зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности
Открытый урок по предмету «Рисунок» в 1 классе ФГТ
урок по Дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «ЖИВОПИСЬ» 5-летнего срока обучения
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по предмету «Рисунок» в 1 классе ФГТ»
по предмету «Рисунок» в 1 классе ФГТ 6 февраля 2018
Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «ЖИВОПИСЬ»
5-летнего срока обучения
Аммосовой Сусанны Семеновны
преподавателя МБУ ДО БДШИ
Тема урока: «Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности».
Срок выполнения – 6 часов (3 учебных часа – 1 раз в неделю).
Тип занятия: комбинированный.
Время: 6 академических часов.
На первом занятии повторяем теорию и выполняем компоновку натюрморта, анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения, конструктивное построение, ввод легкого тона, проработка объёма объектов натюрморта.
На втором занятии – тональная проработка натюрморта, обобщение, просмотр.
1. Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Освещение верхнее боковое.
2. Примеры работ, выполненных карандашом.
Выявление знаний, умений, навыков полученных ранее.
1. Удачное размещение изображения на листе бумаги (на основе знаний по композиции).
2. Передача в рисунке пропорций предметов, используя в работе вспомогательные построения.
3. Конструктивное построение предметов с передачей линейной перспективы.
4. Дальнейшее развитее художественного вкуса, различных графических умений («штрих по форме», штриховка с «растяжкой»).
5. Закрепление умений удачно сочетать в рисунке линию и пятно.
6. Тональная проработка предметов.
1. Организационная часть.
2. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
3. Повторение пройденного материала.
4. Практическая работа. Этапы работы.
5. Просмотр работ учащихся.
6. Подведение итогов.
1. Организационная часть. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и необходимых инструментов, а так же правильность посадки учеников.
2. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока. Объявить тему урока. Поставить перед учащимися цели и задачи урока.
3. Повторение пройденного материала. Повторить с учащимися последовательность ведения работы над рисунком натюрморта, особенности работы штрихом, особенности использования линии и пятна в натюрморте.
На сегодняшнем уроке мы будем выполнять зарисовку натюрморта из 2-х предметов.
Мы с вами уже неоднократно рисовали натюрморты из одного или группы
предметов. Скажите, с какими трудностями пришлось вам столкнуться при
-Бывает сложно разместить (закомпоновать) предметы в листе, особенно если их несколько.
-Предметы то оказываются слишком низко, или «подпрыгивают», приходится все стирать и начинать заново!
-Иногда нарисуешь предмет, а второй не входит.
-Вот видите, сколько сложностей подстерегает вас, при рисовании натюрморта. Это происходит, потому что вы рисуете каждый предмет в отдельности! Но всех этих ошибок можно избежать, если приучить себя видеть и воспринимать натуру целиком.
4. Выполнение практической работы с натуры поэтапно:
Для начала, давайте рассмотрим натюрморты и определим, формат необходимый для каждого из них.
— Композиционное решение листа.
После того, как вы определились с форматом (вертикальный, горизонтальный или квадрат), попробуйте, закомпоновать каждый из натюрмортов в выбранный вами формат. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Сверху нужно оставить больше места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатление, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем необходимо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги, не оставалось много пустого места.
— Передача характера формы предметов, их пропорций.
Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует. Стоит воспользоваться методом «обрубовки» формы изображаемого предмета. Сравнить отношения одного предмета по отношению к другому, уточнить пропорции предметов по высоте, ширине. Предметы не должны быть больше натурального размера Определить уровень горизонта (уровнь глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены. Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Предметы в натюрморте должны частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами.
— Конструктивное построение предметов натюрморта.
Легко касаясь карандашом бумаги, строим горизонтальные и вертикальные осевые (параллельно вертикальному и горизонтальному краю листа бумаги) в соответствующих местах на кувшине и на яблоке. Строим эллипсы, соответственно линейной перспективе круга. При нашем положении предметов (ниже уровня глаз) самым широким по раскрытию будет нижний эллипс предмета.
— Лёгкая тональная проработка натюрморта.
Прорабатываем лёгкой штриховкой все тени в натюрморте. Находим «большую тень» и «большой свет».
— Передача объёма предметов лёгкой штриховкой.
Используя штриховку «по форме» пытаемся передать объём предметов, прорабатывая плавный переход из света в тень на линии перелома светотени.
— Тональное решение натюрморта.
Разбираем предметы по тону, посредством многократного нанесения штриха в нужных направлениях.
Рассматриваем работу издали и определяем места, которые надо усилить или ослабить по тону. Соответствующим образом штрихуем или протираем натюрморт ластиком.
5. Просмотр работ учащихся.
Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим критериям:
1. Композиция в листе.
2. Пропорции и характер предметов.
3. Свето-теневые отношения.
4. Общее тоновое решение натюрморта.
6. Подведение итогов.
По итогам просмотра работ учащихся 1 класса мы пришли к выводу, что с поставленной задачей основная масса учащихся справилась хорошо. С поставленной целью класс справился. Учащимся выставлены соответствующие отметки.
Светотеневая зарисовка простых по форме предметов по рисунку в 4 классе художественного отделения по программе ФГТ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План-конспект урока 4 класса.
По предмету рисунок.
Тема: « Светотеневая зарисовка простых по форме предметов. »
Цель: изучить конструктивные особенности предметов, имеющих круглую форму, дать представление о светотени, как средстве выявления объема предмета.
Обучающая научить изображению простых предметов с натуры с боковым освещением.
Развивающая развивать у учеников приемы работы карандашом, художественную речь. Способствовать развитию самостоятельности, зрительной памяти.
Воспитательная воспитывать наблюдательность, интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
Научить выполнять световую проработку рисунка в соответствии с законами построения светотени.
Воспитание у учащихся аккуратности и прилежания при выполнении графических работ.
Развитие глазомера и пространственного мышления.
Изучение теоретических основ конструктивного строения формы предмета, объема, передачи светотени и использование их на практике.
Методы и методические приемы :
3.Метод наглядной передачи и зрительного восприятия.
4.Метод педагогического контроля.
Сообщение темы и цели урока.
Обьяснение нового материала.
Анализ детских работ.
Подведение итогов урока.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: «Задумывались ли вы, что именно столкновение света и тени позволяет нам увидеть форму предметов. Если выключить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы. Если все осветить очень ярким прожектором, то формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам ее увидеть.
Светотень не ложится на предметы как попало. Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать. На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось, он должен научится воспринимать все видимое пространство и объемно – рисуя предмет с одной стороны, как бы видеть его со всех сторон.
Учитель: «Итак ребята, для того чтобы передавать объем предметам на своих рисунках, художники используют такой прием, который называется светотень.
Обьяснение нового материала.
Но следует знать, что светотень распределяется по поверхности предмета по своим определенным закономерностям.
Но сначала давайте запишем и запомним, какие же существуют элементы светотени:
свет — поверхность, освещённая источником света;
блик — отражение источника света;
полутень — переходная область, возникающая между областью света и собственной тенью предмета.
тень — неосвещённый или слабо освещённый участок объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное от близко лежащих предметов.
Следует также помнить, что все элементы светотени имеют различную тональность, т.е. говоря простым языком черноту или градацию темного.
Задача рисующего – найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место.
Сегодня мы выполним рисунок натюрморта с боковым освещением с натуры. Работая с натуры, помните, что в процессе создания изображения нельзя изменять положение источника света».
В учебном рисунке предметы изображаются, как правило, немного меньше их натуральной величины. Рисуя предметы на листе, следует располагать их выше геометрического центра листа. Конструкцию предметов прорисовывают полностью, намечая их невидимые части.
Сначала находим ширину и высоту всего натюрморта, после того как пропорции натюрморта найдены, находим место каждого предмета и строим их.
— С чего начинается построение симметричного предмета?
— С центральной осевой.
А вместо яблока рисуем квадрат. Высота и ширина квадрата показывают размер фрукта. Потом разделите его пополам. Эта линия будет показывать середину рисунка. Теперь внутри квадрата определите форму вашего яблока. Уберите все острые углы и выступы, придайте яблоку природные, округлые формы. Линии должны легко стираться ластиком. На бумаге не должно оставаться бороздочек от карандаша. Свое усердие нужно пускать не в силу надавливания, а в аккуратность и легкость. Держите карандаш непринужденно, будто играете им.
Во время практической части хожу по классу, указываю на ошибки учащихся, при необходимости помогаю исправить.
В яблоке легкими небольшими штрихами отметьте на своем наброске те места, которые вам показались наиболее темными. В том числе и пространство под яблоком или за ним. То есть место, где есть тень от предмета. Потом снова прищурьтесь и посмотрите на настоящее яблоко. И отметьте самое светлое место. Там закрашивать вообще не нужно. Далее можно снова заштриховать поверхность, оставляя пятно света. Причем штрихи нужно будет сделать и там, где вы уже до этого закрасили темные участки. Теперь нужно проложить тень, присмотритесь еще раз к яблоку, найдите самое темное место и наложите по форме штрихи. И у вас должен остаться рефлекс. После всего наносим падающие тени, вы помните что падающие тени самые темные. Чем ближе к предмету тем тень темнее, чем дальше от предмета тем светлее. Штрих нужно использовать горизонтальный, так как падающая тень лежит на плоскости, таким образом она лучше ляжет на стол.
— Ребята, скоро прозвенит звонок, и поэтому давайте закрепим сегодняшнюю тему.
Для того чтобы нарисовать объем предметов на плоскости листа художники используют какой прием? (светотень)
Как называются элементы светотени? (блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень)
Какой самый светлый элемент? (блик)
Как называется область между светом предмета и его тенью? (полутень)
Что такое рефлекс? (слабое светлое пятно в области тени, образованное от близко лежащих предметов)
4. Анализ детских работ.
Выявляем ошибки и удачные работы.
6. Подведение итогов урока.
Светотеневая зарисовка предметов 1 класс ФГТ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
« СВЕТОТЕНЕВАЯ ЗАРИСОВКА ПРОСТЫХ ПО ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ»
Предмет: рисунок (1 урок- 40 мин. из 3)
Вид занятия : сообщение нового материала.
Цель: Дать понятие «светотень» как средства выявления объема предмета. Познакомить с градацией света и тени: свет, блик, тень, полутень, рефлекс, падающая тень.
научить изображению геометрического тела (шар) с натуры с боковым освещением.
развивать у учеников навыки и приемы работы графическим материалом;
способствовать развитию самостоятельности, зрительной памяти.
воспитывать наблюдательность, интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
Оборудование: бумага, карандаш, резинка, натуральная постановка из шара с боковым освещением, таблицы, образец педагогического рисунка, работы учащихся прошлых лет.
Литературный ряд : стихотворение Е.А. Баратынского. «Свет».
Словарик: светотень, свет, блик, полутень, тень, рефлекс.
1. Организационный момент.
Приветствие, готовность к уроку.
– Давайте вспомним термины, с которыми мы знакомились на прошлом уроке.
Перспектива- техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений.
Эллипс- замкнутая кривая на плоскости, которая может быть получена как пересечение плоскости и кругового цилиндра или как ортогональная проекция окружности на плоскость. Окружность является частным случаем эллипса.
Выразительные средства графики – линия, штрих, точка, тон.
Рисунок – важнейшее средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического в изобразительном искусстве.
Натура – реальные объекты, которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.
3. Сообщение нового материала.
Старательно мы наблюдаем свет,
Старательно людей мы наблюдаем
И чудеса постигнуть уповаем:
Какой же плод науки долгих лет?
Что, наконец, поймет надменный ум
На высоте всех опытов и дум…
В современной реалистической живописи и графики освещение предмета и тени, идущие от него, играют большую роль. Сегодня на уроке мы познакомимся, как же с помощью освещения и тени организовать свою композицию, и воплотить художественные замыслы.
Свет создает для нас условия видимости. Когда свет меняется, то изменяется и видимый образ освещенных предметов. Но мы легко узнаем, т.к. наш глаз (вернее мозг, сознание), нацеленный на узнавание, умеет сопоставить видимые элементы и узнать предмет. А вот художественному видению этого не достаточно. Если источник света находится сбоку от предметов, то он подчеркивает их объемность. Даже самые обыденные предметы обретают выразительность под действием света.
Светотень не ложится на предметы как попало. Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать. На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось, он должен научится воспринимать все видимое пространство и объемно – рисуя предмет с одной стороны, как бы видеть его со всех сторон.
Собрать из кругов шар
Светотень – сочетание светлого и темного, распределение различных по яркости цветов или оттенков цвета для выявления объемности изображаемого предмета.
– Видимые нами объемные формы выявляются для нас падающим на них светом – светотенью, то есть характером распределения освещенности по форме в зависимости от положения ее различных поверхностей по отношению к источнику света.
– Градации светотени – блик, свет, полутень, тень, рефлекс.
Распределить стрелочками светотень (подписать где тень, свет и т.д.)
– Задача рисующего – найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объем тела в целом.
Но прежде, чем вы приступите к рисункам, давайте подумаем, как же вы будете рисовать сам шар, ведь как известно, использовать циркуль запрещено. Существует два основных способа нарисовать окружность на листе, кто подскажет как?
(дети отвечают или я помогаю – вписать окружность в квадрат или поострить одинаковые диагонали)
4. Практическая часть
– Сегодня мы выполним рисунок объемного геометрического тела – шара с боковым освещением с натуры. Работая с натуры, помните, что в процессе создания изображения нельзя изменять положение источника света.
1. Шар при рисовании на плоскости представляет собой круг. С какой стороны на него ни посмотри, все равно круг, сверху – тоже круг. Вот и будем рисовать его в виде круга. Начнем с основных линий. Определим место, где этот шар будет находиться на листе.
2.Проведем осевую линию нужной высоты. Разделим, измеряя карандашом, осевую на две равные части – это будет центр и радиус круга.
3. Теперь, через центр, проведем перпендикулярную осевую линию. Самое главное и ответственное действие – измерьте с помощью карандаша радиус, и отложите его от центра на все осевые линии. Если у Вас хороший глазомер, то Вы можете плавной линией соединить отметки на осевых и получится круг.
4.Те, кто не доверяют своему глазомеру, могут через центр провести дополнительные осевые линии. И на них тоже отложить радиус.
5. Соедините полученные точки и круг готов.
6. Осталось стереть мягким ластиком вспомогательные линии, но если вы работали легкими, едва заметными линиями, то стирать ни чего не надо, так как любой ластик повреждает поверхность бумаги, и портит свежесть рисунка.
5. Анализ работ .
Выставка. Анализ работ учащихся. Выявление плюсов и минусов в работе.
Рефлексия.
– Выполняя рисунки, вы могли сегодня убедиться в том, что правильная передача световых фаз позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета.
– Так что же позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета?
– В лучших ваших рисунках передано распределение освещенности на поверхности шара?
– Можно ли полученные знания, сегодняшнего урока применять в дальнейшем?
– Сегодня на уроке вы узнали еще об одной особенности изображения, о которой так просто и вместе с тем удивительно образно сказал поэт:
За часом час уходит прочь,
Мелькает свет и тень.
Звезда над речкой – значит, ночь.
А солнце – значит, день.
Николай Рубцов.
Тема. Натюрморт из предметов простой формы, различных по тону и материалу.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА УЧЕБНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
РИСУНОК (5 лет обучения)
Первый год обучения 1Г, 4А классы
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Задание для самостоятельной работы |
Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности. | Самостоятельная работа | Зарисовки простых предметов с натуры и по памяти. | |
Тональная зарисовка животного (мягкий материал). | Зарисовки домашних животных с натуры и по памяти, копирование. | ||
Зарисовка мягкой игрушки | зарисовки игрушек с натуры и по памяти | ||
Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах. | Тональная зарисовка фруктов и овощей, предметов, простых по форме | ||
Натюрморт из двух предметов быта. | Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону. |
Тема. Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности.
Тональная зарисовка предметов простой формы. Передача формы предметов с учетом тональной окрашенности без фона. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Зарисовки простых предметов с натуры и по памяти.
Тема. Тональная зарисовка животного (мягкий материал).
Зарисовки домашних животных с натуры и по памяти, копирование.
Работа мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха. Освещение естественное. Формат А4. Материал – уголь, сангина, пастель.
Тема. Зарисовка мягкой игрушки.
Зарисовки мягких игрушек, различных по характеру и пропорциям. Изучение приемов работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Освещение естественное. Формат А4. Материал – уголь, сангина.
Самостоятельная работа: зарисовки игрушек с натуры и по памяти.
Тема. Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах.
Тональная зарисовка фруктов и овощей, предметов, простых по форме и светлых по тону, на сером фоне. Выявление объема предмета и его пространственного расположения на предметной плоскости. Передача материальности. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Тема. Натюрморт из двух предметов быта.
Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Освещение верхнее боковое. Формат А-4. Материал – графитный карандаш.
Второй год обучения 2 В, 5 А классы
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Задание для самостоятельной работы |
Наброски фигуры человека | Самостоятельная работа | Рисование сидящей фигуры человека | |
Зарисовки птиц | Зарисовки различных птиц | ||
Зарисовки предметов различных по материалу | Зарисовки предметов быта | ||
Натюрморт из 2 предметов призматической формы | Натюрморт со шкатулкой или книгами | ||
Натюрморт из предметов простой формы различных по тону и материалу | Натюрморт из трех предметов домашней утвари |
Тема. Наброски фигуры человека.
Рисование сидящей фигуры человека, в различных положениях Закрепление знаний об основных пропорциях фигуры человека, посадка, точка опоры. Выразительность линейного наброска при минимальном количестве графических средств. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Тема. Зарисовки птиц.
Рисование птиц, различных по характеру формы и тональной окраске. Углубление знаний об особенностях живописного рисунка. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности оперения. Освещение естественное. Формат А3. Материал – уголь, сангина, пастель.
Тема. Зарисовки предметов различных по материалу.
Рисование простых предметов, различных по материальности, матовых и блестящих (дерево, стекло, металл и т.д.). Особенности моделирования светотенью формы предметов разных фактур. Освещение направленное. Формат А4. Материал – мягкий графитный карандаш.
Тема. Натюрморта из двух предметов быта призматической формы.
Рисунок натюрморта из предметов призматической формы (книги, коробки, шкатулки и т.д.), расположенных ниже уровня глаз. Возможно включение мелких предметов. Композиционное размещение, прорисовка конструкции, уточнение пропорций и перспективного построения. Тональная проработка формы предметов. Обобщение тональных отношений. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – мягкий графитный карандаш.
Тема. Натюрморт из предметов простой формы, различных по тону и материалу.
Рисунок натюрморта из предметов кухонной утвари или предметов домашнего обихода (3 предмета). Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – карандаш.