защита прав налогоплательщика в административном и судебном порядке
17.1. Защита прав налогоплательщиков. Административный порядок
17.1. Защита прав налогоплательщиков. Административный порядок
Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплательщику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
В зависимости от различий в материальных нормах и процессуальном порядке нормативными правовыми актами РФ предусмотрены следующие способы защиты прав налогоплательщиков:
Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере, в частности решения Федеральной службы по финансовым рынкам.
Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти (по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие). Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения в последствии за защитой в суд, либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов налоговых правоотношений.
Наряду с административным применяется судебный порядок обжалования.
Вместе с тем НК РФ устанавливает два условия, соблюдение которых необходимо для защиты нарушенных прав налогоплательщиков или налоговых агентов:
– ненормативные акты налоговых органов, а также действия (бездействие) должностных органов этих органов должны, по мнению налогоплательщика или налогового агента, нарушать их права;
– нормативные правовые акты налоговых органов обжалуются в порядке, предусмотренном не НК РФ, а иным федеральным законодательством.
Также обжалованию подлежат решения вышестоящих налоговых органов, вынесенные по вопросам рассмотрения заявлений налогоплательщиков на неправомерные действия, бездействие или акты нижестоящих налоговых инспекций.
Не подлежат обжалованию в административном или судебном порядке акты налоговых проверок, поскольку сами по себе не содержат обязательных для налогоплательщиков предписаний, влекущих юридические последствия.
В налоговом праве административный порядок обжалования не имеет характера досудебной процедуры, поэтому подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.
Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в двух месячный срок.
Вышестоящий орган или вышестоящее должностное лицо в месячный срок со дня получения жалобы обязаны ее рассмотреть и принять одно из сле6дующих решений:
– оставить жалобу без удовлетворения;
– отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
– отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
изменить решение или вынести новое решение по суще6ству обстоятельств дела.
О любом из принятых решений в течении 3 дней сообщается лицу, подавшему жалобу.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Защита прав предпринимателей
Защита прав предпринимателей Законодатели, принимая Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», разумеется,
3.9. Защита прав потребителей в финансовой сфере
3.9. Защита прав потребителей в финансовой сфере Финансовое образование и защита прав потребителей – взаимодополняющие элементы, необходимые для нормального функционирования финансовых рынков, особенно в условиях низкого доверия населения к финансовым
Лекция 17. Защита прав налогоплательщиков
Лекция 17. Защита прав налогоплательщиков 17.1. Защита прав налогоплательщиков. Административный порядок Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплательщику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или
17.2. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
17.2. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков подразумевает обращение лица в порядке искового производства в надлежащий суд.Законодательством РФ предусмотрены следующие способы судебной защиты прав
Статья 1250. Защита интеллектуальных прав
Статья 1250. Защита интеллектуальных прав 1. Интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными настоящим Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.2. Предусмотренные настоящим Кодексом способы защиты интеллектуальных
Статья 1252. Защита исключительных прав
Статья 1252. Защита исключительных прав 1. Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:1) о признании права – к лицу, которое отрицает или иным образом не
6.1. Государственная защита прав потребителей
6.1. Государственная защита прав потребителей Государственная защита прав потребителей – это довольно широкая правовая категория, призванная обеспечить строгое и неуклонное исполнение закона и подзаконных актов, а также соблюдение дисциплины не только юридическими
5.2 Защита прав собственности
5.2 Защита прав собственности Многочисленные прецеденты, связанные с переделом собственности, в том числе с применением вооруженной силы, с некорректными судебными решениями, с откровенными нарушениями прав акционеров, кредитов, инвесторов, позволяют сделать вывод о
4.2.6 Защита прав собственности
4.2.6 Защита прав собственности Необходимо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в Закон «Об акционерных
Глава 30. Защита трудовых прав в случае увольнения
Глава 30. Защита трудовых прав в случае увольнения Работник (в том числе и бывший по отношению к своему бывшему работодателю) вправе защищать свои трудовые права, включая право на труд, до увольнения, при увольнении и после увольнения с работы. Основные способы защиты
Судебная защита трудовых прав работника
Судебная защита трудовых прав работника Работник вправе прибегнуть к судебной защите трудовых прав не только в случае неисполнения решения комиссии по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Как уже отмечалось, он может воспользоваться этим правом и раньше,
81. Защита прав страхователей
81. Защита прав страхователей Защита прав страхователей предусмотрена ГК РФ (гл. 48) и ФЗ «О защите прав потребителей».Государственную и общественную защиту и контроль за соблюдением прав страхователей осуществляют (ст. 40–45 ФЗ «О защите прав потребителей») следующие
Защита прав потребителей
Защита прав потребителей Банковская сфера характеризуется повышенными рисками – опасности кроются и в самой деятельности банков, и в хозяйственной среде, и в денежной сфере, и в сфере расчетов, и на финансовых рынках, с которыми банки тесно связаны. Регулятор
Тема 22. Защита прав предпринимателей
Тема 22. Защита прав предпринимателей 22.1. Понятие, способы и формы защиты прав предпринимателей Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и
Тема 22. Защита прав предпринимателей
Тема 22. Защита прав предпринимателей I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Понятия «охрана прав» и «защита прав» предпринимателей соотносятся следующим образом:А. Эти понятия являются синонимамиБ. «Охрана прав» уже понятия «защита прав»
Защита прав налогоплательщиков. Право на обжалование. Порядок обжалования
С 15 сентября в России заработал новый Кодекс административного судопроизводства (КАС). По нему можно оспаривать нормативные документы и подзаконные акты, принятые органами управления всех уровней. Однако порядок обжалования решений налоговой службы и внебюджетных фондов, принятых в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, прописан в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, и, несмотря на появление КАС, остался неизменным.
Защита прав налогоплательщиков. Право на обжалование действий или бездействия должностных лиц налоговых органов
В Налоговый кодекс РФ включен отдельный раздел, регламентирующий возможность и порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Обозначенный раздел VII объединяет две группы норм:
Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплательщику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц.
В зависимости от различий в материальных нормах и процессуальном порядке нормативными правовыми актами России предусмотрены следующие способы защиты прав налогоплательщиков:
Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере.
Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. Данный способ предполагает упрощенное производство по поданной жалобе. Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд, либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов налоговых правоотношений.
Судебный способ регламентирован ГПК РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ, а также Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1. Закон предусматривает, что право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препятствия для осуществления его прав и свобод. Юридические лица — субъекты налогового права — вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором.
Способы судебной защиты прав налогоплательщиков:
Одновременно названные способы судебной защиты являются предметами исковых требований налогоплательщиков.
Значительная часть дел, возникающих из налоговых правоотношений, рассматривается арбитражными судами. Статьей 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесено рассмотрение экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Арбитражные суда рассматривают следующие категории дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
Высший Арбитражный Суд РФ в Информационном письме «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога» от 21 июня 1999 г. №42 указал, что «споры между индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникшие в связи с исчислением подоходного налога, подведомственны арбитражным судам независимо от основания возникновения спора».
Статья 138 НК РФ устанавливает важное правило судебного рассмотрения налоговых споров — принцип определения надлежащего ответчика:
Правоприменительная практика рассмотрения налоговых споров показывает, что в судебном процессе неизбежно рассматриваются следующие вопросы:
Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов налогоплательщиков принадлежит прокуратуре РФ, которая, согласно Конституции РФ (ст. 129) и Федеральному закону «О прокуратуре РФ» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ), составляет единую централизованную систему, осуществляет надзор за исполнением действующих на территории России законов, предпринимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение нарушителей к ответственности. Наряду с другими направлениями в функции прокуратуры входит осуществление надзора за исполнением финансового законодательства. При этом не имеет значения, от кого исходит нарушение: от органов представительной или исполнительной власти, финансовых, кредитных органов, налогоплательщиков, налоговых агентов, резидентов в валютных отношениях и т.д.
Для выполнения функции надзора за исполнением норм налогового права органы прокуратуры вправе проводить проверки исполнения и соблюдения финансового законодательства. Подобные проверки проводятся в связи с поступающими в прокуратуру жалобами, заявлениями, а также иными сведениями о фактах налоговых правонарушений.
В соответствии со ст. 137 НК РФ со стороны налогоплательщиков или налоговых агентов обжалованию подлежат акты налоговых органов как ненормативного, так и нормативного характера:
Объектом обжалования со стороны налогоплательщика могут быть следующие ненормативные акты налоговых органов, обозначенные в Налоговом кодексе РФ:
Кроме названных ненормативных актов обжалованию подлежат и решения вышестоящих налоговых органов, вынесенные по вопросам рассмотрения заявлений налогоплательщиков на неправомерные действия, бездействие или акты нижестоящих налоговых инспекций.
Не подлежат обжалованию в административном или судебном порядке:
Налогоплательщик имеет право оспаривать:
Действия должностных лиц налоговых органов, нарушающие права налогоплательщиков и, следовательно, подлежащие обжалованию, могут выражаться в различного рода поступках:
Бездействие должностных лиц налоговых органов, нарушающее права налогоплательщиков, чаще всего выражается в уклонении от возврата излишне взысканных сумм налога, сбора или пени.
Порядок обжалования решений и действий налоговых органов
В соответствии со ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
При этом в соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. Таким образом, административный (досудебный) порядок обжалования является обязательным.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится путем подачи искового заявления:
При этом согласно Определению Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2002 г. N 22-О расходы на представительство в арбитражном суде и на оказание юридических услуг должны включаться в состав убытков, подлежащих возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение.
По общему правилу обжалование неправомерного поведения налоговых органов или их должностных лиц не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.
Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу установлены ст. 139 НК РФ, а также Регламентом рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утвержденным приказом МНС РФ от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в письменной форме, если иное не предусмотрено НК РФ, в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.
Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.
Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение 3 дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
См. также Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 305-КГ17-5672 по делу N А40-101850/2016 (Верховный Суд РФ поддержал позицию ФНС России по вопросу отмены решений налоговых инспекций без срока давности. Решение вышестоящего налогового органа, направленное на восстановление ранее существовавшего положения, не может рассматриваться как новое решение по результатам налоговой проверки, и права на обжалование не нарушены, если плательщику не начислены дополнительные суммы налогов в результате вновь выявленных обстоятельств).
Защита прав налогоплательщика
Защита прав налогоплательщика – направление нашей деятельности. На сегодняшний день российское налоговое законодательство сложно и разнообразно, а налоговые споры – одно из наиболее востребованных обращений за помощью.
Порядок защиты прав налогоплательщиков
Сегодня идет осуществление выплат на местном, федеральном и региональном уровне. В каждом регионе и области России имеется своя собственная система налоговых наложений, что позволяет устанавливать размеры собственных пошлин и налоговых платежей. Часто налоговые органы злоупотребляют своими полномочиями фискальных органов, особенно при анализе проведенной в организации пути оптимизации налогообложения организаций, что приводит к необходимости защиты прав налогоплательщика.
Полным каталогом налогообложений можно считать Налоговый Кодекс РФ, где внесены все виды существующих налогов и их обстоятельств. Также существует отельная база налогового обложения, куда входят НДС, НДФЛ, полезные ископаемые и их добыча, транспорт, земля и игорный бизнес. Из полученных налоговых выплат формируется основной государственный бюджет страны.
Внимание : смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:
Согласно Налоговому кодексу РФ, что свидетельствуется статьей 137, каждый налогоплательщик России, не согласный с действиями или бездействиями соответствующих органов, вправе обжаловать акты ненормативного характера, если, по мнению налогоплательщика, подобные акты, действия или бездействие нарушают его права.
Существует два вида обжалования — административный и судебный (статья 138 НК РФ). Жалобу можно подавать как в вышестоящий налоговый орган, так и в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа. Повторное обращение не исключается. В последнее время налоговое законодательство идет по пути урегулирования налогового спора в досудебном порядке и уже после судебное разбирательство по делу. Наш налоговый адвокат не только поможет отстоять Ваши интересы в вышестоящем органе или суде (подробнее про оспаривание решений налоговых органов по ссылке), но и предложит комплексное сопровождение Вашей предпринимательской деятельности.
Лицо, подавшее жалобу, может ее отозвать в течение одного календарного месяца на основании собственного письменного заявления. Жалобы рассматриваются не позднее 30 дней с момента подачи. По итогам рассмотрения, налоговый орган делает заключение, о котором сообщат в течение трех дней со дня его. Что характерно, ранее налоговое законодательство не предусматривало таких действий со стороны налогоплательщика.
ПОЛЕЗНО: смотрите видео, как составить любую жалобу, советы адвоката
Административная защита прав налогоплательщиков
В случае нарушения прав налогоплательщика со стороны налоговых органов при исчислении, уплате, зачете налоговых платежей, а также иных налоговых правоотношений, в ряде случаем достаточно эффективным является административная защита прав налогоплательщика без обращения в судебные органы.
Данный порядок заключается в подаче жалобы вышестоящему должностному лицу, в подчинении которого находится сотрудник или органы принявший оспариваемое решение или правовой акт, в ряде случаев обжалованию подлежит и бездействие должностного лица.
При этом возможны различные проблемы защиты прав налогоплательщиков, по подготовке и подаче данного обращения. Для решения данных вопрос и подготовке надлежащего документа необходимо соблюсти ряд условий:
Для правильного и наиболее эффективного составления жалобы обращайтесь к нашим опытным адвокатам, которые в подготовят документ для достижения наиболее благоприятного для доверителя результата.
Судебная защита прав налогоплательщиков
Данный порядок защиты прав налогоплательщика предполагает обращение в суд с исковым заявлением, в данном случае следует обратить внимание, что налогоплательщику в зависимости от обстоятельств нарушения его прав следует готовить два вида заявлений:
Дополнительно стоит отметить, что налоговое законодательство РФ при определенных обстоятельствах предусматривает необходимы до обращения в органы суда порядок обжалования решения органа налоговой системы посредством подачи жалобы вышестоящему лицу, и только в случае отказа возможно обращение за защитой своих прав в суд.
Адвокат по защите прав налогоплательщика в Екатеринбурге
В целом, граждане РФ, организации и индивидуальные предприниматели в своем большинстве придерживаются предписаний закона и регулярно выплачивают налоги. Но все же среди народных масс доминирует негативное отношение к налоговой системе страны, в особенности ее тарификации, а у бизнеса постоянно возникает потребность по налоговому консультированию, которое может быть оказано с нашей стороны.
Налогом считается фиксированный платеж в государственную казну, обязательной формы выплат и безвозмездный. Он взимается с частных лиц, а также различного рода коммерческих организаций. Таким методом государство автоматически облагает налогом всех предпринимателей за то, что предоставляет право ведения «своего дела», и получает прибыль от деятельности каждого бизнесмена на всей территории страны. В коем роде, так создаются налогово-таможенными отношениями между государством и плательщиками налогов, без грамотного налогового анализа в данном направлении не получить прибыли и не провести оптимизации расходов.
Читайте еще о работе налогового адвоката:
Составление налоговой декларации при помощи адвоката
Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди