зависть какой грех по счету
7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.
У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.
Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»
А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Семь смертных грехов
1. Гордость
«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.
…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».
Свт. Василий Великий
Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.
2. Зависть
«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».
Святитель Илья Минятий
Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.
3. Чревоугодие
«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.
4. Блуд
«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.
Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».
Священномученик Василий Кинешемский
Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.
5. Гнев
Святитель Тихон Задонский
Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.
6. Алчность (корыстолюбие)
«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».
Святитель Феофан Затворник
Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.
7. Уныние (лень)
«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».
Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.
В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.
Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.
Читайте также:
В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884 г.
Cмертные грехи в православии: сколько их?
Смертные грехи в православии — что это такое?
Тем не менее, выражение «7 смертных грехов» появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список — перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:
Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.
Св. Феофан Затворник пишет о смертных грехах: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
Смертные грехи в православии: список
Итак, в 590 году в православии появился определенный список смертных грехов, который можно назвать очень условным. Почему? Потому что грех Прелюбодеяния может делиться на множество грехов. Например, блудные мысли, которые человек не пытается прогнать, хотя Христос сказал, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем. Это не означало, что человек, допустивший грешную мысль автоматически лишался возможности попасть в Царствие Небесное. Речь шла о невозможности обмануть Господа и сохранить лишь внешнее благочестие, в душе желая зла ближним или, допуская злые помыслы о них.
Список смертных грехов насчитывает семь пунктов:
Если первые шесть пунктов не вызывают вопросов, то седьмым часто пытаются упрекнуть людей, страдающих от клинической депрессии. Но речь идет не о болезни и не об обычной грусти, а о душевной лени, о случаях, когда человек перестает верить в помощь Бога, упрекает Его в своих земных невзгодах вместо того, чтобы положиться на Его обетование о спасении всех людей, которые были «куплены дорогой ценой».
Перечень грехов для исповеди
Читайте также — Зависть — русский грех
Чем мы согрешаем перед Господом?
Как бороться с грехами?
К сожалению, человек не может победить грех самостоятельно. И просто маниакально следить за тем, чтобы не совершить грех — недостаточно. Точнее, это вряд ли поможет. Человек неизбежно будет грешить, такова его природа после первородного греха. Поэтому стоит стараться делать все возможное, чтобы не идти против воли Господа и молить Его о даровании сил в борьбе со грехом и прощении. Бояться смертных грехов надо не, потому что Бог карает за них смертью. Это не так. Человек сам некогда подписал себе смертный приговор, нарушив волю Создателя. Теперь наша задача — постараться минимизировать власть зла над нами, приблизиться к единственному источнику жизни для христианина — ко Христу.
Вы прочитали материал о смертных грехах. Читайте также:
Список смертных грехов в православии и как сними бороться
Смертный грех – то, от чего старается защитить себя каждый православный христианин. С большинством из них мы сталкиваемся каждый день, некоторым поддаемся, не задумываясь, что любой грех отделяет человека от Небесного царства, возможности после смерти быть рядом с Богом. Давайте выясним, что относится к семи самым страшным грехам в православии и возможно ли как-то побороться с греховностью.
Что такое смертный грех в православии
Смертный грех – наиболее тяжкое преступление против Божьего учения. Любой их грехов отделяет человека от Бога, лишает благодати, оскверняет его душу. Нередко грех сравнивают с неподъемной обузой, с камнем на шее, который не дает человеку прикоснуться к Богу, тянет его к земле, заставляя совершать все новые грехи.
Грех – действие, помысел, намерение преступить Божьи заповеди, нарушить данные Господу обещания. Грех – не божественное творение, а искажение человеком собственного восприятия жизни, которую даровал Господь. Смертными они называются за особую тяжесть и отсылают нас к ветхозаветному писанию. В нем за совершение одного из семи смертных грехов человек подвергался казни.
В православии смертные грехи являются лишь категориями, которые подразделяются на множество преступлений против Бога и его учений.
Список смертных грехов, их толкование
Всего известно о семи смертных грехах, от которых может пострадать вера и благочестие православного человека. Для каждого греха есть подобное толкование, инструкция, как следует поступать, чтобы не стать грешником и своими действиями не отречься от вечной жизни.
Список смертных грехов:
Алчность
Первый в списке смертных грехов – грех Алчность или Корысть. Это неуемное желание обладать большим богатством, большим количеством материальных ценностей. Смысл этого обладания сводится к ненасытности, человеком движет желание назвать вещь своей.
Некоторые считают, что страдают от этого смертного греха лишь богатые и обеспеченные люди, всеми силами пытающиеся преумножить свои владения, деньги, власть и богатство. Однако от этого может страдать и нищий. Греховность Алчности заключается не в наличии денег, земли или имущества, а в непреодолимом желании обладать ими в огромных количествах.
К неким подкатегориям этого греха можно отнести жадность и скупость, которые идут с алчностью в одном ряду.
Второй смертный грех – Блуд. Этот грех затрагивает беспорядочные половые связи, измены в браке и любую сексуальную активность, вышедшую за рамки естественной. Помимо частой смены партнера сюда относят и блудливые, непристойные мысли. Греховным считаются любые помыслы сексуального подтекста, а также просмотр порнографических фильмов, журналов, непристойные шутки. Считается, что именно бурная фантазия в будущем порождает все самые страшные проявления блуда.
Блуд включает в себя похоть, близость до брака, рукоблудие. Любое из этих деяний считается смертным грехом и отдаляет человека от Бога.
Гордость
Третий смертный грех – Гордость. Греховная Гордыня начинается с презрения к окружающим. Человек ощущает себя выше и лучше остальных: лучшим работником, лучшим собеседником, лучшим товарищем. Следующий шаг Гордости – неприязнь и презрение к родным и близким. Грешник начинает видеть источник счастья лишь в самом себе. Это отдаляет его от семьи, родных, а затем – и от Бога. Считая всех окружающих бедными, невежественными, слабыми, грешник заражается мыслью, что лишь он один благочестивый, мудрый и богатый.
Даже если у человека есть повод для гордости за самого себя, необходимо гнать эти мысли. Самодовольство убивает задатки доброты, сострадания, трудолюбия. Человек, обуреваемый Гордостью, лишен способности сочувствовать, общаться и любить.
Также к этому смертному греху относят чрезмерное самолюбие, упрямство, высокомерие. Обладая этими качествами, человек создает пропасть между собой и Господом.
Следующий в списке смертных грехов Гнев. Считается, что Гнев – естественное свойство человеческого характера, заложенное Богом. Праведный Гнев способен защищать от соблазнов, отрицать желание грешить. Неправедный же гнев, напротив, является смертным грехом. Святитель Тихон Задонский говорил, что стоит лишь взглянуть на внешний облик человека в гневе, и не составит трудности представить, что в это время творится с его душой. Тот, кто испытывает гнев, открывает в себе самые худшие, темные стороны.
К Гневу относят также различные его проявления: ненависть и нетерпение к людям, оскорбления, жестокое поведение, рукоприкладство. Человек, обуреваемый гневом, способен на самые худшие и низкие поступки.
Зависть
Пятый смертный грех – Зависть. Святитель Илья Минятий считал, что именно зависть является основоположником всех грехов. Она не дает спокойно жить человеку, обуреваемому этим чувством. Им движет желание, чтобы богатый обеднел, счастливый вкусил несчастья, а тот, кто снискал славы, потерял всякую честь. Завистливый человек не живет своей жизнью, он находится в предвкушении краха чужой судьбы. Именно Зависть подталкивает человека на другие, более тяжкие преступления. Но даже если она и не выходит наружу, и не заставляет человека идти на крайности, она все равно доставляет мучение, заставляет жить чужой жизнью.
Главные индикаторы зависти – непринятие чужого благополучия, радость от чужих неудач. Человек, испытывающий такие чувства, отрезает себе пути к Богу.
Чревоугодие
Шестой смертный грех – Чревоугодие. Преподобный Иоанн Кассиан разделил составляющие этого греха на три вида:
Из этого преподобный делает вывод, что необходимо разделять приемы пищи, есть по надобности, а не по психологическому желанию, отказываться от излишка и дорогой еды. Гурманство также считается грехом, однако в культуре между обжорой и гурманом громадная пропасть. С точки зрения греховности, обе эти крайности недопустимы, так как и гурман, и обжора имеют расстройство пищевого поведения.
Помимо увлеченности едой, к этому смертному греху относят пьянство, чрезмерное употребление алкогольных напитков.
Уныние
Седьмой грех в православии – Уныние. Человек не всегда может распознать этот грех, считая, что живет праведной жизнью и далек от греховных помыслов и действий. Есть основные признаки, индикаторы, определяющие, что человек стал заложником уныния:
1) Лень. Это один из главных показателей того, что человек впал в Уныние. Нежелание заниматься работой, апатия, отсутствие желания развиваться, достигать результатов является следствием греха. Зачастую тот, кто страдает от лености, не может объяснить природу такого состояния.
2) Перемещение духовной жизни на второй план. Уныние характеризуется полным безразличием к духовным устремлениям. Пропадает желание посещать храм, человек перестает посвящать время прочтению духовной литературы.
3) Ухудшения здоровья. Считается, что духовные невзгоды несут за собой телесные проблемы. Тот, кто стал жертвой уныния, рискует заработать недуг, потерять аппетит, испортить режим сна.
Описанное поведение является греховным и несет за собой отречение от праведной, духовной жизни, а значит и отречение от Господа.
Как бороться с греховностью
Грехи в православии затрагивают не только верующих. Это давно известно даже тем, кто далек от веры и ее догматов. Сложно представить счастливую полноценную жизнь, в которой поселился грех. Не будет жить полной жизнью человек, в чью жизнь ворвались чревоугодие, блуд или гнев. Поэтому вопрос о том, как избавить себя от греховных помыслов и как научиться не преступать черту, является актуальным не только для православных христиан.
Проповедники говорят о том, что в первую очередь стоит возненавидеть свое желание прикоснуться к греху. Необходимо избавляться от них, как от плохой привычки или ненужных вещей, день за днем. Начните с малого: избавитесь от привычки делать культ из еды, перебирать ее в поисках лучшего кусочка, тратить на ее приготовление несколько часов в день. Борьба с некоторыми грехами требует силы воли и выносливости: сложно отказать себе в удовольствии позлорадствовать, когда какой-либо неприятный человек столкнулся с трудностями. Необходимо четко понять, что таким мыслям не место в голове праведного, честного, милосердного человека.
Только труд над самим собой способен избавить от грехов, сделать жизнь лучше, а душу – ближе к Богу.
Избавление от страстей через исповедь
Многие знают, что грехи в православии отпускаются с помощью исповеди. Но так ли все просто? Некоторые считают, что эта дорожка проста – нагрешил, исповедался, и снова можно грешить. Однако на деле все обстоит не так.
Креститель Иоанн сказал:
«Покайтесь, ибо близится Царство Небесное». Действительно, православным христианам дарована возможность рассказать о своих грехах, признаться в содеянном, тем самым очистив душу. Только намерение исповедаться уже говорит о том, что человек видит свои грехи, признает их. Решиться на исповедь не каждый в состоянии, слишком постыдными и неприятными могут оказаться собственные слова о своей же жизни. Однако если они сказаны от чистого сердца и ничего не утаено, можно рассчитывать на то, что Бог простит любой грех.
Важно исповедоваться не формально, говоря лишь «грешен», а подробно рассказать священнику о каждом эпизоде, являющемся греховным. Исповедоваться советуют у одного и того же священника, однако, это не всегда возможно. Главной задачей остается действительно раскаяться в грехах, испытать стыд и покаяние, отнестись к исповеди серьезно, тщательно подготовиться и ничего не упустить.
Не бывает безгрешных, абсолютно праведных и чистых помыслами людей. Даже монахи годами отмаливают свои грехи, борются со страстями, искушениями и дурными помыслами. Что говорить об обычном человеке, далеком от религии и веры. Самым непростительным грехом будет не Гордость, Гнев или Зависть, а нежелание признавать греховность, отрицание покаяния, непринятие исповеди. Как только человек признается в том, что он грешен, он становится на шаг ближе к Господу.