужно открыть отверткой. Под ней расположен венец маховика с меткой. Убедитесь, что она совпадает с треугольным пропилом на картере слева от маховика. При наличии отклонений нужно отпустить фиксацию ролика, повернув его в левом направлении. Это позволит ослабить ремень и быстро снять его с шестерни распредвала.
Ключом на 17 нужно провернуть коленвал, придерживаясь вышеупомянутых рекомендаций. Это делается до тех пор, пока метки не совпадут. После обездвиживания маховика нужно застопорить его отверткой в отверстии, где находится заглушка. Используя ключ на 17, следует выкрутить болт, который удерживает генераторный шкив.
За ним можно найти шкив коленвала, на котором удерживается ремень.
Дальше следует снять старый ременной привод и заменить его новым, начиная установку с шестерни коленвала, затем необходимо прикрутить шкив генератора и надеть на него ремень.
Изношенный ролик ГРМ следует снять в пользу установки нового (не забудьте тщательно смазать его со всех сторон).
Далее необходимо натянуть ремень путем проворачивания ролика вправо. Если специальный ключ отсутствует, разрешается установить в отверстия два штыря и закрепить их с помощью отвертки или прочего подобного приспособления. Оптимальное натяжение составляет 1,5-2 кгс.
При отсутствии подходящих инструментов для определения величины натяжения достаточно воспользоваться проверенным методом – при правильном натяжении одна плоскость ремня будет разворачиваться на 90 градусов, если взяться посередине пальцами между шестернями распределительного и коленчатого вала.
В таком положении нужно затянуть крепежный болт до упора, изъять отвертку из отверстия и поставить заглушку. Защитную вставку ременного привода устанавливать не нужно до тех пор, пока работа системы не будет проверена.
Заключение
Изнашивание ролика ГРМ – не повод обращаться в сервисный центр за профессиональной помощью. Без особых усилий и затрат времени деталь можно поменять своими руками. Главное – ознакомиться с ее устройством и размещением, почитать рекомендации специалистов и в точности придерживаться пошаговых инструкций. В таком случае работа будет завершена в сжатые сроки и без ошибок.
Видео про замену натяжного ролика ремня ГРМ:
Описание работы по замене ролика ГРМ на ВАЗ: информация о натяжном ролике, показания к замене, подготовка, пошаговая инструкция. Видео про замену натяжного ролика ремня ГРМ.
Замена ремня ГРМ на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Периодичность замены ремня привода газораспределительного механизма двигателя (ГРМ) на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 составляет 75.000 км пробега.
Многие автомеханики рекомендуют проводить замену ремня ГРМ несколько раньше – 55-60 тыс. км, так как качество поставляемых в запасные части ремней ГРМ для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 оставляет желать лучшего.
Помимо этого каждые 10-15 тыс. км необходимо проводить осмотр состояния ремня на предмет замасливания, появления потертостей, разрывов и трещин (см. «Проверка ремня ГРМ»). Дефектный ремень ГРМ сразу заменяем, не дожидаясь срока пробега. Процедура замена ремня ГРМ двигателя на ВАЗ 2108, 2109, 21099 не сложная, выполнить ее можно даже в походных условиях за короткий промежуток времени без специальных инструментов и приспособлений.
Необходимые инструменты, приспособления, запчасти
— Накидной ключ или головка на 19 мм;
— Накидной ключ, рожковый ключ или головка на 17 мм
— Накидной ключ или головка на 10 мм
— Накидной ключ или головка на 8 мм
— Толстая шлицевая отвертка
— Специальный ключ для вращения натяжного ролика
— Новый ремень привода ГРМ
— Новый натяжной ролик (если необходимо)
Подготовительные работы
— Устанавливаем автомобиль на ровную площадку
— Поднимаем ручник, под колеса устанавливаем упоры
— Поддомкачиваем правое переднее колесо, снимаем его, под порог ставим упор
Замена ремня привода ГРМ двигателя на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Снимаем правый брызговик двигателя
Можно полностью не снимать, а лишь отвернуть ключом на 8 мм два винта его крепления в нижней части арки колеса и немного отогнуть вниз, освобождая доступ к шкиву коленчатого вала.
— Снимаем ремень привода генератора
Для этого ослабляем гайку нижнего болта крепления генератора ключом на 19, ослабляем гайку верхнего крепления генератора ключом на 17. Смещаем генератор к двигателю и снимаем ремень. Доступ к гайкам крепления генератора возможен из подкапотного пространства автомобиля.
— Снимаем защитную крышку ремня ГРМ
Для этого ключом на 10 мм отворачиваем 3 болта его крепления (один в центре, два сбоку) и вынимаем его вверх.
— Отворачиваем болт крепления шкива привода генератора на коленчатом валу
Болт завернут с большим моментом затяжки, поэтому желательно использовать мощный ключ на 19 мм или головку с воротком. Для стопорения от проворачивания коленчатого вала, вставляем лезвие толстой шлицевой отвертки между зубцами маховика в лючке на картере сцепления. Желательно эту процедуру делать с помощником, но можно изловчится и одному.
— Снимаем шкив привода генератора
— Предварительно совмещаем установочные метки
На зубчатом шкиву распредвала (выступ-метка) – выступ на задней стальной части крышке привода ГРМ.
Установочные метки ГРМ на шкиву распредвала и выступ на задней крышке привода
На зубчатом шкиву коленчатого вала (точка) – вырез на отливе на передней части масляного насоса.
Установочные метки ГРМ на зубчатом шкиву коленчатого вала и вырез на отливе корпуса масляного насоса
Для того чтобы вращать привод ГРМ вворачиваем болт крепления шкива коленчатого вала обратно в его отверстие, в носике коленчатого вала. За него и вращаем по часовой стрелке, ключом на 19 мм.
— Ослабляем гайку крепления натяжного ролика
Если планируется замена натяжного ролика, гайку отворачиваем полностью. Используем для этого ключ на 17 мм. После отворачивания гайки поворачиваем рукой ролик против часовой стрелки, натяжение ремня ГРМ сразу ослабнет. Если необходимо снимаем натяжной ролик.
При помощи ключа на «13» ослабляем затяжку гайки крепления натяжного ролика
— Снимаем старый ремень ГРМ
Сдвигаем его со шкива распредвала, снимаем с натяжного ролика, помпы, шестерни коленчатого вала.
— Надеваем новый ремень ГРМ
При необходимости устанавливаем новый натяжной ролик ремня и слегка притягиваем его гайкой. При надевании ремня тщательно совмещаем установочные метки:
На шкиву распредвала (выступ-метка) – выступ на задней стальной части крышки привода ГРМ;
Установочные метки ГРМ на шкиву распредвала и выступ на задней крышке привода
На зубчатом шкиву коленчатого вала (точка) – вырез на отливе передней части масляного насоса двигателя.
Установочные метки ГРМ на зубчатом шкиву коленчатого вала и вырез на отливе корпуса масляного насоса
В лючке на картере сцепления длинная метка на маховике должна находиться по центру треугольного выреза на шкале для установки момента зажигания, что соответствует установки поршней 1-го и 4-го цилиндра в высшую мертвую точку (ВМТ).
Установочная метка ВМТ на маховике и треугольный вырез на шкале в лючке картера сцепления на ВАЗ 2108, 2109, 21099
Если все установочные метки точно совпадают, натягиваем ремень.
— Натяжение ремня привода ГРМ
Вставляем специальный ключ в отверстия натяжного ролика и поворачиваем его по часовой стрелке, ремень ГРМ будет натягиваться. Слишком сильного усилия прикладывать не нужно. Немного затягиваем гайку крепления натяжного ролика рожковым ключом на 17 мм. Проверяем степень натяжения ремня: поворачиваем его пальцами руки вокруг своей оси (скучиваем). Ремень должен повернуться на 90 градусов.
Натяжение ремня привода ГРМ при помощи специального ключа
Проворачиваем коленчатый вал за болт ключом на 19, чтобы ремень сделал два оборота. Еще раз поверяем совмещение установочных меток и натяжение ремня. При необходимости подтягиваем натяжным роликом.
Если нет специального ключа для натяжения ремня привода ГРМ можно воспользоваться двумя гвоздями подходящего диаметра и пассатижами. Гвозди вставляем в отверстия роликами, пассатижами их поворачиваем.
— Окончательно затягиваем гайку крепления натяжного ролика
Слишком большое усилие прикладывать не нужно, так как можно погнуть шпильку ролика, а это чревато сползанием ремня. В идеале необходимо затягивать гайку крепления натяжного ролика динамометрическим ключом определенным моментом.
Устанавливаем на место шкив коленчатого вала, пластмассовую крышку привода ГРМ, ремень генератора, натягиваем его и закрепляем генератор. Ставим на место и закрепляем правый брызговик двигателя. Устанавливаем колесо и спускаем автомобиль с домкрата. Пускаем двигатель и проверяем его работу. При необходимости выставляем момент опережения зажигания.
Замена ремня привода ГРМ на двигателе автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 завершена.
Примечания и дополнения
— При обрыве ремня привода ГРМ на автомобилях ВАЗ 2108, 21081, 2109, 21091 с двигателями 1.1, 1.3 л гнет клапана, так как происходит их встреча с поршнями. На ВАЗ 21083, 21093, 21099 с двигателями 1.5 л клапана не гнет.
— При установке ремня ГРМ на двигателях 1.1 и 1.3 л не желательно вращать распредвал или коленчатый вал после снятия ремня, так как клапана могут встретится с поршнями.
— На ряде двигателей крышка масляного насоса не имеет установочной метки — разреза. При выставлении меток в этом случае необходимо установить выступ для фиксации шкива привода генератора на зубчатом шкиву коленчатого вала по центру разреза на нижнем отливе крышки масляного насоса.
— Перескочивший на зуб-два ремень ГРМ приведет к смещению фаз газораспределения нестабильной работе двигателе в целом, «выстрелам» в карбюратор или глушитель.