зарубежное регионоведение и международные отношения в чем разница

Юрий Булатов: «Факультет Международных отношений — это визитная карточка МГИМО!»

зарубежное регионоведение и международные отношения в чем разница

Юрий Алексеевич, факультет Международных отношений — это легенда, визитная карточка МГИМО. Он широко известен в России и во всем мире. И, конечно же, у факультета есть свои традиции. Какие они?

Факультет обладает уникальным составом преподавателей иностранных языков. Всего на факультете преподается более 50 иностранных языков, включая редкие европейские и восточные. «Книгой рекордов Гиннесса» мы признаны вузом с преподаванием самого большого количества государственных иностранных языков. Знание редких иностранных языков позволяет выпускнику факультета стать уникальным специалистом по странам Европы, Америки, Азии и Африки не только в России, но и за рубежом.

На факультете существует два направления — «Зарубежное регионоведение» и «Международные отношения». В чем различие программ? Как абитуриенту выбрать программу?

Раньше факультет был поделен на две части (). Сейчас также существует два отделения: «Дипломатия и политика зарубежных стран» и «Международные отношения» (по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Международные отношения» соответственно). Это обусловлено структурой, которая существует в МИДе и предусматривает деление на региональные и функциональные департаменты.

Программа отделения «Дипломатия и политика зарубежных стран» по направлению «Зарубежное регионоведение» у нас традиционная, она существует с 1943 года. Поэтому она обкатана, находится в постоянном движении и совершенствуется. Большинство выпускников именно данной программы идет на работу в МИД России, где они крайне востребованы, студенты приходят со знанием редких языков. На факультете ведется подготовка международников со знанием европейских, восточных и африканских языков с обязательным изучением английского.

С сентября 2011 г. на факультете действует еще одно отделение — совместная программа факультета Международных отношений и Международного института энергетической политики и дипломатии. Эта программа составлена на базе традиционных курсов факультета, а также специализированных курсов МИЭП. Думаю, что в результате мы получим весьма подготовленных в области энергетической дипломатии.

То есть программа «Зарубежное регионоведение» больше подходит тем студентам, кто ориентируется на дальнейшую карьеру в МИД России?

Во многом это так. Видите ли, многие студенты при поступлении на факультет задаются вопросом, куда лучше подавать документы — на отделение «Дипломатия и политика зарубежных стран» или на «Международные отношения»? Предпочтение первоначально отдается «Международным отношениям». Это в первую очередь объясняется тем, что там изучают «международные» языки — английский, французский, немецкий. По направлению «зарубежное регионоведение», как правило, изучаются редкие языки, а это не каждому по плечу. Студенты сосредоточены на глубоком изучении конкретного региона и страны. Но когда речь идет о поступлении на работу в МИД, с традиционным набором европейских языков сталкиваются с большей конкуренцией, выбор идет между ними и студентами с других факультетов и институтов. Регионоведам в этом отношении гораздо проще. Поэтому те, кто хочет посвятить себя работе на дипломатическом поприще, учат редкие языки и совершенствуют себя в исследованиях избранного региона. Выпускники факультета МО со знанием редких языков, той или иной страны и региона наиболее востребованы для работы в МИД России.

При поступлении ваши студенты уже знают, чего они хотят в плане карьеры и достижений?

На факультете ведется серьезная языковая подготовка студентов. Как студенты совершенствуют свои знания вне стен института?

, студенты ездят на стажировки, в ходе которых шлифуют свои знания. Важно отметить, что стажировки во время обучения на Факультете предполагают поездки в регион и изучаемые страны несколько раз. Обычно на три месяца, полгода, год.

, участие в мероприятиях, проводимых факультетом и МГИМО в целом. Речь не идет только о встречах с официальными лицами, хотя эта форма работы является составной частью подготовки международников. Большое внимание уделяется проведению языковых вечеров. Например, на факультете проводятся арабские, турецкие, греческие вечера, созданы испанские и итальянский театры, ведут активную деятельность научные студенческие клубы и сообщества. Все это важно и нужно, поскольку позволяет познакомиться с современной культурной жизнью изучаемой страны и ее литературой. В итоге мы получаем активную, насыщенную событиями студенческую жизнь. В то же время, это еще одна из форм погружения в будущую профессию. Ребята обычно с удовольствием участвуют в этих мероприятиях.

Наверное, на Факультете много ярких личностей?

В прошлом году факультет МО отметил свой юбилей. Оценивая этапы большого пути, хотелось бы особо подчеркнуть, что яркие личности у нас были всегда, и в первую очередь это наш золотой фонд — состав МГИМО. На нашем факультете преподают известные ученые и уникальные специалисты, включая дипломатов в ранге Чрезвычайных и Полномочных Послов России, заслуженных деятелей науки Российской Федерации, историков, страноведов, экономистов, лингвистов.

Однако яркие личности воспитываются смолоду. Суть проблемы заключается в поиске талантливых студентов — как отобрать и определить потенциально «яркую» личность, способную выдержать непростую учебу на факультете. Мы используем имеющиеся у нас возможности и ресурсы. На факультете активно действует система довузовской подготовки. Также у нас проводятся олимпиады — к примеру, олимпиада по истории. Ее призеры и победители получают высший бал по данной дисциплине при поступлении в МГИМО.

Я бы сказал, что наши яркие личности из числа абитуриентов — это таланты всероссийского масштаба. В 2013 в России 78 человек стали победителями всероссийской олимпиады по истории и, что для нас важно, 27 из них поступили в МГИМО, причем большинство выбрало факультет Международных отношений. Каждый из них — яркая личность, а все вместе они образуют «созвездие». Беспокоит, правда, зачастую слабая подготовка по языкам. Ребятам приходится много работать, уже будучи студентами. Не всегда этот процесс проходит безболезненно. Но самое главное — это не только поступить в университет, но и стать хорошим специалистом в избранной области, не ошибиться в выбранной профессии.

Со своей стороны мы активно поддерживаем и поощряем целеустремленных и талантливых студентов. Отличники учебы получают высокие стипендии, в том числе именные стипендии Президента России, Правительства РФ, министра иностранных дел России, мэрии г. Москвы, именные стипендии известных российских ученых, Благотворительного фонда В.Потанина, ряда ведущих российских банков. На нашем факультете премируются победители конкурсов переводчиков, студенческих олимпиад, авторы лучших научных докладов на студенческих конференциях. Лучшие студенты факультета имеют возможность пройти летнюю ознакомительную и преддипломную практику в центральном аппарате МИД России. Студенты выпускного курса получили также возможность проходить преддипломную практику в администрации Президента России.

Как вы видите развитие факультета?

Источник

Выбор программы: зарубежное регионоведение в РАНХиГС

зарубежное регионоведение и международные отношения в чем разница

РАНХиГС буквально пленил меня своей атмосферой, жизнерадостными лицами студентов и профессорами, которые были рады рассказать о своих факультетах и направлениях. Меня буквально бросало из одной стихии в другую: я не могла выбрать между международными отношениями, журналистикой, зарубежным регионоведением и государственным и муниципальным управлением. Однако при знакомстве со студентами ИГСУ (Института государственной службы и управления) и деканом факультета международного регионоведения и регионального управления в приемной комиссии мой выбор был сделан окончательно. Декан факультета — Валентина Вячеславовна Комлева. Честно говоря, я никогда до этого не видела в человеке столько любви к своей программе.

Я набрала достаточное количество баллов, чтобы быть уверенной в том, что я поступлю, но волнение оставалось до окончательного выставления списков поступивших.

Однозначно, да. Университет включает в себя 4 отделения, 17 кафедр, 22 научных центра и 9 научных лабораторий. В нашем институте проводятся дискуссионные клубы, конференции и моделирования, различного рода постановки и концерты.

Здесь есть несколько библиотек. Каждая библиотека оснащена всей необходимой электроникой и у каждой свой дизайн, что позволяет выбрать наиболее комфортную именно для себя.

Кроме того, у нас проходит масса общеакадемических мероприятий, организуемых студенческим советом академии, в который входят самые активные студенты вуза, желающие тренировать свои профессиональные навыки и получать новые знания и умения. Я тоже вхожу в студенческий совет. РАНХиГС — действительно рай для таких активных и увлеченных студентов, как я.

Возможно, через 20-30 лет вы сможете увидеть именно меня в качестве представителя Российской Федерации на заседаниях ООН.

Зарубежное регионоведение ИГСУ имеет два профиля: информационно-аналитическое обеспечение международного сотрудничества и управление международными проектами и программами. Я выбрала именно управление международными проектами и программами. Помимо прочего, этот профиль включает программы международного сотрудничества. Работники посольств, эксперты по экономическим или политическим особенностям того или иного региона, аналитики и прогнозисты, работники международных организаций, органов государственной власти и муниципального управления — далеко не все, кем может работать зарубежный регионовед.

Программа предусматривает изучение двух иностранных языков. Английский обязателен, а второй иностранный язык — французский, немецкий, испанский или итальянский — можно выбрать. Соответственно, при выборе второго иностранного языка студент выбирает и регион своей дальнейшей специализации. Кроме того, мы изучаем регионоведение, религиоведение, международное право, международные экономические отношения и многие другие дисциплины, которые позволяют студенту не только углубить и довести до совершенства знания о своем регионе, но и быть в курсе ситуации во всем мире. Ведь, зная культурные и экономические особенности страны, мы можем найти правильный подход при ведении переговоров и составлении программы международного сотрудничества.

Если говорить про минусы, то для каждого они свои. Для кого-то это длинная очередь в столовой или наличие слишком большого количества изучаемых дисциплин, необходимость переходить из корпуса в корпус или огромное количество проводимых конференций на территории академии. Я для себя выделяю только один минус, и он состоит в том, что студент чисто физически не может посетить все проводимые мероприятия академии из-за их широкого выбора. Каждая неделя настолько наполнена концертами, заседаниями и конференциями, что побывать на всех просто нереально. Мероприятия студенческого совета, научного студенческого общества, студенческих советов факультетов и студенческого спортивного клуба «Cенатор» — это наша настоящая студенческая жизнь, и ее настолько много, что у простого рядового студента, не состоящего в студсовете, просто разбегаются глаза от всех мероприятий.

Название «зарубежное регионоведение» говорит само за себя. Мы изучаем региональные особенности — политические, экономические, культурные. Сильный акцент делается на изучении истории стран и правовых особенностей региона, на общих дисциплинах и на изучении иностранных языков. Моим любимым предметом было международное право. Оно включает также изучение международных организаций и международных отношений. Для меня это было важно и актуально, так как я сама являюсь главным организатором проекта «Модель ООН РАНХиГС». Невероятно интересно проходили занятия по регионоведению и истории Европы. Уже со второго курса у нас идет разделение дисциплин по выбранным профилям. Это дает преимущество при выборе программы магистратуры.

Модель ООН — это ролевая игра, в ходе которой студенты и учащиеся старших классов в течение пяти дней воспроизводят работу органов Организации Объединенных Наций. Участники Модели ООН — делегаты, председатели, наблюдатели и эксперты — выступают в роли официальных представителей стран-членов ООН и членов международных организаций, которые приехали на конференцию для обсуждения вопросов, стоящих на повестке дня их комитета. На Модели делегаты абстрагируются от личной точки зрения и отстаивают официальную позицию представляемой ими страны. Конечная цель каждого комитета — принятие резолюции по данному вопросу.

Каждый студент сможет почувствовать себя делегатом той или иной страны. Это отличный шанс для каждого из студентов набраться опыта в ведении деловых переговоров и отстаивания своей позиции. Я считаю, что каждый студент должен попробовать себя в обсуждениях мировых вопросов для того, чтобы стать хорошим государственным деятелем и уверенно чувствовать себя на международной арене.

Уже третью сессию заседаний Модели ООН РАНХиГС я являюсь генеральным секретарем данной конференции. За два года существования проекта мы смогли повысить количество участников от 100 до 300 человек. Мы моделируем 7 комитетов на русском, английском и французском языках.

Каждое занятие мы углублялись в мировые религии, их особенности и отличия друг от друга. Мы изучали тотемизм, магию, шаманизм, такие религии, как иудаизм, христианство и ислам, различные ответвления от них и изменение религий в зависимости от времени и региона. Мы узнали, с чего все начиналось, как человечество реагировало на религии в разные эпохи и как они воспринимаются сегодня. Как известно, религия с давних времен имеет очень сильное влияние на человека и принимаемые им решения, поэтому в нашей профессии невероятно важно знать, что разрешено и запрещено в той или иной религии. Это важно учитывать при выборе дресс-кода на переговорах, при ведении диалога и выборе способа общения.

Вообще это очень увлекательная дисциплина, по прохождению которой история страны становится намного понятнее и доступнее. Уже можно четко определить, какие из правителей не отступали от своей религии и жили предоставленными канонами и заповедями, а кто больше следовал девизу «я сам себе царь». И даже, анализируя современные ситуации на международной арене, мы видим влияние религии на жизнь человечества.

Для меня, как, думаю, и для большинства студентов после окончания бакалавриата первоочередным делом является поступление на магистратуру. В дальнейшем я надеюсь получить работу в государственных органах и работать для продвижения имени и повышения статуса нашей страны. Также я рассматриваю для себя работу в ООН, так как действительно ценю деятельность данной организации и очень увлечена работой на международной арене. Возможно, через 20-30 лет вы сможете увидеть именно меня в качестве представителя Российской Федерации на заседаниях ООН. Конечно, пока это только мечты, но, почему бы и нет?

Источник

В процессе учебы гарантируется увлекательный процесс преподавания, который поможет изучить несколько иностранных языков, побывать на практике заграницей, устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу.

Описание специальности «Зарубежное регионоведение»

Кафедра подготавливает специалистов для конкретного региона. Окончив высшее учебное заведение, можно проявить себя консультантом по политической ситуации изучаемого региона, экономического статуса, историческим и культурным ценностям и др.

зарубежное регионоведение и международные отношения в чем разница

Выделяют несколько специализаций, по следующим регионам:

Содружество независимых государств (СНГ).

Крупные Вузы России для обучения по специальности

Получить профильную специальность можно не только в учебных заведениях Москвы, а также и в других регионах. Специальностью можно владеть в 73 региональных университетах 21 города России.

ТОП 8 ведущих высших образовательных учреждений России

зарубежное регионоведение и международные отношения в чем разница

Первая позиция по праву принадлежит Московскому государственному университету имени М. В. Ломоносова с рейтингом 647 балла.

Второе место занимает Московский НИУ «Высшая школа экономики» – 606 рейтинг.

Третью позицию занимает Национальный исследовательский государственный университет из Томска – 568 рейтинг.

Четвертую позицию удерживает Ростовский Южный федеральный университет с рейтингом 557 баллов.

Пятое место отведено Санкт-Петербургскому политехническому университету Петра Великого с рейтингом – 548 баллов.

Шестое место у Екатеринбургского Уральского федерального университета имени Б. Н. Ельцина – 547 рейтинг.

Седьмая позиция у столичного Российского университета дружбы народов (РУДН) – 546 баллов.

Восьмое место принадлежит Московскому государственному институту международных отношений (университет) (МГИМО) – 536 баллов.

Какие экзамены сдают абитуриенты

Высшие учебные учреждения имеют право вводить сдачу дополнительных наук для приема на факультет.

зарубежное регионоведение и международные отношения в чем разница

Традиционные вступительные испытания по следующим наукам:

русский язык – обязателен;

история – профильный предмет, на усмотрение вуза;

география – на усмотрение вуза;

обществознание – на усмотрение вуза;

иностранный язык – на усмотрение вуза.

Сроки обучения и формы обучения

Длительность обучения, после завершения СОШ, составляет четыре года, а по окончании присваивается ученая степень «бакалавр».

зарубежное регионоведение и международные отношения в чем разница

Отдельные вузы могут предлагать дистанционное обучение, но такая система возможна, если уже есть профильное образование.

Ряд высших учебных заведений предлагают продолжить обучение и поступить в магистратуру.

Магистратура дает ряд преимуществ: облегчение поступления в аспирантуру, получение более углубленного и фундаментального опыта, полагаться на более значимую должность и достойной вознаграждение, так как хорошие регионоведы всегда имели высокий спрос на российском и зарубежном рынках труда.

Кем можно работать после обучения

Сфера деятельности регионоведов весьма обширна, выпускники могут работать в любой из них:

зарубежное регионоведение и международные отношения в чем разница

исторические и археологические исследования;

Источник

Зарубежное регионоведение и международные отношения в чем разница

Лекция 2. Мировая политика, регионоведение и международные отношения как научные и учебные дисциплины

1. Мировая политика: реальность, область н аучных исследований и учебная дисциплина

Курс по мировой политике входит в число обязательных курсов для бакалавров согласно при­нятому в 2009 г. государственному образовательному стандарту по международным отношениям. В целом сложился набор тем, кото­рые составляют основу учебного курса по мировой политике :

— взаимоотношений между различными акторами (государства, меж­правительственные организации, неправительственные организации, транснациональные корпорации, террористические сети и т.п.).

3) Наконец, согласно третьему подходу, разделение мировой политики и международных отношений как научных направлений не имеет смысла, так как между ними нет существенных различий.

2. Регионоведение как научная и учебная дисциплина

В Советском Союзе в условиях господства исторического мате­риализма и классовой теории при исследованиях и преподавании международных отношений нередко больше внимания уделялось страноведению и регионоведению. В США высшее образование в годы холодной войны также во многом было ориентировано на подготовку регионоведов-практиков. Однако в настоящее время ситуация в Америке меняется: студенты не хотят тратить годы на изучение редких языков, истории и культуры отдельных регионов, если процессы глобализации постепенно сглаживают различия, а английский распространен в качестве языка международного обще­ния. Считается, что стать хорошим политологом-международником можно, лишь изучая теорию. В России по-прежнему вузы выпускают много регионоведов, которые могут найти себе работу и в бизнесе, а вот общетеоретическое образование популярностью у студентов не пользуется.

Что же такое регионоведение и какие регионы оно изучает?

Изначально исследователи признавали, что самая главная проблема в регионоведении — это определение границ конкрет­ных регионов, потому что нужно выбрать критерии — учитывать ли географические, политические, культурные основания? Одним из классических считается определение международного региона, предложенное в 1967 г. американским политологом-международником Брюсом Рассетом, который сформулировал три критерия для выделения региона :

— географическая близость и одновременно обособленность от других регионов ;

— взаимозависимость в сфере экономики ;

— однородность составляющих его стран с точки зрения культуры и ценностей.

Годом позже в 1968 г. Джозеф Най предложил следующее определение региона в широком смысле: ограниченное количество государств, связанных географически, а также степенью взаимной зависимости. Международный регионализм Дж. Най пред­ложил понимать как формирование межгосударственных ассоциаций или групп на базе регионов.

Широкое определение региона дает один из ведущих российских востоковедов А.Д. Воскресенский: определенная территория, представляющая собой сложный территориально-экономический и национально-культурный комплекс, который может быть отграничен признаком наличия, интенсивности, многообразия и взаимосвязанности явлений, выражающихся в виде специфической однородности географи­ческих, природных, экономических, социально-исторических, национально-культурных условий, служащих основанием для того, чтобы выделить эту территорию.

Эксперт по постсоветскому пространству А. В. Мальгин опреде­ляет международно-политический регион как совокупность явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, объ­единенных общей логикой таким образом, что эта логика и ко­ординаты ее существования являются взаимообусловленными.

А.Д. Воскресенский определяет региональную подсистему международных отношений как совокупность специфических взаи­модействий подсистемного типа, в основе которых лежит общая регионально-географическая, социально-историческая и политико- экономическая принадлежность.

Для тех, кто изучает политологию, важно знать, что выделяются не только международно-политические, но и внутригосударствен­ные регионы. Так, в учебнике «Мир политической науки» под редакцией известного российского политолога А. Ю. Мельвиля указывается, что в политологии под регионом в общем виде по­нимают систему институтов и организаций, действующих на опреде­ленной территории, которая представляет собой фрагмент территории государства.

Иными словами, в политической науке регион рассматривается как одна из единиц территориальной структуры нации-государства, и ее анализ осуществляется на субнациональном уровне. Изучением внутриполитических регионов занимается политическая регионалистика, субдисциплина политологии.

Для продолжения образования за рубежом важно знать, что «регионоведение» соответствует английскому «агаг studies », в то время как « regional studies » — это социально-экономическая регионалистика, наука, изучающая территориальную организацию экономики, хо­зяйственной деятельности и экономическое районирование; часто данный термин употребляется в словосочетании « regional and urban studies », т.е. буквально «региональные и городские исследования». Однако в последние годы в зарубежном сообществе политологов-международников наблюдается тенденция к использованию термина «regional studies » для обозначения именно регионоведения.

Хотя с определением международно-политического региона и возникают некоторые сложности, с регионоведением как науч­ным и учебным направлением ясности больше. В опубликованном в 1952 г. исследовании ЮНЕСКО по регионоведению известный французский исследователь Жан-Батист Дюрозель дает следующее определение регионоведения: научное изучение региона, представляющего собой некоторую политико-социальную общность, с целью понять и объяснить его место и роль в международном обществе.

А.Д. Воскресенский определяет регионоведение следующим об­разом : комплексная, интегральная социально-экономическая дис­циплина, изучающая закономерности процесса формирова­ния и функционирования социально-экономической системы регионов мира с учетом исторических, демографических, на­циональных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в междуна­родном разделении труда и системе (подсистемах) междуна­родных отношений.

3. Международные отношения как научная и учебная дисциплина

Термин «международные отношения» может использоваться как для обозначения реальности (взаимодей­ствия между государствами), так и для названия научной и учебной дисциплины. Дисциплина также часто называется международно-политические исследования или международно-политическая наука.

Системный подход и система международных отношений в определениях российских исследователей

М. А. Хрусталев:

«Уже сам термин «системный подход» предполагает рассмотрение международных отношений как системы, т.е. как некоего организован­ного целого, отграниченного от своего окружения (среды). Общепри­нятое определение понятия «система» — устойчивая совокупность вза­имосвязанных элементов, образующих некоторую целостность. Исходя из этого, можно выделить три уровня анализа :

(1) состав — элементы;

(2) внутренняя структура — взаимосвязи между ними и

(3) внешняя структура — взаимосвязи со средой.

Л. Д. Богатуров:

Н. Е. Клейменова:

«В рамках системного подхода международные отношения рас­сматриваются как самостоятельная реальность и внутренне целостный историко-политический процесс с присущими только ему специфиче­ской формой и закономерностями развития. В основе этого процесса, направленного в сторону все большей его упорядоченности и управ­ляемости, лежит смена определенных международно-политических систем. В свою очередь, под системами международных отношений понимается конкретно-историческая, устойчивая политическая органи­зация международных отношений (порядок), закрепленная в договорах и соглашениях и отражающая как соотношение сил (баланс сил), так и специфику отношений между отдельными государствами, входящими в данную систему.

Нужно иметь в виду, указывает А.Д. Воскресенский, что термин «система международных отношений» (СМО) может использоваться в рамках различных подход ах : например,

традиционно-историче­ский подход говорит о СМО как о дипломатических отношениях государств в определенный исторический период,

эмпирико-региональный подход изучает региональные системы международных отношений.

И хотя в литературе чаще всего можно встретить сло­восочетания «Венская система» или «Восточноазиатская система», на самом деле речь идет о под системах глобальной системы между­народных отношений. Это обусловлено тем, объясняет А.Д. Бога­туров, что исследователи термином «система» хотят подчеркнуть сложный характер взаимосвязей, обязательств и отношений между государствами. Чтобы предотвратить путаницу в терминах, Богатуров предлагает для обозначения исторических систем международных от­ношений, основанных на комплексах конкретных договоренностей, использовать слово «порядок» — например, Версальский порядок.

Политическая система включает в себя общие принципы по­литической организации мира, а система международных отношений подразумевает кон­кретное соотношение сил, проблемы лидерства, полярности.

Системы международных отношений и Вестфальская модель мира

С точки зрения исторического подхода к международным отно­шениям после 1648 г. можно с некоторой долей условности в перио­дизации выделить восемь систем МО :

Однако с теоретической точки зрения для анализа эволюции Вестфальской модели мира интерес представляют лишь четыре систе­мы международных отношений :

— «Европейский концерт» (1815-1914),

— Ялтинско-Потсдамская (1945—1991) и

Определенное противостояние истории и теории характерно для изучения международных отношений. Об этом пишут М. Кокс, Т. Дан и К. Бус во введении к книге «Государства, системы и империи» (2001): историки, изучающие международные отношения, несколь­ко снисходительно относятся к представителям такой дисциплины, как международные отношения, которые «в лучшем случае навели академический глянец на текущие дела или, хуже того, вовлечены в бесконечные теоретические спекуляции по поводу систем в целом, что практически ничего не говорит нам о реальном мире».

Со своей стороны, специалисты по международным отношениям считают, что историки лишь производят мифы о прошлом и не способны дать сколько-нибудь адекватные объяснения причин случившегося, обоб­щить эмпирический материал для выявления общих закономерностей.

Вернемся к теоретическому анализу систем международных от­ношений. Если любая система состоит из элементов, то соотношение и способ организации этих элементов представляют собой структуру системы. В зависимости от количества великих держав выделяют системы однополярные, многополярные и биполярные (две державы). Какая из этих конфигураций может обеспечить мирное развитие международных отношений? Соотношение полярности и стабиль­ности системы международных отношений представляет собой одну из важных и до сих пор не решенных теоретических проблем.

4. Методы международно-политических исследований

Изучение и осмысление информации собственно и представляют собой научно-исследовательскую деятельность, именно на этом уровне происходит построение теорий. Есть три общенаучные группы методов исследования:

Для международных отношений и политических исследований характерно преобладание группы логико-интуитивных методов и методов моделирования.

В рамках группы логико-интуитивных методов можно назвать такие составляющие, как:

— анализ — разделение целостного предмета на составляющие;

— синтез — соединение отдельных частей в целое;

— индукция — обобщение частных посылок;

— дедукция — выведение заключений частного характера из общих посылок;

— аналогия — на основе сходства объектов по ряду признаков делается предположение об их сходстве в других отношениях;

— обобщение — мысленное отождествление, отнесение к единой общей категории различных фактов;

— сравнение — структурированное сопоставление характеристик различных явлений.

— вслед за автором выделить сущностные свойства, отдельные элементы анализируемого явления/ процесса;

— выявить связи между этими элементами;

— отобразить элементы и их связи графически.

Работа с содержанием предполагает либо его сжатие (агрегирова­ние), либо выделение скрытых, так называемых латентных аспектов. Именно методику сжатия информации — конспектирование — чаще всего применяют студенты. Агрегирование происходит и в результате применения пришедшей из психологии методики когнитивного кар­тирования, которая позволяет в графическом виде в форме «карты» представить схему мышления человека, как правило политического деятеля, что помогает предсказать его поведение или реакции.

Ивент-анализ направлен на анализ событий ( event с англ. — событие), с его помощью можно сделать прогноз относительно дальнейшего развития какого-либо процесса. Допустим, можно взять отношения между двумя государ­ствами за несколько лет и посчитать, сколько раз каждая из сторон предпринимала определенный тип действий, такой как недруже­ственные заявления, высылка дипломатов, торговые ограничения или, наоборот, инициатива переговоров, встречи на высшем уровне.

И, конечно, нельзя забывать про такую стадию изучения инфор­мации, как ее осмысление, которое и приводит к построению теории. Здесь выделяют три фазы:

Литература

Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб: Питер, 2005. С.14-33.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *