завышение суммы ндс подлежащей вычету
Как проверить декларацию по НДС (контрольные соотношения)?
Зачем нужна проверка декларации по НДС
Проверку декларации по НДС стоит обязательно провести перед ее подачей в ИФНС, чтобы исключить наличие в ней ошибок и избежать подачи уточненки из-за неувязок в данных.
Обратите внимание! НДС декларация обновлена приказом ФНС от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228@. Бланк применяется с отчетной кампании за 3 квартал 2021 года.
Построчный алгоритм с примерами заполнения всех двенадцати разделов отчета вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Как проверить декларацию по НДС? Налоговая служба установила контрольные соотношения (далее – КС), по которым инспекторы осуществляют их проверку, для облегчения проведения этой процедуры в ИФНС. Однако КС могут воспользоваться и налогоплательщики. Их можно найти в письме ФНС от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@.
Формулы, содержащиеся в КС, позволяют сверить показатели, заносимые в разделы 1–7, как внутри этих разделов и между ними, так и в увязке с данными из разделов 8–12. Для удобства пользователей все КС представлены в рассматриваемом письме ФНС в виде таблицы.
В табличной части кроме формул содержится также информация о том, как инспектор будет квалифицировать обнаруженное нарушение и каковы будут его действия.
Однако проверка декларации по НДС по КС — это уже завершающий этап проверки. Поэтому прежде чем применять КС, налогоплательщику следует свериться бухгалтерские учетные данные. Как проверить декларацию по НДС по оборотке или иным учетным регистрам? Данные из этих регистров должны давать те цифры, которые попадут в декларацию:
Рассмотрим как проверить декларацию по НДС по оборотке на примере.
Бухгалтер ООО «Смайлик» заполнил декларацию по НДС и перед отправкой в ФНС решил сверить данные с бухучетом (ставка входящего и исходящего НДС равна 20%).
Для этого он сформровал анализ счета 68 субсчет НДС.
Также он проверил обороты по:
Также бухгалтер сверил отражение в декларации НДС корректировку реализации, т.к. был выставлен корректировочный счет-фактура на увеличение. Эту информацию бухгалтер зафиксировал в стр.040-090 разд.9.
Как налоговики соотносят показатели каждой строки декларации по НДС между собой, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Что проверяют инспекторы
Как проверить правильность заполнения декларации по НДС по КС? При анализе деклараций необходимые показатели рассчитывают по имеющимся в методике формулам (в зависимости от статуса налогоплательщика и характера операций).
В их число входят и формулы для осуществления сверки значений между разделами 1–7 и 8–12:
При проверке деклараций, подаваемых налоговыми агентами:
При проверке деклараций налогоплательщиков, освобожденных от уплаты НДС:
При проверке деклараций компаний-импортеров:
Контрольные соотношения, из-за которых декларация считается непредставленной с 01.07.2021
С 01.07.2021 введен перечень контрольных соотношений по НДС, невыполнение которых влечет признание декларации непредставленной (п. 5.3 ст. 174 НК РФ). Причем обнаружить эти несоответствия инспекция может не сразу, а уже в ходе камеральной проверки. То есть вы будете думать, что отчитались по НДС вовремя, а окажется, что нет.
Узнать о том, что декларация не представлена, вы можете из уведомления от ИФНС. Получив его, необходимо устранить все несоответствия и заново направить отчет. Если уложитесь в 5 рабочих дней с даты направления налоговиками уведомления, отчетность сочтут сданной в день представления первоначальной декларации.
Всего в перечне 13 таких контрольных соотношений (приложение к приказу ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-15/519@). Рекомендуем с ними ознакомиться.
Удобнее всего это сделать с помощью готового решения от КонсультантПлюс. Это можно сделать бесплатно, оформив пробный доступ к системе:
Итоги
Перед подачей налоговой декларации налогоплательщики и налоговые агенты должны побеспокоиться о том, как проверять декларации по НДС, чтобы у налоговиков не возникло вопросов. Декларация по НДС — документ объемный и может при заполнении приводить к техническим ошибкам в нем. Поэтому рекомендуется не только проверить ее на соответствие своим учетным данным, но и воспользоваться контрольными соотношениями, применяемыми ФНС. Так, при помощи нехитрых формул можно самому удостовериться, верно ли заполнена декларация и не потребуется ли позднее предоставлять пояснения в налоговую.
Когда сумма НДС к вычету превышает НДС с выручки: как использовать свое право на вычет
Организация намерена приобрести здание. НДС с суммы приобретенного здания, который можно взять в зачет, во много раз превышает НДС с выручки. Как использовать свое право на вычет всей оплаченной суммы НДС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации организация может воспользоваться правом на вычет на всю сумму НДС от стоимости здания. Если при этом в налоговой декларации будет заявлена сумма налога к возмещению из бюджета, то организации следует подать в налоговый орган заявление о возврате сумм НДС, подлежащих возмещению, либо о зачете данной суммы НДС в счет будущих платежей. Рекомендуем подать указанное заявление одновременно с налоговой декларацией за данный налоговый период.
Организация также может принять решение о применении вычета НДС по зданию на основании выставленного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет данного объекта основных средств. Однако нужно иметь в виду, что данный подход не исключает налоговых споров.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ. Вычеты предоставляются налогоплательщику при соблюдении следующих условий:
товары (работы, услуги) должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 171 НК РФ);
товары (работы, услуги) должны быть приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
налогоплательщик должен иметь правильно оформленный счет-фактуру (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, указанных в п.п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов.
В ст. 172 НК РФ не установлен максимальный или минимальный размер вычета суммы НДС. Налогоплательщик вправе заявить к вычету в налоговой декларации по НДС суммы налога, предъявленные ему при приобретении товаров (работ, услуг), даже при отсутствии налогооблагаемых операций в налоговом периоде, за который представляется декларация (письма Минфина России от 19.11.2012 N 03-07-15/148, ФНС России от 28.02.2012 N ЕД-3-3/631@).
Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как сумма начисленного налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов и увеличенная на суммы восстановленного НДС.
При этом в п. 2 ст. 173 установлено, что, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, возникающая положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены в ст. 176 и ст. 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п.п. 27, 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ указанная положительная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.
После представления налогоплательщиком такой налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Продление указанного срока нормами НК РФ не предусмотрено. При этом какого-либо специального решения руководителя налогового органа о проведении проверки не требуется.
При заявлении права на возмещение налога налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов в соответствии со ст. 172 НК РФ (п. 8 ст. 88 НК РФ). Причем перечень таких документов не является закрытым (письма Минфина России от 17.08.2011 N 03-07-14/85, от 01.11.2011 N 03-07-08/302, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 N 12АП-1785/12, ФАС Уральского округа от 02.08.2010 N Ф09-5912/10-С2).
Если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, в течение семи дней по ее окончании налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм налога (п. 2 ст. 176 НК РФ).
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах составляется акт налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ (п. 3 ст. 176 НК РФ). Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, выявившей указанные нарушения, а также представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, по результатам чего выносится решение о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со ст. 101 НК РФ. Одновременно с этим решением принимается решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, либо решение об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы налога (п. 3 ст. 176 НК РФ).
При наличии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, налоговым органом самостоятельно производится зачет суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам (п. 4 ст. 176 НК РФ).
Причем п. 7 ст. 176 НК РФ установлено, что решение о зачете (возврате) суммы НДС принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы НДС (полностью или частично).
Отметим также, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме о принятом решении. Это сообщение может быть передано руководителю организации, его представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п. 9 ст. 176 НК РФ).
Таким образом, сумма НДС к возмещению не может быть отражена на лицевом счете налогоплательщика до момента окончания камеральной проверки (и принятия соответствующего решения). Основанием для зачета суммы НДС, предъявленной к возмещению, в счет будущих платежей по данному налогу является соответствующее решение налогового органа, которое не может быть принято ранее окончания камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению.
Обращаем внимание, что при отсутствии решения налогового органа о возмещении НДС, заявленного налогоплательщиком в конкретном налоговом периоде, сумма налога, причитающаяся к уплате в последующем периоде, должна быть внесена в бюджет в полном объеме (письмо УФНС России по г. Москве от 29.04.2009 N 16-15/042453).
Как указано в п. 6 ст. 176 НК РФ, сумма НДС, подлежащая возмещению по решению налогового органа, может быть возвращена по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет при условии, что на момент возврата НДС у налогоплательщика нет недоимки по данному налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ. Кроме того, суммы НДС, подлежащие возврату, также могут быть направлены по заявлению налогоплательщика в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по этому налогу или иным федеральным налогам.
Поручение на возмещение суммы НДС, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения поручения перечисляет налогоплательщику суммы НДС и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возмещения и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 8 ст. 176 НК РФ).
Обращаем внимание, что исходя из положений ст. 176 НК РФ для возмещения (зачета в счет будущих платежей) НДС организация должна подать в налоговый орган соответствующее заявление. Заявление на возврат или зачет НДС составляется налогоплательщиком в произвольной форме и может быть подано в письменном виде или представлено в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи.
Минфин России в письме от 06.10.2006 N 03-04-08/205 обратил внимание, что конкретных сроков подачи указанного заявления нормами гл. 21 НК РФ не установлено, поэтому представить данное заявление возможно одновременно с налоговой декларацией по НДС.
В судебных постановлениях судьи также указывают на необходимость подачи налогоплательщиком указанного заявления. Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 17.04.2009 N А55-6769/2008 судьи отмечают, что указанное заявление составляется в произвольной форме и может быть представлено в налоговый орган как одновременно с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, так и в любое время после подачи декларации, но до принятия решения о возмещении суммы налога по данной декларации.
В постановлениях ФАС Поволжского округа от 20.12.2013 N Ф06-806/13, от 17.12.2013 N Ф06-11151/13 указано, что по смыслу п. 4 ст. 176 НК РФ заявление налогоплательщика о возврате налога должно быть представлено в налоговый орган до истечения трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации, однако в данном пункте не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога и по окончании этого срока. Налогоплательщик не лишен возможности представить такое заявление, если к моменту его подачи налоговым органом принято решение о зачете налога, не принято решение о возмещении либо принято решение об отказе в возмещении, поскольку последнее может быть оспорено в арбитражном суде.
Президиум ВАС РФ в своих постановления также неоднократно указывал, что до получения заявления у инспекции нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению (постановления от 29.11.2005 N 7528/05, от 21.12.2004 N 10848/04, от 05.10.2004 N 5351/04).
Нужно также отметить, что если в ст. 176 НК РФ определен общий порядок возмещения НДС, то нормы ст. 176.1 НК РФ предусматривают возможность заявительного порядка возмещения НДС, который заключается в осуществлении зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной налоговой проверки, проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации (п. 1 ст. 176.1 НК РФ).
Право на применение заявительного порядка возмещения НДС имеют, в частности, налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение НДС, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ (п. 2 ст. 176.1 НК РФ).
Не лишним также будет напомнить, что в п. 10 ст. 176 НК РФ за нарушение сроков возврата НДС предусмотрено начисление процентов исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возмещения. Проценты начисляются, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога.
В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ и с учетом правовой позиции ВАС России, изложенной в Постановлении Президиума от 29.11.2005 N 7528/05, проценты подлежат начислению при нарушении совокупности сроков, определенных этим пунктом для налоговых органов и органов федерального казначейства, и лишь на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога (постановления ФАС Поволжского округа от 20.12.2013 N Ф06-806/13, от 17.12.2013 N Ф06-11151/13).
Порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц установлен гл. 19 НК РФ. По данному вопросу можно посмотреть, например, письмо ФНС России от 01.11.2013 N ЕД-19-3/194.
Считаем нужным также обратить внимание на еще один момент. Дело в том, что в ситуации, когда в налоговой декларации будет указана сумма налогового вычета в крупном размере, у организации появляется риск проведения в отношении нее выездной налоговой проверки по НДС (письмо Минфина России от 19.11.2012 N 03-07-15/148).
В соответствии с п. 3 приложения N 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок» одним из критериев при отборе организации в качестве объекта для проведения выездных налоговых проверок является «отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период». Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев. См. также материал: Энциклопедия решений. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
Если организация хочет избежать пристального внимания налогового органа, она может принять решение не принимать к вычету НДС по рассматриваемому объекту основных средств единовременно в налоговом периоде, в котором появилось право на указанный налоговый вычет.
Согласно п. 1.1 ст. 172 НК РФ, вступившему в силу с 01.01.2015, налогоплательщикам предоставлено право заявлять налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 6 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ, письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-07-11/45515, от 12.05.2015 N 03-07-11/27161).
Из письма Минфина России от 20.11.2015 N 03-07-РЗ/67429 можно сделать вывод, что положение п. 1.1 ст. 172 НК РФ применяется также и к основным средствам. Данная позиция приведена также в письмах Минфина России от 11.04.2017 N 03-07-11/21548, от 06.04.2016 N 03-07-11/19544, где прямо указано, что на основании п. 1.1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцами при приобретении объектов основных средств, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия их на учет на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Правда, в некоторых письмах Минфина России высказывается иное мнение (письма от 18.05.2015 N 03-07-РЗ/28263, от 09.04.2015 N 03-07-11/20293). Специалисты финансового ведомства разъясняют, что принятие к вычету НДС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет товаров (работ, услуг) не противоречит нормам НК РФ, за исключением основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов. Необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении (уплаченных при ввозе на территорию РФ) основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в п.п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов (абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ).
Нужно сказать, что имеется арбитражная практика, в которой судьи с такой позицией не согласны (постановления АС Поволжского округа от 10.06.2015 N Ф06-24390/15, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 N 20АП-4796/12, ФАС Московского округа от 16.02.2011 N КА-А40/216-11). По мнению судей, абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ указывает только на право налогоплательщика предъявить к вычету в полном объеме суммы НДС, уплаченные поставщикам основных средств, после их принятия налогоплательщиком на учет и не содержит запрета на предъявление к вычету таких сумм, уплаченных при приобретении основных средств, за пределами налогового периода, в котором эти основные средства были поставлены на учет, в том числе частями. Применение налоговых вычетов, на которые налогоплательщик имеет установленное законом право, частями за пределами налогового периода, когда такое право возникло, не приводит к неуплате налога в бюджет, поскольку применение налогового вычета в таком порядке влечет переплату по налогу в предыдущих налоговых периодах. Как указал суд, ст. 172 НК РФ закрепляет только объем прав налогоплательщика и не устанавливает максимального или минимального размера вычета суммы НДС.
Учитывая наличие судебной практики по данному вопросу, в случае принятия организацией решения о включении суммы НДС по зданию в состав налоговых вычетов в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет данного объекта, такой подход может привести к спорам с налоговым органом. Возможно, что более безопасным вариантом будет принятие к вычету суммы НДС по приобретенному зданию в полном объеме (без дробления суммы на части) в любом налоговом периоде в течение трех лет после постановки на учет, когда доля вычетов по НДС (с учетом рассматриваемой суммы) не превысит 89% от суммы НДС, исчисленного с налоговой базы, за период 12 месяцев.
Если организация примет решение об единовременном отражении рассматриваемого налогового вычета в налоговой декларации и в данном налоговом периоде сумма налоговых вычетов превысит общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, тогда организации следует подать в налоговый орган заявление о возврате сумм НДС, подлежащих возмещению, либо о зачете суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет будущих платежей. Данное заявление желательно подать одновременно с налоговой декларацией за данный налоговый период.
В случае дальнейшего использования рассматриваемого объекта недвижимости для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, суммы НДС, принятый налогоплательщиком к вычету в отношении данных объектов основных средств в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случаях и порядке, предусмотренных ст. 171.1 НК РФ (за исключением объектов ОС, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет).
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Порядок возмещения НДС;
— Энциклопедия решений. Период получения налогового вычета по НДС (вычет в более позднем периоде);
— Энциклопедия решений. Учет приобретения недвижимости;
— Энциклопедия решений. Восстановление вычетов НДС по объектам недвижимости (СМР).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Елистратова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Как ответить на требования налоговиков по вычетам НДС: примеры на разные ситуации
После сдачи квартальной налоговой отчетности по НДС у бухгалтеров наступает новая волна – ответы на всевозможные требования налоговиков, касающиеся представления документов, объяснения причин высокой доли вычетов НДС, расхождений между строками деклараций. О том, как правильно давать пояснения налоговикам, пойдет речь в настоящей статье.
Несколько слов о процедурных моментах камеральной налоговой проверки. По общему правилу камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления декларации в налоговый орган. Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется. В каком случае от налогоплательщика потребуют пояснения (документы)?
Критерии отбора компаний на проверку
1) обнаружены ошибки и противоречия сведениям из документов, имеющихся в ИФНС (декларации проходят автоматизированную проверку по контрольным соотношениям – Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);
2) заявлены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Один из самых частых запросов налоговых органов в ходе камеральной налоговой проверки – истребование документов по льготным операциям, отражаемым в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению». (Напомним, что право на запрос документов в рамках «камералки» в части льготных операций может быть реализовано налоговыми органами в ситуации, когда применяемая льгота предназначена только для определенной категории лиц – п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, постановления АС УО от 24.02.2015 № Ф09-579/15 по делу № А71-6132/2014, от 17.02.2015 № Ф09-10024/14 по делу № А60-21098/2014, от 23.05.2014 № Ф09-5197/12 по делу № А60-32962/2011);
4) выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению;
5) не приложены обязательные документы, которые должны представляться одновременно с декларацией (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение. В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (п. 1 и 11 ст. 76 НК РФ).
Требование по камеральной проверке налоговики вправе направить в течение трех месяцев со дня представления декларации (расчета), за исключением случаев, когда требование направлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (в этом случае налоговики могут направить его и за пределами трехмесячного срока). Компания вправе не исполнять требования налоговиков, направленные за пределами трехмесячного срока камеральной проверки (пп. 11 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ).
Однако компаниям следует иметь в виду, что непредставление пояснений не препятствует продолжению налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). При обнаружении налоговым органом налоговых правонарушений составляется акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Подать пояснения или внести исправления в представленную декларацию компания должна в течение пяти рабочих дней после даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ). А на представление документов компании отводится десять рабочих дней после получения запроса на них из ИФНС.
В случае камеральной проверки декларации по НДС пояснения должны быть представлены в электронной форме по утвержденному ФНС формату (п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 11.01.2018 № АС-4-15/192@). Если не составить пояснения либо представить их не вовремя, то компанию могут оштрафовать на 5 000 руб., а при повторном нарушении в течение года – на 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).
Приведем наиболее популярные требования налоговиков в части запроса документов и пояснений по заявленным вычетам НДС.
Высокая доля вычетов НДС
На сегодняшний день налоговики применяют норматив, утвержденный Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Налоговый вычет по НДС не должен превышать:
– 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев;
– долю вычета НДС по региону.
Приведем образец ответа на подобный запрос.
Ответ на требование № 5/53 от 06.08.2018
о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/53 от 06.08.2018 поясняет следующее. Высокий удельный вес вычетов в декларации по НДС за II квартал 2018 года обусловлен такими факторами:
1. Основным видом деятельности компании является оптовая продажа и хранение в резервуарах нефтепродуктов. Основной объем закупаемых нефтепродуктов приходится на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу. В силу сложной экономической ситуации торговля нефтепродуктами была заморожена в период с марта по апрель 2018 года. Торговля возобновилась лишь с мая 2018 года. Поэтому компания приобретала значительное количество нефтепродуктов для последующей продажи, что и обусловило рост вычетов НДС.
2. Цены на нефтепродукты неуклонно росли, а договоры поставки нефтепродуктов были заключены на фиксированные цены. В связи с этим компания в данный период понесла убытки. Кроме того, в связи с неопределенностью на рынке нефтепродуктов сократились объемы продаж. Из-за снижения покупательского спроса выручка от реализации товаров во II квартале 2018 года снизилась по сравнению с предыдущим кварталом на 35 %.
3. В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения договора с новыми АЗС. Это должно привести к уменьшению доли вычетов НДС и увеличению облагаемой НДС выручки.
Перенос вычетов
Возможность переноса вычетов предусмотрена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. При этом перенести можно только вычеты, которые перечислены в п. 2 ст. 171 НК РФ (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). В указанных случаях компания вправе применить вычет НДС в течение трех лет после принятия к учету товаров (работ, услуг). Последнее число квартала, на который попал срок, является крайней датой для вычета НДС (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 540‑О).
В результате несоответствия счетов-фактур в книге покупок компании, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, счетам-фактурам контрагента, отраженным в книге продаж, налоговики направляют требования о представлении пояснений.
Ответ на требование № 5/54 от 06.08.2018
о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/54 от 06.08.2018 поясняет следующее. Сумма налога и вычетов в декларации за II квартал 2018 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 5 200 100 руб.
Расхождение с данными контрагента ООО «Лютик» возникли из‑за переноса вычета по НДС в сумме 515 000 руб. со II квартала 2018 года
на III квартал 2018 года.
Контрагент ООО «Лютик» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 29.06.2018 № 4512 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2018 года.
Компания, пользуясь правом, предоставленным п. 1.1 ст. 172 НК РФ, заявит вычет по указанному счету-фактуре в III квартале 2018 года.
– вычет с аванса («отработанный» аванс, возврат аванса);
– вычеты покупателя, исполняющего функции налогового агента;
Вычет по авансам с трехлетним сроком давности
Например, в налоговой декларации за II квартал 2018 года заявлен «отработанный» аванс за I квартал 2015 года. Несмотря на то, что представители Минфина не видят препятствий по заявленным вычетам со «старой» предоплаты (Письмо от 07.05.2018 № 03‑07‑11/30585), налоговики просят у компаний пояснений в случае, если между предоплатой и отгрузкой товаров (работ, услуг) прошло более трех лет.
Ответ на требование № 5/55 от 06.08.2018
о вычете с полученного от покупателя аванса
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/55 от 06.08.2018 поясняет следующее.
В январе 2015 года компания получила предоплату от покупателя ООО «Лютик» в размере 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).
С полученной суммы предоплаты компания исчислила НДС в размере 18 000 руб. и отразила в книге продаж за I квартал 2015 года.
Однако продукция была изготовлена и отгружена только в мае 2018 года в связи с освоением новой технологической линии производства. В связи с этим компания отразила в книге покупок за II квартал 2018 года вычет в размере 18 000 руб.
Трехгодичный срок для предъявления суммы НДС к вычету в данном случае не действует.
Вычет с предоплаты поставщику в большем размере, чем указано в договоре
Для получения вычета «авансового» НДС необходимо иметь договор в виде отдельного документа, в котором предусмотрено условие о предварительной оплате. При отсутствии договора с поставщиком либо при отсутствии такого условия «авансовый» НДС к вычету не принимается (письмо Минфина России от 06.03.2009 № 03‑07‑15/39).
В ряде судебных решений поддерживается такая позиция: предъявление НДС к вычету при перечислении оплаты в счет предстоящих поставок возможно только при наличии в договоре с контрагентами условия о внесении предоплаты (Решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.11.2017 по делу № А11-267/2017). Однако есть и другие решения, в которых судьи признают, что для применения налоговых вычетов по п. 12 ст. 171 НК РФ обязательное наличие договора в виде единого документа, подписанного сторонами, не требуется, поскольку своими действиями (оплачивая выставленный счет) покупатель подтверждает заключение договора (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 № 09АП-2239/2014 по делу № А40-131282/13, ФАС ЦО от 02.08.2011 по делу № А64-6563/2010).
Единственное послабление в этой части – покупатель вправе принять «авансовый» НДС к вычету при отсутствии оригинала договора с поставщиком, только по копии (Письмо Минфина России от 18.05.2018 № 03‑07‑09/33573).
При проведении камеральных проверок налоговики запрашивают у компаний договор, предусматривающий условие о предоплате. Если такого условия нет, налоговики могут отказать в вычете.
А вот если предоплата перечислена в большем размере, чем установлено договором, принять НДС к вычету можно со всей фактически перечисленной суммы предоплаты. Во всяком случае, такие рекомендации дают специалисты Минфина (Письмо от 12.02.2018 № 03‑07‑11/8323). Тем не менее налоговики на местах могут потребовать пояснений на этот счет. В такой ситуации предлагаем воспользоваться нашим шаблоном.
Ответ на требование № 5/56 от 06.08.2018
о вычете с перечисленного поставщику аванса
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/56 от 06.08.2018 поясняет следующее.
По строке 150 раздела 3 сумма вычетов составила 118 000 руб.
Для правомерного включения «авансового» НДС в состав налоговых вычетов должны выполняться условия, предусмотренные п. 9 ст. 172 НК РФ:
– предъявленный продавцом покупателю авансовый счет-фактура должен быть оформлен в соответствии с требованиями п. 5.1 ст. 169 НК РФ;
– должен иметься договор, содержащий условие предварительной оплаты.
Компания перечислила аванс в большей сумме, чем предусмотрено условиями договора. Возможность принять сумму вычета в подобной ситуации подтверждается Минфином (Письмо от 12.02.2018 № 03‑07‑11/8323) и арбитражной практикой (Постановление АС ЗСО от 21.06.2016 № Ф04-2547/2016 по делу № А45-18969/2015).
Кроме того, НДС с авансов фактически уплачен поставщиком, который отразил сумму НДС в книге продаж и в налоговой декларации.
Вычет НДС при наличии в цепочке недобросовестного контрагента
Напомним, что с 19.08.2017 отказ в вычете возможен, если компания злоупотребила правом (ст. 54.1 НК РФ). Налоговики вправе снять вычет, если:
– компания умышленно исказила факты в учете и отчетности;
– заключенная сделка не имеет деловой цели, ее единственной целью является уменьшение налогов;
– исполнитель по сделке фиктивный.
Однако если со стороны налоговиков не представлены доказательства согласованности действий заявителя и спорных контра-
гентов, направленных на совершение сделки с целью неуплаты (неполной уплаты), отсутствуют доказательства подконтрольности контрагентов, иных фактов имитации хозяйственных связей и (или) доказательства аффилированности сторон сделки, претензии налоговиков легко оспорить в суде (Постановление АС УО от 30.03.2018 № Ф09-795/18 по делу № А76-8310/2017).
Ответ на требование № 5/57 от 06.08.2018
о проявлении должной осмотрительности
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/57 от 06.08.2018 поясняет следующее.
При заключении договора поставки с ООО «Лютик» нашей компанией была проявлена должная осмотрительность. В компании разработано положение о проверке и мониторинге контрагентов.
Согласно положению в отношении ООО «Лютик» были затребованы и проверены следующие документы:
– копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет;
– приказ о назначении генерального директора;
– выписка из базы данных ЕГРЮЛ;
– справка, подтверждающая отсутствие долгов перед бюджетом по налоговым обязательствам.
Кроме того, установлен факт отсутствия претензий к организации у государственных органов.
В течение 2018 года компания проводила сверку расчетов с ООО «Лютик».
С учетом изложенного считаем правомерным применение вычетов по НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Лютик».
Техническая ошибка в нумерации счета-фактуры поставщика
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету.
Немало требований налоговиков связано с ошибками (неточностями) в отражении реквизитов счетов-фактур (номер, дата).
В такой ситуации инспекция должна потребовать от налогоплательщика предоставить пояснения или исправить ошибочный номер счета-фактуры в первичной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Несмотря на то, что подобные ошибки не влияют на величину вычета, налоговики нередко отказывают компаниям в праве на вычет и настоятельно рекомендуют представить «уточненку». В случае отказа налоговики направляют уведомление о вызове компании для дачи пояснений. Однако компания может ограничиться представлением пояснений с корректными данными (Постановление АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016).
Ответ на требование № 5/58 от 06.08.2018
о необоснованном вычете в связи с технической ошибкой
в нумерации счетов-фактур
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/58 от 06.08.2018 поясняет следующее.
Ошибка в номере счета-фактуры (номера отражены верно, ошибка заключалась в том, что подчеркивание в нумерации проставлено по середине, а не снизу, ввиду особенностей программного обеспечения) не привела к занижению налоговых обязательств по НДС (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Компания представляет сканы 9 счетов-фактур, по которым заявлен вычет во II квартале 2018 года. В свою очередь, контрагент ООО «Лютик» отразил 9 счетов-фактур в книге продаж за II квартал 2018 года.
На основании изложенного, если компания исполнила требования налоговой инспекции, подавать уточненную налоговую декларацию нет необходимости (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.