зарисовки растительных форм карандашом легко
Зарисовки растительных форм карандашом легко
Благодаря воображению творческие люди в любой момент могут отправиться на прогулку в парк, увидеть цветы, даже если те еще не распустились, разглядеть прожилки на листочках деревьев.
«Цветы и листья по линиям» — книга, которая поможет перенести на бумагу мечты о природе. Внутри — 200 уроков с простыми пошаговыми инструкциями, чтобы создать маленькие шедевры: веточки ежевики, колокольчики ландыша, бутоны роз. Так просто, что вы не поверите своим глазам.
Цветы и листья по линиям
Пять простых шагов
Автор Пегги Дин — художник-самоучка. Она знает, с какими трудностями сталкиваются новички. Поэтому ее метод прост, но эффективен. Освоив его, вы начнете «разбирать» предметы по линиям и сможете рисовать разные объекты, не только растения. Но начнем все же с них.
Любое растение вы нарисуете за пять шагов. Смотрите, как просто.
«Кружева королевы Анны» — так называется этот цветок. В книге все подписано, так что вы не только научитесь рисовать, но и расширите знания по ботанике
Несмотря на легкость рисования, растения получаются оригинальными и интересными. За пять минут можно набросать много «зелени» и почувствовать себя если уж не в лесу, то чуть счастливее.
Собрать букет цветов можно не выходя из дома. Фото из инстаграма Пегги
Сила линий
Контурный рисунок красив сам по себе, но он замечательно смотрится с добавлением акварели или леттеринга. Создавая минималистичные наброски, вы сможете постепенно нащупать свой стиль и найти вдохновение для собственных проектов.
Вы увидите, как постепенно рисунок становится все более объемным и детальным, и сами не заметите, как создадите свой контурный шедевр
Рисунками можно украсить открытки, дневники или любимые книги. Вы найдете пошаговые отрисовки популярных элементов из мира живой природы: деревьев и цветов, суккулентов и кактусов, грибов, комнатных растений, а также их фрагментов — листьев, плодов и ветвей. На каждом развороте есть место, чтобы поупражняться.
Как нарисовать кактус и вишневый цвет
Скорее доставайте скетчбук. Потренируемся рисовать растения по отдельности, а потом объединим их в гирлянду, букет, поле цветов, сад суккулентов или что пожелаете. В жанре ботанического рисунка нет ничего невозможного.
Уроки из книги
В книге «Цветы и листья по линиям» — 200 пошаговых руководств. Вы научитесь рисовать и известные всем растения — одуванчик, клевер, тюльпан — и редкие, например, фатсию или гинкго.
Творчество — одна из немногих вещей, доступная всем, чтобы снять стресс и почувствовать себя лучше. Если вы давно мечтали научиться рисовать цветы и деревья, сейчас самое время взять в руки карандаш.
Стилизация растения в рисунке
Для работы вам понадобится:
Основная механика работы (способ ведения работы): каждый новый этап выполнять на кальке, положив ее на предыдущий рисунок. Важно сохранять на бумаге каждый этап, сделанный вами. Так вы увидите последовательность, какие-либо детали и возможности улучшения.
В основе любых растительных орнаментов лежит конструктивная основа и строение самого растения. Простота стилизованных растений обманчива. Художнику, прежде чем стилизовать и разработать орнамент, необходимо изучить то или иное растение.
Сегодня я расскажу вам основной принцип стилизации растительных мотивов. Он является базовым для дальнейшей работы с орнаментами.
Моя стилизация будет на примере ромашки. Вы можете взять любое растение, которое вам по душе.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Первое, что нам нужно, это выполнить ЗАРИСОВКУ растения с НАТУРЫ. ВАЖНО: мы не просто рисуем, мы ИЗУЧАЕМ и пристально разглядываем: Какой характер у растения? Какой характер и форма у листьев? Как листья крепятся к стеблю? Как стебель крепится к бутону? Какие есть особенности у растения? Вы наблюдаете и затем прорисовываете это на бумаге. Так вы досканально изучаете ваше растение, его конструкцию и строение. Это даст вам конструктивную основу и позволит при стилизации делать с растением все, что вы захотите, поскольку вы будете все о нем знать, и это даст вам легкость.
Желательно, сделать несколько зарисовок, так вы глубоко изучите растение и будете чувствовать себя очень уверенно при дальнейшей работе.
ВТОРОЙ ЭТАП. Далее нам следует сделать нашу зарисовку плоской. Это первый принцип упрощения в стилизации. Он является переходным этапам к трансформации растения. Чтобы сделать его плоским просто закрасте рисунок изнутри до контура. У вас должно получится пятно с характерной формой вашего растения. ВАЖНО: не закрашивайте вашу зарисовку! Сохраняйте ее! Положите на зарисовку кальку и обведите контур и сделайте заливку. Это основная механика ведения работы при создании декоративных орнаментальных работ.
ТРЕТИЙ ЭТАП. Трансформация, упрощение и обобщение. Здесь вы, на основе пятна, начинаете обобщать и применять трансформацию. Как это лучше сделать: положите кальку сверху на рисунок с предыдущим этапом. И начинайте обводить, но убирая лишние детали, стараясь обобщить и упростить и, где это возможно, применить трансформацию. Общую схему и последовательность привожу ниже.
Дополнительные примеры трансформации и упрощения ромашки:
Желаю Вам успехов в творчестве. Всегда основывайте свое искусство на конструктивной основе. Так, вы всегда будете уверены в своей работе!
Учимся рисовать цветы и растения
Поиск вдохновения
Весной, в пору цветения, многие художники принимаются за натюрморты с цветами, выбранными и аранжированными по их собственному усмотрению. Но надо помнить, что цветы можно найти где угодно. Самое простое решение — в вашем местном парке. Надо лишь определиться, рисовать ли цветы «крупным планом» или сделать общий эскиз травяного бордюра. Будьте готовы к тому, что привлечете много внимания любопытных прохожих. Также, во многих городских парках и садах имеются оранжереи — богатый источник вдохновения, особенно если рисовать экзотические растения, например орхидеи.
Исследуйте свои грядки, цветущие овощи, например цветы кабачков, могут оказаться неожиданно красивыми. В плохую погоду, лучше воспользоваться оранжереями и теплицами. Просто поразительно, какие цветы можно найти в ближайшей оранжерее! Ищите вдохновение повсюду. Например, на пляже, где казалось бы, цветов нет, можно увидеть и оценить всю красоту синеголовника приморского или загадочные качающиеся листья морских водорослей в каменистых прудах. А террасы гостиниц и ресторанов часто декорированы подвешенными корзинами и множеством цветочных горшков, также как и городские клумбы бывают живописнее любого луга.
Никогда не прекращается растительная жизнь в реках, водопадах и прудах, и это прекрасное место и источник бесконечных художественных замыслов и идей. Много радости может принести рисование водяных лилий на залитом солнцем пруду. В такие мгновения, можно вообразить, что вы превратились в великого Моне в его саду в Живерни.
Структура цветка
После того, как вы выбрали объект для рисования, вам придется тщательно изучить его строение и форму. Не соблазняйтесь зарисовкой наиболее выгодных деталей, лучше сосредоточьтесь на выявлении основных форм. Для большей убедительности вашего рисунка они должны выглядеть пропорциональными и объемными. Большинство цветов симметричны. Для того, чтобы правильно изобразить детали, изучите форму лепестков и способ их крепления к центру. Сравните, например, простое строение лепестка маргаритки и замысловатую структуру лепестка львиного зева.
Учитесь смотреть на цветок как на структуру из простых форм: многие цветочные головки можно разложить на простые геометрические фигуры — круги, овалы и треугольники. Если осилите такое обобщение, легко уловите пропорции и структуру растения.
Не забудьте о листьях – они часто так же красивы и сложны по форме, как и сами цветки, — в сущности, структура листа часто определяет характер цветка. Перед тем как вы начнёте рисовать лист, тщательно рассмотрите способ его крепления к стеблю. Некоторые листья растут симметрично, один против другого, другие располагаются попеременно, а некоторые (например, у нарцисса) — только у основания цветка.
Тщательно и подробно прорисованный лист примулы служит прекрасным фоном для нежного цветка, а цветок настурции будет совсем иным без своих изящных стеблей и листьев в виде зонтика.
Выбираем инструменты
Нельзя недооценивать правильный выбор материала, способный лучше передать форму и фактуру цветка. Четкая линия пера создаст нежные жилки на лепестке, а мягкий карандаш смягчит оборки лепестков гвоздики. Остро отточенный соус опишет открытые раструбы гладиолусов, а жесткие штрихи добавят лилиям объем.
Пространство и соразмерность
Несколько простых правил избавит вас от страха перед словами «пропорции», «перспектива» и «рисование в перспективе или в ракурсе».
«Пропорция» — это соотношение целого (растение) и его частей (цветок, лист, стебель).
«Перспектива» — это искусство создавать иллюзию объема на плоскости.
Самым явным проявлением перспективы является уменьшение размера предмета. Наглядный пример — выбрать головку цветка, например ромашки или маргаритки, и зрительно приложить её к условной прямой линии (например, к карандашу). При удалении от вас предмет уменьшается, а форма вытягивается.
Точность пропорций
Аналогично измерению угла, можно измерить и величину предмета, чтобы соблюсти масштаб всего рисунка. Для визуального измерения держите свой карандаш вертикально на расстоянии вытянутой руки и закройте один глаз. Измерив предмет на глаз вы можете не сомневаться, что получите весьма точные размеры. Если ваш рисунок крупнее оригинала, то вам придется увеличить масштаб в два или три раза.
Чтобы понять, как это работает, можно проделать простое упражнение: возьмите самый простой цветок и выберите его соцветие в качестве меры длины. Затем, измерьте стебель и листья цветка величиной его соцветия. Затем перенесите все на бумагу, соблюдая все размеры относительно той величины соцветия, которую вы выбрали для рисунка.
Фактура цветка
Нельзя правдиво нарисовать цветок или растение не изучив его текстуру и узор: детали поверхности — значимая часть лепестков цветка, листьев и стебля. Например, представьте гладкий лист плюща и сравните его с колючим чертополохом или сопоставьте узорчатые лепестки водяной лилии с нехитрой красотой колокольчика. Разнообразную текстуру можно воспроизвести минимальным количеством средств. Карандаш, пастель, уголь, разбавленные чернила или разнообразные ручки — все они опишут цветок по-разному. Для того чтобы получился нужный эффект, потребуется немало опыта и времени.
Хорошо было бы составить ваш собственный «словарь» оценок разных типов бумаги, которую вы сможете купить. Всегда старайтесь использовать бумагу или картон, которые лучше выявят особенности цветка, и помните, что цветная бумага даст дополнительный объем любому рисунку. Не бойтесь смешивать различные материалы и экспериментировать с разными приемами в одном рисунке. Почувствуйте текстуру и узор растения.
Если вы возьмете несколько цветков и сравните лепестки, то наверняка восхититесь их разнообразной текстурой. Лепестки у розы похожи на блестящий нежный шелк, у лютика — матовые или глянцевые. Листья также бывают разной текстуры: некоторые блестящие и гладкие, другие шероховатые.
Листья ревеня очень мясистые с толстыми ребрами, а колючки узорчатых листьев чертополоха похожи на миниатюрные современные скульптуры, тогда как последние зимние листья выглядят как топкое кружево. Некоторые же листья — герани и оранжерейных цветов — настолько узорчаты, что их форма становится не важна — все равно мы видим лишь их рисунок.
Создаем объем
За деталями поверхности не забывайте про внутреннее строение растения или цветка. В первую очередь нарисуйте общую форму, и только затем добавьте текстуру и узор. Большинство растений можно представить себе в простых геометрических формах, таких как цилиндр, конус и сфера. А свет и тень сделают эти формы объемными.
Естественный свет выводит на первый план выпуклые части растения и создает тень в пустотах и более удаленных от него частях. Тени падают под каким же углом, как и свет. Свет может отражаться от листьев, делая нижнюю, притененную сторону цветка светлее. Скрупулезно выявлять текстуру каждого фрагмента цветка не надо, детализируйте только те части, которые хотите подчеркнуть. Слишком большая область прорисованной текстуры одинаковой плотности создаст плоский и неинтересный тон. Поэтому всегда делайте линии различными, приноравливаясь к выбранному вами материалу.
Узор и текстура растения отражают свет и тень, и очень важно, чтобы на рисунке происходило то же самое, иначе рисунок будет плоским и неинтересным. Подчеркивайте темные и светлые области там, где цветок улавливает свет или находится в тени. Если вы рисуете пастелью, растушевывайте контрастные фрагменты рисунка чистым пальцем, а, работая пером и тушью, оставляйте небольшие области нетронутыми, другие же прорабатывайте более тщательно.
Магия светотени
Когда вы начинаете рисовать цветы, делайте тональные объемы простыми. Темные тона дают впечатляющие эффекты, средние — сбалансированные и гармоничные, а светлые выдвигают на первый план. Поэкспериментируйте с высокими и «низкими» тонами.
Рисование «высокими» тонами, главным образом состоит из светлых тональных объемов, а темный рисунок с ярким освещением — это «низкие» тона. Когда вы смотрите на цветы, не спешите сразу выявлять резкую границу между светом и тенью. Посмотрев на растение прищуренными глазами, можно легко определить соотношение темных и светлых масс и прочувствовать все тональные переходы. Различные источники света дают разную интенсивность, что может радикально изменить вид самого предмета, который вы рисуете.
Помещенный в тенистый угол натюрморт будет выглядеть совсем иначе, если его залить солнечным светом. Если вы рисуете на открытом воздухе, помните, что естественный свет меняется в течение суток, отбрасывая короткие тени утром и длинные — вечером. Близость источников света также важна, как и их количество.
Внимание к мелочам
Головки цветов имеют сложные формы, поэтому строение соцветия изучите досконально, словно под лупой. Сосчитайте лепестки, тычинки, пестики, внимательно разглядите, где и как лепестки присоединяются к стеблю. Полезное упражнение — рассмотреть и нарисовать цветок с каждой стороны и неожиданных ракурсов. Попытайтесь нарисовать один и тот же цветок различными материалами, это может стать неожиданным и интересным опытом.
Как рисовать разную растительность
Небольшой наглядный урок от художницы Ann Maulina по рисованию кустов, травы и деревьев с учетом плановости и глубины резкости.
Ann Maulina — индонезийская комиксистка и концепт-художница со степенью бакалавра в области дизайна визуальных коммуникаций. Недавно она поделилась кратким пошаговым уроком по рисованию растительности.
Глубина резкости
Прежде чем мы разберём, как рисовать листву, уточним определение глубины резкости, которая очень важна при рисовании фона и окружения.
Вот её простая формула: передний план, средний план и задний план.
Добавление листьев с помощью простой круглой кисти
На этом этапе нам не нужно беспокоиться о том, какой цвет использовать. Выберите цвет и нарисуйте некоторые из «внешних» листьев, окружающих саму форму. Не размещайте их слишком далеко друг от друга. Убедитесь, что на рисунке светлая и темная области отличаются друг от друга.
Вот несколько шагов по рисованию кустов, листья которых растут в разных направлениях. В основе каждого из них — одна и та же простая форма.
Рисование травы
Смешайте цвета с помощью большой кисти.
Нарисуйте немного травы простой кистью. Точно так же, как мы рисовали листья на кусте. Используйте пипетку, чтобы брать один и тот же цвет из размытого нижнего слоя и рисовать травинки.
Добавьте немного дикой поросли.
Рисование деревьев
Несколько шагов для рисования различных типов деревьев с различными основными формами.
Используйте тот же метод, что и при рисовании травы: смешайте цвета, а затем нарисуйте скопления листвы.
Точно так же, как при рисовании кустарника, лучше использовать направления роста в качестве ориентира.
Рисование листьев
Как уже упоминалось ранее, объекты на переднем плане очень детализированы, поэтому иногда на переднем плане нужно прорисовывать каждый листик.
Чтобы нарисовать отдельные листья, стоит начать с центральной линии действия. Ниже приведены некоторые примеры того, где можно найти эти линии.
Разные листья имеют разную форму, но обычно у них есть центральная линия, подобно позвоночнику в человеческом теле. Эту линию можно использовать в качестве линии действия для рисования листа. Ниже приведены несколько листьев в разных ракурсах, рисование которых начиналось только с одной похожей центральной линии.
Эти линии можно использовать и при рисовании ветви листьев.
У разных растений разные паттерны разветвления листьев. На изображении ниже показаны три разных рисунка на трех разных растениях, которые Энн нашла в саду своей мамы. Используйте их в качестве руководства, если хотите добавить больше деталей и характеристик листве, которую рисуете. Обычно проще вбить в строку поиска название растения и изучить форму и паттерны, прежде чем рисовать его.
Изучение паттерна непосредственно с реального растения перед вами даст лучший результат, потому что вы можете рассматривать его со всех сторон, чтобы не пропустить ни одной детали.
Советы
Вывод
Сначала посмотрите на общую картину, детали изучите позже. Используйте простые фигуры для создания общей формы, а затем используйте направляющие линии в качестве ориентира при добавлении деталей.
Зарисовки растительных форм карандашом легко
Практическое значение рисования растений
Каждое художественное учебное заведение готовит специалистов определенной квалификации и ставит задачи обучения основам профессиональной грамотности и мастерства.
В решении этих ответственных задач особое место занимает рисунок как основа всех видов изобразительного искусства. Вы уже знаете, что рисунок есть не только род искусства, призванный играть вспомогательную роль в изучении основ изобразительной грамоты, но и целая наука, обучающая мыслить формой, понимать конструктивную основу и в связи с этим изображать пластическую структуру предмета на плоскости. Одновременно рисунок является средством выражения ваших мыслей и чувств, фантазии и воображения, представлений в любом изображении, начиная от наброска с натуры и кончая композиционной работой.
Ваша профессия начинается с постижения азов художественного ремесла, а путь к мастерству долог и тернист. И на всех этапах практического труда вам нужно много и упорно совершенствоваться во всем, в том числе и в усвоении навыков изобразительной грамоты. Особенно внимательно вы должны отнестись к изучению растительного мира, стилизованные формы которого составляют основу художественной отделки изделий декоративно-прикладного искусства.
Почему человек так неравнодушен к флоре? Очевидно, потому, что эта совершеннейшая красота рождает в нем ответное чувство, вызывающее особое состояние души. Растительный мир настолько гармоничен, насколько человек умеет им восхищаться и отражать в произведениях литературы и искусства, обретая тем самым смысл самой жизни. Привлекает нас в растительном мире наполненность жизненных сил, его постоянное развитие и обновление.
Особенная красота растений заключается в невообразимо полном воплощении родовых свойств в отдельном виде, что в эстетике названо «мерой», и тем не менее нас потрясает разнообразие форм, размеров, окрасок. Неповторимые творческие комбинации, симметрии придают этим созданиям природы устойчивость и соразмерность. Уже перечисленных признаков хватило бы для того, чтобы человек черпал творческое вдохновение у природы.
Но что такое «мера» у каждого отдельного вида внутри растительного мира? Обратимся к какому-либо растению, например к цикорию, встречающемуся среди трав. Если изучать цикорий по строению каждого из его отростков от основного стебля, то обнаружится любопытная закономерность. Отросток «строит» свою длину в пропорциональности каждого нового выброса в пространство, что соответствует размерам «золотого сечения». Так, если первый выброс, заканчивающийся листочком, «разделить» на 100 частей, то уже второй составит точно 62 части и завершится листочком, в подобных же пропорциях уменьшившимся по сравнению с первым, и т.д. Вот так изумляя разум человека, строит природа свои оригинальные формы симметрии.
Всякий растительный объект является чем-то единым, целым. От этого целого нельзя ничего отнять, убавить, не нарушив целостность. Нельзя ничего и прибавить, ибо оно будет лишним и тоже нарушит целостность и гармонию.
Вряд ли встретится где-нибудь человек, безразличный к такому чуду природы, как цветы. Они с древних веков украшают быт людей, войдя в жизнь подобно музыке, живописи, поэзии. Знаменитый бельгийский писатель Морис Метерлинк устами героя одной из своих пьес сказал: «Кто знает, как бы выглядело человечество, не знающее цветов. ».
Качество неисчерпаемости и потому несравнимости с любым воспроизведением есть у естественной красоты. Человек воспроизводит красоту цветов, стремясь раскрыть в том или ином изображении их существенные особенности, создать их прекрасный образ. Происходит проникновение в суть растений, в законы строения органических явлений природы. Подлинный художник в своем творчестве уподобляется самой природе: он гармонизирует мир, теперь уже образный. Здесь мастер не описывает явление и не деформирует его, а выражает целое в богатстве его содержания, достигая художественности эстетической познанностью растений и выразительностью их изображения, вкладывая в рисунок или картину свои переживания.
Большой и глубокий мир растительности природа создавала десятки миллионов лет, вырабатывая целесообразное строение каждого вида применительно к окружающей среде. Поэтому растительные формы пленяют нас своим изяществом, ибо в них естественная эволюция (процесс изменения, развития) изъяла все не относящееся к существу вида, т.е. все «лишнее».
Природа «гениально» подбирала краски, сотворив мириады необыкновенно красивых оттенков цвета. Это неисчислимое сочетание оттенков и нюансов (едва заметных переходов, тонких различий в чем-либо) невозможно передать в живописи, их можно, и то при наличии глубоких эстетических переживаний, охватить только непосредственным зрительным восприятием.
В мире много цветов и растений, и почти все они прекрасны. Чтобы создавать эскизы декоративного украшения изделий с использованием растительных элементов, необходимо делать много зарисовок разных цветов и листьев. Практическое освоение форм и причудливых композиций, сотворенных природой, неминуемо приводит к знанию отдельных видов растений, творчески обогащая мастера в области декоративно-прикладного искусства. Следовательно, вам необходимо использовать все возможности усвоения такого благодатного для творчества материала, каким являются растительные формы Земли.
Зарисовки листьев разных растений
Растительные формы, творчески переработанные художником, встречаются почти во всех видах декоративно-прикладного искусства.
Прежде чем перейти к выполнению упражнений, остановимся кратко на том, что собой представляет декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство — один из видов художественного творчества, в котором человек проявляет закономерности своего эстетического отношения к действительности, понимания прекрасного как главной эстетической категории.
Начало этого вида искусства связано с тем, как еще в доисторические времена наши предки относились к красоте. Найденные при раскопках вещи древних — молотки, топоры, наконечники копий и стрел, бусы, кольца, застежки и т.д. — говорят нам красноречивее всяких слов о происхождении декоративно-прикладного искусства. Что самое удивительное в этих вещах, так это то, что наши предки не просто украшали (декорировали) то или иное изделие каким-либо узором или зооморфной композицией, а выработали уже тогда специфику данного вида искусства — органичное слияние свойств практических, функциональных и эстетических в каждом изделии. Значит, к изделию красота не «прикладывается», а составляет его неотъемлемую часть.
Предмет декоративно-прикладного искусства отличается архитектоникой (принципиальной взаимосвязью частей), взаимоотношениями объема и цвета, орнамента и формы, и от удачного решения перечисленных его составляющих зависят художественная выразительность изделия, его сопричастность миру искусства и наше восхищение им.
Рисование растений целесообразнее начинать с листьев. В качестве натуры используйте либо засушенные листья, либо гербарий (листья прямо с дерева через небольшой промежуток времени вянут и выглядят сморщенными и неприятными). Рисунки выполняйте карандашом с передачей тональных отношений. Такое рисование способствует выработке определенных навыков.
Начинайте с простых по форме листьев — яблони, вишни, сирени, березы и т.п. Положите лист на белую бумагу, чтобы хорошо видеть его форму и тон. Изображение начинайте с определения общей формы. Все листья так или иначе вписываются в какую-либо геометрическую фигуру — треугольник, многоугольник, ромб, эллипс, круг. Например, листья березы и огурца — по форме треугольные, винограда и клена — пятиугольные и т.д.
Общую форму листа намечайте одновременно с конструктивной осью, дающей понятие об основном направлении всех частей растения. Конструктивная ось, находящаяся в середине ограниченного контурной линией белого силуэта изображения, оказывается также своеобразным организатором симметрии рисуемого листа. При этом старайтесь не копировать форму по контуру, а глядя на натуру. Одновременно мысленно представляйте себе ее объемной, имеющей определенную массу, далеко не плоской формой. Рисуйте по основным принципам: от общего к частному и наоборот. В вашей зарисовке должна быть проработка деталей и насыщение тоном с характеристикой фактурной поверхности листа дерева или кустарника. Помните, что не копирование натуры, а творческий подход к ней, улавливающий в объекте светотоновые градации с передачей на бумаге пропорциональных натуре отношений, помогают вам добиться правдивого изображения.
Сложными по форме выглядят листья дуба, каштана, клена. Изучение сложной формы требует четкого внимания, ибо хорошим рисовальщиком никогда не станет невнимательный человек. Например, лист дуба имеет специфическую по очертаниям внешних границ форму. Рассмотреть се внимательно рассеянный учащийся себе не позволяет. Лишь мельком увидя лист, он уже его «знает» и спешит начать зарисовку (обычно невнимательные люди не обладают к тому же усидчивостью и прилежанием).
Если рассмотреть дубовый лист сосредоточенно, можно убедиться в справедливости замечаний в адрес невнимательных. Лист является перистолопастным с обратнояйцевидной формой пластинки. Все лопасти отличаются цельными краями, без зубцов, в верхней части они короткие, округлые и слегка выемчатые, у черешка — тоже короткие и суженные, а в середине — крупные, вписывающиеся вместе со всеми другими в округлую форму всей пластинки растения. Лист построен по правилам «золотого, сечения».
Итак, рисунок во всех его разновидностях является не только постоянным учебным упражнением, но и, как вы сумеете со временем заметить, средством сбора материала, который накапливается для будущих композиций с растительными элементами.
Зарисовки разных листьев помогут вам довольно легко отличать растения по их форме. Вместе с тем обратите внимание на интересную особенность растений, по которой они все-таки имеют внутреннее подобие при своей внешней несхожести очертаний. А для рисовальщика это очень важно, потому что постепенно расширяется его кругозор, развивается воображение. Польза во всех упражнениях в зарисовках растений, в «обнажении» их конструктивного строения несомненна, особенно для рисовальщика с развитым воображением.
Помните всегда, что вы делаете зарисовки не ради самих зарисовок; мол, приходится, раз так положено, но передаете свое отношение к ним. Даже здесь обязательно рисуйте композиционно, чтобы к любой работе проявлялся живой интерес. Знайте, что изображения в карандаше не «делают», а рисуют. По окончании работы над любым карандашным изображением обязательно проводите самостоятельный и самокритичный анализ рисунка, что очень помогает увидеть допущенные неточности в передаче формы, тона и в очередной раз убедиться в том, какие загадки ставит перед вами компоновка объектов рисования.
Зарисовки цветов
Рисование цветов — задача более трудная, чем рисование листьев. Форма цветов в отличие от формы листьев более сложная и разнообразная: колесовидная, колокольчатая, трубчатая, дискообразная, воронкообразная, шаровидная и т.д., что привлекает не только художников, но и мастеров народных художественных промыслов, создающих неповторимые по красоте и образному строю цветочные орнаменты и декоративные композиции.
Если листья вы рисовали во фронтальном положении, то цветы можно рисовать, кроме фронтального, с разных точек зрения.
При зарисовке цветов полезно знать основные принципы строения и изображения данных растений. В связи с этим нужно изучить наиболее характерные признаки конструктивного строения таких цветов, как лилия, ирис, роза, ромашка, колокольчик, василек.
Самая простая форма цветов такая, когда вокруг круглого центра симметрично располагаются несколько лепестков. Это наблюдается почти у всех плодовых деревьев во время их цветения весной.
Лепестки, пестики, чашелистики отличаются удивительным разнообразием формы, и в их строении можно подметить необычные для человека композиционные открытия, где симметрия своей «зеркальностью» поражает воображение.
Рисование цветов связано с изучением законов композиции (благо природа «поработала» в этой части на человека, заимствующего у нее «готовые» композиционные и цветовые решения) для творческих интерпретаций в области декоративно-прикладного искусства, а также с постижением принципов природного формообразования.
Рисуя цветы с натуры, обратите внимание на то, как эти растения группируются: располагаются на стебле, растут большими группами в форме шара или цилиндра и т.д.
Свое значение имеет сам процесс изображения цветка. Например, рисуя даже один цветок лилии, вы убедитесь в том, что без внимательного предварительного изучения этого растения зрительно довольно трудно определить его форму. Здесь можно запутаться в сложном строении листьев, не разобраться в форме тычинок, упустить характер лепестков, которые нужно показать тонкими и нежными. Простым карандашом вполне возможно передать все впечатление от цветка, но может получиться сухой, жесткий и равнодушный рисунок. Только настойчивость в достижении поставленной цели, кропотливая работа по рисованию растений позволят выполнить зарисовку в должной мере и грамотно.
Психологи доказывают, что для любого человека объект первоначально воспринимается пятном, силуэтом, затем начинает различаться промежуток в них, и еще чуть позже форма воспринимается адекватно предмету. Для рисующего характерно такое восприятие предмета, когда он дает и аналитико-техническое обоснование видимой формы, и эмоционально-образно относится к объекту.
В зарисовках цветов важно отнестись к чудесным формам природы с особым настроением, выразить внутренний восторг от созерцания и фиксации самой красоты. Кто-то однажды сказал, что человек, который любит цветы, не способен не только на что-то дурное, но и по-настоящему влюблен в жизнь, готов к созиданию.
Рисуя цветы, придерживайтесь принципов изображения:
Известные художники не только с большим для себя удовольствием делали наброски и зарисовки цветов и растений, но и подчеркивали огромную пользу подобных изображений для познания сущего. Много зарисовок цветов исполнили Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.
Практические задания
1. Вспомните, почему зарисовки растительных форм имеют практическое значение.
2. Нарисуйте в альбоме заинтересовавшие вас листья и цветы.
Добавить комментарий
Использование материалов сайта «Шедевры Омска», только при наличии активной ссылки на сайт.