защита прав налогоплательщика в судебном порядке возможна
Статья 22 НК РФ. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) (действующая редакция)
1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Комментарий к ст. 22 НК РФ
Комментируемая статья устанавливает положения, касающиеся обеспечения прав налогоплательщиков, и сроки для реализации права на защиту.
Нормами НК РФ налогоплательщику (плательщику сбора) гарантируется право на обеспечение своих интересов в области налоговых правоотношений.
Например, при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности налоговый орган должен соблюдать порядок, предусмотренный статьями 100 и 101 НК РФ, а также основополагающие принципы привлечения лиц к ответственности (налоговой, административной, уголовной), в частности право этого лица знать о характере и основании вменяемого ему правонарушения. Этим обеспечиваются гарантии защиты прав налогоплательщика (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.08.2005 N А56-46008/04).
Если у налогоплательщика (плательщика сбора) имеются основания считать, что его права были нарушены (любым лицом, как налоговым органом, так и, например, налоговым агентом), за защитой своих прав он может обратиться в суд.
Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов (см. письма Минфина России от 01.09.2015 N 03-04-05/50327, от 22.02.2012 N 03-04-05/4-211, от 26.05.2011 N 03-04-05/5-383, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2012 N А70-7020/2011).
Как отмечено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.08.2012 N А33-17641/2011, пунктом 1 статьи 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.
В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 N А41-7192/12 указано, что с правом налогоплательщика должна корреспондировать соответствующая обязанность налогового органа. В частности, с правом налогоплательщика на обжалование действия (бездействия) налогового органа корреспондирует обязанность налогового органа (вышестоящего налогового органа) рассмотреть жалобу налогоплательщика.
КС РФ в Определении от 17.07.2012 N 1349-О разъяснил, что пункт 2 статьи 22 НК РФ, предусматривая необходимость установления обязанностей должностных лиц налоговых органов, корреспондирующих с предусмотренными указанными НК РФ правами налогоплательщиков, направлен на обеспечение реализации прав налогоплательщиков, а не на их ограничение.
Так, в силу правовой позиции, изложенной КС РФ в Определении от 03.10.2006 N 442-О, акт налоговой проверки является итоговым актом налогового контроля и в то же время правоприменительным актом, который вручается проверяемому лицу, этим актом возбуждается преследование за совершение налогового правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Гарантированные подпунктами 7 и 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ права налогоплательщика на ознакомление с актом налоговой проверки и на представление на акт своих возражений направлены на знакомство последнего с сутью вменяемых ему нарушений законодательства о налогах и сборах, подготовку и реализацию полноценной защиты в налоговом споре.
Согласно пункту 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Таким образом, пункт 5 статьи 100 НК РФ рассматривает направление акта по почте заказным письмом в качестве дополнительного способа его вручения и только в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки.
Защита прав налогоплательщиков
защита прав налогоплательщиков
Защита прав налогоплательщиков: основные принципы и механизмы
Сама защита прав налогоплательщиков начинается с момента создания юридического лица: уже тогда стоит подумать о системе налогообложения, которая лучше всего подойдет для той или иной организации. Защита прав налогоплательщиков при разном режиме налогообложения осуществляется по-разному.
Основные принципы защиты прав налогоплательщиков базируются на фундаменте базовых прав и свобод человека и юридического лица. Среди них такие принципы:
— равенство всех перед законом и судом. Данный принцип означает, что защита прав налогоплательщиков осуществляется для всех в одинаковом порядке, а практике минувших дел должна быть учтена (хотя не обязательна) при разрешении дел настоящих;
— принцип экономической обоснованности защиты прав налогоплательщиков. Данный принцип позволяет лицам, которые не в состоянии оплатить услуги государства по судопроизводству отложить либо рассрочить эту оплату (ст. 64 НК РФ);
— принцип справедливости. Этот принцип закрепляет справедливое административное и судебное производство налоговых дел, с учетом требований российского и международного законодательства. Кроме того, этот принцип дает право оспаривающему действия налоговых органов пользоваться возможностью не доказывать факт нарушения закона со стороны таких органов.
Административная защита прав налогоплательщиков
Каждый налогоплательщик имеет право обжаловать действия органа либо должностного лица налогового органа в вышестоящий налоговый орган. Это право закреплено статьей 138 НК РФ. В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.
В соответствии со ст. 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.
Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.
Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Стоит также учесть, что в соответствии со ст. 141 НК РФ подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Налогым Кодексом.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Судебная защита прав налогоплательщиков
В соответствии со ст. 138 налогоплательщик имеет право обратиться непосредственно в суд за защитой своих прав. Если налогоплательщик является простым гражданином (не индивидуальным предпринимателем), то заявление (жалоба) подается в суд общей юрисдикции по правилам ГПК РФ. Если же податель жалобы – ИП либо юридическое лицо, то жалоба подается в арбитражный суд по правилам территориальной подсудности (по месту нахождения налогового органа).
Судебная защита прав налогоплательщиков осуществляется по общим правилам судопроизводства, предусмотренных для оспаривания действий должностных лиц или органов власти (раздел III АПК РФ, глава 25 подраздела III раздела II ГПК РФ).
В соответствии с процессуальным законодательством возможна судебная защита прав налогоплательщиков через представителей, коими могут быть адвокаты и юристы по налоговым спорам. Данная возможность законодательством предусмотрена не случайно, ибо сама процедура судебного оспаривания незаконных действий органов и должностных лиц налоговой является сложной и кропотливой, требующей специальных знаний. Налоговые юристы фирмы «Мадрок» будут рады содействию по защите прав в арбитраже или суде общей юрисдикции. При защите налоговых прав в суде необходимо соблюсти все требования закона с самой подачи заявления в суд. Во-первых, стоит отметить, что в суд общей юрисдикции и арбитражный суд по налоговым спорам подается заявление, а не иск.
Чаще всего налоговые споры возникают в следующих случаях:
— излишнее начисление налогов;
— возмещение экспортного и внутреннего НДС;
— оспаривание привлечения к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки;
— необоснованный арест расчетного счета;
— необоснованное списание средств с расчетного счета организации по инкассовому требованию и др.
Имея хорошие знания и большой опыт работы в налоговых спорах, юристы фирмы «Мадрок» быстро, качественно и надежно окажут всю необходимую юридическую помощь и осуществят полную защиту прав налогоплательщиков.
Гаджи Гаджиев
Досудебный порядок урегулирования налоговых споров
Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет
Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).
Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.
Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.
При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:
Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.
Досудебный порядок урегулирования спора: этапы
Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:
Бланк жалобы унифицирован. Скачать его можно бесплатно, кликнув на картнку ниже:
Как правильно заполнить жалобу, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.
Рассмотрение жалобы по существу
Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.
Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).
Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:
Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.
Как обжаловать в суде решения и действия налоговых органов, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Итоги
Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.
Об обжаловании решения налогового органа в суде читайте в этой статье.
Основные правила разрешения налоговых споров — здесь.
Способы защиты прав налогоплательщиков
Способы защиты прав налогоплательщиков
Перечисленные защитные способы гарантируются актуальным НК РФ. Теперь подробнее о каждом из них.
Административный способ защиты прав налогоплательщиков
Защита прав налогоплательщиков в административном порядке происходит в режиме гл. 19 и 20 НК. В рамках административной защиты обжалуются:
Такое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе.
Решения фискальщиков, действия (бездействие) их сотрудников могут обжаловаться в суде лишь после их административного оспаривания. Исключениями, с которыми можно отправляться сразу в суд, будут:
Как подать жалобу
Жалобу в ВНО подают через орган, принявший, совершивший спорное решение (действие). Передается петиция со всеми материалами в течение трех дней со времени ее поступления. Получив претензию орган, нарушивший права налогоплательщика, обязательно принимает меры, устраняющие такое нарушение. Если его получилось устранить, об этом сообщается в ВНО (с приложением подтверждающих документов, если они есть) в течение трех дней с момента устранения.
На указанные действия у пострадавшего лица есть год со дня, когда ему стало известно о нарушении прав. В тот же срок (с даты вынесения спорного решения) опротестовывается вступившее в силу решение об ответственности за налоговое правонарушение, которые не оспаривались через апелляцию.
Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения претензий (апелляции в том числе) ВНО.
Пропущенное по уважительной причине время обжалования восстанавливается ходатайством в ВНО.
Содержание жалобы
Также в ней можно указать телефонные, факсовые номера, адреса электронной почты, а также другую необходимую для рассмотрения информацию. К жалобе прикладывают соответствующую доверенность, когда ее подает представитель, а также документы, которые подтверждают доводы налогоплательщика.
Как подать апелляцию
Апелляцию на решение об ответственности за налоговое правонарушение (либо отказ в этом) подают через вынесший его орган, после чего она со всеми материалами в течение трех дней направляется в ВНО. Она подается до дня, когда обжалуемое решение вступит в силу.
Не апеллируются решения ФНС об ответственности за налоговое правонарушение и отказ в этом.
Претензии, включая апелляцию, подают письменно с подписью жалующегося или его представителя либо электронно, через Интернет, личный кабинет налогоплательщика.
Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков
Самозащита для налогоплательщиков
Этот способ защиты заключается в том, что налогоплательщик может не выполнять требования налоговых и иных уполномоченных органов (их должностных лиц), не соответствующие закону. Правда, применять на практике данную защиту нужно с осторожностью, поскольку далеко не все могут самостоятельно определить, что является нарушением закона, а что — нет.
Защитить налоговые права можно также и через органы прокуратуры, которые надзирают за правильностью применения законодательства, включая налоговое.
Формы защиты прав налогоплательщиков
Формы защиты прав бывают юрисдикционными (административная плюс судебная) и неюрисдикционными, принудительными. Благодаря им, спор разрешается усилиями его участников. В число последних входят:
Ответственность и защита прав налогоплательщиков
За налоговые правонарушения отвечают юридические и физические лица, а также ИП в случаях, обозначенных НК РФ. К налогоплательщикам, не исполняющим своих обязанностей, применяют меры государственного принуждения. Это могут быть штрафы:
Другой вариант — обеспечительные меры из гл. 11 НК (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия).
Налоговая ответственность для физлиц возможна с шестнадцати лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, — три года (с момента совершения нарушения).
Противоправные деяния в области налогообложения могут также привести к уголовной ( ст. 198–199.2 УК РФ ) либо административной ( ст. 15.7 КоАП ), а также дисциплинарной ( ст. 192 ТК ) ответственности. Последняя разновидность ответственности накладывается приказом работодателя, например, на бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность.
Защита прав налогоплательщика
Защита прав налогоплательщика – направление нашей деятельности. На сегодняшний день российское налоговое законодательство сложно и разнообразно, а налоговые споры – одно из наиболее востребованных обращений за помощью.
Порядок защиты прав налогоплательщиков
Сегодня идет осуществление выплат на местном, федеральном и региональном уровне. В каждом регионе и области России имеется своя собственная система налоговых наложений, что позволяет устанавливать размеры собственных пошлин и налоговых платежей. Часто налоговые органы злоупотребляют своими полномочиями фискальных органов, особенно при анализе проведенной в организации пути оптимизации налогообложения организаций, что приводит к необходимости защиты прав налогоплательщика.
Полным каталогом налогообложений можно считать Налоговый Кодекс РФ, где внесены все виды существующих налогов и их обстоятельств. Также существует отельная база налогового обложения, куда входят НДС, НДФЛ, полезные ископаемые и их добыча, транспорт, земля и игорный бизнес. Из полученных налоговых выплат формируется основной государственный бюджет страны.
Внимание : смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:
Согласно Налоговому кодексу РФ, что свидетельствуется статьей 137, каждый налогоплательщик России, не согласный с действиями или бездействиями соответствующих органов, вправе обжаловать акты ненормативного характера, если, по мнению налогоплательщика, подобные акты, действия или бездействие нарушают его права.
Существует два вида обжалования — административный и судебный (статья 138 НК РФ). Жалобу можно подавать как в вышестоящий налоговый орган, так и в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа. Повторное обращение не исключается. В последнее время налоговое законодательство идет по пути урегулирования налогового спора в досудебном порядке и уже после судебное разбирательство по делу. Наш налоговый адвокат не только поможет отстоять Ваши интересы в вышестоящем органе или суде (подробнее про оспаривание решений налоговых органов по ссылке), но и предложит комплексное сопровождение Вашей предпринимательской деятельности.
Лицо, подавшее жалобу, может ее отозвать в течение одного календарного месяца на основании собственного письменного заявления. Жалобы рассматриваются не позднее 30 дней с момента подачи. По итогам рассмотрения, налоговый орган делает заключение, о котором сообщат в течение трех дней со дня его. Что характерно, ранее налоговое законодательство не предусматривало таких действий со стороны налогоплательщика.
ПОЛЕЗНО: смотрите видео, как составить любую жалобу, советы адвоката
Административная защита прав налогоплательщиков
В случае нарушения прав налогоплательщика со стороны налоговых органов при исчислении, уплате, зачете налоговых платежей, а также иных налоговых правоотношений, в ряде случаем достаточно эффективным является административная защита прав налогоплательщика без обращения в судебные органы.
Данный порядок заключается в подаче жалобы вышестоящему должностному лицу, в подчинении которого находится сотрудник или органы принявший оспариваемое решение или правовой акт, в ряде случаев обжалованию подлежит и бездействие должностного лица.
При этом возможны различные проблемы защиты прав налогоплательщиков, по подготовке и подаче данного обращения. Для решения данных вопрос и подготовке надлежащего документа необходимо соблюсти ряд условий:
Для правильного и наиболее эффективного составления жалобы обращайтесь к нашим опытным адвокатам, которые в подготовят документ для достижения наиболее благоприятного для доверителя результата.
Судебная защита прав налогоплательщиков
Данный порядок защиты прав налогоплательщика предполагает обращение в суд с исковым заявлением, в данном случае следует обратить внимание, что налогоплательщику в зависимости от обстоятельств нарушения его прав следует готовить два вида заявлений:
Дополнительно стоит отметить, что налоговое законодательство РФ при определенных обстоятельствах предусматривает необходимы до обращения в органы суда порядок обжалования решения органа налоговой системы посредством подачи жалобы вышестоящему лицу, и только в случае отказа возможно обращение за защитой своих прав в суд.
Адвокат по защите прав налогоплательщика в Екатеринбурге
В целом, граждане РФ, организации и индивидуальные предприниматели в своем большинстве придерживаются предписаний закона и регулярно выплачивают налоги. Но все же среди народных масс доминирует негативное отношение к налоговой системе страны, в особенности ее тарификации, а у бизнеса постоянно возникает потребность по налоговому консультированию, которое может быть оказано с нашей стороны.
Налогом считается фиксированный платеж в государственную казну, обязательной формы выплат и безвозмездный. Он взимается с частных лиц, а также различного рода коммерческих организаций. Таким методом государство автоматически облагает налогом всех предпринимателей за то, что предоставляет право ведения «своего дела», и получает прибыль от деятельности каждого бизнесмена на всей территории страны. В коем роде, так создаются налогово-таможенными отношениями между государством и плательщиками налогов, без грамотного налогового анализа в данном направлении не получить прибыли и не провести оптимизации расходов.
Читайте еще о работе налогового адвоката:
Составление налоговой декларации при помощи адвоката
Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди