защита прав предпринимателей в третейских судах
Защита прав предпринимателей в третейских судах
О третейских судах в Российской Федерации
(с изменениями на 8 декабря 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 168, 30.07.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2015, N 0001201512290042) (вступил в силу с 1 сентября 2016 года);
Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2018, N 0001201811280063) (о порядке вступления в силу см. статью 21 Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ);
Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080096).
Принят
Государственной Думой
21 июня 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
10 июля 2002 года
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.
4. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, чем предусмотренный настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов
1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.
Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.
5. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8-14 настоящего Федерального закона.
6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Статья 4. Получение документов и иных материалов
1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.
2. Если стороны не согласовали иной порядок, то документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной третейского разбирательства, или месту жительства гражданина-предпринимателя либо гражданина, являющегося стороной третейского разбирательства, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки, хотя бы адресат по этому адресу не находится или не проживает.
Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда
1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.
2. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.
4. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.
5. Спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки (пункт дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ).
Статья 6. Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров
1. Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
2_1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
3. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.
4. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.
Статья 6_1. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде
1. Применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.
2. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
3. В случае, если третейскому суду представлено соглашение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации.
4. Срок проведения процедуры медиации устанавливается по соглашению сторон в порядке, установленном Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается.
5. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным настоящим Федеральным законом.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ)
ГЛАВА II. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Статья 7. Форма и содержание третейского соглашения
1. Третейское соглашение заключается в письменной форме, если иная форма третейского соглашения не предусмотрена настоящим Федеральным законом или иным федеральным законом. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.
1_1. Соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда может быть включено в правила организованных торгов, правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое соглашение является третейским соглашением участников организованных торгов, сторон договора, заключенного на организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов, или участников клиринга.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ)
2. При несоблюдении правил, предусмотренных пунктами 1 и 1_1 настоящей статьи, третейское соглашение является незаключенным.
3. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.
ГЛАВА III. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА
Статья 8. Требования, предъявляемые к третейскому судье
1. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.
2. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.
3. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.
4. Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.
5. Третейским судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.
6. Третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.
7. Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.
Статья 9. Число третейских судей
1. Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным.
2. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.
Памятка для предпринимателей (Формы и способы защиты прав предпринимателей)
о формах и способах защиты прав предпринимателей
Защита осуществляется посредством применения надлежащей формы и способов защиты.
Судебные формы защиты прав предпринимателей.
Защита прав предпринимателей Конституционным Судом Российской Федерации.[1]
Конституционный Суд рассматривает дела:
1) по запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;
2) рассматривает споры о соотношении компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
4) по запросам ряда органов власти дает толкование Конституции.
Защита прав предпринимателей арбитражным судом.[2]
Арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:
Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции.[3]
Споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Судом общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью:
— споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам;
— заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены.
Внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей может осуществляться в следующих формах: нотариальная защита,[4] защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах[5], в форме урегулирования споров в претензионном порядке.
Нарушения прав предпринимателей могут быть выражены в следующем:
1. Отказ в удовлетворении законных требований о государственной регистрации или выдаче специального разрешения (лицензии) состоит в информировании обратившегося с просьбой лица о состоявшемся официальном решении. При этом оно должно быть окончательным и не основанным на нормах действующего законодательства.
Например, должностными лицами Федеральной налоговой службы, осуществляющими государственную регистрацию, могут допускаться нарушения:
— превышение установленных ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ сроков осуществления государственной регистрации;
— несоблюдение порядка предоставления документов для государственной регистрации, установленного ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ;
— несоблюдение требований к осуществлению государственной регистрации, установленных главами IV, V, VII. 1 Федерального закона № 129-ФЗ;
— необоснованность и незаконность принятия решений об отказе в государственной регистрации (ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ).
2. Уклонение от государственной регистрации, выдачи специального разрешения (лицензии) выражается в деятельности, направленной на несоблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок обозначенных процедур. Здесь идет речь об умышленном затягивании установленных сроков государственной регистрации или выдачи специального разрешения.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, в основном регулируются Федеральным законом № 99-ФЗ и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Типичные нарушения, которые допускают должностные лица лицензирующего органа, связаны с несоблюдением требований, установленных ст. ст.13, 14, 19 Федерального закона № 99-ФЗ, такие как:
— несоблюдение порядка приема заявлений и документов;
— несоблюдения порядка принятия решений о предоставлении лицензий или об отказе в предоставлении таковых;
— необоснованность и незаконность принятия решений об отказе в предоставлении лицензий;
— несоблюдение порядка переоформления лицензий;
— несоблюдение порядка проведения документарных и внеплановых выездных проверок соискателей лицензий, представивших заявление о предоставлении лицензии, или лицензиатов, представивших заявление о переоформлении лицензии.
Органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами права предпринимателей могут быть ограничены следующим:
1) принятием правовых актов, которыми ограничиваются права и законные интересы предпринимателя. Например: принудительно навязываются какие- либо условия при заключении договоров, ставящих предпринимателей в неравное положение по сравнению с конкурентами; ограничивается оборот отдельных товаров и услуг; незаконно отказывается в предоставлении земельных участков и другое.
2) исполнением государственных и муниципальных функций в сфере организации контроля (надзора), предоставления услуг, осуществления разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур в отсутствие необходимого правового регулирования (в первую очередь в отсутствие соответствующих регламентов) либо на основании правовых актов, содержащих незаконные положения, нарушающие права предпринимателей.
3) проведение должностными лицами правоохранительных органов незаконных внепроцессуальных проверок.
4) необоснованное проведение органами контроля (надзора) многочисленных проверок в отношении одного лица в течение непродолжительного периода времени.
5) проведение внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры.
6) нарушение законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (например, незаконное изъятие документов, неправомерное наложение административных штрафов, внесение необоснованных предписаний, исполнение которых практически невозможно).
7) деятельность лицензирующего органа, повлекшая приостановление действия лицензий на осуществление отдельных видов деятельности;
8) ограничение свободы предпринимательской деятельности, нарушение принципов обеспечения конкуренции, открытости и прозрачности вследствие нарушения законодательства при осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
4. Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, под которым подразумевается неправомерное влияние на них (например, незаконное проведение проверок или изъятие документов).
Контроль со стороны органов государственной власти и местного самоуправления над предпринимательской деятельностью
Основным нормативным актом, определяющим порядок проведения проверок и меры по защите прав и законных интересов предпринимателей, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Также планы контролирующих органов, осуществляющих деятельность в Хабаровском крае, размещаются на официальном сайте прокуратуры области:
— истечение срока исполнения хозяйствующим субъектом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения (согласование с органами прокуратуры не требуется);
— поступление в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (требуется согласование с органами прокуратуры);
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (требуется согласование с органами прокуратуры);
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (согласование с органами прокуратуры не требуется);
— приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (согласование с органами прокуратуры не требуется).
Уведомление проверяемого лица о проведении плановой проверки хозяйствующие субъекты уведомляются контролирующим органом не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, посредством направления копии распоряжения или приказа органа контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Уведомление проверяемого лица о проведении выездной внеплановой проверки хозяйствующий субъект уведомляется контролирующим органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Исключение:
Не требуется уведомления о внеплановой выездной проверке проводимой:
— в связи с поступлением в органы контроля (надзора) информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение такого вреда;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
— если в результате деятельности хозяйствующего субъекта причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микро-предприятий не более чем на пятнадцать часов.
Срок проведения каждой проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.
Как вести себя, если к Вам пришел проверяющий?
В первую очередь необходимо знать, что при проведении проверок должностные лица органов контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие или в отсутствие Вашего представителя.
Исключение составляют случаи проведения проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выездная проверка начинается с предъявления проверяющими лицами служебного удостоверения. Проверка должна проводиться теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки, с которым Вас обязаны ознакомить и вручить под роспись его копию.
Перед проверкой Вас должны ознакомить:
— с документом о согласовании ее проведения с органом прокуратуры (если такое согласование требуется);
— с полномочиями проводящих проверку лиц, целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Внимательно изучите выданную Вам копию распоряжения (приказа) о проведении проверки. В нем должны быть указаны цели, задачи, предмет и срок проведения проверки, даты начала и окончания, правовые основания проведения проверки, а также перечислены все мероприятия по контролю, запланированные контролирующим органом (например, обследование территории, помещений, оборудования, отбор образцов, проведение их исследования), документы, которые Вы должны представить проверяющим лицам в ходе проверки.
По закону Вы обязаны предоставить проводящим проверку должностным лицам возможность ознакомиться с перечисленными в распоряжении документами, а также обеспечить доступ проводящим проверку должностным лицам и участвующим в ней экспертам на территорию, в используемые здания и помещения, к оборудованию, транспортным средствам, перевозимым грузам и иным объектам, подлежащим проверке.
По результатам проверки должностными лицами контролирующего органа, проводящими проверку, составляется акт по установленной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» форме.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручается проверяемому лицу под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. При отсутствии указанного лица, а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается проверяемому лицу либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
При несогласии с актом проверки либо выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, хозяйствующий субъект в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий контролирующий орган в письменной форме возражения (при необходимости с приложением документов).
Обязанности должностных лиц контролирующих органов:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении, в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и, в требуемом случае, копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки;
11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля за нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре).
В частности, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 3 до 5 тыс. рублей за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в:
• проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения;
• нарушении сроков проведения проверки;
• отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;
• привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;
• проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
• непредставлении акта о результатах проведенной проверки.
Повторное совершение такого административного правонарушения либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или непредставление акта о проведенной проверке, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. рублей, либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до одного года.
В случае если при проведении проверки данные нарушения имели место, необходимо незамедлительно обращаться в органы прокуратуры с заявлением, в котором, по возможности, следует указать дату, время, место совершения правонарушения, наименование органа и ФИО должностного лица, проводившего проверку, существо нарушения и иные имеющиеся данные для возбуждения дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения составляет – 1 год, после истечения которого, привлечь виновное лицо к ответственности будет невозможно.
Права проверяемого лица:
• непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
• получать от контролирующего органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом;
• знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
• в случае несогласия с актом проверки, в течение 15 дней с даты получения акта представить в контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений;
• обжаловать действия (бездействие) проверяющих лиц, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица либо индивидуального предпринимателя при проведении проверки.
• на возмещение вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц контролирующих органов, включая упущенную выгоду (неполученный доход);
• привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Обязанности проверяемого лица:
• юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
• предоставить должностным лицам контролирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;
• обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам;
• вести журнал учета проверок по типовой форме, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.
За воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля статьёй 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено иное.
Ограничения при проведении проверки.
Проверяющие не вправе:
• проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
• осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;
• требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
• отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами, методами исследований, испытаний, измерений;
• распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
• превышать установленные сроки проведения проверки;
• осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Грубые нарушения, влекущие признание результатов проверки недействительными:
• отсутствие оснований проведения плановой, внеплановой выездной проверки;
• проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
• отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;
• нарушение срока уведомления о проведении проверки;
• привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;
• нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
• проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
• истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
• превышение установленных сроков проведения проверок;
• непредставление акта проверки;
• участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.
Результаты проверки, проведенной с указанными нарушениями, не могут являться доказательствами допущенных хозяйствующим субъектом нарушений и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
Положения Закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:
• к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;
• при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;
• при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;
• при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
• при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
• при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
• при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
• к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
• к мероприятиям, проводимым должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях.
Возникающие в указанных сферах правоотношения регулируются соответствующими федеральными законами, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и др.
Деяния, за совершение которых, предусмотрена уголовная
ответственность должностных лиц.
В соответствии со статьей 290 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за получение взятки, понимается получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. В зависимости от размера взятки (значительный, крупный, особо крупный), уголовная ответственность должностного лица отягощается; за вымогательство взятки санкцией части 5 указанной статьи, предусмотрена уголовная ответственность до 12 лет лишения свободы.
Согласно статье 292 УК РФ, под служебным подлогом понимается внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. ч.2 указанной статьи предусмотрена уголовная ответственность и более строгое наказание если указанные деяния повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно статье 204 УК РФ, под коммерческим подкупом, понимается незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением, также как и в вышеуказанных статьях последующими частями статьи предусмотрена ответственность с более суровым наказанием за преступление совершенное в группе лиц, сопряженное с вымогательством.
Куда обратиться, если Вы полагаете,
что при проверке или иными действиями (бездействием)
должностного лица контролирующего (надзорного) органа нарушен
закон?
Если Вы полагаете, что при проведении проверки или в иных случаях должностные лица органа контроля (надзора) своими действиями (бездействием) нарушают Ваши права и законные интересы, Вы вправе их обжаловать и обратиться с соответствующим заявлением (жалобой):
— к вышестоящему должностному лицу органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ;
— в Арбитражный суд Хабаровского края, суд общей юрисдикции, в судебном порядке в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, п. 4 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ;
— к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае в порядке п. 4 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ и ч. 1 ст. 9 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2013 года № 324 «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае» (по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского д. 24, оф. 22, тел. 8 (4212) 32-44-42; Е- mail:ombudsmanbiz27@mail.ru;
— в органы прокуратуры по месту нахождения органа контроля (надзора), в порядке ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Если Вы усматриваете в действиях должностных лиц, препятствующих законному осуществлению предпринимательской деятельности признаки какого-либо должностного преступления (превышение, злоупотребление должностными полномочиями, связанное с корыстной или иной личной заинтересованностью, вымогательство взятки и т.п.), Вы вправе обратиться с заявлением:
— в любой территориальный отдел полиции, в порядке п.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», в том числе, в случае необходимости незамедлительного проведения оперативно-розыскных мероприятий;
— в органы Следственного комитета Российской Федерации по месту нахождения государственной либо коммерческой организации, чьими незаконными действиями нарушены Ваши права либо месту Вашего нахождения, в порядке ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».
В Следственное управление Следственного комитета по Хабаровскому краю заявление можно подать:
— непосредственно на личном приёме, по почте (680000, г. Хабаровск, Уссурийский бульвар, 5, телефон доверия: 8 (4212) 47-03-08);
— в территориальные отделы Следственного комитета по Хабаровскому краю:
1. Следственный отдел по г. Хабаровску, г. Хабаровск, ул. Ленина, 10, тел. 8 (4212) 76-74-93;
2. Следственный отдел по Центральному району г. Хабаровска, г. Хабаровск, ул. Ленина, 10 тел. 70-46-72;
3. Следственный отдел по Железнодорожному району г. Хабаровска, г. Хабаровск ул. Джамбула 41, тел. 76-74-42;
4. Следственный отдел по Индустриальному району г. Хабаровска, г. Хабаровск, ул. Ангарская, 11, тел. 8 (4212) 41-90-35;
5. Северный межрайонный следственный отдел по городу Хабаровску, г. Хабаровск ул. Джамбула, 41, тел. 8 (4212) 75-90-53;
6. Следственный отдел по Хабаровскому району Хабаровского края, г. Хабаровск ул. Ангарская, 11, тел. 70-45-77;
7. Следственный отдел по г. Комсомольску-на-Амуре, г. Комсомольск-на-Амуре ул. Советская, д. 2 корп. 2, тел. 8 (4217) 25-10-50, 25-07-16;
8. Следственный отдел по г. Амурску, г. Амурск, проспект Комсомольский, 12 «а», тел. 8(42142) 2-64-72;
9. Следственный отдел по г. Николаевску-на-Амуре, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Ленина, 7, тел. 8 (42135) 2-58-42;
10. Следственный отдел по г. Советская Гавань, г. Советская Гавань, ул.Пионерская, 10, тел.8 (42138) 45-1-18,
11. Следственный отдел по г. Бикину, г. Бикин, ул. Октябрьская, 16, тел.8 (42155)2-11-93;
12. Следственный отдел по Аяно-Майскому району, Хабаровский край, с. Аян, ул. 30 лет Победы, 1, тел. 8 (42147) 2-12-49;
13. Следственный отдел по Верхнебуреинскому району, п. Чегдомын, ул.Пионерская 27, тел. 8 (42149) 5-36-19;
14. Следственный отдел по Вяземскому району, г. Вяземск, пер. Мирный, 3 тел. 8(42153) 3-14-41;
15. Следственный отдел по Ванинскому району, пос. Ванино, ул. Железнодорожная, 119, тел. 8 (42137) 7-56-51;
16. Следственный отдел по району имени Лазо, район им. Лазо пос. Переясловка, ул. Ленина, 5, тел. 8 (42154) 21-1-88;
17. Следственный отдел по Нанайскому району, Хабаровский край, с. Троицкое, ул. 40-лет Победы, 48, тел. 8 (42156) 4-12-17;
18. Следственный отдел по Охотскому району, пос. Охотск, ул. Охотская, 1, тел.8 (42141) 9-20-55, 9-14-84;
19. П.Осипенко межрайонный следственный отдел, с. П.Осипенко, ул. Будрина, 1, тел. 8 (42144) 2-12-77;
20. Следственный отдел по Солнечному району, пос. Солнечный, ул. Парковая, 17, тел. 8 (42146) 2-53-17;
21. Следственный отдел по Ульчскому району, Хабаровский край, с. Богородское, ул. Советская, 18а, тел.8 (42151) 5-11-08.
И в заключение, почему нельзя давать взятки.
Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за дачу взятки (ст. 291 УК РФ) должностным лицам органов власти и коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) должностным лицам коммерческих организаций (например, теплоснабжения, электроэнергетики) в виде наказания до 12 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
В соответствии с примечаниями к указанным статьям УК РФ лицо, давшее взятку (подкуп), освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и (либо) имело место вымогательство взятки (подкупа), либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки (подкупе) органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Памятка разработана Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю совместно с аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае. Август, 2016.