заполнить таблицу этапы развития массовой культуры и формы ее проявления этап форма

Презентация по обществознанию на тему «Массовая культура» (11 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

заполнить таблицу этапы развития массовой культуры и формы ее проявления этап форма

Описание презентации по отдельным слайдам:

Уроки 95-96. Массовая культура стала неотъемлемой частью жизни общества. Ее продукты вошли в нашу повседневную жизнь. У нее много сторонников и противников. А ученые-обществоведы ведут острые диалоги о ее сущности и предназначении. Задумаемся и мы над этими проблемами. Тема урока: «Массовая культура»

ЦЕЛЬ УРОКА: ЗНАТЬ: формы культуры, основные черты массовой культуры, причины ее появления, Проанализировать современный этап массовой культуры; УМЕТЬ: осуществлять информационный поиск, сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; Формировать: отношение к массовой культуре, «человеку массы». Оборудование: схемы, пакет документов.

План уроков 1. Культурное многообразие. 2. Массовое общество и «человек массы». 3. Сущность и особенности массовой культуры. 4. Массовая культура в России. 5. СМИ и массовая культура. 6. Симптом вырождения общества или условие его здоровья?

Презентация работы первой группы

Презентация работы второй группы

Задание 2: Определите положительные и отрицательные черты народной и элитарной культуры. 2-4. Массовое общество и «человек массы». Сущность и особенности массовой культуры. Массовая культура в России Массовая культура возникает при переходе к индустриальному обществу, на рубеже XIX-XX вв.

Задание 3: Исследуем структуру и сущность массовой культуры. Первая группа работает с пунктом 2 § 35 и отвечает на вопросы. Вторая группа работает с пунктом 3 § 35 и отвечает на вопросы. Третья группа работает с пунктом 4 § 35 и отвечает на вопросы.

Вопросы для первой группы 1. Почему массовая культура возникает на рубеже XIX-XX вв.? 2. Что вы понимаете под стандартизацией духовной культуры? 3. Какие две сферы достаточно четко обозначились в жизни работающего человека? 4. Как ответил рынок на запрос работающего человека? 5. Почему и как возникла массовая литература? 6. Что породило массовое общество? 7. Какую характеристику давали «человеку массы» философы без лица? 8. Нарисуйте портрет «человека массы», опираясь на характеристику X. Ортега-и-Гасета. 9. Как стали воспринимать «человека массы» в середине XX в.? 10. Нарисуйте портрет «массового среднего класса». 11. Что собой представляет теория демассификации? 12. Выразите свое отношение к «человеку массы».

Вопросы для второй группы 1. Что охватывает термин «массовая культура»? 2. Назовите и охарактеризуйте основные особенности массовой культуры. 3. Охарактеризуйте и проанализируйте общедоступность массовой культуры. 4. Чем вызвана общедоступность? 5. Можно ли напрямую связывать произведения массовой культуры с их низким уровнем? 6. Можно ли проводить аналогию между понятиями «массовая культура» и «плохая культура»? Почему? 7. Охарактеризуйте и проанализируйте занимательность массовой культуры. 8. Чем она вызвана? 9. К каким последствиям она приводит? 10. Охарактеризуйте и проанализируйте серийность и тиражируемое. 11. В чем проявляется эта черта? 12. Охарактеризуйте и проанализируйте пассивность восприятия. 13. Охарактеризуйте и проанализируйте ее коммерческий характер. 14. На что ориентируются производители продукции? 15. Как и где создаются произведения массовой культуры? 16. Что является показателями спроса?

Вопросы для третьей группы 1. Когда в России зародилось массовое общество? 2. Поясните на примерах процесс его зарождения. 3. Какой факт зафиксировали литературные и художественные критики? 4. Как менялась социальная ориентация искусства? 5. Что произошло в 1920-1930 гг.? 6. Какие обстоятельства стали решающими в этом процессе? 7. На что была ориентирована массовая культура в Советской России? 8. Какие ценности вобрала в себя массовая культура? 9. Приведите примеры массового искусства в эти годы. 10. Дайте характеристику эволюции массовой культуры в 60-е гг. XX в. 11. Какие ценности господствуют в массовом сознании в наши дни? 12. Какие особенности имеет массовая культура в России по сравнению с Западом?

Задание 4: Работая с пунктом 6 § 35, заполните таблицу «Массовая культура: «за»и»против»». «За» «Против»

Массовая культура «за» и «против» ≪За≫ 1. В массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией, есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям. ≪Против≫ 1. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность. 2. Благодаря огромным возможностям СМИ массовая культура агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества. 2. В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма. 3. Массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать Коллективное наслаждение. 4. Массовая культура способна знакомить опосредованно с произведениями элитарной культуры 5. Массовая культура создает высокую эмоциональную атмосферу 3. Массовая культура нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. 4. Массовая культура насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его

образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. 5. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные Наклонности

Источник

Массовая культура

Разработка урока на тему «Массовая культура»

Просмотр содержимого документа
«Массовая культура»

Тема урока «Массовая культура»

«Стремиться надо к идеалу…»

Цели и задачи: 1) познакомить с формами культуры, показать основные черты массовой культуры, причины ее появления, проанализировать современный этап массовой культуры; 2) развивать умения осуществлять информационный поиск, сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к массовой культуре, «человеку массы»

План изучения нового материала :

1.Понятие массовой культуры.Причины возникновения.

2.Уровни массовой культуры.

3.Взаимосвязь массовой и элитарной культуры.(На примере«Адажио» Альбинони)

4.Массовая культура: за и против.

1. Объяснение феномена массовой культуры целесообразно начать с его определения. Стоит отметить, что если происхождение слова «культура» учащимся знакомо, то этимология слова «масса» вряд ли их интересовала, поскольку оно вроде бы настолько понятно, что в объяснениях не нуждается. А между тем оно восходит к латинскому слову мазза, которое означает «ком», «кусок». Для создания эмоционального поля можно спросить у школьников, какие ассоциации, образы у них возникают, когда они слышат эти слова; попросить подобрать синонимы к слову «масса» (в этом случае, как правило, школьники называют слово «толпа»).

Можно обратить внимание ребят на то, что определений понятия «массовая культура» достаточно много и в одном из них присутствуют как названные ими образы, так и понятие «толпа», указанное ими в качестве синонима: «Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объёмах, выступает в качестве индустрии досуга, развлечений и формирует эстетические вкусы «среднего потребителя», «человека толпы».

Выявление причин появления:какие изменения произошли в жизни людей в конце XIX — начале XX в.? Какие технические новшества вошли в жизнь общества в конце XIX — начале XX в.?(радио,кмнематограф)

Среди культурологов нет единого мнения о том, когда стали появляться первые элементы массовой культуры. Например, некоторые полагают, что элементы культуры, которая сейчас расценивается как массовая, появились давно. К её предвестникам относят, например, адаптированные для простого люда тексты Священного Писания (так называемую «Библию для нищих»).(слайд 1) Это были иллюстрированные книги Ветхого и Нового Завета, а библейские рассказы в картинках с минимумом текста. Первые произведения из этой серии появились в Западной Европе в начале XV в. Появление книгопечатания и, как следствие, большая доступность литературных изданий стали ещё одним шагом к появлению феномена массовой культуры. Немаловажную роль в подготовке к её победному шествию сыграли приключенческие, авантюрные, детективные романы, которые стали появляться в европейской литературе начиная с XVII-XVIII вв., и одним из первых таких романов был «Робинзон Крузо» Д. Дефо.(слайд 2) Свою лепту в этот жанр вложили и русские писатели, один из которых, Матвей Комаров (1730-1812),(слайд 3) написал роман о приключениях английского аристократа под названием «Повести о приключениях английского милорда Георга», пользовавшийся огромной популярностью у читающей публики XVIII-XIX вв.

И всё-таки время рождения массовой культуры — это рубеж XIX-XX вв., ознаменовавшийся появлением радио-и киноиндустрии.(слайд 4)

Раскрывая причины популярности массовой культуры, следует назвать ещё один её феномен. Речь идёт об иллюзорно-компенсаторной функции: приобщении человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грёз. Психологи утверждают, что люди, уставшие от повседневной монотонности, загруженности на работе, погони за успехом, с удовольствием бегут от реальности в мир фантазий и грёз. Не случайно массовую культуру называют культурой антиусталости. И она справляется с возложенной на неё задачей: в многочисленных мюзиклах, комиксах, детективах, вестернах, мелодрамах представлена яркая и интересная жизнь, утверждается простая и старая как мир идея о том, что добро всегда вознаграждается.

Используя текст параграфа 35 запишите причины появления массовой культуры

«Причины появления массовой культуры: технический прогресс; механизация труда; секуляризация культуры; урбанизация; распространение рыночных отношений на область культуры; монотонность, однообразие реальной жизни; психологическая усталость значительной части людей; становление системы всеобщего образования; рост уровня жизни».

2. В современных исследованиях выделяют три основных уровня массовой культуры.(доклады с презентациями). (Определения записываются в тетради)

Кич-культура — массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта.

Арт-культура — массовая культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения. Это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самый образованный и требовательный сегмент аудитории. Главной ее задачей является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

В последнее время массовая культура все более ориентируется на мид-культуру — культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Поэтому общий уровень современной массовой культуры возрастает. Такой вывод можно сделать, если сравнить произведения, которые были созданы в начале XX в. и в его конце. Можно также заметить тенденцию к этизации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня.

Используя параграф и текст приложения выписать в тетрадь признаки массовой культуры

серийный характер предметов её потребления;

примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;

развлекательность, забавность, сентиментальность;

натуралистическое изображение насилия произведениях художественной культуры;

культ сильной личности, культ жизненного успеха.

3.Рассмотрим взаимосвязь массовой и элитарной культуры на примере одного произведения.Видеоролик

Скажите, что за произведение сейчас звучало?

— Полное название «Адажио соль минор для струнных инструментов и органа», автор – Томазо Альбинони.

История создания произведения весьма запутана: оно было создано в ХVIIвеке не то самим Альбинони, не то его биографом Ремо Джацотто в середине ХХ века. Этого исследователи не могут выяснить до сих пор, и эта тема заслуживает отдельного разговора.

Отличаются ли эти три произведения? Чем? (первое-элитарная,третье-массовая,второе-мидкультура)

На основе чего вы сделали такой вывод?(вспомнить признаки элитарной культуры, понятна немногим. Для понимания необходимы определенные знания, внимание, обдумывание, осмысление и т. д. Автор не стремится к тому, чтобы его поняли все. Широкий диапазон средств выразительности. Выражение чего-то нового, не существовавшего ранее. Цель создания произведения: самовыражение автора.)

Хочу предложить к просмотру ещё одну вариацию этого произведения(Просмотр Il Divo «Адажио»)

— Какие черты элитарной культуры наблюдаем в этом произведении?

(Оперная версия, действие происходит на фоне Колизея – символ скорби, горя, но и торжественности).

— Какие черты массовой культуры наблюдаем в этом произведении?

(Разделить доску на 2 части, кратко записывать характеристики).

— Приведите примеры произведений, относящихся либо к массовой культуре, либо к элитарной.

— А вы, ребята, в больше степени, потребители какой культуры. Какие произведения предпочитаете вы. Задачу несколько облегчим: можно отнести себя не только к массовой или элитарной культуре, но и поставить на стыке этих культур.

Большинство поместили себя посередине. Почему? (синтез элитарной и массовой культур встречается чаще,чем та или иная в чистом виде)

Используя п.6 параграфа 35 и текст 2 в приложениях заполните таблицу

Массовая культура «за» и «против»

1. В массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией, есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.

2. В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма.

3. Массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.

4. Массовая культура способна знакомить опосредованно с произведениями элитарной культуры

5. Массовая культура создает высокую эмоциональную атмосферу

1. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность.

2. Благодаря огромным возможностям СМИ массовая культура агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества.

3. Массовая культура нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта.

4. Массовая культура насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства.

5. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности

Закрепление материала : рабочие листы.

Дома предлагаю вам написать эссе на тему: «Синтез элитарности и массовости – положительное или отрицательное явление?»

Появление массовой культуры означало не просто появление еше одного типа культуры наряду с уже сложившимися — изменился способ функционирования всей культуры. Вследствие того что постепенно уходили старые формы социальности, патриархальные связи между людьми, жившими в маленьких мирках (небольших поселках и деревнях) с привычными ориентациями и традиционными ценностями, началась активная миграция из деревни в город, из Старого Света в Новый Свет, появились крупные города, жизнь значительной части населения существенно изменилась, главное — увеличилось время для отдыха за счет как сокращения рабочего времени, так и развития техники, освобождавшей человека от многих необходимых ранее трудовых операций, особенно в домашнем хозяйстве. В результате возникла потребность в досуге у самых широких слоев общества. Заполнение этого досуга стало прерогативой массовой культуры, которая поставила практику развлечений на самую широкую ногу.

Соединение культуры с развлечением определило главные особенности предметов массовой культуры. Они должны быть занимательными по содержанию и эффективными по форме, иметь всегда четкий сюжет с интригой и принадлежать конкретному жанру. Исходя из этого можно определить основные признаки массовой культуры:

серийный характер предметов се потребления;

примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;

развлекательность, забавность, сентиментальность;

натуралистическое изображение насилия в произведениях художественной культуры;

культ сильной личности, культ жизненного успеха.

В произведении массовой культуры потребителя волнует прежде всего сюжет, в котором он ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев, чтобы радоваться вместе с героями, сострадать их жизненным невзгодам. Зритель или читатель идентифицирует себя с героями художественного произведения, стремясь к идеалу, который воплощает несбывшиеся мечты. Массовая культура выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливость жизни — отсутствие денег, успеха, признания и т.д. Ее потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить свое эмоционально бедное существование.

Сегодня большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование также поступают к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт считается престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Можно сказать, массовая культура становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама.

Массовая культура: плюсы и минусы

Итак, начнем с плюсов.

Одним из достоинств массовой культуры является ее общедоступность. Источников получения информации множество: от журналов до сети Интернет – только выбирай.

Активное развитие техники и внедрение новых технологий.

Ну и, конечно, массовая культура – это значительное снижение или полное отсутствие цензуры в СМИ, а потому широкой аудитории могут быть доступны проблемы, происходящие в мире и обществе.

Минусов, к сожалению, больше.

Очевидна культурная деградация общества. Например, классические произведения – музыкальные, литературные, художественные – молодые люди абсолютно не признают. На формирование их мировоззрения влияют конвейерные голливудские фильмы, реп, глянцевые журналы и низкосортные любовные романы и детективы. Понятно, что такие продукты массовой культуры определяют потребительское отношение к жизни. Среди молодежи завоевала популярность социальная группа, называемая «мажорами». Как правило, это ученики старших классов и студенты, тратящие на разного рода развлечения (вроде дорогих автомобилей или ночных клубов) родительские деньги.

Помимо повсеместно распространенного потребительства, люди становятся не способными на простую аналитическую деятельность. Они превращаются в серую и безликую массу, которая верит тому, что им говорят ведущие из телевизора, политики, продавцы и т. д.

Засилье Интернета снижает значимость живого общения. И если массовая культура 20 века еще предполагала непосредственное человеческое взаимодействие, то сегодня, в 21 веке, различные социальные сети стали основным местом обитания большого числа людей. Да них стало важно только количество «лайков» и положительных комментариев под фотографиями. При этом уровень грамотности в этих самых комментариях оставляет желать лучшего.

В целом, конечно, очевидно, что массовая культура несет больше негатива, чем позитива. С другой стороны, хочется вспомнить о тех жемчужинах советского и европейского кино, которые нам дал 20 век (фильмы Чаплина, Хичкока, Рязанова), о многих талантливых писателях (Гроссман, Булгаков, Платонов), великолепных композиторах (Таривердиев, Пахмутова, Глиэр). Поэтому массовая культура – это не всегда плохо, нужно лишь уметь находить по-настоящему хорошие и достойные вещи в море шелухи.

Источник

Массовая культура и формы её проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:41, реферат

Описание работы

Цель работы: Ознакомление с понятием массовой культуры и формами её проявления
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Определить понятие массовой культуры
2. Выявление уровней, форм и направлений массовой культуры

Содержание работы
Файлы: 1 файл

культурология реферат.docx

Федеральное агентство по образованию

Государственная полярная академия

Кафедра философии, культурологии и истории

по дисциплине «Культурология »

Массовая культура и формы её проявления

Выполнилa: студентка 521 гр.

кандидат культурологии Веселова М.Н.

В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры. В современном обществе особое значение приобрела «массовая» культура.

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.

В настоящее время «массовая культура» как один из видов идеологической угрозы часто упоминается в телевидении, в средствах массовой информации и в научных журналах.

О массовой культуре, как и о культуре вообще, существуют самые разные мнения и суждения. Интерес к проблемам массовой культуры заметно возрос, что, несомненно, связано, в частности, с действием таких глобальных тенденций, как универсализация человеческого общения, через диалог культур, проявление взаимозависимости и целостности современного мира. В этой ситуации очень важно разобраться, какие ценности следует заимствовать, а какие отбросить, от каких отказаться, как от тупиковых, не способствующих развитию творческого, деятельностного потенциала личности. Дискуссии о массовой культуре находятся в русле общего движения нашей страны к общечеловеческому цивилизованному мировому порядку.

Цель работы: Ознакомление с понятием массовой культуры и формами её проявления

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1.Определить понятие массовой культуры

2. Выявление уровней, форм и направлений массовой культуры

1.Становление массовой культуры

Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.[1]

1.2Предпосылки появления массовой культуры

Когда же и как появилась массовая культура? По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения.
Приведем в качестве примера наиболее часто встречающиеся в научной литературе:
1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, «Библия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию.
2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII—XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660—1731) — автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730— 1812) — создателя нашумевшего бестселлера XVIII—XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.
3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века — роман. И все-таки все вышеизложенное — это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя в США на рубеже XIX—XX веков. [1]

1.3 Эпохи формирования массовой культуры

Процесс возникновения и формирования массовой культуры можно делить на два этапа. Это пассивные и активные эпохи формирования массовой культуры, они делятся следующим образом:

– период пассивного распростране ния массовой культуры продолжался с доисторического периода до XIX–ХХ веков, т. е. до периода развития техники;

– период активного распространен ия продолжается с XIX–ХХ века до настоящего времени. Но этот период активности, продолжая развиваться, поставил себе цель отрицательную, то есть антиморальные качества и вследствие этого массовая культура, потеряв свою полную, форму превратилась в массовую культуру с массой отрицательных свойств.

Издревле народы разделились на страны с общей культурой и обычаями. Это, конечно, был массовый процесс. Например, и обычаи, и традиции развивались по массовой структуре культуры. Но это развивалось пассивным образом.

Затем, с XIX–ХХ веков, в результате развития техники, появления многочисленных действующих на мозг читателей детективных романов и бестселлеров массовая культура из периода образования перешла в период развития. В результате развития информации и техники началось более активное развитие этих процессов. Теперь кроме обычаев и традиций наблюдаются другие процессы. Вследствие этого культурные процессы превратились в культуру в кавычках. Воспользовавшись этим процессом, некоторые корыстные политические силы поставили себе цель внедрить такую «культуру» в сознание людей и обратить мир в нечто стандартное. По этому поводу президент Узбекистана И. А. Каримов высказался так: «…под маской «массовой культуры» распространять идеи эгоцентризма, индивидуализма, насилия и моральную испорченность, и если надо, вследствие этого обогащаться, с пренебрежением относиться к многовековой культуре многих народов, стараться подрывать их основы – всё это не может не волновать людей. В настоящее время антимораль принимать за культуру, и наоборот, с неуважением смотреть на истинные духовные ценности, считая их пережитками прошлого, серьёзно угрожает современному развитию человеческой жизни, устоям семьи и воспитанию молодёжи, и многие сегодня во всём мире борются с этим злом». Действительно, борьба с идеологической угрозой под маской «массовая культура» является очень важной в воспитании молодёжи.[2]

Вывод: Если человеку подрезать корни, им можно свободно манипулировать, и сам не понимая того, он бросит себя в течение «массовой культуры». По этому поводу можно выразиться словами русского учёного В. Г. Федотовой, что массовая культура формирует «индивидов без корней». Она приходит к мнению о том, что «с помощью СМИ возникнет масса индивидов «без корней» и в результате общество впадёт в состояние аномии (потеря традиций и дисциплины)»[3]

2.Уровни массовой культуры

Итак, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

-кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);

-мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);

-арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Кич-культура – массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Само слово «кич» происходит от немецких глаголов «kitschen» (халтурить, создавать низкопробные произведения) и «verkitschen» (дешево распродавать, продавать за бесценок). Если первые проявления кича широко были распространены лишь в прикладном искусстве, то по мере его развития область кича стала захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. При этом специалисты отмечают (Т.А. Фетисова и др.), что в каждой стране можно четко определить специфические национальные черты кича: «слащавую пошлость» немецкого кича, «откровенную скабрезность» – французского, экстатическую сентиментальность – итальянского, плоскую примитивность – американского.[5]Как правило, произведения, принадлежащие к кич культуре, мимикрируют под настоящие произведения искусств, но таковыми, разумеется, не являются. К ее основным характеристикам можно отнести:

— упрощенную подачу проблематики;

— опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты;

-ориентированность на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно.

Кич однозначен: он не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, сложного психологического дискомфорта. Кич-культура получила особое распространение в формировании жанра «бульварной прессы», кино и видео продукции; в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич, как элемент массовой культуры – точка максимального отхода от элементарных ценностей и одновременно – одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации в искусстве. В настоящее время в индустриально развитых странах наблюдается преобладание именно кич-культуры.[6]

Мид как некая «золотая» середина трудно поддается понятийной репрезентации, тем более границы, существующие между уровнями, отличаются размытостью. Мид можно представить как грань между артом и китчем. Этот уровень массовой культуры можно рассмотреть на примере вкусов современной общественности, тяготеющих к околонаучной литературе.

В качестве примера мид-культуры можно привести большинство продукции американского кинематографа. Несмотря на недостаточно обоснованную критику американских фильмов многие из них отличаются невоспроизводимостью благодаря наличию дорогих и качественных спецэффектов, что уже выводит их за рамки китча. С одной стороны, характер этой кинематографии отличается бедностью духовной, интеллектуальной и моральной составляющих, с другой, трудно согласиться с отсутствием этих качеств в таких известных фильмах, как «Зеленая миля», «Контакт», «Форрест Гамп», «Пианист», «Трасса 60» и т.д. К веяниям

мид-культуры также относится адаптация классики к «экранной» культуре. Например, экранизация «Войны и мира» как проявление моды на высокохудожественные произведения. Для мид-культуры характерно соединение образцов популярной и высокой культуры.[7]

Наиболее высокий уровень массовой культуры – арт-культура, рассчитанная на самую образованную часть публики. Главной задачей арткультуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

Арт-культура направлена на формирование субъекта с присущими ему творческими и интеллектуальными качествами. Когда человек творчески проявляет свою индивидуальность, креа-тивные потенции своего индивидуального стиля, он, выходя за границы дозволенного, занимает место над культурой и перестает быть ее пассивным потребителем; перерастая культуру, он сам начинает ее развивать. Подтверждение этой мысли можно найти, например, в работе А.С. Шарова, который называет творчество взаимопереходом ценностей человека в ценности культуры

Арт-культура направлена не только на формирование богатого внутреннего мира, но и на появление его глубокого осмысления и рефлексивного отношение к нему. Арт актуализирует субъекта как систему, обладающую устойчивой целостностью своего мировоззрения. Причем такая устойчивость остается открытой для обогащения идеями и ценностями, поступающими извне, но при этом она благодаря собственной автономности и сознательности способна делать осознанный выбор относительно того, что стоит принимать, а от чего целесообразнее отказаться, что соответствует уровню развития самой системы, а что не соответствует. Вернее, благодаря своим атрибутивным качествам субъект наделяется способностью к глубокому осмыслению действительности, к осуществлению осознанного выбора и к поиску настоящих путей самореализации.

3. Сферы проявления массовой культуры.

Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. Наиболее удачной, в этой связи является классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *