защита смежных прав в мчп
Международно-правовая охрана смежных прав в МЧП
По смыслу Стокгольмской конвенции 1967 года под смежными правами принято понимать права, относящиеся к «исполнительной деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам».
Основные международные документы в области смежных прав:
1.Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (от 26 октября 1961 года);
2.Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства (от 29 октября 1971 года);
3.Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (от 21 мая 1974 года).
Основные формы охраны смежных прав:
1. использование международного знака охраны смежных прав;
2. предоставление государствами владельцам смежных прав из числа иностранцев национального режима;
3. право владельца смежных прав на предотвращение посягательств на свои права путём установления разрешений и запретов;
4. обязанность пользователя выплачивать владельцу смежных прав справедливое вознаграждение в денежной форме.
Предусматриваются исключения (изъятия) из охраны в отношении:
1. использования в личных целях;
2. использования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях;
3. кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования и для своих собственных передач;
4. использования в учебных или научно-исследовательских целях.
Субъектами смежных прав признают— исполнители, производители фонограмм (изготовители звуковой записи), организации эфирного и кабельного вещания.
Первой организованной международной реакцией на необходимость в предоставлении правовой охраны трём категориям бенефициаров смежных прав стало заключение в 1961 году Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания(«Римской конвенции»).
В отличие от большинства международных конвенций, которые как правило, синтезируют существующее национальное законодательство многих стран, Римская конвенция явилась попыткой установить международно-правовые нормы в новой области, по которой к тому времени существовало незначительное число национальных законов. Поэтому большинство государств до присоединения к Конвенции должны были составить проекты законов о смежных правах и принять их. Со времени принятия Конвенции в 1961 году множество государств осуществили законодательные инициативы в вопросах, относящихся к смежным правам настолько, что их внутреннее законодательство «превысило» минимальные уровни охраны, установленные Конвенцией.
Одной из самых крупных международных реакцией на всё возрастающие потребности в правовой охране смежных прав стало заключение Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам («ДИФ»), подписанного в Женеве 20 декабря 1996 года. В нём предусматривалось предоставление дополнительной охраны имущественных и неимущественных прав исполнителей и производителей фонограмм, в частности, в отношении их использования в цифровом виде, включая использование сети Интернет. Договор вступил в силу 20 мая 2002 года. Для России ДИФ вступил в силу с 5 февраля 2009 года.
Вопросы защиты промышленной собственности в МЧП
Объекты охраны промышленной собственности:
1. патенты на изобретения,
3. промышленные образцы,
5. знаки обслуживания,
6. фирменные наименования,
7. указания происхождения или наименования места происхождения товара,
8. пресечение недобросовестной конкуренции.
Термин «промышленная собственность» (ПС) понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности, и на все продукты промышленного или природного происхождения, как, например, вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые минералы, иные воды, пиво, цветы, мука.
1. Объекты ПС обладают признаком территориальности, т. е. они охраняются только в пределах территории того государства, в котором охрана возникла в установленном законом порядке. Если авторские права возникают в силу самого факта создания произведения, то право на объект ПС возникает в силу официальной процедуры (регистрации) и получения от уполномоченного государственного органа охранного документа (патента, свидетельства).
ст. 4 ter устанавливает личное неимущественное право изобретателя быть названным в качестве такового в патенте (право на имя).
закреплено правило о патентоспособности объектов, ограниченных в обороте на территории государства-участника. В выдаче патента не может быть отказано, и патент не может быть признан недействительным только на основании того, что запатентованный или изготовленный запатентованным способом продукт ограничен в обороте на территории государства-участника (ст. 4 quater).
Ст. 5 ter предусматривает свободное (т.е. без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения) использование запатентованных объектов, если они являются частью транспортных средств.
устанавливает правила в отношении ввоза продуктов, изготовленных запатентованным в стране ввоза способом. Договор о патентной кооперации 1970 г.в редакции 1984 г. Условием участия в Договоре является участие в Парижской конвенции. Договор относится только к охране изобретений и полезных моделей. Выдачу единого патента ДПК не предусматривает, но создал процедуру, применение которой значительно упрощает зарубежное патентование изобретений. Заявитель, желающий запатентовать изобретение в других государствах-участниках, подает одну заявку в свое национальное ведомство (или ММПО) с указанием всех государств, в которых он желал бы получить патенты. Правильно оформленная международная заявка с установленной датой международной подачи имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном в ней государстве (п. 3 ст.11).
Вопросам соотношения и взаимодействия с ДПК большое место уделено в Евразийской патентной конвенции 1994 г., которая заключена между государствами — членами СНГ и имеет 9 участников. Условием участия в Конвенции является членство в ООН и участие в Парижской конвенции и Договоре о патентной кооперации. Евразийская конвенция представляет собой региональный договор о выдаче единого патента (только на изобретения). Ст. 2 учреждена Евразийская патентная организация, цель — выполнение административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей Евразийских патентов. Конвенция и Инструкция к ней содержат материальные нормы права, регулирующие правовой режим евразийского патента. Установлены условия патентоспособности (новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость), правило относительно приоритета (он определяется в соответствии с Парижской конвенцией), срок действия патента (20 лет) и т. д. Евразийская заявка подается либо через национальное ведомство договаривающегося государства, либо непосредственно в Евразийское ведомство. Отказ в выдаче Евразийского патента не препятствует заявителям в получении патентов по национальной процедуре. Евразийский патент может быть получен и по процедуре ДПК, так как он является региональным патентом, подпадающим под действие этого Договора.
Договор о патентном праве 2000 г. направлен на унификацию патентного законодательства государств-участников, особенно в части процедур и формальных требований, предъявляемых при подаче заявки на патент. Делается это путем установления минимальных стандартов, которым должно соответствовать законодательство договаривающихся государств. При этом допускается установление правил, являющихся более благоприятными для заявителей и патентообладателей по сравнению с теми, которые предусмотрены Договором.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Защита смежных прав в международном частном праве
Смежные права связаны с правами лиц, деятельность которых заключается в интерпретации готовых произведений.
Т.о., обладателями смежных прав являются: исполнители, режиссеры, драматурги, производители фонограмм, теле- и радиовещательные организации.
Благодаря появлению понятия смежных прав, их обладатели были включены в сферы действия норм о защите интеллектуальной собственности, одновременно была подчеркнута необходимость в специальном регулировании и защите обладателей смежных прав.
Вместе с тем, понятие «смежные права» используются не во всех правовых системах (не используется в англо-саксонской).
В связи с тем, что международные конвенции в области защиты авторских прав посвящены только защите прав авторов произведений => возникла необходимость принятия специальных конвенций:
Первая конвенция в области смежных прав принята в 1961 г. в Риме «Об охране интересов артистов, исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организации».
Основной принцип – принцип национального режима: нац. режим предоставляется тем государствам-участникам, где испрашивается охрана смежных прав следующими субъектами:
· артисты-исполнители – в отношении исполнений, сделанных или впервые зафиксированных на территории этого государства ;
· производители фонограмм – в отношении фонограмм, которые были впервые записаны или выпущены в свет на территории этого государства;
· теле- и радиовещательные организации, которые имеют штаб-квартиры на территории такого государства.
Римская конвенция предусматривает минимальный уровень охраны прав соответствующих субъектов. Кроме того, подчеркивается, что государства-участники могут заключать между собой двусторонние соглашения о расширении сферы защиты смежных прав. Минимальный срок охраны смежных прав по Конвенции – 20 лет, которые исчисляются с конца года, в котором была выполнена фонограмма, исполнение, радиопередача.
Положения Римской конвенции не распространяются на артистов эстрады => их права должны защищаться положениями национального законодательства.
РФ в Римской конвенции не участвует, но при этом ее положения были учтены при разработке ч. 4 ГК РФ.
Универсальные конвенции, в которых участвует РФ, в области смежных прав:
Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства 1971 г. (с 13 марта 1995 г. – участие РФ):
· защита от производства копий фонограмм без согласия правообладателя;
· защита от импорта таких копий. Непосредственные методы охраны д.б. установлены национальным законодательства государства-участника;
· возможность воспроизведения фонограмм для использования в научной или образовательной деятельности;
Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. (с 13 ноября 1988 г. – участие РФ):
· защита прав от пиратского использования радио – и телепередач, распространяемых с помощью специальной спутниковой связи => запрет на распространение без разрешения => основная задача государств в данном случае – обеспечение предотвращения распространения на своей территории соответствующих программ.
В рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. – состоит из 7 статей:
· направлено на выполнение обязательств, вытекающих из всемирной конвенции об авторском праве;
· государства принимают на себя обязательства по борьбе с незаконным использованием объектов смежных прав;
· ст. 6: государства-участники обязуются заключить специальные двусторонние соглашения, направленные на защиту смежных прав, которые в том числе, должны содержать вопросы избежания двойного налогообложения в связи с выплатой авторских вознаграждений;
45. Международная охрана прав на объекты промышленной собственности
Объекты: патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товара.
В отличие от правового регулирования авторских и смежных прав, вопросы промышленной собственности имеют подчеркнуто территориальный характер: промышленное изобретение д.б. запатентовано, т.е. фактически зарегистрировано на территории государства, где испрашивается защита.
Регистрационные документы действуют только на территории государства, в котором они выданы => для защиты права на территории другого государства требуется самостоятельная заявка и выдача самостоятельного патента. В данном случае происходит не признание ранее возникшего субъективного права, а возникновение нового субъективного права.
В сфере промышленной собственности действует достаточно большое количество международных соглашений:
Конвенция по охране промышленной собственности 20 марта 1883 г. (Париж). В наст. время Конвенция действует в ред. Стокгольмского акта 1967 г.:
1. Объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.
2. Упомянутые выше сроки приоритета составляют двенадцать месяцев для патентов на изобретения и для полезных моделей и шесть месяцев для промышленных образцов и товарных знаков.
· установлен принцип независимости регистрации и охранных документов;
· предоставление лицам Союза промышленной собственности национального режима на территории любого государства-члена;
· приоритет: лицо, подавшее заявку на регистрацию объекта в любой из стран Парижского союза, имеет преимущественное право на регистрацию этого же объекта в любой другой стране Союза;
· свободное патентование объектов, которые являются частью ТС;
· правила охраны товарных знаков, знаков обслуживания и фирменных наименований, общеизвестных товарных знаков без специальной регистрации;
· основания для отказа в регистрации знака, для признания регистрации недействительной;
· фирменные наименования охраняются во всех странах Парижского союза без регистрации.
· правила Конвенции обязывают страны Союза налагать арест при ввозе на любые продукты, которые незаконно снабжены товарных знаком, фирменным наименованием, ложным указанием о происхождении продукта;
· если законодательство страны не допускает наложение ареста при ввозе, то он (=арест) д.б. заменен запрещением ввоза или арестом внутри страны;
· правила, направленные на защиту граждан-стран Союза от недобросовестной конкуренции.
Договор о патентной кооперации от 19 июня 1970 г. (РСТ) действует в ред. 1984 г.:
· условие участия в данном договоре – участие в Парижской конвенции;
· устанавливает правила подачи и правовые последствия международной заявки, закрепляет, что любая правильно оформленная международная заявка имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном в ней государстве (= возможность получения патента сразу же в нескольких государствах);
· в соответствии с заявкой осуществляется установление соответствие изобретения критериям патентоспособности. По итогам – отчет, который направляется заявителю, в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, а также в каждое из патентных ведомств государств, указанных в заявке. Данные патентные ведомства проводят экспертизу и выносят решение о выдаче патентов на основании национального законодательства.
· Договор предусматривает возможность проведения предварительной экспертизы по международной заявке;
· Его основными положениями являются положения о международной заявке и международном поиске (глава 1 Договора), которые являются обязательными для всех стран-участниц, и положение о международной предварительной экспертизе (глава 2 Договора).
Евразийская патентная конвенция от 9 сент. 1994 г. (заключена в рамках СНГ):
· учреждает Евразийскую патентную организацию и определяет правила получения евразийского патента;
· право на Евразийский патент – у изобретателя или его правопреемника вне зависимости от принадлежности к гражданству государства-участника;
· евразийская заявка подается через национальное патентное ведомство. Заявка проверяется на соблюдение формальных требований, затем проходит экспертиза по существу, на основании которой принимается решение о выдаче евразийского патента (Коллегией экспертов евразийского ведомства).
Соглашение о международной регистрации промышленных образцов (Гаага, 2 июля 1999 г.):
Промышленный образец регистрируется в международном реестре. Срок охраны прав составляет – 5 лет с даты регистрации, с возможностью продления.
Соглашение о международной регистрации знаков (14 апреля 1891 г., Мадрид), действует в ред. Стокгольмского акта 1967 г.:
· с даты международной регистрации знака ему предоставляется охрана в каждой стране-участнице, как если бы он был зарегистрирован непосредственно;
· заявка о регистрации подается через национальное ведомство страны, где заявитель имеет действительное промышленное или торговое предприятие;
· срок действия регистрации – 20 лет с даты подачи заявки, с правом продления еще на 20 лет.
· дополнительно действует Договор о регистрации товарных знаков, который устанавливает, что международная регистрация осуществляется Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Смежные права
Общие положения
Определение понятия «смежные права» отсутствует в международных договорах. В национальном законодательстве такие определения обычно имеются.
В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие смежные права не определено, как не определено и понятие прав, смежных с авторскими.
Тем не менее, используя содержание гл. 71 Кодекса, содержащее определение понятия «интеллектуальная собственность», данное 1.1, можно вывести следующее определение понятия «смежные права» «права, смежные с авторскими».
Смежные права — это права исполнителей и правовое положение созданных их творческим трудом исполнений, в том числе некоторых видов произведений; права производителей фонограмм, вещательных организаций, производителей инвестиционных баз данных и правовое положение созданных ими фонограмм, передач вещания, баз данных; права публикаторов произведений, перешедших в общественное достояние.
Между понятием «смежные права» и «права, смежные с авторскими» различия.
Разработчики гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации включили в число объектов смежных прав некреативные базы данных и опубликованные литературные произведения, перешедшие в общественное достояние.
Для такого расширенного перечня объектов и был предложен термин «права, смежные с авторскими».
Однако такое расширение изменило существа понятия «смежные права», поэтому оба понятия можно использовать как синонимы, что мы и видим в Гражданском кодексе, следует отметить, что в некоторых странах перечень объектов смежных прав шире, например, в него включаются фотографические произведения и аудиовизуальные исполнения.
В отличие от авторского права история смежных прав непродолжительна.
Права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций на международном уровне стали признаваться с 1964 г., когда вступила в силу Римская конвенция по охране исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
Как уже отмечалось, ряд положений об охране исполнений, фонограмм и передач вещательных организаций содержится в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.
Субъекты смежных прав
Исполнители — это актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые исполняют произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на Музыкальных инструментах, танца или каким-либо иным образом.
Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1313(1) относит к исполнителям режиссеров-постановщиков исполнений и дирижеров.
Производители фонограмм — это лица, взявшие на себя инициативу и ответственность за первые звуковые записи каких-либо исполнений или иных звуков.
В Гражданском кодексе Российской Федерации вместо международно признанного термина «производитель» (producer) ошибочно используется термин «изготовитель».
Дело в том, что изготовить можно несколько экземпляров фонограмм, а произвести — неограниченное количество.
Организации вещания — это организации радиовещания, эфирного, кабельного и спутникового телевидения, а также компьютерного сетевого вещания (web-casting), создающие свои собственные передачи и объекты авторского права или смежных прав или использующие передачи других лиц или организаций.
Производители инвестиционных баз данных — это лица, которые обеспечивают существенные инвестиции в создание баз данных.
В Гражданском кодексе Российской Федерации использован термин «изготовитель» (maker), являющийся формально правильным, но ошибочным по существу, поскольку он не подразумевает производства товаров, которые воплощены в базах данных, что имеет серьезные последствия.
Производители аудиовизуальных исполнений — это физические или юридические лица, которым переданы исключительные права исполнителей по договорам на создание аудиовизуальных исполнений.
Публикаторы посмертных произведений — физические или юридические лица, которые впервые обнародуют произведения, срок охраны которых истек, т. е. перешедшие в общественное достояние.
Термин введен для отличия от издателей, обнародующих произведения, срок охраны которых не истек.
Наследники исполнителей — это физические или юридические лица, которые по закону или завещанию наследуют исключительные права исполнителя на те или иные исполнения.
Работодатели исполнителей — это липа, которые по договору оплачивают участие исполнителей в тех или иных исполнениях.
Правопреемники юридических лиц — лица, к которым перешли исключительные права в силу закона, договора или других юридических оснований, например при реорганизации юридического лица (производителя фонограмм, вещательной организации и т. д.).
Правообладатели объектов смежных прав — любые лица, обладающие по договору исключительными правами на объекты смежных прав.
Объекты смежных прав
Рассмотрим определения объектов смежных прав, признаваемых в настоящее время Гражданским кодексом Российской Федерации.
Исполнение — это воплощение произведений или иных объектов реальными или виртуальными исполнителями посредством игры, танца, декламирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инструментов и технических средств.
В Гражданском кодексе Российской Федерации определение понятия «исполнение» отсутствует, как и в законодательстве многих стран.
В Законе Российской Федерации 1993 г. такое определение давалось, но его нельзя считать удовлетворительным.
Исполнение может быть обнародовано различными способами:
Существует много видов исполнений, в том числе постановки, спектакли, представления (сценические исполнения), музыкальные, драматические и музыкально-драматические исполнения (оперы, оперетты, мюзиклы и проч.), хореографические исполнения (балет, пантомимы, танцы и проч.), кроме того, исполнениями являются лекции, речи, проповеди и т. д.
Как отмечалось ранее в § 1.4, многие исполнения включены в Бернскую конвенцию для их охраны как произведений.
После вступления в силу Римской конвенции, признавшей охрану исполнений, и внесения изменений в Бернскую конвенцию некоторые исполнения стали охраняться как Бернской, так и Римской конвенцией.
Например, в Бернской конвенции даже незаписанные музыкальные, драматические и хореографические исполнения считаются произведениями литературы и искусства, а лекции, речи, проповеди — устными произведениями.
С другой стороны, записанные аудиовизуальные исполнения считаются аудиовизуальными произведениями.
Таким образом, любые записанные исполнения можно было бы считать произведениями литературы и искусства, а незаписанные — исполнениями.
Если же следовать содержанию Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, то записанные или незаписанные исполнения считаются исполнениями.
Именно поэтому на международном уровне существует тенденция отхода от представлений об аудиовизуальных произведениях, т. е. считать их аудиовизуальными исполнениями как записанными, так и неописанными.
Аналогичный подход существует и для иных исполнений, Которые продолжают считать произведениями.
В большинстве стран записанные и незаписанные исполнения продолжают считать различными Объектами интеллектуальной собственности.
Фонограмма — это воплощенные на материальном носителе звуки исполнений или иные звуки.
Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам уточнил определение фонограмм, данное Римской конвенцией, но ввел ошибочное представление об «отображениях звуков», создаваемых компьютерными программами и которые могли быть записаны на фонограмму.
Эксперты ВОИС не смогли понять, что перед записью синтезированная музыка всегда воспроизводится композитором и только после прослушивания выбирается наилучший вариант, который и записывается на фонограмму.
Однако такое «отображение звуков» ничем не отличается от иных звуков, особенно если учесть, что очень часто компьютерная музыка создается на основе так нарываемых образцов звуков (сэмплов), полученных с помощью реальных музыкальных инструментов.
Простой иллюстрацией, показывающей абсурдность представления об «отображениях звуков», может служить деятельность композитора, создающего произведение в нотной записи, которую с полным правом можно считать «отображением звуков».
Однако это отображение звуков можно записать на фонограмму только при исполнении нотной записи, другими словами, на фонограмму всегда записывают только звуки, а не их отображения.
Передача организации вещания — это распространяемые в эфир или по кабелю звуки и изображения реальных и виртуальных объектов и исполнений, в том числе литературных, художественных и музыкальных произведений.
Определение этого понятия отсутствует в международных договорах и в национальном законодательстве.
Сложность определения заключается втом, что слово «передача» имеет двоякий смысл.
С одной стороны, передача — это процесс распространения аналогового или цифрового сигнала в эфир или по кабелю, а с другой стороны, передача — это объект охраны.
В соответствии с Римской конвенцией «передача в эфир означает передачу звуков или изображений и звуков беспроводными средствами для подобно креативным базам данных, инвестиционные базы данных могут включать не только любую информацию, но и произведения, объекты смежных прав и промышленной собственности.
Определение инвестиционной базы данных отличается от определения обычной базы данных заменой творческого критерия в подборе материалов базы данных на инвестиционный критерий.
Как уже отмечалось в § 2.5, разделение баз данных как на креативные и некреативные, так и на инвестиционные и неинвестиционные является эективным из-за субъективности творческого и инвестиционного критериев.
Другими словами, любые базы данных можно охранять авторским вом.
Представление об инвестиционных базах данных введено только того, чтобы сделать охрану баз данных бессрочной.
В соответствии со ст. 10(3) Директивы Европейского союза «О правовой охране баз данных» любые существенные изменения базы данных возобновляют срок охраны, т. е. делают охрану бессрочной.
Попытки распространить такую модель охраны на международном уровне были предприняты на Дипломатической конференции ВОИС по некоторым росам авторского права и смежных прав в 1996 г.
Однако предложенный проект договора в отношении охраны инвестиционных баз данных отвергнут большинством стран без обсуждения.
Большинство стран единодушны в том, что предложенная охрана инвестиционных баз данных может подорвать научное, научно-техническое и общественное развитие.
В ст. 1334 Гражданского кодекса Российской Федерации инвестиционной базой данных признается электронная (креативная) база данных, которая содержит не менее 10 тыс. самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных.
Такой ход к пониманию инвестиционных баз данных представляется рациональным при единственном условии: база данных должна находиться не только в компьютерной сети, но и в гражданском обороте в виде тех или иныx товаров, в которых воплощена база данных.
В таком случае новый срок охраны будет распространен на охрану новой базы данных, воплощенной в новом товаре.
К сожалению, использованный в Гражданском кодексе термин «изготовитель базы данных» не подразумевает производства товаров.
Посмертное произведение — это впервые обнародованное произведение после истечения срока действия авторского права, т. е. перешедшее в общественное достояние.
Исключительное право на посмертные (posthumous) произведения, перешедшие в общественное достояние, признается в немногих странах, например в Германии, Российской Федерации.
Целесообразность наделения исключительным правом публикатора произведений, перешедших в общественное достояние, остается неубедительной.
Одни специалисты считают, что охрана посмертных произведений противоречит общественным интересам.
Другие специалисты уверены, что предоставление исключительного права публикатору соответствует общественным интересам, поскольку делает доступным публике произведения, которые ранее не публиковались.
Общественный интерес могут представлять в основном произведения литературы и искусства, тогда как публикация научных и научно-технических произведений, созданных почти 100 или более лет тому назад, не может сказаться на развитии науки и техники, т. е. не противоречит общественным интересам.
Обнародование античных научных и научно-технических произведений представляет исторический интерес для ограниченного круга лиц.
Принципы охраны посмертных произведений соответствуют принципам охраны, сложившимся в Венецианской республике и особенно в Англии, когда издателям предоставлялось право на публикацию не только новых, но и древних рукописей и книг, которые с современной точки зрения находились в общественном достоянии.
Как отмечалось в § 2.2, в соответствии со Статутом Анны издателю предоставлялось на 14 лет право на публикацию.
Затем это право могло переходить к автору, но после его смерти право еще 14 лет принадлежало издателю.
Аналогичный подход используется в ст. 1337—1340 Гражданского кодекса Российской Федерации с 25-летним сроком охраны исключительного права с момента публикации произведения.
Принцип автоматической охраны
Рассмотренный в § 2.7 принцип автоматической охраны произведений литературы, науки и искусства справедлив и для объектов смежных прав, т.е. права на исполнения, фонограммы, программы вещательных организаций, инвестиционные базы данных возникают в силу их создания.
Для посмертных произведений исключительное право публикатору предоставляется после опубликования произведения, на которое истекло действие исключительного авторского права.
Следовательно, подобно авторскому праву, для возникновения смежных прав не нужны какие-либо формальности, такие как регистрация, депонирование, обнародование (за исключением посмертных произведений).
Принцип автоматической охраны признан Римской конвенцией.
С принятием в 1996 г. Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам принцип автоматической охраны подтвержден для исполнений и фонограмм.
Из принципа автоматической охраны вытекает принцип презумпции обладателя смежных прав, который заключается в том, что при отсутствии доказательств иного обладателем исключительного права считается лицо, указанное на товаре, в котором воплощен объект смежных прав.
Однако на международном уровне этот принцип признается только для исполнений, записанных на фонограммы.
Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих исключительных правах может разместить на каждом экземпляре товара, в котором воплощена фонограмма, знак правовой охраны смежных прав из трех элементов:
Использование знака правовой охраны авторского права было впервые установлено в ст. 11 Римской конвенции, и поэтому этот знак часто называют конвенционным знаком охраны смежных прав исполнителей и производителей фонограмм.
Использование конвенционного знака правовой охраны регламентируется ст. 1305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для иных объектов смежных прав знаки правовой охраны не введены.
В ст. 19(2) Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам установлено, что к экземплярам записанных исполнений и фонограмм может быть приложена информация об управлении правами, которая идентифицирует исполнителя, исполнение исполнителя, производителя фонограммы, фонограмму, обладателя какого-либо права на исполнение или фонограмму, или информацию об условиях использования исполнения или фонограммы и любые цифры или коды, в которых она представлена.
В Гражданском кодексе Российской Федерации данное положение Договора расширено на все объекты смежных прав в ст. 1310.
Информация об управлении правами может быть приложена или быть частью объекта смежных прав, в частности передач вещательных организаций, баз данных, посмертных произведений.
Следует особо подчеркнуть, что наличие или отсутствие конвенционного знака, как и информации об управлении правами, не имеет никакого отношения к наличию прав, которые могут возникнуть только в силу создания и объективного существования объекта смежных прав.
Условия правовой охраны
Принцип автоматической охраны распространяется на объекты смежных прав, если выполнены следующие условия охраноспособности:
Эти условия охраноспособности объектов смежных прав повторяют условия охраноспособности объектов авторского права, за исключением условия творческого характера, поскольку большинство объектов смежных прав не считаются результатом творческого труда, за исключением исполнений.
Однако и для исполнений это условие никак не влияет на охраноспособность, поскольку любое свое действо любой исполнитель считает творчеством.
Несмотря на то что исполнения имеют очень давнюю историю, творческий характер исполнительской деятельности на международном уровне признан лишь в 1996 г. в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам.
Рассмотрим кратко условия охраноспособности объектов смежных прав.
1. Условие объективности существования объекта означает действительное существование объекта смежных прав в некоторый момент времени.
Эта объективность отличается от объективности объектов авторского права, которые должны быть доступны публике без посредничества автора в любой момент времени.
Объекты смежных прав могут существовать в некоторый момент времени в том или ином месте.
Например, «живые» исполнения существуют лишь в определенном временном интервале, как и передачи вещательных организаций и базы данных в компьютерных сетях.
Однако любые исполнения, вещательные передачи, базы данных могут быть записаны на материальные носители и стать доступными публике в любой момент времени, подобно объектам авторского права.
2. Условие правомерности использования иных охраняемых объектов имеет такой же смысл, как и для тех объектов авторского права, которые создаются с использованием других произведений.
Если для объектов авторского права это условие важно лишь для некоторых видов произведений, то для объектов смежных прав — это необходимое условие правоспособности, поскольку в большинстве случаев смежные права являются вторичными, связанными или смежными по отношению к авторскому праву.
Вторичность и взаимосвязанность смежных прав, невозможность их существования в большинстве случаев без авторского права означает, что смежные права в отношении любых объектов могут возникать и охраняться только при соблюдении авторского права на произведения, которые воплощаются в объектах смежных прав.
Более того, если для создания объектов смежных прав используются иные объекты смежных прав, то и в этих случаях должны быть соблюдены права соответствующих субъектов.
Поскольку возникновение смежных прав в большинстве случаев зависит от соблюдения прав иных лиц, то условия возникновения смежных прав определяются правомерностью использования объектов как авторского права, так и смежных прав.
Причем если возникновение смежных прав у исполнителя зависит только от правомерности использования объектов авторского права, то условия возникновения смежных прав производителей фонограмм, организаций вешания, производителей баз данных зависят от правомерности использования как произведений, так и исполнений.
Сфера действия смежных прав
В соответствии с международными нормами и положениями национального законодательства сфера действия смежных прав подчиняется принципу территориальности смежных прав и принципу национального режима в отношении субъектов этих прав.
Национальный режим смежных прав предоставляет зарубежным субъектам смежных прав такие же права, какие предоставляются национальным субъектам права.
Этот принцип сформулирован как в ст. 3 Соглашения ТРИ ПС, так и в ст. 4 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам.
Территориальность смежных прав означает, что законодательство любой страны действует только на ее территории и не может иметь силы за ее пределами.
Необходимо отметить, что в определении сферы действия смежных прав в законодательстве об авторском праве и смежных правах стран с переходной экономикой нет полного единства.
Приведенные ниже нормы относятся в основном к Российской Федерации.
Сфера действия смежных прав исполнителей.
Смежные права могут принадлежать исполнителям, если они являются гражданами Российской Федерации.
Национальный режим распространяется на зарубежных исполнителей только в том случае, если исполнение:
Сфера действия исключительных прав производителей фонограмм.
Смежные права производителей фонограмм могут охраняться, если:
Сфера действия исключительных прав организаций вещания.
Смежные права организаций вещания могут охраняться при выполнении двух условий:
Другими словами, могут охраняться любые передачи организаций вещания, если они передаются с территории страны.
Сфера действия исключительных прав производителей баз данных.
В соответствии с Директивой Европейского союза «О правовой охране баз данных» права на инвестиционные базы данных распространяются на их производителей, которые являются гражданами страны Союза и имеют постоянное местожительство на ее территории.
Это право распространяется и на компании и фирмы, созданные и зарегистрированные в соответствии с законами страны Союза.
Аналогичные положения установлены в ст. 1336 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доступ к материалам электронной базы данных может осуществляться различным образом, поэтому сфера действия прав может также различаться.
Если база данных воплощена на материальном носителе, то сфера действия прав производителя базы данных должна соответствовать принципам действия прав на произведения литературы, науки и искусства (см. § 2.9).
Если база данных размещена в компьютерной сети, то для применения Принципа национального режима на производителя базы данных она должна быть размещена на серверах, расположенных на территории соответствующей страны.
Это требование не всегда легко выполнить и установить, поскольку граждане страны могут воспользоваться услугами «хостинга» (размещением сайта) в иных странах.
Сфера действия исключительных прав публикаторов.
Соответствующая сфера очерчена в ст. 1341 Гражданского кодекса Российской Федерации и фактически совпадает со сферой действия исключительного права на произведения, установленные Бернской конвенцией (см. § 2.9).
Служебные исполнения
В раннем законодательстве Российской Федерации об авторском праве и смежных правах отсутствовало понятие «служебный объект смежных прав», хотя такие объекты широко распространены.
В ст. 1320 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены положения о служебных исполнениях отсылкой на ст. 1295 в отношении служебных произведений (см. § 2.10).
Из всех субъектов смежных прав личное неимущественное право признано за исполнителем, поэтому служебными могут быть лишь исполнения, поэтому определением понятия «служебный объект смежных прав» может быть следующее.
Служебный объект смежных прав — это исполнение, которое создано исполнителем или исполнителями в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или задания работодателя.
К служебным исполнениям обычно применяют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения о служебных произведениях (литературы, науки и искусства (так сделано и в ст. 1320 Гражданского кодекса Российской Федерации):
1. Личное неимущественное право на служебное исполнение принадлежит исполнителю (исполнителям).
2. Исключительные права на служебное исполнение принадлежат работодателю, если договором с исполнителем (исполнителями) не предусмотрено иное.
3. Исполнитель (исполнители) служебного исполнения имеет право на дополнительное вознаграждение. Данное положение может действовать только в том случае, если исключительное право принадлежит работодателю и не передано исполнителю (исполнителям).
Кроме того, право на дополнительное вознаграждение возникает только в том случае, если служебное исполнение используется каким-либо лицом, которое и выплачивает это вознаграждение.
4. Исполнитель (исполнители) служебного исполнения не вправе препятствовать его обнародованию работодателем.
Совместные объекты смежных прав
Несмотря на то что многие исполнения создаются одним исполнителем, существует множество совместных исполнений, созданных многими исполнителями.
Подобно совместным произведениям, существуют совместные делимые и неделимые исполнения.
Неделимое совместное исполнение — это исполнение, которое представляет собой одно неразрывное целое.
В неделимом совместном участвуют все исполнители.
Например, при выступлении на концерте члены группы выступают с общим номером, который и является совместным исполнением.
Делимое совместное исполнение — это исполнение, которое представляет собой совокупность нескольких частей, имеющих самостоятельное значение.
Например, весь концерт, состоящий из отдельных номеров, может рассматриваться как совместное делимое исполнение.
К правовому режиму совместных исполнений обычно применяют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения о совместных произведениях (так сделано и в ст. 1320 Гражданского кодекса Российской Федерации), если они не являются служебными:
1. Личное неимущественное и исключительное право на совместное исполнение принадлежат исполнителям.
2. Каждый из исполнителей совместного делимого исполнения вправе использовать созданную им часть по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
3. Право на использование исполнения в целом принадлежит исполнителям совместно, а их взаимоотношения определяются соглашением между ними.
4. Для неразрывных совместных исполнений ни один из исполнителей не вправе без достаточных на то оснований запретить использование исполнения.
5. Признаются исполнителями лица, внесшие творческий вклад в создание исполнения.
И ст. 1313 Гражданского кодекса Российской Федерации такими лица-признаются режиссер — постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного зрелищного представления) и дирижер.
6. Не признаются исполнителями лица, не внесшие творческого вклада создание исполнения, а оказавшие исполнителям только материальную, организационную, техническую и иную помощь и содействие.
Данное положение иногда прямо не формулируется в законодательстве, поскольку исполнителем может быть только лицо, творческим трудом которого создано исполнение (или его часть).
Составные объекты смежных прав
Подобно составным произведениям, существует множество составных объектов смежных прав.
Составной объект смежных прав — это объект, включающий другие объекты смежных прав или их части.
Многие объекты смежных прав изначально являются составными, например, фонограммы включают записи исполнений, передачи вещательных организаций могут включать совокупности записей исполнений, иограмм, аудиовизуальных исполнений и т. д.
Инвестиционные базы также являются составными объектами, которые могут включать не только объекты смежных прав, но и объекты авторского права.
К правовому режиму составных объектов смежных прав обычно причисляют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения совместных произведениях.
В законодательстве лицо, которое создает подобные объекты, обычно называется производителем соответствующего объекта, поскольку только в результате производства соответствующих торов, в которых воплощены объекты смежных прав, последние становятся доступными публике.
В этой связи использование термина «изготовитель», как, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации, представляется неточным, поскольку изготавливать и производить — это совершенно разные действия.
Изготовить можно несколько экземпляров которого объекта, а массовое изготовление — это производство.
Поэтому речь должна идти о производителях товаров, в которых воплощены соответствующие объекты, а не об изготовителях.
Производитель составного объекта может обладать исключительным правом при соблюдении прав лиц на объекты, включенные в составной объект.
Это положение соответствует одному из условий охраноспособности объектов смежных прав (см. § 3.5).
Другими словами, исключительное раво может распространяться на составной объект только в том случае, если производитель обладает разрешениями правообладателей всех объектов или частей из них, включаемых в составной объект.
2. Правообладатели объектов, включенных в составной объект, вправе использовать свои объекты независимо от их включения в составной объект, если иное не предусмотрено договором.
3. Исключительное право производителя составного объекта не препятствует другим лицам использовать те же объекты для создания иных составных объектов смежных прав.
4. Составные объекты смежных прав охраняются исключительным правом независимо от того, являются охраняемыми или нет объекты, которые они включают.
Производные объекты смежных прав
Подобно производным произведениям, существует множество производных объектов смежных прав.
Производный объект смежных прав — это объект, который создан в результате переработки других объектов смежных прав.
Долгое время, когда объекты смежных прав существовали только в аналоговой форме, их изменение и переработка технически были очень сложными.
С появлением цифровой формы объектов смежных прав их изменение оказывается в большинстве случае технически весьма простым и доступным широкому кругу лиц.
Для таких изменений существует множество компьютерных программ, которые позволяют осуществлять почти любые изменения.
Очень часто такие изменения объектов осуществляются без учета исключительных прав лиц, создавших объекты смежных прав.
При рассмотрении правовых норм в отношении производных объектов смежных прав обычно применяют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) условия правовой охраны производных произведений, рассмотренных в § 3.5:
1. Исключительное право на производный объект смежных прав может возникнуть только при правомерном использовании перерабатываемого объекта. Другими словами, перерабатывать охраняемый объект можно только в том случае, если на это получено разрешение правообладателя.
2. Исключительное право на производный объект смежных прав существует независимо от того, являются перерабатываемый объект охраняемым или нет.
Если перерабатываемый объект является охраняемым, переработчик обязан получить разрешение правообладателя на переработку.
Если перерабатываемый объект является неохраняемым, переработчик не нуждается и получении разрешения на переработку.
3. Переработчик не вправе препятствовать иным лицам осуществлять переработки тех же объектов смежных прав.