зарождение и развитие услуг в римском праве

Римское право

Римское право прошло в своем развитии три этапа:

Римское право древнейшего периода. Источники права

На начальном («царском») периоде становления римского государства важнейшим источником права был правовой обычай.

Важнейшим письменным источником римского права древнейшего периода являются Законы XII таблиц. В V в. римляне решили составить и обнародовать государственные законы, чтобы каждый гражданин знал свои права и обязанности. В 451 г. до н.э.

Законы XII таблиц были записью обычного права: анализ текста показывает, что в римском обществе сохранялись еще сильные пережитки родовых отношений.

Римское право делило все вещи на две категории:

Вещи второй категории отчуждались бесформально, на условиях устного (вербального) договора в присутствии свидетелей.

Отступление от формулы влекло недействительность сделки.

Мужу развод был доступен во всех формах брака.

Наследственное право. Наследование могло быть как по закону (имущество переходило агнатам), так и по завещанию. Вдова во всех случаях получала часть имущества как для собственного содержания, так и для содержания малолетних детей.

Римское право классического и постклассического периодов

Законы XII таблиц, принятые в V в. до н.э., когда уже практически складывалась новая, республиканская форма правления, очень быстро устарели и уже не могли выполнять роли правового регулятора новых экономических и социальных отношений. Однако римляне не стали отменять Законы XII таблиц. В этом проявилось их уважение к традициям. Они нашли иные способы развития права. Поэтому формально Законы XII таблиц действовали и в период республики, и в период монархии, однако реально они не применялись.

Среди других источников права данного периода выделим:

Таким образом, римское право после «царского» периода развивалось на основе широкого круга источников, и за всю дальнейшую тысячелетнюю историю больше ни разу не кодифицировалось.

Римские юристы преодолели казуистическую правовую технику и перешли к абстрактному изложению правовых норм. Более того, они смогли дать непревзойдённые, ставшие универсальными, классическими, формулировки многих правовых институтов, регулирующих товарно-денежные отношения. Это понятия «собственность», «владение», «сервитут», «узуфрукт», «аренда», «свобода договора» и др.

Римляне впервые в истории права создали понятие системы права, однако пока только в области гражданского права. Гай в «Институциях» расположил нормы гражданского права в определённом порядке, получившем название «институционной системы» и применяемом по настоящее время в странах с романогерманской правовой традицией.

Вещное право. Римское право различало понятия «владение» и «собственность». Под правом собственности римские юристы понимали совокупность трёх прав: владения, пользования и распоряжения. Право владения включало только право пользования.

Формой ограничения права собственности являлся институт сервитута, т. е. «права на чужую вещь». Римляне различали вещные и личные сервитуты. Право на проведение воды через чужой земельный участок могло рассматриваться как пример вещного сервитута. Под личным сервитутом («узуфрукт») понималось право вечного пользования чужой вещью при сохранении самой этой вещи (например, пожизненное пользование жилой комнатой в доме хозяина служанкой).

Обязательственное право. Обязательственное право периода республики полностью освобождается от юридического формализма. Исчезли ритуалы стипуляции и манципации.

Всякое обязательство возникало или из договора, или из деликта, т. е. из причинения вреда. Для действительности договора необходимо было: 1) согласие сторон; 2) соответствие его закону.

Договор мог быть прекращен:

Под причинением вреда стали понимать имущественный ущерб, наступивший в результате чьих-либо действий; нарушение правового запрета или правового установления независимо от воли причинителя.

Наследственное право. В наследственном праве произошли изменения. Агнаты и когнаты были уравнены в правах, поэтому за когнатами стало признаваться право на наследство. Наследовать могли родственники до 6-го колена, но ближайшая степень родства исключала последующую. Вводился принцип «обязательной доли» наследства. Завещание составлялось в письменном виде и в присутствии свидетелей.

Становление политико-правовой мысли в Древнем Риме

Становление и развитие политико-правовой мысли в Древнем Риме происходило под влиянием философии, правовой культуры, политических идей и законодательства Греции. Вместе с тем римляне подняли правовую теорию на невиданную высоту, распространив ее по всему миру, положив начало науке юриспруденции, сформулировав универсальные правовые принципы, используемые в законодательной деятельности и правосудии большинства стран мира. Огромное влияние на воззрения римлян оказал стоицизм.

Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).

Свое политико-правовое учение он изложил в диалогах «О государстве» и «О законах».

Цицерон отстаивал идею естественного происхождения государства. Заимствуя идеи Аристотеля и стоиков, он утверждал, что гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Первой причиной для объединения людей в государство послужила «не столько их слабость, сколько врожденная потребность жить вместе».

Осуществление государственной власти должно быть передано мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Стремление человека обладать собственностью естественно, а целью государства является охрана имущественных интересов граждан.

Государство есть дело народа, где под народом понимается «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право является основой государства, его определяющим началом: «…Если закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех, то на каком праве может держаться общество граждан, когда их положение неодинаково? И в самом деле, если люди не согласны уравнять имущество, если умы всех людей не могут быть одинаковы, то во всяком случае, права граждан одного и того же государства должны быть одинаковы. Да и что такое государство, как не общий правопорядок?…»

Не все представители рода человеческого включены Цицероном в понятие «народа». Ремесленники, мелкие торговцы не в состоянии понять интересов государства, а потому участвовать в управлении не должны.

Воззрения рабовладельческой аристократии получили свое практическое воплощение в деятельности римских юристов.

Светская юриспруденция как самостоятельная отрасль знаний сложилась в Древнем Риме во II-I вв. до н.э. Самыми известными юристами периода ранней империи были Гай, Папиниан, Павел, Цельс, Ульпиан и Модестин.

Право рассматривается юристами как искусство добра и справедливости, правосудие божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом.

В праве юристы выделяли три части: естественное право (ius naturale), право народов (ius gentium) и право граждан (ius civile).

Естественное право, по их представлениям, распространяется и на людей, и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными.

Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и ряд других установлений.

Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободными римлянами. Цивильное право, указывал Гай, является «собственным правом государства». Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления Сената, декреты принцепса и «мнения мудрых».

В отличие от Ветхозаветного «око за око, зуб за зуб», проповедовались смирение и непротивление злу насилием: «Никому не воздавайте злом за зло», «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас», «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас», «Ударившему тебя по щеке, подставь и другую»; и «Отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». Христиан призывают соблюдать не только заповеди, но и законы государства: «Посему закон свят, и заповедь свята, праведна и добра».

Христианство провозглашало принцип равенства: «ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса». Принцип всеобщего труда составлял один из важнейших постулатов новой религии: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»; «Насаждающий и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду».

Священники объявлялись единственными сведущими в христианском вероучении людьми, разрабатывается сложная система обрядов, служб, догм (некоторые были заимствованы из языческих римских культов).

Церковь настойчиво стремилась к союзу с императорской властью, последняя видела и свою выгоду. Церковь становилась все могущественнее, и с IV в. императоры уже вынуждены считаться с церковью и даже искать у нее поддержки. При императоре Константине христианство было объявлено равноправным с другими религиями (313 г.), а затем и господствующей (324 г.) религией.

Одним из основоположников теократической концепции, оказавшей огромное влияние не только на политико-правовую мысль, церковь и государственные институты, считается Аврелий Августин.

Божественным установлением являются частная собственность и имущественное неравенство.

В числе римских продолжателей стоической школы самым знаменитым считается император Марк Аврелий (121-180 гг.), наставник императора Нерона, и видный государственный деятель философ Луций Анней Сенека (4-65 гг.), Эпиктет (55-135 гг.).

Источник

Римское право

Римское право — это правовая система, которая существовала в Древнем Риме и Византии (Восточной Римской империи) с VIII в. до н. э. по VI в. н. э. Однако после падения Рима оно не исчезло бесследно, а наоборот, было воспринято другими государствами. Этот процесс восприятия и изменения называется рецепцией. Благодаря рецепции римское право стало отраслью современной правовой науки.

зарождение и развитие услуг в римском праве

Основной принцип римского права — это утверждение, что государство представляет собой результат установленной договоренности между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов в соответствии с правилами, принятыми заранее общим консенсусом. Этот принцип лег в основу республиканской формы правления, самой распространенной в наше время.

Римляне разделяли также публичное и частное право. Публичное, по словам Ульпиана, относится к пользе римского государства, частное — к пользе отдельных лиц. Именно частное право стало предметом рецепции.

Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода. Римское право представляет собой образец или прообраз правовых систем множества государств, особенно романо-германской правовой семьи.

зарождение и развитие услуг в римском праве

Образовавшиеся после распада Западной Римской империи новые, так называемые варварские, королевства продолжали применять римское право наравне со старинным правом обычая. Это делалось для укрепления власти. Составлялись сборники римского права, первый из которых был создан в государстве вестготов при Аларихе II.

Шесть веков только по этому сборнику и знакомились с римским правом, пока в XI в. не возобновилось его систематическое изучение. Занятия проводились в университетах, первым из которых был Болонский, основанный в 1088 г. Изучение римского права особенно усилилось в XVI в. во Франции, с укреплением королевской власти. Хорошо относились к нему и торговля, и Церковь.

зарождение и развитие услуг в римском праве

В Германии же, на территории которой сформировалась Священная Римская империя, в 1495 г. был учрежден общеимперский суд, который в первую очередь должен был применять римское право. Разумеется, оно претерпело изменения и стало называться современным римским правом.

Таким образом, римское право так же объединило народы Европы, как это сделал латинский язык. Сегодня его продолжают изучать в университетах всего мира.

зарождение и развитие услуг в римском праве

Некоторые правовые семьи

Цицерон — о государстве

зарождение и развитие услуг в римском праве

Политические и правовые идеи Цицерона, оратора и политика I в. до н. э., представляют собой ценный вклад в теорию государства и права. Еще в те далекие времена в своей книге «Государство» он писал: «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Источник

Римское право: основные этапы развития его форм (источников).

зарождение и развитие услуг в римском праве зарождение и развитие услуг в римском праве зарождение и развитие услуг в римском праве зарождение и развитие услуг в римском праве

зарождение и развитие услуг в римском праве

зарождение и развитие услуг в римском праве

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом. Оно отличается прежде всего необыкновенно широким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулирования. На базе римского права, отличавшегося большой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию. Римское право в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством. Кроме того, римское право пережило ту рабовладельческую государственность (Западную Римскую империю), на базе которой оно исторически сложилось и достигло наивысшего расцвета. Поэтому периодизация истории римского права, несмотря на ее теснейшую связь с важными событиями в политической жизни, не может быть сведена к периодизации Римского государства. В обширной литературе по римскому праву имеются различные варианты выделения главных и более дробных этапов его развития. Наиболее общей и удобной для учебных целей представляется следующая периодизация истории римского права:

3. Постклассический период (IV-VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).

Развитие источников права.

Источники права древнейшего периода.Преобладало квиритское право (узко национальное право, а также комментарии юристов к законам). Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм, связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм, связанных с деятельностью или с санкцией римского государства. Тем не менее понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения, клятвы и т.д.

зарождение и развитие услуг в римском праве

Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы, в том числе и Законы XII таблиц, которые завершались указанием на то, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона. С предложением о принятии нового закона в собрании обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе выделялись, как правило, три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т.е. правовые предписания, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый народным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме.

В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе решения чрезвычайной комиссии децимвиров были изданы, например, Законы XII таблиц. Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований вплоть до конца IV века до н.э. оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны.

Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Эти формулы существенно отклонялись от норм цивильного права, хотя формально претор должен был действовать в его рамках. Положения, которые содержались в эдиктах, сами не имели силу закона, но были обязательными, поскольку поддерживались преторской властью. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт своего предшественника, внося в него новые положения и отбрасывая устаревшие. Но поскольку основная часть эдикта сохранялась, преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, характеризовалось определенной преемственностью и стабильностью. Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, кот.в своем правотворчестве (при издании эдикта) обладал большой свободой усмотрения. Созданное преторами перегринов «право народов»применялось преторами перегриновкак право для чужестранцев в спорах между собой и с римлянами, нопослерасширения Рима стало «универсальным» и влияло на цивильное право, включало практику судебных магистратов и торговые обычаи иноземцев.Оно было не международным, а внутригосударственным, т.е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью. С установлением империи постепенно изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Формально преторы сохраняли право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким образом, содержание эдикта становилось неизменным, и он не порождал новых норм права. В связи с этим император Адриан решил кодифицировать преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (2 в. н.э.). Составленный последним эдикт (известный как эдикт Юлиана) был официально одобрен сенатус-консультом и получил название «вечного эдикта». Он стал обязательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и перестает быть источником новых правовых норм.

Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу I в. н.э. крайне редко принимали новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах вновь выросло значение сенатус-консультов (постановления сената), которые в предшествующий период (в эпоху поздней республики) не обладали правовой силой. В первой половине I в. н.э. сенатус-консульты обычно не имели санкций, но они приобретали обязательную силу благодаря эдикту претора. Но Адриан вновь вернул сенату законодательную власть, и сенатус-консульты стали выступать в качестве закона. Роль их как источника права возросла, поскольку они составлялись от имени принцепса(сначала – самый главный среди сенаторов, затем – так назывался император) и часто назывались по его имени. Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров,законодательство (конституции) императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:

Первоначально конституции императоров касались лишь вопросов публичного порядка (организации администрации, преступлений и т.п.), но постепенно они все более и более охватывали все сферы правового регулирования. Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых монархий.

Роль римских юристов в развитии права. Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенному их кругу давать ответы, имеющие официальное значение. Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т.е. обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья обязан был с ним считаться при вынесении решения.

Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового материала, составляют дигесты. По замыслу Юстиниана, его дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана. В случае возникновения спорных вопросов она обращалась за разъяснениями к Юстиниану, который издавал соответствующие конституции, составившие «50 решений». Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов, живших с I в. до н.э. по IV в. н.э. Более других в Дигестах цитируются Ульпиан, Павел, Папиниан и др. Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т.д. Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссылки на старые законы и сочинения юристов.

В основу Институций Юстиниана были положены сочинения Гая и некоторых других юристов. Определенное влияние на них оказали дигесты, а также ряд императорских конституций. Институции Юстиниана, хотя и в меньшей степени, чем Дигесты, отразили черты постклассического (позднеримского, византийского) права. Многие устаревшие правовые институты были из них исключены (например вышедшие из употребления формы брака, легисакционный и формулярный процесс и т.п.). С другой стороны, был включен ряд новых положений, относящихся к юридическому лицу, конкубинату, колонату и т.п. Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состоят из 4 книг.

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.

В 535-555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отразились уже особенности не римского права, а византийского общества и права. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *