заветные отношения в церкви

Заветные отношения в церкви

36. Заветные отношения

36. 1. Божий завет – основа заветных отношений

Завет существует благодаря тому, что его установил Бог, а не потому что мы, люди, просили Его заключить с нами завет.

Установление завета не включает в себя никаких переговоров, как бывает, например, в соглашениях или договорах, которые заключают друг с другом люди. Бог и человек не являются равными сторонами (партнерами). Именно по этой причине мы не согласны с различными современными взглядами на завет.

Вполне очевидна склонность подчеркивать обоюдность (взаимодействие) заветных отношений с помощью (или даже без помощи) концепции партнерства (равносторонних отношений). Однако в Святом Писании главенствующее положение занимает концепция суверенности Божьей благодати. Именно эта идея выражается в реформатском учении о завете, не преуменьшая при этом значения ответственности человека.

С того момента, как мы становимся участниками Божьего завета, между нами и Богом устанавливаются отношения. Как описать эти заветные отношения?

В этих отношениях главное положение занимает Божье обетование. Обетования спасения, которые ранее Бог дал Аврааму, Израилю, Церкви, выражены в форме завета.

В каждом периоде сущность завета, который Бог заключает с грешниками, указывает на то, что это завет благодати с Христом как Посредником, соединяющий нас с Богом. Как было отмечено ранее (35.1), Ветхий Завет уже включал в себя составляющие, которые указывали на посредническое служение Христа. Посредничество Христа и Кровь искупления – это основополагающие аспекты завета. Во Христе Бог с нами. Вне Христа быть в общении с Богом невозможно.

Завет благодати можно описать как отношения Бога с верующими и их детьми, которые Он устанавливает по благодати, и посредством которых Он связывает Себя с ними, дабы быть их Богом, и связывает их с Собой, чтобы они были Его людьми чрез Иисуса Христа, Посредника завета. Таким образом, заветные отношения – это благословенные отношения.

36.2 Обетование и требование

Согласно вышеизложенному определению завета, Божье обетование является основной, но не единственной составляющей завета. Его обетование связано с Его требованиями, так как Бог говорит не только что Он наш Бог, но и называет нас Своим народом. Его обетование связывает (обязывает) нас. Он, так сказать, дарует Себя нам и ожидает от нас такого же отношения к Себе. В классической форме крещения Реформатской церкви данная мысль выражена предельно ясно: после объяснения содержания обетования завета как обетования триединого Бога звучат следующие слова: «Мы призваны и обязаны к новому послушанию, а именно привиться к единому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, дабы любить Его и доверять Ему».

В обетовании завета благодати спасение не только описывается, но также предлагается и даруется нам, дабы мы могли обладать им. Спасение принадлежит нам благодаря Христу, то есть по благодати и по праву. «Мы имеем спасение во Христе» (литургическая форма крещения Реформатской церкви).

Обетование как предваряет требование завета благодати, так и следует за ним. Обетование поддерживает требование и, так сказать, окружает его. В завете все пронизано благодатью, включая требование веры и покаяния.

В словах «обетование» и «требование» не может быть выражена вся история отношений Бога со Своим народом в контексте завета. В дополнение к обетованиям и повелениям также имеются и проклятия. Во многих местах Ветхого Завета ясно говорится о наказании за неверность и непослушание. Завет подразумевает как благословения, так и проклятия (см. Втор. 28-29). Иногда Писание говорит о Божьем отмщении в контексте заветных отношений. В конце «кодекса святости» Бог вновь призывает Израиль относиться к завету со всей серьезностью. В случае нарушения завета Израилем, когда народ не послушает Бога, Он Сам выступит против Своих людей и накажет их. Если Израиль будет пренебрегать постановлениями Господа, Господь будет пренебрегать Израилем (Лев. 26:14-18, 30). У Господа есть «… мстительный меч в отмщение за завет…» (Лев. 26:25). Это заветное отмщение представляет собой как наказание, так и дисциплинарное средство, которое используется для того, чтобы привести людей к покаянию в их нечестии и неверности. Тогда Господь «вспомнит» Свой завет с Авраамом, Исааком и Иаковом. Бог не нарушит завет, так как Он «Господь Бог их» (ст. 40-45).

Завет подразумевает обязательства. Едва ли кто-то будет возражать против таких понятий как «обязательство» и «заветное обязательство», которые присутствуют в ранних богословских изысканиях. Тем не менее, есть богословы, по мнению которых термин «условия» вызывает определенные трудности. Чтобы предотвратить ошибочное понимание данного вопроса, согласно которому это понятие подразумевает, прежде всего, обязательное выполнение определенных условий, некоторые богословы отказываются его использовать. По мнению другой группы, завет с Израилем все-таки предполагает определенные условия, но обетование спасения нового завета является безусловным.

Обетование должно согласовываться с личной причастностью (спасению). Можно использовать также другие слова, такие как «дарование» и «включение» (буквально – сделать кого-то частью, причастником), которые взяты из нашего исповедания (Воскресенье 25 и 20). То есть нельзя обретение обетования считать неким удостоверением или само собой разумеющимся фактом причастности обещанному спасению.

Важно отметить, что богословы, которые отправной точкой в учении о завете выбирают избрание, а также безусловное обетование спасения избранным, могут прийти к совершенно иному взгляду на церковь, в котором обетование, будучи неотъемлемой частью сути завета, обладает ограниченной значимостью, так как действенно лишь в отношении избранной части церкви. Эта точка зрения представляет собой официальный взгляд Gereformeerde Gemeenten (деноминации «Реформатские общины»), как видно из доктринальных положений от 1931 года. Как следствие, Божьи обетования не могут быть действенными для всей церкви, то есть для верующих и их детей.

36.3. Бог и Его люди

Так как завет благодати, по сути, один и тот же завет во всех эпохах ( диспенсациях ), мы, на основании ясных данных из Ветхого Завета, можем приступить к рассмотрению вопроса, с кем Бог заключил завет.

Быт. 17, как и вся последующая история завета, показывает, что завет действенен в течение многих поколений. Бог есть Бог верующих и их детей. В Быт. 17 Бог есть Бог Авраама и всех его домашних (всего его дома).

За эпохой Авраама последовал период Синайского завета. Бог сказал: «Но завет Мой поставлю с Исааком…» (Быт. 17:21). Эти слова не означают, что Измаил не был включен в завет, а, скорее, что заветная линия будет проходить чрез Исаака и его потомков.

На протяжении столетий Израиль пользовался этой привилегией, в то время как другие народы были лишены Божьих заветных откровений. Зная об этой особенности, невозможно считать, будто бы завет был заключен со всеми людьми, так как он был заключен с Иисусом Христом. Этот взгляд Барта (см. раздел 33.4) противоречит Святому Писанию. Богословы, которые говорят о всеохватности новой эпохи ( диспенсации ), отличая ее от предыдущей эпохи (ветхозаветной диспенсации ), могут, как следствие, учить о заветном универсализме. Однако у завета есть границы.

В Ветхом Завете Израиль, как народ Божий, назван святым народом, святыми людьми (Исх. 19:5-6; Втор. 14:1-2). Новый Завет, говоря о церкви, которая состоит из верующих и их детей, называет их святыми. Наиболее значимым текстом в данном случае является 1 Кор. 7:14.

Как народ Израиль является святым в силу Божьего освящающего действия. Это слово объясняет отношения Израиля с Богом. Вместе с несколькими ранними реформатскими богословами мы можем говорить о заветной святости.

В 1 Кор. 7:14 слово «святы» имеет то же значение, как и в случае, когда дети названы святыми по той причине, что их родители верующие, или, как в рассматриваемом отрывке, что один из родителей верующий. Следуя примеру Жана Кальвина ( Наставления в христианской вере, 4.16.6), нам следует помнить, что эти дети являются наследниками завета. В своем комментарии на этот стих Кальвин ссылается на толкование Рим. 11, согласно которому святость иудеев обусловлена заветом (Рим. 11:16).

Жизнь Израиля как святого народа, тем не менее, часто не соответствовала тому, чего по праву ожидал от него Бог. Ветхий Завет неоднократно говорит о нарушении завета.

Заветные отношения не соответствуют своему предназначению в случае отсутствия этого общения жизни. Заветные отношения включают узы и послушание веры. Для верующих завет благодати означает, что Бог сделал их причастниками этого общения жизни по благодати, и ради Христа Он позволит им всегда быть причастниками Его благ.

В свете совершенного общения с Богом, о котором говорит книга Откровения, используя самые разные образы, мы видим, что у Бога есть цель – сделать нас своими людьми в завете. Он желает, чтобы мы были святыми людьми в самом глубоком смысле этого слова, людьми, которые целиком и полностью принадлежат Ему.

Богатство, дарованное в завете, в котором все пронизано благодатью, побуждает нас ликовать и прославлять Господа, нашего Бога, следуя за авторами псалмов, которые, по сути, являются песнями завета: [25]

«Милость же Господня от века и до века

и правда Его на сынах сынов,

хранящих завет Его

и помнящих заповеди Его,

чтобы исполнять их».

Таким способом Бог завета получает любовь и восхищение от Своих людей: «Любите Господа, все праведные Его» (Пс.30:24).

[22] Acta, 1905, artikel 158; Acta buitengewone generale synode, 1946, artikel 197.

Источник

Заветные отношения в церкви

пос.Мехзавод, квартал 3, дом 1а, Самара, Россия +7 9170170777

Миссия Благовестие

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,

(Новый завет. Послание Ефесянам, гл.1:3-5)

Перейти

Канал Голос спасения

Библия

Читать и слушать

Перейти

Портал РЦ ХВЕ

Взаимоотношения в церкви. Какими их видит Бог

заветные отношения в церкви
пастор Юрий Иванов

Почему человек должен быть в церкви? Находим ли мы мотивации для себя? Почему нам нужна церковь? Неужели будет лучшим оставаться дома, развивать такое «домашнее» служение, сами в себе, когда никому ничем не обязан? Тем не мене воля Божья о церкви никуда не исчезла из Слова Божьего. Может, стоит что-то изменить в нашем отношении друг к другу, в понимании церкви? Чтобы она оказалась той чистой, желанной невестой Господа, корой бы люди дорожили и которую бы любили.

К сожалению, дьявол приложил немало усилий, чтобы опорочить церковь, разрушить то доброе, что должно быть в ней. Сегодня каждый из нас ответственен пред Господом в том, насколько мы приложим усилия, чтобы церковь засветилась славой Божьей. Бог сказал, что Его церковь устоит, врата ада ее не одолеют. Что мы сегодня из себя представляем? Некое «околоцерковное» собрание. Может мы носим звание, но совсем не отвечаем требованиям быть той живой составляющей части Тела Христова. Можно долго уговаривать себя, что у нас есть какие-то хорошие вещи, плюсы, но приложиться к церкви сегодня мы можем только на Божьих условиях, так как Он сказал: «Я создам церковь Мою». И тогда она засветится славой, о которой говорил Господь. Мы еще на пути, еще стараемся воспитать в себе эти правильные отношения и качества.

Галатам 5:13-15 – «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».

Иногда мы начинаем искать виноватого во всех этих случаях, по которым у нас есть конфликты, причины по которым мы не можем преодолеть какие-то неприятные отношения. Писание говорит: «берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». Именно друг другом, а не каким-то внешним врагом. Можно дойти в своих отношениях до того, чтобы просто истребить друг друга. А почему? 13 стих открывает эту мысль: вы призваны к свободе, но угождаете плоти. Вы свободу использовали неправильно. Она дана была для того, чтобы мы устрояли из себя дом духовный, святое священство, чтоб мы могли быть церковью. Но свобода ваша стала поводом к угождению плоти. Почему так происходит, и откуда появилась эта свобода?

Всякий человек был рабом греха, потому что делал грех. Иисус, который пришел нас освободить, не вменил нам греха, а просто взял и очистил нас, сделав нас свободными. И когда человек получил эту свободу, он не понял, что с ней надо делать. Написано: «вы к свободе призваны, чтобы служить любовью друг другу». А человек, призванный к свободе, начинает угождать своей плоти. Это всегда будет в противовес: служить ближнему или служить себе, это всегда будет ставить нас перед выбором, заставлять нас что-то делать. И зачастую человек, не понимая, в чем истинная ценность данной ему свободы, начинает потакать своим желаниям и идти вслед своих вожделений. И опять делается рабом тления, рабом похоти, а она неизменно ведет к греху. А как быть? Писание говорит: «любовью служите друг другу, потому что весь закон заключается в том, чтобы любить ближнего как самого себя». Когда фарисеи спросили у Иисуса, что главное? Он ответил элементарную вещь: «возлюби Господа Бога и ближнего своего как самого себя».

Если мы любим Бога, то мы стараемся как-то выстраивать эти отношения в любви. Мы понимаем, что это не просто фраза, нам нужно доказать как-то Ему свою любовь. Потому, что сам Бог доказал Свою любовь к нам, отдав Сына Своего единородного за грехи наши, когда мы были еще грешниками. Мы тоже стараемся свою любовь доказывать, исполняем какие-то важные для нас и для Бога вещи: служим Ему, читаем Слово, молимся. Мы прилагаем какие-то усилия, чтобы отношения наши были весомыми. А куда делась вторая заповедь? Она как и первая требует содержания наших поступков. Порой любовь к Богу проще устрояется нежели любовь к ближнему. С ближним тяжело строить отношения, потому что у ближнего есть свои эмоции, свои амбиции, свой характер, несовершенство. С Богом проще в этом плане, Он совершенен. Мы порой льстим себе, сами себя утешаем говоря, что любим Бога, т.е. не пьем, не курим, не материмся, стараемся благочестивый образ жизни вести, служим, молимся, посещаем служения, что-то изучаем, что-то записываем, куда-то двигаемся, куда-то стремимся. А ближний? Он остается вне поля зрения, и как правило, это тот ближний, который ближе всего к тебе. Мы избираем для себя ближними тех, кто нам далекий. А тех, кто рядом, порой не замечаем, не знаем их.

Когда Бог призвал народ свой жить по закону, то большая часть этого закона служила тому, чтобы выстраивать взаимоотношения между людьми. Почему? Потому что Бог понимает человека, знает его внутренность. Со своей стороны Бог избрал такую позицию во взаимоотношениях со своим народом, что Он всегда его милует, всегда прощает. Ветхозаветний народ, заключенный в эти заповеди, не был верен. Но даже не смотря на это, Бог все равно оставался рядом с ними. Это позволяло народу всегда обращаться к Богу, не смотря на свои грехи. Такой опыт в определенной мере развратил этот народ. Бог миловал, их это устраивало, и дальше они вели себя так, как и вели. Бог посылал к народу своих пророков, взывал к ним, говорил о наказании, а они не слушали Бог. А Бог продолжал хранить, защищать, благословлять. И это вовсе не означало, что Бог соглашается с грехом, просто Он проявляет милость к человеку. А человек ведет себя так же, как и вел. Но это в отношениях «человек-Бог».

Поэтому Писание говорит: «если друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы не были истреблены друг другом». То есть с таким настроением можно дойти до истребления друг друга, просто потому что не окажется кого-то более сильного, который согласится сносить немощи бессильных, и не смотря на свои какие-то внутренние переживания, все таки поступить так, как поступает Бог. Не вменяя грехов и преступлений, простить обидчику, не требуя возмездия, не требуя за это ничего. А то, бывает, мы прощаем, а сами у Бога просим отмщения обидчикам.

Бог говорит все о том же – весь закон в одном заключается – возлюби ближнего своего. Заповеди были гораздо шире и освещали отношения гораздо подробнее, нежели нам кажется. Левит 19:1, 3, 9…, 26 – «Сказал Господь Моисею, говоря, объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: «святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог Ваш: 1) бойтесь каждый матери своей и отца своего; 2) субботы Мои храните; 3) не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе; 4) когда будете приносить Господу жертву мирную, то приносите ее, чтобы приобрести себе благоволение (оставь дар твой и пойди примирись прежде с братом твоим); 5) когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, оставшееся от жатвы твоей не подбирай, виноградника твоего не обирай дочиста и попадавших ягод в винограднике не подбирай, оставь это бедному, пришельцу.

Иногда мы такие жадные, мы заберем, подберем, проверим три раза, а Он говорит «не надо это вам, есть бедные в народе, оставь это им». Один готов удавиться за какую-то мелочь, крича о справедливости (лишнюю конфету забрал, последний бутерброд). Он говорит – оставьте, посмотрите друг на друга с любовью, может быть он голодный, не переживай, пусть твое сердце будет чистым, свободным. Но здесь говорится даже не о близких людях, а о чужих, оставь им, не переживай за себя. Бог говорит – смотри на Меня, Я восполняю твои нужды, ты не потеряешь, кто-то взял твое – отдай ему еще, может он нуждается. Подумай об этом. Какое сердце? Что сразу возникает? Бунт, тревога, злость, ропот или раздражение. Ты же не знаешь, почему тот или иной оказался в таких обстоятельствах. Пусть это будет бедному, пришельцу.

Ошибок было не мало, и нужно было написать, как исправлять ошибки.

И последнее. Евангелие от Луки 16:9 – «Я говорю вам – приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». На современный лад это звучит так – «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Богатство неправедное – это не то, которое приобретено путем преступления, это земное богатство, которое у тебя есть, которым ты распоряжаешься, которое ты заработал. Праведные богатство хранятся на небесах. Это любовь, благость, милосердие, благочестие. Такие богатства можно называть праведными, они формируют нашу внутренность. А то, которое неправедное – это богатство, которое позволяет нам что-то приобретать в этом мире, мы его имеем, мы им пользуемся, мы его зарабатываем. Писание говорит, чтобы каждый из нас позаботился – «приобретайте себе друзей богатством неправедным». Что сделал управитель? Он имел возможность распорядиться даже не своими деньгами, он начала прощать часть долгов, которые раздавал. Нам кажется, что это какая-то хитрая притча. Какое она имеет отношение к Богу, где все чисто, все хорошо? Он говорит: «послушайте, я вам покажу пример, где этот человек – неправедный, не такой благочестивый, как вы. Но что вызвало у хозяина похвалу этого человека? Оказывается, что «сыны века сего догадливее». Они немножко просчитываю свои будущие события, они могут как-то себе помочь. Он взял и простил, потому что когда он будет нуждаться, он пойдет т тому, которому простил, и тот его примет, тот окажет ему тоже любезность, потому что и этот оказал ему любезность. Он говорит: «имейте в виду». Но не надо делать это через какое-то лукавство. Человек идет даже на какой-то проступок ради того, чтобы в будущем иметь некоторое место, куда он может обратиться, друга который может ему чем-то помочь. Бывает, люди живут одним днем и на будущее не заботятся, одиночки в своих взглядах, рубят с плеча. Потом получается, что если у него что-то случится в жизни, ему даже никто и не позвонит, потому что его никто не помнит и никто не знает. А бывают люди, о которых долго помнят, о которых помнят даже по смерти. О Тавифе, например, говорили. Люди пришли к Петру, принесли рубашки: «вот она, это делала Тавифа». Она приобрела себе друзей, которые потом ходатайствовали перед апостолом, пред Господом о том, чтобы она была возвращена на землю. Это притча о простой добродетели, о милости, которая потом говорит о тебе даже после твоей смерти. И этот управитель позаботился немножко на будущее, он приобрел себе друзей. У нас часто бывает так, что друзей мы не приобретаем, а теряем их, причем причиной их потери бывает какая-нибудь мелочь. А дьявол такие моменты тоже может использовать, и к поссорившимся двоим он еще двоих прицепит, а к тем двоим еще четверых прицепит, и вот уже вражда, и вот уже съедаете друг друга…

Источник

Границы Божьих Заветов

заветные отношения в церквиО. Палмер Робертсон

Обширные библейские доказательства подтверждают, что заветы сыграли исключительно важную роль в отношениях человека с Богом со времен Ноя до Христа. Ни один отрезок времени в истории искупления не лежит вне сферы заветных отношений Бога с человеком. Заветы, которые заключались с Ноем, а затем с Авраамом, Моисеем и Давидом, охватывают весь ветхозаветный период. Обетование о новом завете, данное в то время, когда Израилю грозило изгнание с земли обетованной, исполняется во дни Иисуса Христа и простирается до конца земной истории (Иер. 31:31 и дал.; Иез. 37:26 и дал.; ср. с Лк. 22:20; 2Кор. 3:6; Евр. 8:8 и дал.; 10:15-18; 12-24)

Единственное, что остается выяснить, говоря о границах Божьих заветов, — это вопрос об отношениях Бога с человеком до Ноя. Правомерно ли распространять понятие «завет» на период до заключения завета с Ноем? Следует ли и этот, самый ранний отрезок библейской истории, толковать в соответствии с заветными представлениями?

Достаточно заглянуть в любую достоверную «Симфонию», чтобы убедиться, что в Писании термином «завет» впервые названы узы, которыми Бог связал Себя с Ноем. Однако столь же очевидно, что человек поддерживал со своим Творцом — Богом — те или иные отношения и до того, как Господь заключил с Ноем «завет». Вопрос в том, правомерно ли называть заветными разнообразные отношения между Богом и человеком в период до Ноя.

Прежде всего следует признать, что отсутствие термина «завет» в тексте до Быт. 6:18 имеет определенное значение, и это значение не следует недооценивать. По какой-то причине формальный термин «завет» не появляется в более ранних повествованиях Книги Бытия. Комментатор Библии должен быть заинтересован в том, чтобы определить причину этого отсутствия.

Однако нельзя оставлять без внимания и более общий вопрос — правомерно ли отношения Бога с человеком до Ноя рассматривать как «заветные.» Некоторые фразы из самого Писания побуждают нас использовать определение «завет» для описания этих отношений, несмотря на отсутствие такого термина в тексте Книги Бытия.

Во-первых, в Библии есть несколько случаев, когда при описании несомненно заветных отношений термин «завет» не употребляется. В первоначальном повествовании о Божием обетовании Давиду термин «завет» не используется ни разу (2 Цар. 7; 1Пар. 17). Тем не менее, очевидно, что речь идет о заветных отношениях. Божьи обетования Давиду были заветными по своей природе, хотя в исходных текстах об установлении этих отношений нет формального термина «завет». В последующих библейских текстах явно говорится о завете Бога с Давидом (см. 2 Цар. 23:5; Пс. 88:4).

В повествовании об установлении заветных отношений между Богом и Давидом термин «завет» не использовался. И поскольку такое было возможно при описании отношений Господа с Давидом, так же могло обстоять дело и при описании Его отношений с человеком до Ноя. Если до Ноя существовало все необходимое для заключения завета, то отношения Бога с человеком до Ноя можно определить как «заветные.»

Во-вторых, в Писании есть два отрывка, которые, судя по всему, определяют установленный творением порядок как заветный. Эти два отрывка заслуживают более внимательного изучения.

ИЕРЕМИЯ 33:20, 21, 25, 26

Первый отрывок гласит:

Так говорит Господь: если можете разрушить завет Мой о дне и ночи, чтобы день и ночь не приходили в свое время, то может быть разрушен и завет Мой с рабом Моим Давидом, так что не будет у него сына, царствующего на престоле его, и также с левитами, служителями Моими.

Так говорит Господь: если завета Моего о дне и ночи и уставов неба и земли я не утвердил, то и племя Иакова и Давида, раба Моего, отвергну, чтобы не брать более владык из его племени для племени Авраама, Исаака и Иакова; ибо возвращу их плен и помилую их.

В этих стихах Иеремия излагает слово Господа о Его «завете о дне и ночи» ст.20). Он также упоминает Божий завет «о дне и ночи» ст. 25).

Когда Бог утвердил «завет о дне и ночи»?

Приведенные примеры определенно относятся либо к Божиим уставам творения, либо к установлениям завета с Ноем. В обоих случаях неизменное чередование дня и ночи играет важную роль.

Положения завета Божия с Ноем указывают, что «сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь ( ) не прекратятся» (Быт. 8:22). Возможно, Иеремия ссылается на этот аспект завета с Ноем.

Но столь же вероятно, что упоминание завета о «дне и ночи» относится к уставам третьего дня творения. Согласно Быт. 1:14, Бог сказал: «да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи» (ст. 14).

К какому из этих отрывков обращается Иеремия? Отражается ли в его повествовании то, что было сказано при установлении Божьего завета с Ноем? Или же он подразумевает заветные отношения, существовавшие со времен творения?

В решении этого вопроса может помочь второй отрывок из Книги Иеремии. В Иер. 31:35 и далее появляются доводы, построенные практически так же:

Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью.

Если сии уставы перестанут действовать предо мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда.

В этом втором отрывке не употребляется термин «завет.» Вместо него использовано эквивалентное выражение «устав» (…). В Писании есть и другие примеры взаимозаменяемости терминов «завет» и «устав» (3 Цар. 11:11; 4 Цар. 17:15; Пс. 49:16; 104:10).

Близкое сходство доводов в отрывках гл. 31 и гл. 33 Иеремии совершенно очевидно. Как солнце не прекратит править днем, а луна — ночью, так Израиль не перестанет быть народом Божиим. Но дополнительные подробности из гл. 31 могут помочь разрешить вопрос о том, на что ссылается Иеремия в гл. 33 — на уставы творения или на положения завета с Ноем.

В соответствии с Иер. 31:35, Бог дает солнце для освещения днем ( ) и уставы (….) луне и звездам светить ночью (..). Довольно любопытно, что упоминание о луне и солнце как источниках света для дня и ночи можно найти в описании творения, а не в рассказе о завете с Ноем. Более того, в повествовании о третьем дне творения (Быт. 1:16), как и в Книге Иеремии, 31:35, говорится и о звездах, и о луне. В изложении завета с Ноем о звездах не упоминается.

Вот почему представляется вероятным, что в 31 главе Книги Иеремии подразумевается рассказ о творении из Книги Бытия, а не учреждение завета с Ноем. Упомянутые в этом отрывке «уставы» — это, очевидно, Божии уставы творения.

Термин «завет» не встречается в гл. 31 Иеремии. Но в гл. 33 упоминается о «завете» Божием о дне и ночи. Основываясь на сходстве доводов в этих двух отрывках, уместно заключить, что упомянутый в гл. 33 «завет» о дне и ночи — это «устав» о дне и ночи в гл. 31.

Учитывая параллелизм конструкций в этих двух главах, можно предположить, что, используя термин «завет» в гл. 33, Иеремия подразумевает также уставы творения из гл. 1 Книги Бытия. В таком случае, термин «завет» применим и к уставам творения. ОСИЯ 6:7

Второй отрывок, в котором термин «завет» можно соотнести с уставами творения, гласит, что народ Израиля нарушил завет «подобно Адаму». Возможны три основные толкования этого утверждения.

Прежде всего, высказывались предположения, что слово «Адам» может относиться к месту. Израиль нарушил завет «у Адама».

С таким толкованием трудно согласиться. Только гипотетически можно предположить конкретный случай, когда весь народ согрешил бы у городка Адама, расположенного на Иордане примерно в 12 милях к северу от Иерихона. В описании того, как Иордан стал стеной до Адама, нет никаких упоминаний о грехе Израиля (Иис. Нав. 3:16)

Более того, такое толкование потребовало бы внести поправки в масоретский текст. Стих в его настоящем виде читается «подобно Адаму,» а не «у Адама.»

Более традиционное толкование рассматривает фразу «подобно Адаму» как ясное упоминание о грехе первого человека.124 Такое толкование наиболее очевидно и связано с наименьшими трудностями. Как Адам нарушил заветные уставы творения, так и Израиль нарушил завет, заключенный у горы Синай.

Третье прочтение этой фразы предполагает, что Израиль нарушил завет «как человек,» или «как человечество.»^ Израиль нарушил завет, «как свойственно людям».

Трудно избрать какую-то одну из этих двух последних интерпретаций. Но и то, и другое толкование дает некоторое представление об отношениях человека-неизраильтянина с его Творцом-Богом.

Суть отрывка заключается в сравнении. Израильтянин (см. ст. 4: «Ефрем и Иуда») в его отношениях с Богом сравнивается с неизраильтянином. Израиль преступил завет. В этом отношении Израиль поступил «как свойственно людям» вообще или «подобно Адаму» в частности. В любом случае подразумевается, что между Богом и неизраильтянином существовали заветные отношения. И как неизраильтянин, так и израильтянин преступили завет.

В каком смысле можно утверждать, что неизраильтянин связан с Богом заветом, который может быть нарушен? В Писании конкретно не упоминается ни об одном завете с человеком вне Израиля, кроме завета с Ноем. Но в случае с Ноем подробностям заветных обязательств уделяется слишком мало внимания для того, чтобы Осия мог с убедительной ясностью сказать, что человек «нарушил «завет.

Очевидно, Осия склонен предполагать, что посредством творения Бог вступил в завет с человеком вне Израиля. Если слово «Адам» воспринимать как индивидуальное обозначение, то термин «завет» следует отнести к первому человеку как представителю человечества. В этом случае под нарушением завета подразумевается вполне определенный проступок первого человека, то есть то, что он не выдержал испытания на верность, о чем рассказано в первых главах Книги Бытия. Если же понимать слово «Адам» обобщенно, то этот термин относится к священным обязанностям человека в Божьем мире, которые были возложены на него при сотворении, то есть к его более общим заветным обязательствам. В любом случае, Осия в гл. 6:7 определенно применяет термин «завет» к отношениям Бога с человеком, которые были установлены творением. пи

Обобщая сказанное в пользу заветного истолкования отношений Бога с человеком до Ноя, несмотря на отсутствие фактического употребления термина «завет» в первых главах Книги Бытия, подчеркнем следующие моменты: во-первых, отношения Бога с Давидом изначально не были названы «заветными «, но тем не менее являлись таковыми по своей сути. Во-вторых, в гл. 33:20 (и далее) Книги пророка Иеремии и в гл. 6:7 Книги Осии об изначальных отношениях Бога с человеком определенно говорится в терминах завета.

В-третьих, основные элементы, позволяющие говорить о существовании завета, присутствовали в отношениях Бога с человеком и до Ноя, несмотря на то, что термин «завет» в первых главах Книги Бытия не употребляется. В конечном счете, именно наличие этих элементов решает судьбу вопроса о характере отношений Бога и человека до Ноя. Мессианские пророчества появляются в Писании задолго до того, как нам впервые встречается термин «Мессия». Реалии Царствия Божия являлись за тысячи лет до того, как в Писании начали употребляться термины «Царь» и «Царствие», обозначающие отношения Бога со Своим творением.

Именно так обстоит дело с первыми главами Книги Бытия. Между Богом и сотворенным человеком явно существуют узы жизни и смерти (Быт. 2:15-17). Если Адам устоит и не съест запретный плод, он будет жить. Но если он вкусит от древа познания добра и зла, он умрет. Это отношения Бога с человеком, установленные по изволению Всевышнего.

Присутствие всех элементов, необходимых для существования завета, в отношениях Бога с человеком до Ноя дает достаточные основания определять их как «заветные.» Хотя термин «завет» и не используется здесь, эти отношения безусловно являются заветными по своей сути.

В конечном счете, именно заветное по сути своей положение сотворенного человека оправдывает использование заветной терминологии в описании его отношений с Богом до Ноя. Бог в Своем всевластии установил эти отношения, подразумевающие верность в жизни и в смерти.

Посредством творения Бог соединил Себя с человеком заветными отношениями. После грехопадения человека, Бог-Творец вновь милостиво заключил союз с человеком, приняв на Себя обязательство искупить Себе народ из падшего человечества. Заветные узы определили отношения Бога с Его народом от момента творения до завершения земной истории. Границы заветов Божиих простираются от начала мира до конца времен.

О. Палмер Робертсон, Христос Божьих заветов, Copyright 1980, ISBN: 0-87552 — 418 – 4, Перевод Елены Богат Редактор Елена Шустова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *