зарисовки малых архитектурных форм для начинающих
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
РИСОВАНИЕ ФОРМ АРХИТЕКТУРНЫХ СООРУЖЕНИЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Разнообразие форм архитектурных сооружений, окружающая их среда — все это может служить объектом для рисования. Рисование архитектуры проводится на протяжении всего курса обучения с последовательным усложнением задач по мере приобретения знаний и навыков. Эти упражнения преследуют определенные воспитательные цели. Изучая и рисуя архитектуру, учащийся познает ее композиционно-художественные закономерности, ее стилевые особенности, конструктивно-художественную логику построения частей, деталей и целого архитектурного организма.
В процессе рисования архитектуры происходит накопление художественных и технических способов и приемов изображения. Но это не единственный источник приобретения этих качеств. Трудно переоценить в этом роль сопутствующих дисциплин, которые дают большую и полезную информацию, знания и практические навыки. К этим дисциплинам относятся начертательная геометрия, теория конструкций, история искусств и архитектуры, живопись, скульптура и, конечно, архитектурное проектирование. Рисование архитектурных сооружений как моделей, являющихся особенно интересным учебно-методическим материалом, всесторонне развивает объемно пространственное мышление будущих архитекторов. Выполнение упражнений на архитектурную тему преследует многоплановые цели. Это, во-первых, приобретение и дальнейшее развитие изобразительных навыков, глубокое освоение всех закономерностей реалистического рисунка, развитие композиционных способностей студента.
Во-вторых, изучение предшествующего опыта в архитектуре и строительстве, накопление материала для своей творческой работы. И хотя средствами фотографии это можно было бы сделать быстрее, однако безразличная фиксация всего, что попадает в объектив фотоаппарата, не может заменить живого восприятия. В рисунке запечатлевается главное, делаются акценты, словом, идет отбор материала. Рисунок отражает заинтересованность автора, в нем есть «живая душа». В-третьих, приобретение таких навыков и умений, которые в дальнейшем послужат основой индивидуального профессионального архитектурного рисунка.
Архитектурный рисунок имеет свою специфику, вытекающую из его назначения и рода деятельности, он индивидуален и место его в творческом процессе каждого мастера свое. Он — продукт творческой, мыслительной работы архитектора, наглядное выражение его идей, вариантов архитектурно-проектных предложений. По своему характеру — это наброски, эскизы, выполненные на бумаге или кальке, т. е. предварительный, поисковый материал. Это — творческая «кухня», как иногда называют эту стадию работы. С другой стороны, такой рисунок может быть и окончательным, входящим в состав проектной документации и раскрывающим конструктивный и художественно пластический замысел создаваемого сооружения. Эти рисунки, как правило, отличаются условностью изображения, лаконичностью, масштабностью, по своим графическим средствам сдержанны, в них должны быть хорошо выявлены пропорции, связь архитектуры с окружающей средой. В учебном рисунке с архитектурных сооружений и окружающей их среды должно найти отражение вышеперечисленных качеств. Но это — внешняя сторона.
Главное же при учебном рисовании архитектуры — необходимость прочно закрепить принципы и методику конструктивно-структурного рисунка. В качестве объектов для рисования можно взять как памятники архитектуры, так и современные сооружения. Важно только, чтобы архитектура этих объектов отличалась чистотой стиля. Последовательность упражнений примерно следующая: рисование с натуры простых архитектурных деталей, деталей с орнаментом, малых архитектурных форм и фрагментов зданий, интерьеров, экстерьеров отдельных сооружений и различных архитектурных комплексов. Главной и конечной целью обучения рисунку в архитектурной школе является не только умение изображать архитектуру с натуры, но и умение рисовать ее по памяти и, главное, по воображению, т. е. сочинять и уметь изобразить свое сочинение. Для достижения этой цели на протяжении всего курса обучения выполняется ряд упражнений по рисованию перспектив геометрических композиций, интерьеров и экстерьеров сооружений по заданным ортогональным проекциям — планам, фасадам, разрезам. Изучение объектов в процессе рисования должно быть разносторонним и полным. Важно разобраться и понять план сооружения — основу для построения всей формы, разрезы, фасады и сделать соответствующие пометки на листе бумаги. Глубокое изучение объекта позволит выбрать такую точку зрения, которая наиболее полно раскроет характеристику изображаемого сооружения, что решает по существу композицию рисунка. Изучение объекта и выбор точки зрения сопровождается выполнением эскизов. Эскиз, избранный для окончательного исполнения рисунка, должен отвечать по крайней мере на следующие вопросы: формат изобразительной плоскости, размер изображения на ней, место линии горизонта, ракурс, исполнительский материал. Выполнение эскизов — это само по себе очень важный учебно-воспитательный процесс и требует сосредоточенного и вдумчивого отношения.
Основа для рисования архитектуры — умение изображать с натуры и по воображению геометрические фигуры и тела в любых положениях, умение делить кривые и прямые отрезки на любое количество частей с учетом перспективных сокращений. Свободное рисование геометрических объемов и фигур, знание закономерностей линейной и воздушной перспективы помогут учащемуся легко и быстро помечать на бумаге общую форму как деталей, так и целых архитектурных комплексов.
Важным вопросом при рисовании архитектуры является выбор изобразительного материала. Архитектурные рисунки выполняются в различной технике, но основным служит линейный способ изображения. Для этого используется карандаш, перо, кисть и т. п., т. е. такой материал, который воспитывает точность в работе, что очень важно в работе архитектора. Для выявления отдельных характеристик архитектурных форм (материала, фактуры, освещенности) и придания рисунку большей наглядности и выразительности используется тон, светотень, цвет. Подробно вопросы различной техники рисования рассматриваются ниже, в шестой главе.
Рисование архитектурных деталей
Рисование архитектурных деталей служит для изучения логики конструктивно-художественной сущности этих форм, приобретения и совершенствования навыков изображения, техники работы карандашом, пером, кистью. Для начальных упражнений лучше выбирать такие детали, которые выполняют в сооружении одновременно конструктивную и художественную роли.
Функции конструктивных элементов — ограждать или нести. В некоторых конструктивных решениях эти функции выполняются одновременно одним элементом, например монолитной стеной, сводом. В других случаях эти функции разделены и каждый конструктивный элемент выполняет несомую функцию, например каркасная стена, перекрытие по балкам или фермам и т. д. В некоторых случаях несущую, например постамент под памятник или вазу, столб фонаря.
215. Рисование капители дорического ордера. Схема ситуации капитель, картинная плоскость, точки зрения. Перспективные виды с т. з. 1, 2, 3
216. Последовательность рисования капители дорического ордера
216. Последовательность рисования капители дорического ордера
В процессе развития строительного искусства конструктивные решения этих элементов претерпевали существенные изменения в пропорциях, пластике, образе, однако основное функциональное назначение их сохранилось. Так, например, функции эти не изменились, несмотря на большое различие внешней формы стойки деревянного крыльца деревенской избы и колонны портика Большого театра, мраморной колонны греческого храма и железобетонной стойки (колонны) современного промышленного сооружения — все они выполняют одну и ту же несущую функцию.
Конструктивно-целесообразные и художественно-выразительные решения шлифовались столетиями, устанавливались определенный порядок, взаимосвязанная соразмерность всех частей архитектурного организма. Логичность появления той или иной детали, ее целесообразное конструктивное назначение и художественно-пластическое выражение — один из главных признаков совершенной архитектурной системы.
Развитие архитектурных элементов, входящих в сооружение, влечет создание того или иного строя, порядка этих элементов, их пропорций и пластического художественного выражения. Порядок элементов в сооружении, вносимый архитектором со всесторонним уче том технических и художественных требований, называется ордером (в буквальном переводе—«порядок»). Ордерная система, возникшая в далекие античные времена и получившая широкое развитие в дальнейшей мировой архитектурной практике, выражала специфику стоечно-балочной системы, наиболее полно раскрывала ее художественно-конструктивную суть. Именно эти качества ордерной системы, а также богатство и разнообразие архитектурных форм делают детали классического ордера наиболее ценными учебными моделями для рисования.
Для учебного рисования берутся сначала простые, а затем сложные архитектурные детали. Рисуемую деталь по возможности рассматривают со всех сторон (с фасада, сбоку и в плане), делая при этом мысленно ряд характерных сечений. Образцовые детали для рисования можно найти в старых и в современных сооружениях большого города и на селе. Ими могут служить окна, двери, карнизы, трубы, лестницы, основания и венчания несущих конструкций (колонны), замковые камни, оформление сходов и ограждений и т. п.
217. Построение перспективы дверей
Фрагмент архитектурного сооружения. Учебный рисунок
С разных точек зрения (1, 2, 3) эта капитель будет восприниматься по-разному. Но поскольку уровень горизонта один, а точки зрения расположены по кругу от капители, то изменения в рисунке будут происходить только за счет абаки. Если же будем изменять точку зрения по высоте, приближать или отдалять ее, то будет изменяться и рисунок всех деталей.
Последовательность выполнения рисунка капители
Последовательность выполнения рисунка капители складывается из следующих стадий (рис. 216):
1-я стадия — композиционное размещение изображения на листе бумаги, определяемое соотношением вертикальных и горизонтальных размеров между крайними точками изображаемого объекта. В данном случае горизонтальный размер превышает вертикальный, поэтому компоновать изображение капители надо на бумаге, имеющей горизонтальную протяженность, и взять ее крупно. Рисунок следует начинать с пометки углов абаки (правого, левого, верхнего) и низа капители, оси капители. Затем следует найти на капители след центрального луча и пометить его на бумаге. После этого определяем и помечаем толщину колонны и основные перспективные направления со стороны абаки.
2-я стадия — пометка основных частей капители по вертикальным и горизонтальным направлениям и легкая прорисовка их с учетом перспективных сокращений.
3-я стадия — анализ объемных и линейных отношений, конструктивного строения, перспективы и внесение соответствующих исправлений в рисунок; после этого следует прорисовать более мелкие детали.
4-я стадия — выявление светотени. Следует разобраться в геометрии собственных и падающих теней с учетом перспективы, выявить большие тоновые отношения. Одновременно с этим идет дальнейшее уточнение построения формы.
5-я стадия — более глубокая проработка светотеневых отношений, выявление полутонов, рефлексов, лепка формы в свету, выявление бликов и в конце концов гармоничное соподчинение их между собой, т. е. обобщение рисунка.
На примере рисования капители видно, что это упражнение можно успешно выполнять только при условии, если учащийся раньше научился грамотно рисовать в перспективе такие геометрические фигуры, как квадрат и окружность.
Для более глубокого познания и усвоения закономерностей перспективы благоприятными моделями служат такие детали сооружения, как дверь и окно. Проем в стене и открывающиеся створки двери или окна связаны общими размерами. Фиксация их в определенных положениях, возможность выбора разных точек зрения с внутренней или наружной стороны (спереди или сбоку) заставляют наблюдать за различными положениями полотна двери в пространстве и дают возможность сделать ряд практических выводов.
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Рисование архитектурных деталей, капителей и гипсовых орнаментов.
Рисование с натуры гипсовых орнаментов и капителей не только знакомит студентов с разнообразием их форм и чистотой архитектурного стиля, но и ставит более сложные изобразительные задачи, требует дальнейшего совершенствования рисунка.
Рисование форм архитектурных деталей в специфике архитектурных школ является наиболее важным и необходимым учебно-методическим материалом, где главной задачей является необходимость усвоения и закрепления основных принципов и методов конструктивно-структурного рисунка. У студентов архитектурных школ рисунок имеет свою специфику, характерные особенности выражения мыслей или идей, выступает в качестве предварительного поискового материала в виде эскизов или набросков. Студентам необходимо усвоить в полной мере все задания учебного рисунка, начиная от конструктивной логики построения, далее методически, последовательно вести работу над рисунком до его определенной завершенности с помощью светотени, с учетом передачи характера изображаемой модели, пропорции, перспективы, объемной формы. Без этого невозможно в достаточной мере познать композиционно-художественные закономерности, стилевые особенности, конструктивно-художественную логику построения частей, деталей и всего архитектурного единства.
Рисование элементов архитектуры и их деталей позволяет студентам постепенно, по мере приобретения определенных знаний и навыков, перейти к изображению с натуры малых архитектурных форм, отдельных фрагментов и сооружений и целых архитектурных комплексов, в том числе интерьеров, экстерьеров и архитектурной среды. В связи с этим нам необходимо перейти к рассмотрению форм элементов архитектуры, а именно капителей и гипсовых орнаментов.
Рисование капители
Ордерные системы, возникшие в античные времена и получившие широкое развитие во всей мировой архитектурной практике, по сей день обращают на себя пристальное внимание современников. Благодаря своей соразмерности, художественно-конструктивному совершенству, богатству и разнообразию архитектурных форм, классические ордера являются лучшими моделями для изучения и рисования, которые позволяют изучать логику конструктивно-художественной сущности этих форм и совершенствовать изобразительные навыки.
Изучать и рисовать архитектурные детали необходимо от простых форм, постепенно переходя к сложным. Для начала рассмотрим форму конструкции ордерной системы капители дорического ордера.
Рисование капители дорического ордера
Формы капителей, независимо от их разнообразия и стилистики, в основе всегда имеют правильные геометрические формы, чаще относящиеся к телам вращения. Сочетания различных поверхностей образуют сложные формы, из-за чего рисование капители в учебном процессе относят к наиболее сложным задачам.
Работу над рисунком капители следует начинать с композиционного размещения изображения на листе бумаги после предварительного осмотра натуры со всех сторон с тем, чтобы определить наиболее выгодную для размещения изображения точку зрения. От того, насколько выразительно выбрана точка зрения, во многом зависит успешное решение композиционной задачи.
Малые архитектурные формы: виды и подбор по стилям ландшафтного дизайна
Отправим материал на почту
Малые архитектурные формы (МАФ) выполняют большую роль в оформлении садового участка. Эти вспомогательные сооружения и конструкции обладают собственными простыми функциями, дополняющими общую композицию архитектурного ансамбля. Мы максимально подробно объясним, что это такое, какие существуют виды и какова их функциональная и декоративная нагрузка на самом деле.
Малые архитектурные формы в ландшафтном дизайне – что это
Малыми архитектурными формами называются конструкции небольших размеров, выполняющие декоративное или функциональное предназначение. К ним могут относиться не только отдельно стоящие элементы, но и сложные композиции, входящие в состав ландшафтного дизайна садового участка.
Для их изготовления могут использоваться различные материалы: металл, дерево, натуральный или искусственный камень, кирпич, бетон и прочее. Одна из отличительных черт, присущих малым архитектурным формам – это отсутствие капитального основания (фундамента). Всем своим видом они дополняют основной интерьер садового участка: жилое или подсобное строение, стиль ландшафтного дизайна. Создают общую концепцию красоты, комфорта, практичности.
Приставка «малые» образовалась из-за того, что они всегда меньше основной постройки участка (дома). В современном ландшафтном дизайне существует огромное количество малых архитектурных построек, классифицирующихся по разным признакам.
Полезно! Самыми распространёнными малыми архитектурными формами являются: заборы, клумбы, беседки, уличная мебель, детские игровые площадки.
Многообразие форм и разновидностей малых архитектурных форм стало причиной того, что возникло своеобразное разделение на виды и подвиды. В первую очередь оно происходит по их предназначению. Конструкции, не несущие практической пользы, кроме той, что относится к декоративному характеру, так и называются – декоративные. Они выполняют функцию зонирования, акцентирования, украшения (цветники, арки, искусственные водоёмы и прочее).
Элементы, выступающие в качестве декора и несущие практическую пользу (Садовая мебель, беседки, мангалы, заборы и так далее), называются утилитарными.
Кроме этого, формы могут разделяться по принципу назначения, то есть быть универсальными, применимыми в повседневной жизни, декоративными или досуговыми.
МАФы, выполняющие практическую функцию, условно делятся на 3 группы:
Заключительным способом классификации следует назвать методику разделения на 2 категории: с использованием растительности и без зелёных насаждений.
В большинстве случаев, малые архитектурные формы делятся на вышеупомянутые декоративные и утилитарные. Этого популярного правила мы и будем придерживаться.
Декоративные малые архитектурные формы
Декоративные МАФы не несут никакой практической пользы, выполняя только функцию украшения сада. Тем не менее они присутствуют в каждом ландшафтном дизайн-проекте. Они отличаются широким многообразием, так как в это группу попадают как цветочные вазоны и горшки, так и искусственные водопады и перголы. Как уже понятно, материал, из которого они могут быть изготовлены, может быть совершенно разнообразным.
Искусственный водоём. Один из наиболее красивых МАФов в интерьере сада. Благодаря ему изменяется не только облик, но и микрофлора участка. Влажный воздух положительно влияет на рост зелёных насаждений, что сказывается на их цветении. Следует обратить внимание, что наилучший эффект создаётся только в случае максимального приближения к натуральному облику водоёма.
Водопад, каскад, текущая вода. Выгодно дополняет искусственный пруд, а сделать его можно, обустроив перепад рельефа и установив скрытый насос, который будет перекачивать воду.
Сухой ручей. Имитация пересохшего русла реки (ручья) – оригинальная малая архитектурная форма, пришедшая из Японии. Обустраивается из камня, щебня или гальки. Преимущество над «водными» видами заключается в том, что вокруг него не будут скапливаться насекомые, к тому же он не требует периодической очистки или иного ухода.
Фонтан. Движущаяся вода умиротворяет и успокаивает. Организованный неподалёку от места отдыха, он станет отличным вариантом обустройства участка в саду загородного коттеджа. Система водозабора организуется по принципу обустройства водопадов и ручьёв, с помощью циркуляционного насоса, который будет забирать воду в нижней точке её сброса.
Полезно! Для организации малых архитектурных форм с использованием текущей воды, можно воспользоваться специальными насосами, предназначенными для бассейнов, фонтанов, водопадов. Широкий ассортимент продукции позволяет выбрать агрегат любой мощности и производительности.
Трельяж. Под ним подразумевается лёгкая прямоугольная решетка, служащая опорой для распространения вьющихся растений. Они выполняют функцию ограждения или зонирования площадок для отдыха, скамеек. Отлично скрывают нелицеприятные хозяйственные постройки или иные «достопримечательности» сада.
Важно! Трельяж окрашивается приглушенными, неяркими тонами. Сама конструкция должна быть максимально незаметной, акцент делается на произрастающих на ней растениях.
Полезно! Малая архитектурная форма данного вида может быть отдельно стоящей перголой или конструкцией, примыкающей к стене капитального сооружения (дома, гаража, хозяйственной постройки).
Арка. Идеальная опора для любого вьющегося растения. Она способна задать стиль всему интерьеру сада, настроить его на правильный лад или выступать в роли разделяющей конструкции.
Боскет. Элемент ландшафтного дизайна, который обустраивается из нескольких растений, общий вид которых, складывается в единую композицию. Эффект достигается только при регулярной стрижке и поддержании заданной формы.
Полезно! В Москве и МО для их обустройства чаще всего используют мелколистную липу, обыкновенную ель, жёлтую акацию, обыкновенный барбарис, синюю жимолость, боярышник, татарский клён, золотистую смородину.
Клумбы, арабески, миксбордеры, партеры, рабатки, бордюры, классические декоративные цветочные композиции, выполненные в разных формах, стилях, с различными элементами наполнениями, от чего и зависит точное название элемента.
Сады из камня. Малая архитектурная форма декоративного характера, выполненная в виде каменистой горки, представляющей собой небольшой участок с обустроенным на нём каменистым рельефом. Подразделяется на 2 отличающихся вида:
Полезно! Предположение, что каменистый сад является отголоском японского ландшафтного дизайна, ошибочно. Существует несколько разновидностей, максимальной популярностью среди которых пользуются: японские, европейские и английские стили.
Вазоны. Декоративные контейнеры, предназначенные для выращивания растений. Преимущество их использования заключается в мобильности. При необходимости такие элементы легко переместить в другое место сада без повреждения посаженного. Исключение распространяется лишь на объёмные вазоны, вмещающие большое количество грунта.
Скульптуры, фигуры. К выбору этого элемента малой архитектурной формы следует относиться внимательно, так как уместность и её расположение может повлиять на визуальное восприятие всего сада. Изготавливаются они из разных материалов:
Малые архитектурные формы декоративного характера включают в себя объёмный список разных элементов и конструкций. Представленный обзор не полный перечень, а только перечисление наиболее популярных вариантов.
Утилитарные малые архитектурные формы
Как уже упоминалось ранее, малые архитектурные формы, относящиеся к категории утилитарных, включают в себя элементы и конструкции, несущие практическую пользу. При соответствующем оформлении и сочетании с остальным интерьером садового участка они могут стать декоративными. Рассмотрим наиболее востребованные примеры более подробно.
Мостик. Изначальное предназначение этого сооружения – это возможность перебраться через какую-либо преграду. Со временем произошла удивительная метаморфоза, сделавшая мостики отличным вариантом для украшения интерьера сада. Даже если на вашем участке нет водоёмов, можно с минимальными затратами соорудить сухой ручей и навести через него переправу.
Полезно! Мостик в саду может соответствовать стилю или выделяться из него ярким акцентом. В обоих случаях эффект от его присутствия будет положительным.
Лестница. Перепады грунта садового участка можно выгодно использовать в декоративных целях. При грамотном обустройстве, несколько ступеней станут не только малой архитектурной формой, разграничивающей рельеф сада и соединяющей разные зоны, но и уникальным приёмом ландшафтного дизайна.
Ограждения. Декоративные ограждения, расположенные внутри садового участка, не предназначены для использования в целях защиты от злоумышленников. Эти цели возложены на основной забор. Эти виды ограждений выполняют иные функции:
Исходя из этих характеристик и определяется материал изготовления, внешний вид и габариты данных МАФов.
Подпорные стенки. Относятся к архитектурно-планировочным формам. Основная, возложенная на них задача – это укрепление грунта на откосах и косогорах. Также их можно использовать в декоративных целях:
Бассейн. Если искусственный водоём – всего лишь декоративный элемент, то эта малая архитектурная форма станет любимым местом отдыха как для детей, так и для взрослых. Их классификация осуществляется по нескольким признакам:
Совет! Самым простым способом обустройства бассейна в саду станет приобретение готового каркасного изделия. Он легко и быстро устанавливается и имеет в комплекте всё необходимое для удобства эксплуатации: циркуляционный насос, мостик для безопасного захода, герметичную крышку, сеточку для сбора листвы и насекомых.
Детская площадка. Отличный вариант для организации досуга ребёнка. При её обустройстве следует опираться на возраст несовершеннолетнего, ещё лучше воспользоваться его советами при проектировании. Совместными усилиями вы сможете создать идеальное место для подвижного отдыха на открытом воздухе.
Совет! Детская площадка – малая архитектурная форма сложной конструкции. Поэтому, если вы не имеете навыков строительных работ, лучше доверить её исполнение профессионалам. Другой вариант – покупка готовой, сертифицированной площадки в магазине.
Спортивная площадка. Её обустройство осуществляется по принципу, аналогичному организации места для детских игр. Находящиеся здесь элементы должны соответствовать предпочтениям людей, для которых она предусмотрена.
Важно! Спортивная площадка должна быть адаптирована под возраст «спортсменов».
Беседка. Эта малая архитектурная форма подбирается в соответствии с целым рядом параметров:
Самая распространённая классификация беседок разделяет их на 3 группы:
Полезно! На участках небольшой площади выгодно смотрятся воздушные, ажурные конструкции ротонд или навесов, на больших – построенные по принципу летних домиков.
Садовая мебель. Грамотная меблировка зоны отдыха или патио будет служить не только для практической цели, но и элегантно подчеркнёт стиль владельцев. Для этого можно воспользоваться готовыми решениями, предложенными специализированными магазинами или сделать отдельные элементы своими руками. Вариантов и материалов изготовления множество, главное использовать такие, которые не будут «бояться» влаги, резких температурных перепадов, открытого солнца.
Совет! Самым простым МАФом может стать недорогая мебель из пластика, дорогим – элегантные формы, сделанные из натурального дерева или природного камня.
Освещение. Фактически искусственное освещение сада может быть утилитарным или декоративным, в зависимости от того, для какой цели оно используется в первую очередь. Подсветить в саду можно любой элемент декора: деревья, кустарники, малые архитектурные формы, коттедж, дорожки, что-то иное. Так же возможен вариант использования осветительного элемента в качестве самостоятельной МАФ.
Стиль оформления ландшафтного дизайна и подбор малой архитектурной формы
Ключевым условием грамотно подобранной малой архитектурной формы является её сочетание со стилем ландшафтного дизайна. В качестве наглядного методического примера можно воспользоваться подборкой нескольких оригинальных решений.
Если ваш сад обустроен с максимальным использованием камня, присутствие которого прослеживается повсеместно, каменный очаг только дополнит его.
Вид скульптур, как и других малых архитектурных форм, подбирается с оглядкой на окружающий стиль. В данном случае, медленно ползущая улитка очень выгодно смотрится на подстриженном газоне.
Пергола может быть проходной, как это показано на фото, или выполненной в виде своеобразного зелёного навеса, покрывающего зону отдыха.
Трельяж или двухсекционная арка, установленная в месте главного входа в сад, выгодно подчеркнёт стиль владельцев. Особенно ярко это будет прослеживаться после того, как её ячейки заполнятся вьющимися растениями.
Сад, оформленный в японском стиле, красив сам по себе, а дополненный деревянным мостиком и пятиступенчатым водопадом и вовсе способен приковывать взгляды посторонних.
Вне зависимости от того, где будет установлен фонтан: в передней или задней (дальней) части сада, он в любом случае станет излюбленным местом для умиротворённого уединения и созерцания за струящейся водой.
Декоративные элементы не играют важной практической роли, но способны занимать одно из основных положений в оформлении общего направления ландшафтного дизайна. Именно так и происходит на примере античных колонн, установленных на участке, выдержанном в средиземноморском стиле.
Заключение
Место, которое занимают малые архитектурные формы в ландшафтном дизайне, не так велико, а их роль для участка огромна. Грамотный подбор, исполнение и расположение этих объектов способны выгодно преобразить садовое пространство, сделав его не только красивым и эстетичным, но и полезным с функциональной точки зрения.