защита прав доноров органов
Защита прав доноров органов
Статья 47. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка)
1. Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут обеспечить сохранение жизни пациента (реципиента) либо восстановление его здоровья.
2. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только в случае, если по заключению врачебной комиссии медицинской организации с привлечением соответствующих врачей-специалистов, оформленному в виде протокола, его здоровью не будет причинен значительный вред.
3. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) не допускается у живого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) или признанного в установленном законом порядке недееспособным.
4. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) допускается у живого донора при наличии его информированного добровольного согласия.
6. Совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. В случае смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей.
9. Информация о наличии волеизъявления гражданина, указанного в части 6 настоящей статьи, иных лиц в случаях, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи, выраженного в устной или письменной форме, заверенной в порядке, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, вносится в медицинскую документацию гражданина.
10. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке поставлена в известность о том, что данное лицо при жизни либо иные лица в случаях, указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи, заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти для трансплантации (пересадки).
11. Органы и ткани для трансплантации (пересадки) могут быть изъяты у трупа после констатации смерти в соответствии со статьей 66 настоящего Федерального закона.
12. В случае необходимости проведения судебно-медицинской экспертизы разрешение на изъятие органов и тканей у трупа для трансплантации (пересадки) должно быть дано судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора.
13. Не допускается принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации (пересадки).
14. В Российской Федерации осуществляется учет донорских органов и тканей человека, доноров органов и тканей, пациентов (реципиентов) в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с организацией и ведением учета донорских органов и тканей человека, доноров органов и тканей, пациентов (реципиентов), осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
(часть 14 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 271-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка) осуществляются в соответствии с федеральным законом.
16. Порядок финансового обеспечения медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки), за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(часть 16 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 271-ФЗ)
Защита прав доноров органов
Статья 12. Требования к донору, его права и обязанности
1. Донором вправе быть дееспособное лицо, являющееся гражданином Российской Федерации либо проживающим на территории Российской Федерации на законных основаниях не менее одного года иностранным гражданином или лицом без гражданства, достигшее возраста восемнадцати лет или приобретшее полную дееспособность до достижения им возраста восемнадцати лет в соответствии с законодательством Российской Федерации, изъявившее добровольное желание сдать кровь и (или) ее компоненты, прошедшее добровольно медицинское обследование и не имеющее медицинских противопоказаний для сдачи крови и (или) ее компонентов.
2. Донор имеет право на:
1) сдачу крови и (или) ее компонентов безвозмездно или за плату в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) защиту государством его прав и охрану здоровья;
3) ознакомление с результатами его медицинского обследования;
4) полное информирование о возможных последствиях сдачи крови и (или) ее компонентов для здоровья;
5) получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с установленными стандартами ее оказания в случаях возникновения у него реакций и осложнений, связанных с выполнением донорской функции;
6) возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью в связи с выполнением донорской функции;
7) меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
3. Донор для выполнения донорской функции обязан:
2) сообщить известную ему информацию о перенесенных инфекционных заболеваниях, нахождении в контакте с инфекционными больными, пребывании на территориях, на которых существует угроза возникновения и (или) распространения массовых инфекционных заболеваний или эпидемий, об употреблении наркотических средств, психотропных веществ, о работе с вредными и (или) опасными условиями труда, а также вакцинациях и хирургических вмешательствах, выполненных в течение года до даты сдачи крови и (или) ее компонентов;
3) пройти медицинское обследование.
4. Донор, умышленно скрывший или исказивший известную ему информацию о состоянии здоровья при выполнении донорской функции, несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, если такие действия повлекли или могли повлечь за собой нанесение вреда жизни или здоровью реципиентов.
5. На доноров, сдающих кровь за плату, распространяются права и обязанности доноров, установленные настоящим Федеральным законом, за исключением прав, предоставление которых предусмотрено настоящим Федеральным законом только для доноров, сдающих кровь и (или) ее компоненты безвозмездно.
6. На донора при аутологичной трансфузии (переливании) донорской крови и (или) ее компонентов не распространяются меры социальной поддержки, установленные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (с изменениями и дополнениями)
Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I
«О трансплантации органов и (или) тканей человека»
С изменениями и дополнениями от:
20 июня 2000 г., 16 октября 2006 г., 9 февраля, 29 ноября 2007 г., 23 мая 2016 г., 8 декабря 2020 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 20 июня 2000 г. N 91-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения
Настоящий Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.
Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки.
Москва, Дом Советов России.
22 декабря 1992 года.
Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека. Определено, что трансплантация может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья. Изъятие органов у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред. Трансплантация допускается исключительно с согласия живого донора. Закрепляется презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей у трупа. Изъятие не допускается, если известно о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие органов.
Установлен перечень объектов трансплантации. Определено, что органы и ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Забор и заготовка объектов трансплантации разрешаются только в государственных учреждениях здравоохранения.
Регламентированы отдельные вопросы ответственности учреждения здравоохранения и его персонала за нарушения закона.
Закон вводится в действие с 1 мая 1993 года.
Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека»
Настоящий Закон вводится в действие с 1 мая 1993 г.
Текст закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 2 ст. 62, в «Российской газете» от 9 января 1993 г. N 4
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 279-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 15-ФЗ
Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ
Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 91-ФЗ
Близким умершего предлагается дать 3 часа, чтобы заявить о несогласии на изъятие его органов
23 декабря Министерство здравоохранения России опубликовало для общественного обсуждения разработанный им проект федерального закона о донорстве органов человека и их трансплантации. Документ содержит 45 статей, объединенных в 9 глав. Предполагается, что он заменит Закон о трансплантации органов и (или) тканей человека, принятый в 1992 г.
Представленный проект регулирует отношения, связанные с донорством и пересадкой человеческих органов, включая порядок их изъятия, использования и учета, а также права и обязанности доноров, реципиентов, медработников и медучреждений. В документе отмечается, что он разработан с целью развития донорства органов для трансплантации, баланса прав и законных интересов доноров и реципиентов, формирования у населения понимания и поддержки пользы добровольного безвозмездного предоставления донорских органов для пересадки как одного из способов сохранения жизни и восстановления здоровья человека.
В числе основных принципов донорства указаны добровольность, безвозмездность, включая запрет на извлечение выгоды, анонимность, конфиденциальность, распространяемая на информацию, касающуюся волеизъявления о несогласии на изъятие органов, а также приоритет посмертного донорства перед прижизненным.
Документом предусмотрено, в каких случаях изъятие органов запрещено: в частности, если у донора установлены медицинские противопоказания, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Также запрещается изъятие органов у лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могли сообщить данные о своей личности и личность которых на момент констатации смерти не была установлена (за нарушение данного запрета предусматривается уголовная ответственность). Кроме того, запрещено принуждение человека к предоставлению своего органа для пересадки.
Порядок взаимодействия уполномоченных органов исполнительной власти и медучреждений при осуществлении донорства и трансплантации, а также порядок мониторинга медицинской деятельности в данной сфере утверждаются Правительством РФ.
В медучреждениях, осуществляющих изъятие донорских органов, предлагается ввести должность врача, ответственного за организацию донорства, либо возложить эти обязанности на одного из врачей-специалистов, прошедших соответствующее обучение. В законопроекте подчеркивается, что врач-координатор при исполнении трудовых обязанностей не может участвовать ни в констатации смерти человека, признанного потенциальным донором, ни в изъятии и пересадке органов, а также представлять интересы реципиентов.
Прижизненное донорство
Предусмотрено, что в случае прижизненного донорства допускается изъятие одного из парных органов (почка) или части органа (часть печени, тонкой кишки, поджелудочной железы, доля легкого).
Прижизненным донором может быть совершеннолетнее дееспособное лицо при условии биологического родства с потенциальным реципиентом и наличии письменного информированного добровольного согласия, данного в присутствии совершеннолетнего дееспособного свидетеля (таковым не может выступать реципиент либо его супруг или родственники). В согласии также указываются сведения об отсутствии принуждения донора к предоставлению органа, отсутствии финансового вознаграждения, а также персональные данные свидетеля. Отмечается, что документ также должен быть подписан врачом, предоставившим донору соответствующую информацию.
Биологическая родственная связь устанавливается на основании подтверждающих документов, заверенных нотариально, сведения о которых вносятся в регистр прижизненных доноров.
Для прижизненного донорства, отмечается в законопроекте, необходимо решение врачебной комиссии медучреждения, осуществляющего трансплантацию, о возможности изъятия и использования донорского органа. Решение принимается по результатам обследования донора и реципиента, проведенного медработниками, не участвующими в лечении последнего, в установленном порядке. Если потенциальный реципиент является недееспособным, в состав комиссии включается врач-психиатр.
Предусматривается, что в решении должно содержаться заключение о том, что здоровью донора в результате изъятия органа не будет причинен вред, влекущий необратимое расстройство здоровья, стойкую утрату трудоспособности, инвалидность, а также об отсутствии противопоказаний к прижизненному донорству. Решение оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию донора.
Проектом установлены права прижизненного донора, в числе которых получение от медучреждения полной информации о возможных осложнениях (последствиях) изъятия органа. Также он может в любой момент отказаться от предоставления своего органа для пересадки.
Кроме того, отмечается, что донор, у которого изъят орган, имеет право на диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи гражданам, а также на диспансерное наблюдение. Указаны также права реципиентов донорских органов на диспансерное наблюдение и обеспечение лекарственными препаратами.
Посмертное донорство
Проектом также предусмотрена презумпция согласия на изъятие донорских органов после смерти.
Подчеркивается, в каких случаях изъятие органов при посмертном донорстве недопустимо: в частности, если медучреждением, где находится совершеннолетний дееспособный гражданин, признанный приемлемым донором, на момент изъятия органов на основании сведений, содержащихся в регистре волеизъявлений граждан и (или) в медицинской документации, установлено, что при жизни он выразил письменное или устное несогласие на это.
При отсутствии таких сведений супруг (если такового нет, то один из близких родственников умершего: дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, внуки, дедушка и бабушка) имеет право в течение 3 часов после сообщения о смерти гражданина письменно заявить о выраженном последним при жизни волеизъявлении либо о своем несогласии.
В проекте отмечается, что совершеннолетний дееспособный гражданин может при жизни выразить несогласие на изъятие его органов после смерти. Для этого необходимо письменное заявление, заверенное руководителем медучреждения или нотариусом. Заявление также может быть сделано в устной форме лечащему врачу или другому медработнику, непосредственно участвующему в обследовании и лечении гражданина, в присутствии не менее двух свидетелей. В качестве последнего не может выступать лицо, заинтересованное в изъятии органов у донора.
Информация о наличии волеизъявления вносится в медицинскую документацию гражданина работником медучреждения, находясь в котором либо при обращении в которое тот принял соответствующее решение либо сообщил о наличии волеизъявления, зарегистрированного в регистре волеизъявлений граждан.
Если волеизъявление было устным, сведения об этом представляются в уполномоченный федеральный орган медучреждением в течение одного рабочего дня с даты внесения указанных сведений в медицинскую документацию гражданина. Заявление (либо устное волеизъявление) должно быть рассмотрено в течение 5 рабочих дней со дня поступления и внесено в регистр.
Предусмотрена также возможность отзыва гражданином ранее выраженного заявления о несогласии. В этом случае отзыв, который может быть сделан в любое время, оформляется письменно и направляется в уполномоченный федеральный орган, который в срок, не превышающий 5 рабочих дней, должен внести изменения в регистр.
В проекте подчеркивается необходимость обеспечения конфиденциальности и безопасности сведений о наличии волеизъявления гражданина, не согласного на изъятие его органов после смерти, с соблюдением требований, установленных законодательством о персональных данных.
Если в вышеуказанный срок супруг (иные близкие родственники умершего) не заявит о выраженном умершим при жизни несогласии на изъятие органов либо не выразит свое несогласие на это, а также при отсутствии возможности в течение 2 часов после подписания протокола установления смерти проинформировать родственников ввиду отсутствия сведений о них в медицинских и иных документах, находящихся при умершем, медучреждение вправе признать умершего реальным донором и принять меры по изъятию его органов.
В проекте указано, что в случае смерти несовершеннолетнего лица либо недееспособного совершеннолетнего, признанного приемлемым донором, один из родителей вправе в течение 2 часов после сообщения о смерти письменно выразить согласие либо отказ на изъятие органов умершего. Изъятие донорских органов у указанной категории лиц недопустимо, если в установленный срок родители умершего не были проинформированы о его смерти и праве дать согласие на изъятие органов, а также если умерший является сиротой или оставшимся без попечения родителей. Оно также запрещено, если в установленный срок ни один из оповещенных родителей не дал согласия на изъятие органов умершего ребенка либо при наличии установленного факта несовпадения мнений обоих родителей по данному вопросу.
В случаях, требующих проведения судебно-медицинской экспертизы, предусмотрено разрешение судмедэксперта на изъятие органов реального донора для пересадки с последующим письменным уведомлением об этом прокурора в срок не позднее 3 рабочих дней со дня выдачи разрешения на изъятие в порядке, установленном законодательством об охране здоровья.
Для распределения изъятых донорских органов при посмертном донорстве потенциальным реципиентам законопроект предусматривает использование информационной системы, являющейся частью Федерального регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов, включающего регистры волеизъявлений граждан, посмертных и прижизненных доноров, реципиентов.
Подчеркивается, что сведения, содержащиеся в Федеральном регистре, относятся к информации ограниченного доступа. Направляемые в регистр сведения должны передаваться безвозмездно, а содержащаяся в нем информация о донорах и реципиентах должна быть доступна на любом этапе донорства и трансплантации для лиц, имеющих право на получение данной информации, и также предоставляться безвозмездно. В документе также отмечается, что совершеннолетнее дееспособное лицо вправе запрашивать и получать сведения, содержащиеся в Федеральном регистре, о наличии (отсутствии) в нем данных о его волеизъявлении о несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации.
В заключительной части проекта указаны меры уголовной, дисциплинарной и административной ответственности при осуществлении донорства и трансплантации органов, в том числе за вред, причиненный жизни и (или) здоровью донора или реципиента.
Предполагается, что в случае принятия закон вступит в силу 1 июня 2021 г.
Адвокаты указали, какие положения проекта требуют доработки
По мнению адвоката АП Челябинской области Елены Цыпиной, необходимость принятия нового закона о донорстве назрела давно. «Это обусловлено тем, что принятый в 1992 г. Закон о трансплантации требует внесения корректив, способствующих развитию донорства и трансплантологии как направления медицины», – отметила она в комментарии «АГ». Однако, полагает эксперт, представленный проект далек от совершенства – он очень объемный, содержит излишнюю детализацию, а также повторы и противоречия.
Из положительных моментов Елена Цыпина отметила введение Федерального регистра, что, по ее мнению, позволит сделать процесс донорства более управляемым. «Однако проектом предусмотрены обязательное обращение к регистру и получение от него уведомления, что, на мой взгляд, усложнит процедуру донорства, – пояснила она. – Кроме того, наличие нескольких регистров может привести к путанице. Если с регистрами волеизъявлений граждан и реципиентов относительно понятно, то разделение регистра на прижизненных и посмертных доноров абсолютно не ясно. По крайней мере, из проекта целесообразность такого разделения не усматривается».
Недоумение адвоката вызвала процедура учета мнения супруга или близких родственников в случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного лица. «Предполагается, что в случае смерти гражданина медработник не позднее часа после подписания протокола установления смерти должен принять меры по информированию (лично или по телефону) супруга умершего, а при его отсутствии – одного из близких родственников. После чего те вправе в течение 3 часов письменно заявить о выраженном умершим при жизни несогласии на изъятие его органов после смерти либо о своем несогласии. Процедура прописана достаточно подробно, но как это будет исполняться на практике – большой вопрос. Получается, что родственники умершего должны срочно бежать в медучреждение и представлять несогласие на изъятие органов, причем в письменном виде. Разве до этого будет убитым горем родственникам?» – задалась вопросом Елена Цыпина.
Также эксперт критически оценила условие информированного согласия касательно несовершеннолетних. «Здесь усматривается противоречие, – пояснила она. – Предусмотрено, что один из родителей умершего ребенка имеет право дать согласие на изъятие его органов для трансплантации, а далее в проекте при установлении факта несовпадения мнений двух родителей изъятие не допускается».
Разграничение на потенциальных, приемлемых, реальных и актуальных доноров, полагает адвокат, также приведет к путанице и затруднениям в реализации донорства.
В заключение Елена Цыпина добавила, что открытым остался вопрос о том, куда обращаться гражданам, если они сейчас, не находясь на больничной койке, желают выразить несогласие на изъятие их органов после смерти. «Это волнует многих, поскольку в предлагаемом проекте, как и действующем законе, предусмотрена презумпция согласия гражданина на изъятие органов после смерти в целях трансплантации. Между тем многие хотели бы сейчас выразить свое отношение к этому, однако сделать это невозможно из-за отсутствия соответствующих механизмов», – подчеркнула она.
Адвокат АБ «Онегин» Дмитрий Бартенев считает важным моментом регулирование посмертного донорства органов и тканей человека – очень сложного с этической точки зрения вопроса. «Безусловно, в обществе существует запрос на понятное регулирование посмертного изъятия органов в целях донорства, и законопроект предлагает важные гарантии защиты интересов посмертного донора и его родственников, но на основе презумпции согласия на посмертное изъятие», – отметил он.
Сама по себе такая презумпция, добавил эксперт, не противоречит ни Конституции РФ, ни международным актам. В то же время, подчеркнул Дмитрий Бартенев, важно, чтобы законодательство обеспечивало четкое и предсказуемое регулирование посмертного донорства, на что указывал в своих решениях Европейский Суд по правам человека. «Представляется, что законопроект обеспечит такое регулирование в целях достижения баланса публичных интересов (поощрение донорства) и частных (интересов родственников умершего)», – подытожил он.
По мнению адвоката КА «АДВОКАТ» Анны Мамоновой, проект содержит ряд существенных новелл. «Так, определен исчерпывающий перечень донорских органов, тогда как действующим Законом данный вопрос отнесен к совместной компетенции Минздрава и РАН», – пояснила она.
Эксперт добавила, что, как и действующий Закон, принятый в 1992 г. и неоднократно изменявшийся, проект содержит норму о презумпции согласия на изъятие органов после смерти человека. «Если в действующем законе закреплен лишь общий принцип, в силу которого “изъятие органов и тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти”, то разработчики проекта значительно подробнее затронули этот вопрос», – подчеркнула она.
Однако, по мнению Анны Мамоновой, проект нуждается в существенной доработке, так как содержит положения, противоречащие ст. 47 Закона об основах охраны здоровья в части определения порядка и условий посмертного изъятия органов и тканей, а также ст. 5 Закона о погребении и похоронном деле. В частности, он не содержит указания, что при отсутствии волеизъявления умершего право на разрешение изъятия его органов и тканей имеют не только его супруг, близкие родственники и законные представители, но и иные родственники, а при отсутствии таковых – иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение. «Учитывая, что данные вопросы касаются обеспечения права человека на достойное отношение к его телу после смерти, они должны быть подробно регламентированы на законодательном уровне, их решение не следует делегировать Минздраву или иным органам исполнительной власти», – считает адвокат.
В числе основных замечаний к содержанию проекта Анна Мамонова назвала необходимость регламентации порядка волеизъявления гражданина о несогласии на изъятие органов после смерти при его нахождении вне медучреждения. Кроме того, добавила она, порядок такого волеизъявления необходимо упростить, одновременно дополнив порядок его отзыва.
Также, по мнению адвоката, в законе необходимо указать, какие именно действия по установлению родственников должны быть предприняты медучреждением. Поиск таких сведений, отметила Анна Мамонова, должен предполагать использование любых источников, а не только информации, содержащейся в медицинской документации и документах, находящихся при гражданине. «Учитывая, что решение об изъятии органов должно быть принято в сжатые сроки, поиск родственников необходимо начинать сразу после поступления гражданина в медучреждение, если он в силу своего состояния не может сообщить такую информацию медработникам», – подчеркнула она. Кроме того, считает Анна Мамонова, порядок информирования о констатации смерти совершеннолетнего дееспособного гражданина, признанного приемлемым донором, порядок оформления волеизъявления супруга или близкого родственника, а также дачи информированного добровольного согласия на изъятие органов следует регламентировать в законе, а не делегировать Минздраву. Также, по ее мнению, целесообразно конкретизировать порядок ведения указанных в проекте регистров.