зарисовка пейзажа с малой архитектурной формой
Методические рекомендации по проведению пленэра в старших классах ДХШ. Зарисовки архитектуры в пейзаже.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Зарисовки архитектуры в пейзаже. Методические рекомендации по проведению пленэра в старших классах ДХШ.
Пленэр-один из интереснейших периодов процесса обучения в детской художественной школе. Рисование на открытом воздухе всегда вызывает особый интерес у учащихся и ставит определенные задачи перед педагогом. Необходимо продумать задания, соответствующие возрасту учащихся и учебной программе, выбрать место для пленэра и обеспечить безопасность его проведения.
Пленэрная практика является продолжением процесса академического обучения рисунку. Занятия на пленэре направлены на развитие у учащихся пространственной ориентации – способности воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а ее изображение – в двухмерном пространстве на плоскости. Такие занятия тренируют умение цельно воспринимать объекты на пленэре и находить большие тональные отношения в нем. Учащиеся учатся применять в зарисовках метод работы отношениями, уметь сравнивать, выдерживать тональный масштаб.
Главной формой обучения рисунку на пленэре является зарисовка с натуры. Время выполнения зарисовки может быть от нескольких минут до нескольких часов. Темы заданий компонуются последовательно от простого к сложному, начиная с зарисовок трав, веток, стволов деревьев, мелких объектов природы/ пни, валуны и др. /, деревьев, животных, птиц, архитектурных фрагментов, архитектурных объектов и архитектурных пейзажей.
Особо хочется остановиться на зарисовках пространственных пейзажных композиций с включением архитектурных объектов. Над подобными заданиями трудятся учащиеся 4-5 классов ДХШ. К этому времени они уже обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками в области рисунка с натуры, могут применить их на практике в ходе пленэра при рисовании сложных пространственных зарисовок с архитектурными формами.
Это могут быть задания разного характера, преследующие конкретные учебные цели и задачи:
1.Зарисовка архитектурного пейзажа.
Цель: передать соотношения архитектурных объектов, деревьев и большого пространства плоскости земли.
2. зарисовка пейзажа с ярко выраженной линейной и световоздушной перспективой крупных архитектурных объектов.
Цель: изучить взаимосвязь между линейной и воздушной перспективой при изображении архитектурных объектов.
3. зарисовка экстерьера (изображение сложного экстерьера храма, музея, театра, учреждения и др.)
Цель: выявление эстетических качеств архитектурного мотива, применение знаний линейной перспективы.
4. зарисовка панорамного архитектурного мотива со сложным рельефом местности, с конкретными пространственными планами.
Цель: развитие навыков выявления силуэтов больших масс и планов, совершенствование зрительного восприятия перспективной четкости и глубины пространства.
Убедительность и выразительность любой зарисовки будет зависеть от умения рисовать элементы пейзажа, прорабатывать форму основных его объектов и деталей: деревьев, облаков, многопланового рельефа местности и т.д. Рисование пейзажа требует твердых знаний не только воздушной, но и линейной перспективы. Эти две перспективы в пейзаже дополняют друг друга. Объем и пространство в зарисовке передаются правильным перспективным и конструктивным построением предметов и объектов.
На начальной стадии работы над зарисовкой учащимся необходимо решить три основные задачи:
Выдержать композиционные условия рисунка в заданном формате.
Грамотно построить изображение предмета на плоскости и детально выявить его конструкцию.
Передать пропорции и характер формы предметов с учетом линейной и воздушной перспективы.
Следующий этап работы – тональное решение изображения. Техническое исполнение зарисовки зависит от выбранного графического материала
(карандаш – штриховка, мягкие материалы – растушевка и т.д.)
Тоновое состояние и состояние освещенности оценивается по трем свойствам цвета (цветовой тон, насыщенность и светлота). Следует найти конкретные отношения в зарисовке между самым светлым и самым темным объектом, между самым интенсивным и самым «блеклым» цветом натуры.
Затем следуют углубленные разработки градаций светотени, главным образом на первом и втором плане. Дальнейшее моделирование предметов, лепка их формы проводится с учетом тонового состояния и состояния освещенности, взаимных рефлексов.
На завершающем этапе происходит окончательное обобщение рисунка. Иногда в конце работы над рисунком возникает необходимость исправить некоторые детали по тону или смягчить резкость границ предметов. Необходимо при этом учитывать центр композиции. Именно подчинение деталей целому и выявление основной группы предметов с образно – смысловым акцентом дают возможность решить учебные задачи в зарисовке. Приемы обобщения рисунка это не только технические особенности графических приемов работы, но и определенные композиционные навыки. Их развитие происходит через систематическое наблюдение и зарисовки с натуры, через внимательное изучение наследия мастеров реалистического искусства.
Как нарисовать пейзаж легко и быстро: ТОП 7 мастер-классов для начинающих
Как красиво нарисовать пейзаж карандашом поэтапно для начинающих
Нарисуем одинокого рыболова на фоне гор. Такую картину можно нарисовать самому простым карандашом, ведь действительно, профессиональные знания для этого не потребуются.
Что понадобится:
Как рисовать
Для начала нужно подготовить все материалы, расположить листок на столе или на мольберте, так что бы было удобно.
Упражнения по штрихованию
Для вас мы подготовили специальное упражнение по штриховке, так будет проще понимать где сделать объем, а где глубину тона.
Вот такой пример тренировки:
Картина цветными акварельными карандашами
Стержень акварельного карандаша состоит из спрессованной акварели. Они яркие, мягкие, хорошо размываются, рисуя ими можно делать градиент, смешивать разные оттенки делая плавный переход.
Что понадобится:
Ход рисования:
Одуванчики на синем фоне: простой рисунок для начинающих детей
Всем маленьким детям безумно нравится рисовать, смешивать разные яркие тона между собой. Интереснее всего им будет рисование пальчиками или ладошками.
Для этого рисунка понадобится:
Приступим:
Рисуем осенний пейзаж акварелью легко и красиво
Осенний пейзаж — вот что можно нарисовать гуашью легко. Для начала работы приготовим кисточки разного размера и формы, краску можно брать только основных цветов.
Что понадобится для рисунка:
– плоские и круглые кисти, равной толщины
– кисть веерная, небольшая
– а также с ворсинками в форме вилки
– жёлтый, оранжевый, красный, сиреневый, коричневый, чёрный, зеленый должны быть в палитре акриловых красок
Как рисовать
Для прозрачности рисунка разбавим краску с водой. Веточки прорисовывайте тонкой кистью, темно коричневым или черным тоном. Лучше, чтобы картина высохла естественным путем. Ну как вам наш пейзаж?
Как нарисовать пейзаж красками гуашь 3-4 класс
Чтобы нарисовать картину гуашью не обязательно иметь большую палитру цветов, достаточно основных, ведь при их смешивании можно получить все желаемые оттенки.
В отличие от акриловых красок, гуашь не любит воду, достаточно будет перед тем как брать краску смочить её.
Что понадобится:
– несколько плоских кистей разной ширины
– красная, желтая, белила титан, черная, сиреневая краска.
Как рисовать
Ночной пейзаж леса гуашью 5-6 класс: пошаговый мастер-класс
Что понадобится:
– плоские кисти разных размеров
– палитра для смешивания цветов
– красный, черный, белый, синий, желтый цвет гуаши.
Как рисовать
Простой пейзаж для начинающих маркерами 1-2 класс
Что понадобится:
– листик А4, или поменьше
– набор разноцветных маркеров (12 шт )
Как рисовать
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соцсетях!
Реферат на тему «Городской пейзаж в графике»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования » Тюльганская детская школа искусств «
По «Истории изобразительного искусства»
На тему: « Городской пейзаж в графике»
Детской школы искусств
Руководитель: Болотнова З.Н.
Цель работы: Изучить технику городского пейзажа, а также определение и изучение наиболее эффективных методических и технических приемов в выполнении графических работ.
Объект исследования: Городской пейзаж, как жанр изобразительного искусства.
Предмет исследования: Городской пейзаж в графике.
1.Изучить историю городского пейзажа.
2.Изучить методы работы карандашом и мягкими материалами.
3.Разработать серию набросков городского пейзажа, с учетом линейной перспективы
1. Городской пейзаж. ……………………………… 4-5
2. История городского пейзажа ……………………..……………… 5-12
3. Черты города в городском пейзаже ……………………………..12-13
4.Городской пейзаж в графике, в творчестве М. Добужинского. 13-14
5. Городской пейзаж в графике, в творчестве Е.И.Куманькова ……..14
2.История городского пейзажа
Как самостоятельная тема в искусстве, городской пейзаж сложился лишь в XVIII веке. Впервые же городские мотивы появились в картинах средневековых художников. Их мировоззрение было связано с учением о существовании двух миров: высшего небесного и низшего земного. Поэтому, они обращались не к реальным наблюдениям, а к сложному языку символов. Искусство того времени следовало не природе, а отражало идеализированные представления о ней. Изображение города в средние века чаще всего образ Небесного Иерусалима символ божественного, духовного и возвышенного.
В миниатюрах встречались сюжеты, связанные с Вавилонской башней, которую согласно библейской легенде древние люди пытались построить вышиною до небес. Она воплощала символ греха, зла, человеческой гордыни и противостояла образу Небесного Иерусалима. У средневековых городских изображений много общего с гравированными географическими картами, цель которых показать зрелище мира земного. Правда, реальное пространство представлялось средневековому человеку религиозно-мифологическим, и было лишено топографической точности. Виды городов на картах служили своего рода формулой, знаком, условно определяющим место действия. По-новому городской пейзаж был осмыслен старонидерландскими мастерами. Они тщательно, с любовью запечатлевали красоту окружающей земли. У нидерландских, а позднее французских и немецких художников XV столетия мир предстает во всем многообразии своих проявлений. В миниатюрах Великолепного часослова герцога Ж.Беррийского художники братья Лимбурги достигают почти портретной точности в изображении реально существовавших замков Иль-де-Франса.
На миниатюре Встреча трех святых королей на втором плане виден город, в котором можно узнать Париж, со знаменитым собором Нотр-Дам. Часто, в произведениях нидерландских и немецких мастеров городской вид служил фоном для основной сцены. Так, в картине нидерландского художника XV века Рогираван дер ВейденаСв.Лука, рисующий Мадонну город это часть пейзажной панорамы, видимой в просвете арок лоджии. Обилие подробностей городской жизни и архитектуры придает изображению убедительность и достоверность. Жанр складывавшийся под влиянием теории линейной перспективы. Главную задачу мастера этого вида видели в построении сложной, тщательно разработанной композиции с учетом единой точки зрения, изображении вымышленных архитектурных сооружений. Большой вклад в развитие архитектурного пейзажа внесли мастера итальянского Возрождения Пьеро делла Франческа, Андреа Мантенья, Рафаэль.[ Г.Тимофеев «графический дизаин»2004 г.с.320 ]
В Обручении Марии (1504 г.) Рафаэля действие происходит на широкой площади. Органической частью композиции является круглый храм, завершенный куполом и обнесенный аркадой. В гармоническом облике этого здания выражен архитектурный идеал ренессансной эпохи. В нем, как и в сюжете самой сцены, воплощена тема красоты и совершенства мира.
Почти параллельно с этим направлением развивалась и другая традиция. В XVI — XVII веках в Германии, Голландии и Франции получили распространение изображения городских ландшафтов. В середине XVII века городской пейзаж становится одной из излюбленных тем голландских художников. Обращаясь к изображению уголков Амстердама, Харлема, Делфта, они стремились запечатлеть знаменитые здания и архитектурные ансамбли. Геометрическая четкость городских построек сочеталась в их работах с бытовыми эпизодами и пейзажем. Художники Г.Беркхейде и Я.Хейден, внимательно изучают и передают неторопливое течение жизни городов своей страны, сообщая изображению оттенок созерцательности.
Реальные городские виды можно встретить и у крупных голландских мастеров XVII века Я.Гойена, Я.Рейсдала, Вермеера Дельфтского. Один из наиболее удачных и известных образцов городского пейзажа этого времени «Вид города Делфта» Вермеера Дельфтского. Полотно сверкает множеством красочных оттенков и световых бликов, тщательно переданных художником, поэтически воплотившим образ родного города. В зависимости от характера воспроизведения городской местности она подразделялась на реальную, идеальную или фантастическую. В реальной ведуте, здания точно и скрупулезно изображались художником в окружении реального ландшафта, идеальной в вымышленном ландшафте; фантастическая ведута пейзаж целиком созданный фантазией художника. Расцветом этого вида живописи стала венецианская ведута. В отличие от римских мастеров архитектурного пейзажа венецианцы изображали не древний, а современный город со всеми особенностями его жизни.[ Шарлотта и Питер Филь «Графический дизаин в 19в.» 2009 г.с.192 ]
С 1720-х годов становится известен Антонио Каналетто, в молодые годы он посетивший Рим. Художник с увлечением изображал древнеримские памятники и фантастические архитектурные пейзажи. После возвращения в Венецию, главными героями его произведений стали площади, каналы и палаццо родного города. На архитектурном фоне Каналетто представлял празднества, торжественные процессии и будничную жизнь горожан. Городские пейзажи венецианских мастеров Каналетто, Б.Белотто, М.Мариески имеют много общего: строгое перспективное построение, иллюзорная передача пространства с помощью оптического прибора камеры-обскуры, парадность композиции, с преобладанием линейного начала, и декоративность цвета.[ В.Куликов «Живопись маслом.Пейзаж» 2013г.с.32 ]
В отличие от этих художников, с документальной точностью воплощавших виды Венеции, их современник Франческо Гварди отдавал предпочтение небольшому камерному пейзажу, стремясь не столько увековечить внешний облик здания, сколько передать сам дух города. На развитие ведуты XVIII века оказали влияние и театральные художники. Замечательные образцы декорационных задников создали итальянские мастера П.Гонзага, Дж.Валериани, Ф.Бибиена. Они свободно сочетали реальные и вымышленные архитектурные формы.[ Н.П. Безчастнов «Графика пейзажа» 2005 г.с.215 ]
В картинах художника Джованни Баттиста Пиранези определяющей стала роль фантазии. В историю искусства он вошел как график, архитектор и автор театральных композиций. Широкую известность получили офорты художника с достопримечательностями Рима и его окрестностей. В 1745 — 1750 годах Пиранези создал серию картин под названием Фантазии на темы темниц. На них были изображены громадные, многоярусные сооружения с мостами, дворцовыми лестницами, каменными статуями, свешивающимися цепями и канатами. В действительности, подобные постройки никогда не существовали. В этих офортах был запечатлен образ родины художника, бывшей в то время в оккупации. Наряду с ведутой, в Италии XVIII века получил распространение пейзаж с руинами.
Развалины древних крепостей, остатки колонн, разрушенные башни стали постоянными атрибутами многих пейзажей. Известным итальянским мастером живописи руин был Джованни Паоло Паннини. Художник писал развалившиеся римские постройки. Он произвольно комбинировал детали различных архитектурных сооружений, часто заполняя первый план картины капителями колонн или обломками карнизов. Разнообразна деятельность французского художника ГюбераРобера мастера пейзажа, живописца руин и декоратора. Мода украшать интерьеры картинами художника широко распространилась и в России XVIII века. Одни из самых известных работ Г.Робера:
Собрание античных зданий Франции,
Собрание древних зданий Рима,
Фантастический триумфальный мост в Риме
были заказаны художнику Павлом I и находятся ныне в Павловском дворце под Санкт-Петербургом.
Ведута в Германии и Англии XVIII века имела свои особенности. Однако, к концу столетия интерес к ней в европейских странах ослабел, и художники уже не вносли в ее развитие ничего нового. Разнообразны типы городских пейзажей XIX века.
В эпоху романтизма сохранялся интерес к археологическим памятникам, старине, античным храмам. Все большую роль в европейском культурном обиходе начали играть изобразительные рассказы о путешествиях. Находясь в пути, многие художники делали зарисовки. Состоятельные европейцы специально нанимали художников, которые сопровождали их в поездках по странам. Из зарисовок городских видов, порой, складывались обширные циклы.[ В.Манин «Шедевры русской живописи» 2003 г.с.167 ]
Романтические картины с городской тематикой нередки в творчестве выдающегося немецкого художника Каспара Давида Фридриха. В его работах тщательная проработка деталей, виртуозная светотеневая моделировка служили созданию лирического настроения. Для художников-романтиков была неважна узнаваемость в картине тех или иных мест, и точность их представления. Существующие в действительности здания они часто помещали в произвольное архитектурное окружение. Это делалось с целью передачи особой атмосферы, навеянной настроением от ее созерцания.
В середине XIX века у художников — пейзажистов проявился интерес к жанровым сценам. В начале 1870-х годов появились гравюры французского художника Гюстава Доре с видами Лондона. На 180 листах была воссоздана панорама жизни города, запечатлены достопримечательности английской столицы, строительство новых зданий, уличная сутолока, скачки, развлечения лондонцев, жизнь бедноты. Городские сцены интересовали и другого выдающегося сатирика, мастера политической и социально-бытовой карикатуры Оноре Домье. Художник искал на улицах Парижа оригинальные человеческие типы, отображал их повседневную жизнь.
Новую страницу истории городского пейзажа открыли французские импрессионисты. Их внимание привлекали разнообразные мотивы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Стремление передать ритм жизни города, уловить постоянно меняющееся состояние атмосферы и освещение привели импрессионистов к открытию новых средств художественной выразительности. Подвижность и изменчивость формы предметов они выражали посредством размытия линейных контуров, обобщенных очертаний, свободных и быстрых мазков. Художники работали на открытом воздухе, учитывали законы оптического смешения цветов. В результате, колористическая гамма их полотен приобретала необыкновенную цветовую насыщенность и яркость.
Для композиций импрессионистов характерна динамичность построения, асимметрия, усечение фигур и предметов краями холста. Не стремясь к детализации, они передавали непосредственность впечатления от натуры. Художники выделяли в изображенном объекте то, что отвечало их эмоциональному состоянию, тонко выявляя особенности окружающей среды. Таково, например, полотно «Вокзал Сен-Лазар» К.Моне, с художественным обобщением образа современной действительности. Разрозненные детали городской жизни запечатлены им целостно, при этом, они подчинены сложному и разнообразному ритму. Вибрирующая световоздушная среда, обволакивающая предметы, объединяет их в нерасторжимом единстве.[]
Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, сохранили образы больших и малых городов своих стран, их самобытность и красоту и, что не менее важно, культурную преемственность. В творчестве современных художников городской пейзаж занимает достойное место. Незабываемые образы любимых городов не обходят вниманием ни живописцы, ни графики. Парки, фонтаны, мосты, арки, фонари, лавочки, исторические памятники архитектуры — всё это любимо горожанами, и с любовью же отображается художниками на их картинах. В данном жанре, как и в любом другом, конечно же, много различных авторских взглядов. И при написании городского пейзажа у каждого художника присутствуют особые хитрости, фишки, которые помогают сделать картину привлекательнее. В городском пейзаже действуют стандартные правила пейзажа: чем больше планов и сложнее композиция, тем он будет интереснее. Городской пейзаж не так популярен, как вид природы, но в нем есть красота архитектуры. Не многие русские художники передавали красоту улиц и зданий. Во второй половине XVIII столетия русский художник Алексеев Федор Яковлевич стал известным мастером городского пейзажа. Он изображал панораму города, зданий, храмов, бульваров и парков. В городском пейзаже он смог передать жизнь городов, изменяющихся и преображающихся в зависимости от времени года, погоды. Можно встретить ночные городские пейзажи, пейзажи города в дождливую, серую погоду или наоборот освещенные ярким полуденным солнечным светом. Художники в городских пейзажах передают движение улиц, устремленных куда-то людей, в прошлых столетиях мы видели конные экипажи, сегодня это скоростные автомобили.
3.Черты города в городском пейзаже
Жанр городской пейзаж должен передавать характер города – его суетливость или наоборот неспешность, радость или печаль. Городские пейзажи прошлых столетий являются историческими памятниками, переносящими зрителя в прошлое.
В каждом городе есть художники, мастера городского пейзажа. Так, путешествуя по России люди из других стран, городов могут купить картину местного художника, запечатлевшего свой родной край. Городской пейзаж часто можно встретить в государственных учреждениях, офисах и компаниях, почитающих свой родной город. Он прекрасно дополняет и подчеркивает современный интерьер. Когда художники начали отображать на полотнах улицы и строения домов точно не известно. По произведениям мастеров прошлого, которые до нас дошли, мы можем приблизительно определить дату возникновения этого жанра.[ С.Даниэль «Русская живопись в архитектуре» 1999 г.с.365]
Фреска, в термах императора Рима Марка Уильпия Нерва Траяна, датируется первым веком нашей эры, так вот на ней изображены городские постройки.
5.Городской пейзаж в графике, в творчестве Е.И.Куманькова: Е.И.Куманьков с середины 1960-х годов занимался графикой, выработав свой стиль и почерк. Он одним из первых начал работу по художественному освоению сохранившейся архитектуры старой Москвы, результатом которой стала серия «Москва… Как много в этом звуке». В 1987 году за станковые графические листы из цикла «Отечество и Москва» был удостоен Серебряной медали Академии художеств СССР. Среди других его работ серии «Ульяновск – родина В.И. Ленина», «По волжским городам», «Петербург – Ленинград», «По городам мира».[ Журнал «Советский художник» 1978 г.с.25 ]
Изучив искусствоведческую литературу,мы ознакомились с техникой и композицией городского пейзажа.Выявили виды композиции,техники изображения,характерные особенности при изображении городского пейзажа.в этом жанре пейзажа работали многие художники.в их работах была дана многогранная и динамичная картина жизни древних и современных городов,благодаря чему городской пейзаж обрел равные права с изображением природы.Старые города и по сей день поражают приезжих своим великолепием.Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой.В городском пейзаже художник может не только с точностью воспроизвести элементы архитектуры.но и передать настроение.