зарубежное и международное экологическое право
Международное экологическое право
Международное экологическое право — это совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности и защите прав человека на благоприятную среду обитания.
Международное экологическое право имеет два аспекта. Во-первых, оно является составной частью международного публичного права, которое на основе признанных международных принципов и специфических методов регулирует все формы международного сотрудничества государств. Во-вторых, оно является продолжением национального (внутригосударственного) экологического права.
Во второй половине XX века международное экологическое право выделилось в качестве самостоятельной и комплексной отрасли международного права со всеми присущими ей чертами, что свидетельствует о признании человечеством глобальности экологических процессов и уязвимости планетарных экосистем.
История международного экологического права.
В зависимости от преобладающих тенденций в решении экологических проблем история международного экологического права может быть условно разделена на четыре основных этапа:
Первый этап 1839—1948 гг. берет начало с двусторонней Конвенции о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839 г. В этот период предпринимались разрозненные усилия на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях по защите и сохранению отдельных объектов живой природы. Усилия проводимых конференций не координировались и не пользовались эффективной поддержкой правительств. Хотя в этот период и было проявлено государствами определенное внимание к экологическим вопросам, выразившееся в заключении более 10 региональных соглашений, тем не менее удалось в какой-то мере решить лишь частные, локальные проблемы.
Второй этап 1948—1972 гг. характеризуется появлением многочисленных межправительственных и неправительственных организаций, прежде всего ООН и Международного союза охраны природы, прямо или косвенно связанных с международным природоохранением. Экологическая проблема приобретает глобальный характер, а к ее решению пытаются адаптироваться ООН и ряд ее специализированных учреждений. Заключаются первые универсальные международные договоры и соглашения, направленные на защиту и использование конкретных природных объектов и комплексов.
Третий этап 1972—1992 гг. связан с проведенной в 1972 году в Стокгольме первой универсальной Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды и учреждением по ее рекомендации Программы ООН по окружающей среде, призванной координировать усилия международных организаций и государств в сфере международного природоохранения. В этот период расширяется и углубляется международное природоохранное сотрудничество, заключаются конвенции по вопросам, в глобальном урегулировании которых заинтересовано все человечество, обновляются ранее принятые международные договоры и соглашения, активизируется работа по официальной и неофициальной кодификации отраслевых принципов международного экологического права.
Четвертый этап после 1992 г. Современный период истории международного экологического права берет начало с Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. Эта Конференция направила процесс кодификации международного экологического права в русло принципов социоприродного развития. Параметры и сроки исполнения положений принятой на Конференции «Повестки дня на XXI век» были уточнены на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге в 2002 г. Главный акцент делается на обеспечении экологической безопасности, рациональном природопользовании, достижении устойчивого развития и сохранении окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.
Источники международного экологического права.
Основные источники международного экологического права — это международный договор и международный обычай. Их значение и характер взаимодействия различны для разных этапов развития данной отрасли международного права.
В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Это многосторонние универсальные и региональные и двусторонние международные соглашения, регулирующие как общие вопросы защиты окружающей среды, так и отдельные объекты Мирового океана, атмосферы земли, околоземного космического пространства и т. д.
Межгосударственные отношения в сфере охраны окружающей природной среды регулируют также документы «мягкого» права. К ним можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Стокгольмскую декларацию по окружающей человека среде 1972 г., Всемирную хартию охраны природы 1982 г., Декларацию РИО-92, ряд документов Всемирной встречи на высшем уровне и в Йоханнесбурге 2002 г.
Источником международно-правовой регламентации охраны природной среды является также международный обычай. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя нормы международного обычного права. Так, Генеральная Ассамблея в 1959 году приняла резолюцию, которая объявила мораторий на разработку минеральных ресурсов международного Района морского дна. Эта резолюция признается всеми государствами и должна ими неукоснительно соблюдаться.
Принципы международного экологического права.
Проанализировав большое число международных соглашений и других международно-правовых актов в сфере охраны и рационального использования окружающей среды, можно выделить следующие специфические принципы международного экологического права:
Принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба окружающей среде — государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность в пределах действия их юрисдикции и контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.
Принцип превентивного подхода к охране окружающей среды — государствам следует принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму рисков возникновения серьезного или необратимого вреда окружающей среде. В широком смысле, он запрещает любую деятельность, которая наносит или может нанести ущерб окружающей среде и ставит под угрозу здоровье человека.
Принцип международного правоохранного сотрудничества — международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе доброй воли, партнерства и сотрудничества всех стран.
Принцип единства защиты среды и устойчивого развития — защита среды должна быть неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Данный принцип включает четыре элемента:
Принцип предосторожности в сфере охраны окружающей среды — государства должны с осторожностью и предусмотрительностью подходить к подготовке и принятию решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Данный принцип требует, чтобы любые виды деятельности и использование веществ, которые могут причинить ущерб окружающей среде, строго регламентировались либо полностью запрещались, даже если отсутствуют убедительные или неопровержимые доказательства их опасности для экологии.
Принцип «загрязнитель платит» — непосредственный виновник загрязнения должен покрывать издержки, связанные с устранением последствий этого загрязнения или уменьшением их до состояния, соответствующего экологическим стандартам.
Принцип общей, но дифференцированной ответственности — государства несут общую ответственность в контексте международных усилий по охране окружающей среды и признают необходимость учета роли каждого государства в возникновении конкретных экологических проблем, а также их возможности обеспечить меры по предотвращению, уменьшению и устранению угроз окружающей среде.
Охрана различных видов окружающей среды.
Со времени Стокгольмской конференции 1972 года было принято значительное количество международных документов, посвященных различным экологическим вопросам. Они включают: загрязнение морской среды, загрязнение воздуха, истощение озонового слоя, глобальное потепление и изменение климата, угроза исчезновения диких видов животных и растений.
Охрана морской среды.
Морская среда одной из первых стала объектом регулирования международного экологического права. Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях международного морского права (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г., Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).
В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования. Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (и два Протокола 1978 г. и 1997 г.) предусматривают комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судов нефтью; жидкими веществами, перевозимыми наливом; вредными веществами, перевозимыми в упаковке; сточными водами; мусором; а также загрязнения воздушной среды с судов.
Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г. устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.
В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложениями — Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д. В Перечне I перечислены материалы, сброс которых в море полностью запрещен. Для сброса веществ, указанных в Перечне II, требуется специальное разрешение. Перечень III определяет обстоятельства, которые необходимо учитывать при выдаче разрешений на сброс.
Охрана воздушной среды.
Центральное место среди норм международного экологического права в области охраны воздушной среды занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.
Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами — циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.
В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха. Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответствующих специалистов. В 1985 г. к Конвенции был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, согласно которому выбросы серы должны быть сокращены на 30 процентов не позднее 1993 г.
Охрана озонового слоя.
С охраной атмосферного воздуха в международном экологическом праве связана еще одна проблема — охрана озонового слоя. Озоновая оболочка предохраняет Землю от пагубного влияния ультрафиолетового излучения Солнца. Под влиянием деятельности человека она существенно истощилась, над некоторыми районами появились озоновые дыры.
Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Запрещается также ввоз указанных веществ и продукции из стран, не являющихся участниками Конвенции и протокола, и вывоз их в эти страны. Протокол 1987 г. ограничил производство фреонов и других подобных веществ; к 1997 г. их производство должно было прекратиться.
Охрана космического пространства.
Нормы международного экологического права, касающиеся загрязнения и засорения космического пространства, содержатся в основополагающих документах международного космического права – Договоре о космосе 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. Государства-участники при изучении и использовании космического пространства и небесных тел обязаны избегать их загрязнения, принимать меры для предотвращения нарушения сформировавшегося на них равновесия. Небесные тела и их природные ресурсы объявлены общим наследием человечества.
Охрана климата.
Охрана климата и проблемы, связанные с его изменениями и колебаниями, занимают важное место в системе международного экологического права. В конце 80-х годов прошлого века проблема изменений климата начала быстро набирать вес в мировой повестке дня и стала часто упоминаться в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Именно в это время была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., конечной целью которой является «стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему». Участники Конвенции обязались принимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.
Охрана флоры и фауны.
Отношения в области охраны и использования животного и растительного мира, регулируется рядом универсальных и множеством двусторонних международных соглашений.
Среди конвенций международного экологического права, посвященных защите и сохранению флоры и фауны, следует выделить Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., призванную обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплексов, мест обитания исчезающих видов животных и растений. Защите растительного мира посвящено Соглашение о тропических лесах 1983 г. Общее значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., определившая основы контроля за такой торговлей.
Основная масса конвенций посвящена охране различных представителей животного мира — китов, тюленей, белых медведей. Важное положение занимает Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., целью которой являются «сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов». Особое значение также имеет Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.
Международное экологическое право
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
Понятие международного экологического права и его становление и развитие
Международное экологическое право (МЭП) — это совокупность международно-правовых принципов и норм, направленных на сохранение и защиту окружающей среды посредством регулирования деятельности субъектов международного права по предотвращению и уменьшению ущерба окружающей среде и выполнению обязательств, связанных с защитой окружающей среды.
К данной отрасли применяется и иное наименование — международное право окружающей среды.
В предмет МЭП входят отношения по поводу охраны окружающей среды, отношения по рациональному использованию природных ресурсов, отношения по обеспечению экологической безопасности и отношения по соблюдению экологических прав человека.
Международные экологические отношения представляют собой отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.
Формирование МЭП обусловлено экологическим проблемам, большинство из которых являются глобальными, затрагивающими интересы всего человечества, и требуют для своего разрешения международного сотрудничества в этой сфере.
Процесс становления и развития МЭП прошел несколько этапов:
Первый этап (1839—1948) характеризуется заключением между Великобританией и Францией двухстороннего соглашения о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции 1839 г. В это время принято более 10 региональных соглашений по защите и сохранению отдельных видов живой природы, а на универсальном уровне — международных соглашений: Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве, 1902 г., Конвенция об охране флоры и фауны в их естественном состоянии на Африканском континенте 1933 г., Конвенция о защите окружающей среды и сохранении дикой природы в западном полушарии 1940 г.
Третьи этап (1972—1992) начался с проведения в 1972 г. в Стокгольме первой конференции ООН по окружающей среде и учреждения Программы ООН по окружающей среде (ЮНЭП) в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН. Целью этой
Программы является координация усилия государств и международных организаций в международном природоохранении. На этом этапе расширяется международное сотрудничество в сфере международного природоохранного сотрудничества, заключаются международные соглашения по вопросам глобального урегулирования экологической проблемы и начинается работа по кодификации отраслевых принципов МЭП.
Итогом Стокгольмской конференции явилось принятие Стокгольмской декларации по окружающей среде, которая состоит из 26 принципов и Плана действий и представляет собой основополагающую хартию, гарантирующую будущее развитие международного экологического права.
С начала 1980-х гг. были приняты Найробийская декларация 1982 г. (положения этой Декларации определяют наиболее важные экологические проблемы, способы их решения и действия, которые необходимо предпринять) и Всемирная хартия природы 1982 г. (в ней указано, что важно сохранить экологические процессы и базовые системы, чтобы поддерживать базовую жизнедеятельность и разнообразие органических форм, которым угрожает человек).
Развитие международного экологического права после Стокгольмской конференции характеризовалось разработкой и принятием международных конвенций, регулирующих широкий сектор окружающей среды: океаны, вода, почва, воздух, растения и животные. Некоторые из принципов, содержащихся в Стокгольмской декларации, сыграли значительную роль в развитии международного экологического права.
Начало четвертого этапа (с 1992 г. по настоящее время) связано с проведением в 1992 г. в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию. На этой Конференции была провозглашена идеология устойчивого развития и учреждена Комиссия по устойчивому развитию. Продолжали заключаться международные соглашения по охране окружающей среде, такие как Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 г., Повестка дня на XXI век 1992 г., основной акцент в которых стал делаться на обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития. Были приняты также Принципы лесоводства 1992 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Международная конвенция по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 г.
Продолжает расширяться региональное сотрудничество. В рамках Европейского Союза были приняты две экологические программы. В рамках СНГ учрежден Межгосударственный экологический совет. В рамках Африканского Союза была принята Конвенция о сохранении природы и природных ресурсов 2003 г. и др.
В 2002 г. в Южно-Африканской республике была проведена Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, на этой встрече были приняты Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений.
Для разрешения международных экологических споров стали создаваться механизмы. Например, в составе Международного Суда ООН была учреждена в 1993 г. камера по экологическим вопросам, но она была закрыта в 2006 г. из того, что никто ее не использовал. В 1994 г. был создан Международный суд экологического арбитража и примирения.
На этом этапе была начата третья волна «экологизации» международных отношений, что было вызвано темпами глобального изменения климата. В результате этого было принято Парижское соглашение об изменении климата 2015 г. В 2017 г. был подготовлен
Предварительный проект Глобального пакта об окружающей среде.
Источники и принципы международного экологического права
Сегодня международное экологическое право состоит в основном из правовых норм в форме договоров и конвенций. Известно, что элементы окружающей среды многочисленны, включая морскую среду, воздушную среду и наземную среду, и поэтому были заключены соглашения, которые специализируются на рассмотрении экосистемы каждого из этих элементов: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., среди важных соглашений глобального масштаба мы можем упомянуть Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., которая содержит раздел о загрязнении морской среды и серию статей о других экологических проблемах, Договор по космосу 1967 г., ст. IX которого предусматривает защиту земной среды от загрязнения, поступающего из космоса, и защиту космического пространства от загрязнения, Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Парижское соглашение об изменении климата 2015 г.
Источники международного экологического права, вытекающие из международных организаций и конференций не являются обязательными для государств в целом, учитывая, что соответствующие организации и конференции не имеют права принимать обязательные нормы. Такие источники называются «мягким правом», например,
Декларация по проблемам окружающей человека среды 1972 г. и Декларации по окружающей среде и развитию относятся к категории источников «мягкого права» и требуют особых способов для имплементации.
Среди источников международного экологического право могут быть декларации принципов, планы действий и др.
Международный обычай также является источниками международного экологического права. В области международного экологического права действуют нормы, регулирующие деятельность и поведение государств в области защиты окружающей среды от загрязнения. Например, в принципе 21 Стокгольмской декларации закреплена международная обычная норма, согласно которой государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции. Данная норма установлена принципе 2 Декларации Рио-де-Жанейро. В качестве примера можно привести обязанность государства уведомлять другие государства в случае экологических катастроф, которые могут им угрожать, и некоторые обычные нормы, касающиеся защиты окружающей среды и которые налагают на государства обязательства по защите окружающей среды, соблюдать правила добрососедства и не злоупотреблять правами, особенно в области опасных видов деятельности, которые приводят к загрязнению через границы.
В области защиты окружающей среды от загрязнения существуют некоторые общие принципы, которые появились в международном сообществе в результате загрязнения окружающей среды, среди них принцип безопасного использования территории. Общие принципы права содержатся во Всемирной хартии природы 1982 г., которая признает право государств использовать свои природные ресурсы при уважении коллективного международного интереса к защите и сохранению окружающей среды.
Следующим источником являются международные судебные решения. Существует много международных судебных и арбитражных решений, подтверждающих, что ни одно государство в соответствии с международным правом не имеет права использовать свою территорию таким образом, чтобы причинять ущерб лицам или имуществу на территории другого государства, и государство несет ответственность за причинение серьезного ущерба окружающей среде.
К примеру, решение по делу «Trail Smelter» (США против Канады) о выбросах плавильных печей. В первой половине XX в. в г. Трейле в Канаде был сооружен плавильный завод на берегу реки Колумбия, рядом с границей США. С началом деятельности этого завода американские фермеры в штате Вашингтона стали нести существенные убытке в результате выброса в воздух дыма, содержащего большое количество двуокиси серы и загрязнявшего атмосферу США. В 1935 г. США и Канада подписали соглашение о создании международного арбитражного трибунала для оценки ущерба и определения суммы компенсации за него. В 1941 г. арбитражный трибунал установил ответственность Канады и оценил размер ущерба в 78 тыс. долл. США. В своем решении арбитражный трибунал указал, что «в соответствии с принципами международного права и права США ни одно государство не имеет права использовать или разрешать использование своей территории таким образом, чтобы посредством дымов причинять вред территории другого государства либо имуществу или лицам, на ней находящимся».
Сегодня существует большое количество общих принципов международного экологического права и отраслевых принципов международного экологического права. К общим принципам относятся общепризнанные принципы общего международного права, которые в силу своей императивности и универсальности сохраняют свою регулятивную функцию в этой сфере. Отраслевые или специальные принципы закреплены в Стокгольмской декларации 1972 г., Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г. и в проекте Международного пакта по окружающей среде и развитию 1995 г.
К специальным принципам относятся:
В проекте Международного пакта по окружающей среде и развитию 1995 г. содержатся девять принципов: обеспечение соблюдения конституционных экологических прав человека; недопустимость нанесения трансграничного ущерба окружающей среде; экологически обоснованное использование природных ресурсов; недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды; защита экологических систем Мирового океана; запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду; обеспечение экологической безопасности; международно-правовая ответственность государств за ущерб, причиненный окружающей среде; предосторожность.
Концепция устойчивого развития и охрана окружающей среды
Термин «устойчивое развитие» впервые был определен в 1987 г. в докладе Комиссии Брундтланд «Наше общее будущее». Согласно данному докладу устойчивое развитие — это когда человечество способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, что отвечает потребностям нынешнего поколения, не лишает будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.
Концепция устойчивого развития получила широкое распространение и стала общим ориентиром для всех государств после проведения Конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и принятия Декларации по окружающей среде и развитию. В соответствии с принципами 3, 4 данной Декларации право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды, и для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.
Устойчивое развитие — это общественно-политическая концепция развития человечества, предполагающая гармоничное развитие природы и человека, а именно «взаимодействие экономического роста, социального развития и защиты окружающей среды, в целях удовлетворения потребностей существующего и будущих поколений населения всех стран»1.
Устойчивое развитие направлено на достижение следующих целей:
Устойчивое развитие основывается на трех столпах: экономического роста, управления окружающей средой и социального развития.
Цель концепции устойчивого развития заключаются в объединении двух элементов окружающей среды. Это положение установлено Международным Судом в соответствии со следующей формулой «Концепция устойчивого развития отражает необходимость согласовать экономическое развитие с защитой окружающей среды».
Основные принципы концепции устойчивого развития были представлены в Декларации и других документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. среди них:
Концепция устойчивого развития содержится в Стокгольмской декларации 1972 г., докладе Комиссии Брундтланд «Наше общее будущее», Рио-де-Жанейрской декларации 1992 г., Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 г., Декларации тысячелетия и Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию 2002 г., Нью-Делийской декларации о принципах международного права, касающихся устойчивого развития 2002 г., Парижском соглашении об изменении климата 2015 г. и др.
Защита Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата
Источниками загрязнения морской среды являются нефтепродукты, захоронение, ядерные отходы, наземные источники.
Для охраны Мирового океана большое значение имеют Женевские конвенции по морскому праву 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и иные международные соглашения.
В 1954 г. была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., которая является первым многосторонним соглашением по защите морской среды от загрязнения нефтью.
В Конвенции об открытом море 1958 г. закреплено, что каждое государство обязано издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью с кораблей или из трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр, принимая при этом во внимание постановления действующих договоров по данному вопросу. Каждое государство обязано принимать меры для предупреждения загрязнения моря от погружения радиоактивных отходов, с учетом всех норм и правил, которые могут быть выработаны компетентными международными организациями.
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. выделяет три группы веществ, для сброса которых требуется предварительное специальное разрешение; предварительное общее разрешение; сброс которых вообще запрещен.
Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. запрещает сброс любых веществ, включая нефть и ядовитые вещества, сточные воды и мусор со всех судов.
В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. содержится целый раздел о защите и сохранении морской среды. Согласно ст. 192 государства обязаны защищать и сохранять морскую среду. Она предусматривает меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника. В Конвенции содержится положение о том, что «национальные законы, правила и меры должны быть не менее эффективными в предотвращении, сокращении и сохранении под контролем такого загрязнения, чем глобальные нормы и стандарты» (п. 6 ст. 210). Согласно Конвенции «загрязнение морской среды означает привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха».
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1990 г. призвана оградить здоровье человека и окружающую среду от пагубного воздействия, вызываемого производством, использованием, трансграничной перевозкой и удалением опасных отходов. В ней содержится перечень отходов: биомедицинские и медицинские отходы; использованные нефтепродукты; использованные свинцово-кислотные аккумуляторы; стойкие органические загрязнители (отходы СОЗ), химические вещества и пестициды, сохраняющиеся в окружающей среде в течение многих лет; полихлорированные дифенилы.
В Конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничестве 1990 г. заложен механизм совместных действий государств-участников при возникновении аварийного разлива нефти.
Продовольственная организация ООН (ФАО) определила загрязнение морской среды привнесением человеком в морскую среду веществ, способных вызвать вредные последствия, такие как ущерб биологическим ресурсам, угроза здоровью человека и колебания морской деятельности, включая рыболовство.
Загрязнение атмосферы означает воздействие на атмосферу вредных химических веществ, физических частиц или биологических соединений, которое наносит ущерб здоровью и жизни всех живых организмов. Риск этого загрязнения распространяется на природную среду, нарушает экосистему. Загрязнение атмосферы означает воздействие на атмосферу вредных химических веществ, физических частиц или биологических соединений, что приводит к ущербу здоровью и жизни всех живых организмов. Риск этого загрязнения распространяется на природную среду, нарушает экосистему и приводит к ухудшению характера жизни на Земле из-за истощения озонового слоя.
Причины загрязнения воздуха заключаются в следующем:
Для охраны атмосферы от загрязнения требуется:
На универсальном уровне в рамках ООН была принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.
Наряду с проблемами загрязнения атмосферы в центре внимания находится и проблема охраны озонового слоя. Начиная с 1977 г. предпринимались различные меры по сокращению выработки фреонов, действующих на озон. В 1985 г. была принята Венская конвенция об охране озонового слоя, в 1987 г. был принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Данные соглашения являются базовыми международными актами в сфере охраны озонового слоя.
Наиболее эффективной и действенной системой охраны атмосферы является комплексное международно-правовое регулирование таких экологических проблем глобального масштаба, как изменение климата и озоновая дыра.
Изменение климата является одним из основных современных вызовов. Выбросы парникового газа, связанные с деятельностью человека, достигли исторического максимума. Изменение климата, подстегиваемое экономическим ростом и увеличением численности населения, оказывает широкое воздействие на человека и на природные системы в каждой стране на каждом континенте. С повышением температуры воздуха и океана количество снега и льда уменьшилось, а уровень моря поднялся. По имеющимся прогнозам, в течение XXI в. температура поверхности Земли продолжит увеличиваться. Поскольку изменение климата оказывает существенное влияние на экономическое развитие, преодоление этой проблемы стало неотъемлемой составляющей достижения устойчивого развития. Выработка недорогостоящих и масштабируемых решений проблемы изменения климата позволит избежать дестабилизации достижений последних десятилетий в результате этого явления и обеспечит странам возможность будущего перехода к низкоуглеродной экономике.
Первым международно-правовым актом по изменению климата является Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., цель которой заключается в решении проблемы изменения климата и недопущении «опасного антропогенного воздействия на климатическую систему»; Киотский протокол 1995 г., который обязывает развитые страны — стороны Протокола сокращать выбросы парниковых газов. Участниками Киотского протокола являются 192 государства.
Парижское соглашение 2015 г. опирается на мандат Конвенции и впервые в истории объединяет все народы, с тем чтобы предпринять решительные шаги по борьбе с изменением климата и смягчению его последствий и оказать в этом помощь развивающимся странам. Главная цель Парижского соглашения заключается в укреплении глобальных мер по борьбе с изменением климата с тем, чтобы удержать повышение глобальной температуры в этом веке в пределах 2°C и попытаться даже снизить этот показатель до 1,5°C.
В сентябре 2019 г. Генеральный Секретарь ООН провел Саммит по климату, на котором обсуждались проблемы в данной области.
Мировые лидеры выступили с докладами о предпринимаемых мерах и запланированных мероприятиях в преддверии Конференции ООН по климату, которая состоится в 2020 г.
Охрана биологического разнообразия, животного и растительного мира
Термин биоразнообразие или биологическое разнообразие является современным термином и появился в середине 1980-х гг. из-за быстрого разрушения экологического сообщества и резкого сокращения видов животных и растений.
Основными источниками, регулирующими отношения по защите, сохранению и использованию биоразнообразия, являются: Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г.;
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г.; Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г.; Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.
Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. явилась первым международным соглашением, направленным на сохранение биологического разнообразия. Она применяется к угодьям, которые уникальны для соответствующего региона, имеют особую ценность для поддержания биологического разнообразия и регулярно посещаются большим количеством водоплавающих птиц. Конвенция возлагает на государство обязанность осуществлять свою деятельность на данном угодье таким образом, чтобы способствовать сохранению и устойчивому использованию водно-болотного угодья, а также содействовать управлению, охране и рациональному использованию ресурсов мигрирующих водоплавающих птиц.
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. обеспечивает международный контроль над торговлей дикими видами животных и растений, численность которых подорвана из-за того, что они являются популярными объектами торговли. Конвенция имеет три приложения: приложение 1 относится к защите видов, находящихся под угрозой исчезновения и пострадавших от международной торговли; приложение 2 связанно с видами, которые могут оказаться под угрозой исчезновения, если их международная торговля не будет регулирована; в приложение 3 включены все виды, которые по определению любой стороны Конвенции подлежат регулированию в пределах ее юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество других сторон в контроле за торговлей.
Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г. направлена на сохранение видов диких животных путем разработки и принятия совместных соглашений о запрещении добычи особей, находящихся под угрозой исчезновения, сохранения их местообитаний и контроля неблагоприятного воздействия.
Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. и ее протоколы преследуют следующие цели:
В ст. 2 Конвенции биологическое разнообразие определяется как «вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем».
Статьи 8, 9 Конвенции посвящены сохранению наземного и морского биоразнообразия: in-situ (сохранение экосистем, естественных мест обитания, поддержание и восстановление популяций в их естественной среде) и ex-situ (за пределами естественной среды обитания видов).
В области охраны растений и животных помимо указанных выше Конвенций приняты следующие документы: Соглашение об учреждении Организации Европы и Средиземноморья по защите растений 1951 г.; Международная конвенция по защите растений 1951 г.; Международная конвенция по охране новых сортов растений 1961 г.; Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 г.; Международный договор о растительных генетических ресурсах для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства 2001 г. и др.
Ответственность в международном экологическом праве
Охрана окружающей среды может быть эффективной только путем установления комплексной системы ответственности как в уголовном, так и в гражданском аспектах, для достижения необходимых результатов, а именно: сдерживание, реформа и возмещение убытков и др.
Институт международной ответственности в международном праве еще не кодифицирован, но все-таки обычные нормы этого института в целом остаются предметом обсуждения, дебатов по юриспруденции и судебной практике на международном уровне. Попытка кодификации института международной ответственности началась после решения Лиги Наций 1924 г. провести конференцию по «прогрессивной кодификации международного права». После учреждения ООН Комиссия международного права ООН на первой же своей сессии 1949 г. определила в качестве одной из тем, подлежащих первоочередному рассмотрению, международную ответственность. Тем самым было положено начало новому этапу в формировании норм об ответственности. В 2001 г. Комиссия международного права ООН завершила работу над Проектами статьей об ответственность государств и в этом же году Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию, одобряющую Проекты об ответственности государств за международно-противоправные деяния.
Принцип международной ответственности за ущерб окружающей среде впервые был закреплен в Стокгольмской декларации 1972 г. В соответствии с принципом 22 «государства сотрудничают в целях дальнейшего развития международного права, касающегося ответственности и компенсации жертвам за загрязнение и за другие виды ущерба, причиненные в результате деятельности в пределах их юрисдикции, или контроля за окружающей средой в районах, находящихся за пределами действия их юрисдикции». Принцип ответственности государств за трансграничный экологический вред утвержден в Декларации по окружающей среде и развитию 1992 г. (принципы 13, 14).
Различные виды ответственности государств за причинение ущерба окружающей среде содержатся во многих международных соглашениях в сфере защиты и сохранения окружающей среды. К таким видам относятся:
Юридические основания ответственности содержаться в договорах, обычаях, решениях международных судов и арбитражей, резолюциях международных организаций.
В доктрине международного права существует два вида международно-правовой ответственности: материальная и политическая.
Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Она выражается в форме репарации (возмещения ущерба в денежном выражении), реституции (возврата в натуре неправомерно изъятого имущества), субституции (замены неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества) и ресторации (восстановления государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта).
Политическая ответственность может реализоваться в виде сатисфакции, репрессалий, санкций.
Наиболее распространенными формами политической ответственности являются санкции, т.е. принудительные меры к государству-нарушителю, которые применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления.
Особой формой политической ответственности государства является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международных организациях: лишение права голоса, права на получение помощи и др.
В 2001 г. был принят Проект статей о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов деятельности, а в 2006 г. — Проекты принципов, касающихся распределения убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов деятельности.
Деятельность международных организаций по охране окружающей среды
Международные организации играют важную роль в области охраны окружающей среды. Они осуществляют широкий спектр мероприятий по охране окружающей среды. Эти организации имеют множество средств, таких как созыв совещаний, надзор за ними, подготовка проектов соглашений, проведение необходимых исследований, обмен программами, принятие рекомендаций, решений, руководств, создание необходимых органов и организаций.
Международные организации внесли свой вклад в разработку норм международного экологического права путем заключения международных соглашений по предотвращению загрязнения, обеспечению компенсации за ущерб окружающей среде и урегулированию споров экологического характера.
Центральное место в системе международного сотрудничества в области окружающей среды занимает ООН. Главная роль в организации международных природоохранных мероприятий принадлежит
Генеральной Ассамблее и ЭКОСОС. При ЭКОСОС имеются Комитет по природным ресурсам, форум ООН по лесам. В 1992 г. была учреждена Комиссия по устойчивому развитию в качестве вспомогательного органа ЭКОСОС в целях содействия осуществлению принятой на Конференции Рио-де-Жанейро 1992 г. «Повестки дня на XXI век».
По решению Генеральной Ассамблеи были проведены крупнейшие международные конференции по окружающей среде. Среди рекомендаций, данных Конференцией 1992 г., в частности, было создание международного органа ООН по окружающей среде. В 1972 г.
Генеральная Ассамблея ООН учредила Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи, отвечающего за окружающую среду. В состав ЮНЕП входят следующие органы: Совет управляющих, Секретариат, Фонд по окружающей среде и Совет по координации в области окружающей среды. Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби, Кения.
Основной целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.
Деятельность ЮНЕП заключаются в следующем:
В 1991 г. в рамках ООН был учрежден Глобальный экологический фонд для обеспечения выполнения мероприятий, предусмотренных Конвенцией о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочной конвенцией ООН об изменении климата 1992 г., Конвенцией о стойких органических загрязнителях 2001 г.
Многие специализированные учреждения ООН предпринимают различные меры по снижению ущерба окружающей среде от различных видов человеческой деятельности, и эти меры внесли свой вклад в развитие международного экологического права.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) разработала и установила стандарты и нормы, касающиеся защиты воды, почвы и продуктов питания от загрязнения.
ФАО принимала участие в подготовке Конференции ООН по окружающей среде 1992 г., а также в работе многих рабочих групп. ФАО подготовила ряд международных конвенций, касающихся окружающей среды: Конвенцию о защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г.,
Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочную конвенцию ООН об изменении климата 1992 г., а также других конвенций, касающихся защиты рыбы, опустынивания и сельского хозяйства. В составе ФАО функционируют Комитет по лесам, Комитет по сельскому хозяйству, Комитет по всемирной продовольственной безопасности и др.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оценивает последствия для здоровья загрязнения и других экологических опасностей в воздухе, воде, почве и продуктах питания и устанавливает критерии для определения максимальных пределов воздействия этих загрязнителей на человека. ВОЗ имеет право принимать конвенции и соглашения по любому вопросу, входящему в компетенцию Организации и имеет полномочия устанавливать правила, касающиеся санитарных и карантинных требований и иных мероприятий, направленных против международного распространения болезней.
Основными целями ВОЗ в области окружающей среды являются:
Организация также оказывает помощь государствам в создании национальных стандартов по охране окружающей среды и подготовке программ в области борьбы с загрязнением, а также оценивает эффективность этих программ.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) обеспокоено сохранением окружающей среды от загрязнения, возникающего в результате использования атомной энергии и разработки международных стандартов защиты от радиационного загрязнения.
Агентство также оказывает необходимую помощь по защите людей и окружающей среды от атомной радиации.
В Международной авиационной организации (ИКАО) учрежден
Комитет по охране окружающей среды от воздействия авиации. В 1971 г. ИКАО приняла Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, содержавшее стандарты и рекомендации по авиационному шуму. В дальнейшем это Приложение получило название «Охрана окружающей среды» и состоит из двух томов: 1) стандарты по авиационному шуму, 2) стандарты и рекомендации по эмиссии авиационных двигателей.
Международная морская организация (ИМО) принимает рекомендации по проблемам предотвращения загрязнения моря. Кроме нее разработкой экологической проблематики занимаются Комитет по защите морской среды и Юридический комитет. ИМО обладает специальной ответственностью в области загрязнения морской среды нефтью, нефтепродуктами, другими опасными веществами с судов. В 2000 г. Организация приняла решение запретить использование на судах хлорированного углеводорода.
По инициативе Организации Объединенных Наций по вопросам науки и культуры (ЮНЕСКО) были разработаны международная программа «Человек и биосфера», Конвенция о водно-болотных угодьях имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г., Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.
Важную роль в защите и сохранения окружающей среды играют Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирный фонд дикой природы (ВФДП), Гринпис Интернешнл и др.
Вопросы и задания для самоконтроля