зарождение и развитие теории прав человека

История прав человека

зарождение и развитие теории прав человека

Мысль о том, что у человека есть права и что они нуждаются в защите, возникла не вчера. Основным стимулом к её развитию послужили последствия двух мировых войн. Жертвы, понесённые многими народами, были настолько велики, что всерьёз заставили задуматься о будущем человечества. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека. Тридцать её статей содержат тот минимум прав, которым должен обладать каждый человек «без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». Впрочем, о Всеобщей декларации и других международных документах в области защиты прав человека мы будем говорить отдельно. Сейчас же проследим историю развития этой идеи.

Начнём с того, что действенная защита прав человека невозможна без признания равенства людей в своих правах. По крайней мере, в некоторых из них. Когда и кто впервые высказал эту мысль, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Она присутствует, например, в принципе талиона. Помните? «Око за око, зуб за зуб»: мера наказания должна соответствовать вреду, причинённому преступлением.

Принцип талиона присутствует практически во всех памятниках обычного права.

зарождение и развитие теории прав человека

Логично предположить, что такая трактовка справедливости в отношениях между людьми была присуща всем первобытным народам. Этнографы отмечают весьма своеобразные формы талиона. Скажем, в Эфиопии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на правонарушителя. Ну, а уж дальше как боги рассудят.

Кстати, идея равенства перед богами или судьбой также настолько древняя, что не представляется возможным определить, когда именно она возникла. Способ выбора решения (или человека) из нескольких возможных путём жребия основан именно на этой идее.

Что же касается первых писаных законов, то они достаточно последовательно придерживались этого принципа — равенства в ответственности. Чёткая фиксация наказаний (пусть даже очень жестоких) за определённые проступки значительно ограничивала возможность произвола властей. И в какой-то степени обеспечивала свободу человека. Ведь свобода — возможность делать произвольный выбор. А как его сделать, если не представляешь последствий тех или иных своих действий.

Вы уже, конечно, знаете о Законах Хаммурапи. Это самый древний (из дошедших до нас) кодекс правовых норм. Но не самые первые законы в истории человечества.

Задолго до вавилонского царя Хаммурапи, в конце XXIV века до нашей эры, лугалем (царём) шумерского города-государства Лагаш был избран Уруинимгина.

зарождение и развитие теории прав человека

Востоковеды называют его первым известным нам социальным реформатором в истории. Рассказ обо всех реформах Уруинимгины и дискуссии о степени их прогрессивности оставим историкам. Отметим другое: в законах, принятых в его правление, мы впервые встречаем слово «свобода». Уруинимгина заявлял, что восстановил «свободу в Лагаше».

В частности, было восстановлено самоуправление общин: «Начиная с северной границы области вплоть до моря чиновники суда не вызывали больше людей». Знатным лицам запрещалось захватывать дома и скот свободных общинников, рядовых воинов и вдов. Законы Уруинимгины охраняли граждан не только от воровства и убийств, но и от обмана чиновников при взимании налогов. Карался также сговор торговцев по установлению высоких цен.

Но всё же более осознанно к идее прав человека стали подходить мыслители и законодатели Древней Греции. Не будем повторять всё то, о чём мы говорили, изучая законодательство Спарты и Афин. Обратим внимание вот на какую вещь: мы с вами сейчас говорим о правах человека. То есть имеем в виду, что посредством законов государство должно защищать права не только своих граждан, но всех людей, которые находятся на его территории.

зарождение и развитие теории прав человека

Сейчас трудно представить, что эта идея кому-то могла казаться революционной. Разумеется, грабить и убивать иностранных подданных закон запрещает так же, как и своих сограждан.

Но на самом деле в сфере прав и свобод люди очень долго делились на «своих» и «чужих». У «чужаков» никаких прав не было. В обществознании есть такой термин — трайбализм. Он происходит от латинского слова tribus — «племя». Трайбализм — форма групповой обособленности, основанная на представлении об исключительности своего племени, этноса, о его доминирующей роли в прошлом и настоящем. Обычным следствием трайбализма является враждебность по отношению к другим группам — племенам, народам. И отказ от признания того, что у них могут быть (и должны быть) такие же права.

зарождение и развитие теории прав человека

Трайбализм естественен для замкнутых обществ. Любой чужак может рассматриваться как потенциальная угроза. Расширение связей между народами эту замкнутость разрушало. Прежде всего речь шла о торговых связях. Они приносили выгоду обеим сторонам, в них были заинтересованы. А значит, нужно было защитить тех, кто их осуществлял, — торговцев. Купец стал первым чужаком, чья имущественная и личная безопасность стала защищаться местными нормами.

Хотя, конечно, в античном сознании, как древнегреческом, так и древнеримском, идея прав гражданина преобладала над идеей прав человека. Метеки (переселенцы) в Древней Аттике были лично свободными людьми, но не пользовались гражданскими правами независимо от длительности проживания.

зарождение и развитие теории прав человека

Афинское гражданство не приобреталось по факту рождения. Гражданами становились лишь дети граждан. Метеки не имели также права приобретать в собственность недвижимое имущество, в первую очередь землю. Не могли обращаться к властям за защитой своих прав. Это мог делать только их покровитель, избранный из числа афинских граждан. Если такого представителя избрано не было, метеки наказывались лишением имущества.

Необходимость уравнения в правах многонационального и придерживающегося разных религий населения вплотную вставала перед великими завоевателями древности. С именем одного из них связывают первую в истории декларацию прав человека. По крайней мере, именно так этот документ в шестидесятых годах XX века назвал Мохаммед Реза Пехлеви, последний шах Ирана. Правда, далеко не все историки и политологи с ним согласны.

Но не будем более интриговать — речь идёт о Манифесте Кира. Его ещё называют «цилиндром Кира», из-за внешнего вида этого исторического документа.

зарождение и развитие теории прав человека

Кир Второй Великий — персидский царь, правивший в середине VI века до нашей эры. Став вождём племён персов, Кир возглавил восстание против мидийского царя. Мидия тогда властвовала и над персами, и над Урарту, и над частью Месопотамии. Амбиции Кира не ограничивались лишь этой территорией. В 539 году до нашей эры напора его армии не выдержал Вавилон, затем последовали и другие завоевания. Но именно после подчинения Вавилонского царства и был создан «цилиндр Кира».

Значительная часть клинописного текста, размещённого на нём, была посвящена обоснованию «правильности» захвата Вавилона. В общем, всё как обычно. Вавилонский царь Набонид причинил много обид верховному богу Мардуку, и тот сам нашёл Кира, чтобы внушить ему мысль избавить народ Вавилона от этого никуда не годного правителя. И народ, тоже осознававший необходимость этого, мирно, без сопротивления встречал нового царя-освободителя. Но среди всех этих велеречивых заявлений есть несколько важных для нас вещей. Обещание отменить рабство и провозглашение свободы вероисповедания: «Я объявляю, что буду уважать традиции, обычаи и религии народов моей империи».

Первым среди мыслителей древности чётко сформулировал идею естественности прав человека Домиций Ульпиан.

зарождение и развитие теории прав человека

По происхождению он был финикийцем, что не помешало его карьерному росту на государственной службе в Римской империи. Но во всемирную историю он вошёл как выдающийся юрист. Вспомним, что в 426 году его правовым сочинениям была придана обязательная юридическая сила. Из богатейшего наследия Ульпиана сейчас приведём лишь одну мысль: «Что касается цивильного (то есть гражданского) права, рабы считаются никем; не так, однако, в естественном праве, поскольку по естественному праву все люди равны».

зарождение и развитие теории прав человека

В том смысле, что каждый должен будет лично, независимо от своего социального или иного положения в земной жизни, нести ответственность во время Страшного суда. И Божьи заповеди, в отличие от средневековых законов, были одинаковы для всех.

Но именно в это время были сделаны первые попытки встроить в государственную власть сословное представительство, ограничить права монарха, ввести для него правила, которым он обязан был следовать. С самой удачной из этих попыток вы хорошо знакомы. Да, речь идёт о Великой хартии вольностей 1215 года.

Она требовала от королевских чиновников неукоснительного исполнения правовых норм. Монарх не должен был назначать судьями, шерифами, констеблями лиц, не знающих законов. Хартия провозглашала неприкосновенность имущества, назначение наказаний только по приговору суда, право подданных свободно покидать страну и возвращаться обратно.

зарождение и развитие теории прав человека

«Второй великой хартией» в Англии называют петицию о праве 1628 года. Это был документ, представленный королю Карлу Первому от имени обеих палат английского парламента. Во время Тридцатилетней войны монарх решил своей волей (без одобрения парламента) ввести принудительные займы (по сути, новые налоги) для поддержания прохудившейся государственной казны. Отказывающихся «одалживать» деньги государству отправляли в тюрьму. Палата о́бщин, которую Карл Первый вынужден был собрать после очередной военной неудачи, стала в оппозицию к королю. Несмотря на все угрозы, она заявила, что монарх нарушает права нации, и требовала, чтобы «ничья злая воля не осмеливалась нападать на них».

Противостояние Карла Первого с парламентом завершилось Английской буржуазной революцией. Король, не желавший следовать законам, закончил свою жизнь на эшафоте. А парламент в 1679 году принял Хабеас корпус акт. Согласно этому документу граждане, подвергшиеся задержанию или аресту, могли требовать, чтобы суд немедленно проверил законность этих действий.

А Билль о правах, принятый в 1689 году, вводил свободу слова и дебатов, подачи петиций королю, запрещал монарху изменять законы, устанавливать налоги. Виновные в преступлениях не должны были подвергаться жестоким и необычным наказаниям. Устанавливались также правила участия присяжных в судебных заседаниях.

зарождение и развитие теории прав человека

Все эти документы сыграли важнейшую роль в становлении прав человека. В них не просто перечислялись некоторые права, а закладывались процедуры, которые могли гарантировать их реализацию и защиту. Они ограничивали государственную власть в её действиях против личности. Подумайте над вопросом: почему именно в Англии раньше, чем в других странах, были приняты подобные законы?

Дело, начатое в метрополии, продолжалось в её заморских владениях. Правда, не во всех. В тех, где большинство населения составляли английские колонисты. Права человека (белого и свободного) защищали Законы и свободы Массачусетса, Хартия Пенсильвании, Декларация прав Вирджинии и другие подобные документы. Их логическим завершением после образования США и принятия Конституции этого нового государства стал Билль о правах 1791 года — десять конституционных поправок, которые перечисляли основные незыблемые права граждан Соединённых Штатов.

зарождение и развитие теории прав человека

Ещё одним важнейшим документом стала Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Французская революция закрепила традицию внесения прав человека в публичное законодательство. В XIX веке положения о правах личности были включены в швейцарскую, бельгийскую, итальянскую, датскую, австро-венгерскую, испанскую конституции.

А в 1864 году была принята первая Женевская конвенция об охране и облегчении участи раненых и больных воинов во время военных действий. Она стала первой серьёзной попыткой установления единых для всех государств стандартов международного права.

Выделим основные этапы развития идеи прав человека с древности до начала XX века.

Источник

Развитие теории прав человека: общее и особенное

зарождение и развитие теории прав человека зарождение и развитие теории прав человека зарождение и развитие теории прав человека зарождение и развитие теории прав человека

зарождение и развитие теории прав человека

зарождение и развитие теории прав человека

Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ.

§1. Этапы развития теории прав человека. Общее и особенное.

§2. Востребованность правового оформления прав ребенка.

ГЛАВА II. ПРОЦЕСС СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ.

§1. Формирование конвенционных и декларативных норм прав ребенка.

§2.Процесс закрепления в российском законодательстве международно-правовых стандартов о правах ребенка.

Введение

В настоящий момент проблемы прав и свобод человека занимает одно из ведущих мест в международных отношениях. Во многих международных договорах государства признают, что уважение прав и свобод человека является главным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития международного права и сотрудничества между всеми государствами. Все права человека универсальны, неделимы. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на равной основе, с одинаковым вниманием. Права ребёнка являются частью всеобщих прав человека. Несмотря на то, что ребёнок обладает такими же правами, что и взрослый, вследствие своего неполного физического и умственного развития он должен быть также обеспечен особыми правами.

Вопросы о правах детей являются ключевой категорией, определяющей положение ребенка во всём мире. До недавнего времени проблема защиты прав и интересов детей не рассматривалась на международном уровне, а соответствующие вопросы решались в семье, на местном и национальном уровнях. Защита прав ребёнка в значительной степени обусловлена тем, насколько общество осведомлено о правах детей и о механизмах их реализации и защиты.

Вопросы о правах ребенка являются актуальными. В настоящее время положение детей осложнилось: незаконная торговля, контрабандный провоз, похищение, сексуальная эксплуатация, коммерческое использование здоровья детей стали повседневной реальностью во всем мире. Миллионы детей заняты трудом, который препятствует их развитию и образованию, а также лишает их средств существования в будущем. Многие из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, которые причиняют необратимый физический или психологический вред либо даже угрожают их жизни. Все это является глобальным нарушением прав ребенка.

Объектом дипломной работы являются международные отношения, права и обязанности государств в области международной защиты прав и интересов детей.

Предметом исследования являются нормы международного права, касающиеся защиты прав детей.

Цель: исследование данных международных стандартов в области прав ребенка процесс их создания, реализации, их правовое положение и роль в мировом сообществе. Исследование норм российского законодательства в области прав ребенка, созданных на основе международно-правовых стандартов.

Задача: рассмотрение основных положений международного права, этапы его развития, становление международно-правовых документов о правах ребенка и их влияние на российское законодательство.

В работе идет речь о теории прав человека, ее развитии, востребованности международно-правового закрепления прав ребенка (от Всемирной Декларации о правах человека до Конвенции о правах ребенка). Углубленное рассмотрение декларативных и конвенционных норм о правах ребенка; анализ российского законодательства о правах ребенка.

Глава I. Теория прав человека и ее применение в международном праве

Развитие теории прав человека: общее и особенное

В разные исторические эпохи понятия, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. До начала ХХ века, права человека регулировались исключительно государственным правом. Государства – участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся только к их внутренней юрисдикции.

зарождение и развитие теории прав человека

Внутренние границы юрисдикции государств не являются неизменными, они исторически подвижны. Государства самостоятельно устанавливают пределы таких ограничений, подвергая международно-правовому регулированию те или иные вопросы внутригосударственных отношений. Старое, традиционное международное право, рассматривая взаимоотношения между государством и его гражданами как входящие в его внутреннюю юрисдикцию, делало лишь одно исключение. Считалось правомерным применением силы в «гуманных целях» вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке для защиты жизни и имущества своих граждан, находившихся на территории другого государства.

Право на «гуманитарную» интервенцию основывалось на том, что каждое государство якобы имеет международные обязательства гарантировать основные права и свободы, где бы они не нарушались.

Исходя из того, что за абстрактным человеком независимо от принадлежности его какому-либо государству признаются определенные права и свободы, основоположник науки международного права голландский юрист Гуго Гроций в работе «О праве войны и мира», изданной в 1625 году, оправдывал так называемые справедливые войны ради защиты чужих подданных, если над ним творят «явное беззаконие».

Ученые того времени широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека: профессор Петербургского университета Ф. Мартенес писал: «все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью».[1] Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и вероисповедания.

Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности интервенции по мотивам «гуманности» для защиты основных прав и свобод человека разделялась большинством юристов как в XVIII, так и в XIX веке.

Разделяя точку зрения о законности интервенции, ряд ученых считали, что право на «гуманитарную» интервенцию возникает не в одностороннем порядке, а в результате решения группы государств. Ф. Лист: «Нельзя согласиться с тем, что право вмешательства существует также и в том случае, когда, по мнению отдельного государства, даже вполне основательному, вторжение представляется для охраны общих интересов человечества. Право вмешательства может быть представлено совместно несколькими государствами (коллективное вмешательство)».[3]

Доктрина гуманитарной интервенции широко использовалась в то время в практике международных отношений. Она служила одним из многих «обоснований» для порабощения «нецивилизованных» народов. Кроме того, во имя «гуманных» целей, под предлогом «защиты» национальных и религиозных меньшинств проходила борьба европейских государств за раздел и передел уже поделенного мира. «Право на вмешательство» закреплялось во многих международных договорах и соглашениях этого периода истории.[4]

После Первой мировой войны и образования Лиги Наций право государства на интервенцию подверглось определенным ограничениям.

Если в период, предшествующий учреждению Лиги Наций, международное право практически признавало право государства на войну, которое обосновывалось различными предлогами, то Статус Лиги Наций существенно ограничивал право государств – членов Лиги Наций прибегать к войне и предусматривал санкции в отношении ее членов, которые будут воевать в нарушение постановлений Статуса.

После Первой мировой войны союзными и объединившимися державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и Турцией, в которых эти государства брали на себя обязательство представить лицам, принадлежащим к меньшинствам по расе, религии, языку те же права, что и остальным своим гражданам.

Соответствующие обязательства позднее приняты были также Албанией, Ираком, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией при вступлении их в Лигу Наций путем односторонних деклараций Совету Лиги.

Главные союзные и объединившиеся государства не брали на себя никаких обязательств о предоставлении меньшинствам, проживающим на их территории тех же прав, что и всем своим гражданам. Они выступали только в роли гарантов созданной системы и не были связаны какими-либо обязательствами перед Лигой Наций. Поэтому некоторые государства – члены Лиги Наций – расценивали договоры о меньшинствах как несовместимые с суверенитетом государств и открывающие лазейки для вмешательства в их внутренние дела.

Обязательства государств по защите прав меньшинств были поставлены под гарантию Лиги Наций. Согласно п. 12 Договора с Польшей (и аналогичными статьями других соглашений) каждый «член Совета Лиги Наций имел право обращать внимание Совета на всякое нарушение какого бы то ни было из этих обязательств… Совет мог предпринимать такие меры, какие покажутся для данного случая подходящими и действенными. В случае расхождения мнений по вопросам права … расхождение это будет рассматриваться как спор, имеющий международный характер», подлежащий передаче «Постоянной палате Международного Суда. Решение Постоянной палаты не будет подлежать апелляции, и будет иметь ту же силу и значение, что и решение вынесенное в силу ст. 13 Статуса».

Согласно же ст. 13 Статуса члены Лиги имели право прибегать к войне против государств, которые не выполняли «добросовестно вынесенные решения». [5]

Государства – члены Лиги Наций не ставили перед собой задачу выработать универсальный международный документ, который содержал бы положение об уважении и соблюдении хотя бы элементарных прав и свобод человека.

В период, предшествующий созданию ООН, ограниченным числом государств были заключены первые международные соглашения, в которых в той или иной степени регулировались некоторые вопросы обеспечения прав человека. К их числу относятся договоры, конвенции, содержащие положение о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и языковых меньшинств, а также ряда прав человека в период вооруженных конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы защиты прав человека, а обеспечение некоторых прав личности.

В ходе Второй мировой войны обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее итоги показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой.

Создание Организации Объединенных Наций и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который положил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.[6]

Как известно, Организация Объединенных Наций возникла как ответ народов на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы Второй мировой войны.

Устав ООН, не конкретизируя понятия прав человека, содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии полов, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, вероисповедания (т.е. свобода совести, и т.п.).[7]

Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные демократические свободы в той или иной ее части, в которой говорится о стремлении членов организации «содействовать социальному прогрессу… при большей свободе».

Резолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в области прав человека и усовершенствования существующих.

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН организовал в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека.

Проект Декларации прав человека, подготовленный Комиссией был передан через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.

Всеобщая Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и носила лишь рекомендационный характер. Не являясь международным договором, Декларация не может рассматриваться как юридический обязательный документ. При оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором в нормотворческом процессе значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Права и свободы, провозглашенные во Всеобщей Декларации, рассматриваются в настоящее время государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм.

На сегодняшний день принят большой комплекс международных соглашений, которые содержат систему принципов и норм, касающихся прав человека.

На сегодняшний день Совет Европы является не только одной из старейших и крупнейших организаций мира, но и авторитетнейшей региональной структурой в деле защиты прав человека.

Это не случайно. Ведь как никакая другая организация, он имеет возможность учитывать большую часть особенностей региона, и европейское традиционное отношение к проблеме прав человека.[9]

Конкретным результатом работы этой организации за годы существования служит принятие более 180 конвенции, в том числе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В международном плане Всеобщая Декларация послужила источником вдохновения для создания различных международных пактов, договоров о правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Интернационализация прав человека постепенно наметилась во всех европейских странах, несмотря на сдержанность некоторых государств.

Европейская Конвенция закрепила принципы коллективного обеспечения прав человека.[10]

41 государство – член Совета Европы ратифицировало эту Конвенцию 31 мая 2001 г. (Россия – 1 сентября 1998 г.).

В основу Конвенции заложены два принципа – сотрудничество и строго конфиденциальный характер работы. Ее цель – помощь государствам в усилении защиты задержанных, а не их осуждение.

Неправительственные организации могут принимать активное участие в рамках Конвенции, посылая информацию об условиях содержания людей в местах лишения свободы, что является существенным фактором при подготовке визитов в государства – члены Совета Европы.

Европейская социальная хартия была создана как аналог Европейской конвенции по защите прав человека в социальной сфере. За прошедшие десятилетия действие Хартии (с 1961 года) контрольный механизм ее соблюдения договаривающимися государствами претерпел некоторые изменения. Новая редакция Хартии содержит более широкий спектр прав и представляет собой более усовершенствованный документ. Так, вводится система подачи коллективных жалоб на нарушения, имеющие отношения к Хартии. Новый механизм позволяет европейским и местным организациям работодателей и трудящихся, а также неправительственным организациям подавать коллективные жалобы в органы, контролирующие исполнение положений Хартии. В нынешнее время этот контроль осуществляет Секретариат Европейской социальной Хартии.[11]

Рамочная конвенция по защите прав национальных меньшинств была принята в 1995 г., вступила в силу с 1 февраля 1998 г. (в России – с 1 декабря 1998 г.). Эта Конвенция стала первым в истории юридическим обязательным многосторонним документом, посвященным защите интересов национальных меньшинств.

Комитет министров Совета Европы уполномочен осуществлять контроль за соблюдением Рамочной конвенции. Ему оказывает поддержку Консультативный комитет, члены которого обладают признанной компетентностью в области защиты национальных меньшинств.[12]

Совместно с Советом Европы проблемами прав человека занимается Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Оно объединяет все государства Западной и Восточной Европы, США и Канаду, является самой Крупной региональной организацией и была создана в Хельсинки 3 июля 1973 года. В конце 1994 года было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ являются частью так называемого человеческого измерения ОБСЕ.[13]

Обязательства в области человеческого измерения, возникшие в рамках ОБСЕ, можно охарактеризовать как всеобъемлющие, иногда даже «проникающие» по своему характеру.

Стремлением Российской Федерации включиться в европейские интеграционные процессы стала Заявка на ее выступление в Совет Европы, которая была подана в 1992 г.

Еще до принятия в Совет Европы в стране велась интенсивная работа по приведению российского законодательства в соответствие с европейскими требованиям. Именно с того времени на правовую систему Российской Федерации усилилось влияние Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которое стало определяющим в связи с подачей заявки России по вступление в Совет Европы (7 мая 1992 года).[14]

Вывод §1Главы I

В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод не были одинаковыми. Вплоть до начала XX века права человека реализовывались внутригосударственным правом. После Первой мировой войны и образования Лиги Наций разрабатываются специальные международные меры для защиты религиозных, этнических и языковых меньшинств, происходит заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. Целью этих соглашений являлось обеспечение некоторых прав человека.

В ходе Второй мировой войны обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Сознание Организации Объединенных Наций и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство по соблюдению основных прав и свобод человека.

Также источниками европейской системы являются:

— Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (1987);

— Рамочная конвенция защиты национальных меньшинств (1995).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *