завоевание в международном праве
Государственная территория в международном праве: понятие, статус, способы приобретения и утраты.
Государственная территория – пространства, в пределах которых государства осуществляют верховенство. Территория государства включает в себя сушу с ее недрами, водное и воздушное пространство.
Такое понимание территории является традиционным для договорной практики.
В состав государственной территории входят:
— сухопутная территория (поверхность суши), включая острова;
— водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море;
— воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.
Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне.
В определении объема прав государства в отношении шельфа и экономической зоны главная роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Важной частью государственной территории, источником природных богатств являются недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр неограниченна и теоретически распространяется до центра Земли.
К внутренним водам относятся определенные морские воды, а именно:
— воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат данному государству;
— воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежащих данному государству
— воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат данному государству.
Воздушная территория представляет собой воздушное пространство в пределах государственных границ. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.
Способы приобретения и утраты государственной территории.
Правовой титул представляет собой юридический факт (договор, односторонний акт, событие или действие), служащий в качестве правового основания распространения суверенитета государства на определенную территорию. Установление правового титула является главной задачей международных судов, разрешающих территориальные споры. В основном эта задача встает при определении принадлежности территорий, изначально не входящих в состав государства. Основными способами приобретения государственной территории, создающими правовые титулы, являются: оккупация, приобретение по праву давности, цессия, завоевание, приращение.
Способы приобретения государственной территории можно поделить на договорные (цессия) и недоговорные (все остальные); первоначальные (оккупация, приращение) и производные (цессия, завоевание, давность).
1. Оккупация возможна только в отношении res nullius (terra nullius), то есть ничейной земли (территории, не принадлежащей ни одному государству). В настоящее время ничейной может считаться только необитаемая территория. Если территория населена, но не имеет государственного устройства, должен быть реализован принцип права наций на самоопределение. При оккупации ничейной территории недостаточно простого провозглашения суверенитета в ее отношении. Помимо этого, необходимо осуществление постоянного и эффективного контроля над данной территорией. Такой контроль может проявляться в принятии законов в отношении данной территории, осуществлении текущего управления делами данной территории; распространении юрисдикции на ее население и прочем. В каждом конкретном случае необходимо оценивать весь комплекс обстоятельств.
Открытие ничейной земли как таковое не создает полный титул в ее отношении. Некоторые авторы называют титул, создаваемый открытием, «зачаточным», полагая, что он дает возможность в течение разумного периода осуществить действия, направленные на эффективную оккупацию.
2. Мирное и продолжительное владение территорией, принадлежащей другому государству, при наличии некоторых условий может создавать титул, основанный на давности. Для создания титула необходимо чтобы владение территорией осуществлялось от имени суверена (a titre de souverain), было неоспариваемым, непрерывным и открытым, причем его продолжительность зависит от конкретных обстоятельств дела.
Л. Оппенгейм — Г. Лаутерпахт отмечают: «. Давность в международном праве может быть определена как приобретение суверенитета над территорией посредством постоянного и никем не нарушаемого осуществления суверенитета над ней в течение такого периода времени, который необходим для создания, под влиянием исторического развития, общего убеждения, что существующее положение вещей находится в соответствии с международным правопорядком».
3. До недавнего времени цессия, то есть уступка территории по договору, осуществлялась в виде купли-продажи либо в виде безвозмездной передачи (например, продажа Россией США в 1867 году Аляски; продажа Данией США в 1917 году некоторых из Виргинских островов.; безвозмездная передача Австрией Италии в 1866 году Венеции и тому подобное).
В XX веке в основном встречаются две разновидности цессии: цессия на основании мирных договоров и цессия с целью выравнивания границ. Во втором случае в целях более эффективного управления осуществляется обмен незначительными по площади территориями (Договор между СССР и Польшей 1951 года, Соглашение между СССР и Ираном 1954 году). Современное международное право требует, чтобы при осуществлении цессии соблюдались принцип равноправия и самоопределения народов, принцип неприменения силы, а также адекватно решались вопросы гражданства. Воздушное пространство, территориальные воды, недра не могут быть самостоятельными объектами цессии, они переходят только вместе с сухопутной территорией.
4.Завоевание выступает в качестве самостоятельного основания приобретения государственной территории в том случае, если окончание войны не сопровождается заключением мирного договора (приобретение Россией Курильских островов после окончания войны с Японией). В настоящее время завоевание не является правомерным способом приобретения государственной территории.
5. Приращение естественным путем (аккреция). Под приращением понимается увеличение территории государства за счет естественных природных процессов (нанос почвы, обмеление, вулканическая активность и тому подобное).
Если вследствие естественных процессов сухопутная территория образуется за пределами территории какого-либо государства, она должна рассматриваться как terra nullius.
6. В качестве правовых титулов также выделяются:
♦ Титул, основанный на смежности территорий. Концепция принадлежности или смежности использовалась европейскими государствами для распространения своей власти на неконтролируемые территории, прилегающие к контролируемой территории. Как правило, международные суды отказывались учитывать соответствующую аргументацию при определении принадлежности сухопутных территорий. Концепция смежности иногда выдвигается в качестве основы делимитации Арктики.
♦ Титул, основанный на решении международной организации, международного органа (например, международного суда) или международного правительства de facto (адъюдикация). Примерами могут быть решения государств- победителей по территориальным вопросам, отраженные в Версальском договоре 1919 года и в мирных договорах с Германией и Италией, заключенных после Второй мировой войны. Адъюдикация может подтверждать уже существующий правовой титул. В некоторых случаях, однако, она может рассматриваться в качестве самостоятельного правового титула, что имеет место, когда международный суд, иной международный орган или международная организация принимают решение о передаче территории, в отношении которой правовой титул не установлен либо утрачен. Речь идет о правообразующих (преобразовательных) решениях.
Основания утраты государственной территории обратны основаниям ее приобретения. К их числу можно отнести: отказ (дериликция); утрата в силу давности; утрата вследствие естественных процессов (исчезновение косы Тузла в Керченском проливе в результате ее размыва в 1925 году); уступка другому государству; завоевание другим государством.
Утрата государственной территории может также произойти в результате сецессии, то есть отделения части государственной территории и образования нового государства. Некоторые границы в Африке и других регионах установлены без учета расселения этносов, в соответствии с бывшим колониальным делением, что может стимулировать процессы, имеющие своим результатом сецессию.
Территория и другие пространства
Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий
Под территорией (в широком смысле) в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Вся территория подразделяется на три типа:
Государственной территорией является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.
К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.
Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 г. Согласно этому договору Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются.
Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. Оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.
Государственная территория: понятие и виды
Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:
Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.
В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.
Согласно международному праву юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.
Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Согласно современному международному праву никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.
Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны
Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распространяется. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на местности. Существует три типа сухопутных границ:
Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.
Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сложившиеся границы», признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.
Существуют следующие основания изменения государственной границы:
Государственная граница устанавливается путем:
В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:
Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.
Вопросы судоходства по международным рекам оговорены в:
Завоевание
Завоевание — это насильственное завладение территорией другого государства в результате вооруженного захвата. С точки зрения действующего международного права, завоевание не может рассматриваться как законное правовое основание приобретения территории ни по своему содержанию (нарушение права наций на самоопределение) ни по средствам осуществления (агрессивная война).
Завоевание следует отличать от военной оккупации. Под военной оккупацией следует понимать временное занятие вооруженными силами одного государства в ходе международного вооруженного конфликта территории государства противника и принятие на себя управления этой территорией без распространения суверенитета на оккупированную территорию. Режим военной оккупации регламентируется международным гуманитарным правом.
Завоевание и аннексия также не являются синонимами. Последний термин в контексте вооруженных конфликтов используется для обозначения односторонней декларации или иного акта победившего государства, провозглашающего установления суверенной власти над территорией, которая перешла под его контроль в результате военных действий.
Завоевание в классическом международном праве.
Завоевание считалось действительным основанием приобретения территории в период, когда международное право признавало войну в качестве законного средства осуществления национальных интересов. Единственное юридическое требование для приобретения титула посредством завоевания заключалось в том, что соответствующая территория должна была находиться в фактическом владении победителя.
С правовой точки зрения имели место следующие ситуации:
В первом и третьем случае право собственности формально устанавливалось, когда завоевавшее государство в одностороннем порядке аннексировало захваченную территорию, распространяя на нее свою юрисдикцию и включая ее в состав своей государственной территории.
Завоевание в современном международном праве.
Делегализация завоевания как способа приобретения территорий на региональном уровне началось в 19-м веке в Северной и Южной Америке. Как принцип uti possidetis, так и доктрина Монро преследовали цель избежать насильственных территориальных изменений в западном полушарии. Первая Межамериканская конференция (1890 г.) приняла Резолюцию о «праве завоевания», в которой было объявлено, что «принцип завоевания не должен … признаваться допустимым в соответствии с американским публичным правом».
На международном уровне движение по ограничению использования войны как средства приобретения территориального суверенитета началось в первой половине прошлого столетия после окончания Первой мировой войны. Одним из первых шагов стала статья 10 Устава Лиги Наций (1919 г.), обязующая уважать территориальную целость и политическую независимость всех Членов Лиги. В 1928 г. в Париже состоялось подписание Пакта Бриана-Келлога, содержащего призыв к отказу от войны как «инструмента национальной политики». Кульминацией этой правовой тенденции стало принятие Устава ООН в 1945 г., статья 2 которого установила запрет на угрозу силой или ее применение в международных отношениях.
В настоящее время принцип недопустимости приобретения территории силой рассматривается в качестве императивной нормы международного права (jus cogens), закрепленной во многих международных документах различных уровней. В Декларации о дружественных отношениях (1970 г.) указывается, что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения». Статья 5 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) «Определение агрессии» гласит, что «никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными». В ряде резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, относящихся к конкретным ситуациям, также подчеркивается «недопустимость приобретения территории путем войны».
Кроме того, завоевание, согласно современному международному праву, вступает в противоречие с принципом самоопределения народов и наций, поскольку судьба каждой территории должна определяется самостоятельно живущими на ней людьми, а не навязываться извне силой.
Территория и другие пространства в международном праве
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
Понятие и виды территории
Территория в международном праве — это весь земной шар, охватывающий его сухопутные, водные пространства, недра и воздушное пространство, космическое пространство и небесные тела.
Территория в международном праве подразделяется на следующие виды: 1) государственная территория; 2) территория с международным режимом; 3) территория со смешанным режимом.
Государственная территория — Это часть земного шара, на которой распространяется суверенитет определенного государства.
Государственная территория состоит из сухопутного, водного и воздушного пространств и недра. Внешние пределы государственной территории определяются границей данного государства.
Сухопутная территория государства составляет часть суши и ее недра, которая находится в пределах границ государства. Сухопутная территория государства может быть отдельным земным массивом либо разделена водным пространством (острова), может быть отделена от основной территории государства и окружена со всех сторон территорией другого государства (анклав).
К водным территориям государства относятся внутренние воды, территориальные воды, озера, реки, заливы, порты, бухты. На все эти водные пространства распространяется суверенитет соответствующего государства, и данное государство устанавливает их правовой режим в соответствии с его законодательством.
Воздушное пространство государства — это пространство, находящееся над сухопутной территорией, внутренними и территориальными водами государства. Высотный предел в международном праве не установлен, однако сложилась такая обычно-правовая норма, согласно которой предел не должен быть выше 100—110 км над уровнем Мирового океана. Данное пространство находится под суверенитетом государства, которое устанавливает правовой режим воздушного пространство и правила полетов в соответствии с национальным законодательством и международным правом.
К государственной территории также относятся посольства и другие виды представительства за рубежом, воздушные и морские суда, космические корабли, кабели подводные, трубопроводы.
Каждое государство в пределах своей территории осуществляет территориальное верховенство. Территориальное верховенство означает, что власть данного государства распространяется на все лица, находящиеся в пределах его территории. Территория государства исключительно находится под властью данного государства, власть другого государства исключается на этой территории. Государство осуществляет свое территориальное верховенство с помощью органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Юрисдикция государства может осуществляться за пределами ее территории, например: на континентальном шельфе, в исключительных экономических зонах.
К территории с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним, морское дно открытого моря, космическое пространство, включая Луну, и другие небесные тела.
Правовой режим и статус таких территорий определяется международным правом. На этих территориях действует принцип общего наследия человечества. Суверенитет государств на них не распространяется.
К территориям со смешанным режимом относятся исключительные экономические зоны, континентальный шельф и прилежащие зоны. Они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства имеют суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и минеральных ресурсов. К территориям со смешанным режимом также относятся проливы, международные реки.
Способы приобретения и утраты территории
Вопрос приобретения и утраты территории имеет особое значение в международных отношениях. Учитывая важность территории в образовании государства и тот факт, что государство осуществляет свой суверенитет исключительно на его территории, является одним из наиболее важных вопросов, имеющих отношение к международному праву.
В международной практике сложились такие способы приобретения территории, как первоначальные и производные. К первоначальным способам относятся эффективная оккупация (завладение), приращение, приобретательская давность. К производным способам относятся цессия или уступка, обмен, дарение, плебисцит.
Одним из первоначальных способов приобретения территории является эффективная оккупация. Данный способ появился в средних веках во время Великих географических открытий. Данный способ считался законным, если оккупируемая территория на момент оккупации была terranullius — ничейной территорией. В качестве правового основания приобретения новых территорий являлся титул «первичного присвоения». Для эффективной оккупации необходимо не только провозглашать суверенитет на данную территорию, но и осуществлять контроль над ней и верховную власть на данной территории. Государство, которое открыло новую территорию, обязано официально уведомить другие государства о том, что оно открыло новую территорию, такое уведомление включает в себя заявление о границах приобретенной территории.
К первоначальным способам относится приращение, означающее увеличение территории государства в результате образования новых земельных участков за счет действия сил природы, например, образование островов. Государство также обладает промышленными приращениями, которые оно строит на своей территории, — это барьеры волн или портов, установленные государствами в их территориальных морях.
Производные способы приобретения территории заключаются в переходе территории одного государства к территории другого государства, как на договорной, так и на внедоговорной основе.
К производным способам относятся цессия или уступка территории — это уступка части своей территории государства другому государству на договорной основе. Уступка может быть осуществлена на возмездной основе (например, уступка в 1867 г. Россией США Аляски за 7,2 млн долл.). Уступка может быть безвозмездной в соответствии с принципом ответственности за агрессию. Такие меры были приняты после Второй мировой войны в соответствии с решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. От Германии была оторвана северная часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом и передана СССР.
Такой способ, как плебисцит, означает всенародное голосование (референдум) о территориальном изменении. Например: Исландия в 1944 г. на основе плебисцита вышла из состава Дании.
Под приобретательской давностью понимается приобретение территории путем длительного законного владения такой территорией. Для того чтобы владение стало законным: владение должно быть мирным и постоянным; осуществление суверенитета на всей этой территории; владение должно быть публичным; владение должно быть в течение длительного периода времени. На сегодняшний день не установлен срок для приобретательской давности.
Известны еще такие способы, как адьюдикация, — передача территории другому государству на основе судебного решения, передача территории по решению международной организации.
Понятие государственной границы и ее режим
Границы имеют политическое и юридическое значение. Государство осуществляет свой суверенитет в пределах своих границ. Границы государства обычно устанавливаются международными договорами между соседними государствами.
Государственная граница — это линия, которая определяет предел действия государственного суверенитета и отделяет территорию государства от других территорий.
Граница — это линия, в которой нет размерности, кроме длины, которая определяет площадь государства и действие его суверенитета.
Граница — это точка, с которой начинается и затем заканчивается суверенитет, власть, собственность и законы государства для его соседних государств. Они отображаются только на политических картах в виде линий, которые следуют между странами для обозначения и отделения территорий и территорий каждой страны от другой.
В современную эпоху границы составляются по соглашению между заинтересованными государствами, в соответствии с международными соглашениями и договорами или арбитражными решениями или решениями международного суда.
Границы бывают естественные и искусственные.
Естественные границы связаны с природными рубежами, которые создают благоприятные условия для развития государства и его обороны (горы, реки и т.д.). Они создаются самой природой.
Искусственные границы связаны с созданием линий военно-инженерных укреплений, которые разделяют государственные территории. Такие границы устанавливаются в виде колючей проволоки или цветных линий, контрольно-пропускных пунктов или таможенных зон. Ярким примером искусственных границ является Великая китайская стена.
Государственные границы делятся на сухопутные, озерные, речные, морские и воздушные.
Сухопутные границы представляют собой линию, отделяющую территорию одного государства от территории соседнего государства, они устанавливаются с учетом географических особенностей местности (моря, озера, реки, горы). Они могут проводиться посредством проведения прямых линий от одной точки к другой. Такие линии называются геометрическими (например, карта Африки). Они также могут устанавливаться по параллелям и меридианам.
Границы по озерам и рекам тоже устанавливаются по договоренности и на основе соглашения между соседними государствами. По судоходным рекам границы проводятся посередине главного фарватера (по тальвегу реки) или по линии наибольших глубин. На несудоходной реке границы устанавливаются посредине реки. На озерах и других водоемах границы проводятся по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам водоема. Примером границы по рекам служит река Рио гранде между США и Мексикой, река Рейна между Францией и Германией. Примером границы по озерам: Великие озера между Канадой и Соединенными Штатами, Озеро Виктория между Угандой, Кенией и Танзанией, Женевское озеро между Швейцарией и Францией, Озеро Чад между Нигерией, Нигером и Чадом.
Морскими границами является внешний предел территориального моря государства или линия разграничения территориального моря соседних государств. Морская граница государства проводится в соответствии с законодательством прибрежного государства и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., но ширина не может превышать 12 морских миль.
Воздушная государственная граница — это воображаемая вертикальная плоскость, проходящая по линии сухопутной и водной границ. Верхний предел воздушной границы государства находится на высоте 100—110 км. Каждое государство имеет право на полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством над его территорией.
Для установления государственных границ выделяют две стадии: делимитация и демаркация.
Делимитация — это установление линии государственных границ по соглашению между соседними государствами и нанесение этой линии на карту. Как правило, данная карта становится приложением к пограничному договору.
Демаркация — это прохождение линии государственных границ на местности на основе договора и приложения к нему карты с помощью специальных пограничных знаков.
Для прохождения демаркации создаются совместные комиссии, и о всех действиях по демаркации составляют документы: протоколы об описании прохождения границ, карту с нанесением на нее линии границы и протоколы на установленный пограничный знак. Все эти документы являются приложением к пограничному договору и подписываются сторонами, скрепляются печатями.
Периодически государства проводят редемаркацию государственных границ, т.е. проверку, восстановление, замену разрушенных пограничных знаков или установку новых.
Режим государственной границы устанавливается в соответствии с законодательством каждого государства и его международными договорами.
Режим государственной границы включает в себя следующие правила:
В международном праве сформировалась норма, согласно которой смена территориального суверенитета или иные случаи правопреемства не дают правовых основания для пересмотра границ.
Международно-правовой режим Антарктики и Арктики
На основе договора были приняты международные соглашения о сохранении природной среды Антарктики: Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г.
Срок Договора об Антарктике 1959 г. истекает в 2048 г.
Правовой режим Арктики основывается на следующих международных соглашениях: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.,
Вопросы и задания для самоконтроля