занятие в учреждении дошкольного образования как форма организации образовательного процесса
Занятие в учреждении дошкольного образования как форма организации образовательного процесса
Занятие
в учреждении дошкольного образования как форма организации образовательного процесса
Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образования включает в себя такое важное направление в работе как проведение специально организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие. Условием успешного обучения воспитанников является знание педагогом дидактических закономерностей формирования у детей системы представлений, умений и навыков, владение современными методами обучения, стимулирующими их познавательную активность, умение придать познанию поисковый характер, чтобы в основу образовательной работы была положена личная деятельность самого ребенка. Важную роль при этом играет стимуляция и управление педагогом активностью ребенка. При этом освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования. Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования является не передача готовых знаний, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.
— по количеству обучаемых (индивидуальные, подгрупповые, групповые);
-по дидактическим задачам (усвоение нового, закрепление ранее приобретённого опыта, творческое применение представлений, умений, навыков);
-по содержанию дошкольного образования (доминантное (изодеятельность, музыкальное, физкультурное, предматематика, природа и другие образовательные области), интегрированное (объединение содержания нескольких образовательных областей) [3, 5]. Оно имеет чётко выраженную структуру, в которой выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание. Начало предполагает непосредственную организацию детей, которое призвано переключить их внимание на предстоящую деятельность; мотивировать на нее через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др.; вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность; создать соответствующий эмоциональный настрой; раскрыть познавательную задачу.
На основе объяснения и показа способов действий педагогом у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.
На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: представления, умения, навыки и привычку познавательной деятельности, приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
На развивающем, используя ранее приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск решения проблемы, экспериментальная деятельность. Однако, такие занятия лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способностей к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого.
В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:
Цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы;
-Закрепляющий тип (закрепление и систематизация накопленного опыта детей).
Цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений.
— Комбинированный (смешаннный) тип занятия.
Цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.
В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Методы обучениядолжны быть оптимально подобранными, соответствовать целям или задачам того или иного этапа обучения (например, при ознакомлении с новым объектом или явлением ведущим методом будет наблюдение), соответствовать содержанию учебной программы, учитывать возможности детей, их подготовленность, способствовать решению поставленных задач занятия. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод обучения. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод обучения. Например, беседа об осени, приемы этого метода: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми. А можно начать беседу с использования музыки и т.д. Приемы:пояснения, указания, показ, инструктаж, напоминание, сравнение и др. Использование наглядных методов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления детей дошкольного возраста.
-демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др.), кинофильмов, телепередач, диафильмов, магнитофонных записей;
-наблюдение (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира);
-рассматривание, показ предметов (посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др.),картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др;
-демонстрация кино-, видеофильмов; дидактические наглядные пособия, дидактический материал.
Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показом и следует за ними; пояснение переходит в упражнение. Показ и пояснение не всегда занимает равное место. Иногда преобладает показ, иногда – пояснение. Постепенно слово начинает заменять ребенку показ (воспитатель рассказывает, как надо выполнять движение или просто напоминает о нем). Словесные методы.
-Рассказ (устное изложение учебного материала (без вопросов) используется: для сообщения новых знаний, сведений об окружающих явлениях и событиях, о природе; по картине, заданной теме (придумывание конца). При обучении детей рассказыванию им часто дается образец; о личных впечатлениях (как я…); рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.
-Чтение художественных произведений и рассказывание используется для того, чтобы познакомить детей с художественными произведениями, дать новые представления, вызвать нужное эмоциональное состояние: гордость, радость, веселье, лирическое настроение. Беседаприменяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.
-Беседа – диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Метод беседы требует от педагога тщательного продумывания вопросовк детям в логической последовательности, в краткой и четкой формулировке.
-Вопросы должны быть понятны детям, но такие, чтобы требовали не только припоминания материала, но и размышления. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, он открывает возможность не однотипных ответов, неоднозначного решения.
Практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых представлений, умений практический характер.
-Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания
-. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку получить новые представления о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п. Элементарные опыты способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности мышления, развивают у детей способность выявлять скрытые свойства, связи объектов, сопоставлять, сравнивать их, устанавливать связи, находить причины, делать выводы.
-Метод наглядного моделирования – наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения реального предмета, явления другим предметом, изображением, знаком. Таким образом, повышению познавательной активности детей способствуют: элементарный анализ (установление причинно-следственных связей), сравнение, проблемные ситуации и задачи, моделирование и конструирование, решение логических задач, экспериментирование и опыты.
Игровые методы– дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий). Игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию.
Игровые приёмы:
-внезапное появление объекта,
-выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования,
-создание игровой ситуации.
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится личной целью ребенка.
На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, элементы драматизации, сюжетно-ролевые игры. Эффективность занятияв большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.
Для повышения эмоциональной активностидетей следует использовать:
-игровые и воображаемые ситуации,
-придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.,
-элементы творчества и новизны, юмор и шутка (учебные комиксы).
Раскрытию целостной сущности определенной темы через объединение содержания разных образовательных областей в широком информационном поле занятия путем взаимного проникновения и обогащения призвано интегрированное занятие.
Целью интегрированных занятий, построенных на междисциплинарных связях, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета, явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных представлений в соответствующую систему, побуждение к фантазированию, творчеству, развитие познавательного интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения. Интегрированное объединение содержания нескольких образовательных областей учебной программы не является произвольным или механическим. Необходимо предусматривать это объединение таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга.
Избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных образовательных областей учебной программы. Интегрированные представления могут включаться в занятие в виде: фрагмента (вспоминаем названия животных, которые начинаются на звук [к]); отдельного этапа (актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях при работе со сказками); в течение всего занятия (формирование целостного образа понятия «Лес», «Насекомые» и тому подобное). При рассмотрении на занятии одного (ключевого) понятия осуществляется всестороннее раскрытие этого понятия. Если же основное понятие является обобщенным – у детей формируется целостная картина по определенной теме. Структура интегрированных занятий требует особой четкости, продуманности и логической взаимосвязи содержания из разных образовательных областей на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования содержания программы, использования разнообразных форм организации познавательной деятельности детей, интерактивных методов. Интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно-ориентированного обучения и способствуют развитию личности ребенка. Планирование и организация интегрированного занятия требует от воспитателя умений: выделить из образовательных областей (сфер жизнедеятельности) содержание, темы, которые имеют общие аспекты; выявить связи между ними; изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость; подобрать определенные задания для обеспечения познания содержания каждой образовательной области; сформулировать основную цель и задачи занятия; смоделировать структуру занятия, подобрать содержание образовательных областей, методы его реализации в соответствии с целью; предположить оптимальную нагрузку детей на занятии (умственную, физическую, речевую и др.).
Таким образом, эффективности занятия с детьми дошкольного возраста способствует:
-Соответствие содержания ¾ теме занятия; ¾ поставленным задачам; ¾ возрасту детей; ¾ уровню психофизического развития детей; ¾ типу и виду занятия.
-Эффективность и разнообразие методов и приемов, направленных на активизацию познавательных способностей детей.
-Целесообразность форм организации познавательной деятельности детей на занятии, их педагогическая направленность.
-Особенности педагогического взаимодействия.
-Владение педагогом методами проектирования и конструирования современных видов занятий с детьми.
-Обучение детей дошкольного возраста не ограничивается занятиями, большую информацию дети получают вне их и педагогу важно продумать задачи и способы организации обучения в свободной деятельности детей.
Словарь терминов:
Воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности воспитанников.
Воспитанник – лицо, осваивающее содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Дошкольный возраст – этап физического, психического и социального развития личности ребенка от трех лет до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования.
Задача – путь достижения цели (решение задач обеспечивает достижение желаемого результата).
Занятие в учреждении дошкольного образования – чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью в соответствии с возрастом детей специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности дошкольника
. Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение (Н. Гавриш).
Метод ( греч. methodos – путь) – способ достижения определённых результатов в познании и практике.
Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития школьников (Бабанский Ю.К.).
Образовательный процесс – воспитание и обучение, организованные дошкольным учреждением в целях освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования.
Обучение на уровне дошкольного образовани я – целенаправленный процесс организации и стимулирования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного образования с целью их развития в соответствии с индивидуальными и возрастными способностями.
Педагогическая диагностика – выявление динамики развития, успешности воспитания и обучения воспитанников.
Прием – это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода. Приёмы обучения (Львов М.Р.) – составные части методов, конкретные действия учителя и учащихся, подчинённые общему направлению работы, общим установкам, которые определены требованиями метода.
Развитие – это целенаправленное формирование значимых для самоценности социума знаний, умений и навыков, воспитание положительных черт личности.
Содержание дошкольного образования – педагогически адаптированная и научно обоснованная система представлений, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения детей дошкольного возраста к себе и миру. Обеспечивает полноту и целостность развития ребенка. Включает взаимосвязанные и взаимозависимые направления развития: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, художественно-творческое и эстетическое [5,3].
Средства обучения (Полонский В.М.) – все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
Учебная программа дошкольного образования – технический нормативный правовой акт, определяющий цели и задачи изучения образовательных областей, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.
Форма обучения – организационная форма учебного занятия зависисящая от метода, лежащего в основе его организации.
Цель – краткая, позитивная формулировка того, какой положительный результат будет получен, если задачи будут решены.
Цель – мысленное предвосхищение результата деятельности. Осознанный образ предполагаемого результата, который должен быть достигнут в результате выполнения действия.
«Занятие как форма организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования»
Занятие как форма организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования
Одним из основных направлений в работе воспитателя дошкольного образования является проведение специально организованных форм образовательного процесса, в частности занятий. В нашем учреждении дошкольного образования на данный момент 10 из 15 (66%) педагогов не имеют специального дошкольного образования, двое из них проходят переподготовку, двое должны приступить к обучению в 2017 году. Поэтому ежегодно в ясли-саду планируется работа «Школы молодого специалиста», которую также посещают, по мере необходимости, и педагоги проработавшие больше 2 лет, но не не имеющие дошкольного образование, активно оказывают помощь педагоги-наставники. Очень много внимания всегда уделяется вопросам планирования и проведения занятий.
Использование занятий в качестве основной формы обучения детей одним из первых обосновал Я.А. Коменский. Ян Амос Коменский в педагогическом труде «Великая дидактика» охарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное искусство обучения всех всему», разработал правила организации школы (понятия – школьный год, четверть, каникулы), четкое распределение и содержание всех видов работы, обосновал дидактические принципы обучения детей на уроках. Кроме того, он одним из первых выдвинул идею о том, что начало планомерного воспитания и обучения лежит в дошкольном возрасте, разработал содержание обучения детей дошкольного возраста и изложил их в педагогическом труде «Материнская школа».
Константин Дмитриевич Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на занятиях. Задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом, была поднята проблема существования различий между обучением детей на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе.
Александра Платоновна Усова разработала основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье; обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладеть дети. К первому уровню она отнесла элементарные знания, которые дети приобретают в процессе игр, жизнедеятельности, наблюдения и общения с окружающими людьми; ко второму, более сложному уровню, отнесла знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. При этом А.П. Усова выделила три уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей, умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать поставленных целей. При этом она подчеркивала, что первого уровня дети достигают не сразу, а только к концу дошкольного детства, под влиянием целенаправленного и систематического обучения.
На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.
Занятия должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания. Данный тезис впервые был выдвинут И. Песталоцци, который создал систему элементарного начального обучения детей, ориентировался на всестороннее развитие и формирование «ума, сердца, руки», считал, что необходимо развивать основные способности детей — считать, измерять, говорить. Именно он высказал идею развивающего обучения, которой придерживаются современные педагоги.
В нашем детском саду работают педагоги с педагогическим образованием, в прошлом либо по образованию учителя-предметники. Поэтому очень важно понимать как важность проведения занятий в детском саду, так и отличие этих занятий от школьных уроков.
ШКОЛА
Содержание обучения
В школе идет предметное обучение, ученики овладевают основами наук, знания даются в строгой научной логике.
В содержание школьного обучения входит также вооружение учащихся довольно сложными практическими умениями умственного труда: решение математических задач, написание сочинений, диктантов, составление схем, работа с книгой (чтение, конспектирование, цитирование).
Содержание обучения в УДО проще. Обучение ведется по разделам образовательным областям. Детям сообщаются элементарные, доступные их пониманию знания. Усваивая эти разделы обучения, дети подготавливаются к усвоению учебных предметов в школе.
Форма организации
4 – 6 уроков по 40 мин.
— проверка и оценка домашнего задания;
— сообщение нового материала или фронтальная проверка знаний (контрольная работа);
2 – 3 занятия в день длительностью от 10 до 35 мин.
— начало занятия (установки к ходу занятия);
оценка деятельности детей, подведение итогов (конец занятия).
Нет оценки по 10-бальной системе, оценка только словесная, личностно ориентированная, нет домашних заданий, нет контрольных работ.
Применяемые методы и приемы
В школе преобладают словесные и практические методы в сочетании с наглядными и игровыми.
В УДО преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными.
Условием успешного обучения воспитанников является знание педагогом дидактических закономерностей формирования у детей системы представлений, умений и навыков, владение современными методами обучения, стимулирующими их познавательную активность, умение придать познанию поисковый характер, чтобы в основу образовательной работы была положена личная деятельность самого ребенка. В условиях нашего детского сада педагоги с этой целью занимаются самообразованием, активно участвуют в семинарах, тренингах и других мероприятиях, проводимых в учреждении.
Важную роль при этом играет стимуляция и управление педагогом активностью ребенка. Также следует отметить, что освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования. Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования является не передача готовых знаний, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.
Занятие — это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребёнком, направленная на достижение определённого результата, чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью, в соответствии с возрастом детей; специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности ребёнка дошкольного возраста.
Занятие подразумевает наличие познавательной цели, программного содержания, учебных задач, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и личностно ориентированной оценки деятельности детей на занятии.
Результатом занятий выступает разностороннее развитие детей, овладение ими представлениями, умениями и навыками как удовлетворения их познавательных потребностей.
Можно выделить следующие требования к организации и проведению занятий:
По дидактической задаче
1. Занятия усвоения новых знаний, умений;
2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;
3. Занятия творческого применения знаний и умений;
По содержанию дошкольного образования
1. Доминантное ( по образовательным областям);
2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких образовательных областей).
По количеству обучаемых
Важно отметить, что без проведения индивидуальных занятий невозможно добиться
Выделяют три основные части занятия: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Структурный компонент
Содержание
Предполагает организацию детей:
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
Ход (процесс) занятия
Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей группе к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показом и следует за ними; пояснение переходит в упражнение. Чтобы у ребенка было желание заниматься, важно учитывать физическое и психическое его состояние, так как у него теряется восприимчивость материала, когда он болен, утомлен, не заинтересован в деятельности. Особенно этот вопрос актуален для детей 1-х младших групп. Педагоги нашего дошкольного учреждения при подготовке к занятиям продумывают дополнительные задания, игры для детей, у которых не завершена адаптация, активно помогают при проведении занятий помощники воспитателя.
Результаты познавательной деятельности детей значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами: «интересно», «хочу знать, уметь». Если же деятельность ребят побуждается внешними мотивами («так велят», «так нужно» и др.), то деятельность будет менее результативной. У детей старшего дошкольного возраста (по результатам диагностики педагога-психолога нашего сада) часто возникают проблемы именно с мотивационной готовностью к школе. С этой целью должен тщательно продумываться и реализовываться план взаимодействия детских садов со школами.
Кроме этого, при организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.
Современным требованием, которое стараются реализовывать педагоги нашего детского сада является обязательная личностная оценка деятельности каждого ребенка в конце занятия.
После проведения занятия педагог анализирует его результативность, рефлексирует, намечает перспективу дальнейшей образовательной деятельности. Очень удобно педагогам отмечать в плане образовательной работы детей, которые в дальнейшем нуждаются в проведении индивидуальных занятий.
В структуре занятия отсутствует проверка усвоения детьми представлений, навыков и умений. Эта проверка осуществляется методом наблюдения во время занятия, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни.
4.Планирование занятий
Планируя занятие, необходимо, прежде всего определить его цель.
Цель определяет содержание занятия, его структуру, методы обучения, формы организации познавательной деятельности детей. Она должна соответствовать теме занятия, его содержанию, программным требованиям, возрасту детей, их психофизическим особенностям. Кроме этого, цель должна быть конкретной, корректно сформулированной, мотивированной, лежать в сфере деятельности детей. От цели зависит, будет ли занятие носить развивающий характер.
На занятии главное – организация познавательной деятельности детей.
Педагоги нашего учреждения стараются не злоупотреблять сообщением информации, а вовлекают детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добывание» знаний, создает ситуацию «открытия».
Можно выделить образовательные, воспитательные и развивающие задачи в работе с детьми дошкольного возраста, которые в педагогическом процессе выступают в единстве.
Развивающие задачи предусматривают развитие у воспитанников познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, речи (обогащение и усложнение словарного запаса, обогащение содержания, совершенствование коммуникативных качеств речи); мышления (формирование умений осуществлять все необходимые мыслительные операции; анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сериация, сравнение, различие, выделение главного и др.); двигательной сферы (сноровка, соразмерность движений, двигательных действий и др.; сенсорики (глазомер, точность, тонкость различия цветов спектра, света и тени, звуков, оттенков речи, ориентировка во времени и пространстве и др.); памяти, воображения, восприятия, внимания и др.
Решение образовательных задач через формирование представлений; выработку специфических для каждой образовательной области учебной программы умений и навыков позволяет повышать уровень развития ребенка.
Воспитательные задачи направлены на оказание определенного воспитательного воздействия на детей через использование возможностей изучаемого материала, способствуют формированию нравственных качеств личности, взглядов и убеждений, а также могут решать проблемы детского коллектива.
В образовательном процессе учреждения дошкольного образования могут использоваться и развивающие, и обучающие занятия. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: представления, умения, навыки и привычку познавательной деятельности, приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности. На развивающем, используя ранее приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.
С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск решения проблемы, экспериментальная деятельность.
5.Типы занятий
В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:
Цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы;
Цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений.
Цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.
Содержание занятия должно соответствовать его теме, цели,
возрастным особенностям детей, требованиям учебной программы. Оно должно быть доступным, мотивированным, научным, логично выстроенным, наглядным, достаточного объема, дифференцированным в соответствии с уровнем развития детей, не перегруженным терминами, дополнительной информацией, не содержать более двух новых понятий. Содержание должно постепенно усложняться, осуществлять связь новых представлений с уже имеющимися, возвращение к пройденному материалу, но на новой, более богатой основе.
Реализация содержания учебной программы в нашем детском саду обеспечивает разностороннее развитие, саморазвитие личности наших воспитанников, формирует у них нравственные нормы и приобретение социального опыта, готовность к успешному переходу на следующий уровень образования.
6.Методы и приемы воспитания и обучения
На занятиях используются различные методы воспитания и обучения: словесные, наглядные, практические, игровые. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели.
Методы обучения должны соответствовать целям или задачам того или иного этапа обучения (например, при ознакомлении с новым объектом или явлением ведущим методом будет наблюдение), соответствовать содержанию учебной программы, учитывать возможности детей, их подготовленность, способствовать решению поставленных задач занятия.
Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод обучения.
Например, беседа об игрушках, приемы этого метода: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми, использование музыки и др.
К наглядным методам относят:
Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показом и следует за ними; пояснение переходит в упражнение. Показ и пояснение не всегда занимает равное место. Иногда преобладает показ, иногда – пояснение. Постепенно слово начинает заменять ребенку показ (воспитатель рассказывает, как надо выполнять движение или просто напоминает о нем).
Словесные методы.
Практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых представлений, умений практический характер.
Игровые методы– дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий). Игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. Игровые приёмы: внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится личной целью ребенка. На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, элементы драматизации, сюжетно-ролевые игры.
Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает. Для повышения эмоциональной активности детей педагоги нашего детского сада часто используют следующие приемы:
7.Формы организации познавательной деятельности детей на занятии
Формы организации познавательной деятельности детей на занятии разнообразны:
Каждая из этих форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства. Чаще всего на занятиях в нашем детском саду педагоги используют несколько форм организации познавательной деятельности детей, например, фронтальная форма часто сочетается с подгрупповой и др.
Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты только в пределах образовательной области. Раскрыть целостность сущности определенной темы может интегрированное занятие.
Целью интегрированных занятий, построенных на междисциплинарных связях, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета, явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных представлений в соответствующую систему, побуждение к фантазированию, творчеству, развитие познавательного интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.
Воспитатели с опытом работы в нашем саду часто планируют и проводят интегрированные занятия, которые проходят очень интересно для детей. В то время как молодым специалистам, педагогам без профильного образования сложно правильно запланировать такое занятие.
Необходимо предусматривать объединение образовательных областей таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга. Интегрированные занятия должны быть тематическими. Избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных образовательных областей учебной программы. Интегрированные представления могут включаться в занятие в виде: фрагмента; отдельного этапа; в течение всего занятия. При рассмотрении на занятии одного (ключевого) понятия осуществляется всестороннее раскрытие этого понятия. Если же основное понятие является обобщенным – у детей формируется целостная картина по определенной теме.
Структура интегрированных занятий требует особой четкости, продуманности и логической взаимосвязи содержания из разных образовательных областей на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования содержания программы, использования разнообразных форм организации познавательной деятельности детей, интерактивных методов.
Интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно-ориентированного обучения и способствуют развитию личности ребенка.
Для того, чтобы запланировать и организовать интегрированное занятия воспитатели нашего ясли-сад учатся: выделять из образовательных областей (сфер жизнедеятельности) содержание, темы, которые имеют общие аспекты; выявлять связи между ними; изменять последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость; подбирать определенные задания для обеспечения познания содержания каждой образовательной области; формулировать основную цель и задачи занятия; моделировать структуру занятия, подбирать содержание образовательных областей, методы его реализации в соответствии с целью; предполагают и дозируют оптимальную нагрузку детей на занятии (умственную, физическую, речевую и др.).
Таким образом, эффективности занятия с детьми дошкольного возраста зависит от: